Напоминание

«ТВОРЧЕСКИЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ФРАНЦУЗКИЕ) МАСТЕРСКИЕ»


Автор: Решетникова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 35
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: доклад
Тема: «ТВОРЧЕСКИЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ФРАНЦУЗКИЕ) МАСТЕРСКИЕ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом №35»

Доклад:

«ТВОРЧЕСКИЕ

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ФРАНЦУЗКИЕ)

МАСТЕРСКИЕ»

Составила: Решетникова Виктория Викторовна,

Воспитатель КГКУ Детский дом 10

г. Комсомольск-на-Амуре

2020 год.

Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря

простым языком, открытое образование обозначает один из путей

организации образовательного процесса в современных условиях.

Открытость как качество современного образования предполагает, что

получение образования доступно любому желающему, с различным

уровнем исходных знаний, на основе использования современных

информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном

воспитаннику. Открытое образование предполагает практически

неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет

воспитаннику возможность самостоятельно без довлеющего

сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в

ней и оценить свой образовательный результат.

Одной из технологий открытого образования является «Творческие

(педагогические, французские) мастерские».

Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education

Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года

окончательно признана Министерством образования Франции, в

последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный

французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас

в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа

разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике

получила название французских (творческих, педагогических) мастерских.

В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре

Дюни в Санкт-Петербурге.

ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ЭТАПЫ РАБОТЫ

МАСТЕРСКОЙ

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение

подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к

предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия,

текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций,

воспоминаний,

ощущений, вопросов

1.

2.

«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы,

решения, текста, рисунка, проекта.

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения

возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н.

Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского. исследования

Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также

основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских

эпистемологов — последователей теории познания Гастона Вашляра —

стали основой практического моделирования сначала французских, а

затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать,

что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и

российского

педагогического опыта.

Технология педагогических мастерских позволяет

решить задачи:

личностного саморазвития;

образовательной мотивации: повышения интереса к процессу

обучения и активного восприятия учебного материала;

функциональной грамотности и креативности: навыков и умений

творческого постижения и осмысления нового знания;

культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

социальной компетентности: коммуникативных навыков и

ответственности за знание.

актуализации и систематизации субъективных знаний;

«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

3.

«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в

группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем,

все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

4.

5.

«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ

учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в

аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают

или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской

неполноты или несоответствия своего старого знания новому,

внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению

в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с

литературным или научным источником.

6.

Можно выделить следующие правила в работе в

творческой мастерской:

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности,

сотворчества в общении.

В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка,

пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске

знания.

Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

Важную информацию он подаёт малыми дозами, если

обнаруживает потребность в ней у учащихся.

Исключает официальное оценивание работы учащегося (не

выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через

социализацию, афиширование работ даёт возможность появления

самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Консультанты на уроке (наставники)

Цели:

Углубление понимания и запоминания пройденного материала;

Обучение сотрудничеству;

Формирование ответственности

Данная инсценировка является одной из сильных в достижении

обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда

человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его

запоминать.

Известно также, что когда на человека возлагается ответственность за

кого-то, тогда и он начинает проявляться в деятельности. Кроме этого,

человеку свойственно передавать свой опыт другим. В человека

заложена потребность учить других. Это проявляется в разной степени у

разных людей, но у всех присутствует в коллективном бессознательном.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕРСКИХ

отсутствие соперничества,

соревнования;

равенство всех участников,

включая педагога;

важность не столько

результата творчества,

сколько самого

процесса;

важность не столько

результата творчества,

сколько самого процесса;

чередование

индивидуальной и

групповой работы;

В данной инсценировке используются все названные выше

психологические механизмы.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога

во всех его аспектах. Происходит обмен

мнениями,

знаниями,

творческими

находками между участниками мастерской, чему

содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и

работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого

участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением

культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого

— с самим собой.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание

или умение, важен сам процесс постижения истины и создание

творческого

продукта

.

Технология педагогических мастерских

Мастерская выступает как форма проведения учебных занятий. Она

состоит из последовательности взаимосвязанных· этапов. На каждом из

них определяющим является соответствующее учебное задание, которое

направляет познавательную деятельность ребят и вместе с тем

предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств

достижения цели, темпа работы и т. п.

Система заданий – это альтернатива простой передаче информации. При

этом учителю не нужно использовать традиционные методы

принуждения, следить за каждым шагом ребенка.

Как пишет А. А. Окунев, на мастерской знания «выстраиваются», но не

даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний

учениками возможны неточные формулировки, ошибки, но это не

считается преступлением. У учеников исчезает страх совершить ошибку,

страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с

заданиями. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся

ступеньками в познании, формируются строгие научные знания.

Гуманистический потенциал данной технологии легко обнаруживается,

например, на основе сравнения содержания этапов традиционного урока

изучения нового материала с содержанием этапов мастерской

конструирования новых знаний. Ниже сделана попытка такого

сравнения:

Мастерская это есть изготовление педагогического продукта!!!!!

На математики хорошо проводить мастерские на обобщающих уроках,

но также на новом материале.

Этапы

Традиционный урок

Мастерская.

1

Организационный момент и

опрос по учебному материалу,

который был задан на дом

Выполнение задания, связанного с

актуализацией знаний учащихся

Обогащение знаний с помощью

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и

взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника

к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или

коллективного открытия.

задания, выполненного соседом

Корректировка и развитие знаний в

процессе общения в четверках

2

Объяснение учителем нового

материала

Выполнение индивидуального

задания на обнаружение и фиксацию

учащимися их знаний и субъектного

опыта в связи с названием новой

темы и (или) ее ключевыми словами

(в объеме всей новой темы или ее

отдельного фрагмента)

Выполнение индивидуальных

заданий по сопоставлению

проявленных знаний и опыта с тем,

что представлено в учебниках и

других источниках информации.

Обсуждение учащимися в четверках

результатов этого сопоставления. При

этом все члены группы поочередно

представляют товарищам свои

результаты и используют такие

клише: «Я полагал, что…, но на

самом деле…», «Мои представления

о… пришлось несколько уточнить,

так как…», «С тем, что написано в

учебнике нельзя согласиться,

поскольку…», «То, что написано по

поводу … совпадает с моими

представлениями, но…» и др. В

беседах происходит уточнение тех или

иных моментов содержания темы

.Затем результаты работы каждая

группа каким-либо образом

предъявляет всему классу

3

Закрепление: обычно

фронтальный опрос или

решение задачи

Выполнение заданий на понимание

сущности нового материала и (или)

на его применение Каждый ученик в

четверках получает индивидуальное

задание, которое, возможно, является

частью общей работы по новой теме.

Он его выполняет и затем объясняет

суть и свои действия в четверке,

причем так, чтобы готов был

ответить по этому заданию каждый

из учеников четверки. Затем группа

каким-либо образом афиширует свою

работу

Возможно, свою «афишу»

вывешивает и учитель

Все ходят, обсуждают, выясняют,

корректируют свои работы

Групповая или фронтальная

рефлексия Возможно выполнение

контрольных заданий

4

Домашнее задание, обычно

безальтернативное: параграфы

и задачи

Предлагается много вариантов

домашнего задания, учащиеся

выбирают то, что соответствует

степени усвоения ими новой темы,

интересам и желаниям

Форма урока – мастерская (групповая работа)

Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая

позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и существенно

влияет на развитие личности.

Сильные направляют работу более слабых учащихся данной группы

помогают им продвигаться вперед, следя за успехами других.

В группе 7 человек

Два консультанта вместе с группой

Обсуждают теорию Выполняют задания

ПЕДАГОГ в роли наставника (наблюдателя)

Так как метод обучения - это есть способ передачи знаний учащимся и

способ организации познавательной и практической деятельности уч-ся.

Мной был выбран метод (Сочетание словесного и наглядного методов).

По степени активности и самостоятельности учащихся частично-

поисковый.



В раздел образования