Автор: Шмельков Виктор Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 107 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Бальные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры"
Раздел: начальное образование
1
Статья
«Бальные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры»
Шмельков Виктор Васильевич, учитель физической
культуры, гимназия 107, г. Санкт-Петербург, 2020 г.
За последнее время
урок физической культуры претерпел значительные
изменения,
связанные с рядом причин. Одна из них – ухудшение здоровья детей. По данным научных
исследований, лишь около 10% молодѐжи
можно считать здоровой, а около 40% детей
страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и
костно-мышечной систем. Связано это с недостаточной двигательной активностью детей в
сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.
Для
обеспечения
достаточной
физической
активности,
физического
развития
и
физической подготовленности был введѐн третий урок физической культуры (приказ №889
Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010).
Несмотря на актуальность, описанная проблема решается не в полной мере ввиду слабой
материальной
базы
учебных
заведений,
недостатка
инвентаря
и
оборудования.
Для
проведения танцевальных уроков (как третий урок физической культуры в рамках программы
общеобразовательного учреждения) необходимо только отдельное помещение, музыкальное
оснащение. Желательно аппаратура для просмотра видеозаписей и презентаций.
Эффект от проведения уроков ритмики велик, особенно в начальной школе. Ребѐнок
помимо
музыкального
и
двигательного
образования
получает
мощный
оздоровительный
комплекс физической культуры.
Предлагаю
рассмотреть
бальные
танцы
как
новый
путь
увеличения
двигательной
активности на уроке физической культуры. В статье представлены особенности специфики
бальных танцев и их положительное влияние на организм учащихся.
Термин «бальные танцы» относится к парным бытовым светским танцам, возник в
средневековой Европе. Бальные танцы считались элитарными, предназначались для знати и
исполнялись
на
балах.
На
формирование
бальных
танцев
влияли
такие
направления
в
искусстве
как
возрождение,
просвещение,
классицизм,
романтизм.
В
XX
веке
огромное
влияние оказала африканская и латино-американская музыка и танцевальная культура.
С 1930 года проводятся конкурсы по бальным танцам по программам:
Европейская программа (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп);
Латиноамериканская программа (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв);
Многоборье (10 танцев по европейской и латиноамериканской программе).
В СССР популярные конкурсы проводились по программе классических отечественных
танцев
(русский
лирический,
сударушка,
венгерский
бальный,
полонез-мазурка,
большой
фигурный вальс, вальс-гавот и др.).
На настоящее время спортивные бальные танцы включены вместе с акробатическим рок-н-
роллом
и
брейк-дансом
в
спортивную
федерацию
России
под
названием
ФТСААР
«Танцевальный спорт».
Движения в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует комплексной ритмичной
работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях приводит к общему
оздоровлению
организма.
Бальные
танцы
–
это
настоящая
спортивная
тренировка.
С
их
помощью можно усовершенствовать физическую подготовку в целом:
2
Бальные танцы это один из видов двигательной активности. Помимо физической нагрузки
на уроках физической культуры бальные танцы:
способствуют развитию всесторонне развитой личности;
помогают индивидуально совершенствоваться;
улучшают личностные качества через общение со сверстниками.
Элементы бальных танцев следует рассматривать как упражнения общего физического
воздействия
и
развития
всех
ведущих
физических
качеств.
Улучшение
содержания
физкультурного
образования
школьников
на
основе
введения
бальных
танцев
в
учебную
программу и использование танцевальных упражнений в учебном процессе, совершенствует и
модернизирует саму систему физического воспитания.
На уроках
физической
культуры
с элементами
бальных танцев
Создаѐтся
мышечный
корсет,
увеличивается
мышечная
сила.
Укрепляется
сердечно-
сосудистый
аппарат.
Тренируем
вестибулярный
аппарат.
Создаѐм
положительные
эмоции, укрепляем
психику и развиваем
дисциплину.
Вырабатываем
выносливость
и спортивный
дух.
Повышается
тонус коры
головного
мозга.
Профилактика
плоскостопия
и искривления
позвоночника.
3
Литература:
Ж.Е.Фирилева,
А.И.Рябчиков,
О.В.Загрядская
«Ритмика
в
школе.
Третий
урок
физической культуры». Учебно-методическое пособие. Допущено Учебно-методическим
объединением
по
направлениям
педагогического
образования
Министерства
образования
и
науки
РФ
в
качестве
учебного
пособия
по
направлению
050100
«Педагогическое образование». Ростов-на Дону, ООО «Феникс», 2014.
Guy Howard. Technique of ballroom dancing. – England, 2011, перевод, 2-я редакция, 2014.
Laird Walter. Technique of latin dancing. – England, 2014, перевод 2015.
Шутиков Ю.Н. «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым
классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам», Санкт-
Петербург, издательство ООО «Синус Пи», 2011.
Приложение:
Предлагаю познакомиться с программным материалом, который я использую на уроках
физической культуры/ритмика/ в начальной школе (третий урок физической культуры).
Учебно-тематический план «Физическая культура/ритмика/»
Класс
Наименование
разделов
1 класс
2 класс
3 класс
Азбука танцевальных движений
6
9
7
Танцы сольной композиции
7
8
8
Детские образные танцы
9
4
4
Танцы со сменой партнѐров
3
6
4
Бальные танцы классической
программы
6
4
6
Бальные танцы международной
программы
2
2
4
Творческая мастерская
-
1
1
Музыкально-подвижные игры
В процессе уроков В процессе уроков В процессе уроков
Итого за год
33
34
34
4
Рассмотрим парные бальные танцы, которые включены в программный материал предмета
«Физическая
культура/ритмика/».
Бальные
танцы
на
начальном
уровне
изучаются
в
трѐх
разделах:
1 класс
1.
Танец «Рассердились-помирились» (раздел «Танцы со сменой партнѐров»).
Музыка «Гусачок» или Полька, музыкальный размер 2/4.
И.п. – открытое лицом по линии танца.
I-II
1-16 – шестнадцать галопов с подскоком, продвигаясь вперѐд, в конце приставить
ногу, поворачиваясь лицом друг к другу, отпуская и вытягивая руки вперѐд, одна выше,
другая ниже.
III
1-2 – два скользящих хлопка вверх-вниз
3 и 4 – Рассердились – тройной притоп, поворачиваясь кругом спиной друг к
другу
5-6 – два скользящих хлопка вверх-вниз
7 и 8 – Помирились – тройной притоп, поворачиваясь обратно лицом друг к другу,
выводя в стороны и соединяя руки
IV
1-8 – шаги, выполняя полный поворот вправо в паре, в конце приставляя ногу и
принимая И.п.
2.
Танец «Медленный вальс» (раздел «Бальные танцы международной программы»).
Музыка «Медленный вальс» (Emily, Only one, Apasionata, Fascination, Remembe),
музыкальный размер ¾, темп 28-30 тактов в минуту.
Фигуры:
Перемена с правой ноги вперёд
И.п. лицом по линии танца
Правой ногой шаг вперѐд (счѐт 1)
Левой ногой в сторону
(счѐт 2)
Правую ногу приставить к левой ноге (счѐт 3)
Перемена с левой ноги назад
И.п. спиной по линии танца
Левой ногой шаг назад
(счѐт 4)
Правой ногой в сторону (счѐт 5)
Левую ногу приставить к правой ноге (счѐт 6)
БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
Танцы со сменой партнѐров
Бальные танцы классической
программы
Бальные танцы международной
программы
5
В паре:
И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны. Мальчик лицом по линии танца,
начинает с правой ноги вперѐд. Девочка спиной по линии танца, начинает с левой
ноги назад.
Исполняем фигуры «Перемена с правой ноги вперёд» и «Перемена с левой ноги
назад»(2 такта). Повторяем в паре в течении 1-2 минут.
3.
Танец «Па де грас» (раздел «Бальные танцы классической программы»).
Музыка Па де грас, музыкальный размер 4/4, темп 15-16 тактов в минуту.
И.п. – боковая позиция, мальчик с левой стороны от девочки, оба лицом по линии
танца, правая рука мальчика соединена с левой рукой девочки, свободные руки в
стороны.
I
1 – шаг вправо
2 – приставить левую ногу сзади, слегка приседая и наклоняя голову
3 – шаг вправо
4 – вывести левую ногу вперѐд на носок
5-8 – повторить движения на счѐт 1-4 в обратную сторону
II 1-3 – три шага с правой ноги вперѐд по линии танца
4 – вывести левую ногу вперѐд в правое боковое положение на носок
5-8 – повторить движения с левой ноги, в конце поворачиваясь: мальчик вправо,
девочка влево в закрытую лицевую позицию, отпуская руки в стороны, соединить
ноги в первую позицию
III 1-8
повторить
шаги
части
I,
расходясь
боком
вправо
и
сходясь
обратно,
последним шагом правую ногу вперѐд и немного скрестно на носок, соединяя
правые руки на уровне головы, принимая правое боковое положение
IV 1-3 – три шага с правой ноги вперѐд по дуге, поворачиваясь вправо и меняясь
местами
4 – слегка сгибая правую ногу, левую – в сторону на носок
5-7 – продолжая обход, три шага с левой ноги по дуге
8
–
подтянуть
правую
ногу
спереди,
поворачиваясь
лицом
по
линии
танца,
перехватывая
руки
и
принимая
боковую
позицию
лицом
по
линии
танца
(первоначальное И.п.)
2 класс
4.
Танец «Вальс дружбы» (раздел «Танцы со сменой партнѐров»).
Музыка «Вальс» (Beautiful, Bella Epoque, Waltz of flowers), музыкальный размер ¾,
темп 56-58 тактов в минуту.
И.п. – закрытая лицевая позиция, мальчик лицом к стене, руки соединены по второй
позиции.
Описываем шаги мальчика (у девочки действия аналогичные, зеркальные).
I
1 такт – шаг с левой ноги влево (счѐт 1-2), приставить правую ногу к левой ноге с
весом
2 такт – повторить 1 такт
3 такт – повторить 1 такт
4 такт - шаг с левой ноги влево (счѐт 1-2), приставить правую ногу к левой ноге
без веса
5-8 такты- повторить движения 1-4 тактов с правой ноги в другую сторону вправо
II 1 такт – шаг влево (счѐт 1-2), подтянуть правую ногу без веса (счѐт 3)
2 такт - шаг вправо (счѐт 1-2), подтянуть левую ногу без веса (счѐт 3)
3-4 такты – поворот на трѐх шагах влево (девочка вправо)
5 такт – сольный хлопок
6 такт – хлопок в ладони друг друга
7
такт
–
шаг
влево
с
приставкой
правой
ноги
(девочка
аналогично
влево),
переходя к другому партнѐру
6
8 такт – поклон мальчика с реверансом девочки и выпрямиться, подавая руки и
принимая исходное И.п. для начала танца
5.
Танец «Модный рок» (раздел «Бальные танцы классической программы»).
Музыка
«Диско»
(Hands
Up,
«Синий
иней»
группа
Самоцветы),
музыкальный
размер 4/4, темп 128-130 тактов в минуту.
И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны.
Описываем шаги партии мальчика (у девочки действия зеркальные).
I
1-2 – шаг-влево и приставка правой ноги
3-4 – шаг влево и тэп правой ноги
5-8 – повторить движения на счѐт 1-4 в обратную сторону
II 1-8 – мальчик повторяет шаги части I, освобождая правую руку (девочки - левую
руку) и ведя под соединѐнными руками на движения:
1-4 – поворот на трѐх шагах вправо и тэп правой ногой
5-8 - поворот на трѐх шагах вправо и тэп левой ногой
III 1-2 – соединяя руки в стороны, шаг влево и кик правой ногой
3-4 – повторить движения на счѐт 1-2 в другую сторону
5-8 – повторить движения на счѐт 1-4
IV 1-3 – отпуская руки и поворачиваясь налево (девочка направо), три шага вперѐд,
расходясь друг от друга
4 – тэп правой ногой с хлопком на уровне головы
5-6 – шаги назад в обратном направлении
7-8 – поворачиваясь лицом друг к другу, шаг вправо и тэп, принимая И.п
6.
Танец «Рок-н-ролл» (раздел «Бальные танцы международной программы»).
Музыка «Рок-н-ролл» (In The Mood, Sea Cruise, Let's Twist Again), темп 38-40 тактов
в минуту, музыкальный размер 4/4.
И.п. – основная стойка. Лицевая позиция в паре без соединения рук.
I
1-8 – 8 покачиваний на носках, поднимая и опуская пятки
1-8 – 8 прыжков ноги вместе
1-8 – 8 перескоков поднимая высоко колени, руки перед собой
1-8 – 8 перескоков с подъѐмом пяток сзади, руки на поясе.
II И.п. –основная стойка.
1-8 – движения рук «ножницы»
1-8- движения рук «молоточки»
1-8 – бег на месте
1-8 – подаѐм правую руку своему партнѐру.
III 1-16 - В паре со своим партнѐров кружимся по кругу на фликах или беге. Левые
руки на поясе или отображают фонарики.
1-16 – Прощаемся со своим партнѐром. Двигаемся по залу на беге, выбираем
нового партнѐра.
3 класс
7.
Танец «Маленький вальс» (раздел «Танцы со сменой партнѐров»).
Музыка «Вальс» (Beautiful, Bella Epoque, Waltz of flowers), музыкальный размер ¾, темп
52-58 тактов в минуту.
И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны.
Описываем шаги партии мальчика (у девочки действия зеркальные).
I
1 такт – слегка приседая, шаг влево по линии танца, поворот головы налево
2 такт – слегка приседая, шаг вправо по линии танца, поворот головы вправо
3 такт – слегка приседая, шаг влево по линии танца, поворот головы налево
4 такт – приставить правую ногу, голову прямо
II 1-4 – повторить движения части I
III 1 такт – слегка приседая, шаг левой ногой назад друг от друга
7
2 такт – слегка приседая, вес на правую ногу вперѐд (счѐт 1-2) и приставить левую
ногу (счѐт3)
3 такт – хлопок перед собой
4 такт – хлопок в ладони друг другу
IV 1 такт – шаг влево и приставить правую ногу (девочка левую ногу скрестно сзади)
2 такт – поклон (девочка реверанс)
3 такт – мальчик подаѐт руки в стороны ладонями кверху
4 такт – девочка кладѐт руки сверху, соединяя их с руками мальчика в И.п.
8.
Танец «Берлинская полька» (раздел «Бальные танцы классической программы»).
Музыка «Берлинская полька», музыкальный размер 2/4,темп 60-62 тактов в минуту.
И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны, 1-ая позиция ног.
Описываем шаги партии мальчика (у девочки действия зеркальные).
I
1- подскок на правой ноге, левую ногу в сторону на пятку
2 – подскок на правой ноге, левую ногу согнуть на носок у носка правой ноги
3-4 – повторить движения на счѐт 1-2
5и6и – два галопа влево
7 – шаг влево
8 – согнуть правую ногу на носок у носка левой ноги
II 1-8 – повторить движения части I с правой ноги вправо, в конце приставляя левую
ногу к правой ноге и отпуская руки
III 1и2 – слегка приседая, левую руку на пояс, три хлопка друг другу ладонями
правых рук
3и4 – сменив положение рук, три хлопка друг другу ладонями левых рук
5и6 – три хлопка ладонями по бѐдрам
7и8 – три хлопка ладонями в ладони друг друга, в конце соединяя правые руки на
уровне головы, принимая правое боковое положение
IV 1-6 – шесть шагов с подскоками и полным поворотом вправо в паре
7 – разъединяя руки, приставить ногу, принимая закрытое положение лицом к
стене, мальчик подаѐт руки в стороны ладонями кверху
8 – девочка кладѐт руки сверху, соединяя руки с руками мальчика в И.п.
9.
Танец «Ча-ча-ча» (раздел «Бальные танцы международной программы»)
Музыка
«Ча-ча-ча» (Baila Baila, Chika Chika, Pata Pata, Pao Pao), музыкальный
размер 4/4, темп 30-32 такта в минуту.
Начинаем лицом к стене после счѐта «1.2.3».
Разучиваем шаги танца сольно:
Шаги
Танцевальные действия
Счёт
1-5
«Ча-ча-ча шассе» вправо – ПЛП.
Приставьте левую ногу к правой ноге, а затем перенесите вес на
правую ногу (отбивание ритма на месте).
4и1
2.3
6-10
Исполните шаги, аналогичные шагам 1-5, начиная с другой ноги
и двигаясь влево.
4и1.2.3
11-20
Повторите исполнение шагов 1-10.
4и1.2.3
4и1.2.3
21-25
«Ча-ча-ча шассе» вправо – ПЛП.
Шаг левой ногой вперѐд, перенос веса обратно на правую ногу.
4и1
2.3
26-30
«Ча-ча-ча шассе» влево – ЛПЛ.
Шаг правой ногой назад, перенос веса обратно на левую ногу.
4и1
2.3
31-40
Повторить исполнение шагов 21-30.
4и1.2.3
4и1.2.3
41-55
«Ча-ча-ча шассе» вправо с поворотом на ¼ вправо – ПЛП.
Шаг левой ногой вперѐд, перенос веса обратно на правую ногу.
4и1
2.3
56-60
«Ча-ча-ча шассе» влево с поворотом на 1/2 влево – ЛПЛ.
4и1
8
Шаг правой ногой вперѐд, перенос веса обратно на левую ногу.
2.3
61-70
Повторить исполнение шагов 41-60.
4и1.2.3
4и1.2.3
Шаги 1-10
Фигура «Основное движение на месте»
2 такта
Шаги 21-30
Фигура «Основное движение танца ча-ча-ча»
2 такта
Шаги 41-60
Фигура «Нью-йорк (раскрытия)»
2 такта
Композиция исполняется в течении 1-2 минут.
Рекомендуется изучать фигуры вначале сольно, а затем объединиться в пары:
И.п. закрытое, соединѐнные руки в стороны. Мальчик начинает с правой ноги,
девочка – с левой ноги. В фигуре «Нью-йорк» после поворота руки свободные
выводим в стороны.