Напоминание

"Бальные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры"


Автор: Шмельков Виктор Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 107 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Бальные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Статья

«Бальные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры»

Шмельков Виктор Васильевич, учитель физической

культуры, гимназия 107, г. Санкт-Петербург, 2020 г.

За последнее время

урок физической культуры претерпел значительные

изменения,

связанные с рядом причин. Одна из них – ухудшение здоровья детей. По данным научных

исследований, лишь около 10% молодѐжи

можно считать здоровой, а около 40% детей

страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и

костно-мышечной систем. Связано это с недостаточной двигательной активностью детей в

сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Для

обеспечения

достаточной

физической

активности,

физического

развития

и

физической подготовленности был введѐн третий урок физической культуры (приказ №889

Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010).

Несмотря на актуальность, описанная проблема решается не в полной мере ввиду слабой

материальной

базы

учебных

заведений,

недостатка

инвентаря

и

оборудования.

Для

проведения танцевальных уроков (как третий урок физической культуры в рамках программы

общеобразовательного учреждения) необходимо только отдельное помещение, музыкальное

оснащение. Желательно аппаратура для просмотра видеозаписей и презентаций.

Эффект от проведения уроков ритмики велик, особенно в начальной школе. Ребѐнок

помимо

музыкального

и

двигательного

образования

получает

мощный

оздоровительный

комплекс физической культуры.

Предлагаю

рассмотреть

бальные

танцы

как

новый

путь

увеличения

двигательной

активности на уроке физической культуры. В статье представлены особенности специфики

бальных танцев и их положительное влияние на организм учащихся.

Термин «бальные танцы» относится к парным бытовым светским танцам, возник в

средневековой Европе. Бальные танцы считались элитарными, предназначались для знати и

исполнялись

на

балах.

На

формирование

бальных

танцев

влияли

такие

направления

в

искусстве

как

возрождение,

просвещение,

классицизм,

романтизм.

В

XX

веке

огромное

влияние оказала африканская и латино-американская музыка и танцевальная культура.

С 1930 года проводятся конкурсы по бальным танцам по программам:

Европейская программа (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп);

Латиноамериканская программа (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв);

Многоборье (10 танцев по европейской и латиноамериканской программе).

В СССР популярные конкурсы проводились по программе классических отечественных

танцев

(русский

лирический,

сударушка,

венгерский

бальный,

полонез-мазурка,

большой

фигурный вальс, вальс-гавот и др.).

На настоящее время спортивные бальные танцы включены вместе с акробатическим рок-н-

роллом

и

брейк-дансом

в

спортивную

федерацию

России

под

названием

ФТСААР

«Танцевальный спорт».

Движения в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует комплексной ритмичной

работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях приводит к общему

оздоровлению

организма.

Бальные

танцы

это

настоящая

спортивная

тренировка.

С

их

помощью можно усовершенствовать физическую подготовку в целом:

2

Бальные танцы это один из видов двигательной активности. Помимо физической нагрузки

на уроках физической культуры бальные танцы:

способствуют развитию всесторонне развитой личности;

помогают индивидуально совершенствоваться;

улучшают личностные качества через общение со сверстниками.

Элементы бальных танцев следует рассматривать как упражнения общего физического

воздействия

и

развития

всех

ведущих

физических

качеств.

Улучшение

содержания

физкультурного

образования

школьников

на

основе

введения

бальных

танцев

в

учебную

программу и использование танцевальных упражнений в учебном процессе, совершенствует и

модернизирует саму систему физического воспитания.

На уроках

физической

культуры

с элементами

бальных танцев

Создаѐтся

мышечный

корсет,

увеличивается

мышечная

сила.

Укрепляется

сердечно-

сосудистый

аппарат.

Тренируем

вестибулярный

аппарат.

Создаѐм

положительные

эмоции, укрепляем

психику и развиваем

дисциплину.

Вырабатываем

выносливость

и спортивный

дух.

Повышается

тонус коры

головного

мозга.

Профилактика

плоскостопия

и искривления

позвоночника.

3

Литература:

Ж.Е.Фирилева,

А.И.Рябчиков,

О.В.Загрядская

«Ритмика

в

школе.

Третий

урок

физической культуры». Учебно-методическое пособие. Допущено Учебно-методическим

объединением

по

направлениям

педагогического

образования

Министерства

образования

и

науки

РФ

в

качестве

учебного

пособия

по

направлению

050100

«Педагогическое образование». Ростов-на Дону, ООО «Феникс», 2014.

Guy Howard. Technique of ballroom dancing. – England, 2011, перевод, 2-я редакция, 2014.

Laird Walter. Technique of latin dancing. – England, 2014, перевод 2015.

Шутиков Ю.Н. «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым

классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам», Санкт-

Петербург, издательство ООО «Синус Пи», 2011.

Приложение:

Предлагаю познакомиться с программным материалом, который я использую на уроках

физической культуры/ритмика/ в начальной школе (третий урок физической культуры).

Учебно-тематический план «Физическая культура/ритмика/»

Класс

Наименование

разделов

1 класс

2 класс

3 класс

Азбука танцевальных движений

6

9

7

Танцы сольной композиции

7

8

8

Детские образные танцы

9

4

4

Танцы со сменой партнѐров

3

6

4

Бальные танцы классической

программы

6

4

6

Бальные танцы международной

программы

2

2

4

Творческая мастерская

-

1

1

Музыкально-подвижные игры

В процессе уроков В процессе уроков В процессе уроков

Итого за год

33

34

34

4

Рассмотрим парные бальные танцы, которые включены в программный материал предмета

«Физическая

культура/ритмика/».

Бальные

танцы

на

начальном

уровне

изучаются

в

трѐх

разделах:

1 класс

1.

Танец «Рассердились-помирились» (раздел «Танцы со сменой партнѐров»).

Музыка «Гусачок» или Полька, музыкальный размер 2/4.

И.п. – открытое лицом по линии танца.

I-II

1-16 – шестнадцать галопов с подскоком, продвигаясь вперѐд, в конце приставить

ногу, поворачиваясь лицом друг к другу, отпуская и вытягивая руки вперѐд, одна выше,

другая ниже.

III

1-2 – два скользящих хлопка вверх-вниз

3 и 4 – Рассердились – тройной притоп, поворачиваясь кругом спиной друг к

другу

5-6 – два скользящих хлопка вверх-вниз

7 и 8 – Помирились – тройной притоп, поворачиваясь обратно лицом друг к другу,

выводя в стороны и соединяя руки

IV

1-8 – шаги, выполняя полный поворот вправо в паре, в конце приставляя ногу и

принимая И.п.

2.

Танец «Медленный вальс» (раздел «Бальные танцы международной программы»).

Музыка «Медленный вальс» (Emily, Only one, Apasionata, Fascination, Remembe),

музыкальный размер ¾, темп 28-30 тактов в минуту.

Фигуры:

Перемена с правой ноги вперёд

И.п. лицом по линии танца

Правой ногой шаг вперѐд (счѐт 1)

Левой ногой в сторону

(счѐт 2)

Правую ногу приставить к левой ноге (счѐт 3)

Перемена с левой ноги назад

И.п. спиной по линии танца

Левой ногой шаг назад

(счѐт 4)

Правой ногой в сторону (счѐт 5)

Левую ногу приставить к правой ноге (счѐт 6)

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

Танцы со сменой партнѐров

Бальные танцы классической

программы

Бальные танцы международной

программы

5

В паре:

И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны. Мальчик лицом по линии танца,

начинает с правой ноги вперѐд. Девочка спиной по линии танца, начинает с левой

ноги назад.

Исполняем фигуры «Перемена с правой ноги вперёд» и «Перемена с левой ноги

назад»(2 такта). Повторяем в паре в течении 1-2 минут.

3.

Танец «Па де грас» (раздел «Бальные танцы классической программы»).

Музыка Па де грас, музыкальный размер 4/4, темп 15-16 тактов в минуту.

И.п. – боковая позиция, мальчик с левой стороны от девочки, оба лицом по линии

танца, правая рука мальчика соединена с левой рукой девочки, свободные руки в

стороны.

I

1 – шаг вправо

2 – приставить левую ногу сзади, слегка приседая и наклоняя голову

3 – шаг вправо

4 – вывести левую ногу вперѐд на носок

5-8 – повторить движения на счѐт 1-4 в обратную сторону

II 1-3 – три шага с правой ноги вперѐд по линии танца

4 – вывести левую ногу вперѐд в правое боковое положение на носок

5-8 – повторить движения с левой ноги, в конце поворачиваясь: мальчик вправо,

девочка влево в закрытую лицевую позицию, отпуская руки в стороны, соединить

ноги в первую позицию

III 1-8

повторить

шаги

части

I,

расходясь

боком

вправо

и

сходясь

обратно,

последним шагом правую ногу вперѐд и немного скрестно на носок, соединяя

правые руки на уровне головы, принимая правое боковое положение

IV 1-3 – три шага с правой ноги вперѐд по дуге, поворачиваясь вправо и меняясь

местами

4 – слегка сгибая правую ногу, левую – в сторону на носок

5-7 – продолжая обход, три шага с левой ноги по дуге

8

подтянуть

правую

ногу

спереди,

поворачиваясь

лицом

по

линии

танца,

перехватывая

руки

и

принимая

боковую

позицию

лицом

по

линии

танца

(первоначальное И.п.)

2 класс

4.

Танец «Вальс дружбы» (раздел «Танцы со сменой партнѐров»).

Музыка «Вальс» (Beautiful, Bella Epoque, Waltz of flowers), музыкальный размер ¾,

темп 56-58 тактов в минуту.

И.п. – закрытая лицевая позиция, мальчик лицом к стене, руки соединены по второй

позиции.

Описываем шаги мальчика (у девочки действия аналогичные, зеркальные).

I

1 такт – шаг с левой ноги влево (счѐт 1-2), приставить правую ногу к левой ноге с

весом

2 такт – повторить 1 такт

3 такт – повторить 1 такт

4 такт - шаг с левой ноги влево (счѐт 1-2), приставить правую ногу к левой ноге

без веса

5-8 такты- повторить движения 1-4 тактов с правой ноги в другую сторону вправо

II 1 такт – шаг влево (счѐт 1-2), подтянуть правую ногу без веса (счѐт 3)

2 такт - шаг вправо (счѐт 1-2), подтянуть левую ногу без веса (счѐт 3)

3-4 такты – поворот на трѐх шагах влево (девочка вправо)

5 такт – сольный хлопок

6 такт – хлопок в ладони друг друга

7

такт

шаг

влево

с

приставкой

правой

ноги

(девочка

аналогично

влево),

переходя к другому партнѐру

6

8 такт – поклон мальчика с реверансом девочки и выпрямиться, подавая руки и

принимая исходное И.п. для начала танца

5.

Танец «Модный рок» (раздел «Бальные танцы классической программы»).

Музыка

«Диско»

(Hands

Up,

«Синий

иней»

группа

Самоцветы),

музыкальный

размер 4/4, темп 128-130 тактов в минуту.

И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны.

Описываем шаги партии мальчика (у девочки действия зеркальные).

I

1-2 – шаг-влево и приставка правой ноги

3-4 – шаг влево и тэп правой ноги

5-8 – повторить движения на счѐт 1-4 в обратную сторону

II 1-8 – мальчик повторяет шаги части I, освобождая правую руку (девочки - левую

руку) и ведя под соединѐнными руками на движения:

1-4 – поворот на трѐх шагах вправо и тэп правой ногой

5-8 - поворот на трѐх шагах вправо и тэп левой ногой

III 1-2 – соединяя руки в стороны, шаг влево и кик правой ногой

3-4 – повторить движения на счѐт 1-2 в другую сторону

5-8 – повторить движения на счѐт 1-4

IV 1-3 – отпуская руки и поворачиваясь налево (девочка направо), три шага вперѐд,

расходясь друг от друга

4 – тэп правой ногой с хлопком на уровне головы

5-6 – шаги назад в обратном направлении

7-8 – поворачиваясь лицом друг к другу, шаг вправо и тэп, принимая И.п

6.

Танец «Рок-н-ролл» (раздел «Бальные танцы международной программы»).

Музыка «Рок-н-ролл» (In The Mood, Sea Cruise, Let's Twist Again), темп 38-40 тактов

в минуту, музыкальный размер 4/4.

И.п. – основная стойка. Лицевая позиция в паре без соединения рук.

I

1-8 – 8 покачиваний на носках, поднимая и опуская пятки

1-8 – 8 прыжков ноги вместе

1-8 – 8 перескоков поднимая высоко колени, руки перед собой

1-8 – 8 перескоков с подъѐмом пяток сзади, руки на поясе.

II И.п. –основная стойка.

1-8 – движения рук «ножницы»

1-8- движения рук «молоточки»

1-8 – бег на месте

1-8 – подаѐм правую руку своему партнѐру.

III 1-16 - В паре со своим партнѐров кружимся по кругу на фликах или беге. Левые

руки на поясе или отображают фонарики.

1-16 – Прощаемся со своим партнѐром. Двигаемся по залу на беге, выбираем

нового партнѐра.

3 класс

7.

Танец «Маленький вальс» (раздел «Танцы со сменой партнѐров»).

Музыка «Вальс» (Beautiful, Bella Epoque, Waltz of flowers), музыкальный размер ¾, темп

52-58 тактов в минуту.

И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны.

Описываем шаги партии мальчика (у девочки действия зеркальные).

I

1 такт – слегка приседая, шаг влево по линии танца, поворот головы налево

2 такт – слегка приседая, шаг вправо по линии танца, поворот головы вправо

3 такт – слегка приседая, шаг влево по линии танца, поворот головы налево

4 такт – приставить правую ногу, голову прямо

II 1-4 – повторить движения части I

III 1 такт – слегка приседая, шаг левой ногой назад друг от друга

7

2 такт – слегка приседая, вес на правую ногу вперѐд (счѐт 1-2) и приставить левую

ногу (счѐт3)

3 такт – хлопок перед собой

4 такт – хлопок в ладони друг другу

IV 1 такт – шаг влево и приставить правую ногу (девочка левую ногу скрестно сзади)

2 такт – поклон (девочка реверанс)

3 такт – мальчик подаѐт руки в стороны ладонями кверху

4 такт – девочка кладѐт руки сверху, соединяя их с руками мальчика в И.п.

8.

Танец «Берлинская полька» (раздел «Бальные танцы классической программы»).

Музыка «Берлинская полька», музыкальный размер 2/4,темп 60-62 тактов в минуту.

И.п. – закрытое, соединѐнные руки в стороны, 1-ая позиция ног.

Описываем шаги партии мальчика (у девочки действия зеркальные).

I

1- подскок на правой ноге, левую ногу в сторону на пятку

2 – подскок на правой ноге, левую ногу согнуть на носок у носка правой ноги

3-4 – повторить движения на счѐт 1-2

5и6и – два галопа влево

7 – шаг влево

8 – согнуть правую ногу на носок у носка левой ноги

II 1-8 – повторить движения части I с правой ноги вправо, в конце приставляя левую

ногу к правой ноге и отпуская руки

III 1и2 – слегка приседая, левую руку на пояс, три хлопка друг другу ладонями

правых рук

3и4 – сменив положение рук, три хлопка друг другу ладонями левых рук

5и6 – три хлопка ладонями по бѐдрам

7и8 – три хлопка ладонями в ладони друг друга, в конце соединяя правые руки на

уровне головы, принимая правое боковое положение

IV 1-6 – шесть шагов с подскоками и полным поворотом вправо в паре

7 – разъединяя руки, приставить ногу, принимая закрытое положение лицом к

стене, мальчик подаѐт руки в стороны ладонями кверху

8 – девочка кладѐт руки сверху, соединяя руки с руками мальчика в И.п.

9.

Танец «Ча-ча-ча» (раздел «Бальные танцы международной программы»)

Музыка

«Ча-ча-ча» (Baila Baila, Chika Chika, Pata Pata, Pao Pao), музыкальный

размер 4/4, темп 30-32 такта в минуту.

Начинаем лицом к стене после счѐта «1.2.3».

Разучиваем шаги танца сольно:

Шаги

Танцевальные действия

Счёт

1-5

«Ча-ча-ча шассе» вправо – ПЛП.

Приставьте левую ногу к правой ноге, а затем перенесите вес на

правую ногу (отбивание ритма на месте).

4и1

2.3

6-10

Исполните шаги, аналогичные шагам 1-5, начиная с другой ноги

и двигаясь влево.

4и1.2.3

11-20

Повторите исполнение шагов 1-10.

4и1.2.3

4и1.2.3

21-25

«Ча-ча-ча шассе» вправо – ПЛП.

Шаг левой ногой вперѐд, перенос веса обратно на правую ногу.

4и1

2.3

26-30

«Ча-ча-ча шассе» влево – ЛПЛ.

Шаг правой ногой назад, перенос веса обратно на левую ногу.

4и1

2.3

31-40

Повторить исполнение шагов 21-30.

4и1.2.3

4и1.2.3

41-55

«Ча-ча-ча шассе» вправо с поворотом на ¼ вправо – ПЛП.

Шаг левой ногой вперѐд, перенос веса обратно на правую ногу.

4и1

2.3

56-60

«Ча-ча-ча шассе» влево с поворотом на 1/2 влево – ЛПЛ.

4и1

8

Шаг правой ногой вперѐд, перенос веса обратно на левую ногу.

2.3

61-70

Повторить исполнение шагов 41-60.

4и1.2.3

4и1.2.3

Шаги 1-10

Фигура «Основное движение на месте»

2 такта

Шаги 21-30

Фигура «Основное движение танца ча-ча-ча»

2 такта

Шаги 41-60

Фигура «Нью-йорк (раскрытия)»

2 такта

Композиция исполняется в течении 1-2 минут.

Рекомендуется изучать фигуры вначале сольно, а затем объединиться в пары:

И.п. закрытое, соединѐнные руки в стороны. Мальчик начинает с правой ноги,

девочка – с левой ноги. В фигуре «Нью-йорк» после поворота руки свободные

выводим в стороны.



В раздел образования