Автор: Уткина Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО МШ 3
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: "Правильные занятия-залог успеха музыканта"
Тема: "Правильные занятия-залог успеха музыканта"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного образования
Музыкальная школа №3
Г.Тольятти
Учебно-методическая разработка
«Правильные занятия-залог успеха
музыканта»
Рекомендации для родителей
Составитель: Уткина И.В.
преподаватель по классу
скрипки МБУ ДО МШ№3
Тольятти
2020г.
Каждый ребёнок вне зависимости от его музыкальных
данных может заниматься музыкой, а его природные данные
нужно и можно развивать. Ваш ребёнок попал в мир музыки и
начал осваивать её на самом прекрасном, волшебном и
одновременно сложном инструменте - скрипка. Это серьёзный
и ответственный шаг для ребёнка и для родителей. Вы
вместе шагнули на сложный, но очень интересный путь
созидания и сотворчества, овладения игрой на "Царице
музыки"- скрипке!
Игра на скрипке развивает в ребёнке творческое начало,
которое пригодится в любом деле. Скрипка развивает
воображение и гибкость ума, развивает интуицию,
увеличивает способность к творческим решениям и раскрытию
внутренних возможностей человека. Научно доказано, что
мелкая моторика пальцев напрямую влияет на развитие
мозга, ускоряет
процессы протекающие в мозгу.
Математикам и людям, связанным с точными науками нужно
тренировать правую руку, которая активизирует работу
левого полушария мозга ответственного за логику. А
тренировка левой руки связана с правым полушарием мозга,
которое отвечает за -творческое, образное мышление и
воображение, интуицию, способность находить необычные и
неординарные решения в жизненных ситуациях. При игре на
скрипке задействованы оба полушария мозга, а
разнонаправленные движения рук помогают развивать
координацию. То есть мы не только занимаемся музыкой,
творчеством, но и образовываем в мозгу новые нейронные
связи и даём мозгу мощный толчок в развитии. Нейрологи
пишут: берите в руки скрипку-развивайте мозг.
Начальный период обучения скрипача самый важный и
самый сложный и влияет на успешность всего последующего
музыкального развития юного исполнителя. Леопольд Ауэр
основатель русской скрипичной школы писал: "К лучшему или
к худшему, но привычки, появившиеся в ранний период
обучения, влияют непосредственно на всё дальнейшее
развитие учащихся...Нет второго инструмента, полное
овладение которым в поздний период учения требовало бы
такой осторожности и точности вначале, как того требует
скрипка".
Исходя из своего опыта я рекомендую родителям в
первоначальном этапе, заниматься с педагогом не 2 раза
в неделю по 40 минут ,а дробно 4 раза в неделю по 20
минут так лучше запоминаются правильные навыки и уменья и
ребёнок не устаёт, а самое плодотворное время для занятий
это утренние часы.
Очень важна заинтересованность и
желание родителей помогать ребёнку в освоении нужных
навыков. Суметь заинтересовать и увлечь ребёнка
дошкольного возраста это сложная и важная задача педагога
которая, требует от него профессионализма, сложной и
кропотливой работы. А задача родителя поддержать этот
интерес. Как показывает моя практика и многих других
педагогов в успешном обучении ученика важно триединство:
педагог, ученик и родитель. Одно из звеньев цепи выпадает
– результ минимален . Это должен быть творческий тандем.
Наиболее сложны первоначальные шаги в музыке. Требуется
совместный поэтапный труд педагога, родителя и ученика.
Самостоятельная домашняя работа, пожалуй, одна из самых
важных и определяющих форм при обучении на инструменте. И
именно на ваши плечи дорогие мои родители, бабушки или
дедушки ложится эта нелегкая задача:
-правильно наладить и организовать ежедневные домашние
занятия,
-проконтролировать их ход и правильность выполнения
заданий,
-вовремя поддержать интерес найти стимул к дальнейшей
учёбе.
-хвалите за самые маленькие, но ежедневные достижения.
Задача родителя объяснить ребёнку, что он начал
заниматься интересным и серьёзным делом для этого
необходимо внимание и терпение. Ни чего не получится если
не прикладывать ни каких усилий, а при первых же
сложностях бросать дело за которое взялся. Скрипка - это
не кукла с которой можно поиграться и бросить. Нарисуйте
перед ребёнком "воображаемую лестницу" по которой он
должен подняться. Это ежедневный труд и нужно пройти
трудности. Каждое домашнее занятие - это ещё один шаг
вперёд и вверх. Нет занятий- ты остаёшься на месте или
отпускаешся или скатываешься
вниз. Объясните своему
свому чаду про ценность времени, что терять его никак
нельзя. (Можно посмотреть «Сказку о потерянном времени».)
А награда наверху лестницы - это аплодисменты и эмоции
зрителей, и умение играть, так, что хочется летать и
когда ты получаешь удовольствие от своей собственной
игры.
Ребёнок должен видеть перед собой образец для
подражания - игру старших учеников, игру педагога.
Мотивацией могут служить так же посещение концертов и
частые выступления на сцене
самого ребёнка.
Очень
полезно слушать в интернете юных музыкантов и особенно
взрослых музыкантов. Вы с ребёнком в век технологий
можете оказаться слушателем в on-line режиме на лучших
концертах мира. Мотивация на самолюбии особенно
действенно помогает с мальчиками. «Не ужели ты не
сможешь, не справишься и отступишь?» В минуты уныния
дети должны слышать от вас слова поддержки: «ты сможешь,
у тебя всё получиться, я в тебя верю».
Очень важен особенно для маленьких детей 4-5 лет
эмоциональный настрой. Я советую своим ученикам смотреть
музыкальные мультфильмы: «Первая скрипка», «Заяц и
скрипка», «Скрипка в джунглях», «Великан который мечтал
играть на скрипке», «Скрипка пионера», «Скрипка. Весёлые
нотки», «Приключения сверчка», «Маленькие энштейны», «Йо-
йо- скрипка и виолончель» «ДоРеМи», «Запоминай-ка ноты»,
«Учим ноты», «Песенки про ноты». Просмотр мультфильма
может быть поощрением за хорошее занятие или мотивацией к
нему.
Из своего опыта знаю самое сложное родителю
организовать себя и оторваться от ежедневных забот и
хлопот уделить время своему ребёнку. Если вы не будете
жалеть сил и времени на то, чтобы, достижения в этом
сложном деле радовали ребёнка, родителей и учителей, то
результаты не заставят себя ждать. Хочется заострить
внимание на важных моментах в организации занятий дома.
1. Домашние занятия по скрипке должны быть включены в
ежедневное расписание т.е. они должны быть
систематическими и ежедневными. Занятия только перед
уроком малоэффективны. Только лишь регулярность в
занятиях приносят огромную пользу. Чтобы выработать
привычку к ежедневным занятиям, необходимо проявить
характер и силу воли и приложить большие усилия и
ребёнку и родителю. Ребёнка ничего не должно
отвлекать лучше заниматься в отдельной комнате.
2. Перед каждым занятием прочитать в дневнике домашнее
задание составить план, что и сколько ты будешь
играть. Ставить себе цель, в каждом моменте занятий
и стараться достичь её. Необходимо наканифолить
смычок и натянуть волос на смычке, а после занятия
расслабить волос скрипку протереть фланелевой
тряпочкой, и спрятать в футляр. Воспитывать бережное
отношение к инструменту.
3. Для нот, необходимо купить пульт. Он устанавливается
на расстоянии 40-50 сантиметров, ноты должны
располагаться чуть выше уровня глаз, чтобы ребёнок
не ссутулился и не горбился.
4. Совершенно нормально, когда дети сами не занимаются.
Это детская психология. Психологи говорят, чем
больше вы с ребёнком дел будете делать вместе, тем
больше он научится делать сам. Для ребёнка это очень
сложно. От педагога зависит грамотность подачи
информации, передача правильных ощущений ученику, но
без контроля и помощи взрослых любой педагог будет
плохой.
5. На первых порах лучше заниматься 2-3 раза по 15-20
минут и между занятиями делать физическую разрядку
т.е побегать попрыгать снять напряжение. Можно
сделать упражнение на расслабление «Горилла»:
попружинить на слегка согнутых в коленях ногах,
немного поддавшись вперёд, ссутулившись, покачивая
расслабленными руками. Затем вернуться в рабочее
состояние. (Это упражнение снимает напряжение в
мышцах рук, ног и спины.) Старайтесь чтобы ребёнок
сосредоточенно работал, как только внимание «ушло»
нужно сделать перерыв.
6. На первых порах очень важно следить за правильной
осанкой и свободой рук. Это называется свобода
игрового аппарата. «Игровой аппарат – это «плод»
медленно созревающий, и требующий ежедневных упорных
упражнений» - утверждает основатель альтовой школы
А.Борисовский. В этом вопросе помощь взрослых очень
важна! Необходимо напоминать ребёнку следить за
руками, чтобы они были максимально расслаблены и
выполнять все рекомендации педагога. Спина должна
оставаться прямой если вы видите, что ваш ребёнок
ссутулится нужно делать упражнения для укрепления
мышц спины и шеи. А самое простое и полезное
упражнение для спины это - «Солдатик»: попросить
ребёнка встать к стене спиной и прижаться к ней
расправив плечи и постоять 2 минуты желательно
каждый день, можно делать его перед занятием для
закрепления правильной осанки. Для хорошей осанки,
укрепления мышц спины и общего хорошего самочувствия
полезно - 1-2 раза в неделю посещать бассейн.
7. Очень важно ребёнку развивать умение как бы слушать
себя со стороны. Л.Ауэр говорил: «Когда ученики
упражняются без самонаблюдения и самокритики, они
только развивают совершенствуют свои ошибки,
поступая хуже, чем если бы просто зря тратили
время». Очень полезно записать на видео игру
ребёнка и дать ему послушать, что бы он сам
рассказал про все достоинства и недочёты. Также
полезно слушать в интернете других юных музыкантов и
критически оценивать их игру отмечать положительные
и отрицательные стороны исполнения.
8. Юному музыканту очень важно развивать слух. Его
развивают в классе специальности, сольфеджио и хора.
Очень полезно для ребёнка - предслышание своей игры.
Для развития этого навыка мы все произведения, что
будем играть обязательно поём и слушаем в интернете!
Важно перед началом разбора пьесы иметь
представление как она должна звучать, в каком
характере, в каком темпе, что хотел передать автор.
Очень часто причиной отставания учеников является
мышечная зажатость. У этого фактора может быть несколько
причин психологических и физиологических - это может
произойти от излишнего старания, от не систематических
домашних занятий, от излишнего мышечного тонуса и т.д. «В
связи с этим остановимся на развитии очень важного навыка
умения расслаблять мышцы после каждого усилия, потому что
опасно не само напряжение, а его остаточные явления в
мышцах, на фоне которых развитие свободных игровых
навыков невозможно.» Г.С.Турчанинова
Маленькие дети часто не в состоянии, в силу возраста
контролировать свободу своих мышц и тут на помощь им
должны прийти родители.
Исходя из своей практики могу порекомендовать внешние
признаки, по которым родители как по барометру могут
понять, что мышцы рук зажаты. Для левой руки- это
торчащий мизинец, или согнутый крючком - это верный
признак излишнего напряжения. Нужно сделать упражнение на
расслабление левой руки, например: «веер» или «кулачок».
«Веер»: поднять левую, согнутую в локте, махать свободной
кистью к себе, от себя упражнение выполнять-20 раз.
(подготовка к вибрации).
«Кулачок»: левую руку согнуть в локте положение ладонью к
себе пальцы свободные, сгибаем и разгибаем все пальцы в
середину ладошки как в кулачок, а потом то же проделываем
каждым пальцем поочерёдно- выполнять 15-20 раз.
Для правой руки такими признаками являются- прямой
мизинец, далеко отставленный от безымянного, и так
называемые «горбики»: выступающие косточки. Для
расслабления правой руки можно выполнить упражнение
«Обезьянка на ветке». Суть упражнения: взрослый держит
смычок за винт, смычок стоит на струне, правая рука
ребёнка свободно свисает за смычок держится средними
фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев
округлый мизинец лежит на трости и только в последнюю
очередь ученик приставляет большой палец. «Обезьянка»
может попрыгать на ветке т.е. на смычке: взрослый слегка
подбрасывает руку ребёнка вверх и он её снова роняет на
ветку, всякий раз восстанавливая ощущение тяжести и
свободы.
Хотелось бы предостеречь от вас от самых
распространённых ошибок:
- Не играть бездумно от начала до конца особенно в
быстром темпе, а ставить себе хотя бы маленькие цели и
достигать их.
- Тише едешь дальше будешь. Если хочешь играть быстро
приготовься играть медленно под метроном.
- В каждом произведении есть более сложные технические
места и более лёгкие. А.И.Ямпольский говорил: «чтобы
преодолеть техническую трудность, надо знать, в чем она
заключается» Сложные места, необходимо учить в первую
очередь потрудиться придётся больше, чем над остальным
материалом. Обычно я обвожу такие места карандашом.
Главное играть медленно и вдумчиво. У нас такое правило:
10 раз медленно 1 раз быстро проверка : цель достигнута?.
Если нет, то ещё раз повторяем правило. С возрастом
количество повторений возрастает от 50 до 100 раз.
-гордитесь самыми маленькими достижениями вашего ребёнка.
Пусть он почаще играет перед знакомыми, родственниками, в
саду, в школе. Это будет замечательная практика и стимул
к дальнейшим занятиям.
Для начальной школы продолжительность домашних
занятий постепенно увеличивается с 1 ч до 2,5 часов в
день в занятиях нужно делать перерывы.
В выходные старайтесь заниматься утром, а в будни
лучше заниматься перед приготовлением уроков.
Очень важно выработать ответственность в выполнении
домашних заданий, нельзя приходить на урок не
подготовленным за исключением уважительных причин о
которых родители заранее должны информировать педагога.
В своей педагогической практике я убедилась, что
ученик, который приходит на урок подготовленный, приходит
с хорошим настроением, с горящими глазами и гордый от
того что он сделал всё что ему было задано. И наоборот
если не сделал задание, то, приходит насупившись без
настроения с чувством вины. Поэтому, как только в класс
заходит ученик я знаю занимался он дома или нет. И от
этого зависит дальнейший ход урока или мы с хорошим
настроением будем двигаться в перёд осваивая всё новый
материал, или мы без настроения будем топтаться на месте
ещё и ещё повторяя одно и то же. Основная
задача педагога- научить учится ученика это значит
ставить цели в работе и добиваться их. Достижение цели
требует определённого порядка действий, приводящих к
положительным изменениям и приближающей её достижение.
Л
.Ф.Львов видный русский скрипач писал «Дело учителя
показать удобнейший путь к достижению цели, но ученик
должен идти сам»
Список литературы.
1.Г.Турчанинова Некоторые вопросы начального обучения скрипача- Москва
2007 г.
2.С.Шальман Я буду скрипачём. Советский композитор. Л. 1984 г.
3 К.Флеш Исскуство скрипичной игры. Классика. Москва 2007
4.Л.Ф.Львов Советы начинающему играть на скрипке 1859
5.Л.Ауэр Моя школа игры на скрипке Москва 1965
6.Мострас Система домашних занятий скрипача Музгиз 1963