Напоминание

"Правильные занятия-залог успеха музыканта"


Автор: Уткина Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО МШ 3
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: "Правильные занятия-залог успеха музыканта"
Тема: "Правильные занятия-залог успеха музыканта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение

Дополнительного образования

Музыкальная школа №3

Г.Тольятти

Учебно-методическая разработка

«Правильные занятия-залог успеха

музыканта»

Рекомендации для родителей

Составитель: Уткина И.В.

преподаватель по классу

скрипки МБУ ДО МШ№3

Тольятти

2020г.

Каждый ребёнок вне зависимости от его музыкальных

данных может заниматься музыкой, а его природные данные

нужно и можно развивать. Ваш ребёнок попал в мир музыки и

начал осваивать её на самом прекрасном, волшебном и

одновременно сложном инструменте - скрипка. Это серьёзный

и ответственный шаг для ребёнка и для родителей. Вы

вместе шагнули на сложный, но очень интересный путь

созидания и сотворчества, овладения игрой на "Царице

музыки"- скрипке!

Игра на скрипке развивает в ребёнке творческое начало,

которое пригодится в любом деле. Скрипка развивает

воображение и гибкость ума, развивает интуицию,

увеличивает способность к творческим решениям и раскрытию

внутренних возможностей человека. Научно доказано, что

мелкая моторика пальцев напрямую влияет на развитие

мозга, ускоряет

процессы протекающие в мозгу.

Математикам и людям, связанным с точными науками нужно

тренировать правую руку, которая активизирует работу

левого полушария мозга ответственного за логику. А

тренировка левой руки связана с правым полушарием мозга,

которое отвечает за -творческое, образное мышление и

воображение, интуицию, способность находить необычные и

неординарные решения в жизненных ситуациях. При игре на

скрипке задействованы оба полушария мозга, а

разнонаправленные движения рук помогают развивать

координацию. То есть мы не только занимаемся музыкой,

творчеством, но и образовываем в мозгу новые нейронные

связи и даём мозгу мощный толчок в развитии. Нейрологи

пишут: берите в руки скрипку-развивайте мозг.

Начальный период обучения скрипача самый важный и

самый сложный и влияет на успешность всего последующего

музыкального развития юного исполнителя. Леопольд Ауэр

основатель русской скрипичной школы писал: "К лучшему или

к худшему, но привычки, появившиеся в ранний период

обучения, влияют непосредственно на всё дальнейшее

развитие учащихся...Нет второго инструмента, полное

овладение которым в поздний период учения требовало бы

такой осторожности и точности вначале, как того требует

скрипка".

Исходя из своего опыта я рекомендую родителям в

первоначальном этапе, заниматься с педагогом не 2 раза

в неделю по 40 минут ,а дробно 4 раза в неделю по 20

минут так лучше запоминаются правильные навыки и уменья и

ребёнок не устаёт, а самое плодотворное время для занятий

это утренние часы.

Очень важна заинтересованность и

желание родителей помогать ребёнку в освоении нужных

навыков. Суметь заинтересовать и увлечь ребёнка

дошкольного возраста это сложная и важная задача педагога

которая, требует от него профессионализма, сложной и

кропотливой работы. А задача родителя поддержать этот

интерес. Как показывает моя практика и многих других

педагогов в успешном обучении ученика важно триединство:

педагог, ученик и родитель. Одно из звеньев цепи выпадает

– результ минимален . Это должен быть творческий тандем.

Наиболее сложны первоначальные шаги в музыке. Требуется

совместный поэтапный труд педагога, родителя и ученика.

Самостоятельная домашняя работа, пожалуй, одна из самых

важных и определяющих форм при обучении на инструменте. И

именно на ваши плечи дорогие мои родители, бабушки или

дедушки ложится эта нелегкая задача:

-правильно наладить и организовать ежедневные домашние

занятия,

-проконтролировать их ход и правильность выполнения

заданий,

-вовремя поддержать интерес найти стимул к дальнейшей

учёбе.

-хвалите за самые маленькие, но ежедневные достижения.

Задача родителя объяснить ребёнку, что он начал

заниматься интересным и серьёзным делом для этого

необходимо внимание и терпение. Ни чего не получится если

не прикладывать ни каких усилий, а при первых же

сложностях бросать дело за которое взялся. Скрипка - это

не кукла с которой можно поиграться и бросить. Нарисуйте

перед ребёнком "воображаемую лестницу" по которой он

должен подняться. Это ежедневный труд и нужно пройти

трудности. Каждое домашнее занятие - это ещё один шаг

вперёд и вверх. Нет занятий- ты остаёшься на месте или

отпускаешся или скатываешься

вниз. Объясните своему

свому чаду про ценность времени, что терять его никак

нельзя. (Можно посмотреть «Сказку о потерянном времени».)

А награда наверху лестницы - это аплодисменты и эмоции

зрителей, и умение играть, так, что хочется летать и

когда ты получаешь удовольствие от своей собственной

игры.

Ребёнок должен видеть перед собой образец для

подражания - игру старших учеников, игру педагога.

Мотивацией могут служить так же посещение концертов и

частые выступления на сцене

самого ребёнка.

Очень

полезно слушать в интернете юных музыкантов и особенно

взрослых музыкантов. Вы с ребёнком в век технологий

можете оказаться слушателем в on-line режиме на лучших

концертах мира. Мотивация на самолюбии особенно

действенно помогает с мальчиками. «Не ужели ты не

сможешь, не справишься и отступишь?» В минуты уныния

дети должны слышать от вас слова поддержки: «ты сможешь,

у тебя всё получиться, я в тебя верю».

Очень важен особенно для маленьких детей 4-5 лет

эмоциональный настрой. Я советую своим ученикам смотреть

музыкальные мультфильмы: «Первая скрипка», «Заяц и

скрипка», «Скрипка в джунглях», «Великан который мечтал

играть на скрипке», «Скрипка пионера», «Скрипка. Весёлые

нотки», «Приключения сверчка», «Маленькие энштейны», «Йо-

йо- скрипка и виолончель» «ДоРеМи», «Запоминай-ка ноты»,

«Учим ноты», «Песенки про ноты». Просмотр мультфильма

может быть поощрением за хорошее занятие или мотивацией к

нему.

Из своего опыта знаю самое сложное родителю

организовать себя и оторваться от ежедневных забот и

хлопот уделить время своему ребёнку. Если вы не будете

жалеть сил и времени на то, чтобы, достижения в этом

сложном деле радовали ребёнка, родителей и учителей, то

результаты не заставят себя ждать. Хочется заострить

внимание на важных моментах в организации занятий дома.

1. Домашние занятия по скрипке должны быть включены в

ежедневное расписание т.е. они должны быть

систематическими и ежедневными. Занятия только перед

уроком малоэффективны. Только лишь регулярность в

занятиях приносят огромную пользу. Чтобы выработать

привычку к ежедневным занятиям, необходимо проявить

характер и силу воли и приложить большие усилия и

ребёнку и родителю. Ребёнка ничего не должно

отвлекать лучше заниматься в отдельной комнате.

2. Перед каждым занятием прочитать в дневнике домашнее

задание составить план, что и сколько ты будешь

играть. Ставить себе цель, в каждом моменте занятий

и стараться достичь её. Необходимо наканифолить

смычок и натянуть волос на смычке, а после занятия

расслабить волос скрипку протереть фланелевой

тряпочкой, и спрятать в футляр. Воспитывать бережное

отношение к инструменту.

3. Для нот, необходимо купить пульт. Он устанавливается

на расстоянии 40-50 сантиметров, ноты должны

располагаться чуть выше уровня глаз, чтобы ребёнок

не ссутулился и не горбился.

4. Совершенно нормально, когда дети сами не занимаются.

Это детская психология. Психологи говорят, чем

больше вы с ребёнком дел будете делать вместе, тем

больше он научится делать сам. Для ребёнка это очень

сложно. От педагога зависит грамотность подачи

информации, передача правильных ощущений ученику, но

без контроля и помощи взрослых любой педагог будет

плохой.

5. На первых порах лучше заниматься 2-3 раза по 15-20

минут и между занятиями делать физическую разрядку

т.е побегать попрыгать снять напряжение. Можно

сделать упражнение на расслабление «Горилла»:

попружинить на слегка согнутых в коленях ногах,

немного поддавшись вперёд, ссутулившись, покачивая

расслабленными руками. Затем вернуться в рабочее

состояние. (Это упражнение снимает напряжение в

мышцах рук, ног и спины.) Старайтесь чтобы ребёнок

сосредоточенно работал, как только внимание «ушло»

нужно сделать перерыв.

6. На первых порах очень важно следить за правильной

осанкой и свободой рук. Это называется свобода

игрового аппарата. «Игровой аппарат – это «плод»

медленно созревающий, и требующий ежедневных упорных

упражнений» - утверждает основатель альтовой школы

А.Борисовский. В этом вопросе помощь взрослых очень

важна! Необходимо напоминать ребёнку следить за

руками, чтобы они были максимально расслаблены и

выполнять все рекомендации педагога. Спина должна

оставаться прямой если вы видите, что ваш ребёнок

ссутулится нужно делать упражнения для укрепления

мышц спины и шеи. А самое простое и полезное

упражнение для спины это - «Солдатик»: попросить

ребёнка встать к стене спиной и прижаться к ней

расправив плечи и постоять 2 минуты желательно

каждый день, можно делать его перед занятием для

закрепления правильной осанки. Для хорошей осанки,

укрепления мышц спины и общего хорошего самочувствия

полезно - 1-2 раза в неделю посещать бассейн.

7. Очень важно ребёнку развивать умение как бы слушать

себя со стороны. Л.Ауэр говорил: «Когда ученики

упражняются без самонаблюдения и самокритики, они

только развивают совершенствуют свои ошибки,

поступая хуже, чем если бы просто зря тратили

время». Очень полезно записать на видео игру

ребёнка и дать ему послушать, что бы он сам

рассказал про все достоинства и недочёты. Также

полезно слушать в интернете других юных музыкантов и

критически оценивать их игру отмечать положительные

и отрицательные стороны исполнения.

8. Юному музыканту очень важно развивать слух. Его

развивают в классе специальности, сольфеджио и хора.

Очень полезно для ребёнка - предслышание своей игры.

Для развития этого навыка мы все произведения, что

будем играть обязательно поём и слушаем в интернете!

Важно перед началом разбора пьесы иметь

представление как она должна звучать, в каком

характере, в каком темпе, что хотел передать автор.

Очень часто причиной отставания учеников является

мышечная зажатость. У этого фактора может быть несколько

причин психологических и физиологических - это может

произойти от излишнего старания, от не систематических

домашних занятий, от излишнего мышечного тонуса и т.д. «В

связи с этим остановимся на развитии очень важного навыка

умения расслаблять мышцы после каждого усилия, потому что

опасно не само напряжение, а его остаточные явления в

мышцах, на фоне которых развитие свободных игровых

навыков невозможно.» Г.С.Турчанинова

Маленькие дети часто не в состоянии, в силу возраста

контролировать свободу своих мышц и тут на помощь им

должны прийти родители.

Исходя из своей практики могу порекомендовать внешние

признаки, по которым родители как по барометру могут

понять, что мышцы рук зажаты. Для левой руки- это

торчащий мизинец, или согнутый крючком - это верный

признак излишнего напряжения. Нужно сделать упражнение на

расслабление левой руки, например: «веер» или «кулачок».

«Веер»: поднять левую, согнутую в локте, махать свободной

кистью к себе, от себя упражнение выполнять-20 раз.

(подготовка к вибрации).

«Кулачок»: левую руку согнуть в локте положение ладонью к

себе пальцы свободные, сгибаем и разгибаем все пальцы в

середину ладошки как в кулачок, а потом то же проделываем

каждым пальцем поочерёдно- выполнять 15-20 раз.

Для правой руки такими признаками являются- прямой

мизинец, далеко отставленный от безымянного, и так

называемые «горбики»: выступающие косточки. Для

расслабления правой руки можно выполнить упражнение

«Обезьянка на ветке». Суть упражнения: взрослый держит

смычок за винт, смычок стоит на струне, правая рука

ребёнка свободно свисает за смычок держится средними

фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев

округлый мизинец лежит на трости и только в последнюю

очередь ученик приставляет большой палец. «Обезьянка»

может попрыгать на ветке т.е. на смычке: взрослый слегка

подбрасывает руку ребёнка вверх и он её снова роняет на

ветку, всякий раз восстанавливая ощущение тяжести и

свободы.

Хотелось бы предостеречь от вас от самых

распространённых ошибок:

- Не играть бездумно от начала до конца особенно в

быстром темпе, а ставить себе хотя бы маленькие цели и

достигать их.

- Тише едешь дальше будешь. Если хочешь играть быстро

приготовься играть медленно под метроном.

- В каждом произведении есть более сложные технические

места и более лёгкие. А.И.Ямпольский говорил: «чтобы

преодолеть техническую трудность, надо знать, в чем она

заключается» Сложные места, необходимо учить в первую

очередь потрудиться придётся больше, чем над остальным

материалом. Обычно я обвожу такие места карандашом.

Главное играть медленно и вдумчиво. У нас такое правило:

10 раз медленно 1 раз быстро проверка : цель достигнута?.

Если нет, то ещё раз повторяем правило. С возрастом

количество повторений возрастает от 50 до 100 раз.

-гордитесь самыми маленькими достижениями вашего ребёнка.

Пусть он почаще играет перед знакомыми, родственниками, в

саду, в школе. Это будет замечательная практика и стимул

к дальнейшим занятиям.

Для начальной школы продолжительность домашних

занятий постепенно увеличивается с 1 ч до 2,5 часов в

день в занятиях нужно делать перерывы.

В выходные старайтесь заниматься утром, а в будни

лучше заниматься перед приготовлением уроков.

Очень важно выработать ответственность в выполнении

домашних заданий, нельзя приходить на урок не

подготовленным за исключением уважительных причин о

которых родители заранее должны информировать педагога.

В своей педагогической практике я убедилась, что

ученик, который приходит на урок подготовленный, приходит

с хорошим настроением, с горящими глазами и гордый от

того что он сделал всё что ему было задано. И наоборот

если не сделал задание, то, приходит насупившись без

настроения с чувством вины. Поэтому, как только в класс

заходит ученик я знаю занимался он дома или нет. И от

этого зависит дальнейший ход урока или мы с хорошим

настроением будем двигаться в перёд осваивая всё новый

материал, или мы без настроения будем топтаться на месте

ещё и ещё повторяя одно и то же. Основная

задача педагога- научить учится ученика это значит

ставить цели в работе и добиваться их. Достижение цели

требует определённого порядка действий, приводящих к

положительным изменениям и приближающей её достижение.

Л

.Ф.Львов видный русский скрипач писал «Дело учителя

показать удобнейший путь к достижению цели, но ученик

должен идти сам»

Список литературы.

1.Г.Турчанинова Некоторые вопросы начального обучения скрипача- Москва

2007 г.

2.С.Шальман Я буду скрипачём. Советский композитор. Л. 1984 г.

3 К.Флеш Исскуство скрипичной игры. Классика. Москва 2007

4.Л.Ф.Львов Советы начинающему играть на скрипке 1859

5.Л.Ауэр Моя школа игры на скрипке Москва 1965

6.Мострас Система домашних занятий скрипача Музгиз 1963



В раздел образования