Автор: Кириллова Антонина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа №64" Населённый пункт: Астрахань Наименование материала: презентация Тема: Азбука - первая ступенька к знаниям Раздел: начальное образование
МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №64»
Ученики 1- «Г» класса.
Руководитель проекта:
Кириллова Антонина Николаевна – учитель
первого класса.
Консультанты:
родители учеников.
«Азбука- первая ступенька к знаниям»
Паспорт проектной работы
Тема проекта: Моя Азбука
Учебный год: 2012-2013
Время работы над проектом: сентябрь 2012 – январь 3013
Школа, класс: МБОУ г. Астрахани «СОШ №64»
Авторы проекта: ученики 1 «Г» класса
Руководитель проекта: Кириллова А.Н.
Консультанты:
по подбору и обработке материала –
родители учащихся
График работы над проектом:
•
Определение темы
•
Определение источников информации
•
Анализ информации, написание и оформление работы
Иллюстративный ряд к проекту:
•
Материалы из коллекции картинок Microsoft Office
•
Фотоматериалы: личные и из книг, атласов, Интернета
•
Рисунки детей
Материально-техническое обеспечение проекта:
•
Компьютер, принтер, сканер
План выполнения проекта
Первый этап:
•
Определение темы и целей проекта
•
Выбор и обоснование проекта.
•
Анализ предстоящей деятельности.
•
Определение источников информации. - сентябрь 2012г.
Второй этап:
•
Определение источников информации.
•
Сбор материала,
•
Чтение дополнительной литературы и справочного материала
•
Анализ, собранной информации - октябрь -ноябрь2012г.
Третий этап:
•
Обработка и компоновка полученного материала
•
Формулирование вывода, подбор иллюстративного материала,
оформление
•
Подготовка к презентации декабрь 2012г.
Четвёртый этап:
Подведение итогов
Защита проекта
Презентация проекта на школьном фестивале
проектных работ - январь 2013г.
Цели работы:
I.
Учить искать ответы в учебнике, книге, энциклопедии, справочной
литературе, интернете
II.
Развивать желание «шагнуть» за страницы учебника
III.
Развивать творческие способности ученика
IV.
Учить работать в коллективе
V.
Учить умению рассказывать о своих поисках и открытиях своим
одноклассникам и другим ученикам.
«Сначала аз да буки, а потом и науки»
пословица
«Грамота, как знание, - есть необходимое
начало всякого правильного образования».
К. Д. Ушинский
•
Основополагающий вопрос: чему учит азбука?
•
Темы для исследований:
•
Алфавит или азбука?
•
Какая бывает азбука?
•
Почему ссорятся буквы?
•
Можно ли создать азбуку?
•
Где живет азбука?
•
Цель исследования: выяснить, какая бывает азбука и можно ли создать
азбуку?
•
Задачи исследования:
•
- подвести учащихся к пониманию истории создания алфавита,
•
- систематизировать знания учащихся о соотношении звуков и букв, усвоить
алфавитные названия букв и их расположение в алфавите,
•
- создать свой вариант азбуки,
•
-развить интерес к родному языку.
•
Предмет исследования: русская азбука как основа нравственного воспитания
первоклассников.
•
Гипотеза: азбука учит детей не только чтению и письму, но и нравственному
становлению личности младшего школьника.
•
На уроках обучения грамоте во время
работы по теме «Алфавит» мы решили
создать свои азбуки: «Живую или мохнатую
азбуку», «Азбуку Вкусно и полезно»,
«Азбуку в рисунках и загадках»,
«Загадочную Азбуку», «Азбуку Морзе»,
«Морскую азбуку» . Все дети нашего класса
совместно со своими родителями выбрали
одну тему, придумали или подобрали
текст , оформили работу на листах. Вот что у
нас получилось.
Живая Азбука
Изучая в школе буквы и звуки, мы захотели
составить свою азбуку, В которой хотим
рассказать о разных животных. Свою работу мы
назвали «Живая Азбука». Животные от А до Я.
МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ
Часто мы бываем в зоомагазине, зоопарке, цирке.
Оттуда никогда не хочется уходить. Нам очень
нравиться наблюдать за животными. За время
обучения в школе мы столько интересных книг о
животных прочитали. Такие они разные, эти
животные, каждый со своим характером. Нам
захотелось составить азбуку животных.
Своей работой мы хотели показать,
как разнообразен животный мир. Он
окрашен в разные цвета и тоже любит
пить воду, греться на солнышке.
ЖИВАЯ АЗБУКА
Создавая нашу азбуку, мы пришли к выводу, что она и
вкусная, и полезная.
А польза ее не только в витаминах, которые содержатся
в овощах, ягодах и фруктах.
Но и в том, что разгадывание загадок – это хорошая
зарядка для ума детей и взрослых.
ВКУСНО И ПОЛЕЗНО
6
Чем больше букв в алфавите, а в русском языке 33,
тем богаче и красивее язык.
Язык описывает мир, поэтому мы можем ярче раскрыть
духовный мир человека и все, что его окружает.
Мы взяли тему «Фруктовый азбука» и через название фруктов
хотим показать всю красоту и богатство русского алфавита.
Выполняя данный проект «ФРУКТОВАЯ АЗБУКА» мы узнали много
нового о фруктах
ФРУКТОВАЯ АЗБУКА
Русская азбука или алфавит на свете уже много лет. Благодаря ему
я читаю книги, узнаю много интересного: могу отправиться в
далекие страны, окунуться в мир волшебства и чудес, узнать,
почему дует ветер и откуда текут реки. А сколько ещё
неизвестного откроют мне книги! И все это благодаря азбуке.
И однажды, заучивая алфавит, я подумала:
« А могу ли я составить свою загадочную азбуку? А почему нет?».
От буквы «А» до буквы «Я»
Течёт река Аму - Дарья.
От буквы «А» до буквы «Я»
Идёт и азбука моя.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты
путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
МОЯ ЗАГАДОЧНАЯ АЗБУКА
Азбука Морзе
На уроках труда и рисования
История создания алфавита
Работая по учебнику «Азбука», мы обратили внимание на
то, что определенный порядок следования букв в русском
языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука.
Решили выяснить: как же правильно говорить: азбука или
алфавит?
•
В «Словаре школьника» мы узнали, что слово «Алфавит» пришло к нам из
греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а
вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».
•
Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых
букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки». Так
образовалось новое русское слово «азбука».
•
Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и
Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв
сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа
осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской
азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.
•
Сравните современный и старославянский алфавит. Теперь нам понятна
пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки.
•
А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это
случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану
Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок
человека.
•
Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в
определенном порядке.
Заключение.
Буквы строго встали в ряд, будто по линейке.
Каждый знает свое место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.
Ну, а вы теперь сумейте повторить все 33!
Вот и готова наша «Азбука». Трудились мы над ней немало, теперь все буквы
изучены, все задания выполнены, осталось подвести итог.
При всём разнообразии литературы по нашей теме, а мы увидели, что
существует очень много «Азбук», много информации о буквах русского языка, наша
«Азбука» для нас самая дорогая. Мы постарались вложить в неё всё, что знали и умели:
мы рисовали, читали, придумывали игры, составляли кроссворды и шарады, искали и
сочиняли стихи о буквах.
У наших одноклассников подрастает младшие братья и сестры, которые
обязательно познакомятся с нашей «Азбукой» уже очень скоро.
Наша работа будет полезна и для будущих первоклассников, и для родителей, и
даже для учителей – для всех тех, кому интересно изучать буквы родного языка.
Несколько слов в конце…
1. Работа над проектом «Моя Азбука»
Показала, что возник живой интерес к книге,
которая помогла найти ответ на многие вопросы.
2. Содружество: ученик – родители – учитель продолжит работу.
3. Появилась группа учеников и родителей, которые захотели и дальше
принимать участие в проектной работе.
•
Вывод:
в ходе проделанной нами работы
мы узнали историю создания азбуки,
выучили алфавит, создали фруктовую
азбуку, загадочную азбуку и живую
мохнатую азбуку, азбуку Морзе, морскую
азбуку.