Напоминание

Рабочая программа


Автор: Асямова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: Программа предшкольной подготовки в 1 класс
Тема: Рабочая программа
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учрежде-

ние

г. Хабаровска

«Средняя школа № 19»

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей

начальной школы

_______ /Ю.А.Подхалюзина /

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР

__________ /Н.А.Мишина /

« 30» августа 2019 г.

«Утверждено»

Директор школы

__________ /Н.А.Зинятов/

от « 30 » августа 2019 г.

Рабочая программа

предшкольной подготовки

(подготовка в 1 класс)

учителя (ФИО): Асямовой Светланы Анатольевны

Принято на заседании Педагогического совета

Протокол № 1 от «30» __08_____

2019 г.

2019 - 2020 учебный год

Комплексная программа развития и воспитания

дошкольников.

Пояснительная записка.

Программа предусматривает комплексную подготовку де-

тей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных

и творческих способностей. Готовность к школе не заключа-

ется в умении читать, писать и считать. Она охватывает все сто-

роны личности ребенка, начиная с общего физического разви-

тия и заканчивая специфическими учебными умениями и зна-

ниями.

Главное назначение подготовительного курса состоит в

том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли,

раскрыть

их

творческие

способности,

развить

интерес

к

процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и

художественный вкус.

Программа

предусматривает

создание

вокруг

ребенка

положительной

эмоциональной

атмосферы,

помогающей

раскрепощению

его

личности,

активизирующей

творческий

потенциал.

Программа создана на основе учебно-методических

пособий

для

подготовки

к

школе

Т.М.Андриановой

и

И.Л.Андриановой

по

программе

«Планета

знаний»,

которая

реализуется

на

базе

школы,

что

дает

возможно сть

осуществлять

преемственность

между

дошкольным

и

школьным образованием, а также способствует более легкой

адаптации первоклассников к школе.

Цель программы:

создание условий для развития

детей старшего дошкольного возраста, позволяющего

им

в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

Развитие

личности

каждого

ребенка,

формирование

его

готовности

к

систематическому

обучению,

преодоление

факторов

дезадаптации

за

счет

выравнивания

стартовых

возможностей

каждого

ребенка,

позволяющих

им

в

дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Основные принципы работы:

Учет

индивидуальных

особенностей

и

возможностей

детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам

е г о

д е я т е л ь н о с т и

в

с о ч е т а н и и

с

р а з у м н о й

требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий,

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность – на занятиях к детям приходят сказочные

персонажи и любимые игрушки; используются картинки

и иллюстрации, таблицы, раздаточный материал.

Доступность – изложение нового материала происходит с

плавными переходами от одного к другому, с подробным

пояснением.

Занимательность – дети 5 – 6 лет чрезмерно подвижны,

внимание у них неустойчиво, они впечатлительны и эмо-

циональны, поэтому требуется частая смена видов дея-

тельности, разнообразие заданий.

Опора на жизненный опыт ребенка – используют свои

знания для составления предложений, в беседе.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с

задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в

группах наполняемостью от 10 до 20 человек.

Срок реализации программы – 7 месяцев (с октября по

апрель).

Режим проведения занятий:

На базе МАОУ «СШ №19», 2 раза в неделю по 3 занятия в

день по 25 – 30 минут. Программа рассчитана на 168 часов

(занятий).

Обязательными условиями проведения занятий являют-

ся:

использование игровых методов преподавания;

смена видов деятельности;

положительная оценка личных достижений каждого уча-

щегося.

Для составления объективного мнения о каждом учащем-

ся в группах подготовки к школе ведётся предметное препода-

вание.

Связь с родителями осуществляется на протяжении всего

учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого

общения

родители

имеют

возможность

познакомиться

с

администрацией

школы,

преподавательским

составом,

составить

представление

об

успехах

ребёнка

и

получить

рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так

и

другие

виды

деятельности,

влияющие

на

успешность

обучения.

Задачами программы подготовки к школе являются:

- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным

школьным образованием;

- Помочь детям вжиться в позицию школьника;

- формирование познавательного интереса, желания узнавать

новое;

- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение,

классификация;

- развитие фантазии и творческих способностей;

- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить

простейшие умозаключения;

- развитие памяти и внимания;

- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и

взрослыми, формировать положительную самооценку.

Организация предшкольного образования рассматривает-

ся как одно из приоритетных направлений развития школы, вы-

полняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и

начального образования, является в структуре общего образова-

ния предшкольной ступенью.

Основными компонентами готовности к школе тради-

ционно считаются:

• личностно-эмоциональная готовность;

• интеллектуальная готовность;

• физиологическая готовность.

Личностно-эмоциональная

готовность включает

в

себя:

мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и

взрослыми, сформированность адекватной самооценки и уме-

н и е

вл а д е т ь

с о б о й

(п р о и звол ь н о с т ь

п о в е д е н и я ) .

Мотивация

к

обучению.

Знания

тогда

усваиваются

прочно,

когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают,

может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался

сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. За-

нятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использо-

ванием практических задач и творческих упражнений. Таким

образом, у ребенка формируется познавательный интерес, же-

л а н и е

у ч и т ь с я .

Общение. В программе используются коллективные игры,

позволяющие

детям

научиться

взаимодействовать,

сотрудни-

чать со сверстниками и в то же время проявить свою индивиду-

альность. Специальные психологические игры направлены на

развитие эмоционального мира дошкольников, учат их пони-

мать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.

Самооценка. Непременный

спутник

освоения

нового

-

ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно

сформировать у ребенка правильное отношение к собственным

неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уве-

ренность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброже-

лательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способ-

ствуют формированию у дошкольников правильного отноше-

ния

к

ошибкам,

развивают

уверенность

в

себе,

помогают

п р е од о л е т ь

с т р а х

в ы п о л н и т ь

з а д а н и е

н е в е р н о .

Произвольность поведения - умение подчинять собственной

воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно

привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой.

Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе

положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос

учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хо-

чется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с

правилами способствуют развитию у детей умения контролиро-

в а т ь

с в о е

п о в е д е н и е .

Начать обучение в школе ребенку поможет соответствую-

щий уровень развития познавательных процессов, определен-

ный багаж знаний и представлений об окружающем мире, мате-

матическая подготовленность и достаточный уровень развития

речи,

иными

словами,

интеллектуальная

готовно сть.

Познавательные процессы: внимание, восприятие, память,

мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие

хотя бы одного психического процесса приводит к снижению

уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет

процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - дея-

тельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточен-

ными"

инструментами

познания.

Поэтому

в

планы

занятий

включены игры и программы развития произвольного внима-

ния, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и

пространственного

мышления,

творческого

воображения.

Обучение математике начинается с дочислового изучении

математики. Формирование математических понятий проходит

в увлекательных играх, практических опытах, с использовани-

ем загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поис-

к о в ы х

з а д а ч .

Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа на-

чальных классов школы сложна и объемна, начальному обуче-

нию чтению в первом классе отведено недостаточное количе-

ство часов. В букварный период первоклассники не успевают

отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже при-

ходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не

умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно.

Поэтому цель занятий - научить ребенка плавному послоговому

ч т е н и ю

е щ е

д о

п о с т у п л е н и я

в

ш к о л у .

Использование игр, художественного слова, загадок, скорогово-

рок, творческих заданий способствует развитию всех сторон

речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и

с в я з н о й

р е ч и .

Частью физической готовности к школе наряду с общим

здоровьем и физическим развитием является мышечная зре-

л о с т ь

к и с т е й

р у к .

Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию

речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координа-

цию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга

рядом

и

оказывают

друг

на

друга

взаимное

влияние.

Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, леп-

ка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят

дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

Формы, методы и средства, применяемые на занятиях

Формы

Методы

Средства

- групповые;

- индивидуальные;

-практикумы с элемен-

тами исследования

-объяснительно-

иллюстративный

-словесный;

-частично-поис-

ковый;

-исследовательский;

-наглядно-демонстра-

ционный;

-проблемный.

-дидактический

материал;

-карты, схемы,

таблицы;

-компьютер и

т.п.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотре-

ны следующие виды занятий:

занятие-игра;

занятие-путешествие;

занятие-исследование;

занятие-праздник;

занятие-спектакль;

занятие-конкурс;

занятие-соревнование.

В соответствии с требованиями Федерального государствен-

ного стандарта начального общего образования второго поколе-

ния каждое занятие должно быть направлено на формирование

универсальных учебных действий

Характеристика результатов формирования

универсальных учебных действий

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познаватель-

ные УУД

Коммуникатив-

ные УУД

1. Ценить и

принимать сле-

дующие базо-

вые ценности:

«добро», «тер-

пение», «роди-

на», «природа»,

«семья».

2. Уважать

свою семью,

своих родствен-

ников.

Любить роди-

телей.

3. Освоить

роли ученика;

формировать

интерес (моти-

вации) к уче-

нию.

4. Оценивать

жизненные си-

1. Организо-

вывать свое

рабочее место

под руко-

водством учи-

теля.

2. Определять

цель выпол-

нения зада-

ний на заня-

тии, во внеу-

рочной дея-

тельности, в

жизненных

ситуациях

под руко-

водством учи-

теля.

3. Определять

план выпол-

нения зада-

ний на заня-

тии, в жиз-

1. Ориентиро-

ваться в учеб-

нике: опреде-

лять умения,

которые будут

сформированы

на основе изу-

чения данного

раздела.

2. Отвечать на

простые во-

просы учите-

ля, находить

нужную ин-

формацию в

учебнике.

3. Сравнивать

предметы,

объекты: нахо-

дить общее и

различие.

4. Группиро-

1. Участвовать

в диалоге на за-

нятии и в жиз-

ненных ситуа-

циях.

2. Отвечать на

вопросы учите-

ля, товарищей в

группе.

2. Соблюдать

простейшие

нормы речевого

этикета: здоро-

ваться, про-

щаться, благо-

дарить.

3. Слушать и

понимать речь

других.

4. Участвовать в

паре.

туаций и по-

ступки героев

художествен-

ных текстов с

точки зрения

общечеловече-

ских норм.

ненных ситу-

ациях под ру-

ководством

учителя.

4. Использо-

вать в своей

деятельности

простейшие

приборы: ли-

нейку, тре-

угольник и

т.д.

вать предметы,

объекты на

основе суще-

ственных при-

знаков.

5. Подробно

пересказывать

прочитанное

или прослу-

шанное; опре-

делять тему.

Основные знания и умения обучающихся по окончании

курса.

Предлагаемая программа предусматривает, что по оконча-

нии курса обучающихся будут уметь:

соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою

позицию ученика;

свободно считать в пределах 10;

сравнивать числа в пределах 10;

знать «соседей» числа;

решать простые задачи (в одно действие);

на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику

(гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);

составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

пересказывать небольшие тексты;

правильно пользоваться карандашом, а также другими

графическими материалами;

выполнять на слух инструкции для обучающегося;

правильно писать печатные буквы;

уметь выполнять элементы письменных букв в тетради в

узкую линию.

После завершения обучения в группах подготовки к шко-

ле проводится психолого-педагогическая диагностика, включа-

ющая в себя следующие задания:

1.

копирование рисунка;

2.

ориентировка в межклеточном пространстве;

3.

решение простых математических задач с графическим

изображением ответа;

4.

тест на развитие фонематического слуха;

5.

выделение главного признака предмета.

Общая схема организации занятия

1.

Дидактическая

игра,

создающая

мотивацию

к

заня-

тию (3–5 мин.)

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они

вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой

(актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, что-

бы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения

(с детьми 3–4 лет организуется работа с предметами, каждое

действие ребенок фиксирует в речи; дети 5–6 лет сначала фик-

сируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый

ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В ре-

зультате каждый ребенок должен:

1) понимать, что от него требуется в игре;

2) определить, может он играть в эту игру или не может;

3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

Материалы для организации дидактической игры можно найти

в соответствующих пособиях (тетрадях).

2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая за-

труднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи

(мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выяв-

ляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему заня-

тия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо поду-

мать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предмет-

ной деятельности детей приводит их к открытию нового знания

или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситу-

ации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый

способ действия.

Материалы для этого этапа работы можно найти в соответству-

ющих пособиях (тетрадях).

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое

знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В

конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индиви-

дуальное освоение каждым ребенком нового материала. Проис-

ходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению

нового: дети или убеждаются в том, что они справились с зада-

нием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного вре-

мени.

Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответ-

ствующих пособиях (тетрадях).

6. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи:

а) что нового узнали;

б) где новое пригодится.

Во время занятия дети работают за столами 2–5 минут. Все

остальное время предполагается их перемещение из одного иг-

рового пространства в другое. Дидактические игры проводятся

в движении.

Физ.минутки снимают утомление детей средствами релак-

сационных упражнений

Учебный план

№ Наименование курса

Кол-во часов в неде-

лю

Кол-во

часов

год

1.

«

В

мире

звуков

и

букв»

2

56

2.

«В

мире

ч ис ел

и

цифр»

2

56

3.

«Волшебные пальчи-

ки»

1

28

4.

«Здравствуй, мир!»

1

28

Итого:

6

168

Содержание курсов

ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«В мире звуков и букв»

«В начальных классах учитель для ребёнка - открыватель

мира и явлений», - писал В. А. Сухомлинский.

Работа над устной речью детей начинается с первого дня

занятий,

учитывая

то,

что

уже

осознаётся

ребёнком

в

его

речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог»

вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые

слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по

две,

и

по

три.

Когда

дети

начинают

читать

целые

фразы,

вводится понятие «предложение» и грамматические правила о

большой букве и раздельном написании слов в предложении.

Развивая

фонематический

слух

малышей,

необходимо

систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного

языка,

т.к.

хорошо

развитый

фонематический

слух

-

существенная предпосылка правильного чтения и письма.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь

используется

артикулирование

звуков,

договаривание

незаконченного

слова,

подбор

слов

с

изучаемым

звуком

и

определение

его

места

в

слове,

чтение

слов

по

подобию,

наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова,

присоединение согласной от первоначального слова ко второму,

замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.

Ш и р о ко

и с п ол ь зуе т с я

п р и ё м

с р а в н е н и я

п р и

ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых

подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с

парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.

Дети

с

увлечением

печатают

буквы,

слоги,

слова,

предложения,

как

по

точечному

образцу,

так

и

выполняя

задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши

предложение

из

прочитанных

слов».

Эта

работа

вносит

осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того,

развивает мускульную память.

Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо

ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг

наблюдений

и

познаний

о

мире,

в

котором

мы

живём,

о

природе, жизни животных, труде людей и результатах труда,

общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению

дружить и т.д.

Во

время

работы

необходимо

дать

посильную

задачу,

создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции

- всё это будет способствовать усвоению материала, развитию

логического мышления, внимания, а так же воспитание воли,

привычки к умственному труду.

ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В данный период предусматривается:

развивать

фонематический

слух

детей

(умение

различать

и

выделять

отдельные

звуки

в

слове

и

слоге,

устанавливать

их

последовательность),

вырабатывать

отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и

звуков речи;

• учить плавному слоговому чтению, умению печатать

односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные

-

по

образцу,

простые

предложения,

состоящие

из

2

-

3

односложных или двусложных слов;

• учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами,

со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с

Ъ и Ь знаками;

учить

отвечать

на

вопросы

учителя,

спрашивать,

выражать

свои

впечатления

и

мысли,

рассказывать

о

результатах

своих

наблюдений,

умению

говорить

перед

классом,

выразительно

читать

стихотворения,

рассказывать

сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам,

логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады,

анаграммы;

• знакомить с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА,

ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;

знакомить

с

написанием

большой

буквы

в

начале

предложения, имени человека, кличке животного;

учить

объединять

предметы

по

существенным

признакам (в связи с чтением или наблюдением).

МАТЕМАТИКА

«В мире чисел и цифр»

Математика способствует развитию у детей мышления,

п а м я т и ,

в н и м а н и я ,

т в о р ч е с к о г о

в о о б р а ж е н и я ,

наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и

его доказательности; дает реальные предпосылки для развития

логического

мышления

детей,

обучения

их

умению

кратко,

точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование

понятий о числе и арифметических действиях начинается с

первых уроков и проводится на основе практических действий

с

различными

группами

предметов.

У

детей

формируется

обобщение

об

образовании

следующего

числа

натурального

ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда

и всеми ему предшествующими или последующими; учатся

находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их

разность

(на

основе

состава

числа).

Раскрытие

смысла

действий, формирование тех или иных понятий связано, как

правило,

с

решением

простых

задач

(решаемых

одним

арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач

важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по

различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал

должен браться из окружающей действительности. Важнейшее

задание

на

уроках

математики

имеет

игровая

деятельность,

яркий и разнообразный дидактический материал.

ДЕСЯТОК

1.

Счет

предметов

(реальных

предметов

и

их

изображений).

2.

Число

и

цифра.

Нумерация

чисел:

название,

последовательность и обозначение чисел от О до 10. Их чтение

и запись.

3.

Сравнение

чисел.

Понятия

«больше»,

«меньше»,

«столько же» или «равно».

4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.

5.

Получение

числа

прибавлением

1

к

предыдущему,

вычитание 1 из последующего.

6.

Знакомство

с

составом

чисел

первого

десятка

(на

счетном материале).

7. Решение простых задач на сложение и вычитание на

основе счета

предметов.

8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал

треугольник,

прямоугольник,

квадрат

(как

о собый

прямоугольник).

РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ КИСТИ

РУКИ И ПАЛЬЦЕВ

«Волшебные пальчики»

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и

дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно

поставить руку, подготовить ее к работе.

По

наблюдениям

ученых,

известно,

что

мускульная

память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и

наиболее

возбудимая.

Обучение

же

каллиграфии

начинается

тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический

период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем

известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и

самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у

него

не

получается

элемент,

буква

написана

неверно,

некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась

потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и

кисти

рук.

Что

же

в

этом

случае

может

помочь?

Можно

воспользоваться

опытом

работы

Евгении

Николаевны

Потаповой

по

штриховке

предметов,

как

видом

работы,

укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать

задания

выполнять

штриховку

прямыми,

параллельными

отрезками,

дугообразными

линиями,

печатными

буквами,

овалами

и

т.

д.

А

если

устанут,

предложить

раскрасить

фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в

период

обучения

грамоте.

Дома

дети

могут

по

желанию

раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или

выполнять работу, подобную классной.

Средствами

укрепления

мускулатуры

кисти

руки

и

пальцев

являются:

лепка

предметов,

конструирование

из

бумаги,

рисование.

Выполняя

то

или

иное

задание

по

постановке

руки

тетради

любой

разлиновки),

рисуя,

конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на

варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под

зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для

друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование -

это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к.

попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа

над словом, загадываются и отгадываются загадки.

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ

СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ

1. Штриховка (Тетрадь в линию).

2.

Работа

по

разлиновке

в

тетради

с

направляющей:

предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

3. Лепка, конструирование.

4. Рисование.

5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в

тетради в клетку на уроках математики.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

«Здравствуй, мир!»

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется но-

вое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с

этим особое значение для полноценного развития детской лич-

ности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых

людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – по-

мочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно

использовать по назначению и ценить предметы материальной

культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в

детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть

детям

сущностные

особенности

предметов,

способствовать

освоению способов познания и видов интеллектуальной дея-

тельности,

развивать

наблюдательность,

исследовательский

подход к доступным для дошкольника объектам окружающей

действительности. Именно это открывает перед ребенком воз-

можности действовать в повседневной жизни разумно и доста-

точно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реа-

лизовывать в своем поведении нравственное отношение к пред-

метам как результатам человеческого труда.

Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, до-

ступными для понимания дошкольника, разнообразными вида-

ми труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями ро-

дителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в совре-

менный мир, приобщение к его ценностям.

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетли-

вые представления о предметах материальной культуры, с кото-

рыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются

знания ребенка о свойствах и разновидностях различных мате-

риалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и

др.), используемых для изготовления предметов в зависимости

от их назначения и применения в жизни человека.

Знания о явлениях природы, полученные детьми в предше-

ствующей группе, расширяются, уточняются и систематизиру-

ются. Особое внимание уделяется формированию у детей обоб-

щенных представлений на основе выделения характерных и су-

щественных признаков природных объектов.

Воспитание бережного отношения к природе происходит че-

рез формирование осознанно правильного отношения к ней.

Главной становится задача воспитания у дошкольников основ

экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении

и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к

окружающей социальной и природной среде, здоровью (соб-

ственному и окружающих людей), следование экологическим

правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести

себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относить-

ся к цветущим растениям, кустам, животным.

Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохра-

нении целостности конкретной экосистемы, освоить правила

поведения в ней.

Расширяются представления детей о растительном и живот-

ном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их

внешнем облике и поведении животных; учатся выделять осо-

бенности

формы,

размера,

окраски

отдельных

частей

тела,

функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения при-

роды.

У детей формируются элементарные понятия: «травы», «ку-

старники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «пти-

цы», «среда обитания», «сезонные изменения».

Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, сво-

ей семье, ближайшем социальном окружении; формируются

этические нормы и правила поведения в обществе.

В результате работы дети знают:

элементарные правила поведения в городе и природе;

о правилах личной безопасности;

о службах помощи;

свой адрес, название страны, города;

родственные отношения;

о сезонных изменениях в природе;

об условиях, необходимых для роста растений;

основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, по-

жарника и т.д.;

зимующих птиц.

Дети имеют представление:

о правилах поведения в общественных местах (в парке, в

магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во

время путешествия);

о строении своего тела;

о погоде в разных частях света в разное время года;

о растительном и животном мире разных частей света;

об образе жизни людей в других странах;

о народных промыслах;

о трех состояниях вещества на примере воды;

о животных, растениях (обобщенное представление);

о сезонных явлениях (обобщенное представление).

Дети могут:

устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

различать и называть деревья и кустарники по коре, ли-

стьям и плодам;

пользоваться календарем погоды;

ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животны-

ми ближайшего окружения;

соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных

ситуациях.

Циклограмма

работы с родителями будущих первоклассников.

Формы работы:

дни открытых дверей;

консультации;

устный журнал для родителей;

педагогический лекторий для родителей.

Тематика:

1.

Родитель – это профессия.

2.

Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

3.

Здоровый ребенок – хороший ученик.

4.

Советы практического психолога.

5.

Как ребенку помочь стать самостоятельным.

6.

Как на самом деле любить детей.

7.

Физическая подготовленность ребенка к школе.

8.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

9.

Социально - личностное развитие будущего первоклассника.

10. Первые дни ребенка в школе.

11. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в

школе и методические рекомендации по преодолению

выявленных трудностей.

Средства, необходимые для реализации программы:

учебно-тематическое планирование;

учебно-методические пособия;

рабочие тетради в клетку и косую линию;

наглядные пособия;

счетный материал;

канцелярские принадлежности.

Литература:

1.

В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для

подготовки к школе/Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-

Москва: Астрель, 2013.

2.

Пособие «Здравствуй мир!» Окружающий мир для до-

школьников, комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова.

3.

В мире чисел и цифр: Учебно-методическое пособие для

подготовки к школе/Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-

Москва: Астрель, 2013.

Календарно - тематическое планирование

занятий подготовительного курса (168 часов)

ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«В мире звуков и букв»

(2 занятия в неделю, 56 часов)

№ п/п

Тематика занятия

Кол – во

часов

Дата

1

Мы живём в России.

1

2

Предметы вокруг нас.

1

3

Как прекрасен этот мир, посмотри!

1

4

Мир полон звуков.

1

5

Знакомство с предложением.

1

6

Кто придумал все слова.

1

7

Звуки речи.

1

8

Гласные и согласные звуки.

1

9

Слово делится на части.

1

10

Знакомство с ударением.

1

11

Как хорошо уметь читать!

1

12

Гласный звук [а]. Буква Аа. Открываем

театр!

1

13

Согласные звуки [м], [м']. Буквы Мм.

1

14

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

15

Гласный звук [у]. Буква Уу.

1

16

Знакомство с восклицательным знаком.

1

17

Согласные звуки [н], [н']. Буквы Нн.

1

18

Большая буква в именах.

1

19

Гласный звук [о]. Буква Оо.

1

20

Использование в речи слов он, она, оно.

1

21

Читай, смекай, рассказывай!

1

22

Согласные звуки [с], [с']. Буквы Сс.

«Снежная» страничка.

1

23

Гласный звук [ы]. Буква ы.

1

24

«Один – много»

1

25

Гласный звук [и]. Буква Ии.

1

26

Учимся задавать вопросы.

1

27

Согласные звуки [л], [л']. Буквы Лл.

«Лисичкина» страничка.

1

28

Согласные звуки [к], [к']. Буквы Кк.

1

29

Учимся образовывать слова.

1

30

Согласные звуки [р], [р']. Буквы Рр.

Страничка юного техника.

1

31

Согласный звук [й']. Буквы Йй. В гостях у

доктора Айболита.

1

32

Согласные звуки [т], [т']. Буквы Тт.

1

33

Согласные звуки [д], [д']. Буквы Дд.

1

34

Домашние питомцы.

1

35

Согласные звуки [в], [в']. Буквы Вв.

Страничка о воде.

1

36

Гласный звук [э]. Буква Ээ.

1

37

Играй, смекай, рассказывай!

1

38

Согласные звуки [б], [б']. Буквы Бб.

1

39

Согласные звуки [г], [г']. Буквы Гг.

1

40

Согласные звуки [п], [п']. Буквы Пп.

1

41

Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Фф.

1

42

Согласный звук [ш]. Буквы Шш.

1

43

Согласный звук [ж]. Буквы Жж.

1

44

Согласные звуки [з], [з']. Буквы Зз.

«Зайкина» страничка.

1

45

Буквы Ее.

1

46

Играй, смекай, рассказывай!

1

47

Буквы Ёё.

1

48

Буквы Яя.

1

49

Буквы Юю.

1

50

Звуки [х], [х']. Буквы Хх.

1

51

Звук [ц]. Буквы Цц.

1

52

Звук [ч']. Буквы Чч.

1

53

Звук [щ']. Буквы Щщ.

1

54

Знакомство с мягким и твёрдым знаками.

1

55

Знакомство с мягким и твёрдым знаками.

1

56

Алфавит.

1

ИТОГО

56 часов

МАТЕМАТИКА

«В мире чисел и цифр»

(2 занятия в неделю, 56 часов)

№ п/п

Тематика занятия

Кол-во часов

Дата

1

Числа и цифры вокруг нас.

1

2

Как хорошо уметь считать!

1

3

Твои помощники.

1

4

Учимся сравнивать.

1

5

Знакомство с клеточкой.

1

6

Число и цифра 1.

1

7

Сравниваем: больше, меньше, столько же.

1

8

Число и цифра 2.

1

9

Математика приглашает в спортзал.

1

10

Знаки «больше» и «меньше».

1

11

Знаки «больше» и «меньше».

1

12

Знак равенства.

1

13

Число и цифра 3.

1

14

Знаки сложения и вычитания.

1

15

Знаки сложения и вычитания.

1

16

Число три в играх и сказках.

1

17

Решай, смекай, отгадывай!

1

18

Решай, смекай, отгадывай!

1

19

Число и цифра 4.

1

20

Играем, наблюдаем, измеряем.

1

21

Играем, наблюдаем, измеряем.

1

22

Математика на кухне.

1

23

Четыре времени года.

1

24

День и ночь – сутки прочь!

1

25

Число и цифра 5.

1

26

Вокруг нас опять – число пять.

1

27

Рисуй, считай, отгадывай!

1

28

Рисуй, считай, отгадывай!

1

29

С Новым годом!

1

30

Увеличиваем и уменьшаем числа на 1.

1

31

Число и цифра 6.

1

32

Приглашаем на день рождения!

1

33

Предметов не счесть, где есть число шесть!

1

34

Число и цифра 7.

1

35

Неделя полезных дел.

1

36

Решай, смекай, отгадывай!

1

37

Решай, смекай, отгадывай!

1

38

Число и цифра 8.

1

39

Как и чем можно измерять длину.

1

40

Наблюдай, смекай, отгадывай!

1

41

Наблюдай, смекай, отгадывай!

1

42

Число и цифра 9.

1

43

Фокусы Волшебного Карандаша.

1

44

День защитника Отечества.

1

45

Считай, смекай, отгадывай!

1

46

Считай, смекай, отгадывай!

1

47

Число и цифра 0.

1

48

Знакомство с десятком.

1

49

Экскурсия на почту.

1

50

Международный женский день.

1

51

Математика на суше и на море.

1

52

Число 11.

1

53

День Победы.

1

54

Число 12 и другие числа второго десятка.

1

55

Число 12 и другие числа второго десятка.

1

56

Как хорошо уметь считать!

1

ИТОГО

56



В раздел образования