Автор: Асямова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: Программа предшкольной подготовки в 1 класс
Тема: Рабочая программа
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учрежде-
ние
г. Хабаровска
«Средняя школа № 19»
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей
начальной школы
_______ /Ю.А.Подхалюзина /
Протокол № 1
от «30» августа 2019 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
__________ /Н.А.Мишина /
« 30» августа 2019 г.
«Утверждено»
Директор школы
__________ /Н.А.Зинятов/
от « 30 » августа 2019 г.
Рабочая программа
предшкольной подготовки
(подготовка в 1 класс)
учителя (ФИО): Асямовой Светланы Анатольевны
Принято на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от «30» __08_____
2019 г.
2019 - 2020 учебный год
Комплексная программа развития и воспитания
дошкольников.
Пояснительная записка.
Программа предусматривает комплексную подготовку де-
тей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных
и творческих способностей. Готовность к школе не заключа-
ется в умении читать, писать и считать. Она охватывает все сто-
роны личности ребенка, начиная с общего физического разви-
тия и заканчивая специфическими учебными умениями и зна-
ниями.
Главное назначение подготовительного курса состоит в
том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли,
раскрыть
их
творческие
способности,
развить
интерес
к
процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и
художественный вкус.
Программа
предусматривает
создание
вокруг
ребенка
положительной
эмоциональной
атмосферы,
помогающей
раскрепощению
его
личности,
активизирующей
творческий
потенциал.
Программа создана на основе учебно-методических
пособий
для
подготовки
к
школе
Т.М.Андриановой
и
И.Л.Андриановой
по
программе
«Планета
знаний»,
которая
реализуется
на
базе
школы,
что
дает
возможно сть
осуществлять
преемственность
между
дошкольным
и
школьным образованием, а также способствует более легкой
адаптации первоклассников к школе.
Цель программы:
создание условий для развития
детей старшего дошкольного возраста, позволяющего
им
в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Развитие
личности
каждого
ребенка,
формирование
его
готовности
к
систематическому
обучению,
преодоление
факторов
дезадаптации
за
счет
выравнивания
стартовых
возможностей
каждого
ребенка,
позволяющих
им
в
дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Основные принципы работы:
Учет
индивидуальных
особенностей
и
возможностей
детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам
е г о
д е я т е л ь н о с т и
в
с о ч е т а н и и
с
р а з у м н о й
требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность – на занятиях к детям приходят сказочные
персонажи и любимые игрушки; используются картинки
и иллюстрации, таблицы, раздаточный материал.
Доступность – изложение нового материала происходит с
плавными переходами от одного к другому, с подробным
пояснением.
Занимательность – дети 5 – 6 лет чрезмерно подвижны,
внимание у них неустойчиво, они впечатлительны и эмо-
циональны, поэтому требуется частая смена видов дея-
тельности, разнообразие заданий.
Опора на жизненный опыт ребенка – используют свои
знания для составления предложений, в беседе.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с
задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в
группах наполняемостью от 10 до 20 человек.
Срок реализации программы – 7 месяцев (с октября по
апрель).
Режим проведения занятий:
На базе МАОУ «СШ №19», 2 раза в неделю по 3 занятия в
день по 25 – 30 минут. Программа рассчитана на 168 часов
(занятий).
Обязательными условиями проведения занятий являют-
ся:
использование игровых методов преподавания;
смена видов деятельности;
положительная оценка личных достижений каждого уча-
щегося.
Для составления объективного мнения о каждом учащем-
ся в группах подготовки к школе ведётся предметное препода-
вание.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего
учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого
общения
родители
имеют
возможность
познакомиться
с
администрацией
школы,
преподавательским
составом,
составить
представление
об
успехах
ребёнка
и
получить
рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так
и
другие
виды
деятельности,
влияющие
на
успешность
обучения.
Задачами программы подготовки к школе являются:
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным
школьным образованием;
- Помочь детям вжиться в позицию школьника;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать
новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить
простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, формировать положительную самооценку.
Организация предшкольного образования рассматривает-
ся как одно из приоритетных направлений развития школы, вы-
полняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и
начального образования, является в структуре общего образова-
ния предшкольной ступенью.
Основными компонентами готовности к школе тради-
ционно считаются:
• личностно-эмоциональная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• физиологическая готовность.
Личностно-эмоциональная
готовность включает
в
себя:
мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и
взрослыми, сформированность адекватной самооценки и уме-
н и е
вл а д е т ь
с о б о й
(п р о и звол ь н о с т ь
п о в е д е н и я ) .
Мотивация
к
обучению.
Знания
тогда
усваиваются
прочно,
когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают,
может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался
сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. За-
нятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использо-
ванием практических задач и творческих упражнений. Таким
образом, у ребенка формируется познавательный интерес, же-
л а н и е
у ч и т ь с я .
Общение. В программе используются коллективные игры,
позволяющие
детям
научиться
взаимодействовать,
сотрудни-
чать со сверстниками и в то же время проявить свою индивиду-
альность. Специальные психологические игры направлены на
развитие эмоционального мира дошкольников, учат их пони-
мать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.
Самооценка. Непременный
спутник
освоения
нового
-
ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно
сформировать у ребенка правильное отношение к собственным
неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уве-
ренность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброже-
лательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способ-
ствуют формированию у дошкольников правильного отноше-
ния
к
ошибкам,
развивают
уверенность
в
себе,
помогают
п р е од о л е т ь
с т р а х
в ы п о л н и т ь
з а д а н и е
н е в е р н о .
Произвольность поведения - умение подчинять собственной
воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно
привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой.
Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе
положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос
учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хо-
чется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с
правилами способствуют развитию у детей умения контролиро-
в а т ь
с в о е
п о в е д е н и е .
Начать обучение в школе ребенку поможет соответствую-
щий уровень развития познавательных процессов, определен-
ный багаж знаний и представлений об окружающем мире, мате-
матическая подготовленность и достаточный уровень развития
речи,
иными
словами,
интеллектуальная
готовно сть.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память,
мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие
хотя бы одного психического процесса приводит к снижению
уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет
процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - дея-
тельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточен-
ными"
инструментами
познания.
Поэтому
в
планы
занятий
включены игры и программы развития произвольного внима-
ния, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и
пространственного
мышления,
творческого
воображения.
Обучение математике начинается с дочислового изучении
математики. Формирование математических понятий проходит
в увлекательных играх, практических опытах, с использовани-
ем загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поис-
к о в ы х
з а д а ч .
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа на-
чальных классов школы сложна и объемна, начальному обуче-
нию чтению в первом классе отведено недостаточное количе-
ство часов. В букварный период первоклассники не успевают
отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже при-
ходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не
умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно.
Поэтому цель занятий - научить ребенка плавному послоговому
ч т е н и ю
е щ е
д о
п о с т у п л е н и я
в
ш к о л у .
Использование игр, художественного слова, загадок, скорогово-
рок, творческих заданий способствует развитию всех сторон
речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и
с в я з н о й
р е ч и .
Частью физической готовности к школе наряду с общим
здоровьем и физическим развитием является мышечная зре-
л о с т ь
к и с т е й
р у к .
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию
речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координа-
цию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга
рядом
и
оказывают
друг
на
друга
взаимное
влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, леп-
ка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят
дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Формы, методы и средства, применяемые на занятиях
Формы
Методы
Средства
- групповые;
- индивидуальные;
-практикумы с элемен-
тами исследования
-объяснительно-
иллюстративный
-словесный;
-частично-поис-
ковый;
-исследовательский;
-наглядно-демонстра-
ционный;
-проблемный.
-дидактический
материал;
-карты, схемы,
таблицы;
-компьютер и
т.п.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотре-
ны следующие виды занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-праздник;
занятие-спектакль;
занятие-конкурс;
занятие-соревнование.
В соответствии с требованиями Федерального государствен-
ного стандарта начального общего образования второго поколе-
ния каждое занятие должно быть направлено на формирование
универсальных учебных действий
Характеристика результатов формирования
универсальных учебных действий
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Познаватель-
ные УУД
Коммуникатив-
ные УУД
1. Ценить и
принимать сле-
дующие базо-
вые ценности:
«добро», «тер-
пение», «роди-
на», «природа»,
«семья».
2. Уважать
свою семью,
своих родствен-
ников.
Любить роди-
телей.
3. Освоить
роли ученика;
формировать
интерес (моти-
вации) к уче-
нию.
4. Оценивать
жизненные си-
1. Организо-
вывать свое
рабочее место
под руко-
водством учи-
теля.
2. Определять
цель выпол-
нения зада-
ний на заня-
тии, во внеу-
рочной дея-
тельности, в
жизненных
ситуациях
под руко-
водством учи-
теля.
3. Определять
план выпол-
нения зада-
ний на заня-
тии, в жиз-
1. Ориентиро-
ваться в учеб-
нике: опреде-
лять умения,
которые будут
сформированы
на основе изу-
чения данного
раздела.
2. Отвечать на
простые во-
просы учите-
ля, находить
нужную ин-
формацию в
учебнике.
3. Сравнивать
предметы,
объекты: нахо-
дить общее и
различие.
4. Группиро-
1. Участвовать
в диалоге на за-
нятии и в жиз-
ненных ситуа-
циях.
2. Отвечать на
вопросы учите-
ля, товарищей в
группе.
2. Соблюдать
простейшие
нормы речевого
этикета: здоро-
ваться, про-
щаться, благо-
дарить.
3. Слушать и
понимать речь
других.
4. Участвовать в
паре.
туаций и по-
ступки героев
художествен-
ных текстов с
точки зрения
общечеловече-
ских норм.
ненных ситу-
ациях под ру-
ководством
учителя.
4. Использо-
вать в своей
деятельности
простейшие
приборы: ли-
нейку, тре-
угольник и
т.д.
вать предметы,
объекты на
основе суще-
ственных при-
знаков.
5. Подробно
пересказывать
прочитанное
или прослу-
шанное; опре-
делять тему.
Основные знания и умения обучающихся по окончании
курса.
Предлагаемая программа предусматривает, что по оконча-
нии курса обучающихся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою
позицию ученика;
свободно считать в пределах 10;
сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику
(гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими
графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
правильно писать печатные буквы;
уметь выполнять элементы письменных букв в тетради в
узкую линию.
После завершения обучения в группах подготовки к шко-
ле проводится психолого-педагогическая диагностика, включа-
ющая в себя следующие задания:
1.
копирование рисунка;
2.
ориентировка в межклеточном пространстве;
3.
решение простых математических задач с графическим
изображением ответа;
4.
тест на развитие фонематического слуха;
5.
выделение главного признака предмета.
Общая схема организации занятия
1.
Дидактическая
игра,
создающая
мотивацию
к
заня-
тию (3–5 мин.)
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они
вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой
(актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, что-
бы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения
(с детьми 3–4 лет организуется работа с предметами, каждое
действие ребенок фиксирует в речи; дети 5–6 лет сначала фик-
сируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый
ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В ре-
зультате каждый ребенок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы для организации дидактической игры можно найти
в соответствующих пособиях (тетрадях).
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая за-
труднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи
(мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выяв-
ляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему заня-
тия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо поду-
мать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предмет-
ной деятельности детей приводит их к открытию нового знания
или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситу-
ации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый
способ действия.
Материалы для этого этапа работы можно найти в соответству-
ющих пособиях (тетрадях).
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое
знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В
конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индиви-
дуальное освоение каждым ребенком нового материала. Проис-
ходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению
нового: дети или убеждаются в том, что они справились с зада-
нием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного вре-
мени.
Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответ-
ствующих пособиях (тетрадях).
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Во время занятия дети работают за столами 2–5 минут. Все
остальное время предполагается их перемещение из одного иг-
рового пространства в другое. Дидактические игры проводятся
в движении.
Физ.минутки снимают утомление детей средствами релак-
сационных упражнений
Учебный план
№ Наименование курса
Кол-во часов в неде-
лю
Кол-во
часов
год
1.
«
В
мире
звуков
и
букв»
2
56
2.
«В
мире
ч ис ел
и
цифр»
2
56
3.
«Волшебные пальчи-
ки»
1
28
4.
«Здравствуй, мир!»
1
28
Итого:
6
168
Содержание курсов
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«В мире звуков и букв»
«В начальных классах учитель для ребёнка - открыватель
мира и явлений», - писал В. А. Сухомлинский.
Работа над устной речью детей начинается с первого дня
занятий,
учитывая
то,
что
уже
осознаётся
ребёнком
в
его
речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог»
вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые
слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по
две,
и
по
три.
Когда
дети
начинают
читать
целые
фразы,
вводится понятие «предложение» и грамматические правила о
большой букве и раздельном написании слов в предложении.
Развивая
фонематический
слух
малышей,
необходимо
систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного
языка,
т.к.
хорошо
развитый
фонематический
слух
-
существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь
используется
артикулирование
звуков,
договаривание
незаконченного
слова,
подбор
слов
с
изучаемым
звуком
и
определение
его
места
в
слове,
чтение
слов
по
подобию,
наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова,
присоединение согласной от первоначального слова ко второму,
замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Ш и р о ко
и с п ол ь зуе т с я
п р и ё м
с р а в н е н и я
п р и
ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых
подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с
парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети
с
увлечением
печатают
буквы,
слоги,
слова,
предложения,
как
по
точечному
образцу,
так
и
выполняя
задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши
предложение
из
прочитанных
слов».
Эта
работа
вносит
осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того,
развивает мускульную память.
Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо
ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг
наблюдений
и
познаний
о
мире,
в
котором
мы
живём,
о
природе, жизни животных, труде людей и результатах труда,
общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению
дружить и т.д.
Во
время
работы
необходимо
дать
посильную
задачу,
создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции
- всё это будет способствовать усвоению материала, развитию
логического мышления, внимания, а так же воспитание воли,
привычки к умственному труду.
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В данный период предусматривается:
•
развивать
фонематический
слух
детей
(умение
различать
и
выделять
отдельные
звуки
в
слове
и
слоге,
устанавливать
их
последовательность),
вырабатывать
отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и
звуков речи;
• учить плавному слоговому чтению, умению печатать
односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные
-
по
образцу,
простые
предложения,
состоящие
из
2
-
3
односложных или двусложных слов;
• учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами,
со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с
Ъ и Ь знаками;
•
учить
отвечать
на
вопросы
учителя,
спрашивать,
выражать
свои
впечатления
и
мысли,
рассказывать
о
результатах
своих
наблюдений,
умению
говорить
перед
классом,
выразительно
читать
стихотворения,
рассказывать
сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам,
логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады,
анаграммы;
• знакомить с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА,
ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;
•
знакомить
с
написанием
большой
буквы
в
начале
предложения, имени человека, кличке животного;
•
учить
объединять
предметы
по
существенным
признакам (в связи с чтением или наблюдением).
МАТЕМАТИКА
«В мире чисел и цифр»
Математика способствует развитию у детей мышления,
п а м я т и ,
в н и м а н и я ,
т в о р ч е с к о г о
в о о б р а ж е н и я ,
наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и
его доказательности; дает реальные предпосылки для развития
логического
мышления
детей,
обучения
их
умению
кратко,
точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование
понятий о числе и арифметических действиях начинается с
первых уроков и проводится на основе практических действий
с
различными
группами
предметов.
У
детей
формируется
обобщение
об
образовании
следующего
числа
натурального
ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда
и всеми ему предшествующими или последующими; учатся
находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их
разность
(на
основе
состава
числа).
Раскрытие
смысла
действий, формирование тех или иных понятий связано, как
правило,
с
решением
простых
задач
(решаемых
одним
арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач
важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по
различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал
должен браться из окружающей действительности. Важнейшее
задание
на
уроках
математики
имеет
игровая
деятельность,
яркий и разнообразный дидактический материал.
ДЕСЯТОК
1.
Счет
предметов
(реальных
предметов
и
их
изображений).
2.
Число
и
цифра.
Нумерация
чисел:
название,
последовательность и обозначение чисел от О до 10. Их чтение
и запись.
3.
Сравнение
чисел.
Понятия
«больше»,
«меньше»,
«столько же» или «равно».
4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.
5.
Получение
числа
прибавлением
1
к
предыдущему,
вычитание 1 из последующего.
6.
Знакомство
с
составом
чисел
первого
десятка
(на
счетном материале).
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на
основе счета
предметов.
8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал
треугольник,
прямоугольник,
квадрат
(как
о собый
прямоугольник).
РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ КИСТИ
РУКИ И ПАЛЬЦЕВ
«Волшебные пальчики»
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно
поставить руку, подготовить ее к работе.
По
наблюдениям
ученых,
известно,
что
мускульная
память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и
наиболее
возбудимая.
Обучение
же
каллиграфии
начинается
тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический
период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем
известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и
самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у
него
не
получается
элемент,
буква
написана
неверно,
некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась
потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и
кисти
рук.
Что
же
в
этом
случае
может
помочь?
Можно
воспользоваться
опытом
работы
Евгении
Николаевны
Потаповой
по
штриховке
предметов,
как
видом
работы,
укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать
задания
выполнять
штриховку
прямыми,
параллельными
отрезками,
дугообразными
линиями,
печатными
буквами,
овалами
и
т.
д.
А
если
устанут,
предложить
раскрасить
фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в
период
обучения
грамоте.
Дома
дети
могут
по
желанию
раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или
выполнять работу, подобную классной.
Средствами
укрепления
мускулатуры
кисти
руки
и
пальцев
являются:
лепка
предметов,
конструирование
из
бумаги,
рисование.
Выполняя
то
или
иное
задание
по
постановке
руки
(в
тетради
любой
разлиновки),
рисуя,
конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на
варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под
зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для
друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование -
это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к.
попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа
над словом, загадываются и отгадываются загадки.
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ
СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ
1. Штриховка (Тетрадь в линию).
2.
Работа
по
разлиновке
в
тетради
с
направляющей:
предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
3. Лепка, конструирование.
4. Рисование.
5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в
тетради в клетку на уроках математики.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
«Здравствуй, мир!»
В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется но-
вое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с
этим особое значение для полноценного развития детской лич-
ности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых
людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – по-
мочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно
использовать по назначению и ценить предметы материальной
культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в
детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть
детям
сущностные
особенности
предметов,
способствовать
освоению способов познания и видов интеллектуальной дея-
тельности,
развивать
наблюдательность,
исследовательский
подход к доступным для дошкольника объектам окружающей
действительности. Именно это открывает перед ребенком воз-
можности действовать в повседневной жизни разумно и доста-
точно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реа-
лизовывать в своем поведении нравственное отношение к пред-
метам как результатам человеческого труда.
Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, до-
ступными для понимания дошкольника, разнообразными вида-
ми труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями ро-
дителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в совре-
менный мир, приобщение к его ценностям.
В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетли-
вые представления о предметах материальной культуры, с кото-
рыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются
знания ребенка о свойствах и разновидностях различных мате-
риалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и
др.), используемых для изготовления предметов в зависимости
от их назначения и применения в жизни человека.
Знания о явлениях природы, полученные детьми в предше-
ствующей группе, расширяются, уточняются и систематизиру-
ются. Особое внимание уделяется формированию у детей обоб-
щенных представлений на основе выделения характерных и су-
щественных признаков природных объектов.
Воспитание бережного отношения к природе происходит че-
рез формирование осознанно правильного отношения к ней.
Главной становится задача воспитания у дошкольников основ
экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении
и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к
окружающей социальной и природной среде, здоровью (соб-
ственному и окружающих людей), следование экологическим
правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести
себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относить-
ся к цветущим растениям, кустам, животным.
Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохра-
нении целостности конкретной экосистемы, освоить правила
поведения в ней.
Расширяются представления детей о растительном и живот-
ном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их
внешнем облике и поведении животных; учатся выделять осо-
бенности
формы,
размера,
окраски
отдельных
частей
тела,
функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения при-
роды.
У детей формируются элементарные понятия: «травы», «ку-
старники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «пти-
цы», «среда обитания», «сезонные изменения».
Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, сво-
ей семье, ближайшем социальном окружении; формируются
этические нормы и правила поведения в обществе.
В результате работы дети знают:
элементарные правила поведения в городе и природе;
о правилах личной безопасности;
о службах помощи;
свой адрес, название страны, города;
родственные отношения;
о сезонных изменениях в природе;
об условиях, необходимых для роста растений;
основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, по-
жарника и т.д.;
зимующих птиц.
Дети имеют представление:
о правилах поведения в общественных местах (в парке, в
магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во
время путешествия);
о строении своего тела;
о погоде в разных частях света в разное время года;
о растительном и животном мире разных частей света;
об образе жизни людей в других странах;
о народных промыслах;
о трех состояниях вещества на примере воды;
о животных, растениях (обобщенное представление);
о сезонных явлениях (обобщенное представление).
Дети могут:
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
различать и называть деревья и кустарники по коре, ли-
стьям и плодам;
пользоваться календарем погоды;
ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животны-
ми ближайшего окружения;
соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных
ситуациях.
Циклограмма
работы с родителями будущих первоклассников.
Формы работы:
дни открытых дверей;
консультации;
устный журнал для родителей;
педагогический лекторий для родителей.
Тематика:
1.
Родитель – это профессия.
2.
Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
3.
Здоровый ребенок – хороший ученик.
4.
Советы практического психолога.
5.
Как ребенку помочь стать самостоятельным.
6.
Как на самом деле любить детей.
7.
Физическая подготовленность ребенка к школе.
8.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
9.
Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
10. Первые дни ребенка в школе.
11. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в
школе и методические рекомендации по преодолению
выявленных трудностей.
Средства, необходимые для реализации программы:
учебно-тематическое планирование;
учебно-методические пособия;
рабочие тетради в клетку и косую линию;
наглядные пособия;
счетный материал;
канцелярские принадлежности.
Литература:
1.
В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для
подготовки к школе/Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-
Москва: Астрель, 2013.
2.
Пособие «Здравствуй мир!» Окружающий мир для до-
школьников, комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова.
3.
В мире чисел и цифр: Учебно-методическое пособие для
подготовки к школе/Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова.-
Москва: Астрель, 2013.
Календарно - тематическое планирование
занятий подготовительного курса (168 часов)
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«В мире звуков и букв»
(2 занятия в неделю, 56 часов)
№ п/п
Тематика занятия
Кол – во
часов
Дата
1
Мы живём в России.
1
2
Предметы вокруг нас.
1
3
Как прекрасен этот мир, посмотри!
1
4
Мир полон звуков.
1
5
Знакомство с предложением.
1
6
Кто придумал все слова.
1
7
Звуки речи.
1
8
Гласные и согласные звуки.
1
9
Слово делится на части.
1
10
Знакомство с ударением.
1
11
Как хорошо уметь читать!
1
12
Гласный звук [а]. Буква Аа. Открываем
театр!
1
13
Согласные звуки [м], [м']. Буквы Мм.
1
14
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
1
15
Гласный звук [у]. Буква Уу.
1
16
Знакомство с восклицательным знаком.
1
17
Согласные звуки [н], [н']. Буквы Нн.
1
18
Большая буква в именах.
1
19
Гласный звук [о]. Буква Оо.
1
20
Использование в речи слов он, она, оно.
1
21
Читай, смекай, рассказывай!
1
22
Согласные звуки [с], [с']. Буквы Сс.
«Снежная» страничка.
1
23
Гласный звук [ы]. Буква ы.
1
24
«Один – много»
1
25
Гласный звук [и]. Буква Ии.
1
26
Учимся задавать вопросы.
1
27
Согласные звуки [л], [л']. Буквы Лл.
«Лисичкина» страничка.
1
28
Согласные звуки [к], [к']. Буквы Кк.
1
29
Учимся образовывать слова.
1
30
Согласные звуки [р], [р']. Буквы Рр.
Страничка юного техника.
1
31
Согласный звук [й']. Буквы Йй. В гостях у
доктора Айболита.
1
32
Согласные звуки [т], [т']. Буквы Тт.
1
33
Согласные звуки [д], [д']. Буквы Дд.
1
34
Домашние питомцы.
1
35
Согласные звуки [в], [в']. Буквы Вв.
Страничка о воде.
1
36
Гласный звук [э]. Буква Ээ.
1
37
Играй, смекай, рассказывай!
1
38
Согласные звуки [б], [б']. Буквы Бб.
1
39
Согласные звуки [г], [г']. Буквы Гг.
1
40
Согласные звуки [п], [п']. Буквы Пп.
1
41
Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Фф.
1
42
Согласный звук [ш]. Буквы Шш.
1
43
Согласный звук [ж]. Буквы Жж.
1
44
Согласные звуки [з], [з']. Буквы Зз.
«Зайкина» страничка.
1
45
Буквы Ее.
1
46
Играй, смекай, рассказывай!
1
47
Буквы Ёё.
1
48
Буквы Яя.
1
49
Буквы Юю.
1
50
Звуки [х], [х']. Буквы Хх.
1
51
Звук [ц]. Буквы Цц.
1
52
Звук [ч']. Буквы Чч.
1
53
Звук [щ']. Буквы Щщ.
1
54
Знакомство с мягким и твёрдым знаками.
1
55
Знакомство с мягким и твёрдым знаками.
1
56
Алфавит.
1
ИТОГО
56 часов
МАТЕМАТИКА
«В мире чисел и цифр»
(2 занятия в неделю, 56 часов)
№ п/п
Тематика занятия
Кол-во часов
Дата
1
Числа и цифры вокруг нас.
1
2
Как хорошо уметь считать!
1
3
Твои помощники.
1
4
Учимся сравнивать.
1
5
Знакомство с клеточкой.
1
6
Число и цифра 1.
1
7
Сравниваем: больше, меньше, столько же.
1
8
Число и цифра 2.
1
9
Математика приглашает в спортзал.
1
10
Знаки «больше» и «меньше».
1
11
Знаки «больше» и «меньше».
1
12
Знак равенства.
1
13
Число и цифра 3.
1
14
Знаки сложения и вычитания.
1
15
Знаки сложения и вычитания.
1
16
Число три в играх и сказках.
1
17
Решай, смекай, отгадывай!
1
18
Решай, смекай, отгадывай!
1
19
Число и цифра 4.
1
20
Играем, наблюдаем, измеряем.
1
21
Играем, наблюдаем, измеряем.
1
22
Математика на кухне.
1
23
Четыре времени года.
1
24
День и ночь – сутки прочь!
1
25
Число и цифра 5.
1
26
Вокруг нас опять – число пять.
1
27
Рисуй, считай, отгадывай!
1
28
Рисуй, считай, отгадывай!
1
29
С Новым годом!
1
30
Увеличиваем и уменьшаем числа на 1.
1
31
Число и цифра 6.
1
32
Приглашаем на день рождения!
1
33
Предметов не счесть, где есть число шесть!
1
34
Число и цифра 7.
1
35
Неделя полезных дел.
1
36
Решай, смекай, отгадывай!
1
37
Решай, смекай, отгадывай!
1
38
Число и цифра 8.
1
39
Как и чем можно измерять длину.
1
40
Наблюдай, смекай, отгадывай!
1
41
Наблюдай, смекай, отгадывай!
1
42
Число и цифра 9.
1
43
Фокусы Волшебного Карандаша.
1
44
День защитника Отечества.
1
45
Считай, смекай, отгадывай!
1
46
Считай, смекай, отгадывай!
1
47
Число и цифра 0.
1
48
Знакомство с десятком.
1
49
Экскурсия на почту.
1
50
Международный женский день.
1
51
Математика на суше и на море.
1
52
Число 11.
1
53
День Победы.
1
54
Число 12 и другие числа второго десятка.
1
55
Число 12 и другие числа второго десятка.
1
56
Как хорошо уметь считать!
1
ИТОГО
56