Напоминание

Импровизация на занятиях с детьми в объединении «Хореография»


Автор: Кузнецова Надежда Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Анадырь Чукотского АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Импровизация на занятиях с детьми в объединении «Хореография»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества городского округа Анадырь»

«Утверждено»

Педагогическим советом

МАУ ДО «ДДТ городского округа Анадырь»

от «30» мая 2020 года Протокол № 3

Методическая рекомендация на тему: «Импровизация на занятиях с

детьми в объединении «Хореография»

Автор:

Кузнецова Н.А.,

педагог дополнительного образования

г. Анадырь, 2020 год

2

Данная

методическая

рекомендация

посвящена

проблеме

развития

импровизации у детей на занятиях хореографии и предлагает практический способ

решения

обозначенной

проблемы

путём

использования

различных

игровых

методик.

С

помощью

танцевальных

миниатюр

«Зримая

песня»,

«Учитель»

и

«Трансформер»

стимулируется

творческая

активность

и

потенциал

каждого

ребенка.

Рекомендация может быть полезной педагогам дополнительного образования,

работающих

в

хореографических,

вокальных

и

театральных

объединениях

с

обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста.

Автор: Кузнецова Н.А., педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДДТ

городского округа Анадырь»

3

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………………...4

Танцевальная методика «Зримая песня» ……………………………………………...7

Методика ролевой игры «Учитель» ………………………………………………….10

Игровая методика «Трансформер» …………………………………………………...12

Список используемой литературы ……………………………………………………14

4

Пояснительная записка

Методика

хореографической

импровизации

помогает

превратить

процесс

обучения

в

деятельность,

окрашенную

игровыми

оттенками.

Учитывая,

что

основной вид деятельности детей – игра, применяя эти методики в обучении,

можно включить детей в процесс, который стимулирует творческую активность

каждого

ребенка,

дает

возможность

выразить

свое

«Я»

и

в

последствии

ярко

раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.

Трудности

в

работе

с

детьми

в

коллективе

возникают

из-за

сложности

понимания детьми необходимости постоянства и обязательности в ходе обучения.

Ребенок, проявляя свою инициативу, становится активным соавтором и партнером в

педагогическом процессе.

Методика,

основанная

на

игре,

помогает

оставаться

с

обучающимися

на

равных и без диктатуры держать авторитет педагога на достойном уровне.

Использование

различных

форм

и

вариантов

обучающих

игр

позволяет

решать

основную

задачу:

превращение

ребенка

из

пассивного

объекта

педагогического воспитания в полноправного субъекта творческого процесса.

Импровизация

в

танце

это

свобода

выбора

на

хорошо

проученном

материале. Она помогает превратить сложный процесс обучения в удовольствие.

Рассматривая

главный

критерий

творчества

уровень

самодеятельного

участия детей, можно отметить, что чем выше уровень подготовки, тем больше

инициативы проявляют дети.

Перед

разработкой

методики

преподавания

были

определены

основные

тезисы-вопросы, определяющие главное в педагогическом подходе к обучению в

объединении:

На что должен ориентироваться ребенок, занимаясь творчеством в любимом

деле?

Что является ведущей деятельностью в творчестве?

Почему поиск является главной составляющей творчества?

Поиск – это основа любого творчества.

Если мы рассмотрим различные этапы творческой деятельности, то увидим,

что на каждом из них поиск является основным видом деятельности.

1.

Прежде чем заняться своим любимым делом, его необходимо найти. Не

рождаемся же мы с точным знанием своего любимого занятия, в котором

хотели бы творить.

5

2.

Найдя любимое дело, человек ищет в нем интересные и понравившиеся

ему

области

для

изучения.

Например,

ребенок,

хорошо

наученный

в

хореографическом коллективе, ищет танцевальные направления, которые

ему по душе. Это может быть классика, джаз, степ, брейк и т.д. главное –

определиться, иначе человек будет метаться от одной области к другой,

теряя свои силы и время.

3.

Определившись

с

областями,

творческий

человек изучает,

что

в

них

сделано до него. Конечно, можно заново создавать велосипед, но стоит ли

тратить

на

это

свое

драгоценное

время

и

силы?

Обычно,

во

время

изучения

материала

творец

запоминает

и

присваивает

себе

то,

что

нравится и гармонично подходит ему. Иначе либо человек меняется, либо

его творчество будет выглядеть неестественно.

4.

Процесс открытия или создания чего-то нового. Это творческий поиск,

основанный на изученном материале и на каких-то своих идеях.

5.

Каждый

творец стремится быть нужным. Поэтому он свой продукт

творчества продвигает в общество. Это поиск целевой аудитории, которая

заинтересована в его творчестве. Вы думаете, вас ищут? Конечно, но вас

не найдут, если вы этого не захотите. Можно быть гениальным танцором и

при этом сидеть дома и танцевать только для себя.

6.

Дальнейшее совершенствование в любимом деле – самый кропотливый и

интересный поиск. Без него человек теряет свои способности, так ка «если

ты не идешь вверх, ты летишь вниз».

Это неполный список этапов, которые проходит творческий человек. Но и их

уже достаточно, чтобы увидеть, что поиск является и неотъемлемой составляющей

творчества, и жизненно важной необходимостью.

Поэтому

на

основе

экспериментов,

создавалась основа

методики

преподавания

«Импровизация

в

танце»,

способствующая

раскрытию

творческого

потенциала

каждого

ребенка

независимо

от

его

способностей

и

рассчитанная на заинтересованность и желание.

Основополагающими методами организации учебного процесса по способу

организации занятий, безусловно, являются «наглядный» и «практический».

Педагогический показ и «репетиторская работа» старших воспитанников –

основа в репетиционном процессе. Но хочется отметить, что только грамотно и

методически точно сформулированные рекомендации по изучению лексики танца

дают хороший результат – что говорит об использовании словесного метода.

Начиная

с

первого

года

обучения,

дети

приучаются

вести

себя

индивидуально в воспроизведении танцевальных цепочек.

6

Артистизм

и

раскрепощенность

в

движениях

характерны

для

программы

подготовительных

групп

первого

года

обучения

танцевальные миниатюры «Зримая песня».

Работая над техникой танца, необходимо включать в репетиторскую

работу элементы игры, превращая сложный процесс отработки номера

в увлекательное занятие. Например: для лучшего взаимодействия в

паре

мальчикам

и

девочкам

предлагается

поменяться

партиями.

Проучив

партию

партнера,

«сильные»

ученики

смогут

помочь

«слабым».

В процессе репетиторской работы дети охотно берут на себя роль

«учителя»,

что

помогает

отработать

нюансы

танцевальных

цепочек

индивидуально

как

«ученику»

так

и

«учителю».

Ролевая

игра

«Учитель» помогает не только найти лидера, но и развивать лидерские

качества в каждом ребенке.

И г р о ва я

м е тод и ка «Трансформер» предлагает

обучающимся

усложнять заданный педагогом элемент. В конце первого года дети

импровизируют

по

цепочке,

изменяя

ее

в

заданных

танцевальных

стилях.

Хорошо

просчитанный

музыкальный

материал

помогает

правильно запомнить ритмический рисунок номера детям, имеющим

плохое

чувство

ритма,

мышечная

память

ребенка

помогает

скоординировать

музыку

и

движения

тела.

Работая

с

детьми

над

танцевальными этюдами, я предлагаю разложить готовые танцевальные

цепочки на незнакомую, не просчитанную мною музыку, работают дети

над ритмическими этюдами «Трансформерами» в «парах» и «тройках».

Желательно для этой танцевальной импровизации подобрать несколько

разных по ритму миниатюр.

7

Танцевальная методика

«Зримая песня»

Самая

сложная

часть

занятия,

построенная

на

личном

обаянии

и

эмоциональной культуре педагога. Основа танцевальной методики «Зримая песня»

- игра.

Игра – древнейшее достижение культуры. По своей природе она представляет

собой деятельность, имитирующую все остальные формы деятельности человека –

труд, познание, общение. В игре человек в условно обобщенной форме выражает

свое отношение к миру, другим людям, к самому себе.

Сущность игровой танцевальной методики «Зримая песня» - имитация, то

есть деятельность, предполагающая создание относительно достоверной модели

действительности. В этом смысле танцевальная игра по своему значению выходит

за

рамки

простого

обучения:

репродукция

накопленного

социального

опыта,

социально одобряемых форм поведения является одним из важнейших способов

реального

овладения

культурой

танца.

Игровая

танцевальная

имитация

предполагает

ролевое

поведение

детей.

Роль

должна

не

только

нести

конструктивную функцию в сценарии танцевального этюда, но и способствовать

формированию

социально

ценных

качеств

личности

ребенка,

развитию

общественного

опыта,

выработке

навыков

и

способностей

человеческого

общежития.

Игра есть форма научения, создающая представления человека о реальном

мире;

она

готовит

человека

к

столкновению

с

действительностью,

формирует

способность ориентироваться, вырабатывает навыки трудовых действий, а также

действий,

необходимых

для

полноценного

участия

в

различных

сферах

общественной жизни, помогает усвоению социального опыта.

Начиная

с

первого

года

обучения,

дети

приучаются

вести

себя

индивидуально в воспроизведении танцевальных цепочек.

Главное – не просто показать, как передать чувства через танцевальный

образ, а предложить обучающимся найти правильное собственное настроение. Для

работы

с

дошкольниками

специально

подбираются

«ярко

окрашенные»

эмоционально детские фонограммы, имеющие тексты, содержание которых близко

и

интересно

детям.

Музыкальный

материал

определяет

танцевальный

образ,

который используется как основа для этюдов. В процессе усложнения каждого

танцевального этюда – «трансформера» дети проявляют инициативу и сочиняют

собственные элементы.

На

первом

этапе

обучения

поощряется

любая

танцевальная

идея,

педагог

должен

помочь

ребенку

правильно

реализовать

его

мысли,

8

корректно

исправить

неточности,

но

при

этом

не

меняя

основную

танцевальную технику, предложенную ребенком. Особенно интересные

танцевальные

открытия

детей

обязательно

используются

в

этюдно-

постановочной работе.

Музыкальное сопровождение уроков подбирается особенно тщательно,

каждая

фонограмма

просчитывается,

и

обучающиеся

приучаются

начинать

и

заканчивать

любое

упражнение

согласно

музыкальной

фразе.

Привычка

слушать

внимательно

музыкальный

материал

помогает в работе со сложными произведениями.

Педагог

начинает

изучение

любой

танцевальной

цепочки

с

проучивания

отдельных

элементов,

точно

«разложив»

на

простую

схему

«скелет»

движения.

То

есть

я

делаю

анализ

структуры

танцевального движения и предлагаю изучение «сложного по частям –

от

простого».

Опираясь

на

интерес

детей

к

исследованию

нового,

постепенно

приучаю

видеть

в

любом

сложном

танцевальном pas

основу – «скелет».

По

ходу

изучения

лексики

этюдов

предлагаю

несколько

вариантов

цепочек одной и той же танцевальной части и предлагаю в финале

использовать тот, который больше нравится каждому обучающемуся.

Последовательность изучения танцевального этюда:

Первое знакомство с новым этюдом – танцевальный «марафон», то есть

вместе с детьми танцую руками и лицом, сидя на полу. Текст этюда

прочитан дома каждым ребенком. Заранее предупреждаю родителей,

что нет необходимости «зубрить» песню как стихотворение, ведь дети

будут работать с этим материалом в танцевальном зале и постепенно

выучат все.

Второй этап – проучиваются позиции ног, которые используются в этом

этюде. Рекомендация – для первого года обучения использовать одну-

две позиции в этюде.

Третий этап – танцевальный «марафон». Этюд исполняется стоя, без

продвижения.

Четвертый этап – частичные акценты на правильность исполнения

отдельных pas и отдельных частей этюда.

Заключительный

возможность

импровизировать

на

танцевальном

материале этюда.

Примеры этюдов, используемых в работе с детьми на первом году:

«Любопытные коротышки» (М. Минков и Ю. Энтин).

«Синеглазка» (М. Минков и Ю. Энтин).

«Карабас и куклы» (Б. Окуджава и А. Рыбников).

«Песенка Водяного» (М. Дунаевский и Ю. Энтин).

9

«Песенка друзей» (И. Ефремов и И. Токмакова).

и т.д.

Рассматривая

главный

критерий

творчества

уровень

самодеятельного

участия детей, можно отметить, что чем выше уровень подготовки, тем больше

инициативы проявляют дети.

Результат методики «Зримая песня»:

1.

Изучение эмоциональной роли – в исполнении репертуарных номеров мне

не приходится тратить время на заучивание эмоциональной роли в номере

– это личная инициатива каждого исполнителя.

2.

На танцевальных этюдах в игре изучаются танцевальные понятия:

«интервал»;

«дистанция»;

«рисунок танца»;

«азбука движения тела», принятая в классическом танце.

3.

Творческая активность – ребенок, проявляя свою инициативу, становится

активным соавтором и партнером в педагогическом процессе.

4.

Музыкальный

материал,

близкий

и

интересный

детям,

помогает

в

изучении сложных основ музыкальной грамоты и раскрывает понятия:

музыкальный ритм;

музыкальный размер;

музыкальный интервал;

миниатюра;

музыкальная фраза;

стиль музыки.

Игровые танцевальные методики есть форма научения, создающая наглядные

представления ребенка о танце; они готовят детей к соприкосновению с более

сложным танцевальным материалом, вырабатывают способность ориентироваться

в

лексике

танца,

формируют

исполнительные

навыки,

помогают

усвоению

сложных

понятий.

Использование

различных

форм

и

вариантов

обучающих

танцевальных игр позволяет решать основную задачу: превращение ребенка из

пассивного

объекта

педагогического

воспитания

в

полноправного

субъекта

творческого процесса.

10

Методика ролевой игры «Учитель»

Репетиторская работа для детей – сложный и монотонный процесс. Выучив

последовательность

исполнения

элементов,

ребенок

не

может

самостоятельно

отработать и «вычистить» танцевальную цепочку.

Важным методическим требованием является учет личностных качеств детей

как сточки зрения их способности с этой ролью справиться, так и с точки зрения

необходимости

из

развития,

преодоления

замкнутости,

застенчивости

и

преодоления неуверенности в себе.

Благодаря ролевой игре «Учитель» меняется осознание ребенком своей роли

в

жизни

общества

индивидуально-личностной,

социальной,

учебной.

Обогащается

его

опыт,

осуществляется

реальное

овладение

социальными

отношениями и процессами, которые моделируются в игре.

Смысл обучающей игры – пробуждение творческого потенциала детей, что

отвечает духу и основным идеям педагогики сотрудничества, на которой строится

методика.

Творчество,

органично

присущее

обучающим

играм,

предполагает

способность

личности

к

ломке

сложившихся

стереотипов,

к

нестандартным

решениям

задач,

к

выходу

за

рамки

заранее

установленного

масштаба

деятельности.

Танцевальная игра оказывает существенное воспитательное воздействие на

личность, поскольку правила ролевых отношений между играющими отражают

реальные общественные и межличностные отношения.

Методика ролевой игры используется на первом этапе проучивания нового

танцевального материала.

Этапы ролевой игры

1.

Выявление

«сильных»

детей

на

репетиционных

местах

пройти

танцевальную цепочку и определить обучающихся, которые лучше всех

освоили новый материал.

2.

Создание звеньев («двойки», «тройки») – дети разбиваются на группы во

главе с «сильным» ребенком. При составлении звеньев рекомендуется

более техничным «Учителям» давать более трудных учеников.

3.

Основной репетиторский этап – дети в группах отрабатывают элементы

цепочки, каждое звено, отработав последовательно отдельную часть, сдает

педагогу и после этого приступает к следующей части.

4.

Подведение

итогов

каждое

звено

по

очереди

демонстрирует

отработанную цепочку, и определяются лучшие группы.

В процессе отработки цепочек в звеньях выявляются обучающиеся, которые

справились с задачей, такие дети из разных звеньев объединяются в «двойки» или

сами становятся «Учителями»

11

Для педагога важно поставить перед «Учителями» точную задачу:

разбить цепочки на части;

расставить

акценты,

на

которые

при

отработке

стоит

обратить

внимание;

на

основном

репетиторском

этапе

четко

давать

рекомендации,

помогающие «Учителям».

Результаты ролевой игры «Учитель»:

Дети

индивидуально

проучили

и

освоили

новый

танцевальный

материал.

Педагог

имеет

возможность

у

каждого

ребенка

проверить

новую

цепочку.

12

Игровая методика «Трансформер»

Научить

творчеству

нельзя,

как

нельзя

природные

способности

одного

передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности

обучающегося – это святой долг и обязанность каждого педагога. Именно через

творчество

и

проявляется

человеческая

неповторимость,

уникальность

и

индивидуальность.

Способствуя

проявлению

ребенком

собственной

индивидуальности, я как педагог помогаю проявлению его креативности и вношу

свою лепту в решение проблемы развития творческого потенциала личности.

Применение

игровой

методики

«Трансформер»

позволяет

тренировать

чувство восприятия ритма, развивать познавательную активность

и творческую

инициативу каждого воспитанника.

Проблема ритмичности исполнения танца состоит в том, что сначала ухо

танцора слышит удар ритма и только после этого тело начинает двигаться. Поэтому,

какова бы ни была скорость реакции танцора, он все равно будет опаздывать, хоть и

на мельчайшую долю временного интервала.

Тренировка восприятия

и исполнения ритма заключается в том, чтобы

научиться предугадывать следующий удар ритма, готовиться к движению до удара

и совершать движения таким образом, чтобы самый устойчивый момент (баланс,

пауза, вставание на ногу) пришелся точно на удар.

На примере специально разработанных ритмических этюдов, дети, слушая

фонограмму, учатся считать такты, определяют сильную долю и музыкальную

фразу. Расширяя свой музыкальный «багаж», ребенок учится понимать и различать

стили в музыке и соотносить их с направлениями в танце.

Этапы творческой игры:

Я

(педагог)

начинаю

изучение

любой

танцевальной

цепочки

с

разучивания отдельных элементов, точно «разложив» на простую схему

– «скелет движения». То есть делаю анализ структуры танцевального

движения и предлагаю изучение «сложного по частям – от простого».

Проучив танцевальные элементы, предлагаю соединить их в цепочку

самостоятельно. Для переходов и связок дети используют уже знакомые

и отработанные на предыдущих занятиях элементы и «шаги».

Перед заданием необходимо разделить обучающихся на «артистические

группы» по 2-4 человека (разделение происходит по желанию детей, но

с

обязательной

моей

корректировкой,

чтобы

никто

не

остался

в

одиночестве).

На «конструирование» цепочки дается 5-10 минут.

Просмотр результатов – концертом перед группой.

13

Лучшие цепочки разучиваются группой, и я предлагаю станцевать на

разный

по

ритму

и

размеру

музыкальный

материал.

Каждая

«артистическая

группа»

получает

свою

фонограмму,

которую

просчитывает

вместе

со

мной,

и

самостоятельно

раскладывает

элементы под музыку. Дети, по моей просьбе, стараются в цепочке

сделать паузы и акценты в соответствии с ритмическим рисунком.

Оценка – демонстрация лучших цепочек в конце просмотра на «бис».

Лучшие танцевальные цепочки впоследствии проучиваются группой и

используются в танцевальных этюдах, что является хорошей оценкой

для авторов и убедительным стимулом для дальнейшего творчества

остальным детям.

Смысл обучающей игры – пробуждение творческого потенциала детей, что

отвечает духу и основным идеям педагогики сотрудничества. Творчество, присущее

обучающим

играм,

предполагает

способность

личности

к

ломке

сложившихся

стереотипов,

к

нестандартным

решениям

задач,

к

выходу

за

рамки

заранее

установленного масштаба деятельности.

Ожидаемый результат:

дети учатся «слышать и считать» музыкальный материал;

пробуют самостоятельно соединить ритмический рисунок «цепочки» и

фонограммы;

приучаются к коллективному сотрудничеству;

имеют возможность оценить чужие достижения.

Список используемой литературы

14

1.

Колодицкий Г.А. – «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы

для детей». М.: Просвещение, 2000.

2.

Ефремова

Т.Ф.

«Новый

словарь

русского

языка.

То л ко в о -

словообразовательный». - М.: Русский язык, 2000.



В раздел образования