Автор: Бегларян Арпине Граатовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО КК Эколого-биологический Центр
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Сборник сценарно-методического материала
Тема: "Давайте беречь природу!"
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Сборник сценарно-методического материала
«Давайте беречь природу!»
Автор –составитель:
Педагог дополнительного
образования: Бегларян А.Г.
Краснодар 2020
АННОТАЦИЯ
В
последнее
время
все
больше
внимания
уделяется
экологическому
образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития
цивилизации.
Экология
выделяется
в
отдельный
предмет,
при
этом
наблюдается
тенденция к сокращению количества часов, отводимых на изучение биологии
и
других
естественнонаучных
дисциплин.
Все
это
заставляет
всерьез
задуматься над тем, как может быть организован процесс изучения экологии.
Цель экологических мероприятий: – способствовать пониманию сути
гл о б а л ь н ы х
п р о бл е м
э кол о ги и ,
п од гото в и т ь
о бу ч а ющ и хс я к
самостоятельному
выбору
своей
мировоззренческой
позиции,
развивать
умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного
отношения к человечеству и среде его обитания.
Задачи мероприятия:
-формирование целостного представления о природном и социальном
окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш
общий дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
-воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей
среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами
морали,
активное
присвоение
нравственных
запретов
и
предписаний
в
отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в
здоровом образе жизни;
-
выработка
ответственности
за
собственное
благополучие и
экологическое благополучие окружающей среды;
-становление
начального
опыта
защиты
природной
среды
и
своего
здорового образа жизни.
Одной из эффективных форм экологического воспитания,
является
внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение.
Внеклассное мероприятие по экологии и охране
окружающего мира
может быть использовано для работы с учащимися, как начальной школы,
так и среднего звена.
Большим
успехом
пользуются
в
школе
внеклассные
мероприятия
экологической тематики, имеющие игровой характер.
Экологические игры – подводят учеников к сознанию своего места и
своей роли в окружающей среде, ставят ребенка в положение исследователя;
открывателя
существующих
в
природе
связей
и
закономерностей,
способствуют пониманию экологических проблем.
Игровая
форма
делает
задание
увлекательным,
повышает
интерес
к
такой
работе
и
способствует
формированию
устойчивых
навыков
самостоятельного получения знаний.
Наиболее популярные виды экологических игр – криптограммы, ребусы,
кроссворды и головоломки. Их можно использовать при проведении любых
внеклассных мероприятий.
Проведение
мероприятий
связано
с
длительной
подготовкой,
заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе,
постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок,
участие
в
озеленительных
работах
на
территории
школы.
Вся
подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на
котором подводятся итоги проделанной работы школьников.
Взаимодействие
школьников
с
природой
организуется
как
в
естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации
такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся
экскурсии,
экологические
акции,
операции,
работа
на
учебно-опытном
участке,
проектирование
и
создание
учебных
экологических
троп.
В
"искусственных" условиях.
—живые
экспозиции
и
уголки,
искусственно
созданные
природные
ландшафты, оранжереи, а также общение с домашними животными.
Разнообразны и формы художественного творчества учащихся:
выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного
края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических
сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания;
изготовление поделок из природного материала.
Одним из самых
эффективных путей формирования экологического
сознания является детский экологический театр. Информация об актуальных
экологических проблемах, поданная в театрализованной форме не только
запоминается, но и становится живой, насущной «одушевлённые» цифры,
факты, термины легко и непринуждённо проникают в умы и души зрителей.
Именно
экологический
театр
даёт
прекрасную
возможность
объединения
всех направлений экологического образования.
Внеклассное мероприятие по экологии и
охране природы
1« Давайте беречь природу!»
Внеклассное мероприятие по экологии и охране
окружающего мира.
Может быть использовано для работы с учащимися как начальной школы,
так и среднего звена.
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды,
с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту
угрозу,
которую
представляет
воздействие
человека
на
окружающую
природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим
проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Форма проведения: устный журнал.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа.
«Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».
Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя
Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт
о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.
Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? - От человека.
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта
наука
пытается
дать
ответы
на
трудные
вопросы:
что
можно
брать
у
природы,
как
это
правильно
делать?
Слово
«экология»
составлено
из
2
греческих
слов:
«ойкос»
-
«жилище,
дом»
и
«логос»
-
учение.
Наука
о
жилище,
доме.
А
что
мы
с
вами
называем
общим
домом?
Правильно,
Природу.
За
несколько
миллиардов
лет
на
Земле
сформировалась
сложная
общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода
и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную
систему
жизни
называют
биосферой
(«био»
-
«жизнь»,
«сфера»
-
«оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом. Его обитатели – звери, птицы,
рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем
обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы
стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
Чтец: В общепланетном доме, на луне природы, люди ведут себя как
хулиганы.
Они
часто
думают,
что
кладовая
природы
неисчерпаема,
а
богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением
является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни
загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней,
засух, морозов, ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2
млрд.
га
плодородной
почвы.
Разрушения
продолжаются,
и
не
только
стихийные. Их наносит человек.
Чтец: Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Ведущий: Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля,
а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у
Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.
22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли.
Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего
мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция
стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона
она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение
минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься
над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих
на ней. Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить,
какое влияние оказывает человек на живую природу.
Природа
–
единственная
книга,
содержание
которой
одинаково
значительно на всех страницах.
Чтец: «Что имеем, не храним…»
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Всё она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда всё для всех и навсегда!
Ведущий: Канадская
океанографическая
экспедиция
опубликовала
результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских
черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших
животных
показало,
что
в
их
пищеводе
застряли
пластиковые
пакеты,
которые
выбрасывали
за
борт
пассажиры
лайнеров.
Морские
черепахи
принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.
Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить.
Ежегодно
уничтожаются
десятки
тысяч
слонов.
В
Заире
ядохимикатами
отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости
стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.
Гибнут
даже
пингвины
в
Антарктиде.
Беспомощные
пингвины,
покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные в своих
движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные
ископаемые, убивает живых существ.
Чтец: В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам её частица,
Она всегда щедра к тебе.
Всё, что несёшь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Её защитником иди,
Чтоб только – пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары:
землю
и
воды,
реки
и
горы,
лес
и
цветы.
Но
как
мы
пользуемся
ими,
сохраним ли их для потомства?
Чтец: Была над рекою чаща – березнячок молодой.
Стрекозы, глаза тараща, планировали над водой.
Кувшинки цвели местами, лилии и трава.
Под свесившимися кустами разгуливала плотва.
В июле, когда повсюду царил нестерпимый зной,
В речушке – какое чудо! – вода бала ледяной.
Мальчишки бросались в воду с бревенчатого моста…
Приехал я через годы – и не узнал места.
Здесь побывали лесорубы, куда теперь ни взгляни, -
Торчат, как гнилые зубы, невыкорчеванные пни.
И выбрав на речке место, которое погрязней,
Барахтается семейство блаженствующих свиней.
И душно от испарений, от пыли луга седы.
Хотя бы полметра тени, хотя бы глоток воды!
Не выйти к речным излукам и тело не освежить…
А здесь сыновьям и внукам, и правнукам нашим жить.
Здесь жить и «Братьям нашим меньшим», то есть животным. Как
обстоит с ними дело?
Диких животных надо беречь так же, как мы бережём картины Рафаэля,
Кёльнский собор, индийские храмы.
В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных
насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено.
2.Мини сценка «Суд над лягушкой и волком»
Судья: Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё
имя?
Лягушка: Ква-ква… Лягушка!
Судья: Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное
создание!
Лягушка: Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи
вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не
привлекают птиц.
Судья: Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред
наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают
мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет
воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.
Лягушка: Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным.
Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить
жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или, чтобы
остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?
Судья: Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а
взрослым противно смотреть на тебя!
Лягушка: Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди,
ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих
братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи
консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.
Судья: Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку
скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может
убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато
ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными
50 стрел.
Лягушка: Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по
одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила
науке не меньше, чем собака.
(за сценой слышится кваканье лягушек)
Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)
Судья: Кто следующий? (Вводят волка) о тебе говорят: «Стареет, но не
добреет; линяет, но права своего не меняет». Ты и зайца у охотника из-под
носа унесёшь, и жирным барсуком полакомишься, и кроликом не
побрезгуешь, и птичьи гнёзда разоряешь! Да и характер скверный:
расчетливый, трусливый, хитрый.
Волк: Как посмотришь на некоторых людей, у них характер не лучше! В
сущности, единственные мои враги – вы, люди. Беспощадно истребляя нас,
человек, вместе с тем, сочиняет про нас небылицы.
Судья: Ну, хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка
верна. Ты уничтожаешь дичь, режешь домашний скот, разносишь бешенство.
Приговор один: повинен в смерти волк, объявляется ему всеобщая война.
Волк: Гражданин судья! Газеты надо читать! Нынче такие призывы звучат
странно, даже дико. Разбойник и убийца – верно, но вместе с тем и
превосходный певец. (Скулит: у-у-у-у).
В тундре, где нас извели, стали гибнуть олени. Они всегда держались
плотными стадами, теперь, не видя нас, стали разбредаться. Заметно
увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких
ослабших оленей.
И ещё, ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек.
Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких-либо
хищников. А со мной, по вашей милости, чуть это не произошло. Я теперь
под охраной. Читайте! (Достает газету, протягивает её судье и убегает)
Судья: Ну и грамотные волки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой!
Надул меня серый! Отстреливать вас можно и нужно. Только нужно строго
регулировать отстрел, не дать исчезнуть целому виду.
Ведущий1: Как ни изобретателен человек, он не в силах ни сотворить новый
вид животного, ни воссоздать уничтоженный вид.
Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему
поучиться у неё!
Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от
которого
зависит
его
собственное
выживание.
Постоянное
и
неуклонно
возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что
живой мир нашей планеты изменяется. За последние350 лет с лица Земли
исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.
Судья: Для естественного эволюционного процесса характерно, когда
одни виды исчезают, вытесняемые другими. Но то, что происходит в нашем
жестоком мире, не имеет ничего общего с естественным ходом эволюции.
Большинство вымерших видов птиц – птицы, жившие на островах и не
знавшие
необходимости
защиты
от
человека;
не
встречали
они
также
и
хищных спутников человека – кошек, собак и крыс. И по мере того, как
человек захватывает всё новые и новые территории, процесс вымирания
живых существ не прекращается.
Альберт
Швейцер
писал:
«Чем
пристальнее
мы
всматриваемся
в
природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе.
Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая
жизнь – ценность, и мы с ней связаны».
3.По страницам Красной книги
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются, даже цветы.
Звучит фонограмма "Голоса леса".
Ведущий: Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана
природы. Мы отправимся с вами в путешествие по следам Красной книги,
узнаем о редких, исчезающих растениях и животных.
Земля
у
нас
только
одна.
Этот
прекрасный
корабль
имеет
все
необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны
обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не
беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не
могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего
начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор -
уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что
горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не
вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего
начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь
именно
человек
решает:
быть
или
не
быть
природе.
В
60-х
годах
Международный
союз
охраны
природы
и
природных
ресурсов
счел
необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для
охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране
была издана в 1978 году.
Красная
книга
информирует,
призывает
изучать
флору
и
фауну,
предупреждает
о
риске
и
советует,
как
избежать
опасности.
Главное
ее
практическое
значение
-
спасение
исчезающих
видов
и
восстановление
редких.
Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это -
программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в
которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков
природы. Послушайте рассказ о редких и исчезающих видах животных и
растений, которые ещё сохранились на нашей земле.
Рассказ о растениях и животных Красной книги
Чтец: Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
И лес весной шумит,
Люблю мой край! Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Конкурс "По страницам Красной книги"
1 тур. "Встреча с Красной книгой"
1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)
2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов:
"Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы",
"Высшие растения").
3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (1978 г.)
4.
Что
делается
для
того,
чтобы
сохранить
редкие
и
исчезающие
виды
животных?
(Организуются
заповедники,
заказники;
животных
подкармливают,
охраняют
от
хищников
и
болезней;
при
очень
низкой
численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие
для них условия.)
5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)
2 тур. "Они исчезли навсегда"
1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за
то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского
океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году.
(Дронт)
2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял
Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)
3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города
Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).
4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной
Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на
изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.
(Зебра-квагга).
3 тур. "В мире птиц"
1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР? (80 видов).
2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).
4.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во
рту скользкую рыбу).
4 тур. "Негромкая музыка цветов"
1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-
марья, иван-чай).
2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).
3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух
метров.
Его
красивые
крупные
цветки,
напоминающие
белую
кувшинку,
живут около полутора суток.
(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).
4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и
ночью?
(Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли
цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится,
то будет дождь).
4. Путешествие в будущее
Дорогие экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры
и фауны XX века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея
удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает
большая, кропотливая работа.
До
нас
дошли
записи
песни,
которую
мы
не
можем
полностью
расшифровать. Так, известная в своём веке певица Людмила Зыкина поёт
песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, нам не удалось выяснить.
Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по
склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.
Правда, людям в свое время тоже пришлось поломать голову над одним
растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его –
полба.
Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу
взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на
планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими
сейчас.
Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас
ожидают
интересные
находки.
Посмотрите
на
эту
птицу,
это
петух.
К
сожалению,
до
нас
дошёл
единственный
экземпляр,
т.к.
люди
были
беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха,
и они думали, что так будет продолжаться вечно.
Вот
другой
экспонат
–
свинья-копилка.
Люди
относились
к
ней
любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше.
Посмотрите на этих забавных заводных лягушку, медведя и зайца. Прошу
бережно обращаться с заводом, надо думать о наших потомках; им и этого
может не достаться.
Что
касается
птиц,
то
из
уцелевших
письменных
источников
нам
известно,
что
была
какая-то
кукушка,
какой-то
соловей.
Мы
вам
можем
показать только чучело вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то
населяли Землю.
Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но
она тем и страшна, что может стать реальностью.
Когда мы любуемся со вкусом собранным букетом, редко кому придёт в
голову, что это уже умирающие, оторванные от корней растения. Цветов
становится
всё
меньше,
а
отдыхающих
на
лоне
природы
всё
больше
и
больше. И каждый стремится вернуться в город с букетом. Но…
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.
Капля воды дороже алмаза.
Девушка: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В
воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже
можно было купаться.
Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе
вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять
природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь её
так много на
планете – площади. Но лишь 2% от этого количества
составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее
хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.
Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и
закрашивает часть воды озера краской.
Девушка: На берегах водоемов выросли промышленные предприятия,
которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.
Выходит
ученик,
прикрепляет
на
рисунок
озера
м а ке т
сельскохозяйственных
угодий
и
закрашивает
часть
воды
озера
краской.
Девушка: Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко
применявшиеся в сельском хозяйстве.
Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и
закрашивает часть воды озера краской.
Девушка:
Многочисленные
автомойки,
бензозаправочные
станции
бесперебойно
поставляли
в
грунтовые
воды
высокотоксичные
нефтепродукты.
Выходит
ученик,
прикрепляет
на
рисунок
озера
макет
танкера
и
з а к р а ш и в а е т
о с т а в ш у ю с я
ч а с т ь
в о д ы
о з е р а
к р а с к о й .
Девушка:
Частые
аварии
танкеров
приводили
к
утечке
миллионов
тонн
сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль
вокруг.
И
однажды
выяснилось,
что
пригодной
для
питья
воды
на
планете
практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и
уменьшается.
На сцену выходят все участники.
Ведущий: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами -
преступление против человечности.
Девушка:
Люди,
задумайтесь,
ведь
то,
что
вы
сейчас
видели,
действительно может оказаться нашим будущим.
Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой
поэмы – так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба
этого жидкого минерала.
Ведущий: Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не
прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё - нет. И ещё: природа
не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди. Так как
же важно при таком положении внушать людям, убеждать людей – с самого
детства!
–
в
необходимости
гуманного,
любовного
отношения
ко
всему
сущему! Обращаться к сердцу и разуму.
Монолог Природы
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье наградить –
В моей всё это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката,
Иву над рекой… И, наконец,
Солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос, как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
Ведущий:
Печальную
эстафету
принимают
от
нас
грядущее
тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не
случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы
лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое
изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по
воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только
одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу,
классика XX столетия.
Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и
человеческого в человеке.
Монолог природы:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.
Нас много, а она одна.
Учащиеся: Мы
произнесли фразу века: “Мы рождены, чтоб сказку
сделать былью!” Какая красивая была наша мечта и как уродливо исказила её
жизнь. Человек загнал себя в пороховую бочку, обрёк всё живое на гибель.
Учащиеся: Давайте сохраним
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природ мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Ведущий: Каждый живущий на Земле человек должен помнить, что все
мы являемся частью природы. А в природе всё взаимосвязано.
Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.
Заключительное слово:
Земля у нас только одна. Этот прекрасный
корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем.
Но
люди
должны
обращаться
с
ним
бережно.
Механизм
жизни
прочен
необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет
не на что...
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не
могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего
начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор -
уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что
горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не
вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего
начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!