Авторы: Лоншакова Екатерина Алексеевна, Шичкина Ольга Николаевна
Должность: педагоги д/о
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: "Эмоциональность как проявление индивидуальности у детей младшего школьного возраста"
Тема: "Работа с детьми младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования Городской Дворец детского (юношеского) творчества
имени Н.К. Крупской
Эмоциональность как проявление
индивидуальности у детей младшего
школьного возраста
Исполнители:
Шичкина Ольга Николаевна, педагог д/о
Лоншакова Екатерина Алексеевна, педагог д/о
МБОУ ДО ГДД(ю)Т им. Н.К.Крупской
г. Новокузнецка
Новокузнецк, 2020
Эмоциональность как проявление индивидуальности у детей
младшего школьного возраста
Музыкальность
представляет
собой
комплекс
способностей,
необходимых
для
занятий
музыкальной
деятельностью.
Ее
характерным
признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее
содержания,
поэтому
с
первых
занятий
на
уроках
музыки
необходимо
эмоциональную
и
слуховую
стороны
музыкальности
активизировать
в
единстве.
Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это
качество
личности,
которое
проявляется
в
способности
к
эстетическому
переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии
музыки.
Младший
школьник
имеет
небольшой
жизненный
опыт,
что
отражается на его объеме представлений о разнообразных чувствах человека,
он
не
всегда
способен
распознать
эмоции
и
выражение
чувств
другого
человека, своих сверстников, но в тоже время у него наблюдается первые
этические оценки поступков не только своих, но и по отношению к другим
людям,
и
это
является
первыми
признаками
его
эмоциональной
отзывчивостью.
Большую роль в расширении жизненного опыта в области познания
разных чувств людей, в умении распознавать их может сыграть музыкальное
искусство.
У
младшего
школьника
формируются
потребности
действовать,
руководствуясь нравственными требованиями, чувствами, диктуемые новыми
для
него
социальными
нормами
поведения,
развивается
его
внутренняя
позиция. Не случайно, поэтому
развивая
эмоциональную
отзывчивость,
необходимо стремиться к тому, чтобы общение с музыкальным искусством
вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков
и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.
В
эмоциональном
плане
развитии
детей
наблюдаются
большие
индивидуальные различия: у одного ребенка преобладает положительный
эмоциональный
фон
настроения,
эмоции
положительной
модальности
(радость, удивление, интерес), а у другого – отрицательный (печаль, грусть,
скука).
Музыкальное
образование
знакомит
младших
школьников
с
различными эмоциональными состояниями, делает его более способным к
переживанию
тех
эмоций,
которые
не
входят
в
структуру
темперамента
данного
возраста,
тем
самым
расширяет
и
углубляет
его
контакты
с
окружающей действительностью и с другими людьми.
Особое
место
в
развитии
эмоциональной
отзывчивости
младших
школьников занимает музыка, так как они испытывают больше эмоций, чем
дети других возрастов.
Специфика
музыки
–
выражение
содержания
музыкальных
произведений на уровне высокого обобщения, воздействия в первую очередь
на сферу человеческих эмоций. Музыка способна
выражать гамму самых
разнообразных состояний и чувств человека, так как она представляет собой
художественную модель человеческих эмоций и вызывает соответствующий
эмоциональный
отклик
слушателя
благодаря
возникающим
у
него
ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира и душевными
переживаниями. Соотнесенных с его жизненным музыкальным опытом.
Сила музыки как раз заключается в этом, что она способна передавать
смену
различных
настроений
и
переживаний
–
динамику
эмоционально-
психических
состояний
человека.
Детям
не
нужно
долго
объяснять,
что
чувствует человек, когда тот испытывает эмоцию грусти; достаточно только
дать
услышать
грустную
мелодию,
и
они
начинают
понимать
состояние
печали с первых тактов музыкального произведения.
Младшие школьники
очень впечатлительны и эмоционально остро
реагируют на все то, что касается их каким-либо образом. Поэтому после
первых услышанных тактов музыкального произведения,
дети начинают
выполнять движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным
ритмом, улавливают настроение музыки и передают в движении различные
средства
музыкальной
выразительности:
темп,
динамику
–
усиление
и
ослабление звучности, характер мелодии, художественного образа. Нельзя
понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное
переживание
по
самому
своему
существу
и
есть
эмоциональная
отзывчивость.
Б. М. Теплов в своих изысканиях обращал внимание на то, что для
того,
чтобы
эмоционально
переживать
музыку,
нужно
прежде
всего
воспринимать
ее
звуковую
ткань.
Если
человек
может
лишь
немногое
различить, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, до него дойдет
только незначительная часть выразительного содержания музыки. Поэтому,
согласно концепции исследователя, музыкальность предполагает достаточно
тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки [7].
На основании выше изложенного приходим к выводу:
Младшие школьники
очень впечатлительны и эмоционально остро
реагируют на все то, что касается их каким-либо образом.
На уроках музыки у младших школьников происходит знакомство с
различными эмоциональными состояниями, отраженных в рассматриваемых
музыкальных
произведениях,
которое
делает
его
более
способным
к
переживанию
тех
эмоций,
которые
не
входят
в
структуру
темперамента
данного
возраста,
тем
самым
расширяет
и
углубляет
его
контакты
с
окружающей действительностью и с другими людьми.
Сила музыки как раз заключается в этом, что она способна передавать
смену
различных
настроений
и
переживаний
–
динамику
эмоционально-
психических состояний человека.
Эмоциональная отзывчивость ребят ярко проявляется в их активности
в различных направлениях музыкальной деятельности.
Развитие
эмоциональной
отзывчивости
у
младших
школьников
связано
с
активизацией
мыслительных
процессов,
с
складом
ума,
характером, темпераментом, уровнем возрастного развития,
и должным
воспитанием.