Напоминание

"Работа с детьми младшего школьного возраста"


Авторы: Лоншакова Екатерина Алексеевна, Шичкина Ольга Николаевна
Должность: педагоги д/о
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: "Эмоциональность как проявление индивидуальности у детей младшего школьного возраста"
Тема: "Работа с детьми младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Городской Дворец детского (юношеского) творчества

имени Н.К. Крупской

Эмоциональность как проявление

индивидуальности у детей младшего

школьного возраста

Исполнители:

Шичкина Ольга Николаевна, педагог д/о

Лоншакова Екатерина Алексеевна, педагог д/о

МБОУ ДО ГДД(ю)Т им. Н.К.Крупской

г. Новокузнецка

Новокузнецк, 2020

Эмоциональность как проявление индивидуальности у детей

младшего школьного возраста

Музыкальность

представляет

собой

комплекс

способностей,

необходимых

для

занятий

музыкальной

деятельностью.

Ее

характерным

признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее

содержания,

поэтому

с

первых

занятий

на

уроках

музыки

необходимо

эмоциональную

и

слуховую

стороны

музыкальности

активизировать

в

единстве.

Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это

качество

личности,

которое

проявляется

в

способности

к

эстетическому

переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии

музыки.

Младший

школьник

имеет

небольшой

жизненный

опыт,

что

отражается на его объеме представлений о разнообразных чувствах человека,

он

не

всегда

способен

распознать

эмоции

и

выражение

чувств

другого

человека, своих сверстников, но в тоже время у него наблюдается первые

этические оценки поступков не только своих, но и по отношению к другим

людям,

и

это

является

первыми

признаками

его

эмоциональной

отзывчивостью.

Большую роль в расширении жизненного опыта в области познания

разных чувств людей, в умении распознавать их может сыграть музыкальное

искусство.

У

младшего

школьника

формируются

потребности

действовать,

руководствуясь нравственными требованиями, чувствами, диктуемые новыми

для

него

социальными

нормами

поведения,

развивается

его

внутренняя

позиция. Не случайно, поэтому

развивая

эмоциональную

отзывчивость,

необходимо стремиться к тому, чтобы общение с музыкальным искусством

вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков

и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.

В

эмоциональном

плане

развитии

детей

наблюдаются

большие

индивидуальные различия: у одного ребенка преобладает положительный

эмоциональный

фон

настроения,

эмоции

положительной

модальности

(радость, удивление, интерес), а у другого – отрицательный (печаль, грусть,

скука).

Музыкальное

образование

знакомит

младших

школьников

с

различными эмоциональными состояниями, делает его более способным к

переживанию

тех

эмоций,

которые

не

входят

в

структуру

темперамента

данного

возраста,

тем

самым

расширяет

и

углубляет

его

контакты

с

окружающей действительностью и с другими людьми.

Особое

место

в

развитии

эмоциональной

отзывчивости

младших

школьников занимает музыка, так как они испытывают больше эмоций, чем

дети других возрастов.

Специфика

музыки

выражение

содержания

музыкальных

произведений на уровне высокого обобщения, воздействия в первую очередь

на сферу человеческих эмоций. Музыка способна

выражать гамму самых

разнообразных состояний и чувств человека, так как она представляет собой

художественную модель человеческих эмоций и вызывает соответствующий

эмоциональный

отклик

слушателя

благодаря

возникающим

у

него

ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира и душевными

переживаниями. Соотнесенных с его жизненным музыкальным опытом.

Сила музыки как раз заключается в этом, что она способна передавать

смену

различных

настроений

и

переживаний

динамику

эмоционально-

психических

состояний

человека.

Детям

не

нужно

долго

объяснять,

что

чувствует человек, когда тот испытывает эмоцию грусти; достаточно только

дать

услышать

грустную

мелодию,

и

они

начинают

понимать

состояние

печали с первых тактов музыкального произведения.

Младшие школьники

очень впечатлительны и эмоционально остро

реагируют на все то, что касается их каким-либо образом. Поэтому после

первых услышанных тактов музыкального произведения,

дети начинают

выполнять движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным

ритмом, улавливают настроение музыки и передают в движении различные

средства

музыкальной

выразительности:

темп,

динамику

усиление

и

ослабление звучности, характер мелодии, художественного образа. Нельзя

понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное

переживание

по

самому

своему

существу

и

есть

эмоциональная

отзывчивость.

Б. М. Теплов в своих изысканиях обращал внимание на то, что для

того,

чтобы

эмоционально

переживать

музыку,

нужно

прежде

всего

воспринимать

ее

звуковую

ткань.

Если

человек

может

лишь

немногое

различить, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, до него дойдет

только незначительная часть выразительного содержания музыки. Поэтому,

согласно концепции исследователя, музыкальность предполагает достаточно

тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки [7].

На основании выше изложенного приходим к выводу:

Младшие школьники

очень впечатлительны и эмоционально остро

реагируют на все то, что касается их каким-либо образом.

На уроках музыки у младших школьников происходит знакомство с

различными эмоциональными состояниями, отраженных в рассматриваемых

музыкальных

произведениях,

которое

делает

его

более

способным

к

переживанию

тех

эмоций,

которые

не

входят

в

структуру

темперамента

данного

возраста,

тем

самым

расширяет

и

углубляет

его

контакты

с

окружающей действительностью и с другими людьми.

Сила музыки как раз заключается в этом, что она способна передавать

смену

различных

настроений

и

переживаний

динамику

эмоционально-

психических состояний человека.

Эмоциональная отзывчивость ребят ярко проявляется в их активности

в различных направлениях музыкальной деятельности.

Развитие

эмоциональной

отзывчивости

у

младших

школьников

связано

с

активизацией

мыслительных

процессов,

с

складом

ума,

характером, темпераментом, уровнем возрастного развития,

и должным

воспитанием.



В раздел образования