Напоминание

Пленэр как наиболее надёжный путь развития детей в художественной деятельности


Автор: Алтухов Сергей Александрович
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МУДО "ДШИ №5 Вольского муниципального района"
Населённый пункт: город Вольск, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пленэр как наиболее надёжный путь развития детей в художественной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств № 5

Вольского муниципального района»

(МУДО «ДШИ № 5»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Пленэр как наиболее надёжный путь развития детей

в художественной деятельности

Разработал:

преподаватель отделения

« Изобразительное искусство»

Алтухов Сергей Александрович

2020

Оглавление:

Введение

стр.3

Основная часть

стр.4

С чего начинается пленэр?

стр.5

Начало работы

стр.6

Выбор материала

стр.6

Приём работы мастихином

стр.8

Приложение № 1. Этапы работы

стр.10

Заключение

стр.12

Список используемой литературы

стр.13

Приложение №2. Работы учащихся

стр.14

2

Введение

«Пленэр» (учебная практика) является частью процесса обучения на

отделении « Изобразительное искусство » в детской школе искусств, и

является продолжением учебных предметов: « Рисунок», «Живопись» и

«Станковая композиция».

На

пленэре

учащие ся

учат ся

изображать

окружающую

действительность,

передовая

при

этом

световоздушную

перспективу

естественную

освещенность.

Выполнение

этих

сложных

даже

для

профессионального

творчества

задач

связано

с

глубоким

изучением

натуры

в

естественной

природной

среде.

Здесь

необходимы

навыки,

полученные

на

уроках

по

всем

творческим

предметам

(рисунок,

живопись, станковая композиция). Пленэр является хорошей школой для

дальнейшего развития этих навыков.

Во

время

пленэра

учащиеся

собирают

материал

для

работы

над

станковой композицией. Изучают объекты живой природы, особенности

работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства,

движущейся

и

постоянно

меняющейся

натуры,

законы

линейной

перспективы, равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают

архитектурные мотивы,

пейзажи. Находясь на пленэре, дети учатся

видеть,

наблюдать

за

натурой

них

развивается

наблюдательность,

воспитывается любовь к природе. Зарисовки с натуры ложатся в основу

композиции. Пейзаж на тему получается более жизненным, реальным,

т. к. зарисовки становятся его неотъемлемой частью. Только на пленере

можно по-настоящему научиться любить и понимать природу, изображать

её творчески.

Если сформулировать цель данной работы – то это раскрытие личного

опыта проведения уроков по учебной программе «Пленэр».

3

Пленэр как наиболее надёжный путь развития детей в художественной

деятельности.

Каждый

ученик

летом

должен

писать

этюды

…,

кроме

того

,

как

зимой

,

так

и

летом

он

должен

иметь

при

себе

записную

книжку

или

альбом

,

чтобы

приучится

зачёркивать

в

ней

всё

,

что

остановит

на

себе

внимание

,

а

не

полагаться

на

свою

память

и

воображение

И

.

И

.

Шишкин

.

Пленэр – особая, радостная пора как для юных художников так и для

нас, педагогов- художников. И хотя это время приходится на конец мая,

и совпадает с напряжённым временем в жизни школьников (сдача

ЕГЭ), всё

равно

пленэр – это

праздник! Даже самые

серьёзные и

уверенные в своих силах ученики, оказавшись вне аудиторных занятий

сначала немного теряются, ведь на улице всё по- другому :огромный

выбор объектов, сюжетов, сложное и быстро меняющееся освещение и

обилие рефлексов. Всё это так отличается от привычных натюрмортных

постановок

с бесконечной

чередой

кувшинов, муляжей

овощей

и

фруктов,

драпировок. В место всего

этого

весенний пейзаж: небо с

быстро

бегущими

облаками

над

холмами

вокруг

города,

просыпающаяся

весенняя

земля,

покрытая

ещё

юной

зеленью,

самобытная вольская архитектура .

4

Рядом с нашей школой

искусств

расположен

большой и очень

красивый

городской

парк

Сапожникова

-источник

эмоций

и

вдохновений . Тут можно найти любые сюжеты для композиций . В

парке есть аллеи со стройными берёзками и сказочными осокорями у

водоёмов

,

с

романтическими

скульптурами

и

клумбами

разнообразных ярких цветов , тихие, укромные места, где можно в

тишине почувствовать природу и ощутить живую твердь земли.

Вольск

старинный

купеческий

городок.

Каждый

его

уголок

вдохновляет на творчество. Много архитектуры в стиле классицизма,

кованых решёток и барельефов на фасадах зданий .

Здесь большой

выбор планов . Есть масса мотивов

и

пейзажей с ограниченным

замкнутым пространством -это огромные холмы . Они начинаются от

городского парка и идут высокой стеной , как бы накрывая огромной

шапкой

весь

город . В другую

сторону открывается

вид

на

просторную

и

широкую

в

этом

месте

Волгу.

С

высоты

хорошо

просматривается

противоположный

берег и

горизонт ,

и это уже

другое по своей выразительной сущности пространство . Рисуем и то

и другое . Делаем творческий

выбор , но

естественно

на

основе

продуманной

программы

по

учебному

предмету:

«

Пленэр».

В

результате

у

детей

появляется

возможность

свободного

художественного осмысления своих впечатлений.

С чего начинается пленэр?

Пленэр начинается с того момента когда выходишь на улицу .

Сама дорога , движение по ней

являются

важнейшим

элементом

активизации

творчества

детей

.Они

должны

наполнится

впечатлениями .Задача

преподавателя

постоянно откликаться

на

переживания детей , делиться с ними визуальными находками и

анализировать разные художественные задачи .Для этого необходимо

быть

педагогом

и

художником

одновременно. Это очень хорошо

5

воспринимается и ценится детьми . Я заметил , что ребята

очень

эмоционально, с большой наблюдательностью подходят к начальному

этапу пленэра. Рисовать этюд мы начинаем с самого простого. Всё что

окружает и привлекает нас, начиная с простых одуванчиков и кончая

могучими

деревьями. Как заворожённые

наблюдают

ученики

за

пролетевшим шмелем, за бабочкой на цветке, разгадывают сложное

плетение паучка. Меня всегда радует, как ребята стремятся передать на

листе бумаги всю нежность и хрупкость этого живого мира в своих

композициях.

Начало работы.

Даю задание: написать два- три быстрых этюда с одного и того же

места в разном состоянии природы (солнечно, пасмурно) или в разное

время суток (утро, вечер). Эти схожие по линейному рисунку, но

разные по колориту работы бывают очень интересны. Конечно, многие

дети

впервые

задумываются

о

сложности

передачи

цветовых

отношений земли, неба, воды. Передача тона и цвета в начале бывает

трудна, поэтому советую учащимся сразу брать большие цветовые

пятна (небо, земля, вода) ,а детализировать на заключительном этапе

работы. Рекомендую выбрать, для начала, ярко выраженный колорит.

Если серебристый, характерный для волжского пейзажа , то перед

началом работы покрываем лист бумаги легким колером, который

сразу

задаёт

колористический

лад

пейзажа

и

объединяет

все

остальные оттенки. Когда первая заливка ещё влажная, хорошо по

сырому

фону

написать

предметы дальнего

плана, это помогает

передать пространство.

Выбор материала.

Важный

момент -

выбор

материала. В самом начале работы мы

стараемся использовать не только акварель и акварельные карандаши ,

но и гуашь,

пастель. Детям

нравится

экспериментировать,

и у нас

6

появляются работы цветными карандашами и гелиевыми ручками в

сочетании с акварелью ,и

восковыми

мелками. И хотя

некоторые

работы выглядят несколько излишне декоративными, само стремление

разнообразить

и

усовершенствовать

свои

технические

навыки

дают

много положительных результатов.

Следующие задания, связаны с применением законов перспективы:

делаем наброски и зарисовки архитектуры. Вместе с ребятами учимся

пользоваться рамочным видоискателем, изготовленным заранее, для

выбора

композиционного

сюжета.

Двигая

видоискатель,

дети

подбирают

подходящий

сюжет,

запоминают

его

расположение

в

прямоугольнике рамы и соответственно размещают объекты на бумаге.

Выбираем

наиболее

интересные

композиционные

моменты,

и

используя

уже ранее накопленные

знания

построения

простых

геометрических фигур, делаем

зарисовки

архитектуры. Прежде

чем

приступить

к

работе, дети

внимательно рассматривают

объект,

стараются понять особенности строения, стиля.

Параллельно с рисованием мы вспоминаем материал , пройденный

на уроках истории искусств : ведь гораздо интереснее рисовать собор ,

дом

или

двор , зная

историю их строительства

и биографию

знаменитых владельцев. Бытующее среди местного населения выражение

« Вольск – городок, Петербурга уголок» знакомо многим. Вольск -

город

с богатым

историческим

прошлым.

Он

издавна считается

торговым и культурным центром в Саратовской губернии, что нашло

отражение

в

разнообразии

зодчества.

Наша

школа

искусств

располагается

в

историческом

центре города, в особняке

купца

Мельникова, и наше знакомство с архитектурой начинается с него. Из

окон

класса

открывается

вид

на

православный храм - Троицкий

Собор , он также является одним из первых сюжетов учебных

композиций. Весь исторический центр города очень интересен для

7

нас в художественном плане как памятник. Все эти живописные

сюжеты привлекают внимание и вдохновляет юных художников.

Такие темы постоянно присутствуют в работах и профессиональных

Вольских

художников.

Творческие

мастерские

«

Союза

художников

России» и Вольская картинная галерея находятся рядом со школой.

Дети , вдохновленные картинами мастеров, стремятся соответствовать

им в своих работах. И порой бывает много открытий для нас учителей.

Мне самому очень интересно писать этюды на пленэре с учениками.

На практике в виде мастер - класса демонстрирую последовательность

методического хода работы. Я чувствую , что такое ведение урока

способствует

лучшему

взаимопониманию

и духовному

сближению

учителя с учениками .

Проведение

летней

практики

должно

быть

тщательно

продуманно

заранее и чётко, согласно учебной программе.

А так же очень важно,

чтобы сам преподаватель в совершенстве владеть основами пленэрной

живописи. Уметь личным примером

наглядно демонстрировать своё

мастерство художника. Научился

этому способу рисования у нашего

земляка Заслуженного художника России В.О. Фомичёва. Признанный

мастер

пленэрной

живописи

всегда

охотно

делился

своим

богатым

опытом

с

начинающими

художниками.

Так

и

я

передаю

свой

накопленный опыт работы моим ученикам, демонстрируя на пленэре

новый для них способ работы мастихином. Результат превзошёл мои

ожидания.

Ученики

старших

классов

увлеклись

таким

творческим

подходом , что с удовольствием используют его в работе и на пленэре, и

на уроках станковой композиции в классе.

Приём работы мастихином.

Благодаря

этому

инструменту

живопись

можно

сделать

более

выразительной , фактурной и богатой по цвету. Более того при работе с

мастихином сокращается

время работы

над этюдом. А это особенно

важно в солнечную погоду, так как свет

быстро

меняется, изменяя

мозаику рефлексов и теней.

8

Традиционно функция мастихина в том ,чтобы почистить палитру от

старой краски или убрать лишний слой с холста. Сегодня мастихин для

многих

художников

инструмент

для

рисования

наравне

с

кистью.

Мастихины бывают разных размеров и форм: широкие, узкие, длинные ,

короткие

,полукруглые,

прямые,

скошенные,

с

прорезями

и

т.д.

Используют их для того ,чтобы на холсте создать пастозный красочный

слой. В работе соблюдается основной принцип живописи: от общего к

частному

и

от

частного

к

общему.

На

начальном

этапе

широко

покрываются плоскости

большим мастихином., затем прописываются

детали и расставляются акценты более мелким.

В работе с красками тоже есть своя особенность . Основой для всех

цветов и оттенков являются густые титановые белила или петербургская

серая.

Белила

высветляют

цветовой

слой,

серая

его

приглушает.

Смешивать

можно

как

на

палитре

,

так

и

на

поверхности

рисунка,

создавая

пастозную

живописную

основу.

Затем

прописываем

более

удобным

мастихином

детали

и

можем

воспользоваться

фактурным

с

прорезями. А в завершении, если увлеклись деталями, необходимо их

обобщить

большим

мастихином,

подчинить

главному.

Работать

на

пленэре

по

этой

технологии

можно

очень

быстро.

Применение

мастихина позволяет завершить работу среднего размера примерно за 1.5

- 2 часа. Это очень важно для передачи увиденного , так как в природе

быстро всё меняется.

Все эти принципы рисования

гуашь мастихином, я применил

на

занятиях

станковой

композиции

у

старшеклассников.

Главное

требование - гуашь должна быть густоты зубной пасты и размешиваться

на плоской пластиковой палитре с минимальным количеством воды.

9

10

Этапы работы мастихином

Первый этап.

Рисунок, компоновка Изображение

пейзажа начинается с определения

положения листа бумаги

(горизонтальное, вертикальное).

Затем на бумаге проводят линию

горизонта, определяющую отношение

земли и неба.

Далее распределяют элементы

пейзажа по планам: передний ,

средний, дальний.

11

Второй этап.

Тонально-цветовая раскладка

Работа ведется с учётом воздушной

перспективы. Дальний план

пишется через светлые, холодные

оттенки, а передний план – через

более насыщенные, теплые.

Приложение №

1

12

Третий этап:

Обобщённость формы.

Решение свето-теневой передачи

оттенков

Для создания глубины пространства

передний, средний и дальний

планы пишутся в разном колорите .

Для дальнего плана используются

холодные сине-голубые и фиолетовые

оттенки. При написании среднего

плана - серо-голубую гамму. Передний

план пишут, используя теплые

насыщенные цвета.

Четвёртый этап.

Завершение работы. Прорисовка

деталей. Прописка основных

моментов картины, выделение

главного.

Заключение

Если преподаватели грамотно и с любовью проводят занятия по пленэр,

то эта работа приносит свои плоды и ребята овладевают навыками :

- о закономерностях построения художественной формы, особенностях её

восприятия;

- способы передачи пространства ,движущейся и меняющейся натуры,

законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

-применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись,

композиция;

-сочетать

различные

виды

этюдов,

набросков

в

работе

над

композиционными эскизами;

-навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

-навыки передачи световоздушной перспективы;

-навыки

техники

работы

над

жанровым

эскизом

с

подробной

проработкой деталей.

Заключительной работой пленэра является композиция выполненная

на

основе

сделанных

этюдов,

зарисовок

,

набросков

.

В

ней

дети

закрепляют

знания

приобретенные

в

период

практики

,

а

так

же

используют

самые

важные

и

интересные

наблюдения

.Подводя

итог

данной работы, на основании личного опыта проведения уроков пленэра.

Я

могу

смело

утверждать,

что

юные

художники,

благодаря

пленэру

научатся не только законам построения перспективы , цветоведения ,

истории родного края, но

внимательному и чуткому отношению ко

всему

,что

нас

окружает

-

к

природе

и

людям.

Запомнится

также

ощущение взаимовыручки , товарищества , окрепшей дружбы и доброты.

13

Список использованной литературы:

1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное

искусство, 1994. - 158 c.

2. Кадыйрова, Л. Х. Пленэр. Практикум по изобразительному искусству /

Л.Х. Кадыйрова. - М.: Владос, 2012. - 104 c.

3. Маслов, Н. Я. Пленэр / Н.Я. Маслов. - М.: Просвещение, 1984. - 112 c.

4. Тютюнова, Ю. М. Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды / Ю.М.

Тютюнова. - М.: Академический проект, 2012. - 176 c.

14

Приложение №2

Работы учащихся 5 класса по предмету « Пленэр» ДПОП «Живопись».

15



В раздел образования