Напоминание

"Формирование умения читать у младших школьников"


Автор: Галковская Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: город Юхнов -1, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умения читать у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Галковская Т.В.

Учитель начальных классов МКОУ «СОШ» с. Саволенка Юхновского

района Калужской области.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ЧИТАТЬ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

В статье представлен теоретические анализ вопроса - формирование

умения

читать

у

младших

школьников,

разные

интерпретации

освоения

навыка

чтения

различных

авторов,

рассмотрены

качества

полноценно

сформированного навыка чтения.

Ключевые

слова:

формирование

умения

читать,

навык

чтения,

младшие школьники.

Интерес

к

проблеме

чтения

обусловлен

его

огромной

ролью

в

образовании, воспитании полноценной и всесторонне развитой личности.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в акте которого

принимают

участие

зрительный,

речедвигательный,

речеслуховой

анализаторы. В основе этого процесса, по мнению Б. Г. Ананьева, лежат

«сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей

двух сигнальных систем» [1].

Т. Г. Егоров выделил в чтении две взаимосвязанные стороны: одна из

них «находит свое выражение в движении глаз и в речезвукодвигательных

процессах», другая - «в движении мыслей, чувств и намерений читающего,

вызванных содержанием читаемого».

Процесс

формирования

сложных

навыков

человека,

в

том

числе

и

умение

читать,

является

длительным

и

проходит

в

несколько

этапов

со

своими

задачами

и

приемами

овладения.

Наличие

недостатков

чтения

в

любой период его формирования ведет к дальнейшим трудностям в обучении

всех

школьных

предметов.

В

связи

с

этим,

появилась

необходимость

остановиться на теоретическом анализе вопроса – формирование умения

читать у младших школьников.

Т.Г. Егоров выделил основные три этапа формирования навыка чтения:

«аналитический

этап,

синтетический

этап,

или

этап

возникновения

и

становления целостной структуры действия, и этап автоматизации».

Аналитический этап в период школьного обучения растягивается на

весь период овладения букварем. К нему относиться формирование процесса

овладения буквами, а затем овладение слиянием звуков в слоги и слова. В

период

овладения

рече-звуковой

символикой

(буквами)

происходит

«перестройка

у

детей

фонематического

слуха,

образование

новых

фонематических

представлений,

овладение

буквами,

объединение

букв

в

слова и наконец соотнесение слов и фраз печатного текста соответствующим

словам и фразам устной речи». Дети должны учиться читать по слогам, а не

по буквам, но в то же время должны знать буквы, чтобы прочитать слог, а

затем слово. Уже на данном этапе, основной задачей является понимание

прочитанного.

Следующей ступенью развития процесса чтения является «слоговое

чтение».

На

данном

этапе

узнавание

букв

и

слияние

звуков

в

слоги

осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро

соотносятся

с

соответствующими

звуковыми

комплексами

и

становятся

частью целого слова, а не отдельной единицей. Темп чтения на данной

ступени довольно медленный. Это можно объяснить тем, что способ чтения

ещё является аналитическим, отсутствует целостное восприятие. Понимание

прочитанного происходит не в момент самого процесса чтения, а следом за

ним.

Третья ступень – становление развития чтения становление целостных

приемов восприятия. Эта ступень является переходной от аналитических к

синтетическим приёмам чтения. Появляется чтение целыми фразами, что

приводит к усилению тенденции, в процессе чтения, опираться на смысловую

догадку.

Это

приводит

к

тому,

что

возникает

много

ошибок

и

часто

напечатанный текст отличается от прочитанного. На этой ступени простые и

знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по

своей

звуко-слоговой

структуре

читаются

ещё

по

слогам.

Темп

чтения

возрастает.

Синтетическое

чтение,

четвертая

ступень,

характеризуется

тем,

что

чтение

становиться

осмысленным,

процессы

восприятия

достаточно

сформированы и больше не являются приоритетными. Темп чтения достигает

значительной быстроты.

Данные ступени формирования навыка чтения взаимосвязаны, каждая

предыдущая ступень содержится в следующей.

Этап автоматизации Т.Г. Егоровым описывается как этап, на котором

техника

чтения

доведена

до

автоматизма

и

не

осознается

чтецом.

Его

интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и

его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и

т.д.

Автоматизация в чтении возникает в процессе обучения, то есть в

процессе

длительного

целенаправленного

овладения

ребенком

под

руководством учителя уменье различать буквы объединять их и узнавать

написанные в тексте слова [2].

Правильность,

беглость,

сознательность,

выразительность

четыре

качества, характеризующие полноценно сформированный навык чтения.

Правильность

чтения

это

безошибочность

и

плавно сть

воспроизведения

звуковой

формы

слов.

Младшие

школьники

могут

допускать ряд ошибок: искажение слого-буквенного состава слова (пропуски,

замены, перестановки одной буквы, слога или целого слова, вставка других

букв, слогов) [3]. Егоров Т. Г. называет причины данного вида ошибок в то,

что

«на

ступени

овладения

буквами

не

закрепились

еще

связи

между

зрительными

образами,

с

одной

стороны,

и

акустическими

и

рече

двигательными, с другой», а также смысловые догадки [2].

На

этапе

«слогового

чтения»

появляется

ошибки,

связанные

с

повторением

слогов,

слов.

Это

связано

с

трудностями

восприятия

и

осмысливания прочитанного, ребенку приходиться удерживать в оперативной

памяти прочитанный компонент. На ступени становления целостных приемов

восприятия, «синтетическом чтении», учащиеся начинают угадать слова, при

этом искажая смысл читаемого текста, часто нарушают согласование слов,

нарушают

обороты

речи.

Причиной

этого

может

быть

непонимание

лексического значение отдельных слов или текста в целом.

Беглость

чтения

характеризуется

определенным

количеством

слов,

произнесенных в минуту. Темп чтения, за время обучения, растет постепенно,

для каждого класса существуют свои нормы скорости чтения [4]. Т. Г. Егоров

отмечает,

что

темп

чтения,

в

процессе

формирования

умения

читать,

неодинаковый и на определенных ступенях замедляется, так как беглость

чтения

взаимосвязана

с

правильностью

чтения

и

сознательностью.

Над

темпом чтения нужно работать систематически.

Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про

себя [2].

Сознательность

чтения

обусловлена

пониманием

младшими

школьниками

фактического

содержания

читаемого

текста,

идейной

направленности произведения, его образов и роли художественных средств, а

также

правильным

собственным

отношением

ученика

к

изображаемому

автором.

Работа

над

сознательностью

чтения

начинается

уже

на

аналитическом

этапе

формирования

умения

читать

и

зависит

отряда

факторов: владение учащимися слого-буквенным и звуковым анализом слова,

умением соотносить букву и звук, сочетать отдельные буквы в слоги, а затем

и

в

слова;

от

понимание

лексического

значения

слов;

от

различных

психологических

процессов

(памяти,

мышления,

воображения);

от

правильности чтения.

О сознательности чтения учитель судит по выразительности чтения,

если

ученик

читает

вслух,

и

по

правильности

ответов

на

вопросы

по

содержанию

произведения.

Сознательность

и

выразительность

чтения

взаимообусловливают друг друга, но не тождественны [4].

Выразительное чтение – это высшая форма чтения, переходящая в

искусство. Его можно разделить на: чтение беглое, но не выразительное;

чтение с элементом выразительности; художественно- выразительное чтение.

Синтетическое

овладения

чтением

относиться

к

слабой

выразительности

проявляется на этапе [2].

Средством выразительности речи является интонация. Интонация —

совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие

из которых — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение

голоса.

Эти

элементы

взаимодействуют,

поддерживают

друг

друга

и

все

вместе

обусловливаются

содержанием

произведения,

его

идейно-

эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный

момент

поставлены

чтецом.

Понимание

прочитанного,

осмысливание

сюжетной

линии

произведения,

сопереживание

героям,

собственного

отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор определяет

выразительность как качество навыка чтения [4].

Рассмотрим

иные

точки

зрения

на

формирование

умение

читать

у

младших школьтников.

По мнению А.Н. Корнева, в основе формирования навыка чтения лежит

уровневый принцип. Для него характерны следующие операции: опознание

буквы и ее связь с фонемой, слияние нескольких букв в слог, слогов в слово,

интеграция нескольких прочитанных слов в фразу или высказывание. На

начальном

этапе

каждая

из

данных

операций

формируется

при

полном

контроле со стороны сознания и требуют отдельного умственного усилия. Со

временем они автоматизируются и протекают подсознательно, остается лишь

осмысление фраз, высказываний, текста. На каждом этапе развития навыка

существует операция из выше сказанных, которая настолько отработана, что

протекает автоматизирование. Она и представляет тот уровень, на котором

о п е р а ц и и

д е код и р о в а н и я

д о с т и гл и

о ко нчательной

з ре ло с т и,

автоматизировались

и

не

требуют

больше

сознательного

контроля.

Количество знаков, которое обрабатывается на этом уровне определяют, как

«оперативную единицу чтения», достигшую автоматизации. (Корнев)

Marshet al. (1981) и Frith (1985) в предложенной модели формирования

навыка чтения, преимущественно его начального периода, выделяют три

стадии:

а)

логографическое

чтение,

б)

альфабетическое

чтение

и

в)

ортографическое чтение. Представленность стадии логографического чтения

зависит от возраста ребенка в начале обучения и методики. На данном этапе,

ребенок запоминает слова в виде целостного образа, при этом соотносит

образ с предметом или картинкой; начинает понимать, что ряды значков,

называются буквами и что – то обозначают, а их цепочки, разделенные

пробела,

называются

словами.

На

этапе

альфабетического

чтения

дети

декодируют

графическое

слово

побуквенно.

Основным

психологическим

содержанием

этого

этапа

является

усвоение

звуко-буквенной

символики,

умение

точно

и

дифференцированно

соотносить

смыслоразличительные

признаки

знаков

письменного

языка,

не

всегда

прямо

и

однозначно

со-

ответствующие

дифференциальным

признакам

устного

языка.

Последний

стадия, ортографическое чтение, характеризуется переходом от побуквенной

стратегии декодирования к опознанию сразу группы букв. Данный этап имеет

ключевое значение в овладении чтением, так как здесь ребенок преодолевает

трудный рубеж на пути к освоению чтения как способа извлечения мысли из

графического сообщения [3].

Таким

образом,

на

основе

анализа

теоретических

данных,

можно

сделать

вывод,

что

однозначной

точки

зрения

на

формирование

умения

читать

не

существует.

Тем

не

менее

осваивая

навык

чтения,

младшие

школьники

закономерно

проходят

определенные

этапы.

На

любом

этапе

формирования умения читать могут возникнуть недостатки чтения, поэтому

важно, чтобы педагоги как можно раньше это смогли определить и начать

коррекционную работу, опираясь на этапы формирования умения читать у

младших школьников.

Список литературы:

1.

Ананьев Б. Г., Анализ трудностей в процессе овладения детьми

чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1950, вып. 70, -

с. 106.

2.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения /Т. Г. Егоров //

- М.: Издательство АПН РСФСР, 1953. - с. 264.

3.

Корнев

А.Н.,

Нарушения

чтения

и

письма

у

детей:

Учебно-

методическое пособие / А.Н. Корнев // - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

4.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в

начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121

«Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзанова, М.Р. Львов // - М.:

Просвещение, 1979. – c. 431.



В раздел образования