Автор: Галина Геннадьевна Зеленцова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Пути формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности
Тема: Пути формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельност
Раздел: начальное образование
Пути формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений и
учебной деятельности- прямых и косвенных.
Умственный труд едва ли не самый тяжелый для
человека. Поэтому приучать к нему нужно медленно и
осторожно.
К.Д. Ушинский
Прямой путь формирования учебной деятельности младших школьников
Дополнительного и специального раскрытия требует вопрос о разных путях формирования у
школьников общеучебных интеллектуальных
умений
и
учебной
деятельности
-
прямых
и
косвенных.
Для решения проблемы обучения и развития важное значение
имеет формы и методы
подачи материала. Это может не только повысить эффективность усвоения заложенного в нём
объема
знаний,
но
и
содействовать
активизации
познавательной
деятельности
учащихся,
развивать
их
мышление,
память,
любознательность,
пытливость,
вырабатывать
умение
самостоятельного приобретения знаний.
Исходя из эффективности подхода к решению обучения и развития школьников путем
специальной организации учебного материала, важно в пределах разумного (т.е. с учетом как
возрастных,
так
и
индивидуально-типологических
особенностей
учащихся)
использовать
структурно-содержательную
специфику
учебных
текстов
в
целях
косвенного
управления
процессом усвоения знаний и развития школьников.
В практике современного школьного и последующего образования нельзя предусмотреть и
заранее описать все возможные варианты обращения к необходимым для успешной учебной
деятельности
общеучебным
интеллектуальным
умениям
в
строгом
соответствии
с
особенностями усваиваемого источника знаний. Но очень важно, что поставлена четкая цель
формирования
у
школьников
способности
самостоятельно
обращаться
к
общеучеб ным
интеллектуальным умениям в зависимости от характера изучаемого материала и решаемой
учебной задачи (найти в материале и усвоить главное, отделить главное от второстепенного,
обобщить
описания,
проверить
себя).
Готовность
ученика
в
каждом
конкретном
случае
самостоятельно соотнести характер учебных заданий с адекватными, правильными способами
их выполнения обусловлена определенным уровнем развития, являясь показателем достигнутой
интеллектуальной
самостоятельности,
сформированности
соответствующих
установок
и
умений.
Прямой путь состоит в непосредственной направленности усилий педагога на помощь детям в
овладении общеучебными интеллектуальными умениями (чтение, классификация, обобщение
усваиваемых знаний и самоконтроль), необходимыми для успешной учебной деятельности. Это
накопление
и
осмысление
школьниками
разнообразных
сведений,
выполнение
заданий,
упражнений в соответствии с требованиями программы каждого данного предмета.
Прямой путь формирования учебной деятельности действенно реализуется в обращении к
типологии
и
системе
учебных
заданий,
нацелено
ориентирующих
на
овладение
учебной
деятельностью.
Другой вариант прямого пути помощи детям в успешном овладении знаниями раскрывают
задания, дополняющие учебные, построенные на обращении и не к учебному материалу на
внеурочных занятиях, во внеурочной работе с детьми.
Прямой
путь
формирования
общеучебных
интеллектуальных
умений
и
учебной
деятельности
младших
школьников
дополнительно
раскрывают
задания
к
учебникам
по
чтению
-
не
в
отдельных
примерах,
а,
например,
в
возможном
соотнесении
заданий
с
основными разделами учебников по чтению для 1 класса общеобразовательной школы, которые
присутствуют
в
том
или
ином
виде
в
учебниках
разных
авторов,
разных
направлений
(традиционном или развивающих). Например:
Задания к разделу «Устное народное творчество».
- Прочитайте загадки (загадки написаны на доске), отгадайте их: «Белая вата поплыла куда-то», «Кто
говорит молча?», «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит», «Кланяется, кланяется, а придет домой -
растянется».
-
Разделите их на разные группы и запишите загадки по выделенным вами группам, проверьте свое
решение. (Чтение, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль.)
-
Из какой сказки эти предложения? (Предложения записаны на доске.)
1. «Беги к своей коровушке, проси у нее молока».
2. «Коровушка, голубушка, дай скорей молока».
3. «Беги скорей к кузнецу за косой».
1. «Ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы» (сказка «Петушок и бобовое
зернышко»).
-
Какие из этих предложений раскрывает картинка, иллюстрирующая сказку? (На рисунке - корова и
курочка, значит нужно найти сказанные ими слова, отделив от того, что говорит еще один персонаж
сказки - хозяйка коровы и курочки.) Запишите номер этого (или этих) предложений (2 и 4). Обсудите
ваши
ответы
друг
с
другом.
(Чтение,
наблюдение,
классификация
по
заданному
основанию,
са-
моконтроль.)
-
Слушайте пословицы и поговорки так, чтобы потом разделить их на разные группы:
«За добро добром платят»; «Друзья познаются в беде»; «На языке медок, а под языком ледок»;
«Доброе братство лучше богатства»; «Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори».
Проконтролируйте
сами
себя.
(Слушание,
классификация
по
самостоятельно
найденному,
самоконтроль.)
Задания к разделу «Русские писатели».
-
Помните слова, которыми часто начинаются сказки? (Жили-были.) А есть слова, которыми часто
сказки заканчиваются? Найдите такие слова в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»,
выпишите их, проверив себя. («И я там был, и мед я пил».) (Чтение, классификация по заданному
основанию, самоконтроль.)
-
Прослушайте
басню
И.А.
Крылова
«Чиж
и
голуби».
Найдите
в
ней
крылатые
слова
(часто
употребляемые,
ставшие
поговорками:
«Чужой
беде
не
смейся,
Голубок»),
будьте
предельно
внимательны. (Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
-Я буду читать пословицы, поговорки, а вы, проверяя себя, записывайте, произведения каких
писателей и поэтов они вам напомнили: «Ненасытному все мало» (Пушкин - «Сказка о рыбаке и
рыбке»).
«Дружно не грузно, а врозь - хоть брось» (Крылов - «Лебедь, Щука и Рак», Толстой - «Осел и
лошадь», «Отец и сыновья»).
«Делу время, а потехе час» (Крылов - «Стрекоза и муравей»).
«Нет худа без добра» (Даль - «Девочка-Снегурочка», Толстой -«Старый дед и внучек»).
(Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
Задания к разделу «Люблю природу русскую».
-
Просмотрите раздел, продумайте и запишите, какие стихотворения русских поэтов (вы их уже
знаете)
можно
включить
в
этот
раздел
(«Вот
север,
тучи
нагоняя...»
-
Пушкин,
«Жаворонок»
-
Жуковский). (Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
-
Придумайте свое название к рисунку, иллюстрирующему стихотворение Жуковского «Жаворонок»,
запишите его («Весна», «Ранняя весна»). Вы не ошиблись? (Наблюдение, обобщение, самоконтроль.)
Задания к разделу «Писатели - детям».
-
В стихотворении К.И. Чуковского «Путаница» найдите слова одного из героев стихотворения,
которые можно считать крылатыми, которые стоит знать, помнить. Проверьте сами себя и запишите эти
слова. («Кому велено чирикать -/Не мурлыкайте!/Кому велено мурлыкать -/Не чирикайте!/Не бывать
вороне коровою;/Не летать лягушатам под облаком».) (Чтение, классификация по заданному основанию,
самоконтроль.)
-
Выберите и запишите слова, которые раскрывают рисунки к стихотворению С. Маршака «Кот и
Лодыри». («Замяукал жалобно серый кот:/- Мне, коту усатому,/скоро год./И красив я, лодыри, и умен,/А
письму и грамоте/Не учен./.../А теперь без грамоты пропадешь,/Далеко без грамоты/Не уйдешь./Ни
попить без грамоты, /Ни поесть,/На воротах номера не прочесть».) Все, что надо, выписали? Не
ошиблись? (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
Задания к разделу «О братьях наших меньших».
-
На какие группы можно разделить сказки, помещенные в этом разделе учебника? Вы не ошиблись?
(Волшебные и про животных.) (Чтение, классификация по самостоятельно найденному основанию,
самоконтроль.)
-
В сказках Н. Сладкова найдите слова, которые можно считать крылатыми. («Всему свое время;
Когда на первое только воздух свежий, на второе - только прыжки на снегу, так и горькая осина на третье
слаще меда покажется!» - «Сорока и Заяц»; «Спи уж, пока сухо» - «Барсук и медведь».) Докажите, что
вы правы. (Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
Задания к разделу «Сказки разных народов».
-
Из
украинской
сказки
«Колосок»
выберите
и,
неоднократно
проверив
себя,
запишите
слова,
которые раскрывает иллюстрирующий ее рисунок. («Незачем таких лодырей и лентяев пирогами уго-
щать!») (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
-
В татарской сказке «Три дочери» найдите слова, которые вы считаете особо важными, особо
значительными. («Приноси же ты всегда людям радость... и люди будут беречь и любить тебя, и твоих
детей, и внуков и правнуков».) (Чтение, классификация по самостоятельно найденному основанию,
самоконтроль.)
Задания к разделу «Литература зарубежных стран».
-
В сказке Шарля Перро найдите слова, раскрывающие рисунки, сделанные к сказкам. («Тут как раз
подъехала королевская карета, и король спросил, выглянув из окна: - Чей это луг вы косите? -Маркиза де
Карабаса»; «Через минуту к жнецам подъехал король и захотел узнать, чьи это поля они жнут. - Поля
маркиза де Карабаса»; «Это дом маркиза де Карабаса»; «Меня уверяли, - сказал кот, -что вы можете
превращаться в любого зверя. Ну, например, будто можете превратиться в льва...») Будьте ответственны
и внимательны. (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
-
В сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» найдите слова к рисункам, иллюстрирующим
сказку. («Видит хозяин: ослабел осел, не годится больше, и выгнал его из дома»; «Кинулся разбойник к
своим товарищам и говорит... Ох, сказали разбойники, надо нам поскорее отсюда уходить».) Проверьте
ответы друг друга. (Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)
-
В сказке «Принцесса на горошине» найдите слова, хотя и ироничные, но жизненно важные,
назидательные. («Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках
и двенадцати перинах, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только
настоящая принцесса».) Докажите, что вы не ошиблись. (Чтение, классификация по заданному основа-
нию, самоконтроль.)
Необходимо обратить внимание
на два следующих обстоятельства: во-первых, на то, что все
задания сопровождаются их направленностью на развитие умений, реализующих учебную деятельность
младших школьников, в том числе и самоконтроля. Во-вторых, на то, что в отдельных заданиях учащиеся
выводятся за пределы типологии заданий, раскрывающих структурно-содержательные особенности учебной
деятельности младших школьников. Такие задания обращают ученика к еще одному очень важно му умению -
умению извлекать знания для дальнейшего оперирования ими из собственной памяти, собственного
сознания. Распространению и укреплению этого умения особое внимание должно быть уделено при
совершенствовании учебной деятельности уже в начальных классах школы.
Косвенный путь формирования учебной деятельности младших школьников
Косвенный путь воздействия на формирование знаний и умений, наряду с прямым путем, позволяет
расширить возможности воздействия на учащихся (освобождая их силы и время для емкой и разнообразной
жизнедеятельности, существующей за пределами непосредственно учебной деятельности). Например, в
обращении к текстам сказок, мифов, легенд, вызывающих непосредственный интерес детей к подобным
источникам знаний, перерастающий в организованный познавательный интерес
-
основу
активности,
самостоятельности учащихся в образовании, в учении.
На примере легенды «Филемон и Бавкида» покажем, как организуется работа, формирующая учебную
деятельность, корректирующая
её
недостатки
в
связи
с
косвенным
путем
развития
общеучебных
интеллектуальных умений у школьников - чтения или слушания; классификации и обобщения; самоконтроля.
Работа с легендой позволяет также увидеть, на каком уровне овладения умениями, необходимыми для
успешной учебной деятельности, находятся школьники.
В ходе работы с легендой каждый ученик должен иметь возможность её почитать, чтобы выполнить
задание: «Написать изложение на тему «Занятия фригийцев» и прежде чем сдать работу - проверил, себя».
Школьникам дополнительно разъяснялось, что написать они должны только о занятиях, которые приводят к
созданию материальных
ценностей
-
предметов,
вещей
(в
легенде
речь
идет и о духовной жизни
фригийцев, об их искусстве, о сугубо домашних делах).Выводы о занятиях фригийцев следовало подтвердить
имеющимися в рассказе описаниями. (Естественно, незнакомые слова, имена богов заранее разъяснялись.)
Инструкция к работе ориентировала на вдумчивое, внимательное чтение; на классификацию сведений - на
отделение занятий фригийцев от многих других имеющихся в легенде сведений о них; на обобщение
описаний; на самоконтроль.
По легенде «Филемон и Бавкида» можно сделать обобщенные выводы
о
следующих
занятиях
фригийцев:
1 . Земледелие
(«Филемон
пахал
землю
и
сеял
ячмень.
Вместе
с
женой
они
ухаживали
за
виноградником»).
2-3. Виноделие и плотничество («А когда высоко на небе поднимается Сириус, режь виноградные
гроздья, лей в бочку дары Диониса»).
4-6. Скотоводство («Вставай на заре и становись за воловью упряжку»); птицеводство («Вдруг, раскинув
крылья и гогоча, в хижину вбежал гусь, ...Филемон подгонял гуся»); пчеловодство («Бавкида поставила для
гостей промазанные воском кубки»).
7-9. Ткачество («Филемон... подвинул скамью, а Бавкида застелила ее грубой... тканью»); изготовление
одежды, обуви («В белоснежных одеждах... явился Зевс, а юный Гермес - в красивом коротком хитоне, и на
его шапочке и на сандалиях выросли крылья»).
10. Строительство («И вдруг крыша стала расти. На месте деревянных подпорок стали колонны»).
11-12. Добыча и обработка металла, глины, мрамора (Бавкида «подвесила над огнем котелок... поставила
глиняную расписную чашку»; «...Крыша блестит медью, а земляной пол стал мраморным»).
По описаниям, разбросанным по тексту легенды, часть школьников (4 класс) достаточно успешно
справилась с заданием - правильно определила занятия фригийцев, выделяя это даже в самостоятельные
рубрики:
«1. Они занимались земледелием (Филемон пахал землю и сеял ячмень). 2. Разводили виноград
(Филемон и Бавкида ухаживали за виноградником). 3. Занимались не только земледелием, но и скотово-
дством (У соседа волы, а у меня семена). 4. Занимались птицеводством (Филемон и Бавкида хотели
зажарить для гостей своего гуся). 5. Ткали (Бавкида постелила на лавку грубое полотно). 6. Занимались
строительством, строили храмы (Дуб и липа, в которые превратились Филемон и Бавкида, стояли
недалеко от храма). 7. Пекли хлеб (Филемон и Бавкида ели ячменные лепешки). 8. Приготавливали вино
(Они ели ячменные лепешки с вином). 9. Занимались архитектурой (У храма для Филемона и Бавкиды
были высокие колонны). 10. Делали посуду из глины (Филемон говорит о том, как завидовали друг другу
гончары)».
В обобщенном виде правильно отражено 8 занятий жителей Фригии. Неточное в работе - выделение
виноградарства, являющегося частью земледелия, и архитектуры - отрасли строительства.
Обозначив ряд занятий фригийцев, некоторые школьники подтверждают свои выводы об этом и
более распространенными умозаключениями и суждениями. Например:
«У героев рассказа «Филемон и Бавкида» был виноградник, был огород, за которым они очень
ухаживали, и он давал им овощи для похлёбки. Филемон сеял ячмень, из которого они делали лепешки.
Из этого мы заключаем, что фригийцы занимались земледелием. Филемон говорит о гончарах, значит у
фригийцев существовало гончарное ремесло».
По
количеству
осуществленных
обобщений
и
выводов
школьники
значительно
друг
от
друга
отличаются. Из возможных 12 обобщений в среднем они делают не более 4. У некоторых школьников
умения выделить заданное и обобщить описания проявляются в минимальном варианте - в трех и даже в
одном случае.
Наряду с тем, что школьники выделяют не всё требуемое в задании, не делая также необходимых
обобщений, они допускают ошибки, раскрывающие характерную для младших школьников дополни-
тельную интеллектуальную недостаточность. Так, наряду с обобщениями они приводят и описания, не
связанные с соответствующими обобщенными суждениями: «Когда спросили у Филемона, зачем он
хотел зарезать гуся для гостей, то Филемон ответил: это мой долг, мы должны отдать всё, что у нас есть,
гостям». Подобное у младших школьников, также задерживающее формирование общеучебных ин-
теллектуальных умений, существенно осложняет учебную деятельность, затрудняя их и в дальнейшей
учебной работе - в средней школе и далее.
Часто школьники излагают рядоположенно сведения об одном и том же, выражая их одновременно и
в общих сведениях, и в более конкретных: «Они разводили большие плантации винограда... Еще у
фригийцев
было
занятие
земледелием»;
«Фригийцы
занимались
земледелием,
разводили
птиц,
занимались сельским хозяйством». Из этого следует, что обобщаемые сведения не всегда еще доводятся
до конечного - понятийного уровня.
Приведенные ошибки раскрывают недостаточную, слабую координацию операций обобщения и
конкретизации в мыслительной деятельности школьников.
При рассмотрении особенностей формирования общеучебных интеллектуальных умений у младших
школьников
-
чтения,
классификации,
обобщения
усваиваемых
знаний
и
самоконтроля,
нужно
обратить
внимание
на то, что несформированное, недостаточно сформированное в интеллектуальной
деятельности младших школьников, определяющее их неуспешность в учебной деятельности, сказывается и в
дальнейшем - в средних и старших классах: в неумении отобрать главное, выражающееся в пропуске
существенного или в излишней подробности членения материала; в неправильном логическом делении и
группировке
материала;
в
неудачных
формулировках и недостаточной конкретизации содержания
усваиваемого материала.
Осмысленное и надёжное усвоение учебных, как и дополняющих их текстов, базирующееся на
ознакомлении с различного рода описательными, конкретными сведениями, является продуктивным в том
случае, если это связано с определенной интеллектуальной подготовленностью школьников. Описания
явлений, событий не должны вызывать у учащихся лишь образы-представления.
Косвенный путь формирования учебной деятельности раскрывается также не только в учебных заданиях,
но и в особо организованных играх детей . Игра, снимая учебное напряжение, в ситуации отдыха может быть
нацеленно дидактической, т.е. своими средствами косвенно решающей проблему формирования учебной
деятельности, профилактики и коррекции ее недостатков.
Реализация как прямого, так и косвенного путей формирования общеучебных интеллектуальных
умений и учебной деятельности младших школьников требует сочетания наглядно-образного и словесно-
логического мышления, отвлеченной мыслительной деятельности, приводящей к обобщенным суждениям,
доказательным умозаключениям и выводам.