Напоминание

Пути формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельност


Автор: Галина Геннадьевна Зеленцова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Пути формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности
Тема: Пути формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельност
Раздел: начальное образование





Назад




Пути формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений и

учебной деятельности- прямых и косвенных.

Умственный труд едва ли не самый тяжелый для

человека. Поэтому приучать к нему нужно медленно и

осторожно.

К.Д. Ушинский

Прямой путь формирования учебной деятельности младших школьников

Дополнительного и специального раскрытия требует вопрос о разных путях формирования у

школьников общеучебных интеллектуальных

умений

и

учебной

деятельности

-

прямых

и

косвенных.

Для решения проблемы обучения и развития важное значение

имеет формы и методы

подачи материала. Это может не только повысить эффективность усвоения заложенного в нём

объема

знаний,

но

и

содействовать

активизации

познавательной

деятельности

учащихся,

развивать

их

мышление,

память,

любознательность,

пытливость,

вырабатывать

умение

самостоятельного приобретения знаний.

Исходя из эффективности подхода к решению обучения и развития школьников путем

специальной организации учебного материала, важно в пределах разумного (т.е. с учетом как

возрастных,

так

и

индивидуально-типологических

особенностей

учащихся)

использовать

структурно-содержательную

специфику

учебных

текстов

в

целях

косвенного

управления

процессом усвоения знаний и развития школьников.

В практике современного школьного и последующего образования нельзя предусмотреть и

заранее описать все возможные варианты обращения к необходимым для успешной учебной

деятельности

общеучебным

интеллектуальным

умениям

в

строгом

соответствии

с

особенностями усваиваемого источника знаний. Но очень важно, что поставлена четкая цель

формирования

у

школьников

способности

самостоятельно

обращаться

к

общеучеб ным

интеллектуальным умениям в зависимости от характера изучаемого материала и решаемой

учебной задачи (найти в материале и усвоить главное, отделить главное от второстепенного,

обобщить

описания,

проверить

себя).

Готовность

ученика

в

каждом

конкретном

случае

самостоятельно соотнести характер учебных заданий с адекватными, правильными способами

их выполнения обусловлена определенным уровнем развития, являясь показателем достигнутой

интеллектуальной

самостоятельности,

сформированности

соответствующих

установок

и

умений.

Прямой путь состоит в непосредственной направленности усилий педагога на помощь детям в

овладении общеучебными интеллектуальными умениями (чтение, классификация, обобщение

усваиваемых знаний и самоконтроль), необходимыми для успешной учебной деятельности. Это

накопление

и

осмысление

школьниками

разнообразных

сведений,

выполнение

заданий,

упражнений в соответствии с требованиями программы каждого данного предмета.

Прямой путь формирования учебной деятельности действенно реализуется в обращении к

типологии

и

системе

учебных

заданий,

нацелено

ориентирующих

на

овладение

учебной

деятельностью.

Другой вариант прямого пути помощи детям в успешном овладении знаниями раскрывают

задания, дополняющие учебные, построенные на обращении и не к учебному материалу на

внеурочных занятиях, во внеурочной работе с детьми.

Прямой

путь

формирования

общеучебных

интеллектуальных

умений

и

учебной

деятельности

младших

школьников

дополнительно

раскрывают

задания

к

учебникам

по

чтению

-

не

в

отдельных

примерах,

а,

например,

в

возможном

соотнесении

заданий

с

основными разделами учебников по чтению для 1 класса общеобразовательной школы, которые

присутствуют

в

том

или

ином

виде

в

учебниках

разных

авторов,

разных

направлений

(традиционном или развивающих). Например:

Задания к разделу «Устное народное творчество».

- Прочитайте загадки (загадки написаны на доске), отгадайте их: «Белая вата поплыла куда-то», «Кто

говорит молча?», «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит», «Кланяется, кланяется, а придет домой -

растянется».

-

Разделите их на разные группы и запишите загадки по выделенным вами группам, проверьте свое

решение. (Чтение, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль.)

-

Из какой сказки эти предложения? (Предложения записаны на доске.)

1. «Беги к своей коровушке, проси у нее молока».

2. «Коровушка, голубушка, дай скорей молока».

3. «Беги скорей к кузнецу за косой».

1. «Ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы» (сказка «Петушок и бобовое

зернышко»).

-

Какие из этих предложений раскрывает картинка, иллюстрирующая сказку? (На рисунке - корова и

курочка, значит нужно найти сказанные ими слова, отделив от того, что говорит еще один персонаж

сказки - хозяйка коровы и курочки.) Запишите номер этого (или этих) предложений (2 и 4). Обсудите

ваши

ответы

друг

с

другом.

(Чтение,

наблюдение,

классификация

по

заданному

основанию,

са-

моконтроль.)

-

Слушайте пословицы и поговорки так, чтобы потом разделить их на разные группы:

«За добро добром платят»; «Друзья познаются в беде»; «На языке медок, а под языком ледок»;

«Доброе братство лучше богатства»; «Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори».

Проконтролируйте

сами

себя.

(Слушание,

классификация

по

самостоятельно

найденному,

самоконтроль.)

Задания к разделу «Русские писатели».

-

Помните слова, которыми часто начинаются сказки? (Жили-были.) А есть слова, которыми часто

сказки заканчиваются? Найдите такие слова в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»,

выпишите их, проверив себя. («И я там был, и мед я пил».) (Чтение, классификация по заданному

основанию, самоконтроль.)

-

Прослушайте

басню

И.А.

Крылова

«Чиж

и

голуби».

Найдите

в

ней

крылатые

слова

(часто

употребляемые,

ставшие

поговорками:

«Чужой

беде

не

смейся,

Голубок»),

будьте

предельно

внимательны. (Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

-Я буду читать пословицы, поговорки, а вы, проверяя себя, записывайте, произведения каких

писателей и поэтов они вам напомнили: «Ненасытному все мало» (Пушкин - «Сказка о рыбаке и

рыбке»).

«Дружно не грузно, а врозь - хоть брось» (Крылов - «Лебедь, Щука и Рак», Толстой - «Осел и

лошадь», «Отец и сыновья»).

«Делу время, а потехе час» (Крылов - «Стрекоза и муравей»).

«Нет худа без добра» (Даль - «Девочка-Снегурочка», Толстой -«Старый дед и внучек»).

(Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

Задания к разделу «Люблю природу русскую».

-

Просмотрите раздел, продумайте и запишите, какие стихотворения русских поэтов (вы их уже

знаете)

можно

включить

в

этот

раздел

(«Вот

север,

тучи

нагоняя...»

-

Пушкин,

«Жаворонок»

-

Жуковский). (Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

-

Придумайте свое название к рисунку, иллюстрирующему стихотворение Жуковского «Жаворонок»,

запишите его («Весна», «Ранняя весна»). Вы не ошиблись? (Наблюдение, обобщение, самоконтроль.)

Задания к разделу «Писатели - детям».

-

В стихотворении К.И. Чуковского «Путаница» найдите слова одного из героев стихотворения,

которые можно считать крылатыми, которые стоит знать, помнить. Проверьте сами себя и запишите эти

слова. («Кому велено чирикать -/Не мурлыкайте!/Кому велено мурлыкать -/Не чирикайте!/Не бывать

вороне коровою;/Не летать лягушатам под облаком».) (Чтение, классификация по заданному основанию,

самоконтроль.)

-

Выберите и запишите слова, которые раскрывают рисунки к стихотворению С. Маршака «Кот и

Лодыри». («Замяукал жалобно серый кот:/- Мне, коту усатому,/скоро год./И красив я, лодыри, и умен,/А

письму и грамоте/Не учен./.../А теперь без грамоты пропадешь,/Далеко без грамоты/Не уйдешь./Ни

попить без грамоты, /Ни поесть,/На воротах номера не прочесть».) Все, что надо, выписали? Не

ошиблись? (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

Задания к разделу «О братьях наших меньших».

-

На какие группы можно разделить сказки, помещенные в этом разделе учебника? Вы не ошиблись?

(Волшебные и про животных.) (Чтение, классификация по самостоятельно найденному основанию,

самоконтроль.)

-

В сказках Н. Сладкова найдите слова, которые можно считать крылатыми. («Всему свое время;

Когда на первое только воздух свежий, на второе - только прыжки на снегу, так и горькая осина на третье

слаще меда покажется!» - «Сорока и Заяц»; «Спи уж, пока сухо» - «Барсук и медведь».) Докажите, что

вы правы. (Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

Задания к разделу «Сказки разных народов».

-

Из

украинской

сказки

«Колосок»

выберите

и,

неоднократно

проверив

себя,

запишите

слова,

которые раскрывает иллюстрирующий ее рисунок. («Незачем таких лодырей и лентяев пирогами уго-

щать!») (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

-

В татарской сказке «Три дочери» найдите слова, которые вы считаете особо важными, особо

значительными. («Приноси же ты всегда людям радость... и люди будут беречь и любить тебя, и твоих

детей, и внуков и правнуков».) (Чтение, классификация по самостоятельно найденному основанию,

самоконтроль.)

Задания к разделу «Литература зарубежных стран».

-

В сказке Шарля Перро найдите слова, раскрывающие рисунки, сделанные к сказкам. («Тут как раз

подъехала королевская карета, и король спросил, выглянув из окна: - Чей это луг вы косите? -Маркиза де

Карабаса»; «Через минуту к жнецам подъехал король и захотел узнать, чьи это поля они жнут. - Поля

маркиза де Карабаса»; «Это дом маркиза де Карабаса»; «Меня уверяли, - сказал кот, -что вы можете

превращаться в любого зверя. Ну, например, будто можете превратиться в льва...») Будьте ответственны

и внимательны. (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

-

В сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» найдите слова к рисункам, иллюстрирующим

сказку. («Видит хозяин: ослабел осел, не годится больше, и выгнал его из дома»; «Кинулся разбойник к

своим товарищам и говорит... Ох, сказали разбойники, надо нам поскорее отсюда уходить».) Проверьте

ответы друг друга. (Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

-

В сказке «Принцесса на горошине» найдите слова, хотя и ироничные, но жизненно важные,

назидательные. («Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках

и двенадцати перинах, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только

настоящая принцесса».) Докажите, что вы не ошиблись. (Чтение, классификация по заданному основа-

нию, самоконтроль.)

Необходимо обратить внимание

на два следующих обстоятельства: во-первых, на то, что все

задания сопровождаются их направленностью на развитие умений, реализующих учебную деятельность

младших школьников, в том числе и самоконтроля. Во-вторых, на то, что в отдельных заданиях учащиеся

выводятся за пределы типологии заданий, раскрывающих структурно-содержательные особенности учебной

деятельности младших школьников. Такие задания обращают ученика к еще одному очень важно му умению -

умению извлекать знания для дальнейшего оперирования ими из собственной памяти, собственного

сознания. Распространению и укреплению этого умения особое внимание должно быть уделено при

совершенствовании учебной деятельности уже в начальных классах школы.

Косвенный путь формирования учебной деятельности младших школьников

Косвенный путь воздействия на формирование знаний и умений, наряду с прямым путем, позволяет

расширить возможности воздействия на учащихся (освобождая их силы и время для емкой и разнообразной

жизнедеятельности, существующей за пределами непосредственно учебной деятельности). Например, в

обращении к текстам сказок, мифов, легенд, вызывающих непосредственный интерес детей к подобным

источникам знаний, перерастающий в организованный познавательный интерес

-

основу

активности,

самостоятельности учащихся в образовании, в учении.

На примере легенды «Филемон и Бавкида» покажем, как организуется работа, формирующая учебную

деятельность, корректирующая

её

недостатки

в

связи

с

косвенным

путем

развития

общеучебных

интеллектуальных умений у школьников - чтения или слушания; классификации и обобщения; самоконтроля.

Работа с легендой позволяет также увидеть, на каком уровне овладения умениями, необходимыми для

успешной учебной деятельности, находятся школьники.

В ходе работы с легендой каждый ученик должен иметь возможность её почитать, чтобы выполнить

задание: «Написать изложение на тему «Занятия фригийцев» и прежде чем сдать работу - проверил, себя».

Школьникам дополнительно разъяснялось, что написать они должны только о занятиях, которые приводят к

созданию материальных

ценностей

-

предметов,

вещей

легенде

речь

идет и о духовной жизни

фригийцев, об их искусстве, о сугубо домашних делах).Выводы о занятиях фригийцев следовало подтвердить

имеющимися в рассказе описаниями. (Естественно, незнакомые слова, имена богов заранее разъяснялись.)

Инструкция к работе ориентировала на вдумчивое, внимательное чтение; на классификацию сведений - на

отделение занятий фригийцев от многих других имеющихся в легенде сведений о них; на обобщение

описаний; на самоконтроль.

По легенде «Филемон и Бавкида» можно сделать обобщенные выводы

о

следующих

занятиях

фригийцев:

1 . Земледелие

(«Филемон

пахал

землю

и

сеял

ячмень.

Вместе

с

женой

они

ухаживали

за

виноградником»).

2-3. Виноделие и плотничество («А когда высоко на небе поднимается Сириус, режь виноградные

гроздья, лей в бочку дары Диониса»).

4-6. Скотоводство («Вставай на заре и становись за воловью упряжку»); птицеводство («Вдруг, раскинув

крылья и гогоча, в хижину вбежал гусь, ...Филемон подгонял гуся»); пчеловодство («Бавкида поставила для

гостей промазанные воском кубки»).

7-9. Ткачество («Филемон... подвинул скамью, а Бавкида застелила ее грубой... тканью»); изготовление

одежды, обуви («В белоснежных одеждах... явился Зевс, а юный Гермес - в красивом коротком хитоне, и на

его шапочке и на сандалиях выросли крылья»).

10. Строительство («И вдруг крыша стала расти. На месте деревянных подпорок стали колонны»).

11-12. Добыча и обработка металла, глины, мрамора (Бавкида «подвесила над огнем котелок... поставила

глиняную расписную чашку»; «...Крыша блестит медью, а земляной пол стал мраморным»).

По описаниям, разбросанным по тексту легенды, часть школьников (4 класс) достаточно успешно

справилась с заданием - правильно определила занятия фригийцев, выделяя это даже в самостоятельные

рубрики:

«1. Они занимались земледелием (Филемон пахал землю и сеял ячмень). 2. Разводили виноград

(Филемон и Бавкида ухаживали за виноградником). 3. Занимались не только земледелием, но и скотово-

дством (У соседа волы, а у меня семена). 4. Занимались птицеводством (Филемон и Бавкида хотели

зажарить для гостей своего гуся). 5. Ткали (Бавкида постелила на лавку грубое полотно). 6. Занимались

строительством, строили храмы (Дуб и липа, в которые превратились Филемон и Бавкида, стояли

недалеко от храма). 7. Пекли хлеб (Филемон и Бавкида ели ячменные лепешки). 8. Приготавливали вино

(Они ели ячменные лепешки с вином). 9. Занимались архитектурой (У храма для Филемона и Бавкиды

были высокие колонны). 10. Делали посуду из глины (Филемон говорит о том, как завидовали друг другу

гончары)».

В обобщенном виде правильно отражено 8 занятий жителей Фригии. Неточное в работе - выделение

виноградарства, являющегося частью земледелия, и архитектуры - отрасли строительства.

Обозначив ряд занятий фригийцев, некоторые школьники подтверждают свои выводы об этом и

более распространенными умозаключениями и суждениями. Например:

«У героев рассказа «Филемон и Бавкида» был виноградник, был огород, за которым они очень

ухаживали, и он давал им овощи для похлёбки. Филемон сеял ячмень, из которого они делали лепешки.

Из этого мы заключаем, что фригийцы занимались земледелием. Филемон говорит о гончарах, значит у

фригийцев существовало гончарное ремесло».

По

количеству

осуществленных

обобщений

и

выводов

школьники

значительно

друг

от

друга

отличаются. Из возможных 12 обобщений в среднем они делают не более 4. У некоторых школьников

умения выделить заданное и обобщить описания проявляются в минимальном варианте - в трех и даже в

одном случае.

Наряду с тем, что школьники выделяют не всё требуемое в задании, не делая также необходимых

обобщений, они допускают ошибки, раскрывающие характерную для младших школьников дополни-

тельную интеллектуальную недостаточность. Так, наряду с обобщениями они приводят и описания, не

связанные с соответствующими обобщенными суждениями: «Когда спросили у Филемона, зачем он

хотел зарезать гуся для гостей, то Филемон ответил: это мой долг, мы должны отдать всё, что у нас есть,

гостям». Подобное у младших школьников, также задерживающее формирование общеучебных ин-

теллектуальных умений, существенно осложняет учебную деятельность, затрудняя их и в дальнейшей

учебной работе - в средней школе и далее.

Часто школьники излагают рядоположенно сведения об одном и том же, выражая их одновременно и

в общих сведениях, и в более конкретных: «Они разводили большие плантации винограда... Еще у

фригийцев

было

занятие

земледелием»;

«Фригийцы

занимались

земледелием,

разводили

птиц,

занимались сельским хозяйством». Из этого следует, что обобщаемые сведения не всегда еще доводятся

до конечного - понятийного уровня.

Приведенные ошибки раскрывают недостаточную, слабую координацию операций обобщения и

конкретизации в мыслительной деятельности школьников.

При рассмотрении особенностей формирования общеучебных интеллектуальных умений у младших

школьников

-

чтения,

классификации,

обобщения

усваиваемых

знаний

и

самоконтроля,

нужно

обратить

внимание

на то, что несформированное, недостаточно сформированное в интеллектуальной

деятельности младших школьников, определяющее их неуспешность в учебной деятельности, сказывается и в

дальнейшем - в средних и старших классах: в неумении отобрать главное, выражающееся в пропуске

существенного или в излишней подробности членения материала; в неправильном логическом делении и

группировке

материала;

в

неудачных

формулировках и недостаточной конкретизации содержания

усваиваемого материала.

Осмысленное и надёжное усвоение учебных, как и дополняющих их текстов, базирующееся на

ознакомлении с различного рода описательными, конкретными сведениями, является продуктивным в том

случае, если это связано с определенной интеллектуальной подготовленностью школьников. Описания

явлений, событий не должны вызывать у учащихся лишь образы-представления.

Косвенный путь формирования учебной деятельности раскрывается также не только в учебных заданиях,

но и в особо организованных играх детей . Игра, снимая учебное напряжение, в ситуации отдыха может быть

нацеленно дидактической, т.е. своими средствами косвенно решающей проблему формирования учебной

деятельности, профилактики и коррекции ее недостатков.

Реализация как прямого, так и косвенного путей формирования общеучебных интеллектуальных

умений и учебной деятельности младших школьников требует сочетания наглядно-образного и словесно-

логического мышления, отвлеченной мыслительной деятельности, приводящей к обобщенным суждениям,

доказательным умозаключениям и выводам.



В раздел образования