Автор: Томина Елена Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексная подготовка к контрольному уроку"
Раздел: дополнительное образование
«Комплексная подготовка учащегося к контрольному уроку
(чтение с листа, навык транспонирования, развитие творческих навыков:
подбор по слуху, игра мелодий собственного сочинения, навык гармонизации
мелодии, навык аккомпанемента (самоаккомпанемента))»
Томина Е.В.
Пояснительная записка
«Всеобщая музыкальная грамотность» - именно в этом направлении, на
мой взгляд, должна развиваться детская музыкальная педагогика (Девиз взят
из
названия
монографии
замечательного
деятеля
культуры,
музыканта,
методиста - Елены Петровны Макаренковой).
Главная
и
наиболее
ответственная,
трудноразрешимая
задача
педагога, работающего с детьми – сделать так, чтобы работа на музыкальном
инструменте
не
внушала
ребенку
острой
и
стойкой
неприязни.
Для
начальных
занятий
этого
хватит.
В
дальнейшем,
при
умелом
и
гибком
руководстве, приходят интерес и увлеченность. Как этого добиться- секрет
каждого опытного педагога. А самое интересное, что подобные секреты
заново
открываются
с
каждым
учеником.
Самые
сложные
технические
проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он
увлечен. Важно, чтобы НАДО в занятиях на каком-то этапе перешло в ХОЧУ.
Синоним слова НАДО – обязан. Это как то сковывает и угнетает. А синоним
ХОЧУ – желаю, что стимулирует качество занятий. Стратегия педагога –
обратить НАДО в ХОЧУ.
Целью
обучения
детей
в
ДМШ
и
ДШИ
является
подготовка
в
большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками
музыкального
творчества,
могут
самостоятельно
разобрать
и
выучить
музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом,
подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать
можно
любого
ученика,
имеющего
даже
весьма
средние
музыкальные
данные.
Всё
это
требует
от
педагога
высокого
профессионализма,
творческого
подхода
к
обучению
ребёнка
и
большой
к
нему
любви
и
уважения.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в
значительной степени затронули систему образования и культуры. Не секрет,
что престиж фортепианного обучения в музыкальных школах в последние
годы снизился, и к числу причин падения интереса к детскому музыкальному
обучению,
я
думаю,
можно
отнести
сольно-инструментальную
специализацию,
закрепленную
достаточно
жесткими
программными
требованиями.
Принятый
«индивидуальный
подход»
к
ученику
на
деле
осуществляется лишь частично. Регламент программных требований подчас
препятствует последовательному проведению принципа « индивидуального
подхода». Ведь естественные и столь различные для каждого ребенка темпы
музыкально - художественного и технического развития отнюдь не всегда
соответствуют
программным
инструкциям.
Практически
каждый
преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий
ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более
того – без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается
порой
на
недели.
Поэтому
на
уроке
на
музицирование
и
творчество
не
остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения –
это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли
когда – либо сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед
нотами).
Это
тем
более
досадно,
поскольку
год
от
года
рынок
нотной
литературы пополняется оригинальными изданиями – популярной классикой,
современными отечественными и зарубежными шлягерами.
Хотя, несомненно, сегодня мы уже стараемся предпринимать ощутимые
шаги к изменению этого положения. Необходимо ввести в программы всех
отделений ДМШ и ДШИ элемент творчества. Творческая работа включает в
себя
все
виды
творчества,
начиная
от
простейшего
досочинения
или
вариантного
изложения
простой
мелодии
и
заканчивая
развернутыми
импровизациями
на
основе
каданса,
вариациями,
попурри,
джазовыми
импровизациями,
сочинениями
все,
что
рождает
творческое
воображение
ученика и реализуется с помощью его музыкального багажа и технических
возможностей. Творчество ребенка становится не только более многогранным
и увлекательным, но и одновременно простым и продуктивным. Замечено,
что
учащиеся,
занимающиеся
музыкальным
творчеством,
как
правило,
показывают и более высокие результаты по исполнительной специальности
и,
тем
более,
по
теоретическим
дисциплинам.
То
есть
музыкальное
воспитание
детей
должно
быть
комплексным
и
основываться
на
интенсивном развитии музыкального слуха, творческого и гармонического
мышления, выявлении и развитии творческих задатков учащихся.
Обычно
педагог
направляет
свои
усилия
на
те
виды
деятельности
ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов
и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием текста,
нюансов,
бессмысленной
«зубрёжкой»
2-3
пьес
в
течение
полугодия,
учащиеся
задерживаются
в
своём
музыкальном
развитии:
по
мере
усложнения
репертуара
знакомство
с
каждым
новым
произведением
становится
для
него
всё
большей
пыткой.
В
результате
ребёнок
может
возненавидеть и музыку, и учителя, и школу. Развитие средств звукозаписи,
телевидения,
музыкальных
центров,
домашних
кинотеатров
безмерно
облегчило доступ музыки и информации к слушателю: он может получать её,
не
прилагая
для
этого
никаких
усилий,
-
тем
самым
свелось
на
«нет»
домашнее музицирование. Сейчас, в новом тысячелетии, растет поколение
детей, отличающееся от прежних, так называемое поколение «NEXT». Наши
дети очень активные, импульсивные, раскрепощенные. Они не терпят каких-
либо
ограничений,
рамок
(хотя,
несомненно,
эти
рамки
должны
присутствовать). Их музыкальные способности очень средние и часто даже
слабые:
ограниченность
музыкальных
способностей,
нарушения
психофизического и двигательно-моторного характера (плохая координация,
вялость мышечного тонуса и др.), загруженность в общеобразовательных
школах.
Преобладающую
часть
контингента
ДШИ
и
ДМШ
составляют
ученики со средними и слабыми способностями. Детям сейчас не нравится
кропотливо
работать
над
пассажами
или
просто
трудными
фрагментами
пьесы.
К
сожалению,
в
последнее
время
редко
можно
услышать
действительно « живое исполнение», содержательное, логичное, стильное.
Мало
кому
из
детей
удается
ярко
раскрыть
художественный
замысел
фортепианными
средствами
и
своими
исполнительскими
средствами,
показать образно-художественное содержание музыкального произведения.
Поэтому
приходится
отступать
от
установленных
программных
норм.
Умение пианиста - педагога оптимизировать процесс работы ученика над
музыкальным
произведением
принадлежит
к
числу
важнейших
профессиональных
качеств.
Ученик
должен
представлять,
понимать
и
переживать
музыку,
которую
ему
предстоит
разучивать.
Необходимо
побуждать
ученика
к
приобретению
новых
музыкально-исполнительских
знаний, умений и навыков, а главное, воспитать у него творческое отношение
к выполняемой работе. Все эти качества, на мой взгляд, развиваются при
подготовке
к
контрольному
уроку,
который
начинает
проводиться
с
1-2
класса.
Цель
проведения
контрольного
урока:
активировать
творческие
возможности ученика, помочь приобрести навыки и умения, которые помогут
свободно общаться со своим инструментом, выражать свое настроение в
музыке. Обеспечить возможность каждому учащемуся, независимо от его
природных
способностей,
максимально
проявить
свои
творческие
возможности
на
самом
интересном
для
него
и
любимом
музыкальном
материале, вселить уверенность в своих возможностях. Так как основная
часть
учащихся
музыкальных
школ
учится
для
общего
музыкального
развития,
то
форма
учета
успеваемости
должна
быть
не
столько
по
исполнительским данным, сколько по общему музыкальному развитию.
Задачи:
1.
Определить максимально точно природные музыкальные задатки
ученика и выявить перспективы и пути их развития;
2.
Обеспечить
доступность
художественного
материала
по
музыкальным и техническим задачам;
3.
Воспитание и развитие метроритмического чувства;
4.
Развитие ладогармонического мышления;
5.
Сформировать начальный уровень художественно-практической
компетентности, который предполагает овладение определенным комплексом
средств
художественной
выразительности
данного
вида
музыкального
искусства;
6.
Обеспечить
учащихся
необходимым
уровнем
функциональной
грамотности, которая на практике выражается:
в умении грамотно и осмысленно работать с нотным текстом;
в
практическом
владении
инструментом,
основанном
на
сформированности
основных
технических
и
пианистических
навыков;
в
понимании
законов
музыкальной
речи,
знании
характерных
особенностей музыкальных жанров и основных стилистических
направлений;
7.
П р и в и т ь
у м е н и я
и
н а в ы к и ,
н е о б х о д и м ы е
д л я
реализации комплекса видов
учебной
и
исполнительской
деятельности
ребенка: чтения с листа, аккомпанемента, подбора по слуху, ансамблевой
игры, сольного исполнения;
8.
Частично вернуться к исполнению по нотам;
9.
Разбудить
творческую
фантазию
ребенка,
чтобы
ученик
мог
предлагать творческие идеи, а не только искать решения творческим задачам,
предложенными учителем.
Критерии программных требований:
1.
Оптимальное
соотношение
индивидуальных
особенностей
развития
учащегося и предлагаемого к изучению материала.
2.
Общемузыкальные знания и навыки игры на инструменте:
знакомство
с
музыкальными
произведениями
различной
стилевой
ориентации (классической, джазовой, эстрадной);
развитие
гармонического
и
мелодического
слуха
как
плодотворной
основы для достижения положительных результатов в обучении;
формирование внутреннего чувства ритма;
свобода игрового аппарата;
развитие образного мышления;
развитие мотивации к обучению и самообучению;
умение поддержать беседу о музыке.
3.
Стабильность и выразительность исполнения.
4.
Культура сценического поведения.
Чтение с листа
Ещё
100
лет
назад
чтение
с
листа
было
нормой
домашнего
музицирования, излюбленным времяпровождением людей из разных слоёв
общества.
Не
будучи
профессионалами,
они
обладали
высоким
уровнем
знаний в области искусства. Эти просвещённые любители составляли основу
русской
интеллигенции.
А
ведь
это
качество
–
умение
продолжительно
концентрировать
внимание
–
чтением
с
листа
воспитывается
в
первую
очередь.
Для
этой
формы
работы
необходима
способность
быстро
и
синхронно
считывать
сразу
несколько
информационных
слоёв
текста:
нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что
при
отсутствии
такого
специфического
зрительно-моторного
навыка
эта
задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.
С
давних
пор
музыкальная
педагогика
была
осведомлена
о
пользе
чтения нот с листа. Этому,
столь
важному
для
развития
музыканта
предмету,
уделялось
повседневное
и
пристальное
внимание.
Для
формирования навыка чтения нот с листа, умения легко ориентироваться в
нотном тексте
необходимы
специальные
занятия
по
определенной
технологии. Результаты такого обучения убеждают в том, что чтению нот с
листа можно научить любого ученика. Способность к чтению нот с листа
поддается развитию точно так же, как поддается развитию умение просто
читать,
складывать
буквы
в
слова,
а
слова
в
предложения.
Успех
будет
зависеть во многом от продуманной системы занятий с ребенком. Одним из
важных моментов в овладении навыком чтения с листа является ежедневная
практика в домашней работе (10-15 минут). Здесь следует обратить внимание
на
формирование
собранности,
навыков
концентрации
внимания
и
непрерывности мышления. И то, и другое воспитывается уже на первом этапе
обучения, пока ученик еще не знает нот. В этом случае педагог медленно
называет клавиши, а ученик, следуя ему, плавно и непрерывно извлекает
звуки. Как только ученик усвоил ноты и простейшие ритмические деления,
можно переходить к систематической игре простых пьесок в четыре руки с
педагогом. Очень хорошо, если с первых же
шагов
ученик
научится
воспринимать нотный текст группами нот по 2-3-4 звука. Иными
словами, ему уже будут привиты понятия мотив, а потом и фраза. Сначала
ученику
предлагается
назвать
несколько
нот,
которые
представляют
собой мотив, а затем сыграть их. Соединяя постепенно отдельные мотивы,
пропевая каждый из них, ученик достаточно быстро добивается исполнения
связной
фразы.
При
этом
желательно следить и за качеством звуко
извлечения.
Большой
проблемой
для
учеников
при
чтении
нот
является
ритмическая сторона. Чтение ритмического рисунка –уязвимое место. Здесь
очень важна подготовительная работа с учеником в виде чтения различных
формул, часто встречающихся в нотном тексте. На отдельных карточках
можно выписать наиболее типовые ритмы, например на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. У
опытного педагога такие карточки всегда имеются в наличии.
Начинать следует с самых легких формул и постепенно их
усложнять. Перед тем, как сыграть такое упражнение, полезно прохлопать
ритмический рисунок данной формулы сначала в медленном, а затем и в
более подвижном темпе. От прохлопывания ритмического рисунка можно
перейти
к
более
сложной
задаче
–
сыграть
определенный
ритмический
рисунок на одной клавише. Следующая, более сложная ступень восприятия
ритмического рисунка – восприятие нотной графики в рисунке мелодии, в
аккордовой
фактуре.
При
чтении
аккордов
важно
развивать
зрительное
восприятие
дистанции
между
нотами.
Глаз
ученика
приучается
видеть
расстояние между крайними звуками аккорда, а также между соседними
звуками, видеть терцию, квинту, трезвучие и т.д. Большое значение имеет
анализ текста: определение тональности, направления мелодии, характера
сопровождения,
штрихов,
нюансов.
Аналитический
подход
также
способствует
установлению
ассоциативных
связей нотного текста с
клавишами инструмента. Очень важно развивать у ученика умение смотреть
вперед, схватывая глазами хотя бы следующие 1-2 такта, умение играть, не
глядя на клавиатуру. Этот навык тесно связан с правилами аппликатуры,
которые напрямую зависят от технических формул, заложенных в гаммах,
арпеджио, аккордах и других видах техники. Принципы
использования
определенной аппликатуры очень важны для осязательной ориентировки
рук,
формирования
руки
профессионала. Ряд
упражнений
можно
построить на основе типичных этюдных формул (этюды Черни-Гермера No5,
6 и др.). Формулы позиционной игры необходимо использовать в сочетании с
формулами
интервально-аккордовых
построений.
Полезно
воспитывать
у
учеников
отчетливое
мысленное
представление
о
том,
что
должно
быть
исполнено.Очень полезным видом работы в обучении чтению нот с листа
является ансамблевая игра. Начинать, как и всегда, желательно с посильных,
легких заданий. Лучше поначалу читать пьесы в одной и той же тональности,
с простым ритмическим рисунком. В результате воспитания навыка чтения с
листа, ученик сможет:1.Сыграть музыкальный текст со всеми элементами:
нотная запись, ритмический рисунок, штрихи.2.Почувствовать фразу, ее
динамическое развитиеикульминацию.3.Выдержать указанный темп.
Передать
характер
произведения.
Правильно
организованный
и
хорошо развитый навык чтения с листа поможет сформировать ученика
интерес
к
игре
по
нотам,
стремление
к
познанию
нового
музыкального
материала, что, несомненно, будет полезно как будущему профессионалу,
так и будущему любителю музыки.
Величайшие
музыканты
прошлого
и
современности
придавали
огромное значение чтению нот с листа. В своих воспоминаниях А.Буасье
неоднократно
упоминает
о
настойчивых
рекомендациях
Ф.Листа
в
этой
области,
а
знаменитый
афоризм
Иоси-фа
Гофмана
–
«Лучший
способ
научиться быстро читать - это как можно больше читать» – произносится как
напутствие всем начинающим музыкантам. Действительно, ни один навык не
может
быть
приобретен
без
постоянной
тренировки.
С
психологической
точки зрения, развитый навык игры с листа представляет собой сложную
высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения,
слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном
участии
внимания,
воли,
памяти,
интуиции
и
творческого
воображения
исполнителя. Навык чтения с листа складывается из нескольких основных
моментов.
1.
Восприятие нотного текста:
- ускоренное («графическое») чтение;
-
структурно-смысловая
логика
(восприятие
по
горизонтали
и
по
вертикали);
- метроритмические и звуковысотные (внутренний слух) ощущения;
- зрительная память, развитие навыка чтения с листа на один такт
вперед.
2.
Воспроизведение нотного текста:
- мгновенная двигательная реакция;
- ориентировка рук и пальцев на клавиатуре («слепой метод» игры);
- аппликатурная техника: аппликатурная реакция на горизонтальные
(гаммообразные) и вертикальные (интервалы и аккорды) комплексы.
3.
Способность
предвосхищать,
предугадывать
развертывание
музыкального текста:
-
структура
текста
(чем
проще
текст,
тем
легче
предугадать
его
продолжение);
- музыкально-исполнительский опыт учащегося.
4.
Установка на неожиданное, психическая и физическая готовность
к
внезапным
изменениям
(ритмическим,
фактурным,
регистровым,
ладотональным и т.д.) в развитии текста.
5.
Упрощение нотного текста.
Как правило, элементы, составляющие навык чтения с листа, развиты
неодинаково,
что
обусловлено
индивидуальными
особенностями
ребенка.
Однако
гибкость
и
пластичность
человеческой
психики
обеспечивают
функциональной
системе
возможность
саморегуляции,
при
которой
недостаточно развитые элементы компенсируются за счет других.
В настоящее время создано много методик развития навыков чтения с
листа. Кратко остановимся на основных принципах его формирования и
авторах методик развития того или иного навыка.
1.
Графическое
восприятие
нотной
записи
конкретно
и
очень
последовательно изложено в методических рекомендациях Л.М.Баренбойма и
Т.И.Смирновой. Навык структурного зрительно-слухового восприятия текста
одновременно по нескольким параметрам не возникает сам собой, а требует
направленного
педагогического
воздействия.
Исполнению
пьесы
с
листа
обязательно
должен
предшествовать
предварительный
анализ:
ладовая
и
метроритмическая
основа
произведения,
аппликатура,
штрихи,
динамика,
точные или варьированные повторы, вопросоответное соотношение фраз и
т.д.
Чтобы
четко
обозначить
границы
синтаксического
членения,
можно
использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги и т.д.
2.
Воспитанием такого умения как ориентировка рук и пальцев на
клавиатуре
целесообразно
заниматься
заблаговременно,
еще
до
того,
как
ученик встречается с нотными обозначениями. Выдающиеся педагоги XVIII
столетия – Ф.Куперен, Ф.Марпург, Ф.-Э.Бах, Д.Тюрк – предлагали приемы,
помогающие выработать свободную, независимо от зрения, осязательную
ориентировку рук. Это разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз
исполнителя
клавиатурой,
игра
выученных
наизусть
пьес
с
закрытыми
глазами
и
в
темноте.
Для
ориентировки
на
клавиатуре
очень
полезны
упражнения
В.Кайльмана,
аппликатурные
упражнения
Л.А.Баренбойма
и
Т.И.Смирновой.
3.
На определяющую роль предугадывания в процессе игры с листа
указывал И.Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к
предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение
книг». По мере расширения исполнительского опыта, приобретения навыков
импровизации, подбора по слуху, в сознании ребенка накапливается сумма
встречающихся элементов музыкальной речи (типы мелодического движения,
ладовые структуры, наиболее часто встречающиеся ритмические обороты,
принципы связи аккордов между собой, типы фактур, элементы жанровой
типизации).
На
основе
многократного
повторения
сходных
явлений
мозг
отмечает и обобщает их типичные связи и отношения.
Транспонирование
Умение транспонировать является одним из важных элементов в
комплексном воспитании музыканта, оно активнейшим образом развивает
слух,
музыкальное
мышление, способствует
осознанному
освоению
изучаемого
материала,
позволяет
свободно
ориентироваться
в
тональностях и на клавиатуре инструмента. Умение транспонировать –это
бесценное качество, необходимое как музыканту профессионалу, так и
музыканту любителю в практической жизни. Обучение транспонированию
неразрывно связано с игрой по слуху и идет параллельно с ним. Начинать
развитие ребенка в этом плане надо с первых уроков. На первом этапе, когда
ученик подбирает по слуху простые песенки-попевки, следует попросить его
играть их от разных нот, в разных октавах для свободной ориентации на
клавиатуре. Очень важно в этот момент проводить с учеником элементарный
музыкально-слуховой анализ мелодии, которую он подбирает. Внимание
ребенка необходимо обратить на то, в каком ладу написана мелодия, с
какого звука начинается, направление движения мелодии, какие интервалы
характерны для нее. Все, что делает ребенок, он должен хорошо осознавать.
После этого можно попросить его сыграть эту мелодию от других нот, но
одной и той же аппликатурой.
На следующих этапах развития ученика, когда включается
гармоническое
сопровождение,
усложняется
и
процесс
обучения
транспонированию.
Важную
роль
начинает
играть
аккомпанемент,
основанный
на
освоении
гармонических
функций.
Любая
гармоническая
формула, последовательность аккордов должны усваиваться практически
в игре на инструменте. Необходимо сразу же давать грамотное название
аккордов,
а
также
помочь
ребенку
услышать
их
функциональную
взаимосвязь.
Первые
простейшие
цифровки
–T-S-T;
T-D-T;
T-S-D-T–
желательно играть в разных тональностях для активизации слухового и
аналитического
процессов.
В
средних
и
старших
классах
транспонирование играет очень важную роль как в осознанном процессе
освоения творческой программы с более сложной гармонизацией, так и в
практическом
применении,
например,
в
классе
аккомпанемента.
Постепенно
возрастает
роль
гармонического
анализа.
Отличным
материалом
для
формирования
технической
оснащенности
пианиста
являются этюды, начиная с самых легких – Е. Гнесиной, Ж. Б. Лемуана,
К.Черни. Игра этюдов в различных тональностях исключает возможность
механического исполнения, ведет к осмыслению музыкального материала,
вырабатывает
гибкость
и
ловкость
движения
рук.
В
старших
классах
учащимся можно давать письменные задания по транспонированию с листа
на какой-либо интервал для развития зрительной памяти.
Именно транспонирование способствует закреплению навыка чтения с
листа
методом
«графического
восприятия»,
развивает
все
виды
памяти
(слуховую, зрительную, пальцевую и др.), совершенствует слух, при этом
осваиваются
теоретические
знания
по
гармонии
в
практической
деятельности, появляются навыки свободного владения инструментом, без
чего невозможно перейти к сочинению и импровизации.
Освоение навыка транспонирования по нотам начинайте с игры уже
знакомых, выученных учеником пьес или песенок (в 2-3-х тональностях).
Сначала мелодии должны быть простыми, с поступенным движением вниз
или
вверх
в
пределах
пятипальцевой
позиции.
При
транспонировании
в
другие
тональности
аппликатуру
желательно
не
менять.
Ученик
может
вначале транспонировать одной рукой, а педагог одновременно с ним будет
играть партию другой руки. Для транспонирования, например, вниз на тон
можно взять произведения для трубы и фортепиано. Партию трубы ученик
может играть на синтезаторе, подобрав соответствующий тембр.
Параллельно включайте в работу выученные по нотам песни и
транспонируйте
их
в
хорошо
проработанные
тональности.
Ключевые
и
случайные знаки на начальном этапе обучения можно подсказать. Перед
началом работы обязательно следует сделать гармонический анализ песни
(пьесы) и подписать карандашом буквенные обозначения аккордов новой
тональности.
Игра (подбор) по слуху
Одним
из
определяющих
моментов
музыкального
развития
начинающего
ученика является воспитание музыкального слуха, которое
включает в себя воспитание не только музыкально-высотных представлений,
необходимых для подбора мелодии, но и умение слышать звуки в их
сочетании –интервалы, аккорды.
Проблема раннего обучения детей гармоническому слуху является
узловой,
включает
технологические
и
эмоциональные
задачи
развития
ребенка,
связана
с
формированием
умений
подбирать
по
слуху,
транспонировать, анализировать музыкальный текст.
Именно
творческое
воспитание,
т.е.
воспитание
собственного
отношения к рождению музыки, начинается через практическое освоение
каденционных
оборотов.
Умение
играть
кадансы
является
важным
моментом
в
становлении
юного
музыканта,
в
развитии
его
слуха
и
интеллекта. На основе кадансов можно развивать творческое воображение,
обучать
элементам
импровизации.
Начальный
этап
обучения
игре
каденционных оборотов и последующей за этим этап обучения элементам
импровизации строятся на базовых гармонических функциях –T-S-D, которые
ребенок должен очень хорошо усвоить. На первом же этапе важно добиться
того,
чтобы
ученик
хорошо
слышал
функциональную
окраску
аккорда,
ощутил остроту тяготения D в Т. Спешить
с
усложнением
функций
в
кадансе не следует. Только постепенно можно вводить II, IV ступени,
понятие
параллельной
тональности.
При
этом,
необходимо
внимательно
следить
насколько
точно
ученик
слышит
и
понимает
функциональные
гармонические связи. Чтобы ученик лучше усвоил тот или иной каданс,
перед ним следует ставить различные задачи на основе одного каданса. Это
могут
быть
фактурные
изменения,
игра
каданса
в
разных
тональностях,
последовательная игра D-T в секвенционной цепочке. Все это приносит
огромную радость даже начинающему ребенку. Игра каданса превращается в
настоящий источник творческой фантазии. Дальнейшее образное развитие
идет за счет фактурных изменений, мелодизации аккордов, ритмических и
жанровых видоизменений (вальс, полька, марш и т.д.).
В
старших
классах
каданс
усложняется
по
мере
того,
как
ученик
знакомится с гармонией. Развернутый
каденционный
оборот, в
таком
случае, становится основой для интересной творческой работы.
Р а з в и т и е
н а в ы ко в
з ву ко в ы с о т н о го
о щ у щ е н и я
т р е б у е т
подготовительных упражнений. Сначала ученик показывает рукой движение
мелодии (исполняемой преподавателем) и комментирует: вверх, вниз, через
клавишу, стоит на месте, скачок вверх, скачок вниз. Затем поет (или играет)
попевки
на
заданное
«направление»
мелодии
(ученик
и
педагог
могут
поменяться
ролями).
Предлагая
первые
песенки
для
подбора
и
транспонирования, следите, чтобы мелодия была поступенной (в пределах 5-
8 нот), с терцовыми ходами, затем – со скачком на квинту с заполнением, по
звукам трезвучия, со скачками на 6, 7, 8. Подбор басовой линии – начало
формирования
аккомпанемента
гармонического
вида
(когда
мелодия
и
сопровождение звучат на фортепиано). Варианты аккомпанемента в левой
руке
усложняйте
постепенно
(исходя
из
индивидуальных
особенностей
ученика):
основной тон;
квинта или терция;
квинта или октава в разном ритмическом оформлении в зависимости от
размера, жанра, стиля.
трезвучия главных ступеней;
обращения трезвучий;
чередование баса и аккорда (например, основной тон и терция);
септаккорды и их обращения;
различные виды арпеджио;
аккомпанемент смешанного типа.
Не ограничивайте детей в подборе всего, что им нравится. Для того
чтобы подобрать аккомпанемент к любой песне, необходимо:
хорошо выучить мелодию, несколько раз проиграть и пропеть ее;
играя мелодию, определить, какие ее звуки аккордовые, требующие
гармонической поддержки, а какие – неаккордовые;
подобрать аккорды. Если возникнет трудность с каким-либо звуком,
найти аккорды, имеющие его в своем составе, и выбрать из них наиболее
подходящий;
обратить
внимание
на
альтерированные
звуки,
они
могут
быть
признаком отклонения или модуляции;
секвенция в мелодии может указывать на отклонения;
при подборе аккордов используются не только основные виды, но и
обращения, чтобы смена аккордов выглядела плавной и естественной.
Навыки аккомпанемента (самоаккомпанемента)
Первое,
что
нужно
сделать
педагогу
–
создать
для
ребенка
психологически
комфортную
атмосферу,
раскрепостить
его,
придать
уверенность
в
своих
силах.
На
начальном
этапе
обучения
песни
нужно
подбирать так, чтобы мелодическая линия была поступенной – либо снизу
вверх (в удобной для пения тесситуре), либо сверху вниз (если у ребенка
высокий
голос).
Песенные
мелодии
подбираются
разнообразные
по
характеру
и
жанровым
признакам
для
освоения
учеником
различных
вариантов фактурного аккомпанемента. Для освоения учеником навыка пения
песен под собственное сопровождение необходимо следующее:
сыграть мелодию, спеть ее;
проанализировать мелодию: определить структуру, тональный план
(по аккомпанементу), выявить отклонения:
исполнить
(сыграть
и
спеть)
мелодию
с
аккомпанементом
гармонического вида. Мелодия исполняется правой рукой, гармоническое
сопровождение
левой
(как
вариант
-
разложенные
трезвучия
и
их
обращения);
исполнить
мелодию
с
аккомпанементом
фактурного
вида,
соответствующим его характеру (исполнение аккомпанемента двумя руками,
основанного только на гармонической сетке и исполнение мелодии голосом).
Для
работы
над
«самоаккомпанементом»
можно
брать
мелодии,
которые ученик подбирал по слуху и транспонировал.
Некоторые варианты фактурного аккомпанемента
(возможны изменения, исходя из индивидуальных способностей
ученика)
Фактурный
вид
сопровождения
постепенно
усложняйте,
используя
изученные
ритмические
рисунки
–
триоли,
синкопы,
пунктирный
ритм,
размер 6/8 .
Помимо умения аккомпанировать, самоаккомпанемент дает осознанное
ощущение соподчиненности музыкального материала и помогает работе над
двух ручными пьесами гомофонного склада. Пение мелодии под собственный
аккомпанемент Г.Г.Нейгауз рекомендовал в процессе работы над кантиленой.
Освоение
несложных
приёмов
аккомпанемента
позволяют
ученику
аккомпанировать
разным
инструментам:
скрипке,
домре,
флейте
и
др.,
а
также вокальным произведениям.
Умение
аккомпанировать
не
только
расширяет
возможности
музицирования в быту, но и позволяет познакомиться с вокальным дыханием,
фразировкой,
с
тембрами
и
выразительными
ресурсами
различных
музыкальных инструментов, обогащает слуховой и исполнительский опыт,
музыкальную эрудицию.
Занятия
аккомпанементом
расширяют
кругозор
учеников,
подготавливают их к практической деятельности после окончания школы.
Игра с другими инструментами обогащает пианиста, развивает слуховой
контроль, музыкальность, тембровый слух, гибкость и многое другое.
Работа
над
аккомпанементом
благотворно
влияет
и
на
сольное
исполнение. Перед учеником можно поставить такие творческие задачи,
как
имитация
оркестровых или
хоровых красок, поиск оркестровых и
вокальных тембров и т.д.
Проверка эрудиции ученика
Проверка
эрудиции
ученика,
исполнительская
терминология:
собеседование по самостоятельно подготовленному произведению, оно дает 2
классами
ниже
уровня
обучающегося
ученика.
Исполняется
наизусть
(возможно
исполнение
по
нотам),
выразительно
и
в
характере.
Ученик
рассказывает
о
форме
пьесы,
о
тональном
плане,
о
характере
пьесы,
о
средствах музыкальной выразительности. Необходимо знать определенный
минимум музыкальных терминов, умение находить и определять их в нотном
тексте.
Заключение
Цель
обучения
игре
на
фортепиано
–
заложить
у
детей
основы
культуры
музицирования,
создать
условия
для
овладения
необходимым
уровнем
функциональной
грамотности
и
художественно–практической
компетентности с учетом особенностей музыкального развития и природных
возможностей каждого ребенка.
Музицирование
в
этом
контексте
рассматривается
широко
-
как
устойчивая потребность ребенка к общению с музыкой через конкретную
практическую деятельность – игру на любимом инструменте.
Музицирование
способствует
более
разностороннему
развитию
музыкального мышления, эстетического кругозора, а также пианистических
навыков.
Ведь
для
нас
важно
воспитать
творчески
активную
личность
вообще, которая сможет проявить себя не только в области музыки, но и в
других
областях
деятельности.
Какую
бы
профессию
в
дальнейшем
не
получил юный пианист, ему необходимо самому уметь импровизировать на
инструменте, не бояться браться за исполнение любой музыки, ведь ее можно
переложить
для
более
доступного
исполнения,
чему,
я
думаю,
непосредственно способствует этот мой вид работы. Конечно, итог обучения,
его
результат
зависит
от
степени
одаренно сти
ученика,
е го
заинтересованности
и
трудолюбия.
Главное
–
сформировать
у
детей
начальные
умения
и
навыки
музицирования,
навыки
самостоятельности.
Подобные занятия, как я убедилась, находят отклик у детей и их родителей. И
тем, и другим нравится, что они могут, пусть и не целиком, исполнить,
например, танго « Брызги шампанского» или румбу «Bessame mucho». Значит,
на мой взгляд, нужно идти в ногу со временем, идти навстречу детям и их
родителям,
ведь
наша
цель
–
научить
детей
мыслить
в
звуках,
привить
способности
к
различным
видам
музицирования,
воспитать
хороший
музыкальный вкус, умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей,
дать возможность каждому ребенку осуществить желание: играть ту музыку,
которую
он
выбирает
сам,
что
конечно
же,
способствует
успешной
личностной
и
творческой
реализации
в
различных
жизненных
сферах
и
разнообразных
профессиях.
Ведь
многие
люди,
работая
экономистами,
программистами, поварами или летчиками, в душе чуть-чуть чувствуют себя
артистами, художниками или музыкантами.
Музыкальная
педагогика
–
искусство,
требующее
от
людей
посвятивших
себя
этой
профессии,
громадной
любви
и
безграничного
интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так
называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим
образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна
из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так,
чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность
мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым
начинается мастерство.
Свою работу мне бы хотелось закончить словами Б. Л. Яворского: « Не
должно
делать
всех
музыкантов
композиторами,
но
необходимо,
чтобы
каждый
мог
произвести
на
языке
своего
искусства
хотя
бы
простейшее
выражение своих мыслей…».
Список литературы
1.
В.А.
Коваленко,
Н.С.
Цеханская
«Работа
над
музыкальным
произведением в фортепианном классе».
2.
Е.К.
Кулова
"Роль
и
значение
репертуара
в
воспитании
музыканта".
3.
Е.
И.
Гудова.
С.
А.
Чернышков.
«Музыкальный
инструмент
фортепиано» (вариативная программа для ДМШ и музыкальных отделений
ДШИ).
4.
Е. А. Проняева. «Музицирование» (вариативная программа для
учащихся фортепианного отделения).
5.
М.
В.
Булучевская.
З.
Г.
Дорошенко.
Т.
Н.
Комарова.
Т.
Г.
Печенева.
Н.
М.
Романова.
Е.
А.Чернигова.
«Комплексная
программа
фортепиано» (примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений
ДШИ).
6.
Е.А. Конышева «Музицирование в классе аккордеона и баяна»
(примерная программа для ДМШ и ДШИ).
7.
В.В.Рыжков
«Композиция»
(примерная
программа
для
ДМШ,
эстрадно- джазовых школ и эстрадно - джазовых отделений ДШИ).
8.
«Хрестоматия
для
развития
творческих
навыков
и
чтения
с
листа» младшие и средние классы ДМШ. Составитель Л. Криштоп. Изд-во
«Санкт-Петербург» 1994 г.
9.
Т.Камаева, А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано».
Игровой курс. Изд-во «Москва. Классика – XXI век» 2007 год.
10.
Е.И.
Гудова,
С.А.
Чернышков
Музыкальный
инструмент
фортепиано вариативная программа для ДМШ и ДШИ - 2006 г.;
11.
Е.А.
Проняева
Музицирование.
Вариативная
программа
для
учащихся
фортепианного
отделения.
Примерная
программа
для
ДМШ
и
ДШИ, 2008 г.;
12.
М.В. Булучевская, З.Г. Дорошенко, Т.Н. Комарова, Т.Г. Печенева,
Н.М. Романова, Е.А. Чернигова Комплексная программа фортепиано.