Напоминание

План работы классного руководителя с «трудными» детьми,с детьми «группы риска».


Автор: Апакаева Наталья Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г.Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План работы классного руководителя с «трудными» детьми,с детьми «группы риска».
Раздел: дополнительное образование





Назад




План работы классного руководителя с «трудными» детьми,

с детьми «группы риска».

Подготовила

классный руководитель 7 г класса

Апакаева Наталья Владимировна

г. Сургут

2014г

ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:

Неадекватность

поведения,

невыполнение

норм

поведения

учащихся,

агрессивность,

склонность

к

бродяжничеству,

к

воровству;

конфликты

с

одноклассниками,

с

учителями;

проблемы

в

обучении;

попустительское

отношение родителей к воспитанию данных учащихся.

Цель работы с детьми «группы риска»:

снять

настрой

на

ситуацию

конфликта в отношениях с учителями,

со

сверстниками,

перестроить

отношение

к

учебной

деятельности,

к

труду,

преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, включение

"трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных

отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.

Задачи:

1. Вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении

неумелости,

укрепляя

интерес

к

познавательной

деятельности,

дружбе

с

одноклассниками.

2. Воспитывать у "трудных" добросовестность, способность к сотрудничеству,

бережливости,

трудолюбие,

отзывчивость

на

добро,

веж ливо сть,

исполнительность, эмоциональную сдержанность.

3.Вовлекать "трудных" в КТД, классное самоуправление.

4.

Коррекция форм общения, поведения,

формирование культуры поведения,

борьба с

вредными привычками.

5.Совместная работа с семьёй ученика, со

специалистами: психоневрологом,

психологом, логопедом.

Прогнозированный

результат

добиться

положительного

результата

через

реализацию поставленных задач.

Направления работы классного руководителя.

1.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его

собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий,

мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать

желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

2.

Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к

детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением.

Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов.

Проводится

диагностическая

работа,

направленная

на

изучение

социально-

психологического климата в классе, межличностных отношений и социального

статуса каждого ученика.

3 .

Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные

консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации.

Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к

занятиям

учащихся

"группы

риска",

стимулировать

их

интерес

к

школьной

жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа

.

Организация и проведение профилактических бесед,

лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми.

В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений,

бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

5.

Работа

с

учащимися.

Выявляются

несовершеннолетние,

совершившие

правонарушение

или

склонные

к

противоправным

действиям.

Проводится

профилактическая

работа,

организуются

индивидуальные

беседы

с

ребятами

"группы риска".

6.

Работа

с

педагогическим

коллективом.

Совместное

выявление

причин,

возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая

коррекционная

работа

для

оказания

помощи

и

предупреждения

возможных

проблемных ситуаций.

Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них

психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

- само отношение, само понимание;

- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

- внутреннее одиночество, не выраженность и непонятность другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск

границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого

контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

- зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

-

трудный

характер

наличие

«неудобных»

черт

характера:

обидчивость,

агрессивность,

расторможенность

и.т.д.

отсутствие

чувства

безопасности,

поиск защиты или «защитника»;

- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный

достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа

может

быть

индивидуальной

и

групповой

на

основе

диагностики

и

прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

Дети

«группы

риска»

-

дети,

находящиеся

в

критической

ситуации

под

воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются

дети

из-за

отсутствия

нормальных

условий

их

полноценного

развития.

Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями

развития

и

обуславливают

большую

вероятность

их

неблагоприятной

социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая

запущенность, и т. п.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В

современной

социально-психологической

литературе

предлагают

условно

выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне

риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные

условия

развития,

психолого-медико-педагогическое

сопровождение

в

образовательном

учреждении,

любовь,

воспитание

и

забота

в

семье,

индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3.

Больные

дети

(дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.

В

зону

риска

по

признаку

одаренности

попадают

дети

с

нестандартным

мышлением,

отличающиеся

от

своих

сверстников

способами

мыслительной

деятельности,

выдающимися

художественными

данными

и

спортивными

достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется

обратить

внимание

на

трудности,

с

которыми

могут

столкнуться

одаренные дети:

- негативное отношение к учёбе и воспитанию;

- нарушение отношений с родителями;

- подверженность частым перепадам настроения;

- дух противоречия;

- депрессия;

низкая самооценка;

- высокая тревожность;

- чувство непохожести на других;

- тенденция к самооправданию;

- перекладывание вины на других;

- недостаток настойчивости;

- неприятие руководства;

- скука;

- неприятие состязаний;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- некоторая надменность;

- склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие

одной

из

трудностей

или

их

сочетания

является

показанием

к

психолого-педагогическому сопровождению.

Под

неуспеваемостью

понимается

ситуация,

в

которой

поведение

и

результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим

требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения,

счета,

слабо

владеет

интеллектуальными

умениями

анализа,

обобщения,

а

систематическая

неуспеваемость

ведет

к

педагогической

запущенности,

под

которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих

требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями,

родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После

конфликтов

с

учителями,

родителями,

неуспевающие

дети

сами

становятся

агрессивными,

драчливыми,

неуправляемыми,

злобными

по

отношению

к

сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы

поведения:

воровство,

хулиганство,

бродяжничество,

алкоголизация.

Такая

ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их

уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей

отличает

эмоционально

неустойчивое

поведение,

связанное

с

постоянными

переживаниями

и

страданиями

ребенка

из-за

психологических,

моральных,

физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи,

имеющие

социально-экономические

проблемы,

но

благополучные,

находятся

в

зоне

социально-экономического

риска. Это

неполные

семьи,

многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-

инвалиды,

семьи

беженцев,

семьи

участников

военных

действий,

в

данный

момент

актуально

добавить

в

эту

классификацию

семьи

мигрантов.

Семья,

находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий

прожиточный

уровень,

плохие

жилищно-бытовые

условия,

испытывает

потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом,

семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть

благополучной

для

полноценного

воспитания

ребенка,

поскольку

сохраняет

позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие

условия

жизни

ребенка,

может

регрессировать

до

статуса

неблагополучной.

Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение

семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и

ставшую

неблагополучной.

Нарушение функций

семейного

воспитания

является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1.

уклонение

родителей

от

своих

обязанностей,

нежелание

ответственно

исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3.

грубые

искажения

детско-родительских

отношений,

такие

как:

отсутствие

адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о

них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение

их нуждами.

4. Педагогически запущенные дети.

Центральное

место

в

классификации

занимает

категория

педагогически

запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким

признакам.

Дети

становятся

педагогически

запущенными

вследствие

неправильного

педагогического

воздействия,

искаженных

форм

семейного

воспитания,

но

только

в

том

случае,

когда

их

проблемы

не

были

вовремя

замечены

взрослыми

и

не

получили

адекватного

разрешения;

не

была

своевременно

оказана

психолого-педагогическая

помощь

коррекционного

и

реабилитационного содержания.

Это

самая

сложная

категория

детей.

Сюда

относятся

дети

с

тяжелыми

психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально

негативный

оттенок,

дети,

у

которых

серьезные

непоправимые

проблемы

в

детско-родительских

отношениях.

Злость,

агрессия,

ненависть,

зависть,

демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков

характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически

запущенными

детьми.

Часто

такие

дети

не

«приживаются»

в

одном

образовательном

учреждении,

безрезультатно

меняют

места

учебы,

кружки,

секции,

живут

у

разных

родственников,

все

отчетливее

понимают

свою

ненужность

в

семье,

испытывая

тягостные

переживания

от

непонимания

родителями, педагогами, сверстниками. Термин «запущенный» в однокорневом

контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов

«попустительский»,

«брошенный».

Эпоха

перемен,

современная

социально-

экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности»

детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях

«улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными

своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных

(скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из

обеспеченных

семей,

а

в

психолого-педагогической

коррекции,

связанной

с

отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся

вполне благополучными семей.

К

о сновным причинам

асоциального

поведения

детей

можно

отнести

следующие:

1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий

прожиточный

минимум

в

семье.

Эта

проблема

не

только

невротизирует

взрослых,

не

исполняющих

свой

родительский

долг

перед

детьми,

но

и

отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье

детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

2.

Попустительское

отношение

родителей

к

воспитанию

детей

приводит

к

отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.

3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в

семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

4 .

О п р ед е л я ю щ у ю

р ол ь

и гр а е т

п с и хо ге н н ы й

ф а кто р

( н а л и ч и е

психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет

различную

природу

и

степень

выраженности

у

разных

детей.

Для

детей

с

подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное

с психолого-педагогической поддержкой.

5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную

адаптацию

подростков

(акцентуации

характера,

неадекватные

проявления

самооценки,

нарушения

в

эмоционально-волевой

сфере,

фобии,

повышенная

тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков

связаны

не

с

одним

из

факторов

(биологическим,

психологическим

или

социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».

Таким

образом,

психологическое

неблагополучие

детей

в

условиях

социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об

основах

и

способах

человеческого

поведения

в

обществе,

наличие

психиатрической

симптоматики

и

индивидуальных

психологических

особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные

факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития

ребенка.

План мероприятий по работе с детьми группы риска

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление

социального паспорта

группы

Август –

сентябрь

Классный руководитель

2

Составление

характеристик на

детей группы риска

сентябрь

Классный руководитель

Специалисты школы

3

Составление плана

работы с детьми

группы риска .

в течении

учебного года

Классный руководитель

4

Вовлечение в

досуговую,

кружковую,

общественно-

полезную

деятельность,

организация летнего

отдыха детей группы

риска.

в течении

учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

5

Организация встреч

педагогов и

специалистов с

родителями,

индивидуальные

беседы с учащимися.

По мере

необходимости

Родители

Классный руководитель

Специалисты школы

6

Организация

взаимодействия со

специалистами

социальных служб,

КДН, ОДН, органами

опеки и

попечительства.

По мере

возникновения

проблем

Классный руководитель

Социальный педагог

Представители ОДН,КДН, опеки

7

Организация

медицинской помощи

по мере

возникновения

проблем

Классный руководитель

Специалисты школы

8

Анализ социальной

адаптации

обучающегося,

информирование

родителей о

результатах работы.

в течении

учебного года

Классный руководитель

Работа с детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Контроль

посещаемости занятий.

в течении

учебного года

Классный руководитель

родительский комитет

2

Оказание

педагогической помощи

в ликвидации пробелов

в знаниях, умениях и

навыках проблемных

детей.

в течении

учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

3

Вовлечение детей в

социально-значимую

деятельность.

в течении

учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

4

Проведение

профилактических

бесед, разбор

конфликтных ситуаций

По мере

необходимости

Классный руководитель

Специалисты школы

5

Направление на

консультацию к

психологу или к врачам.

по мере

возникновения

проблем

Классный руководитель

Специалисты школы

Психолог, врачи

6

Посещение семей

группы «риска».

по мере

возникновения

проблем

Классный руководитель

Специалисты школы

Работа с педагогическим коллективом

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

О с у щ е с т в л е н и е

о б м е н а

необходимой

информацией

с

педагогами

в течении

учебного года

Классный

руководитель

Специалисты

школы

2

Консультации

по

результатам в течении

Классный

диагностики

учебного года

руководитель

Специалисты

школы

3

Выработка

рекомендаций

по

работе с детьми «группы риска»

в течении

учебного года

Классный

руководитель

Специалисты

школы

4

Выступление

на

педагогических

советах и ШМО

По мере

необходимости

Классный

руководитель

5

Занятия

педагогов

в

системе

повышения

квалификации

по

профилактике

правонарушений

среди несовершеннолетних

в течении

учебного года

Классный

руководитель

Специалисты

школы

6

Организация встреч учителей и

специалистов школы с родителями

По мере

необходимости

Классный

руководитель

Специалисты

школы

Работа с родителями

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Посещение семей детей группы

риска .

По мере

необходимости

Классный

руководитель

Специалисты

школы

2

Проведение

консультаций

для

родителей.

в течении

учебного года

Классный

руководитель

Специалисты

школы

3

Активизация деятельности

родителей в организации и

проведении родительских

собраний, мероприятий

учреждения.

в течении

учебного года

Родители

Классный

руководитель

4

Организация встреч учителей и

специалистов школы с родителями

по мере

необходимости

Специалисты

школы

5

Организация отдыха школьников в

летний период

летний период

Родители

Классный

руководитель

6

Направление на консультацию к

психологу или к врачам

по мере

необходимости

Родители

социальный

педагог

7

Приглашение родителей и детей

группы «риска» на советы

профилактики

по мере

возникновения

проблем

Классный

руководитель

8

Разработка

рекомендаций

по

воспитанию

детей

и

улучшению

взаимопонимания

в течении

учебного года

Классный

руководитель

Список использованной литературы

1.Степанова

Е.Н.

Методическое

пособие

классного

руководителя

о

воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя –

воспитателя.

М.:

Педагогическое

сообщество

России.

Издательский

Дом

«

Ноосфера», 1999.



В раздел образования