Автор: Апакаева Наталья Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г.Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План работы классного руководителя с «трудными» детьми,с детьми «группы риска».
Раздел: дополнительное образование
План работы классного руководителя с «трудными» детьми,
с детьми «группы риска».
Подготовила
классный руководитель 7 г класса
Апакаева Наталья Владимировна
г. Сургут
2014г
ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:
Неадекватность
поведения,
невыполнение
норм
поведения
учащихся,
агрессивность,
склонность
к
бродяжничеству,
к
воровству;
конфликты
с
одноклассниками,
с
учителями;
проблемы
в
обучении;
попустительское
отношение родителей к воспитанию данных учащихся.
Цель работы с детьми «группы риска»:
снять
настрой
на
ситуацию
конфликта в отношениях с учителями,
со
сверстниками,
перестроить
отношение
к
учебной
деятельности,
к
труду,
преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, включение
"трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных
отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.
Задачи:
1. Вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении
неумелости,
укрепляя
интерес
к
познавательной
деятельности,
дружбе
с
одноклассниками.
2. Воспитывать у "трудных" добросовестность, способность к сотрудничеству,
бережливости,
трудолюбие,
отзывчивость
на
добро,
веж ливо сть,
исполнительность, эмоциональную сдержанность.
3.Вовлекать "трудных" в КТД, классное самоуправление.
4.
Коррекция форм общения, поведения,
формирование культуры поведения,
борьба с
вредными привычками.
5.Совместная работа с семьёй ученика, со
специалистами: психоневрологом,
психологом, логопедом.
Прогнозированный
результат
–
добиться
положительного
результата
через
реализацию поставленных задач.
Направления работы классного руководителя.
1.
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его
собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий,
мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать
желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
2.
Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к
детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением.
Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов.
Проводится
диагностическая
работа,
направленная
на
изучение
социально-
психологического климата в классе, межличностных отношений и социального
статуса каждого ученика.
3 .
Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные
консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации.
Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к
занятиям
учащихся
"группы
риска",
стимулировать
их
интерес
к
школьной
жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа
.
Организация и проведение профилактических бесед,
лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми.
В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений,
бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.
5.
Работа
с
учащимися.
Выявляются
несовершеннолетние,
совершившие
правонарушение
или
склонные
к
противоправным
действиям.
Проводится
профилактическая
работа,
организуются
индивидуальные
беседы
с
ребятами
"группы риска".
6.
Работа
с
педагогическим
коллективом.
Совместное
выявление
причин,
возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая
коррекционная
работа
для
оказания
помощи
и
предупреждения
возможных
проблемных ситуаций.
Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них
психологических трудностей.
К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:
- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- само отношение, само понимание;
- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;
- внутреннее одиночество, не выраженность и непонятность другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск
границ возможного;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого
контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
-
трудный
характер
–
наличие
«неудобных»
черт
характера:
обидчивость,
агрессивность,
расторможенность
и.т.д.
–
отсутствие
чувства
безопасности,
поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный
достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.
Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа
может
быть
индивидуальной
и
групповой
на
основе
диагностики
и
прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.
Дети
«группы
риска»
-
дети,
находящиеся
в
критической
ситуации
под
воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются
дети
из-за
отсутствия
нормальных
условий
их
полноценного
развития.
Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями
развития
и
обуславливают
большую
вероятность
их
неблагоприятной
социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая
запущенность, и т. п.
Теоретические аспекты работы с детьми группы риска
В
современной
социально-психологической
литературе
предлагают
условно
выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне
риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные
условия
развития,
психолого-медико-педагогическое
сопровождение
в
образовательном
учреждении,
любовь,
воспитание
и
забота
в
семье,
индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
1. Одаренные дети.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
3.
Больные
дети
(дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
психофизически и соматически ослабленные).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.
В
зону
риска
по
признаку
одаренности
попадают
дети
с
нестандартным
мышлением,
отличающиеся
от
своих
сверстников
способами
мыслительной
деятельности,
выдающимися
художественными
данными
и
спортивными
достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.
Хочется
обратить
внимание
на
трудности,
с
которыми
могут
столкнуться
одаренные дети:
- негативное отношение к учёбе и воспитанию;
- нарушение отношений с родителями;
- подверженность частым перепадам настроения;
- дух противоречия;
- депрессия;
низкая самооценка;
- высокая тревожность;
- чувство непохожести на других;
- тенденция к самооправданию;
- перекладывание вины на других;
- недостаток настойчивости;
- неприятие руководства;
- скука;
- неприятие состязаний;
- чувствительность к критике при любви покритиковать других;
- некоторая надменность;
- склонность ставить нереалистические цели и др.
Наличие
одной
из
трудностей
или
их
сочетания
является
показанием
к
психолого-педагогическому сопровождению.
Под
неуспеваемостью
понимается
ситуация,
в
которой
поведение
и
результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим
требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения,
счета,
слабо
владеет
интеллектуальными
умениями
анализа,
обобщения,
а
систематическая
неуспеваемость
ведет
к
педагогической
запущенности,
под
которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих
требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями,
родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После
конфликтов
с
учителями,
родителями,
неуспевающие
дети
сами
становятся
агрессивными,
драчливыми,
неуправляемыми,
злобными
по
отношению
к
сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы
поведения:
воровство,
хулиганство,
бродяжничество,
алкоголизация.
Такая
ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их
уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.
3. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей
отличает
эмоционально
неустойчивое
поведение,
связанное
с
постоянными
переживаниями
и
страданиями
ребенка
из-за
психологических,
моральных,
физических, морально-экономических трудностей своей семьи.
Семьи,
имеющие
социально-экономические
проблемы,
но
благополучные,
находятся
в
зоне
социально-экономического
риска. Это
неполные
семьи,
многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-
инвалиды,
семьи
беженцев,
семьи
участников
военных
действий,
в
данный
момент
актуально
добавить
в
эту
классификацию
семьи
мигрантов.
Семья,
находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий
прожиточный
уровень,
плохие
жилищно-бытовые
условия,
испытывает
потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом,
семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть
благополучной
для
полноценного
воспитания
ребенка,
поскольку
сохраняет
позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие
условия
жизни
ребенка,
может
регрессировать
до
статуса
неблагополучной.
Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение
семейных отношений и стиля воспитания.
К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и
ставшую
неблагополучной.
Нарушение функций
семейного
воспитания
является главным показателем неблагополучной семьи.
К основным нарушениям относятся:
1.
уклонение
родителей
от
своих
обязанностей,
нежелание
ответственно
исполнять свой родительский долг;
2. деструктивное поведение родителей;
3.
грубые
искажения
детско-родительских
отношений,
такие
как:
отсутствие
адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о
них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение
их нуждами.
4. Педагогически запущенные дети.
Центральное
место
в
классификации
занимает
категория
педагогически
запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким
признакам.
Дети
становятся
педагогически
запущенными
вследствие
неправильного
педагогического
воздействия,
искаженных
форм
семейного
воспитания,
но
только
в
том
случае,
когда
их
проблемы
не
были
вовремя
замечены
взрослыми
и
не
получили
адекватного
разрешения;
не
была
своевременно
оказана
психолого-педагогическая
помощь
коррекционного
и
реабилитационного содержания.
Это
самая
сложная
категория
детей.
Сюда
относятся
дети
с
тяжелыми
психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально
негативный
оттенок,
дети,
у
которых
серьезные
непоправимые
проблемы
в
детско-родительских
отношениях.
Злость,
агрессия,
ненависть,
зависть,
демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков
характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически
запущенными
детьми.
Часто
такие
дети
не
«приживаются»
в
одном
образовательном
учреждении,
безрезультатно
меняют
места
учебы,
кружки,
секции,
живут
у
разных
родственников,
все
отчетливее
понимают
свою
ненужность
в
семье,
испытывая
тягостные
переживания
от
непонимания
родителями, педагогами, сверстниками. Термин «запущенный» в однокорневом
контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов
«попустительский»,
«брошенный».
Эпоха
перемен,
современная
социально-
экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности»
детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях
«улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными
своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных
(скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из
обеспеченных
семей,
а
в
психолого-педагогической
коррекции,
связанной
с
отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся
вполне благополучными семей.
К
о сновным причинам
асоциального
поведения
детей
можно
отнести
следующие:
1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий
прожиточный
минимум
в
семье.
Эта
проблема
не
только
невротизирует
взрослых,
не
исполняющих
свой
родительский
долг
перед
детьми,
но
и
отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье
детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.
2.
Попустительское
отношение
родителей
к
воспитанию
детей
приводит
к
отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.
3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в
семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.
4 .
О п р ед е л я ю щ у ю
р ол ь
и гр а е т
п с и хо ге н н ы й
ф а кто р
( н а л и ч и е
психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет
различную
природу
и
степень
выраженности
у
разных
детей.
Для
детей
с
подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное
с психолого-педагогической поддержкой.
5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную
адаптацию
подростков
(акцентуации
характера,
неадекватные
проявления
самооценки,
нарушения
в
эмоционально-волевой
сфере,
фобии,
повышенная
тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков
связаны
не
с
одним
из
факторов
(биологическим,
психологическим
или
социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».
Таким
образом,
психологическое
неблагополучие
детей
в
условиях
социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об
основах
и
способах
человеческого
поведения
в
обществе,
наличие
психиатрической
симптоматики
и
индивидуальных
психологических
особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные
факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития
ребенка.
План мероприятий по работе с детьми группы риска
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Составление
социального паспорта
группы
Август –
сентябрь
Классный руководитель
2
Составление
характеристик на
детей группы риска
сентябрь
Классный руководитель
Специалисты школы
3
Составление плана
работы с детьми
группы риска .
в течении
учебного года
Классный руководитель
4
Вовлечение в
досуговую,
кружковую,
общественно-
полезную
деятельность,
организация летнего
отдыха детей группы
риска.
в течении
учебного года
Классный руководитель
Специалисты школы
5
Организация встреч
педагогов и
специалистов с
родителями,
индивидуальные
беседы с учащимися.
По мере
необходимости
Родители
Классный руководитель
Специалисты школы
6
Организация
взаимодействия со
специалистами
социальных служб,
КДН, ОДН, органами
опеки и
попечительства.
По мере
возникновения
проблем
Классный руководитель
Социальный педагог
Представители ОДН,КДН, опеки
7
Организация
медицинской помощи
по мере
возникновения
проблем
Классный руководитель
Специалисты школы
8
Анализ социальной
адаптации
обучающегося,
информирование
родителей о
результатах работы.
в течении
учебного года
Классный руководитель
Работа с детьми
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Контроль
посещаемости занятий.
в течении
учебного года
Классный руководитель
родительский комитет
2
Оказание
педагогической помощи
в ликвидации пробелов
в знаниях, умениях и
навыках проблемных
детей.
в течении
учебного года
Классный руководитель
Специалисты школы
3
Вовлечение детей в
социально-значимую
деятельность.
в течении
учебного года
Классный руководитель
Специалисты школы
4
Проведение
профилактических
бесед, разбор
конфликтных ситуаций
По мере
необходимости
Классный руководитель
Специалисты школы
5
Направление на
консультацию к
психологу или к врачам.
по мере
возникновения
проблем
Классный руководитель
Специалисты школы
Психолог, врачи
6
Посещение семей
группы «риска».
по мере
возникновения
проблем
Классный руководитель
Специалисты школы
Работа с педагогическим коллективом
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
О с у щ е с т в л е н и е
о б м е н а
необходимой
информацией
с
педагогами
в течении
учебного года
Классный
руководитель
Специалисты
школы
2
Консультации
по
результатам в течении
Классный
диагностики
учебного года
руководитель
Специалисты
школы
3
Выработка
рекомендаций
по
работе с детьми «группы риска»
в течении
учебного года
Классный
руководитель
Специалисты
школы
4
Выступление
на
педагогических
советах и ШМО
По мере
необходимости
Классный
руководитель
5
Занятия
педагогов
в
системе
повышения
квалификации
по
профилактике
правонарушений
среди несовершеннолетних
в течении
учебного года
Классный
руководитель
Специалисты
школы
6
Организация встреч учителей и
специалистов школы с родителями
По мере
необходимости
Классный
руководитель
Специалисты
школы
Работа с родителями
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Посещение семей детей группы
риска .
По мере
необходимости
Классный
руководитель
Специалисты
школы
2
Проведение
консультаций
для
родителей.
в течении
учебного года
Классный
руководитель
Специалисты
школы
3
Активизация деятельности
родителей в организации и
проведении родительских
собраний, мероприятий
учреждения.
в течении
учебного года
Родители
Классный
руководитель
4
Организация встреч учителей и
специалистов школы с родителями
по мере
необходимости
Специалисты
школы
5
Организация отдыха школьников в
летний период
летний период
Родители
Классный
руководитель
6
Направление на консультацию к
психологу или к врачам
по мере
необходимости
Родители
социальный
педагог
7
Приглашение родителей и детей
группы «риска» на советы
профилактики
по мере
возникновения
проблем
Классный
руководитель
8
Разработка
рекомендаций
по
воспитанию
детей
и
улучшению
взаимопонимания
в течении
учебного года
Классный
руководитель
Список использованной литературы
1.Степанова
Е.Н.
Методическое
пособие
классного
руководителя
о
воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.
2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя –
воспитателя.
М.:
Педагогическое
сообщество
России.
Издательский
Дом
«
Ноосфера», 1999.