Напоминание

"Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Глухова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №15 г.Орска"
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование технологии развития критического мышления на

уроках русского языка в начальной школе.

В

русле

поисков

современных

подходов

к

обучению

заслуживает

внимание

построение

урока,

выдержанное

в

технологии

развития

критического мышления. Критическое мышление предполагает способность

понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает.

Но

чтобы

это

стало

возможным,

необходимо

вывести

своё

знание

и

понимание на уровень осознания. Особое внимание на уроках русского языка

уделяется формированию у детей речевой и мыслительной деятельности,

развитие

коммуникативной

компетенции,

обеспечивающей

свободное

владение

языком

в

разных

сферах

и

ситуациях

общения,

готовность

и

способность

к

речевому

взаимодействию,

потребность

в

речевом

самосовершенствовании.

Урок,

построенный

в

соответствии

с

технологией

критического

мышления, состоит из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы

новизны

содержатся

в

методических

приёмах,

которые

ориентируются

на

создание

условий

для

свободного

развития

каждой

личности.

На

каждой

из

стадий

урока

используются

свои

методические

приёмы. Некоторые приёмы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей»,

«Дерево

предсказаний»,

«Верные

и

неверные

утверждения»

и

другие.

Некоторые

приёмы

стадии

«Осмысление»:

«Инсерт»,

«Чтение

с

остановками»,

таблица

«ЗХУ»,

«Плюс

минус

-

интересно»,

таблица

«Таблица

синтез»,

«Сводная

таблица»,

таблица

«Что?

Где?

Когда?

Почему?», «Лови ошибку» и другие.

Надо отметить, что такой приём, как

«Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Например, кластер

по

теме

«Ме стоимения »

на

ст адии

«В ызов»

выгля дит

т а к :

Местоимения

Бывают 1, 2, 3 лица

Указывают на предмет,

но не называют его

Заменяют имена

существительные

Местоимения

Заменяют имена

существительные

Изменяются по

числам

Бывают 1, 2, 3 лица

В 3 лице имеют род

Указывают на предмет

Склоняются

С предлогами

пишутся раздельно

Схема 1.

В процессе работы на уроке учащиеся дополняют кластер и на стадии

«Рефлексия» он выглядит таким образом:

Схема 2.

Так же таблицу «ЗХУ» учащиеся начинают заполнять на стадии

«Вызов», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии

«Рефлексия». Например, таблица по теме «Имя прилагательное»:

Таблица

1.

З

Х

У

Слова обозначают

признаки предметов,

отвечают на вопросы:

какой? какая? какое?

какие?

Каким членом

предложения

являются, как

подчёркиваются в

предложении

Слова-признаки в

предложении являются

второстепенным членом и

подчёркиваются волнистой

линией

Для

развития

познавательно-поисковой

активности

учащихся

использую приём « Архивариус». Учащиеся получают задание «любопытный

вопрос», на который необходимо самостоятельно найти ответ. Например,

«Являются ли однокоренными слова: отец, отчество, отцовский, Отечество,

Отчизна?»

Словари

(орфографический,

словообразовательный)

помогут

в

работе.

Или:

узнай

значение

слова

«житница»

и

откуда

в

русский

язык

пришло

это

слово.

Обязательное

требование

указание

на

то,

откуда

получены

сведения.

Ценится

информация,

добытая

из

энциклопедий,

справочников, словарей и художественной литературы.

Приём

«Верные,

неверные

высказывания»

способствует

развитию

умения

рассматривать

объект

в

целостности

связей

и

характеристик.

Учащиеся

записывают

в

тетрадь

в

левую

колонку

номера

«верных»

высказываний, а в правую – «неверных» высказываний. Например, учитель

предлагает вопросы по теме «Глагол»:

1. Глагол – это часть слова.

2. Глаголы обозначают действие предмета.

3. Глаголы не изменяются по числам.

4.

Глаголы

изменяются

по

временам:

бывают

настоящего,

прошедшего,

будущего времени.

5. Глаголы всех времён изменяются по родам.

6. Летит, кричал, буду играть, красный – это глаголы.

Верные ответы:

Неверные ответы

2, 4. 1, 3, 5, 6.

На стадии «Рефлексия» используются приёмы: «Метод неоконченных

предложений», «Шесть шляп», «Микрофон», «Ромашка вопросов»,

«Синквейн» и другие.

Особенно нравится детям составлять синквейны. Эти стихотворения,

составленные

по

определённым

правилам,

свидетельствуют

о

степени

владения учащимися учебного материала этой темы, в частности, являются

показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала, темы;

- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления,

процесса, структуры или вещества;

- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Задания

могут

быть

различными:

составить

синквейн,

определить

тему

синквейна (слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну,

найти ошибку. Например, на тему «Предложение» составлен синквейн:

Предложение

Простое, сложное.

Сообщает, спрашивает, побуждает.

Предложение выражает законченную мысль.

Знания!

Важным

вопросом

в

процессе

работы

с

применением

технологии

критического

мышления

является мониторинг

деятельности

учащихся

в

процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует

отметить,

что

использование

листов

оценки,

анкетирование

позволяет

учащимся быстро, чётко и объективно оценить свои знания и активность

каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На наш

взгляд, это определённый стимул для самоорганизации в процессе групповой

учебной деятельности.

Технология развития критического мышления позволяет значительно

поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к

изучению

родного

языка

и

научить

получать

максимальное

количество

информации из прочитанного текста.

Список литературы

1. Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на

уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.:

Просвещение, 2004. — 175 с.

2. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся

на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.— 2007. —

№ 8. — С. 11-15.



В раздел образования