Автор: Глухова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №15 г.Орска"
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Использование технологии развития критического мышления на
уроках русского языка в начальной школе.
В
русле
поисков
современных
подходов
к
обучению
заслуживает
внимание
построение
урока,
выдержанное
в
технологии
развития
критического мышления. Критическое мышление предполагает способность
понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает.
Но
чтобы
это
стало
возможным,
необходимо
вывести
своё
знание
и
понимание на уровень осознания. Особое внимание на уроках русского языка
уделяется формированию у детей речевой и мыслительной деятельности,
развитие
коммуникативной
компетенции,
обеспечивающей
свободное
владение
языком
в
разных
сферах
и
ситуациях
общения,
готовность
и
способность
к
речевому
взаимодействию,
потребность
в
речевом
самосовершенствовании.
Урок,
построенный
в
соответствии
с
технологией
критического
мышления, состоит из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы
новизны
содержатся
в
методических
приёмах,
которые
ориентируются
на
создание
условий
для
свободного
развития
каждой
личности.
На
каждой
из
стадий
урока
используются
свои
методические
приёмы. Некоторые приёмы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей»,
«Дерево
предсказаний»,
«Верные
и
неверные
утверждения»
и
другие.
Некоторые
приёмы
стадии
«Осмысление»:
«Инсерт»,
«Чтение
с
остановками»,
таблица
«ЗХУ»,
«Плюс
–
минус
-
интересно»,
таблица
«Таблица
–
синтез»,
«Сводная
таблица»,
таблица
«Что?
Где?
Когда?
Почему?», «Лови ошибку» и другие.
Надо отметить, что такой приём, как
«Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Например, кластер
по
теме
«Ме стоимения »
на
ст адии
«В ызов»
выгля дит
т а к :
Местоимения
Бывают 1, 2, 3 лица
Указывают на предмет,
но не называют его
Заменяют имена
существительные
Местоимения
Заменяют имена
существительные
Изменяются по
числам
Бывают 1, 2, 3 лица
В 3 лице имеют род
Указывают на предмет
Склоняются
С предлогами
пишутся раздельно
Схема 1.
В процессе работы на уроке учащиеся дополняют кластер и на стадии
«Рефлексия» он выглядит таким образом:
Схема 2.
Так же таблицу «ЗХУ» учащиеся начинают заполнять на стадии
«Вызов», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии
«Рефлексия». Например, таблица по теме «Имя прилагательное»:
Таблица
1.
З
Х
У
Слова обозначают
признаки предметов,
отвечают на вопросы:
какой? какая? какое?
какие?
Каким членом
предложения
являются, как
подчёркиваются в
предложении
Слова-признаки в
предложении являются
второстепенным членом и
подчёркиваются волнистой
линией
Для
развития
познавательно-поисковой
активности
учащихся
использую приём « Архивариус». Учащиеся получают задание «любопытный
вопрос», на который необходимо самостоятельно найти ответ. Например,
«Являются ли однокоренными слова: отец, отчество, отцовский, Отечество,
Отчизна?»
Словари
(орфографический,
словообразовательный)
помогут
в
работе.
Или:
узнай
значение
слова
«житница»
и
откуда
в
русский
язык
пришло
это
слово.
Обязательное
требование
–
указание
на
то,
откуда
получены
сведения.
Ценится
информация,
добытая
из
энциклопедий,
справочников, словарей и художественной литературы.
Приём
«Верные,
неверные
высказывания»
способствует
развитию
умения
рассматривать
объект
в
целостности
связей
и
характеристик.
Учащиеся
записывают
в
тетрадь
в
левую
колонку
номера
«верных»
высказываний, а в правую – «неверных» высказываний. Например, учитель
предлагает вопросы по теме «Глагол»:
1. Глагол – это часть слова.
2. Глаголы обозначают действие предмета.
3. Глаголы не изменяются по числам.
4.
Глаголы
изменяются
по
временам:
бывают
настоящего,
прошедшего,
будущего времени.
5. Глаголы всех времён изменяются по родам.
6. Летит, кричал, буду играть, красный – это глаголы.
Верные ответы:
Неверные ответы
2, 4. 1, 3, 5, 6.
На стадии «Рефлексия» используются приёмы: «Метод неоконченных
предложений», «Шесть шляп», «Микрофон», «Ромашка вопросов»,
«Синквейн» и другие.
Особенно нравится детям составлять синквейны. Эти стихотворения,
составленные
по
определённым
правилам,
свидетельствуют
о
степени
владения учащимися учебного материала этой темы, в частности, являются
показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала, темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления,
процесса, структуры или вещества;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Задания
могут
быть
различными:
составить
синквейн,
определить
тему
синквейна (слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну,
найти ошибку. Например, на тему «Предложение» составлен синквейн:
Предложение
Простое, сложное.
Сообщает, спрашивает, побуждает.
Предложение выражает законченную мысль.
Знания!
Важным
вопросом
в
процессе
работы
с
применением
технологии
критического
мышления
является мониторинг
деятельности
учащихся
в
процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует
отметить,
что
использование
листов
оценки,
анкетирование
позволяет
учащимся быстро, чётко и объективно оценить свои знания и активность
каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На наш
взгляд, это определённый стимул для самоорганизации в процессе групповой
учебной деятельности.
Технология развития критического мышления позволяет значительно
поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к
изучению
родного
языка
и
научить
получать
максимальное
количество
информации из прочитанного текста.
Список литературы
1. Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.:
Просвещение, 2004. — 175 с.
2. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся
на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.— 2007. —
№ 8. — С. 11-15.