Автор: Андреева Ольга Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Краснохолмская ДШИ
Населённый пункт: г. Красный Холм
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: «Применение игр, упражнений и творческих заданий «МЫ РАСКРАСИМ ЭТОТ МИР»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Краснохолмская детская школа искусств
Методическое пособие
«Применение игр, упражнений и творческих заданий
«МЫ РАСКРАСИМ ЭТОТ МИР»
Андреева Ольга Александровна
преподаватель отделения
декоративно – прикладного творчества
г. Красный Холм 2020 г.
2
Автор:
Андреева Ольга Александровна, преподаватель отделения декоративно –
прикладного творчества МБУ ДО ДШИ г.Красный Холм
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………….4
1. Основное содержание………………………………………………….…..…5
1.1. Область применения учебно – методического пособия по применению
игр,
упражнений
и
творческих
заданий
на
внеурочных
занятиях
ИЗО
в
младших классах …………………………………………………………..…….6
1.2. Педагогическая целесообразность учебного пособия………….…….….7
1.3. Цели учебного пособия…………………………………………….….……7
1.4. Задачи учебного пособия…………………………………….…….………7
1.5. Методы обучения……………………………………………………..…….9
2. Формы занятий………………………………………………………………10
3. Приложение …………………………………………………………………12
Список источников литературы………………………………………….……23
4
Пояснительная записка
Данное методическое пособие адресовано педагогам начальной школы
в
качестве
методических
рекомендаций для практического применения на
внеурочных занятиях ИЗО в младших классах. В данном пособии основной
упор делается на методику использования игр, упражнений и творческих
заданий на занятиях ИЗО в младших классах.
В
основе
пособия
лежат
конкретные
примеры
и
рекомендации
по
использованию игр, упражнений и творческих заданий на занятиях ИЗО в
младших классах.
Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем,
что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические
положения,
раскрывающие
существующие
точки
зрения
на
излагаемый
вопрос в педагогической науке.
5
1. Основное содержание
Социально – педагогическая миссия учителя состоит в удовлетворении
образовательных запросов учащихся и их родителей, создании условий для
социальной
адаптации
подрастающего
поколения.
Современное
общество
ставит
перед
учителем
изобразительного
искусства
задачу
творческого
развития личности ученика в новых информационных условиях, способного
к
эстетическому
освоению
мира,
ориентации
в
художественном
и
нравственном пространстве культуры.
Таким образом, на современном этапе развития образования педагогам
необходимо создавать условия для развития обучающихся, мотивированных к
активной
познавательной
учебной
деятельности;
развитие
их
индивидуальных
и
познавательных
способностей,
обеспечивающих
творческую
самореализацию;
формирование
опыта
самостоятельной
деятельности в конкурентном, информационном мире.
В
своей
работе
необходимо
стараться
формировать
креативные
способности
обучающихся
для
достижения
ими
новых
образовательных
результатов
освоения
изобразительного
искусства
(лично стных,
метапредметных и предметных).
Формирование разносторонней творческой личности ребенка требует
от
преподавателей
внедрение
в
образовательный
процесс
новых
педтехнологий, отбор форм и методов урока в соответствии с целями и
задачами преподавания изобразительного искусства.
Проблема
современных
методов
обучения,
в
том
числе игр,
упражнений и творческих заданий на занятиях ИЗО в младших классах
обусловлена
обновленным
подходом
к
образовательному
процессу,
необходимостью формирования интеллектуально – творческой, способной к
самостоятельной деятельности личности. Все вышеизложенное послужило
предпосылкой к разработке методического пособия для педагогов.
6
1.1. Область применения учебно – методического пособия по
применению игр, упражнений и творческих заданий на внеурочных
занятиях ИЗО в младших классах
Занятия
по
данному
методическому
пособию
предполагают
совместную
деятельность
с
учащимися
по
выполнению
различных
упражнений и творческих заданий, а также игр на занятиях ИЗО в младших
классах
в
рамках
внеклассных
занятий
в
художественной
студии
«Мы
раскрасим этот мир».
Выполнение такого вида работы приносит большую пользу детям. Она
развивает
у
них
глазомер,
вырабатывает
усидчивость,
трудолюбие,
даёт
навык
в
рисовании
с
натуры,
понятие
о
симметрии
и
ритмичности,
воспитывает художественный вкус понимание цветовых сочетаний.
Большое значение для успешных занятий по данному пособию имеет
непринуждённая
обстановка,
обеспечивающая
проявление
творческих
возможностей каждого школьника. Занятия будут проходить в помещении
класса, где учащиеся могут оставить незавершённые работы.
Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создадут в
группе детей радостный настрой. В студии будут заниматься дети разного
возраста. В этом состоит преимущество, т.к. старшие оказывают помощь
младшим
школьникам.
На
занятиях
учащиеся
придерживаются
правила
«Научился сам – научи других».
Руководитель студии должен стремиться к тому, чтобы все изделия,
выполненные детьми, имели аккуратный вид. На первых занятиях задания
могут быть одинаковые, но потом руководитель постепенно, в соответствии с
приобретёнными
навыками,
возрастом
учащихся,
может
использовать
дифференцированные задания.
Изготавливая одежду из бумаги, дети научатся правильно обращаться с
ножницами, резать точно по прямой линии, упражняться в вырезании фигур с
плавными
переходами,
закруглёнными
овалами,
работать
с
трафаретом,
закрепят умение аккуратно работать с клеем.
7
Руководителю очень важно постоянно анализировать детские работы.
Неоценимую
помощь
ученикам
окажет
показ
образца
изделия
самим
руководителем.
Руководитель
сам
должен
неукоснительно
выполнять
все
правила аккуратной работы, уметь выполнять точные приёмы отдельных
трудовых операций, знать и уметь выполнять правила безопасной работы с
инструментами.
Новизна учебного пособия для работы в студии состоит в том, что в
процессе
занятий
осуществляется
не
только
совершенствование
учебных
умений и навыков, полученных в процессе трудового обучения обучающихся,
но и осуществляется процесс всестороннего и творческого развития детей,
удовлетворение
их
современных
познавательных
интересов
и
коммуникативных потребностей.
1.2 Педагогическая целесообразность учебного пособия
объясняется тем, что:
1. Учащиеся учатся самостоятельно применять знания и умения для
получения информации по данному курсу через проектную методику.
2.
Данное
пособие
соответствует
современным
направлениям
в
педагогической теории и практике, широко используя ИКТ.
1.3 Цели учебного пособия
Дать ребенку элементарные знания о работе с бумагой, тканью, фольгой,
природным материалом.
1.4 Задачи учебного пособия
Развивающие:
– Развивать творческую активность личности ребенка и формировать
потребность учащихся к самоутверждению через труд.
– Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
– Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение.
– Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
8
– Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию
детей.
Обучающие:
–
Формировать
умения
следовать
устным
инструкциям,
читать
и
зарисовывать схемы изделий.
–
Обучать
различным
приемам
работы
с
бумагой,
природным
материалом, тканью.
–
Применять
знания,
полученные
на
уроках
окружающего
мира,
технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций.
– Учить изготавливать макеты одежды с использованием различных
материалов:
бумаги,
картона,
пластилина,
бисера,
пряжи,
бросового
и
природного материала.
–
Учить
выполнять
работу
коллективно,
развивать
проектные
способности младших школьников.
Воспитательные:
– формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать
красоту
и
гармонию,
во спитывать
внимание,
а к к у р а т н о с т ь ,
целеустремленность.
–
Прививать
навыки
работы
в
группе.
Поощрять
доброжелательное
отношение друг к другу.
– Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно–
значимыми.
– Расширять коммуникативные способности школьников.
– Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
– Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой
выполненный труд.
Организация
занятий
в
студии
позволит
использовать
всевозможные
искусственные и природные материалы, научить детей самостоятельности в
процессе выбора того или иного костюма. Неограниченные во времени дети
проявляют больше творчества и фантазии.
9
Возраст детей, участвующих в реализации учебного пособия: учебное
пособие
предназначено
для
учащихся
1–4
классов
общеобразовательной
школы. Возраст детей 7 – 10 лет.
1.5 Методы обучения:
– репродуктивный;
– иллюстративный;
– проблемный;
– эвристический;
– интеграционный;
Данные методы конкретизируются по трем группам:
– словесные – устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
–
наглядные
–
показ
технических
приемов
демонстрация
наглядных
пособий и образцов изделий;
–
практические
–
упражнения
по
выполнению
приемов
работы,
комплексные работы, самостоятельные работы.
10
2. Формы занятий
– групповые;
– индивидуальные;
– беседы;
– мини – проекты.
Принципы обучения по программе студии:
– «От простого к сложному». Усложнение материала осуществляется с
учетом
возможностей
детей,
переход
на
более
высокий
уровень
знаний
происходит после усвоения простых основ.
– «Знай, где узнать».
Трудно переоценить эмоциональное воздействие
визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся.
Необходимо
максимально
разнообразить
наглядный
материал
занятий:
технические
средства,
репродукции,
пособия,
раздаточный
материал,
литература и т. д.
– «От повтора через вариации к импровизации». Системная работа по
подготовке
к
самостоятельному
творчеству
должна
проходить
через
поисковый подход к деятельности.
–
«Творим
–
вместе».
Использование
коллективных
форм
работы
необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для
применения знаний и умений в новой ситуации.
– «Творим – рядом». В качестве педагогической помощи, для создания
элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного
творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
– «Проверь
себя». Необходимым условием эффективного влияния на
развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно–
дидактических игр и элементов соревнований.
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Подведение
итогов
по
результатам
освоения
материала
данного
методического
пособия
происходит
во
время
подготовки
к
участию
в
различных
школьных,
районных,
городских,
областных
выставках
и
11
конкурсах.
Происходит
просмотр
проектов,
обсуждение
достоинств
и
недостатков всех представленных работ. Отбираются наиболее удачные. В
конце года проводится общешкольное отчётное мероприятие по результатам
работы кружка.
Также
пособие
предполагает
наличие
следующих форм
и
видов
контроля:
– Составление альбомов лучших работ.
– Организация выставок работ детей:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.
Итоговый контроль по окончании изучения материалов пособия, в форме
выпускной авторской практической работы. Предусматривается организация
творческих отчетов коллектива.
12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Типы игровых технологий
1. Найди нужную фигуру
Материал:
карточки
–
геометрические
фигуры
разной
формы
(квадратные, круглые прямоугольные, треугольные)
Цель: упражнять детей в умении выделять сходство геометрической
фигуры с заданным предметом; развитие у детей образных представлений.
Путем рассуждений дети выбирают карточку с треугольной формой.
2. Выбор широкой дороги
Материал: две дороги (бумажные) одинаковые по длине, но разные по
ширине.
Цель: упражнять детей сравнивать предметы по ширине, используя
знакомые им способы сравнения; развивать логическое мышление.
Дети способом наложения или приложения предметов выбирают самую
широкую дорогу.
Выбрав правильно дорогу, дети с воспитателем отправляются в путь.
3. Найди лишний цвет или, наоборот, Какого цвета не хватает?
Цель этого задания: сконцентрировать внимание детей и настроить их
на игру.
Далее выставляется несколько цветов (до 10 цветов). Все внимательно
смотрят,
потом
один
цвет
убирается.
Дети
должны
сказать,
какой
цвет
убрали. Можно играть, в обратном порядке, т.е. не убирать, а поставить
лишний
цвет,
тогда
нужно
заметить,
какой
цвет
поставили.
Повторить
несколько раз.
13
4. Теплые и холодные цвета.
На закрепление этих понятий проводятся несколько вариантов:
1. Играют по 2 человека из каждой команды. Первый должен найти как
можно больше тёплых оттенков цвета. Второй – холодных. Выигрывает та
команда, которая быстрее справится с заданием.
2. Выдаются карточки. Дети должны правильно определить цвета и
показать стрелкой.
5. Цветное лото
Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки
одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
6. Какие цвета использованы?
Найти оттенки цвета по заданной картинке.
7. Продолжи цепочку
Я сейчас произнесу слово, которое начнет цепочку слов, относящихся к
рисованию. Затем передаю мяч тому, кто вспомнит любой термин, который
связан с психологией. Побеждает тот, кто будет последним.
8. Игра – соревнование «Кто больше?»
На полосках бумаги дети делают первый мазок краской любого цвета,
затем в этот цвет добавляют чуть – чуть белил и выполняют следующий
мазок и т.д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты.
Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
14
9. Продолжите цепочку слов
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Дети должны
продолжить
перечень,
классификацию.
Например:
архитектура,
стиль,
романский, готика, арка...
Объясните значение слова.
Например: ритм – это…, дизайн – это…
10. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые
необходимо объединить в смысловые группы.
– Изображение на плоскости. Пейзаж.
–
Восприятие
искусства.
Беседа
«Искусство
в
жизни
общества
и
человека».
11. Вспомни слово.
Задание
постепенно
усложняется.
Такое
упражнение
можно
использовать в начале занятия.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т.
д.
Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства
(репродукция или слайд).
Побеждает тот, который подберет большее количество. Это упражнение
развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
15
12. Сравните впечатления
Дети сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого
упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь
учащихся.
– Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
– Тема мифа в изобразительном искусстве.
– Роспись ларца в ювелирных украшениях.
– Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном
искусстве».
– Лепка фриза для здания детского сада.
– Беседа о графическом дизайне.
– Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».
–
Восприятие
искусства.
Беседа
«Библейские
сюжеты
в
живописи,
графике и скульптуре».
13. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя
произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
14. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению
искусства
Такие
эстетические
ситуации
способствуют
развитию
образного
мышления
детей
на
основе
единства
изобразительных
и
выразительных
средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних
пейзажей:
К.
Юон.
«Конец
зимы.
Полдень»;
И.
Грабарь.
«Февральская
лазурь»;
И.
Шишкин.
«На
севере
диком…»,
«Зима»;
Г.
Нисский.
«Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Дети должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую
репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Заготовила зима
16
Краски для всех сама.
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила,
Всем деревьям – чистые
Блестки серебристые.
В. Фетисов
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин.
17
15. Игра «Угадай».
Воспитатель
подбирает
стихи,
загадки,
по
которым
дети
должны
догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.
Игра
развивает
логическое
мышление,
эмоциональную
культуру
восприятия,
активизирует
внимание,
стимулирует
процесс
запоминания
художественной информации.
16. Указать автора или название произведения.
Раздаются
карточки
с
таблицей,
в
которой
указаны
фамилии
художников,
на
доске
расположены
репродукции
работ
этих
авторов
с
номерами. Дети заполняют таблицу.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию
искусства.
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1 – Творческие и дидактические игры
Название
Цель
Ход
Материал
«Фантастически
й образ»
Развивать
творческое
мышление
Педагог предлагает
детям элементы
изображения. Их задача
– построить из них
фантастический образ
(существо или
предмет). Затем
описать, какими
свойствами обладает
созданный образ и как
его можно описать
Карандаши, фломастеры,
восковые мелки, лист
бумаги
«Фантастически
й образ»
Учить
комбинироват
ь различные
детали при
создании
нового образа
Педагог показывает
детям элементы
изображения (нос,
глаза, уши и др.) и
предлагает построить
из них фантастический
образ, существо или
предмет
Изображение носа, ушей,
глаз
«Машина
будущего»
Вообразить и
передать в
рисунке
заданный
объект на
основе
Педагог предлагает
изобразить при помощи
трафарета автомобиль
будущего
Трафарет, лист бумаги,
карандаши
19
элементов
кубизма
«Механические
роботы»
Вообразить и
передать в
рисунке
заданный
объект на
основе
элементов
кубизма
Педагог предлагает
изобретать и
конструировать
роботов. Каждому
ребенку раздается
линейка – трафарет с
геометрическими
формами. С ее
помощью из этих
фигур дети должны
создать и изобразить
механического робота,
подумать, где и что он
будет делать, и дать ему
имя
Линейка – трафарет на
каждого ребенка, лист
бумаги, карандаши
«Придумай
узор»
Учить
моделировать
целостный
образ на
основе детали,
части, схемы
Педагог раскладывает
три ряда листов с
изображением фигур: в
одном – линии, в
другом – скобки, в
третьем – круги. Дети
должны соединить
фигуры в каждом ряду
так, чтобы получился
красивый и интересный
узор
Листы с изображением
фигур: линий, скобок,
кругов
«Дорисовки»
Учить
Перед каждым
Игровые карточки с
20
моделировать
целостный
образ на
основе детали,
части, схемы
ребенком педагог
кладет игровую
карточку с набором
незавершенных
рисунков и предлагает
дорисовать
наборами
незавершенных
рисунков, карандаши,
фломастеры
«Веселое
соревнование»
Учить
создавать
многое из
одного
Педагог раздает детям
листы – матрицы, на
которых изображены
разные фигуры и
сообщает, что с
помощью карандашей
или фломастеров их
можно превратить в
какое – нибудь предмет,
животное, растение или
часть их. Каждый
ребенок должен
дополнить все листы до
разных изображений
Листы-матрицы с
изображением разных
фигур, карандаши,
фломастеры
«На какое
насекомое
похоже»
Развивать
память,
внимание
Дети создают
изображение
насекомых, добиваясь
сходства с их внешним
видом, повадками и
угадывают
получившегося
насекомого друг у
друга
Листы бумаги, краски,
кисти
21
«Составь
натюрморт»
Учить
создавать
натюрморты
Дети собирают
натюрморты,
объясняют, что
изображено и почему
это относится или нет к
данному жанру
Разнообразные картинки
с изображением фруктов,
ягод, овощей, животных,
одежды, природы и др.,
разрезанные на
несколько частей
«Из чего
состоит
пейзаж?»
Учить
создавать
пейзажи
Дети выбирают
картинки с элементами
пейзажа и
придумывают, чем его
можно дополнить.
Затем объясняют,
почему относят к
жанру пейзажа
Картинки, на которых
изображены элементы,
присущие жанру пейзажа
«Собери
пейзаж»
Учить
создавать
пейзажи
Дети по собственному
замыслу составляют
композицию по
заданному сюжету:
осенний, зимний,
весенний, летний
пейзаж
Цветные изображения
деревьев, цветов, трав,
гор, озер, туч и т.д.
«Найди
недостаток в
портрете»
Учить
находить
недостатки в
портрете
Дети определяют и
дорисовывают
пластилином в рисунке
недостающие части
лица и рассказывают об
их функции
Десять карточек с
изображением одного
лица с разными
недостающими частями,
пластилин
22
«Составь
портрет
сказочного
героя»
Учить
собирать из
частей портрет
Дети собирают портрет
сказочного героя в
единое целое
Портрет сказочного
героя (выполненный в
технике пластилиновой
живописи), разрезанный
на восемь частей (лицо
пополам и на четыре
части – лоб, глаза, нос,
рот и подбородок)
23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Белкина
А.С.
Развитие
воображения
у
детей
на
внеурочном
занятии ИЗО // Начальная школа. – 2014. – № 4. – С. 25 – 26.
2.
Ганжало Т. Работа цветными карандашами // Юный художник. –
2012. – № 9. – С. 24 – 26.
3.
Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. – М.: АсТ, 2012. –
257 с.
4.
Тецкова В.А. Методика преподавания ИЗО в начальных классах
общеобразовательной школы. – Оренбург, 2011. – 321 с.
5.
Трошина
А.С.
Активные
формы
обучения
на
уроках
ИЗО
//
Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 19 – 21.
6.
Чадина
Т.А.
Изобразительные
технологии
в
детском
саду
и
начальной школе. – Оренбург: Изд – во ОГПУ, 2012. – 315 с.
24