Автор: Глазунова Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ
Населённый пункт: пос. Иноземцево
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого - социально - педагогическая подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Раздел: дополнительное образование
Психолого - социально - педагогическая подготовка воспитанников
детского дома к самостоятельной жизни.
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость
подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его
свободного
развития,
гарантий
самоопределения,
самореализации
и
самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к
самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует
усиленного
внимания
го
стороны
государства
и
общества:
«Ребенок,
который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или
который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в
таком
окружении,
имеет
право
на
особую
защиту
и
помощь,
предоставляемые государством».
В
нашем
детском
доме
сложилась
целостная
система
профориентационной
педагогической
работы,
спо собствующая
формированию
социально
зрелой
личности,
владеющей
социально-
правовыми знаниями, умениями и навыками. Данная система включает
основные направления деятельности специалистов (воспитателей, психоло-
га,
социального
педагога)
на
протяжении
всего
периода
пребывания
ребенка в детском доме (с момента поступления до выпуска).
В первые годы проживания в детском доме основное внимание
уделяется успешной адаптации ребенка к условиям жизнедеятельности,
выявляются трудности, возникающие у ребенка при обучении, общении и т.
д.,
выделяется
среди
детей
группа
риска,
с
которой
организуется
специальная профилактическая работа по предупреждению и коррекции
нервно-психических нарушений и девиантного поведения.
Особое внимание в этот период уделяется созданию благоприятного
микроклимата в группах, в детском доме в целом, условий общения и
жизнедеятельности, которые направлены на позитивное развитие личности
ребенка.
В последующие четыре-пять лет идет создание условий для раскрытия
спо собно стей
лично сти,
удовлетворения
ее
потребно стей
в
интеллектуальном,
духовном,
нравственном
и
физическом
развитии.
Большое
внимание
уделяется
организации
комплексной
помощи
в
преодолении трудностей в обучении, поведении, общении, профилактике
вредных
привычек.
Используются
разнообразные
формы
и
методы
комплексной
работы
по
социализации
воспитанников
через
учебно-
воспитательный процесс.
Основное внимание уделяется:
- выработке у воспитанников детского дома умения самостоятельно
решать жизненные проблемы;
- осуществлению учебно-воспитательной деятельности, способ-
ствующей
формированию
у
подростка
устойчивой
тенденции
ори-
ентирования на универсальные общечеловеческие ценности;
- воспитанию целостной личности, способной к саморазвитию и
саморегуляции;
- подготовке сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и
работе в изменяющихся социально-экономических условиях.
Реализации намеченных задач способствует созданное в детском доме
тесное
содружество
детей
и
взрослых,
связанных
едиными
задачами,
деятельностью и гуманными отношениями. Одно из главных мест в работе
педагогов занимают беседы и занятия, которые регулярно проводятся в
каждой из групп. Их тематика зависит от возраста воспитанников, их
интересов и перспективных задач.
Воспитательная работа включает разнообразные мероприятия, вечера,
праздники, экскурсии, помогающие ребенку получить представления об
истории
России,
основах
экологии,
охраны
здоровья,
рационального
питания, организации отдыха и досуга, ориентирования в социуме и т. д.
На каждого ребенка воспитатель ведет индивидуальную карту развития
личности,
которая
позволяет
проследить
динамику
развития,
скорректировать
воспитательный
процесс,
который
требует
особых
приемов и методов работы.
Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приобретают
также благодаря участию в разнообразных видах деятельности. Посещая
многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность
найти себе увлекательное занятие, проявить потенциальные возможности.
В результате воспитанник приобретает не только полезные практические
умения
и
навыки,
но
и
овладевает
элементами
коммуникативной
деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах,
общаться с взрослыми и сверстниками.
В работе с воспитанниками старшего школьного возраста актуальным
становится поиск путей подготовки к выпуску социально-зрелой личности,
готовой к самостоятельной жизни в обществе, выбору профессии. Поэтому
в данный период педагоги, психологи, социальные педагоги, учитывая
проблемы, которые могут возникнуть при переходе в самостоятельную
жизнь, осуществляют учебно-воспитательную деятельность в нескольких
направлениях.
Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению
выбранной
профессией.
Она
включает
комплекс
мероприятий
по профориентации с учетом индивидуальных особенностей, склонностей,
интересов, возможностей каждого воспитанника.
В детском доме утвердились три основных направления профес-
сионального просвещения учащихся воспитанников: в процессе занятий, во
внеучебной работе и в различных видах трудовой деятельности.
Во-первых, дети в детском доме знакомятся с миром профессий в
определенной системе. В данном случае используются не только рассказы,
книги, иллюстрации, но и экскурсии (на почту, в сберкассу, на вокзал, в
поликлинику, магазин и т.д.), с последующим обсуждением вынесенных
впечатлений.
Особое
внимание
во
время
бесед
уделяется
содержанию
профессиональной деятельности людей, особенностям каждой профессии,
формам
получения
образования,
позволяющего
освоить
необходимые
профессиональные навыки.
Во-вторых, акцентируется внимание на значимости области де-
ятельности,
которая
соответствует
профессиональным
намерениям
выпускника, для профессиональной и общечеловеческой культуры, так как
только
при
этом
условии
человек
может
личностно
реализоваться
в
профессиональной деятельности. Сегодня акцент в профориентационной
работе в детском доме, как правило, делается на возможность быстрого
достижения
экономической
самостоятельности
через
выбранную
профессию.
Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по
социализации
выпускников,
направленная
на
освоение
ими
но вых
социальных
ролей
(семьянин,
труженик,
гражданин),
подготовка
их
к
будущей
семейной
жизни.
В
детском
доме
широко
осуществляется
комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не
достигшими
социальной
и
личностной
зрелости
(по
результатам
диагностического
обследования).
Социальные
педагоги
уделяют
особое
внимание обеспечению защиты прав и интересов выпускников детских
сиротских учреждений в обществе.
После выпуска осуществляется патронаж выпускников, помогающий им
успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.
Воспитатели, социальный педагог, администрация детского дома
поддерживают
тесное
взаимодействие
с
профе ссиональными
учреждениями
по
вопросам
контроля
учебной
деятельности
бывших
воспитанников.
При
необходимости
они
участвуют
в
работе
психологической,
медицинской
и
социальной
служб
по
оказанию
консультативной помощи выпускникам в решении их проблем.