Напоминание

Психолого - социально - педагогическая подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни


Автор: Глазунова Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ
Населённый пункт: пос. Иноземцево
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого - социально - педагогическая подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психолого - социально - педагогическая подготовка воспитанников

детского дома к самостоятельной жизни.

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость

подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его

свободного

развития,

гарантий

самоопределения,

самореализации

и

самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к

самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует

усиленного

внимания

го

стороны

государства

и

общества:

«Ребенок,

который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или

который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в

таком

окружении,

имеет

право

на

особую

защиту

и

помощь,

предоставляемые государством».

В

нашем

детском

доме

сложилась

целостная

система

профориентационной

педагогической

работы,

спо собствующая

формированию

социально

зрелой

личности,

владеющей

социально-

правовыми знаниями, умениями и навыками. Данная система включает

основные направления деятельности специалистов (воспитателей, психоло-

га,

социального

педагога)

на

протяжении

всего

периода

пребывания

ребенка в детском доме (с момента поступления до выпуска).

В первые годы проживания в детском доме основное внимание

уделяется успешной адаптации ребенка к условиям жизнедеятельности,

выявляются трудности, возникающие у ребенка при обучении, общении и т.

д.,

выделяется

среди

детей

группа

риска,

с

которой

организуется

специальная профилактическая работа по предупреждению и коррекции

нервно-психических нарушений и девиантного поведения.

Особое внимание в этот период уделяется созданию благоприятного

микроклимата в группах, в детском доме в целом, условий общения и

жизнедеятельности, которые направлены на позитивное развитие личности

ребенка.

В последующие четыре-пять лет идет создание условий для раскрытия

спо собно стей

лично сти,

удовлетворения

ее

потребно стей

в

интеллектуальном,

духовном,

нравственном

и

физическом

развитии.

Большое

внимание

уделяется

организации

комплексной

помощи

в

преодолении трудностей в обучении, поведении, общении, профилактике

вредных

привычек.

Используются

разнообразные

формы

и

методы

комплексной

работы

по

социализации

воспитанников

через

учебно-

воспитательный процесс.

Основное внимание уделяется:

- выработке у воспитанников детского дома умения самостоятельно

решать жизненные проблемы;

- осуществлению учебно-воспитательной деятельности, способ-

ствующей

формированию

у

подростка

устойчивой

тенденции

ори-

ентирования на универсальные общечеловеческие ценности;

- воспитанию целостной личности, способной к саморазвитию и

саморегуляции;

- подготовке сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и

работе в изменяющихся социально-экономических условиях.

Реализации намеченных задач способствует созданное в детском доме

тесное

содружество

детей

и

взрослых,

связанных

едиными

задачами,

деятельностью и гуманными отношениями. Одно из главных мест в работе

педагогов занимают беседы и занятия, которые регулярно проводятся в

каждой из групп. Их тематика зависит от возраста воспитанников, их

интересов и перспективных задач.

Воспитательная работа включает разнообразные мероприятия, вечера,

праздники, экскурсии, помогающие ребенку получить представления об

истории

России,

основах

экологии,

охраны

здоровья,

рационального

питания, организации отдыха и досуга, ориентирования в социуме и т. д.

На каждого ребенка воспитатель ведет индивидуальную карту развития

личности,

которая

позволяет

проследить

динамику

развития,

скорректировать

воспитательный

процесс,

который

требует

особых

приемов и методов работы.

Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приобретают

также благодаря участию в разнообразных видах деятельности. Посещая

многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность

найти себе увлекательное занятие, проявить потенциальные возможности.

В результате воспитанник приобретает не только полезные практические

умения

и

навыки,

но

и

овладевает

элементами

коммуникативной

деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах,

общаться с взрослыми и сверстниками.

В работе с воспитанниками старшего школьного возраста актуальным

становится поиск путей подготовки к выпуску социально-зрелой личности,

готовой к самостоятельной жизни в обществе, выбору профессии. Поэтому

в данный период педагоги, психологи, социальные педагоги, учитывая

проблемы, которые могут возникнуть при переходе в самостоятельную

жизнь, осуществляют учебно-воспитательную деятельность в нескольких

направлениях.

Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению

выбранной

профессией.

Она

включает

комплекс

мероприятий

по профориентации с учетом индивидуальных особенностей, склонностей,

интересов, возможностей каждого воспитанника.

В детском доме утвердились три основных направления профес-

сионального просвещения учащихся воспитанников: в процессе занятий, во

внеучебной работе и в различных видах трудовой деятельности.

Во-первых, дети в детском доме знакомятся с миром профессий в

определенной системе. В данном случае используются не только рассказы,

книги, иллюстрации, но и экскурсии (на почту, в сберкассу, на вокзал, в

поликлинику, магазин и т.д.), с последующим обсуждением вынесенных

впечатлений.

Особое

внимание

во

время

бесед

уделяется

содержанию

профессиональной деятельности людей, особенностям каждой профессии,

формам

получения

образования,

позволяющего

освоить

необходимые

профессиональные навыки.

Во-вторых, акцентируется внимание на значимости области де-

ятельности,

которая

соответствует

профессиональным

намерениям

выпускника, для профессиональной и общечеловеческой культуры, так как

только

при

этом

условии

человек

может

личностно

реализоваться

в

профессиональной деятельности. Сегодня акцент в профориентационной

работе в детском доме, как правило, делается на возможность быстрого

достижения

экономической

самостоятельности

через

выбранную

профессию.

Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по

социализации

выпускников,

направленная

на

освоение

ими

но вых

социальных

ролей

(семьянин,

труженик,

гражданин),

подготовка

их

к

будущей

семейной

жизни.

В

детском

доме

широко

осуществляется

комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не

достигшими

социальной

и

личностной

зрелости

(по

результатам

диагностического

обследования).

Социальные

педагоги

уделяют

особое

внимание обеспечению защиты прав и интересов выпускников детских

сиротских учреждений в обществе.

После выпуска осуществляется патронаж выпускников, помогающий им

успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.

Воспитатели, социальный педагог, администрация детского дома

поддерживают

тесное

взаимодействие

с

профе ссиональными

учреждениями

по

вопросам

контроля

учебной

деятельности

бывших

воспитанников.

При

необходимости

они

участвуют

в

работе

психологической,

медицинской

и

социальной

служб

по

оказанию

консультативной помощи выпускникам в решении их проблем.



В раздел образования