Напоминание

"Индивидуальные особенности и учёт физиологических данных у лыжников-гонщиков в подготовительный период".


Авторы: Анашкин Андрей Геннадьевич, Додонов Геннадий Григорьевич
Должность: тренер по лыжным гонкам
Учебное заведение: МАУ "СШ"Дворец спорта"
Населённый пункт: г.Когалым, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Реферат
Тема: "Индивидуальные особенности и учёт физиологических данных у лыжников-гонщиков в подготовительный период".
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ДВОРЕЦ СПОРТА»

РЕФЕРАТ

«Индивидуальные особенности и учёт физиологических

данных у лыжников-гонщиков в подготовительный период».

Составитель: А.Г. Анашкин

Тренер по лыжным гонкам 1 квалификационная категория

КОГАЛЫМ

2020г.

Оглавление

Введение 2

Учёт индивидуальных особенностей 3

Характеристика управления тренировочным процессом 6

Структурные компоненты тренировочного процесса 10

Контроль тренировочных нагрузок 13

Выводы 15

Список литературы 16

1

Введение

Лыжные гонки давно известны как вид спорта, требующий наивысочайшего

уровня и напряжения всех функциональных систем. Подобно велоспорту или

плаванию, лыжный спорт находится в гармонии с организмом. Во время

занятий лыжами тренируется всё тело и в работу вовлекается больше мышц,

чем при занятиях каким-либо другим видом спорта. Лыжи укрепляют тело,

улучшают состояние сердечно-сосудистой системы и помогают привести в

гармонию душу и тело.

Как у любого вида спорта в подготовке лыжников-гонщиков есть свои

особенности. Конечно, план работы с юными лыжниками основывается на их

индивидуальных особенностях.

Исследования различных учёных показали, что изменения нагрузки по годам

тренировки согласно возрасту, необходимы для эффективного применения

средств специальной подготовки лыжника-гонщика в зрелом возрасте. Важно

полноценно и своевременно развивать необходимые качества в подростковом

и юношеском возрасте, постепенно вводя новые, повышенные объёмы

тренировочных нагрузок.

Спортивная подготовка лыжника – это специализированный педагогический

процесс, направленный на достижение высоких результатов. Достижение

наивысших результатов – процесс длительный, путь от новичка до мастера

спорта в лыжных гонках занимает от 6 до 8 лет целенаправленной и

систематической подготовки.

2

Учёт индивидуальных особенностей.

Современный спорт предъявляет высокие требования к соревновательной

деятельности спортсменов к уровню их разносторонней подготовленности.

Особенно важными составляющими тренировочного процесса специалисты

считают физическую, техническую, тактическую и психологическую

подготовку. Вместе с тем, вопросы оптимизации индивидуальной подготовки

спортсменов высокого класса до настоящего времени не получили

достаточного научного обоснования. Специфика соревновательной

деятельности лыжников-спринтеров требует от спортсмена высокого уровня

психической выносливости, волевых качеств, самостоятельности, умения

сохранять эмоциональную устойчивость в ответственных соревнованиях.

В этой связи, подготовка лыжника-спринтера представляет собой много –

компонентную систему, все части которой находятся в строгом

взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой

определённый круг задач. Результативность соревновательной деятельности в

лыжных гонках во многом зависит от физической, технической, тактической и

психологической подготовленности, при этом система такой подготовки

формируется до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-

практического обоснования. Пути решения и поиск оптимального сочетания

тренировочных занятий на различных этапах соревновательного периода

позволит достигнуть высоких результатов в лыжных гонках, что является

весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими

запросами лыжного спорта и учёта индивидуальных особенностей

спортсменов.

Важное место в учебно-тренировочном процессе лыжников-спринтеров

должно занимать формирование личностного состояния готовности к

соревновательной и тренировочной деятельности, особенно на этапе

углубленной тренировки в период значительного увеличения объёма и

интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Система

подготовки спортсменов подразумевает достижение какой-либо общественно

значимой цели, отражающаяся в её социальных, психологических и

физических показателях. Конечной целью любой функциональной системы

является достижение наибольшего полезного эффекта при минимальных

усилиях через оптимизацию её функционирования. Поэтому основным

фактором, предупреждающим высокий спортивный результат, является

оптимальное соотношение компонентов спортивной готовности и

психофизической подготовленности (высоких функциональных возможностей

органов и систем) спортсменов.

Подготовленность рассматривается как уровень тренированности,

достигаемой в процессе целенаправленной тренировки и характеризующий

потенциальные возможности спортсмена специализировано для

3

соревновательной деятельности, периода подготовки и квалификации

спортсмена. Подготовленность является комплексной характеристикой

этапного (перманентного) состояния, которая отражает его возможности к

демонстрации спортивных достижений в течении нескольких месяцев.

Результат как показатель готовности, выступает в качестве цели,

детерминирующий функционирование сложной динамической системы и

понимаемый как показатель совокупных факторов. Вследствие этого,

состояние спортсмена определяет его индивидуальные особенности в

способностях и возможностях, характеризующих спортсмена в различных

ситуациях соревновательной деятельности. В связи с этим одной из основных

задач предсоревновательной подготовки является формирование состояния

оптимальной готовности, мобилизационной готовности, оптимального боевого

состояния, состояния боевой готовности.

Индивидуальные особенности должны быть реализованы на всех этапах

многолетней подготовки лыжников-гонщиков. Недооценка индивидуальности

на всех этапах подготовки не позволит полностью раскрыть спортивные

способности и достичь наивысших результатов, потенциально доступных

каждому из них. В лыжных гонках, как ни в одном из видов спорта,

достаточно успешно выступают спортсмены с весьма разнообразными

анатомо-физиологическими данными. Тип нервной деятельности, сила

отдельных групп мышц, рост, вес, длина конечностей и другие

индивидуальные данные весьма существенно влияют на эффективность

техники передвижения на лыжах, а также на динамику развития

подготовленности. При построении многолетней подготовки в лыжных гонках

нельзя не учитывать влияния всех этих факторов. Предварительное изучение

индивидуальных особенностей спортсмена путём проведения контрольных

испытаний с помощью комплекса упражнений, педагогических наблюдений и

данных врачебного обследования позволяют осуществить планирование

подготовки каждого лыжника с учётом его слабых и сильных сторон,

предусмотреть исправления выявленных недостатков, как в технике, так и в

физической подготовленности. На каждый период и соревновательный этап

подготовки в зависимости от выявленных данных устанавливаются

конкретные задачи для каждого гонщика и сроки их решения, одновременно

подбираются соответствующие средства и методы подготовки. Особое

внимание необходимо обратить на подбор средств (упражнений), начиная с

первых дней соревновательного периода. Тем не менее, с учётом сущностных

положений концепции единства психофизической сферы человека,

отражающей существенную зависимость социального и физического здоровья

от качества функционирования психических констант здоровья, особым

образом актуализируется проблема индивидуальных особенностей лыжников-

спринтеров, повышающих работоспособность в соревновательный период.

4

Подтверждение тому является рост результативности в лыжных гонках,

наличие технико-тактического арсенала, инвентаря и оборудования,

увеличение объёма физических и психических нагрузок, что негативно

сказывается на качестве соревновательной и учебно-тренировочной

деятельности спортсменов. Однако существующая система соревновательной

деятельности не способна в полной мере разрешить проблему полноценного

качества соревновательной деятельности в лыжном спринте. Сужается поле

зрения и относительно целенаправленного использования ценностей спорта

высших достижений в формировании индивидуальных особенностей

спортсменов.

В настоящее время специалистами отмечается достаточно значимый

положительный эффект влияния индивидуальных особенностей спортсмена на

регуляцию и стимуляцию работоспособности и результативности, который

может быть успешно применён в системе соревновательной деятельности в

лыжном спринте, что в свою очередь, требует теоретико-методологического и

методического обоснования многоаспектной проблемы реформирования

соревновательного периода спортивной подготовки в зависимости от

индивидуальных особенностей спортсменов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием

противоречий между:

- социальной потребностью в индивидуализации соревновательной

деятельности как одного из факторов повышения работоспособности

спортсменов и недостаточным использованием ценностей спорта высших

достижений в реализации технологий в системе индивидуальной спортивной

подготовки;

- объективной потребностью индивидуализации соревновательной

деятельности спортсменов в системе спортивной подготовки и недостаточной

разработанностью технологий и методик использования соревновательного

периода подготовки в формировании индивидуальных особенностей

спортсмена;

- ценностно-функциональным потенциалом соревновательной деятельности в

формировании сущностных характеристик индивидуальности спортсмена и

отсутствием программно-содержательного и методического обеспечения

соревновательного периода подготовки в реализации психолого-

педагогических воздействий в практике соревновательной деятельности.

Не разработанность теоретико-методологических основ спортивной

подготовки с учётом индивидуальных особенностей спортсмена в повышении

работоспособности в процессе освоения и формирования компонентов

индивидуальных особенностей обусловили выбор темы данной работы.

5

Характеристика управления тренировочным процессом.

Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс

элементов данной системы подготовки. Большое значение приобретает

грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-

педагогу. От его знаний и способностей управления зависит конечный

результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором,

психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения

тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и

успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия.

Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который

зависит от воздействия тренер-спортсмен, использования новых

тренировочных методик, труда учёных различных отраслей.

Система управления тренировочным процессом представляет совокупность

подсистем; сбор и обработка полученной информации, организация

исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под

управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления

(тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте

управления (воспитанник) и реализацию определённой программы

(тренировочные планы).

Ведущим компонентом планирования является разработка перспективной

тренировочной программы с учётом всех возможных вариантов её реализации.

Программа строится на основе поставленной цели достижения конечного

результата, при этом следует рационально сочетать основные средства

достижения конечного результата. Вопрос оптимизации является

приоритетным.

Вместе с тем нельзя забывать об индивидуальных особенностях спортсмена.

Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические

и другие особенности, свойственные только ему одному. Необходимо добиться

слаженного взаимодействия всех звеньев динамической системы.

Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого-

педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся

динамическую систему, которая воздействует на спортсмена. Спортсмен как

социально-биологический субъект, подвержен воздействию общественных

отношений и биологических факторов. При этом являясь саморегулируемой

динамической системой, человеку свойственны адаптационные процессы.

Приспосабливаясь к внешним воздействиям, организм спортсмена формирует

для себя более комфортные условия функционирования.

Основным компонентом системы управления является разработка программы,

состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые

предстоит реализовать.

6

Программа разрабатывается, а затем применяется на практике для приведения

существующего состояния спортсмена в запланированное программой.

Во время реализации программы можно наблюдать следующее:

1. Тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия.

2. Проводится корреляция программы с учётом полученных данных,

определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных

средств и методов.

При управлении системой важно использовать алгоритм действий. Под

алгоритмом следует понимать последовательность выполнения

запрограммированных действий с учётом программных требований.

Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к

нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению

запрограммированного результата.

Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов следующая:

1. Осуществляется разработка конечной цели.

2. В соответствии с поставленной целью, ставятся задачи, выделяются этапы

подготовки.

3. Производится подбор средств и методов для использования в

тренировочном процессе, определяется их сочетание.

4. Практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной

тренировочной программой с использованием методов контроля, текущее

сопоставление полученных данных с запланированными программой.

5. Подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной

целью в разработанной тренировочной программе.

6. Критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий

поставленным задачам.

Во время осуществления тренировочной программы организм спортсмена

получает определённую дозированную нагрузку. Под понятием нагрузка

следует понимать воздействие физических упражнений на организм

спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем.

Основными компонентами нагрузки являются объём и интенсивность.

Длительность выполнения упражнений является основным показателем

объёма тренировочной нагрузки. Выражается в количестве тренировочных

часов, количестве пройденных километров, сумме выполненных упражнений.

По величине выделяют 4 вида нагрузок: большие, значительные, умеренные и

малые.

7

1. Большие нагрузки характеризуются длительностью воздействия на организм

занимающегося (80-100%), вызывают сильное утомление. Значительно

перестраиваются физиологические функции организма, частично нарушается

их функционирование. Требуется значительный период времени на

восстановление до исходного уровня состояния функциональных систем.

2. Значительные нагрузки менее длительны по времени воздействия, и

составляют 60-80% работоспособности спортсмена от максимальных значений

до наступления утомления. Происходит снижение активности

функциональных систем, но не происходит их перестроение. Период

восстановления составляет 24-48 часов.

3. Умеренные нагрузки не вызывают сильного утомления, и выражаются в

диапазоне 40-60% от максимальных значений.

4. Малые нагрузки не вызывают изменений в работе функциональных систем,

а лишь направлены на восстановление и поддержание физиологических

функций организма на определённом уровне. Утомление после выполнения

малых нагрузок составляет 25-35%.

Следует заметить, что процентное соотношение нагрузок на разных этапах

тренировочного процесса варьируется и зависит от ряда факторов; уровня

технической и физической подготовки, физиологического созревания

функциональных систем, психологической зрелости, соответствия спортсмена

определённому тренировочному этапу и др.

Так же нагрузки классифицируют по степени (величине) воздействия на

организм занимающегося. По данной классификации выделяют развивающие,

поддерживающие и восстановительные нагрузки. К развивающим относятся –

большие и значительные нагрузки, к поддерживающим – умеренные, и к

восстановительным – малые нагрузки.

По направленности воздействия нагрузки классифицируют по их способности

развития и совершенствования отдельных двигательных качеств их

компонентов.

В.А. Алабин указал на то, что юным спортсменам характерны малые,

умеренные и значительные тренировочные нагрузки, исключая большие по

величине воздействия.

Нагрузку также классифицируют по зонам интенсивности, выделяют 5 зон

интенсивности: аэробно-восстановительная, аэробно-развивающая, аэробно-

анаэробная, анаэробно-гликолитическая, анаэробно-алактатная. Такую

классификацию предлагают (М.Я. Набатникова, В.Н. Платонов) (39).

Однако в лыжных гонках большую актуальность имеет выделение 4-х зон

интенсивности, что обусловлено длительностью и характером выполнения

тренировочной нагрузки. 12-13 лет (37) (см. табл. №3)

8

Таблица №3

Зона

интенсивности

Интенсивность

нагрузки

% от соревновательной

скорости

ЧСС

уд/мин

La,

м Моль/л

IV

максимальная

106<

190<

13<

III

высокая

91-105

179-189

8-12

II

средняя

76-90

151-178

4-7

I

низкая

75>

150>

3>

Классификация нагрузок составлена на основе основных процессов

энергообеспечения организма на этапе начальной спортивной специализации,

её параметры соответствуют возрастному периоду. У юных спортсменов

показатели ЧСС будут незначительно выше за счёт специфики

физиологических процессов. Интенсивность нагрузки определяет её величину

и направленность, взаимосвязана с мощностью выполнения работы.

Так же целесообразно классифицировать тренировочные нагрузки в

соответствии с задействованными во время выполнения двигательной работы

механизмами энергообеспечения. Выделяют аэробный и анаэробный

компоненты тренировочной нагрузки. Анаэробная производительность

наиболее значима во время выполнения кратковременных упражнений,

большой интенсивности. Аэробные механизмы характерны для упражнений с

длительным, устойчивым сохранением уровня потребления кислорода.

Мощность протекания аэробных процессов характеризуется величиной

максимального потребления кислорода (VO2). Чем выше показатели

ЧСС МПК

отдельно взятого спортсмена, тем выше его анаэробная работоспособность,

экономичнее расходуются энергетические ресурсы, поэтому целесообразно

увеличивать показатели ЧСС максимального потребления кислорода (VO2),

выполняя тренировочные воздействия максимальной и субмаксимальной

мощности. Выполнение тренировочных упражнений в данных режимах

предполагает увеличение потребления кислорода, способствует значительно

большему развитию аэробных способностей юных лыжников-гонщиков, чем

при выполнении упражнений большой и умеренной мощности. Также для

лыжных гонок характерен смешанный, аэробно-анаэробный режим

энергообеспечения.

Подводя итоги, система управления тренировочным процессом представляет

собой совокупность последовательных звеньев, для осуществления

намеченного результата и достижения поставленной цели. При этом следует

сопоставлять текущие результаты с намеченными модельными

характеристиками, внося коррективы в зависимости от хода реализации

программы. Найти оптимальное соотношение средств и методов достижения

цели с учётом индивидуальных способностей и возможностей спортсмена.

Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь

избегать шаблонного построения тренировочной программы. Однако помимо

планирования и реализации тренировочных планов нужно прислушиваться к

внутренней интуиции спортсмена,

его адаптационной реакции

на выполненную

нагрузку.

Всё это вместе позволит достичь поставленной цели.

9

Структурные компоненты тренировочного процесса.

Рассматривая тренировочный процесс как развивающуюся динамическую

систему нужно помнить о том, что он представляет собой совокупность

компонентов, которые выполняют специфические для каждого компонента

задачи и является сложной по организации структурой, представляющей

единое целое. За последние четыре десятилетия написано много трудов на

предмет организации тренировочного процесса как отечественными, так и

зарубежными специалистами в области теории и методики физической

культуры и спорта. Выявлены общие основы организации тренировочного

процесса, схожие по общей структуре, как на этапах начальной подготовки,

так и на этапе спортивного совершенствования.

В то время как система подготовки регулируется из вне, тренировочный

процесс в зависимости от времени его реализации может представлять собой

микро, мезо и макроструктуру.

Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во

временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет

законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в

себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких. Понятие микроцикла

впервые было выделено Л.П. Матвеевым (38).

В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, а также места в

системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов:

собственно, тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и

восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет

«малые» волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.

Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по

времени от 2 до 6 недель. Ей свойственно выполнение поставленной цели и

задач. Основу составляют «средние» волны, т.е. колебание нагрузок, их

повышение и снижение, обусловлено необходимостью достичь максимального

тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив

динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать

адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае юного

лыжника-гонщика.

Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов, и

является более завершённой глобальной структурой. Продолжительность 3-4

месяцев до года, двух, четырёх лет. В тоже время в годичном цикле подготовки

выделяют 3 периода: а) подготовительный период, б) соревновательный

период, в) переходный период. Однако такая очерёдность периодов, в

частности характерная для лыжных гонок, может иметь другой

количественный состав и последовательность в годичном цикле тренировки

(до 7 периодов).

10

Макроцикл является «большой» волной, продолжительной по времени, со

свойственным ему чередованием нагрузок и интервалов отдыха.

В лыжных гонках годовая макроструктура может включать в себя либо 1 пик

повышения нагрузок, либо два. Специалисты придерживаются второго

варианта, построения тренировочного процесса с двухпиковым повышением

тренировочных нагрузок.

Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой

постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо

микро, мезо и макроциклов тренировки существуют такие элементы как

тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования, период и

этап тренировки. Тренировочное занятие, являясь наименьшим по

организации элементом в системе подготовки, в тоже время неотъемлемая и

обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур.

Следует помнить о том, что организм спортсмена также, как и сам

тренировочный процесс представляет собой систему, состоящую из элементов.

Используя дедуктивный метод, выделения частного на основе общего, можно

как разрушить систему, так и добиться более тщательного изучения отдельных

звеньев, и повышения эффективности функционирования внутри

динамической системы, будь то организм спортсмена, либо сам

тренировочный процесс.

На основе дедуктивного метода выделяют такой компонент как тренировочное

задание. Тренировочное задание часто ошибочно сопоставляют с

тренировочной нагрузкой. Однако это не так. Нагрузка определяет меру

воздействия на организм спортсмена и последующие интервалы отдыха, а

задание по мимо этого, ещё и решает определённые поставленные

педагогические задачи.

Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки,

неотъемлемая часть всего тренировочного процесса и обязательный элемент

всех структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их

места и времени реализации, количественного и качественного состава в

системе подготовки, зависит конечный результат.

Согласно Алабину (3), тренировочное задание является частью

тренировочного занятия, состоит из одного или нескольких физических

упражнений и при этом подразумевает реализацию педагогических задач.

Тренировочное занятие также состоит из ряда последовательных звеньев,

которому свойственны следующие положения:

11

1. Упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств,

методов, видов подготовки спортсменов).

2. Соотношение компонентов нагрузки (объём и интенсивность).

3. Последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).

Согласно другой концепции организации тренировочного процесса, на этапе

начальной спортивной специализации М.Я. Набатникова (39) выделила

следующие структурные компоненты:

А) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма

юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации,

Б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов

воздействия на спортсмена,

В) надёжная и информативная система контроля состояния занимающегося.

И так: структурная организация тренировочного процесса представляет собой

сложную по организации динамическую систему соподчинённых

компонентов, цепочку последовательных звеньев. Выделяют микро, мезо,

макроциклы, периоды и этапы в системе подготовки. Базовым компонентом в

структуре подготовки является тренировочное задание. Посредством

организации которого решаются определённые поставленные педагогические

задачи.

12

Контроль тренировочных нагрузок.

Важным компонентом тренировочного процесса является контроль

тренировочных нагрузок. Достижение планируемого результата невозможно

без контроля нагрузок, независимо от принадлежности спортсмена к какой-

либо возрастной группе. Данный компонент важен для всех спортсменов и

тренеров.

Существуют различные виды контроля: педагогический, контроль техники

передвижения, контроль за функциональным состоянием занимающихся,

медицинский контроль и др.

Тренировочный процесс, прежде всего, является педагогическим процессом,

так как происходит передача знаний и на их основе формирование

двигательных умений и навыков.

Педагогический контроль включает в себя совокупность педагогических

приёмов, направленных на реализацию и контроль тренировочной программы.

Используются как методы и средства воспитания, так и соответствующие

приёмы обучения. Важно использовать систему адекватных методов, средств и

форм обучения и воспитания, основываясь на личностно-ориентированном

подходе педагогического процесса.

Контроль техники передвижения обязателен для формирования у лыжников

правильной кинематической структуры двигательных действий. От успеха

овладения техникой передвижения зависит спортивный результат. На этапе

начальной спортивной специализации следует на ряду с индивидуализацией

тренировочного процесса акцентировать внимание на особенностях техники

передвижения каждого отдельно взятого лыжника.

Контроль функционального состояния юных лыжников-гонщиков

осуществляется на основе показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС).

В разное время известные специалисты-физиологи, специалисты в области

теории и методики физического воспитания, тренеры по видам спорта

рассматривали и продолжают рассматривать проблему соотношения

показателей пульса тренировочных нагрузок различной двигательной

направленности, контроля физического состояния, как во время тренировок,

так и в периоды отдыха (4, 22, 39, 48). Показатели ЧСС являются

универсальным показателем реакции организма на предлагаемую нагрузку.

Поэтому измерение показателей ЧСС являются обязательными. Учитывая, что

предлагаемая лыжникам нагрузка классифицируется по зонам интенсивности,

контроль ЧСС просто необходим, так как каждой зоне интенсивности

соответствуют свои показатели ЧСС, в соответствии с индивидуальными

возрастными нормами.

13

Тренировочная нагрузка юному лыжнику предлагается относительно его

показателей ЧСС после сна, при этом наблюдается обратная зависимость: чем

выше пульсовые показатели, тем менее интенсивным должно быть

выполнение тренировочных заданий, и наоборот. Также для контроля

интенсивности тренировочной нагрузки рекомендуется использовать

мониторы сердечного ритма.

Медицинский контроль – необходимый элемент в системе контроля. Учёт

здоровья юных лыжников осуществляется квалифицированным врачом.

Медицинский работник проверяет общее состояние всего организма, с учётом

специфики и принадлежности исследуемых подростков к избранной

специализации. Юные спортсмены проходят обязательное сезонное

обследование, 2 раза в году, осенью и весной, а также предсоревновательное

обследование для допуска юного спортсмена к соревнованиям. В начале и

конце каждого спортивного сезона у лыжников должны брать функциональные

пробы для системного контроля и соизмерения полученных данных в начале и

конце учебного года.

14

Выводы.

1. Одним из направлений решения задачи индивидуализации спортсменов в

лыжных гонках является внедрение специально разработанной структурно-

функциональной модели направленного использования ценностей

соревновательной деятельности предусматривающей моделирование процесса

спортивной подготовки на основаниях разработанности адекватного

дидактического и программно-содержательного обеспечения, а также

внедрение специфичного содержания соревновательной деятельности.

2. Ведущими факторами становления личных особенностей лыжников в

соревновательный период являются: обеспечение личностно нацеленного,

системного и всеохватывающего подходов к реализации главных форм

соревновательной деятельности; обширное внедрение ценностей спорта

высших достижений в процессе соревновательной деятельности лыжников-

спринтеров; интеграция и среднее соотношение содержания соревновательной

деятельности с содержанием спортивной подготовки; наилучшее дозирование

психолого-педагогических воздействий повышающих работоспособность

спортсмена в согласовании с направленностью на становление сущностных

черт особенности спортсменов.

3. Приобретённые результаты формирующего педагогического эксперимента

свидетельствуют об эффективности разработанной структурно-

функциональной модели в формировании особенности спортсменов в

процессе освоения ценностей соревновательной деятельности; необходимости

ориентации соревновательной деятельности на обширное и вариативное

внедрение ценностей спорта высших достижений и нестандартных видов

физкультурно-спортивной деятельности в становлении сущностных черт

особенности спортсменов; об рациональном определении педагогических

требований к реализации становления особенности спортсменов в практике

соревновательной деятельности; эффективности разработанной методики

диагностики становления особенности спортсменов по каждому из её

компонентов (умственному, аксиологическому, эмоционально-волевому,

двигательному).

4. Ценность апробации структурно-функциональной модели формирования

особенности лыжников в процессе освоения ценностей соревновательной

деятельности заключается в реализации формирующего педагогического

опыта со спортсменами, тренирующихся в условиях среднегорья.

15

Список литературы.

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: учеб. для ин-в физ. культуры / М.А.

Аграновский (и др.); под общ. ред. М.А. Аграновского – М. : Физическая

культура и спорт, 1980. – 368 с.

2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М. Волков – М. :

Физическая культура и спорт, 1977. – 141 с.

3. Вяткин Б.А. Роль характера в спортивной деятельности. – М., 1978. – 54 с.

4. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсменов / В.М. Дьячков – М. :

Физическая культура и спорт, 1964. – 210 с.

5. Калинин Е.А. Исследование стрессовых реакций студентов спортсменов в

связи с некими особенностями личности / Е.А. Калинин. – М., 1975. – 196 с.

6. Озолин Н.Г. Юному сотруднику. – М.: Физическая культура и спорт, 1988. –

288 с., ил. – (Б-ка тренера).

7. Современный студенческий спорт: Материалы межвузовской научно-

практической конференции, посвящённой 55-летию кафедры физического

воспитания МарГТУ. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006 – 188 с. Bibliography

16



В раздел образования