Напоминание

Национальная ручная художественная вышивка


Автор: Ахметова Расима Галихановна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Сабинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья""
Населённый пункт: РТ, Сабинский район, с. Кзыл Меша
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: Национальная ручная художественная вышивка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственнон бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сабинская школа интернат для детей с ОВЗ»

Авторская программа

кружка «Национальная ручная художественная вышивка»

Ахметова РасимаГалихановна, учитель -дефектолог

Пояснительная записка

Национальная

татарская

художественная

вышивка

яркое

и

неповторимое

явление

национальной культуры. Изучение этой культуры обогащает, доставляет радость общения

с

настоящим

искусством.

Занятия

художественным

трудом

важны

в

воспитании

гармонично развитой личности, повышении самооценки « трудных» учащихся, детей с

ОВЗ.

Творческий

труд

способствует

воспитанию

доброжелательного

отношения

к

окружающему миру, социализации личности. Формирование умений и трудовых навыков

происходит в едином процессе ознакомления с творчеством, искусством, культурой и

эстетическими ценностями нашего народа.

Кружковая

деятельность

приобщает

учащихся

к

эстетическому

труду,

предоставляет

свободу

выбора,

развивает

комбинаторные

умения,

способствует

выработке

индивидуального

стиля

и

темпа

деятельности,

повышению

самооценки,

расширяет

кругозор.

Декоративно-прикладное

творчество

стимулирует

творческий

поиск

учащихся,

способствует созданию оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в

различных видах трудовой деятельности сообразно его способностям и возможностям.

Издревне

детей

в

татарских

семьях

старались

воспитывать

творческими

личностями.

Почти все женщины умели вышивать, при этом обладали великолепным эстетическим

вкусом. Через разнообразную вышивку гармоничное сочетание элементов узора и цвета в

девочках развивали художественный и эстетический вкус. Важно не только умение видеть

и чувствовать прекрасное, но и желание эту красоту создавать. Цветочно- растительные

мотивы, черпавшиеся из окружающей природы, мастерски перевоплощались в узорные

композиции.

Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные.шелковые

нити.мулине…Татарские

рукодельницы

владели

разными

способами

вышивки-гладь,

ковровый, тамбурный шов, шитье бисером и золотом.

Еще глубокой древности, во время язычества, человек создавал несложные узоры из

условных знаков символов, прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность

земли, волнистой - вода, кругами. Квадратами или ромбами изображали солнце и луну.

Со времен волжских булгар дошла донас широко распространенная тема цветочного

букета.

Основоположником

татарского

искусствоведения,

классифицировавшим

народный

орнамент, стал первый в Поволжье доктор искусствоведения Ф.Х.Валеев.

Время показало, что в богатом и гармоничном обществе научно-технический прогресс

должен развиваться на фоне многовековых историко-культурных традиций. Пережившие

в начале XX в. Упадок татарское декоративно- прикладное искусство находит свое яркое

продолжение в наши дни.

За последние десятилетия в декоративном искусстве, состоящем из профессионального,

самодеятельного и народного творчества, наблюдается заметный подъем. Современное

искусство

охватывает

самые

разные

виды

деятельности,

материалы

и

технологии

изготовления.

Большое

развитие

в

наши

дни

получили

разнообразная

вышивка,

моделирование

одежды.

Мастера

и

художники

занимаются

самостоятельно

и

в

творческих коллективах.

Вышивка остается одним из самых любимых видов творчества. Ее простота и элегантность

подчеркивают вкус и стиль, доставляют радость.

Данная

программа

поможет

освоить

приемы

вышивания,

будет

способствовать

личностному становлению воспитанников.

При

составлении

программы

был

использован

опыт

работы

других

педагогов

дополнительного образования.

Программа

курса

“Национальная

татарская

ручная

художественная

вышивка”

предназначена

для

учащихся

5-9-х

классов,

адаптирована

с

учётом

физиологических

особенностей детей, разработана на основе авторской программы учителя технологии

Т.А.Миловановой.

Кружковая

деятельность

стимулирует

учащихся

к

творчеству,

развивает

чувство

прекрасной,

облагораживает

личность.

Человек

чуткий

к

прекрасному,

испытывает

потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Данная

программа

является

частью

комплексной

системы

работы

школы

по

формированию

у

учащихся

эстетического

воспитания,

которое

неразрывно

связано

с

нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить

свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает

возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать

изделие

отличающееся

красотой

узора,

гармоничностью

сочетания

цветов,

совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и

совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

Программа курса рассчитана на 144 часа.

Основные цели программы

1.Создание условий для творческого самовыражения воспитанников посредством

декоративно-прикладного искусства.

2.Овладение навыками как старинных, так и современных приемов вышивки.

3.Сохранение

в

вышивке

как

в

народном

искусстве

своей

самобытности

и

неповторимости.

4.Раскрытие творческих фантазий.

Обучающие цели:

-

изучение

истории

народной

вышивки,

народного

костюма,

художественных

приемов в создании композиции для изделий с вышивкой

-

научить

учащихся

вышивать

разные

изделия,

используя

различные

техники

вышивания;

-

обучить

подростков

основным

приемам

ручной

вышивки,выработать

специальные трудовые умения и навыки;

- выработать практические навыки и умения в работе с вышивкой. Изготовление

изделий по выбору.

Развивающие цели:

-

способствовать

развитию

творческой

активности,

эмоциональной

восприимчивости и воображения

- гармоничное развитие каждого ребенка на основе знакомства с произведениями

изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- раскрытие творческих фантазий, создание индивидуального творческого образа

девочки посредством овладения ремеслом вышивки и воспитание интереса и любви к

народному искусству.

Воспитательные цели:

- воспитание инициативного, думающего человека, способного создавать красоту

вокруг себя;

- воспитание грамотного зрителя, ценителя искусства;

-

воспитание

у

детей

чувства

принадлежности

к

своему

народу,

его

истокам,

традициям русской, татарской национальной культуры

- воспитание терпения, усидчивости, внимательности, аккуратности.

Задачи программы:

-

Создание

условий

для

воспитания

и

развития

инициативного,

думающего

человека, способного создавать красоту вокруг себя; ознакомление с историей искусств,

взаимосвязь видов искусства и их различия.

-

Создание

наиболее

благоприятных

условий

для

развития

творческих

способностей

у

детей

на

основе

знакомства

с

работами

мастеров

декоративно-

прикладного

творчества,

бесед

на

тему

«Народное

творчество»,

«История

развития

вышивания» и др.

- Создание обучающей среды:

- психологически благоприятного климата (педагогика сотрудничества);

- оборудование индивидуального рабочего места;

- общий эстетический фон;

- дифференцированный подход к ребенку.

Актуальность программы заключается в возможности целостного и систематичного

подхода к решению задач художественного развития.

Занимаясь художественной вышивкой, подростки проявляют свои скрытые творческие

задатки и индивидуальность, учатся терпеливому преодолению возможных неудач, что

способствует выработке волевых качеств, важно в эмоционально-поведенческом аспекте:

сотрудничество в доброжелательной атмосфере положительно влияет на

взаимоотношения агрессивных подростков. Конечный результат художественного

творчества повышает самооценку, воспитывает уважение к ценности вложенного труда.

Работа с иглой способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующей

выработке аккуратного, чёткого письма, полезна при выполнении практических работ на

уроках.

Новизна

Программ по обучению художественной вышивке юношей и девушек для детей с ОВЗ,

пребывающих в школе- интернате, не существует. Кружки же с идентичным названием

рассчитаны в основном для детей дошкольного и младшего школьного возраста и

посещающих кружки в домах детского творчества. Потребовалось создание

адаптированной к условиям воспитательной программы обучения ручной вышивке.

Методы обучения и формы , режим занятий

Занятия кружка проводятся два раза в неделю согласно расписанию в течение 35минут.

При реализации творческих замыслов количество занятий для отдельных подростков

регулируется индивидуально.

Каждый подросток находится на определённом этапе реализации своего замысла и

трудится согласно своему уровню сложности, скорости выполнения работы.

Формы проведения занятий – сочетание теоретических и практических видов

деятельности. Это: рассказ, беседа, показ, практическая работа, подготовка и проведение

выставок, непосредственное вышивание, обсуждение и выбор рисунка, конкурс рисунков

и эскизов, подготовка подарков и др.

Основная форма работы – практическая деятельность, позволяющая приобрести и

совершенствовать основные умения и навыки вышивания и оформления предметов

декоративно-прикладного характера, способствующая зарождению стойкой мотивации к

труду.

Ожидаемые результаты обучения по программе

В результате обучения в течении 1 года дети получают следующие знания:

I. Изучение истории народной вышивки.

2. Овладение несложными швами в ручной вышивке.

3.Композиция и сочетание цвета в вышивке.

4. Овладение несложными способами оформления поделок.

5.Владение более сложными видами ручной вышивки.

6. Расширение кругозора и области народного декоративно-прикладного искусства

7. Знакомство и овладение приемами народной вышивки

8. Владение сложными швами в

ручной вышивке ( счетные швы, вышивка

различными видами глади)

9.Расширение кругозора в области народного декоративно- прикладного

искусства.

После освоения полного курса программы воспитанники будут:

Знать:

- существующие виды декоративно-прикладного творчества;

- историю возникновения вышивания;

- основные направления современной моды с использованием вышивки;

- приемы работы при вышивании;

- свойства материалов и инструментов;

- условные обозначения

Уметь:

- самостоятельно читать схемы;

- определить необходимые материалы и инструменты;

- пользуясь схемами, вышивать изделия и оформлять их.

Станут:

- прекрасными хозяйками, хозяинами умеющими со вкусом украсить свой дом и одежду;

- общительными, терпеливыми, внимательными.

Материалы и инструменты

-

иголки разной длины, толщины

- -нитки мулине ,х/б №50,60 разных цветов

-шелковые нити , акрилоаые нити №30№ 65 разных цветов

-ножницы большие и маникюрные тетрадь для записей;

- сантиметровую ленту;

- бумагу для схем;

- рамки для оформления готовых работ.

-швейная машинка

-электроутюг для разглаживания ткани и изделий

- пяльцы разных размеров

Формы подведения итогов реализации программы:

подготовка и проведение выставок работ участников кружка;

презентация лучших работ гостям и сотрудникам, родителям;

отбор работ для портфолио учащихся;

участие в конкурсах разного уровня;

творческий отчёт руководителя

Тематический план курса

п\п

Тема

Часы

Теория

Практика

1

Вводное занятие, вводный инструктаж

2

2

2

Понятие декоративно – прикладного искусства.

4

1

3

3

Приспособления материалы, инструменты для

рукоделия.

2

1

1

4

Технология выполнения свободных швов

6

1

5

5

Технология выполнения счетных швов

4

1

3

6

Другие виды вышивок, гладь, их использование.

6

6

7

Композиция, цветовой круг, орнамент

2

1

1

8

Казанское полотенце

22

2

20

9

Диванные подушки

18

2

16

10

Носовые платки

18

2

16

11

«Панно»

30

2

28

2

Национальная татарская салфетка

30

2

28

Всего:

144

17

127

Содержание учебного материала

1,2 Вводное занятие

Понятие декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с видами творчества и его направлениями.

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде.

3. Инструменты и приспособления для вышивания:

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом,

шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

4. Технология выполнения свободных швов

Шов “вперед иголку”.

Шов “строчка”.

Шов “за иголку”.

“Стебельчатый” шов.

“Тамбурный шов” и его варианты.

“Тамбурный шов” и его варианты.

5. Технология выполнения счетных швов

Шов “роспись”.

Шов “козлик”.

Шов “косичка”.

Счетная гладь.

Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

Крест с вертикальными стежками на изнанке.

Крест простой – редкий.

Кресты в два ряда.

Крест двусторонний.

6. Другие виды вышивок, их использование

Белая гладь.

Цветная гладь.

7. Композиция, цветовой круг, орнамент

Составление композиции.

Орнамент, цветовой круг.

Колорит.

8. Казанское полотенце

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для

полотенце

Нарисовать узор на полотенце

Выбор нити

Вышивка узора

Отделка концы полотенца

9. Диванные подушки

Выбор ткани. Раскрой наволочки.

Выбор узора.

Выбор цвета для вышивки

Вышивка узора

Сшивание частей подушки

Окончательная отделка.

10. Носовые платки

Творить своего узора

Творить декоративные буквы

Выбор ткани .Подготовка ткани к вышивке.

Вышивка узора

Обрабтка края платка

11. «Панно»

Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз

горизонтальных рядов крестиков.

Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

Вертикальный ряд.

Выполнение крестиков в 1 прием.

Выполнение горизонтального ряда крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.

Диагональное расположение крестов.

Обводка вышитых мотивов.

Закрепление нитки.

Оформление края изделия.

Стирка и глажение вышитых изделий.

Оформление вышивки в рамку.

Изготовление декоративной рамки.

12. Национальная татарская салфетка

Простые и сложные швы

Орнамент, цвет. Композиция

Выбор ткани, выбор узора

Вышивка салфетки

Обработка края изделия

Окончательная отделка салфетки

Оценка качества готового изделия.

Календарно-тематическое планирование занятий курса

Ручная художественная вышивка”

Тема занятия

Часы

Дата

п/п

Теория

Практика

1.

2.

Вводное занятие. Вводный инструктаж

Понятие декоративно – прикладного искусства

Знакомство с видами творчества и его

направлениями.

– Из истории татарской вышивки.

– Из истории западноевропейской вышивки.

– Знакомство с одеждой.

2

1

1

1

1

3.

Инструменты и приспособления для вышивания

– Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для

вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.

– Увеличение и уменьшение рисунка

1

1

4.

Технология выполнения свободных швов

1

– Шов "вперед иголку"

1

– Шов "строчка"

1

– Шов "за иголку"

1

– "Стебельчатый" шов

1

– “Тамбурный шов” и его варианты

1

5.

Технология выполнения счетных швов

1

– Шов "роспись". Шов "козлик"

1

– Шов "косичка"Счетная гладь

1

– Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

– Крест с вертикальными стежками на изнанке

1

– Кресты в наклонном ряду

– Кресты в два ряда

6.

Другие виды вышивок, их использование

Белая гладь. Цветная гладь.

6

7.

Композиция, цветовой круг, орнамент

– Составление композиции

– Орнамент, цветовой круг

– Колорит

1

1

8.

Казанское полотенце

- Разработка собственного варианта композиции,

орнамента, сюжета для полотенце

- Нарисовать узор на полотенце

- Выбор нити

- Вышивка узора

- Отделка концы полотенца

2

4

2

14

2

9.

Диванные подушки

- Выбор ткани. Раскрой наволочки.

- Подбор узора.

- Выбор цвета для вышивки

2

1

1

1

10

2

- Вышивка узора

- Сшивание частей подушки

- Окончательная отделка

1

10.

Носовые платки

- Творить своего узора

- Творить декоративные буквы

- Выбор ткани .Подготовка ткани к вышивке.

- Вышивка узора

- Обработка края платка

2

2

1

1

10

2

11.

«Панно»

2

– Технология выполнения вышивки. Выполнение

идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков

– Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных

рядов крестиков

– Выполнение вертикального ряда крестиков снизу

вверх

4

-Вертикальный ряд

– Выполнение крестиков в 1 прием

– Выполнение горизонтального ряда крестиков.

– Выполнение вертикального ряда крестиков снизу

вверх.

6

– Выполнение вертикального ряда крестиков сверху

вниз.

6

– Диагональное расположение крестов

– Обводка вышитых мотивов

– Закрепление нитки

– Оформление края изделия

– Стирка и глажение вышитых изделий

6

– Оформление вышивки в рамку

– Изготовление декоративной рамки

4

12

Национальная татарская салфетка

- Простые и сложные швы

- Орнамент, цвет. Композиция

- Выбор ткани, выбор узора

- Вышивка салфетки

- Окончательная отделка салфетки

- Оценка качества готового изделия

- Выставка творческих работ.

2

2

4

2

14

2

2

2

Итого: 162

17

145

Используемая литература:

1.

Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. –Казань: Тат. Кн. Изд-во,1969.-203с.

2.

Валеева-Сулейманова Г. Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство

казанских татар.-М: Сов. Художник,1990.-215с.

3.

Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и

настоящем.- Казань: Тат. Кн.. изд-во, 1957.-57с.

Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка.-Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1980.-43с.

Сергеева Н.Г. Древо жизни.-Казань: изд-во «Магариф»,2008.

Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.

Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под

редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.

Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.



В раздел образования