Автор: Бернгардт Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №75/42
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков письма у первоклассников"
Раздел: начальное образование
Формирование навыков письма у первоклассников
Бернгардт Л. В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 75/42
г. Нижний Тагил
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки
способностей и дарований детей - на кончиках их
пальцев. Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с
орудием
труда,
сложнее
движения,
ярче
творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства
в в детской руке, тем ребенок умнее…»
Период
обучения
грамоте
–
важный
этап
в
формировании
личности
каждого
ребёнка. С уроков обучения грамоте, математики начинается его школьная жизнь, на них
он учится читать и писать, считать, открывая себе путь к дальнейшему образованию. В
современном
образовании
приоритетным
является
задача
всестороннего
развития
личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт второго
поколения ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка.
В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое
количество
трудностей.
Однообразной
работе,
как
правило,
сопутствует
нарастание
мышечной
и
эмоциональной
усталости,
ведущее
к
перегрузкам,
к
негативному
отношению к урокам письма.
Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на первом
этапе
обучения
письму,
я
пришла
к
выводу
о
необходимости
организации
работы,
направленной на выработку автоматизированного навыка письма на основе поэлементной,
четко
алгоритмированной
графики
используя
разнообразные
приемы
и
упражнения.
Основными из них в своей работе являются следующие:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов,
предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в
тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
Для решения проблемы перегрузки учащихся в процессе овладения навыком
письма, в своей работе использую элемент занимательности. С этой целью мною была
использована «Тетрадь – шаблон по письму», предназначенная в домашних условиях в
качестве
дополнительного
учебного
пособия.
Содержание
данной
тетради
даёт
возможность ученику выполнять задания более интересно и разнопланово, способствует
развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества
заданий
для
самостоятельной
работы
позволяет
осуществить
качественный
индивидуальный
подход
к
учащимся
в
процессе
отработки
необходимых
для
первоклассников умений и навыков.
Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и
букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы,
достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с
новой
буквой,
после
чего
работа
в
программной
прописи
для
1
класса
сводится
к
соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими
буквами.
Параллельно
с
работой
по
практическому
запоминанию
новой
буквы
идёт
отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую
модель
слова,
дают
характеристику
выделенному
в
схеме
звуку
и
соотносят
его
с
изучаемой буквой.
Таким образом, формирование каллиграфических навыков письма имеет большое
педагогическое
и
общественно-воспитательное
значение.
Приучая
школьников
к
аккуратному и чёткому письму, заботясь об устойчивости их почерка, воспитываю у них
аккуратность,
трудолюбие,
добросовестное и
старательное
отношение
к
выполнению
любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду,
наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
В результате работы: у детей хороший почерк; развитая речь, как устная, так и
письменная; на уроках никто не скучает.
Работы учащихся 1 класса.
Литература:
1.
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у
младших школьников. М.: Просвещение, 1987.
2.
Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение, 1990.