Напоминание

"Формирование навыков письма у первоклассников"


Автор: Бернгардт Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №75/42
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков письма у первоклассников"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование навыков письма у первоклассников

Бернгардт Л. В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 75/42

г. Нижний Тагил

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки

способностей и дарований детей - на кончиках их

пальцев. Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с

орудием

труда,

сложнее

движения,

ярче

творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства

в в детской руке, тем ребенок умнее…»

Период

обучения

грамоте

важный

этап

в

формировании

личности

каждого

ребёнка. С уроков обучения грамоте, математики начинается его школьная жизнь, на них

он учится читать и писать, считать, открывая себе путь к дальнейшему образованию. В

современном

образовании

приоритетным

является

задача

всестороннего

развития

личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт второго

поколения ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка.

В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое

количество

трудностей.

Однообразной

работе,

как

правило,

сопутствует

нарастание

мышечной

и

эмоциональной

усталости,

ведущее

к

перегрузкам,

к

негативному

отношению к урокам письма.

Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на первом

этапе

обучения

письму,

я

пришла

к

выводу

о

необходимости

организации

работы,

направленной на выработку автоматизированного навыка письма на основе поэлементной,

четко

алгоритмированной

графики

используя

разнообразные

приемы

и

упражнения.

Основными из них в своей работе являются следующие:

1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов,

предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.

2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в

тетради.

3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.

5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

6. Письмо под счет.

7. Прием показа ошибочного написания.

Для решения проблемы перегрузки учащихся в процессе овладения навыком

письма, в своей работе использую элемент занимательности. С этой целью мною была

использована «Тетрадь – шаблон по письму», предназначенная в домашних условиях в

качестве

дополнительного

учебного

пособия.

Содержание

данной

тетради

даёт

возможность ученику выполнять задания более интересно и разнопланово, способствует

развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества

заданий

для

самостоятельной

работы

позволяет

осуществить

качественный

индивидуальный

подход

к

учащимся

в

процессе

отработки

необходимых

для

первоклассников умений и навыков.

Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и

букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы,

достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с

новой

буквой,

после

чего

работа

в

программной

прописи

для

1

класса

сводится

к

соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими

буквами.

Параллельно

с

работой

по

практическому

запоминанию

новой

буквы

идёт

отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую

модель

слова,

дают

характеристику

выделенному

в

схеме

звуку

и

соотносят

его

с

изучаемой буквой.

Таким образом, формирование каллиграфических навыков письма имеет большое

педагогическое

и

общественно-воспитательное

значение.

Приучая

школьников

к

аккуратному и чёткому письму, заботясь об устойчивости их почерка, воспитываю у них

аккуратность,

трудолюбие,

добросовестное и

старательное

отношение

к

выполнению

любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду,

наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

В результате работы: у детей хороший почерк; развитая речь, как устная, так и

письменная; на уроках никто не скучает.

Работы учащихся 1 класса.

Литература:

1.

Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у

младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2.

Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение, 1990.



В раздел образования