Напоминание

"Личность и среда"


Автор: Куралесина Елена Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДД(Ю)Т
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Личность и среда"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Личность и среда.

Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных

социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Личность

несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни.

Человек, будучи включенным в практическую деятельность, в обучение и воспитание, в

различные

сферы

социальной

практики

становится

носителем

общественной

жизни,

источником ее развития, представителем коллектива, социальной группы, класса. Следует

отметить, что личность не только продукт своего времени, но и носитель социальных

свойств, связанных с его особым местом в общественной системе данного времени, и

свойств индивидуальных. Отмечая роль социальной среды в формировании личности,

необходимо отметить то, что человек не пассивно воспринимает воздействие этой среды.

Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Понятие «личность»

поэтому включает в себя и сознательно-волевое начало. Личность - это социальный

феномен,

субъект,

носитель

социальной

человеческой

деятельности.

Творческие

потребности личности - это и природный дар, и результат длительного исторического

развития.

Личность

и

проявляется

тогда,

когда

индивид

может

самостоятельно,

как

субъект, осуществлять свою деятельность на основе тех норм и потребностей, которые

заданы

ему

обществом,

уровнем

развития

его

культуры.

Если

же

человеческая

деятельность

только

направлена

на

него,

то

он

всего

лишь

ее

объект.

Личность

характеризуется

способностью

к

самооценке,

она

обладает

самосознанием,

мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками. Она

наделена

способностью

самонаблюдения,

самоконтроля

над

своими

собственными

поступками и словами. Человеческая сущность реализуется, проходя через разнообразные

совокупности общественных отношений.

Особенности личности возникают под влиянием образа жизни, который дети ведут

в том или ином возрасте. На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное

место в системе доступных ему общественных отношений, которые характеризуются

известной системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его

поведению и деятельности, определенными социальными ожиданиями и социальными

санкциями. При этом вся совокупность только что названных факторов не случайна: она

вырабатывается

на

протяжении

длительной

истории

общества,

с

учетом

возрастных

особенностей детей. В итоге на каждом этапе возрастного развития ребенок находится в

определенных,

независимо

от

него

существующих

условиях

и

подвергается

соответствующей

системе

воздействий.

Это

вызывает

у

него

стремление

ответить

предъявляемым требованиям, справиться с поставленными задачами, так как только в этом

случае он чувствует себя на уровне занимаемого положения и испытывает эмоциональное

благополучие. Однако ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации. На

основе сформировавшихся ранее качеств личности и возникших в процессе пройденных

этапов жизни потребностей и стремлений он так или иначе преломляет воздействия среды

и

(сознательно

или

несознательно)

занимает

по

отношению

к

ней

определенную

внутреннюю

позицию.

Эта

позиция

является

своеобразным

психологическим

образованием,

возникающим

в

результате

сочетания

системы

внешних

и

внутренних

факторов, и определяет в первую очередь то, как ребенок относится к тому объективному

положению, которое он фактически занимает или хотел бы занимать. От особенностей

этой внутренней позиции как целостного, системного образования зависят и частные

реакции ребенка, которые не удается изменить до тех пор, пока не будет изменена сама

внутренняя позиция. Например, в тех случаях, когда ребенок, поступивший в школу,

продолжает

оставаться

в

позиции

дошкольника,

от

него

очень

трудно

добиться

и

ответственного отношения к учению, и выполнения школьных правил. Если же, придя в

школу, он внутренне занимает позицию школьника и дорожит ею, он легко и без труда

принимает и выполняет предъявляемые ему и посильные для него требования.

Внутренняя позиция специфична для каждого возрастного этапа развития ребенка.

Она обусловливает общий характер его переживаний, систему его отношений к дей-

ствительности

и

таким

образом

создает

единство

и

целостность

его

возрастного

психологического облика. Поэтому, как бы ни сдвигались в результате определенных

методов воспитания и обучения возрастные границы в развитии отдельных психических

процессов

частности,

мышления),

эти

сдвиги

н

будут

менять

его

общий

психологический облик. Более того, такого рода сдвиги в характеристике отдельных

функций

(например,

чрезмерное

развитие

в

период

младшего

школьного

возраста

абстрактных форм мышления, препятствующих накоплению конкретного чувственного

опыта) могут нарушить гармонический ход развития детской личности.

Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной

сферы

человека:

его

потребностей,

желаний,

стремлений

и

намерений.

Потребности

требуют

своего

удовлетворения,

а

это

создает

необходимость

в

возникновении

и

совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов

их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется

поэтому развитие и познавательных способностей ребенка', его навыков, умений, при-

вычек, его характера.

Для удовлетворения потребностей человек должен ориентироваться не только в

окружающей действительности (что обеспечивается наличием у него соответствующих

представлений), но и в своих отношениях с нею. Средством такой ориентации служат

переживания

человека,

отражающие

в

особой,

эмоциональной

форме

степень

удов -

летворенности его потребностей.

Являясь первоначально средством ориентации человека в его взаимоотношениях с

окружающей средой, переживания приобретают затем самостоятельное значение и сами

выступают

в

качестве

той

психологической

реальности,

в

которой

человек

начинает

испытывать потребность. Так возникают как бы ненасыщаемые потребности (например,

потребность в познании), создающие неограниченные возможности для психического

развития человека.

Для того чтобы понять роль потребностей в формировании личности, необходимо

учитывать, что в процессе жизни у ребенка возникают и развиваются новые социальные

потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационной сферы. Здесь

можно выделить два основных пути. Во-первых, путь изменения положения ребенка в

жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности,

специфичные для каждого возрастного этапа. Так, у детей младшего школьного возраста

возникает целая система потребностей, связанных с новым положением школьника; у

подростков — с их положением в коллективе сверстников; у старших школьников — их

будущим положением как членов общества.

Во-вторых, формирование потребностей происходит в связи с усвоением новых

форм поведения и деятельности. Ярким примером этого является возникновение разнооб-

разных, в том числе и культурных, привычек, когда усвоенные способы поведения сами

начинают побуждать человека к их осуществлению.

Но

наиболее

существенно

для

человека

как

личности

возникновение

в

его

мотивационной

сфере

совершенно

новых

по

своему

строению

психологических

образований, освобождающих его от непосредственных ситуативных влияний. К ним

относятся

цели,

побуждающие

человека

действовать

в

том

или

ином

направлении,

принятые им решения, нравственные чувства и убеждения.

В

процессе

формирования

личности

изменяются

и

развиваются

не

только

потребности

человека,

но

и

их

соотношение.

Иначе

говоря,

развивается

вся

мотивационная сфера. Постепенно возникают и становятся устойчиво доминирующими

определенные мотивы поведения и деятельности, подчиняющие себе все другие, что и

определяет направленность личности. Последняя имеет разный характер в зависимости от

того, какие именно мотивы стали доминирующими. Устойчивое доминирование мотивов

собственного благополучия характеризует эгоистическую направленность, доминирование

мотивов,

связанных

с

интересами

других

людей

гуманистическую.

Устойчиво

доминирующие методы приобретают ведущее значение для характеристики личности.

Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее совершенной форме

предполагает усвоение определенных моральных ценностей как доминирующих мотивов

поведения. Во имя этих ценностей человек способен преодолевать свои непосредственные

побуждения, что определяет волевой характер его личности. В условиях правильного

воспитания усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений,

подчиняющих все другие потребности и стремления человека. Такой человек подвергает

себя риску, не задумываясь о грозящей ему опасности. Именно в этих случаях можно

говорить о высоко развитой и гармонической структуре мотивационной сферы человека и

о высоком уровне и гармонической структуре его личности.

Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании

человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Деятельность

личности осуществляется в конкретной общественной среде, которая определяет и формы

этой деятельности, и ее характер.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь

там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей.

Социальная

среда —

важнейший

фактор

формирования

личности.

Как

преобразовать среду в воспитательное пространство, технологизировать воспитательный

процесс, повысив степень целостности воспитательных влияний.

Средовый подход к воспитанию, понимание его как социокультурного феномена

подчеркивает

значимость

и

актуальность

воспитания

для

общества.

В

рамках

этого

конструируются идеал личности, способной в условиях постоянно меняющегося мира к

саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, гражданина и патриота.

«Основные

функции

культуросообразного

воспитания

состоят

в

создании

различных культурных сред, где будут осуществляться развитие ребенка и приобретение

им

опыта

культуросообразного

поведения,

оказание

ему

помощи

в

культурной

самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей» (Е. В.

Бондаревская, 1995, с. 20).

Л. Н. Толстой писал: «Всякая среда законна. Веяние бессознательной педагогики

незаменимо и потому не должно быть разрушаемо»

Ф. М. Достоевский: «Возьмите, наконец, ту среду, то общество, в котором она

[личность] возрастает, и спросите себя: может ли быть в наше время что-нибудь менее

защищено от известных влияний».

Н. Н. Иорданский в 1925 году:

1) среда должна быть как можно ближе к личности, тогда ее влияние сильнее;

2) чем больше свободы педагог дает детям, тем больше он «владеет» их душой;

3) чем меньше возраст, тем глубже влияние среды;

4) чем более детская среда, тем больше непринужденности в поведении детей и

меньше рисовки, которая возрастает особенно там, где между детьми и взрослыми мало

внутренней связи и сближения;

5) засасывающая сила среды — в бессодержательности жизни, которую ведут в ней

дети; 6) чем испорченнее характер детей, тем идеальнее должна быть действующая среда

Предметно-пространственное

окружение

становится

фактором

воспитания

школьника лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится

отношение,

когда

за

вещами

угадываются

интересы,

когда

материальные

средства

выступают для всех как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда

ребенок активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство

вокруг себя.

Поведенческая среда рождается как некая единая карта поведения, свойственного

ребенку в данном коллективе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм:

установившиеся интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, позы при диалоге,

характер

совместной

деятельности

детей

и

педагога,

отдельные

поступки

детей,

протекающие

конфликты

и

их

разрешение,

а

также

время

от

времени

возникающие

сложные ситуации этического порядка.

Событийное

окружение

это

совокупность

событий,

попадающих

в

поле

восприятия ребенка, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для

жизненных выводов: если ребенок видит отношения там, где на поверхности лежат

случай,

действия,

обстоятельство,

то

данное

событие

становится

фактором

его

личностного развития, потому что событие стало для него событием его самого, он был с

происходящим и сопереживал случившемуся, переживая отношение.

Информационное окружение ребенка является воспитывающим, когда ребенок из

всего

потока

окружающей

информации

(телевидение,

радио,

интернет)

с

помощью

педагога и родителей имеет возможность выбрать необходимую и полезную для развития.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в

обществе (уклад жизни, традиции, “окружающие человека социально-бытовые условия,

обстановка,

а

также

совокупность

людей,

связанных

общностью

этих

условий”),

доминирующие

общественные

идеи

и

ценности.

Благоприятной

социальной

средой

является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой,

инициативной личности.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную

включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться,

адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей

последующей

жизни.

Социальная

адаптация

является

непременным

условием

и

результатом

успешной

социализации

ребенка,

которая

происходит

в

трех

основных

сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит

расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение,

овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения

происходит

расширение

круга

общения,

наполнение

и

углубление

его

содержания,

усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его

формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере

сознания — формирование образа “собственного Я” как активного субъекта деятельности,

осмысление

своей

социальной

принадлежности

и

социальной

роли,

формирование

самооценки.

В

процессе

социализации,

и

в

частности,

социальной

адаптации

ребенка,

проявляется объективная потребность человека быть “как все”. Однако параллельно с

этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется

другая

объективная

потребность

проявить

себя,

свою

индивидуальность.

Ребенок

начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего

происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально

значимые

качества

и

свойства

личности

проявляются

в

индивидуальной,

присущей

именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней

схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Если

при

вхождении

ребенка

в

социум

устанавливается

равновесие

между

процессами социализации и индивидуализации, тогда, с одной стороны, он усваивает

нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой

значащий

“вклад”

в

него,

свою

индивидуальность,

происходит интеграция ребенка в

социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности и среды.

Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении

ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей, и оказывают влияние на

формирование его определенных личностных качеств.

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа,

поведение

и

социальный

статус

каждого

члена

которой

во

многом

обусловлены

деятельностью

и

существованием

других

ее

членов.

В

результате

воспитания,

самовоспитания

и

позитивного

влияния

других

социальных

факторов

(культурно-

исторических

и

религиозных

традиций,

средств

массовой

информации,

детских

в

общественных

объединений,

школьного

коллектива,

друзей

и

др.)

происходит

естественный

процесс

интеграции

ребенка

в

общество,

“врастания

в

человеческую

культуру”

(Л.С.

Выготский),

т.е.

его

социализация.

При

этом чем

значительнее

и

многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее

становится ребенок.



В раздел образования