Напоминание

"Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Гульфия Рахимзяновна Хафизова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Сабинская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: РТ, Сабинский район, с. Кзыл Меша
Наименование материала: Дополнительное материалы по здоровьесберегающим технологиям
Тема: "Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




5. Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с

обучающимися для сохранения и укрепления здоровья

Здоровьесберегающие технологии в образовании- способ организации и

последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации

образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья

обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно- нравственного

состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Основным методом педагогической диагностики является наблюдение, анализ результатов

деятельности и педагогический эксперимент.

В основе подбора методов и приёмов развития детей с ОВЗ лежат такие

основополагающие принципы, как индивидуальный подход, направленность на развитие

личной мотивации к обучению, таких личностных качеств, как целеустремлённость,

самооценка, формирование универсальных учебных действий.

Перечислю следующие приёмы, которые использую на уроках при работе с детьми с ОВЗ.

Артикуляционная гимнастика. Она важна не только для детей-логопатов, использование

артикуляционной гимнастики на уроках помогает выработке правильных движений и

положению органов речевого аппарата, помогают развитию фонематического слуха,

способствуют формированию качественного произношения, чтения, кроме того

привлекают детей игровой формой. Артикуляционная гимнастика улучшает

кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость),

улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка,

губ, щёк, уменьшает напряжённость артикуляционных органов. Целенаправленные

упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному

произнесению нужных звуков.

Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной

сферы в сочетании со словом и музыкой. Она направлена на коррекцию общих и мелких

движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря,

способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию

эмоциональности, навыков общения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и

подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия.

Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений

пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным

средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи

ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной

деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо

обратить на тренировку его пальцев.

Дыхательная гимнастика. Способствует развитию и укреплению всего организма в

целом. В программе В.Т.Кудрявцева «Развитие двигательной активности и

оздоровительной работы со школьниками» дыхательные и звуковые упражнения

объединены в рамках одного раздела. Считаю, при работе с детьми с ОВЗ они вполне

сохраняют свою актуальность. Вот некоторые упражнения: имитация через дыхание

(ураган, легкий ветерок, пылесос), дыхание в разном ритме, игровое упражнение «Змейка»

(змейка вползает в нос и выползает через рот и наоборот - быстро и медленно) и т.д.

Зрительная гимнастика. Предупреждает утомление глазных мышц, регулирует

работоспоспособность зрительных анализаторов, является профилактикой развития

близорукости или дальнозоркости. У.Бейтс, американский врач-офтальмолог, говорил

«Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать. Необходимо научиться

расслабляться и снимать напряжение глаз»

Физкультминутка. Проводится во время проведения организованной образовательной

деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется

мышление и повышается умственная работоспособность. Используется с элементами

гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Развитие общей моторики. Традиционные и необычные физминутки, динамические

паузы проводятся в игровой форме в середине урока, но ещё практикую возможность

ребёнку самостоятельно сделать несколько упражнений, когда ребёнок чувствует, что

устал. При изучении отдельных тем, правил синхронизация движения руки, речи и

визуальной картинки облегчает запоминание правил, понятий.

Развитие мелкой моторики. Учеными давно доказана связь между развитием мелкой

моторики и общим развитием, соответственно при работе с ребёнком, особенно с ОВЗ,

необходимо больше внимания уделять занятиям, направленным на развитие мелкой

моторики.

Су – дж ок терапия (элементы) в виде самомассажа. Из названия понятно, что это

направление терапии пришло к нам с востока. В переводе с корейского языка «су»-кисть,

«джок»-стопа. Разработал данное направление южно-корейский ученый Пак Чже Ву.

Известно, что на кистях рук и на стопе существуют высокоактивные точки, которые

соответствуют всем органам и системам. Также проведение самомассажа точек на лице,

ушах до ощущения тепла способствует профилактике простудных заболеваний,

активизирует мозговую деятельность. Самомассаж легко применим и в качестве

физминуток, индивидуально и фронтально. Су-джок – это не знахарство и не целительская

практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и

безопасность. На занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных

на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики,

грецкие орехи, колючие валики). Эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно

воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и

ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления

теплового эффекта.

Релаксация. Детям, особенно ослабленным, релаксация помогает снять мышечное и

нервное напряжение. Хорошо, работают такие приёмы релаксации, как «минутка

тишины», «музыкальная пауза», «движения души». Проводится в любом подходящем

помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность

технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую

музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Психогимнастика также даёт и релаксирующий эффект, но направлена на использование

выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Детям с ОВЗ очень

важно учиться управлять различными эмоциями. В игре дети знакомятся с различными

проявлениями чувств. («Голоса леса», «Волшебный сад»).

Арттерапия игротерапия С древних времён человек, чтобы расслабиться или выразить

свои чувства и эмоции рисует, лепит, пишет. Арт-терапия ставит своей целью изменение

эмоционального состояния, снятие психического напряжения с помощью искусства. Это

не только рисование, но и лепка, сочинительство, музицирование, танцы.

Применение здоровьесберегающих технологий системно, не одномоментно, при работе с

детьми с ограниченными возможностями позволяют «сгладить», скорректировать

проблемы физического и психического здоровья детей, помогают адаптироваться в классе.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает

результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные

ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,

обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование

вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-

развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной,

интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ

Ритм терапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов

выражения чувств и переживаний. Музыкально- ритмические упражнения, танцевальные

разминки, музыкальная и танцевальная ритмическая импровизация выполняют

релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять

умственную перегрузку и утомление. Движение и танец снимают нервно-психическое

напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, это дает

определенный психотерапевтический эффект.

Музыкально- рациональная психотерапия представляет собой совокупность приемов и

методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных воспитанникам

переживаний формирование мировоззрения, которая помогает ему быть здоровым и

счастливым.

Фольклорная арт- терапия. Народный песенный фольклор- это естественная система

арт- терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, рисунком,

цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой

личности. Традиционные народные песни развивают у детей не только музыкальный слух

и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат

Директор: ______________ (Д.Б.Нуриева)



В раздел образования