Автор: Нечаева Лариса Александровна
Должность: учитель изо и черчения
Учебное заведение: МОБУ ДОД
Населённый пункт: Амурская область, Тындинский район, село Соловьевск
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: План-конспект урока "Исторический жанр в картине"
Раздел: дополнительное образование
Тема урока: «Исторический жанр в картине»
Цель урока: Познакомить учащихся с историческим жанром в живописи.
Задачи урока:
Обучающая : Вспомнить с учащимися понятие «жанр», познакомить с
историческим жанром на основе репродукций великого русского
художника В.И. Сурикова.
Развивающая : Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной
памяти, творческой фантазии.
Воспитывающая: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к
миру, искусству, истории мировой культуры.
• Оборудование для учителя: наглядные пособия, классная доска, мел.
• Оборудование для учеников: крандаш, альбом, гуашь, кисть, баночки для
воды.
Этапы
урока
Ход урока
деятельность учителя
деятельность учащихся
Орг.мо
мент
Здравствуйте дети, меня зовут
Лариса Александровна, сегодня урок
изобразительного искусства буду
вести у вас я.
-Проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте.
Обьясн
ение
нового
матери
ала.
Отрывок из Слово о полку Игореве.
Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
Как вы думаете, ребята, с чем будет
связана тема нашего урока?
Правильно, а теперь давайте
1
вспомним что такое жанр в
искусстве?
Какие жанры бывают?
Итак, как мы выяснили, речь сегодня
пойдет об историческом жанре.
Исторический жанр – один из
важнейших в изобразительном
искусстве. Он объединяет
произведения, в которых запечатлены
значительные исторические события,
герои прошлого.
Исторический жанр – один из самых
трудных в живописи. Невозможно
создать историческое полотно без
глубоких знаний истории, без умения
раскрывать, понимать и обобщать
сущность изображаемого
исторического события.
В историческом жанре находят
художественное выражение образцы
общественной доблести,
драматические конфликты
исторических сил. Изображение
исторических событий долгое время
связывалось с мифами,
фольклорными и религиозными
легендами. Собственно,
исторический жанр сформировался в
эпоху Возрождения, но лишь в 19 в.
окончательно отделился от
аллегорического и религиозного
жанров.
В любом произведении искусства
главное – чувства, мысли,
переживания и отношение художника
к разным явлениям жизни.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему
уроку я выбрала слова
-С историей!
Жанр – это
подразделение каждого вида и
скусства, обусловленное мно
гообразием конкретных
возможностей худож. освоен
ия действительности.
портрет, исторический,
мифологический, батальный,
бытовой, пейзаж, натюрморт,
анималистический жанр.
2
замечательного русского художника
В.И. Сурикова «Нет ничего
интереснее истории, только читая
историю, понимаешь настоящее»
Василий Иванович Суриков - один из
наиболее ярких представителей
исторического жанра в русской
живописи. Творчество этого
художника настолько широко и
многогранно, что рамки одного урока
не в состоянии вместить всю
содержательную сторону его
живописных повествований. Каждая
картина В.И.Сурикова: «Утро
стрелецкой казни», «Меншиков в
Берёзове», «Боярыня Морозова»,
«Покорение Сибири Ермаком»,
«Переход Суворова Через Альпы»,
«Степан Разин» и др. – это целая
поэма о борьбе и страданиях,
героизме и трагических испытаниях
русского человека.
Сегодня мы познакомимся с
творчеством этого художника на
примере трёх его наиболее
значительных картин «Боярыня
Морозова», «Меншиков в Берёзове» и
«Утро стрелецкой казни».
Итак, конец 17 века.
В России сложное и противоречивое
время. Московское восстание 1682
года, стрелецкое восстание1698 года
и жестокая расправа над их
участниками стали трагической
страницей русской истории.
Стрельцы – старое допетровское
войско, которое Пётр заменил
регулярной армией. Царевна Софья,
мечтавшая о власти , чувствуя
недовольство стрельцов, возглавила
мятеж. Их бунт расценивался как
скрытый поединок между царевной
Софьей и Петром1, который
обернулся казнью более1000
3
стрельцов, поверивших Софье. В
полотне нашла отражение
противоречивая, полная социальных
конфликтов атмосфера того времени.
Фрагмент картины.
Тревожный пейзаж осеннего утра
пронизан ожиданием трагедии.
Огромная толпа заполнила площадь.
Скоро начнётся казнь. В центре
картины – стрелец, стоящий на
телеге. Он прощается с народом,
низко кланяясь ему по старинному
русскому обычаю. Этот человек не
сломлен. В нём нет ни страха, ни
смирения.
На картине «Меншиков в Берёзове»
изображена тесная, с низким
потолком комната в холодной избе. За
простым деревенским столом сидят 4
человека – Меншиков и его дети,
последовавшие за ним в ссылку.
Сподвижник Петра светлейший князь
Александр Данилович Меншиков,
фактически правитель Российского
государства при Екатерине Ɩ, попал в
опалу при императоре Петре II, был
лишён всех своих должностей и
чинов и сослан в сибирское селение
Берёзов.
Боярыня Феодосия Прокопьевна
Морозова (1632-1675 ) – раскольница,
вступила в личное противостояние с
правящим режимом, за что была
заживо погребена вместе со своей
сестрой Евдокией Урусовой в
земляной тюрьме в Боровске. В
глазах народа она была героиней-
мученицей, отдавшей жизнь за правое
дело.
Движение раскольников в 17 веке –
явление сложное. Раскол был
своеобразной формой протеста
против усиливающегося гнёта и
закрепощения крестьян. К движению
4
раскольников примкнуло большое
количество простых людей.
Картина производит сильное
впечатление звучностью красок,
напряженным состоянием
персонажей. Дочерна синее пятно –
фигура раскольницы, её бледное ,
вдохновенное лицо – центр
огромного полотна. Высоко поднятая
рука с двуперстием воспринимается
как призыв следовать старой вере.
Этот выразительный жест подчёркнут
художником особо. Он продолжается,
зрительно удлиняется линией шубы,
спадающей с телеги на снег. Суриков
усиливает воздействие взгляда
Морозовой противопоставлением 2-х
профилей: вдохновенного взгляда
Морозовой и грубого с глумливой
усмешкой возничего. Слева от саней -
недруги, равнодушные наблюдатели и
сочувствующие горожане. Различно
отношение к раскольнице. Здесь и
злобно смеющийся поп в лисьей
шубе, веселящийся со своим соседом,
богатым купцом, и потрясённые
бояре, и мальчик-подросток.
Посмотрите как тщательно
проработаны лица, фигуры..У
каждого персонажа свой характер,
своя задача.
Практи
ческая
часть.
Итак, за сегодняшний урок вам нужно
придумать и изобразить
историческую композицию в цвете.
Сейчас я вам продемонстрирую
примерное изображение вашей
композиции, а также поставлю слайд
с примерами. Не забывайте, что в
конце урока я вам всем поставлю
оценки, поэтому поторопитесь.
На слайде представлены критерии
оценок, внимательно ознакомьтесь.
5
Анализ
работ
Закончили работу! 1 ряд выходим. 2
ряд выходим. 3-й ряд выходим.
Подвед
ение
итогов
Итак, выполнили ли мы цель нашего
урока? Понравилось наше
путешествие? Всем спасибо за урок,
подходим ко мне для выставления
оценок.
- Да.
-Да
До свидания!
6