Автор: Бахарева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОЧУСОШ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности.
Раздел: начальное образование
Формирование у младших школьников навыков самоконтроля,
взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности.
Современное общество требует формирования социально активной,
инициативной, творческой личности, развивая интеллектуальные способности,
склонности и индивидуальность каждого ребенка.
Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы
обеспечить
полноценное
личностное,
социальное
и
культурное
развитие
ребёнка,
но
и
в
том,
чтобы
подготовить
его
к
дальнейшему
развитию
и
самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать
решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её
реализации.
Следовательно,
школа
должна
развивать
у
учащихся
универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.
Существуют две формы самоконтроля:
1. внешняя (осознаваемая) произвольная;
2. внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного
(автоматического)
самоконтроля
затруднительно,
возможно
формирование
только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные
действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в
той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм
самоконтроля.
Если
учащийся
совершает
некоторые
учебные
действия
ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован
механизм
самоконтроля,
однако
самоконтроль
меняет
свою
форму
с
непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то
есть
механизм
самоконтроля
не
доведён
до
совершенства.
Если
учащийся
совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая
нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В
этом случае нужна помощь от учителя или учащихся.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
-
показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух
процессов:
передача
обучаемому
учебного
материала
и
выявление
степени
усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения;
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и
навыков;
-
сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим
контроль и цель проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки;
- просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить
полученную им оценку;
- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные
учителем критерии;
- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
2-й
этап:
Ученик
должен
научиться
наблюдать
и
анализировать
учебную
деятельность своих товарищей.
Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся
самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки
сверяют
ответы,
ищут
ошибки,
объясняют
их
друг
другу.
После
того,
как
взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения
трудных
задач,
а
ученикам
ещё
раз
сверить
свои
ответы
и
решения.
При
взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении
оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема,
может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли
проанализировать чужую работу.
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь
обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а
полученные
навыки
контроля
ученик
переносит
на
свою
деятельность
(самоконтроль). Необходимо практиковать решение у доски одной и той же
задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за
работой
своих
товарищей.
После
окончания
работы
у
доски
написанное
обсуждается
всем
классом,
каждое
решение
оценивается,
его
выбор
обосновывается.
Необходимо:
- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать
замечания
по
существу
ответа,
высказать
свои
соображения
относительно
полученного результата и хода решения;
-
приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать
постановку вопросов учителю;
- демонстрировать учащимся типичные ошибки.
3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной
деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и
своей
учебной
деятельности,
умение
исследовать
свою
деятельность,
определять
эффективность
своего
труда,
создавать
мотивы,
потребности
и
возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.
Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение,
самоанализ и самокоррекцию своей деятельности, учитель должен:
-
приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень
усвоения материала путём составления плана прочитанного и пересказа главных
мыслей,
отвечать
на
контрольные
вопросы
учебника,
cо ставлять
дополнительные контрольные вопросы к тексту, находить ответы на вопросы в
учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;
- вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты,
проверять правильность выполнения заданий;
-
не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ,
решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку, если
ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
- не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою
оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо
вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую
оценку, и помочь разобрать в нормах оценки.
Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику
дается
две
недели
на
устранение
обнаруженного
пробела
и
проведение
повторного контроля знаний.
Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ,
а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это
первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый
вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.
Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.
В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт
оценку
действиям
учащихся.
В
этот
же
период
следует
учить
школьников
самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя.
Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля, которые
используются на уроках.
Например, на уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто
доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу,
поднимают
руку.
Важно
обратить
внимание
детей
на
то,
что
если
не
всё
получилось,
этого
не
надо
стыдиться,
ведь
мы
и
пришли
в
школу,
чтобы
научиться.
- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом
обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.
- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою
работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке
учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный - всё
получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо,
не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока
ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
- Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под
диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам –
написали - прочитали то, что написано.
- Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после
написания, проверяют по образцу.
-
Игра «Учитель» . На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены
ошибки
на
изученные
правила.
Учитель
говорит,
что
какой-то
сказочный
персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном
этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание
найти
сколько
смогут).
Дети,
выступая
в
роли
учителей,
проверяют
предложения.
- «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или
экране.
И
спрашивает: «Кто
сможет
это
сделать?» Учащиеся,
оценив
свои
умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно
проверяют
правильность,
после
чего
учитель
спрашивает: «Ты справился с
заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.
Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек
разного цвета и словесной самооценке. После самооценки ученика нужно всегда
высказывать
своё
согласие
или
несогласие
с
ним
и
аргументировать
свою
позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.
Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с
самоконтролем,
взаимоконтролем
и
формированием
самооценки,
является
неотъемлемой
частью
обучения,
совершенствования
ученика
и
требует
внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.