Напоминание

Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности.


Автор: Бахарева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОЧУСОШ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование у младших школьников навыков самоконтроля,

взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности.

Современное общество требует формирования социально активной,

инициативной, творческой личности, развивая интеллектуальные способности,

склонности и индивидуальность каждого ребенка.

Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы

обеспечить

полноценное

личностное,

социальное

и

культурное

развитие

ребёнка,

но

и

в

том,

чтобы

подготовить

его

к

дальнейшему

развитию

и

самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать

решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её

реализации.

Следовательно,

школа

должна

развивать

у

учащихся

универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Существуют две формы самоконтроля:

1. внешняя (осознаваемая) произвольная;

2. внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного

(автоматического)

самоконтроля

затруднительно,

возможно

формирование

только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные

действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в

той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм

самоконтроля.

Если

учащийся

совершает

некоторые

учебные

действия

ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован

механизм

самоконтроля,

однако

самоконтроль

меняет

свою

форму

с

непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то

есть

механизм

самоконтроля

не

доведён

до

совершенства.

Если

учащийся

совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая

нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В

этом случае нужна помощь от учителя или учащихся.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

-

показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух

процессов:

передача

обучаемому

учебного

материала

и

выявление

степени

усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения;

- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и

навыков;

-

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим

контроль и цель проведения того или иного контроля;

- выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки;

- просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить

полученную им оценку;

- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные

учителем критерии;

- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й

этап:

Ученик

должен

научиться

наблюдать

и

анализировать

учебную

деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся

самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки

сверяют

ответы,

ищут

ошибки,

объясняют

их

друг

другу.

После

того,

как

взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения

трудных

задач,

а

ученикам

ещё

раз

сверить

свои

ответы

и

решения.

При

взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении

оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема,

может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли

проанализировать чужую работу.

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь

обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а

полученные

навыки

контроля

ученик

переносит

на

свою

деятельность

(самоконтроль). Необходимо практиковать решение у доски одной и той же

задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за

работой

своих

товарищей.

После

окончания

работы

у

доски

написанное

обсуждается

всем

классом,

каждое

решение

оценивается,

его

выбор

обосновывается.

Необходимо:

- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать

замечания

по

существу

ответа,

высказать

свои

соображения

относительно

полученного результата и хода решения;

-

приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать

постановку вопросов учителю;

- демонстрировать учащимся типичные ошибки.

3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной

деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и

своей

учебной

деятельности,

умение

исследовать

свою

деятельность,

определять

эффективность

своего

труда,

создавать

мотивы,

потребности

и

возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.

Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение,

самоанализ и самокоррекцию своей деятельности, учитель должен:

-

приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень

усвоения материала путём составления плана прочитанного и пересказа главных

мыслей,

отвечать

на

контрольные

вопросы

учебника,

cо ставлять

дополнительные контрольные вопросы к тексту, находить ответы на вопросы в

учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;

- вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты,

проверять правильность выполнения заданий;

-

не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ,

решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку, если

ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

- не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою

оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо

вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую

оценку, и помочь разобрать в нормах оценки.

Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику

дается

две

недели

на

устранение

обнаруженного

пробела

и

проведение

повторного контроля знаний.

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ,

а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это

первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый

вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.

Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.

В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт

оценку

действиям

учащихся.

В

этот

же

период

следует

учить

школьников

самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля, которые

используются на уроках.

Например, на уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто

доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу,

поднимают

руку.

Важно

обратить

внимание

детей

на

то,

что

если

не

всё

получилось,

этого

не

надо

стыдиться,

ведь

мы

и

пришли

в

школу,

чтобы

научиться.

- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом

обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою

работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке

учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный - всё

получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо,

не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока

ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

- Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под

диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам –

написали - прочитали то, что написано.

- Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после

написания, проверяют по образцу.

-

Игра «Учитель» . На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены

ошибки

на

изученные

правила.

Учитель

говорит,

что

какой-то

сказочный

персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном

этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание

найти

сколько

смогут).

Дети,

выступая

в

роли

учителей,

проверяют

предложения.

- «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или

экране.

И

спрашивает: «Кто

сможет

это

сделать?» Учащиеся,

оценив

свои

умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно

проверяют

правильность,

после

чего

учитель

спрашивает: «Ты справился с

заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек

разного цвета и словесной самооценке. После самооценки ученика нужно всегда

высказывать

своё

согласие

или

несогласие

с

ним

и

аргументировать

свою

позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с

самоконтролем,

взаимоконтролем

и

формированием

самооценки,

является

неотъемлемой

частью

обучения,

совершенствования

ученика

и

требует

внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.



В раздел образования