Автор: Карбышева Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО ДМШ №1
Населённый пункт: г. Байконур
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПРЕОДОЛЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПРЕОДОЛЕНИЕМ
ТЕХНИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ФОРТЕПИАННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
Подготовлен преподавателем
Карбышевой Т.В. с обучающейся
1 класса Шелудяковой Ириной
Дата проведения: 26.05.2020 г.
Байконур 2020 г.
Разработка открытого урока
по предмету «специальное фортепиано»
Тема урока: «Методы работы над преодолением технических трудностей в
произведениях в классе фортепиано».
Форма проведения: индивидуальная.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Цель
урока: Развитие
исполнительского
комплекса
обучающейся,
путем
выявления
проблемных
зон
и
детальной
работы
над
преодолением
технических задач произведений.
Задачи урока:
1.
Образовательная: научить
обучающуюся
способам
выполнения
технически
–
сложных
задач
произведений,
путем
применения
различных способов звукоизвлечения, приемов игры на фортепиано, и
самостоятельного применения их в практике;
2.
Развивающая: способствовать
развитию
и
совершенствованию
приобретенных
исполнительских
навыков.
Развивать
музыкальное
мышление, художественный вкус;
3.
Воспитательная: способствовать
воспитанию
у
обучающейся
эмоциональной
отзывчивости
на
развитие
музыкальной
линии,
желания
исполнять
произведения
в
самостоятельной
и
концертной
деятельности.
Методы обучения:
наглядный (слуховой, зрительный);
словесный
(обсуждение
характера
произведения,
словесная
оценка
исполнения);
проблемно - поисковый;
объяснительно
–
иллюстративный,
в
сочетании
с
репродуктивным
(практический показ преподавателя и воспроизведение услышанного
обучающимся).
Методические приемы:
1.творческие
задания
и
вопросы,
стимулирующие
мыслительную
деятельность и создающие поисковые ситуации;
2.применение
индивидуального
подхода,
наблюдение
за
мышлением
обучающейся, опрос;
3.
побуждение
обучающейся
к
самоконтролю
и
самооценки
в
процессе
работы;
4.
сопоставление
произведений,
с
учетом
использования
разнообразных
технических приемов для обеих рук;
5.
одобрение,
поощрение
успехов
обучающейся
с
целью
стимуляции
ее
интереса
к
занятиям,
как
способ
вызвать
положительные
эмоции,
повышающие работоспособность.
Материально – техническое обеспечение урока:
Нотная литература, инструмент.
Межпредметная связь: специальность, сольфеджио.
Ожидаемый результат:
Знание об исполнительских, артистических приемах и способах, влияющих
на преодоление технических сложностей произведений.
Понимание природы развития музыкальной линии.
Умение применять
на
практике
способы
и
приемы
звукоизвлечения,
преодолевать
психологический
барьер,
связанный
с
невыполнением
технических задач произведений;
Развитие эмоциональной
отзывчивости,
музыкально
–
исполнительских,
технических навыков, и общего культурного уровня обучающейся.
План урока
I.
Побуждение
1.
Психолого – педагогический настрой 2 мин.
2.
Подготовка игрового аппарата к уроку 6 мин.
- упражнение №1 Ш.Ганон
- гамма G dur
II. Осмысление
К.Черни из соч.261, 821, 599 и 139
1.
Этюд G-dur ( позиционные последовательности)
2. Этюд C-dur ( позиционные последовательности)
3. Этюд C-dur (гаммообразная последовательность)
4. Н.Кафалик «Кузнечик»
III. Рефлексия
1. Подведение итогов, оценка обучающейся 4 мин.
2. Домашнее задание 2 мин.
Ход урока
I.
Побуждение
1.
Приветствие.
Оглашение
темы
урока: «Методы
работы
над
преодолением
технических
трудностей
в
произведениях
в
классе
фортепиано».
2.
Представление обучающейся: Шелудякова Ирина, 1 класс второго года
обучения
по
специальности
«специальное
фортепиано».
Подготовка
игрового аппарата к уроку:
Упражнение №1 Ш.Ганон – артикуляционные ходы для развития
Гамма G-dur, трезвучие с обращениями, короткое и длинное арпеджио –
для
развития
позиционных
переходов
и
отработки
….,
соблюдение
аппликатурных правил.
II.
Осмысление
1.
К . Ч е р н и
Эт юд G-dur
–
Фактура
произведения
основана
на
дублировании одной и той же партии в правой и левой руке, что
придает простоту и легкость текста. Но для обучающихся младших
классов
исполнение
позиционных
последовательностей
в
темпе
аллегро
уже
более
осложнено.
И
главная
задача
добиваться
осознанного
исполнения
этюда
в
нужном
темпе
и
характере,
с
использованием динамических и агогических задач. Ребенку был задан
вопрос,
в
чем
состоит
трудность
исполнения
этюда,
обучающаяся
указала
такты,
где
наибольшая
вероятность
появления
ошибок.
Началась работа над отрабатыванием первых двух тактов, контроль
слуха - ведения скрытой мелодии, следить за соблюдением позиции
кисти – 5 палец и сила кистевого удара должен быть слабее, чем удар
кисти правых сторон. Далее отрабатывание второй фразы, где ученице
при малом размере игрового аппарата сложно быстро перенести кисти
в
арпеджированных
ходах
в
артикуляционном
плане,
но
ученица
справилась,
быстрое
движение
рук
и
точное
попадание
пальчиков
позволило исполнить верно.
2.
К.Черни
Этюд C-dur – Анализ произведения. С помощью вопросов,
выявляем
трудноисполняемые
места.
Отрабатывание
позиционных
последовательностей в квинтовом расстоянии, движение которых
в
восходящем далее нисходящем – слабый 4 палец позволяет нарушать
метроритмическую устойчивость. По рекомендации педагога ученице
был предложен метод – для четко ровной игры нужно следить за
наименьшей
амплитудой
взмахов
пальцев
и
кисть
вести
в
одной
позиции, никаких лишних движений для достижения в темпе aiiegro
точного исполнения этюда. Метод – работа на стаккато то в медленном
темпе, то в быстром, это позволит отработать неровности исполнения.
3.
К.Черни
Этюд C-dur
–
Анализ
произведения.
Техника
исполнения
требует
физические
возможности
для
достижения
выразительного
исполнения. Задачи: определение удобного темпа для обучающейся,
работа
над
преодолением
художественно-
звуковых
и
технических
трудностей,
вопросы
аппликатуры.
Работа
в
медленном
темпе
над
технически сложными тактами, далее уже в быстром темпе несколько
раз.
Одновременно
ведем
работу
над
правильным
звуковедением
в
мелодической
линии.
Исполнение
произведения
полностью
в
указанном автором темпе. Вопрос обучающейся о проделанной работе,
о применении методов и приемов в самостоятельных занятиях.
4.
Н.Кафалик «Кузнечик» - пьеса начинается с небольшого вступления,
трехчастной
формы.
Здесь
серьезным
заданием
является
овладение
хорошим
легато
при
ведении
мелодии
правой
рукой,
когда
в
аккомпанементе
обучающейся
нужно
исполнить
стакатто,
которое
придаст
исполнению
легкость,
изящество
и
остроту
характера
произведения, и при этом контроль слуха должен быть направлен так
же
на
сохранение
метроустойчивости
произведения.
Так
как
при
исполнении
подвижных
произведений
имеет
место
быть
у
обучающейся ускорения темпа. Произведение в репертуаре с ноября, и
к марту уже более усовершенственна игра.
III.
Рефлексия
1.
Подводим итоги проделанной работы. Я задаю рефлексивные вопросы
Ирине. Отмечаем фрагменты в произведениях, в которых продолжать
заострять внимание в самостоятельных занятиях дома.
2.
Задание на дом: вести работу над произведениями в таком же порядке,
как на уроке, применяя указанные преподавателем все приемы и
методы для оттачивания технических данных, выполняя все средства
выразительности. Поблагодарив обучающуюся за проделанную работу,
педагог ставит оценку.