Напоминание

Использование игры на занятиях по вокалу в студии эстрадной песни


Автор: Ненашева Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: город Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование игры на занятиях по вокалу в студии эстрадной песни
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Практическое применение игровых ситуаций на занятиях………… 2

2.1 Музыкально-динамические игры…………………………… 2

2.2 Пение и движение…………………………………………… 5

3.3 Гимнастика для голоса…………………………………………6

3.4 Речевая работа в игровых упражнениях……………………7

3. Заключение………………………………………………………………8

5. Приложения………………………………………………………………9

6. Литература………………………………………………………………16

1

1. Введение.

Уважаемые коллеги!

Представленные

мною

методические

рекомендации

могут

быть

использованы

как

начинающими,

так

и

опытными

педагогами

дополнительного

образования,

учителями

музыки,

музыкальными

руководителями детских садов, так как раскрывают проблему поддержания

интереса и повышения мотивации детей к музыкальным занятиям через

игровую деятельность.

Применение представленных в данной работе упражнений и форм

организации занятий позволит не только разнообразить ваши занятия, но и

оптимально

сочетать

работу

по

развитию

дыхания,

дикции

и

звукообразованию.

Практическое

применение

предлагаемых

игровых

упражнений

позволит вам, через развитие интереса учащихся к занятиям, формировать

у них специальные навыки, необходимые для начинающего исполнителя.

Данные методические рекомендации составлены мной, опираясь на

практический опыт деятельности студии эстрадной песни «Аллегро» Дома

детского творчества № 5, где 90% воспитанников - это дети младшего

школьного возраста (группы учащихся 6 – 7 и 10 – 11 лет), располагающие

значительными

резервами

развития.

Одной

из

приоритетных

задач

педагогов в работе с учащимися этого возраста является своевременное

выявление

и

развитие

музыкальных

способностей,

необходимых

для

успешного обучения в студии. В качестве условия оптимального развития

ребенка

предлагается

сочетание

различных

видов

деятельности.

Педагогами

вокального

объединения

разработана

комплексная

общеразвивающая программа, где успешно сочетаются пение, актерское

мастерство, работа над сценическим оформлением вокальных номеров.

2

Поскольку начальный этап обучения в студии представляет

собой период активного эмоционального вхождения в мир музыки, то

наиболее эффективными я считаю занятия, содержащие в себе задания

творческого

типа,

игровые

ситуации

и

эвристическую

деятельность

учащихся,

что способствует

развитию

таких

качеств

ребёнка,

как

эмоциональность

и

непосредственность

восприятия

музыкального

материала, легкость перевоплощения в образ песенных героев. В игре

проявляется родственный характер актёрских, музыкальных, танцевальных

способностей, что так важно для воспитанников студии эстрадной песни.

Именно

поэтому,

длительный

и

трудоемкий

процесс

обучения

важно

представить

ребенку

как

некое

путешествие,

например,

на

поезде

с

остановками, или театральное действие со сменой декораций.

Кроме того, игру можно использовать и как эффективный способ

развития

музыкально-творческих

способностей

каждого

ребенка,

позволяющий достигать оптимальных результатов в обучении.

2. Практическое применение игровых ситуаций на занятиях по вокалу.

2.1. Музыкально-динамические игры.

На начальном этапе обучения (1, 2 год обучения), на занятиях по

вокалу,

в

разделе

«Музыкально-динамические

игры

и

упражнения»

я

использую элементы фонетической ритмики и логоритмики, особого вида

речевой

работы,

который

помогает

соединить

речь

с

движением

и

развивает ритмическое чувство. Игры и упражнения, используемые на

занятиях,

способствуют

формированию

устойчивого

интереса

к

музыкально-речевой

деятельности,

поддерживают

положительное

эмоциональное

отношение

к

занятиям,

а

значит,

помогают

достигнуть

лучшей результативности в обучении детей.

3

Содержание

раздела

образовательной

программы

«Музыкально-

динамические игры и упражнения» раскрывается через:

артикуляционную гимнастику;

мимические упражнения;

динамические упражнения на координацию движения и речи;

игровые упражнения для развития певческого голоса и дыхания;

игровые упражнения для развития артикуляции и дикции;

упражнения на развитие эмоциональности;

музыкальные игры-инсценировки.

Использование таких разнообразных видов работы позволяет развивать

артистические задатки детей и решить следующие задачи:

1.

Развитие артикуляции;

2.

Развитие слухового внимания и зрительной памяти;

3.

Выработка

четких

координированных

движений

во

взаимосвязи с речью;

4.

Развитие мелодико-интонационных компонентов;

5.

Развитие творческой фантазии и воображения.

Хочется отметить, что данный раздел образовательной программы

включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность –

это работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса.

У педагогов-практиков давно сформировано представление о том,

что «тренируя пальцы, можно развить речь», поэтому на занятиях вся

работа происходит в единстве речи и движений рук или пальцев. Хочу

отметить, что систематические упражнения и тренировочные движения

пальцев рук, наряду с оптимальным влиянием на развитие речи, являются

и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Дети учатся «говорить руками», что в работе с детьми младшего

школьного

возраста,

неспособными

к

длительному

концентрированию

4

внимания,

позволяет

повысить

способность

запоминания

движения

мелодии, динамики, нюансировки.

Артикуляцию

гласных

полезно

сопровождать

«артикуляционными

жестами», выполняя движения обеими руками. (Приложение № 1.)

Развитие

звуковысотного

слуха

представляет

собой

особую

необходимость и сложность. Пение с использованием жестов активирует

слуховое

восприятие

и

помогает

точнее

дифференцировать

звуки

по

частоте,

а

голосовым

связкам

более

успешно

справляться

со

своим

поисковым процессом.

2.2.Пение и движение.

У

младших

школьников,

особенно

с

речевыми

недостатками,

координация

слуха

и

голоса

развита

недостаточно,

поэтому

ощутить

высоту звуков им бывает трудно. Чтобы помочь детям в этом я использую

сказку «Королевская семья», в которой рассказывается о волшебном замке,

в котором живут звуки. Целью использования данной игры на занятиях с

учащимися

является

возможность

разыгрывания

вокальных

диалогов,

максимально

используя

возможности

голоса.

Руками

дети

показывают

высоту звука, что помогает им не только услышать, но и «увидеть «его».

(Приложение № 2.)

В работе с детьми 1 – 2 года обучения я с успехом использую

«Гимнастику

для

голоса»,

включающую

в

себя

игровые

упражнения,

упражнения на координацию дыхания и голосообразования, упражнения на

развитие

силы

голоса

и

чистоту

интонации

и

т.д.

Причем

голосовые

у п р а ж н е н и я

о б я з ат е л ь н о

с оч е т а ю т с я

с

д ы х ат е л ь н ы м и

и

артикуляционными.

Использование

игровых

упражнений

способствуют

не

только

поддержанию

интереса,

но

и

решению

профессиональных

задач

на

занятиях.

При

работе

над

звуковысотностью

в

пении,

прежде

всего

5

необходимо найти основной тон голоса и сформировать его устойчивое

звучание. В этом мне помогает использование плавного произношения

учащимися гласных на одной высоте. Когда этот этап работы пройдет,

можно

упражнять

ребенка

в

изменении

высоты

голоса.

В

качестве

вспомогательного средства используются зрительные опоры (графические

изображения). (Приложение № 3)

Использование

наглядных

схем-алгоритмов

позволяет

добиваться

мышечной свободы у детей, как в пении, так и в жестах, формированию у

них вокальных навыков в сочетании с развитием общей музыкальности.

2.3.Гимнастика для голоса.

Используя

на

занятиях

упражнений

на

силу

голоса,

например

пропевание слов на f и

p в разных характерах, с разными тембрами, я

обязательно применяю игровые элементы. (Приложение № 4.)

Движение

и

речь

неразрывно

связаны

между

собой.

У

детей

недостатки

ручной

моторики

проявляются,

в

основном,

в

нарушении

точности

быстроты

координированности

движений.

Для

многих

детей

сложно не просто произносить, но ещё при этом и выполнять движение (а

это очень важно в эстрадном пении). Но и это корректируется на занятиях.

Активно

выполняемое

движение

залог

чёткой

артикуляции,

которая

является

одним

из

средств

музыкальной

в ы р а з и т е л ь н о с т и .

Артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, поэтому необходимо, с

одной

стороны,

уменьшить

скованно сть

и

н а п р я ж е н н о с т ь

артикуляционных мышц, с другой стороны, повысить их тонус и силу.

Обычно

на

занятиях

я

использую

традиционную

артикуляционную

гимнастику с введением в работу ритма музыки, которая задает тот или

иной

темп,

динамику

и

выразительность

выполнения

упражнений.

Артикуляционные и дикционные трудности, возникающие у детей при

исполнении песен, преодолеваются с помощью специального речевого и

музыкального материала. (Приложение № 5.)

6

2.4. Речевая работа в игровых упражнениях.

Важной

частью

работы

по

развитию

певческого

голоса

является

работа над выразительностью речи, качеством звучания голоса, развитием

навыков владения голосовым аппаратом. Таким образом, речевая работа

служит первой ступенькой к постоянному развитию и совершенствованию

правильного

звукообразования,

голосоведения,

артикуляции

и

дикции,

чистоты интонирования.

На начальном этапе обучения при ритмизации стихов и выполнении

динамических

упражнений,

следует

помнить,

что

амплитуду

и

темп

упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания.

Такой

вид

работы

на

занятии

развивает

фонационное

дыхание,

подготавливает

к

голосовым

упражнениям,

повышает

эмоциональный

настрой ребенка. Важно помнить, что при исполнении любого упражнения

или игры нужно стремиться к выразительности исполнения. Для этого

материал, используемый на занятии, должен вызывать у детей эмоции

(радость, удивление, огорчение и т.д.), что непосредственно отражается на

качестве

вокализации.

Именно

яркий

музыкальный

материал,

выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению

естественного звучания детского голоса. А использование игровых заданий

позволяет

мне

добиваться

результатов

в

певческой

деятельности

значительно легче. (Приложение № 6)

7

3. Заключение.

В заключении могу сказать, что применение на занятиях по вокалу

разных игровых форм позволяет не только поддерживать интерес учащихся

к

занятиям,

но

и

развивать

у

них

общую

музыкальность.

Сказочные

сюжеты,

поэтические

сравнения,

метафоры,

помогают

раскрепостить

детей,

увести

от

будничности

и

«серости»,

раскрасить

музыкальную

деятельность различными чувствами и эмоциями.

Использование

игры

на

занятиях

помогают

и

в

осуществлении

сложных обучающих и развивающих задач педагогической деятельности.

В игре дети учатся оценивать собственный опыт, придумывать «свой»

игровой

образ,

здесь

же

формируются

навыки

общения.

Робкие

дети

приобретают

уверенность

в

себе,

повышается

их

самооценка.

Расторможенные и эгоцентричные дети, напротив, приучаются сдерживать

импульсивные

побуждения

и

считаться

с

интересами

окружающих

их

детей.

Таким

образом,

использование

игры

на

занятиях

позволяет

мне

добиваться

хороших

результатов

в

вокально-сценической

деятельности

детей, улучшения их коммуникативных навыков, повышения мотивации к

обучению и эмоциональной отзывчивости на протяжении всего процесса

обучения.

Надеюсь,

что

данные

методические

рекомендации

помогут

вам

разнообразить

занятия,

найти

для

себя

наиболее

оптимальные

пути

решения основных проблем в обучении детей.

8

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Освоение

артикуляции

гласных

в

пении.

Сочетание

артикуляции

с

движениями.

А – показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами,

имитирующими широко раскрытый рот.

О – все пальцы собраны в кольцо, касаясь большого пальца. Имитация

артикуляции при звуке «о».

У – кисть сильно сжата в кулак. Имитация очень маленького ротового

отверстия.

И – «Улыбка». Большой палец и мизинец выставлены, тогда как остальные

пальцы сжаты в кулак.

Э

мягкие,

свободные

руки

показать

ладошкой

вверх.

Имитация

открытого, но не столь напряженного рта, как при звуке «А».

Приложение № 2.

Сказка «Королевская семья».

Королевская семья живет в волшебном замке, каждый член семьи –

звук. Самые главные – гласные, а прислуживают им – согласные. В замке

королевской семьи – семь этажей и маленькая мансарда (семь этажей –

семь ступеней лада). Комнаты Короля, Королевы и Принцессы находятся

н а I,

III

и V этаже (что соответствует устойчивым ступеням лада). Это

самые

благоустроенные

этажи

замка.

Маленький

принц

ещё

не

имеет

своего этажа и занимает мансарду – (VII ступень), он знает, что, когда

вырастет, станет жителем I этажа, но это уже будет другой замок (другой

звукоряд). Слуги живут на II,

IV

и VI этажах, постоянно ощущая свою

9

неустойчивую позицию, и желая поскорее оказаться на этаже со своим

господином. У каждого члена королевской семьи разные голоса.

У Короля голос низкий. Он произносит лишь один звук «О» - I

ступень лада (ребенок пальцами обеих рук касается груди, ощущая грудное

звучание голоса).

Королева всегда улыбается и говорит: «И» - III ступень лада. Голос у

неё более нежный и тихий (ребенок пальцами дотрагивается до губ и

растягивает губы в улыбку)

Голос принцессы – бесшабашный – V ступень лада. Она произносит

«А», танцует и поет, а голос у неё легкий и полётный (ребенок касается

пальцами «макушки» головы).

У маленького принца голос самый высокий. «Э» - восклицает он и

пытается

голосом

дотянуться

до

своей

мансарды

(ребенок

с

силой

вытягивает руки вверх).

Приложение 3. Гимнастика для голоса.

Упражнение на координацию дыхания и голосообразования.

Пропевание на одном выдохе несколько звуков на одной высоте разными

штрихами staccato и legato

Ааааа

Аааааоооооо

Ааааауууууу

После получения устойчивого звука, можно переходить к пению слогов и

музыкальных фраз.

Упражнение «Понюхай цветок».

Детям предлагается схема, где нарисован цветок и буквы «У» с точками

наверху.

10

Данное упражнение на развитие дыхания выполняется сначала без музыки,

затем то же с музыкой. Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с

музыкальной фразой.

Детям нужно «понюхать» цветок в соответствии с характером исполнения.

Педагог проводит указкой по контуру цветка – плавный, глубокий вдох.

Педагог проводит по контуру буквы «У» - вдох, точка – резкий выдох.

Педагог предлагает ребёнку собрать все пальцы вместе и втянуть воздух

носом, а затем:

- понюхать, а затем медленно и долго подуть на свои ладошки;

- понюхать и коротко выдохнуть воздух на каждый пальчик;

- понюхать, подуть, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдуть до

конца весь воздух.

Упражнение на пропевание длинных и коротких звуков

Педагог

рассказывает

детям

о

том,

что

звуки

бывают

длинные

и

короткие.

Долго

и

протяжно

спеть

один

звук

часто

очень

сложно

маленьким

детям.

Поэтому

опять

же,

используя

прием

зрительного

контроля,

можно

предложить

детям

«рисовать»

звук.

Карандаш

будет

двигаться по бумаге так долго, сколько будет звучать нота. Полезно, осваивая

пение длинных звуков, петь с использованием другой схемы, где звук дети

тянут так долго, сколько по схеме ведет указкой педагог.

11

Короткие

звуки

надо петь упруго, отрывисто,

звонко. Детям объясняют, что на письме над нотами ставят точки и тогда все

певцы знают, что петь надо отрывисто (staccato) . Жестом тоже можно

показать такую точку- «капельку», как будто стряхнуть воду с мокрых рук.

Жест,

который

мы

показывали,

когда

нюхали

цветок,

называется

у

музыкантов ауфтактом, а короткая «капелька» над нотой — staccato.

Приложение № 4.

1.

Тембровая окраска звука.

Учащимся

предлагается

исполнить

колыбельную

разными

голосами (папы, мамы, бабушки, девочки). Выполняя упражнение

можно

использовать

игрушку,

что

поможет

эмоционально

настроить ребенка на выполнение задания.

«Лай собаки» - изобразить лай старого барбоса, молодого щенка и

т.д.

2.

Работа над исполнением динамических оттенков.

При

пропевании

слогов

на crescendo

и diminuendo в восходящем и

нисходящем движении голоса от I до V ступени мажорного лада «Ох!

Ох! Ох!» - «Ох! Ох! Ох!».

Для

эмоциональной

яркости,

выполняя

упражнение,

детям

можно

предложить надеть фартук, и изобразить бабушку на кухне.

3.

Работа над звуковысотностью.

12

Пение glissando позволяет ребятам ощутить высокие и низкие звуки.

Выполняя

упражнение,

обязательно

нужно

показать

высоту

звука

руками.

«Мяуканье» (кошка) – пропевание квинты в восходящем и нисходящем

движении

с

использованием

различных

динамических

оттенков,

и

интонаций

(грозно,

удивленно,

кокетливо

и

т.

д).

В

работе

можно

использовать мягкую игрушку.

Приложение № 5.

Упражнение

с

элементами

пальчиковой

гимнастики

используется

для

развития артикуляции и выработки четкой дикции.

Жа – жа – жа

Мы нашли в лесу ежа

Пальцами изображаем рот лягушки, выполняем хлопающие

движения

на каждую долю такта.

Жу – жу – жу

Подошли мы к ежу.

Ладошки «ковшиком» - навстречу друг другу.

Ужа – ужа – ужа

Впереди большая лужа.

С силой растопыриваем пальцы на каждую долю.

Жок – жок – жок

Надень, ёжик, сапожок.

Ударяем кулачком по кулачку на каждую долю.

13

Приложение № 6.

Динамическая игра «Ёжик» с движениями

По сухой, лесной дорожке (ритмично идем по кругу)

Топ – топ – топ – топочут ножки (топаем в ритм слов)

Ходит, бродит вдоль дорожки (ходим спокойно)

Весь в иголках серый ёжик (ритмично топаем на выделенные слова)

Ищет ягодки, грибочки (собираем ягодки – кончики пальцев соединяются)

Для сыночка и для дочки (показываем «сыночка» и «дочку»)

Если подкрадется волк (идём в круг, пальцы широко расставлены)

Превратится ёж в клубок (пальцы сжимаем в кулаки, садимся на корточки)

Ощетинит ёж иголки (резко поворачиваемся лицом в круг)

Не достанется он волку (грозим)

Но и ты не тронь его (топаем на слог «ТЫ»)

Выполняется

упражнение

эмоционально,

выразительно.

Педагогу

необходимо

обращать

внимание

на

ритм

дыхания

детей,

словесное

и

логическое ударение во фразах, тембр голоса, динамику.

Этот

игровой

материал

можно

пропевать,

используя

простейшие

интервалы

(прима,

секунда,

терция),

что

позволит

сделать

работу

в

определенной тональности не только полезной, но и интересной.

Литература.

14

1. Анищенко, Е. С. Артикуляционная гимнастика.пособие для родителей и

педагогов [Текст] : учебное пособие / Е.С. Анищенко. - М.: Астрель, 2007.

58 с

2.

Власова,Т.

Фонетическая

ритмика.

[ Те к с т ] : учебно-методическое

пособие для педагогов, логопедов, музыкальных руководителей детских

садов / Т. Власова.- М. :«Музыка», 1997.

3. Дмитриева, М. Логомузыкальная пластика. [Текст]: статья для

педагогов, логопедов, музыкальных руководителей детских садов / М.

Дмитриева. - М.: «Дошкольное воспитание» № 5, 2001,32

4. Картушина, М. Логоритмические занятия в детском саду [Текст]:

учебное пособие / М. Картушина. - М.: «Творческий центр», 2003, 173 с.

5. Кацер, О. В. Игровая методика обучения пению [Текст]: учебное пособие

/ О.В. Кацер. - С-П.: «Музыкальная палитра», 2005. 148 с. 6.Овчинникова,

Т.

Пение

и

логопедия.

[Текст]: учебно-методическое

пособие

для

педагогов,

логопедов,

музыкальных

руководителей

детских

садов

и

родителей / Т. Овчинникова. – С–П.: «Союз художников», 2005, 48 с.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

15

«Дом детского творчества № 5»

«Использование игры на занятиях по вокалу

в студии эстрадной песни»

Разработала:

Ненашева Марина Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Новокузнецк

2020

16



В раздел образования