Автор: Сафронова Светлана Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1454
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
Роль семьи в развитии ребенка
Семья – важная часть жизни каждого человека. Радостные
события, происходящие в семье, как правило, делают нас
счастливыми. И, напротив, трудности и проблемы, возникающие в
отношениях с близкими людьми, доставляют максимальное
огорчение.
Семья – важная часть жизни каждого человека, радостные
события, происходящие в семье, как правило, делают нас
счастливыми, и, напротив, трудности и проблемы, возникающие в
отношениях с близкими людьми, доставляют максимальное
огорчение.
Семья – это исторически – конкретная система взаимоотношений
между супругами, между родителями и детьми, это малая
социальная группа, члены которой связаны брачными или
родительскими отношениями, общностью быта и взаимной
моральной ответственностью, социальная необходимость в
которой обусловлена потребностью общества в физическом и
духовном воспроизводстве населения.
Особенности взаимоотношений членов семьи проявляются в
общении. Общением можно считать обращение с просьбой к
любому члену семьи, реплика в ответ на его замечание,
приветственные слова в его адрес и др. Но общением также
является молчание в ответ на заданный вам вопрос, сброшенный
вызов на телефоне или хлопанье дверью. Все эти действия -
способы сообщить другому, что вы им недовольны или
рассержены.
Общение не заключается только в том, что человек говорит
другому. Гораздо более содержательным и информативным может
оказаться не то, что говорит человек, а то, как он это говорит.
Как отмечает В.Сатир, для общения в проблемных семьях
характерно преобладание двухуровневых сообщений: голос
говорит одно, а всё остальное –другое. То есть человек говорит не
то, что он чувствует и переживает на самом деле, а то, что он
считает нужным говорить. При этом часто интонация, голос,
выражение глаз или поза тела сообщают совсем другое.
В.Сатир выделяет основные ролевые позиции,
характерные для проблемных семей:
1. «Миротворец» всегда говорит в заискивающем тоне, пытаясь
угодить, извиняясь, со всеми соглашаясь. Он говорит так, будто не
способен к самостоятельному действию или ему нужен кто-то, кто
его одобрит.
1. «Обвинитель» - это человек, который всюду находит вину,
диктатор, босс. Он – главный и, кажется, говорит : «Если бы не ты,
всё было бы хорошо». Его голос резкий, жёсткий и часто громкий.
Обвинитель постоянно указывает на кого-то обвиняющим
пальцем и начинает все свои высказывания со слов: «Ты
никогда…»; «Почему ты всегда…»
3. «Расчётливый» - представитель этого типа очень правильный,
уравновешенный, никогда не демонстрирующий своих чувств. Он
спокоен, бесстрастен и собран. Голос монотонный, в употреблении
слова, в основном, абстрактного значения.
4. «Отвлекающийся» - что бы ни делал такой человек, это
неуместно и не связано со словами и поступками окружающихся.
Он отвечает на заданные вопросы неопределённо. Его
внутреннее ощущение – постоянное головокружение.
Все эти позиции объединяет неготовность человека быть
искренним и говорить открыто о своих чувствах и переживаниях. В
качестве альтернативы этим моделям поведения В.Сатир
предлагает уравновешенное или гибкое поведение, которое
отличают:
1.
соответствие слов жестам, позе и тону;
2.
соответствие того, что говорит человек, тому, как он это
делает, и тому, что он чувствует;
3.
целостность, гармоничность, открытость и гибкость.
Именно такое общение способствует созданию в семье
атмосферы доверия и уважения друг к другу.
Характеризуя данную модель общения, автор отмечает, что
только избрав гибкую модель поведения, можнообходиться
без ссор, перестать быть безразличными и выстраивать
отношения с людьми.