Напоминание

"Хорошие родители"


Автор: Бакаева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: рекомендации для родителей по развитию и воспитанию самостоятельности у младших школьников
Тема: "Хорошие родители"
Раздел: начальное образование





Назад




Хорошие родители

Сборник рекомендаций для родителей по развитию и

воспитанию самостоятельности младших школьников

Е.Н.Бакаева учитель начальных классов МБОУ

СОШ №34 г.Кемерово

В брошюре собраны методические рекомендации, которые помогут

родителям

составить

собственные

формы

занятий

с

детьми.

Последовательно выполняя советы и рекомендации, предложенные в

брошюре, можно научиться взаимодействовать с детьми на новом,

более

высоком

уровне,

сформировать

самостоятельность

и

ответственность у ребенка.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Как развить самостоятельность школьника ………………………4

Рекомендации родителям по развитию самостоятельности

младших школьников ………………………………………………6

Основные принципы развития ответственности и

самостоятельности……………………………………………….. 10

Как приучить ребенка к самостоятельности

в

приготовлении уроков?.....................................................................11

Из книги В. В. Коробковой «Подсказка для родителей» ..……....12

Высказывания великих людей..........................................................13

Литература.………………………………………………………....14

3

«То, что дети могут сделать

вместе сегодня,

завтра каждый из них

сможет сделать

самостоятельно».

Л. Выготский

Как развить самостоятельность школьника.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного

обучения

в

средней

школе.

Именно

от

того,

как

будут

заложены основы самостоятельности в младшем школьном

возрасте,

зависит

развитие

этого

важного

качества

в

дальнейшем.

Самостоятельность

ответственное,

инициативное

поведение,

независимое

от

посторонних

влияний,

совершаемое

без

посторонней

помощи,

собственными

силами. Самостоятельность – основной вектор взросления

человека.

Умение учиться – это умение, прежде всего, совершать

рефлексивные и продуктивные действия и операции.

4

Учителю для успешной организации самостоятельной

работы

в

классе

важно

использовать

ра зли чн ые

методические рекомендации, памятки.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной

работы.

Каждую

самостоятельную

работу

необходимо

проверять,

подводить

ее

итоги,

определять:

что

удалось

лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно

распознать причину появления ошибки – найти верный путь

к ее исправлению.

Именно

при

выполнении

самостоятельной

работы

имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а,

следовательно, и правильно спланировать самостоятельную

работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков,

д о с т и ж е н и е м

п р оч н ы х

з н а н и й ,

р а ц и о н а л ь н ы м

использованием учебного времени.

Отдельную немаловажную роль в развитии детской

самостоятельности

играют

детские

взаимоотношения,

взаимоотношения

ровесников.

Ведь

возможно сть

практиковать

"взрослые"

функции

контроля

и

оценки,

согласовывать замыслы и координировать планы – развивать

свою

само стоятельно сть

ребенок

обретает

во

взаимодействии со сверстниками.

В

м л а д ш е м

ш ко л ь н о м

в о з р а с т е

у ч е б н а я

самостоятельность проявляется уже в способности ученика

вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя

с помощью учителя.

5

Рекомендации родителям по развитию

самостоятельности младших школьников

Предоставьте ребенку возможность выбора

• Хочешь одеть синий свитер или зеленый?

Я знаю, что лекарство горькое. Хочешь запить его

яблочным соком или заесть ложкой меда?

В квартире не играют в мяч. Ты можешь выйти

поиграть на улицу или заняться чем-нибудь другим.

• Сейчас наше с папой время, а для тебя пришло время

спать.

Но

ты

можешь

пойти

спать

сейчас

или

немного

поиграть в своей комнате и позвать меня, когда ляжешь в

кровать, чтобы я поцеловала тебя на ночь.

Уважайте попытки ребенка самостоятельно

справиться с трудностями

6

Принято

считать,

что

фраза

“Это

же

так

просто!”

ободряет

ребенка.

Позволю

себе

с

этим

не

согласиться.

Наоборот,

если

мы

признаем,

что

задача,

стоящая

перед

ребенком, совсем не проста, мы поддержим его в случае

неудачи и дадим ему возможность гордиться собой, если он

справится. Вместо того, чтобы давать советы, подразумевая

“ты не справишься сам, делай, как я говорю”, попробуйте

подсказать

“иногда

помогает,

если…”:

"Эту

бутылку

непросто открыть. Иногда помогает, если надавить на пробку

ладонью и одновременно поворачивать ее".

Не задавайте слишком много вопросов

Мы

считаем,

что

подробно

расспрашивать

ребенка

“Что

было

в

школе?

Как

написал

контрольную?

Как

с

ребятами?” значит проявлять интерес к нему, ведь "хорошие

родители" всегда так поступают. Но порой мы с удивлением

обнаруживаем,

что

безо

всяких

вопросов

ребенок

сам

начинает нам рассказывать о своей жизни, если мы готовы

внимательно выслушать его.

Не торопитесь отвечать

Ребенок засыпает нас вопросами: "Что такое радуга?

Можно ли родить ребенка обратно? Почему люди не делают

только то, что им хочется? А обязательно учиться в школе?"

Обычно ребенок уже подумал на эту тему, прежде чем

з а д ат ь

в о п р о с .

М ы

м оже м

п од д е р ж ат ь

у м е н и е

самостоятельно

мыслить,

если

предоставим

маленькому

философу

возможность

высказать

свое

мнение

и

порассуждать вволю. У нас еще будет время дать ему четкий

и правильный ответ. Но отвечая сразу, мы лишаем ребенка

возможно сти

думать

и

рассуждать.

П о п р о бу й т е

стимулировать этот процесс наводящими вопросами типа "А

как

ты

сам

думаешь?"

Можно

перефразировать

вопрос:

«Почему люди не всегда могут делать то, что им хочется?» -

7

это

тоже

может

заставит

ребенка

задуматься.

Можно

подтвердить,

что

вопрос

непростой:

«Ты

задаешь

очень

важный вопрос -

философы думают над этим уже много

столетий». Не торопитесь отвечать. Поиск решения может

быть важнее, чем само решение.

Поощряйте ребенка самостоятельно находить

решение

Можно посоветовать поискать ответ в энциклопедии,

найти книгу в библиотеке. В зоомагазине могут ответить на

вопрос

о

домашних

животных.

Зубной

врач

лучше

вас

объяснит, почему и как нужно чистить зубы. Научите ребенка

использовать все эти источники.

Не убивайте надежду

Дети

получают

большое

удовольствие,

фантазируя,

мечтая, строя планы на будущее. Пытаясь защитить их от

разочарований, мы можем лишить их важных переживаний.

Пусть

мечтают

стать

космонавтами

или

великими

путешественниками. Мы можем с интересом выслушать их,

посоветовать,

что

почитать,

задавать

вопросы

и

вместе

мечтать.

Откажитесь от мелочной опеки и постоянного

вмешательства в дела ребенка

Перестаньте поправлять волосы, которые лезут в глаза,

заправлять рубашку в штаны, указывать на развязавшиеся

шнурки. Часто ребенок воспринимает это как вторжение в

его внутреннее пространство.

Не говорите о ребенке в третьем лице в его

присутствии

- Она у меня такая слабенькая - все время болеет...

-

Ее

все

любят,

все

девочки

вокруг

хотят

с

ней

дружить...

8

- В первом классе ему тяжело давалась математика, но

сейчас он выправился...

Пусть ребенок говорит сам за себя

Если в присутствии ребенка вас спрашивают, нравится

ли ему в школе, или почему не играет новой игрушкой,

единственный, уважительный ответ с вашей стороны: «Пусть

он сам вам ответит».

Уважайте намерения ребенка

Иногда

ребенок

очень

хочет

что-либо

сделать,

но

физически или эмоционально он еще к этому не готов.

• Хочет пользоваться туалетом как взрослый, но у него

не всегда получается.

Хочет

скатиться

с

горки,

но,

забравшись

наверх,

пугается.

Вместо

уговоров,

увещеваний,

подталкивания,

или

даже прямого насилия мы можем выразить уверенность, что

он сделает это сам, когда будет готов.

Сократите количество «нет»

«Нет» воспринимается ребенком как покушение на его

самостоятельность, как призыв к «битве». Дети мобилизуют

всю

свою

энергию,

чтобы

противостоять

нашему

«нет».

Просто хорошенько подумайте, прежде чем отказать: так ли

уж принципиально важно не разрешить ребенку то, чего он

просит,

или

можно

найти

разумный

компромисс,

предоставив возможность выбора самому ребенку.

Основные принципы развития ответственности

и самостоятельности

1. В любом возрасте на пути человека неизбежно будут

возникать проблемы - у малыша, подростка или взрослого.

2.

Если

мы

решаем

его

проблемы,

он

учится

полагаться и зависеть от нас.

9

3. Если мы даем ребенку возможность самому решать

свои

проблемы,

он

развивает

в

себе

соответствующие

способности, учится ответственности и самостоятельности.

4.

Дети

обладают

необыкновенным

и

часто

неизвестным нам потенциалом для решения своих проблем.

5. Если мы будем верить в своих детей, не станем

требовать от них совершенства, смиримся с их ошибками и

неумелыми попытками, принимая это как должное, таким

образом, мы научим их "прыгать в воду" самостоятельной

жизни.

6. Детям нужна помощь, и в наших силах им помочь.

Но помогать следует не решением проблемы вместо него. А

мы

помогаем

ему

укрепить

уверенность

в

своих

силах,

поддерживаем и ободряем его.

7. Мы обязаны верить в силы и способности ребенка,

только так он сможет поверить в самого себя.

Как приучить ребенка к самостоятельности

в

приготовлении уроков?

10

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и

не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока

задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли

оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь

избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих

детей.

11

Задачи по математике учите читать и представлять,

как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в

два действия). Сначала рассуждайте про одно.

О

чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он

пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает

како е-то

место,

пусть

читает

еще.

Так

уходим

от

бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книги вслух,

по

очереди.

Рассматривайте

иллюстрации.

Замечайте

точ-

ность или невнимательность художника, возвращайтесь по

ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по

ролям, используйте эту возможность.

П о

р у с с ком у

я з ы к у обращайте

внимание

на

выполнения упражнения полностью, ведь там может быть

несколько

заданий.

При

трудностях

выполните

вслух

все

упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При

его

письменном

выполнении

ребенок

еще

раз

все

вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание,

но не стойте за спиной.

Из книги В. В. Коробковой «Подсказка для родителей»

Правило

1.

Постепенно,

но

неуклонно

снимайте

с

себя

заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего

ребенка и передавайте их ему

Правило

2.

Попробуйте

сначала

помогать

ему

ровно

настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и

ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может

выполнить сам.

Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду

встретиться

с

негативными

последствиями

несделанных

д о м а ш н и х

з а д а н и й ,

ч т о б ы

о н

н ау ч и л с я

б ы т ь

самостоятельным

Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит вас о помощи.

Ведь если вы что-то делали не так, а теперь поняли, что

12

ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не

виноват и не должен страдать из-за чужих промахов

Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он

самостоятелен во всём, а не только за письменным столом

Высказывания великих людей:

«Добрая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно,

Но ребенок должен быть еще

И подготовлен к жизни.»

Джон Дьюи

Самостоятельность головы учащегося — единственное

прочное основание всякого плодотворного учения.

Константин Ушинский

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать

сам.

Л.Н. Толстой

Быть свободным значит не предаваться безделью,

а самостоятельно решать, что делать и чего не делать.

Жан де Лабрюйер

Исполнять приказы легче, чем действовать самостоятельно.

Райчел Мид

Мы никого и ничему не можем обучить,

Мы только можем помочь познать себя.

13

Галилео Галилей

Литература

1.Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. «Учебная

самостоятельность младшего школьника: диагностика и

развитие»

2.Вологодина Н.В. «Тренинг самостоятельности у детей»

3.Венгер А.П., Цукерман Г.А. «Развитие учебной

самостоятельности»

14



В раздел образования