Напоминание

Проективный рисунок


Авторы: Дмитриенко Елена Викторовна, Елена Викторовна Дмитриенко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦТ
Населённый пункт: город Лермонтов Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проективный рисунок
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК»

Руководитель занятий:

педагог дополнительного

образования Дмитриенко Е.В.

Проективный

рисунок -

один

из

видов

арт-терапии,

основанный

на

получении информации о человеке посредством рисования на базе механизма

проекции - не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и

вещам собственных мыслей и чувств.

Рисование -

творческий

акт,

позволяющий

ребенку

ощутить

и

понять

самого

себя,

выразить

свободно

свои

мысли

и

чувства,

освободится

от

конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой,

свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании

клиентов

окружающих

и

социальной

действительности,

но

и, ее

моделирование, выражение отношения к ней.

Достоинство рисования (по сравнению с другими видами деятельности)

заключается

в

том,

что

оно

требует

согласованного

участия

многих

психических функций (зрение, двигательная координация, речь, мышление) и

не просто способствует развитию каждой их них, но и связывает их между

собой.

Применение

метода проективного рисунка облегчает процесс

коммуникации для замкнутых или слабо ориентированных на общение детей,

стимулирует воображение, развивает художественные способности.

Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими

продуктов

творчества

повышают

самооценку

ребенка,

и

степень

его

самопринятия и самоценности.

Рисуя,

ребенок

дает

выход

своим

чувствам,

желаниям,

мечтам,

перестраивает

свои

отношения

в

различных

ситуациях,

безболезненно

соприкасается с некоторыми пугающими травмирующими образами. Таким

образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и

окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и

выражения различного рода эмоций.

Цель: гармонизация

развития

личности

через

развитие

способности

самовыражения и самопознания.

Задачи:

1.

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим

негативным чувствам.

2.

Облегчить процесс лечения в санатории.

3.

Вывести на уровень сознания мысли и чувства, которые ребенок

привык подавлять.

4.

Развивать чувство внутреннего контроля.

3.

Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

6.

Развивать художественные способности и повышать самооценку.

7.

Развивать познавательные и созидательные навыки.

8.

Воспитывать эстетический вкус.

Показания для проведения рисуночной терапии.

неудовлетворенность в семейной ситуации;

ко н фл и к т н ы е

с и т у а ц и и

в межличностных

отношениях;

повышенная тревожность;

искаженная самооценка;

актуальный

стресс,

депрессия,

трудности

в

эмоциональном развитии, чувство одиночества;

трудности в общении;

низк ий

урове нь

ра зв ит ия

мот ива ции

к

деятельности.

Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода

проективного рисования.

1.

Предварительный

ориентировочный

этап.

Исследование

ребенком

обстановки, изобразительных материалов и ограничений в их использовании.

2.

Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.

3.

Поиск адекватной формы выражения своих чувств, мыслей, идеи.

4.

Развитие замысла рисунка в направлении все более полного, глубокого

самовыражения, его конкретизация.

5.

Разрешение

конфликтно

-

травмирующей

ситуации

в

символической

форме.

Методики, используемые в проективном рисовании.

1.

Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).

Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе.

Тема

или

задается,

или

выбирается

членами

группы

самостоятельно.

На

рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается

обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

2.

Коммуникативное

рисование. Группа

разбивается

на

пары,

у

каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную

тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются

с помощью образов, линий, красок.

После завершения работы обсуждаются не художественные достоинства

созданного произведения, но и мысли, чувства, которые возникли у членов

диад, их отношение друг к другу в процессе рисования.

3.

Совместное рисование. Несколько человек или вся группа молча

рисуют на одном листе на определенную тему (например, образ группы, ее

развитие, настроение, атмосферу и т.д.) По окончании рисования обсуждается

участие

каждого

члена

группы,

характер

его

вклада

и

особенности

взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4.

Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один

начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Проективное рисование может использоваться как в индивидуальной так и в

групповой форме.

Ф у н к ц и и

р у к о в о д и т е л я

м о г у т

б ы т ь

р е а л и з о в а н ы

в директивной и недирективной форме.

Директивная

форма

предполагает

прямую

постановку

задачи

перед

ребенком

в

виде

темы

рисования;

руководство

поиском

лучшей

формы

выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективной форме ребенку предоставляется свобода, как в выборе

темы,

гак

и

выборе

экспрессивной

формы.

В

то

же

время

руководитель

оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости -

техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту его

творчества.

Типы заданий, используемых в рисуночной практике.

1.

Предметно

-

тематические

задания -

рисование

на

заданную

тему,

где

предметом

изображения

выступает

человек

и

его

отношение

с

предметным миром и окружающими людьми («Моя семья», «Я в школе», «Я в

будущем», «Мой мир», «Мой самый хороший поступок»).

2.

Образно

-

символические

задания -

изображение

ребенком

абстрактных

понятий

в

виде

созданных

воображением

образов,

таких

как

добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость,

гнев, удивление и т.д.

Анализ

нравственного

содержания

событий

и

явлений

заставляет

переосмысливать их значение.

3.

Упражнение на развитие образного восприятия, воображения,

символической функции.

Предлагается,

опираясь

на

стимульный

ряд,

воссоздать,

воспроизвести

целостный

объект

и

придать

ему

осмысленность

(рисование

по

точкам,

«веселые кляксы» и т.д.)

4.

Игры и упражнения с изобразительным материалом –

экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом

и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей

(рисование

пальцами,

манипулирование

пластилином,

наложение

цветовых

пятен друг на друга и т.д.)

Происходит стимулирование потребности в изобразительной

деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности,

формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе,

формирование

интереса

к

исследовательской

деятельности,

стимулирование

познавательной потребности.

5.

Задания на совместную деятельность

Могут включать все указанные выше задания. Направлены как на решение

проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на

оптимизацию детско - родительских отношений.

Способы работы с готовыми рисунками.

1.

Демонстрация

всех

рисунков

одновременно,

их

просмотр

и

сравнение,

нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники

высказываются о его содержании).

План обсуждения авторского рисунка:

а) высказывание членов группы о рисунке:

понимание

замысла

рисунка

(что

хотел

изобразить

автор,

как

выразил);

чувства, выраженные рисунком.

б) высказывание автора о своем рисунке:

собственный замысел;

понимание рисунка, средства выразительности.

в) обсуждение расхождений в понимании и интерпретации рисунка членов

группы и автора.

Планирование

Занятие 1

Ознакомительная беседа с детьми. Показ изобразительных материалов и

готовых

рисунков.

Создание

положительного

эмоционального

настроя

и

заинтересованности.

Занятие 2

Выбор

темы

и

изобразительного

материала.

Знакомство

с

техникой

рисования. Выполнение работы в карандаше.

Занятие 3

Подбор

цветовой

гаммы.

Выполнение

работы

самостоятельно

в

цвете.

Индивидуальная работа с детьми.

Занятие 4

Творческий подход к выполнению работы (фон, дополнительные штрихи,

детализация). Помощь товарищу.

Занятие 5

Завершение

работы.

Индивидуальные

беседы

о

творческой

работе.

Повышение самооценки («Я не хуже других»).

Занятие 6

Демонстрация работ в группе с последующим их обсуждением.

Оформление выставочных работ.

Результативность

Применение

метода

проективного

рисунка

в

коррекционной

работе

с

детьми позволяет получить следующие позитивные результаты:

1.

Обеспечивает

эффективное

эмоциональное

отреагирование,

придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые,

допустимые формы.

2.

Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных

или слабо ориентированных на общение детей.

3.

Дает

возможность

невербального

контакта

(опосредованного

продуктом

арт-терапии),

способствует

преодолению

коммуникативных

барьеров и психологических защит.

4.

Создает

благоприятные

условия

для

развития

произвольности

и

способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что

изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности

на пути достижения целей.

5.

Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих

чувств, переживаний, эмоциональных состояний и реакций.

6.

Существенно

повышает

личностную

ценность,

содействует

формированию позитивной «Я концепции» и повышению уверенности в себе за

счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Об эффективности использования метода проективного рисунка можно

судить на основании положительных отзывов детей, активизации участия в

занятиях,

усиления

интереса

к

результатам

собственного

творчества,

увеличения

времени

самостоятельных

занятий,

оптимизации

общения

и

взаимоотношений

со

сверстниками.

Ребята

нередко

открывают

в

себе

творческие

возможности,

и

после

прекращения

арт-терапии

посредством

проективного

рисунка

продолжают

самостоятельно

увлеченно

заниматься

творчеством.

Приложение

Техника росписи пальцем.

Оборудование: баночка для воды, блюдце для смешивания красок, кисть

(для

дополнения

росписи

тонкими

линиями

и

мазками),

салфетка

для

вытирания пальцев.

Приемы росписи:

Роспись

«тычком»: верхняя

часть

подушечки

указательного

пальца,

направленного вертикально вниз, касается основы, оставляя круглый отпечаток

с

просветлением

посредине.

Так

получается

объемное

изображение

ягод

и

других круглых деталей.

«Мазок»: палец с нанесенной краской скользит по основе 2 -2,5 см. Так

создается изображение овалов, вытянутых листьев, перьев птиц.

«Протяжка»: палец с нанесенной краской «протягивает» длинный

мазок по основе. Так получается изображения длинных листьев, вытянутых

деталей; особенно удобен этот прием для смешивания оттенков.

«Процарапывание»: по свежему мазку острым концом древка кисточки

проводятся

полоски,

в

которых

ярче

проступает

цвет

основы.

Так

изображаются, например, прожилки на листьях.

«Прокатка»: древком кисточки с нанесенной краской на основе ставятся

точки (часто на круглых деталях, выполненных «тычком»); придавливая эти

точки,

кисть

слегка

покачивают.

Так

украшают

ягоды,

выполняют

круглые

детали.

Введение:

Я расскажу вам одну историю: «Однажды папа Карандаш, мама Кисточка

и обе тети Ватка и Резинка - ушли по своим взрослым делам, а деткам,

акварельным краскам, разрешили немного погулять. И куда же они пошли? Ну

конечно, в лес. Ведь осенний лес так красив! Там они набрались впечатлений,

наелись ягод и пришли домой очень веселые. Им захотелось рассказать обо

всем, что они увидели в лесу. Но вот беда: говорить - то они не умеют! Зато

умеют многое выражать языком цвета, да как ярко!»

«Кляксография»

Оборудование: кисть, лист бумаги, цветная тушь, гуашь или акварель,

баночка для воды, магнитофон, CD-диск (музыкальное сопровождение).

Техника выполнения: Возьмите понравившуюся вам тушь и брызните на

лист бумаги. Под музыку начинайте танцевать, держа работу в руках. Ручейки

туши будут растекаться в разные стороны. Взгляните на получившуюся кляксу

и

подумайте,

что

она

вам

напоминает

(собаку,

бабочку,

цветок

и

др.).

Дополните рисунок необходимыми деталями, чтобы получить форму, которую

подсказывает ваше воображение.

Рисование с помощью матриц из картона

Оборудование: картон, гуашь или акварель, кисти, баночка для воды,

лист бумаги, блюдце для смешивания красок, ножницы, простой карандаш,

ластик.

Техника выполнения: Вырежьте из картона фигуры, оттиски которых вы

хотите получить на бумаге. Затем раскрасьте получившуюся матрицу гуашью

и приложите ее к листу в соответствии с композиционным планом.

Прямые

картонные

полоски

помогут

вам

очерчивать

контуры

и

отдельные детали композиции.

Достаточно иметь несколько форм матриц. Варьируя их, вы получите

самые

разнообразные

оттенки.

Краски

наносятся

на

лист

неравномерно,

благодаря чему достигается эффект объемности изображения.

Индивидуальное рисование

Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии

искусством.

Оно

стимулирует

творчество,

сознание

чувств

и

воображение,

помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Необходимое время: 1 час

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или пластилин

Процедура: Каждый

член

группы

имеет

в

своем

распоряжении

много

бумаги и цветные карандаши.

Используйте 1-2 минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые

возникают

в

этот

момент.

Забудьте

об

искусстве

и

не

старайтесь

быть

художником. Возьмите карандаш и начните, наносить какие-нибудь штрихи на

бумагу.

Рисуйте

цветные

линии

и

формы,

говорящие

о

том,

как

вы

себя

чувствуете.

Попытайтесь

символически

выразить

свое

состояние

в

данный

момент.

Не

заставляйте

себя

рисовать

что-то

определенное

и

высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову.

Когда

все

члены

группы

закончат

задание,

группа

может

поделиться

впечатлением о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта можно использовать другие материалы, например,

краски, мел, пластилин. В любом случае следует доверять своим внутренним

ощущениям и стараться в своей работе обнаружить информацию для себя.

Рисование с партнером

Цель: Это

упражнение

превосходно

для

исследования

межличностных

взаимоотношений и конфликтов.

Необходимое время: 30 минут - 1 час

Материалы: бумага, цветные мелки и карандаши.

Процедура: Выберите

партнера.

Положите

между

собой

и

партнером

большой

лист

бумаги,

возьмите

каждый

по

нескольку

цветных

мелков.

Внимательно посмотрите, друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте

рисовать.

Старайтесь

выразить

свои

чувства.

Если

вы

хотите

общаться

с

партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том,

что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у

вас

вызывает

рисунок

партнера.

Посмотрите,

не

можете

ли

вы

провести

параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе.

Постарайтесь узнать что- то о своем партнере.

Групповое рисование.

Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно

помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов

группы на индивидуальный опыт.

Необходимое время: 1 час

Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.

Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед

каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши.

Начинайте

рисовать

что

-

нибудь

важное

для

себя.

По

сигналу

руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и

получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим

рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте

этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте гак до тех пор,

пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства,

возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе.

Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с

группой.

Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей

картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в

данный момент и сообщающее это настроение группе.

Сотворение глиняного мира

Цель: Это упражнение стимулирует творчество. Оно исследует ценностные

ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Необходимое время: 1 -2 часа.

Материалы: глина или пластилин.

Процедура: Каждый

член

группы

получает

большой

комок

глины

(пластилина).

Группы

делятся

на

подгруппы

по

5-8

человек

в

каждой.

Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой,

расслабленной атмосферы.

Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и

вообразите, что глина сырье, из которого можно сделать все, что вы захотите. С

закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и

чувства.

Когда

вылепите

скульптуру,

поместите

ее

на

столе

вместе

с

остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с

партнерами

подгруппы

с

открытыми

глазами

поработайте

н а д

структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе

упражнения

у

вас

возникли

чувства

относительно

других

членов

группы,

выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими

впечатлениями с другими подгруппами.



В раздел образования