Авторы: Дмитриенко Елена Викторовна, Елена Викторовна Дмитриенко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦТ
Населённый пункт: город Лермонтов Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проективный рисунок
Раздел: дополнительное образование
«ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК»
Руководитель занятий:
педагог дополнительного
образования Дмитриенко Е.В.
Проективный
рисунок -
один
из
видов
арт-терапии,
основанный
на
получении информации о человеке посредством рисования на базе механизма
проекции - не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и
вещам собственных мыслей и чувств.
Рисование -
творческий
акт,
позволяющий
ребенку
ощутить
и
понять
самого
себя,
выразить
свободно
свои
мысли
и
чувства,
освободится
от
конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой,
свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании
клиентов
окружающих
и
социальной
действительности,
но
и, ее
моделирование, выражение отношения к ней.
Достоинство рисования (по сравнению с другими видами деятельности)
заключается
в
том,
что
оно
требует
согласованного
участия
многих
психических функций (зрение, двигательная координация, речь, мышление) и
не просто способствует развитию каждой их них, но и связывает их между
собой.
Применение
метода проективного рисунка облегчает процесс
коммуникации для замкнутых или слабо ориентированных на общение детей,
стимулирует воображение, развивает художественные способности.
Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими
продуктов
творчества
повышают
самооценку
ребенка,
и
степень
его
самопринятия и самоценности.
Рисуя,
ребенок
дает
выход
своим
чувствам,
желаниям,
мечтам,
перестраивает
свои
отношения
в
различных
ситуациях,
безболезненно
соприкасается с некоторыми пугающими травмирующими образами. Таким
образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и
окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и
выражения различного рода эмоций.
Цель: гармонизация
развития
личности
через
развитие
способности
самовыражения и самопознания.
Задачи:
1.
Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим
негативным чувствам.
2.
Облегчить процесс лечения в санатории.
3.
Вывести на уровень сознания мысли и чувства, которые ребенок
привык подавлять.
4.
Развивать чувство внутреннего контроля.
3.
Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
6.
Развивать художественные способности и повышать самооценку.
7.
Развивать познавательные и созидательные навыки.
8.
Воспитывать эстетический вкус.
Показания для проведения рисуночной терапии.
неудовлетворенность в семейной ситуации;
ко н фл и к т н ы е
с и т у а ц и и
в межличностных
отношениях;
повышенная тревожность;
искаженная самооценка;
актуальный
стресс,
депрессия,
трудности
в
эмоциональном развитии, чувство одиночества;
трудности в общении;
низк ий
урове нь
ра зв ит ия
мот ива ции
к
деятельности.
Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода
проективного рисования.
1.
Предварительный
ориентировочный
этап.
Исследование
ребенком
обстановки, изобразительных материалов и ограничений в их использовании.
2.
Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
3.
Поиск адекватной формы выражения своих чувств, мыслей, идеи.
4.
Развитие замысла рисунка в направлении все более полного, глубокого
самовыражения, его конкретизация.
5.
Разрешение
конфликтно
-
травмирующей
ситуации
в
символической
форме.
Методики, используемые в проективном рисовании.
1.
Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).
Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе.
Тема
или
задается,
или
выбирается
членами
группы
самостоятельно.
На
рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается
обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.
Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.
2.
Коммуникативное
рисование. Группа
разбивается
на
пары,
у
каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную
тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются
с помощью образов, линий, красок.
После завершения работы обсуждаются не художественные достоинства
созданного произведения, но и мысли, чувства, которые возникли у членов
диад, их отношение друг к другу в процессе рисования.
3.
Совместное рисование. Несколько человек или вся группа молча
рисуют на одном листе на определенную тему (например, образ группы, ее
развитие, настроение, атмосферу и т.д.) По окончании рисования обсуждается
участие
каждого
члена
группы,
характер
его
вклада
и
особенности
взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
4.
Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один
начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
Проективное рисование может использоваться как в индивидуальной так и в
групповой форме.
Ф у н к ц и и
р у к о в о д и т е л я
м о г у т
б ы т ь
р е а л и з о в а н ы
в директивной и недирективной форме.
Директивная
форма
предполагает
прямую
постановку
задачи
перед
ребенком
в
виде
темы
рисования;
руководство
поиском
лучшей
формы
выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.
При недирективной форме ребенку предоставляется свобода, как в выборе
темы,
гак
и
выборе
экспрессивной
формы.
В
то
же
время
руководитель
оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости -
техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту его
творчества.
Типы заданий, используемых в рисуночной практике.
1.
Предметно
-
тематические
задания -
рисование
на
заданную
тему,
где
предметом
изображения
выступает
человек
и
его
отношение
с
предметным миром и окружающими людьми («Моя семья», «Я в школе», «Я в
будущем», «Мой мир», «Мой самый хороший поступок»).
2.
Образно
-
символические
задания -
изображение
ребенком
абстрактных
понятий
в
виде
созданных
воображением
образов,
таких
как
добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость,
гнев, удивление и т.д.
Анализ
нравственного
содержания
событий
и
явлений
заставляет
переосмысливать их значение.
3.
Упражнение на развитие образного восприятия, воображения,
символической функции.
Предлагается,
опираясь
на
стимульный
ряд,
воссоздать,
воспроизвести
целостный
объект
и
придать
ему
осмысленность
(рисование
по
точкам,
«веселые кляксы» и т.д.)
4.
Игры и упражнения с изобразительным материалом –
экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом
и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей
(рисование
пальцами,
манипулирование
пластилином,
наложение
цветовых
пятен друг на друга и т.д.)
Происходит стимулирование потребности в изобразительной
деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности,
формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе,
формирование
интереса
к
исследовательской
деятельности,
стимулирование
познавательной потребности.
5.
Задания на совместную деятельность
Могут включать все указанные выше задания. Направлены как на решение
проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на
оптимизацию детско - родительских отношений.
Способы работы с готовыми рисунками.
1.
Демонстрация
всех
рисунков
одновременно,
их
просмотр
и
сравнение,
нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники
высказываются о его содержании).
План обсуждения авторского рисунка:
а) высказывание членов группы о рисунке:
понимание
замысла
рисунка
(что
хотел
изобразить
автор,
как
выразил);
чувства, выраженные рисунком.
б) высказывание автора о своем рисунке:
собственный замысел;
понимание рисунка, средства выразительности.
в) обсуждение расхождений в понимании и интерпретации рисунка членов
группы и автора.
Планирование
Занятие 1
Ознакомительная беседа с детьми. Показ изобразительных материалов и
готовых
рисунков.
Создание
положительного
эмоционального
настроя
и
заинтересованности.
Занятие 2
Выбор
темы
и
изобразительного
материала.
Знакомство
с
техникой
рисования. Выполнение работы в карандаше.
Занятие 3
Подбор
цветовой
гаммы.
Выполнение
работы
самостоятельно
в
цвете.
Индивидуальная работа с детьми.
Занятие 4
Творческий подход к выполнению работы (фон, дополнительные штрихи,
детализация). Помощь товарищу.
Занятие 5
Завершение
работы.
Индивидуальные
беседы
о
творческой
работе.
Повышение самооценки («Я не хуже других»).
Занятие 6
Демонстрация работ в группе с последующим их обсуждением.
Оформление выставочных работ.
Результативность
Применение
метода
проективного
рисунка
в
коррекционной
работе
с
детьми позволяет получить следующие позитивные результаты:
1.
Обеспечивает
эффективное
эмоциональное
отреагирование,
придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые,
допустимые формы.
2.
Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных
или слабо ориентированных на общение детей.
3.
Дает
возможность
невербального
контакта
(опосредованного
продуктом
арт-терапии),
способствует
преодолению
коммуникативных
барьеров и психологических защит.
4.
Создает
благоприятные
условия
для
развития
произвольности
и
способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что
изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности
на пути достижения целей.
5.
Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих
чувств, переживаний, эмоциональных состояний и реакций.
6.
Существенно
повышает
личностную
ценность,
содействует
формированию позитивной «Я концепции» и повышению уверенности в себе за
счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Об эффективности использования метода проективного рисунка можно
судить на основании положительных отзывов детей, активизации участия в
занятиях,
усиления
интереса
к
результатам
собственного
творчества,
увеличения
времени
самостоятельных
занятий,
оптимизации
общения
и
взаимоотношений
со
сверстниками.
Ребята
нередко
открывают
в
себе
творческие
возможности,
и
после
прекращения
арт-терапии
посредством
проективного
рисунка
продолжают
самостоятельно
увлеченно
заниматься
творчеством.
Приложение
Техника росписи пальцем.
Оборудование: баночка для воды, блюдце для смешивания красок, кисть
(для
дополнения
росписи
тонкими
линиями
и
мазками),
салфетка
для
вытирания пальцев.
Приемы росписи:
Роспись
«тычком»: верхняя
часть
подушечки
указательного
пальца,
направленного вертикально вниз, касается основы, оставляя круглый отпечаток
с
просветлением
посредине.
Так
получается
объемное
изображение
ягод
и
других круглых деталей.
«Мазок»: палец с нанесенной краской скользит по основе 2 -2,5 см. Так
создается изображение овалов, вытянутых листьев, перьев птиц.
«Протяжка»: палец с нанесенной краской «протягивает» длинный
мазок по основе. Так получается изображения длинных листьев, вытянутых
деталей; особенно удобен этот прием для смешивания оттенков.
«Процарапывание»: по свежему мазку острым концом древка кисточки
проводятся
полоски,
в
которых
ярче
проступает
цвет
основы.
Так
изображаются, например, прожилки на листьях.
«Прокатка»: древком кисточки с нанесенной краской на основе ставятся
точки (часто на круглых деталях, выполненных «тычком»); придавливая эти
точки,
кисть
слегка
покачивают.
Так
украшают
ягоды,
выполняют
круглые
детали.
Введение:
Я расскажу вам одну историю: «Однажды папа Карандаш, мама Кисточка
и обе тети Ватка и Резинка - ушли по своим взрослым делам, а деткам,
акварельным краскам, разрешили немного погулять. И куда же они пошли? Ну
конечно, в лес. Ведь осенний лес так красив! Там они набрались впечатлений,
наелись ягод и пришли домой очень веселые. Им захотелось рассказать обо
всем, что они увидели в лесу. Но вот беда: говорить - то они не умеют! Зато
умеют многое выражать языком цвета, да как ярко!»
«Кляксография»
Оборудование: кисть, лист бумаги, цветная тушь, гуашь или акварель,
баночка для воды, магнитофон, CD-диск (музыкальное сопровождение).
Техника выполнения: Возьмите понравившуюся вам тушь и брызните на
лист бумаги. Под музыку начинайте танцевать, держа работу в руках. Ручейки
туши будут растекаться в разные стороны. Взгляните на получившуюся кляксу
и
подумайте,
что
она
вам
напоминает
(собаку,
бабочку,
цветок
и
др.).
Дополните рисунок необходимыми деталями, чтобы получить форму, которую
подсказывает ваше воображение.
Рисование с помощью матриц из картона
Оборудование: картон, гуашь или акварель, кисти, баночка для воды,
лист бумаги, блюдце для смешивания красок, ножницы, простой карандаш,
ластик.
Техника выполнения: Вырежьте из картона фигуры, оттиски которых вы
хотите получить на бумаге. Затем раскрасьте получившуюся матрицу гуашью
и приложите ее к листу в соответствии с композиционным планом.
Прямые
картонные
полоски
помогут
вам
очерчивать
контуры
и
отдельные детали композиции.
Достаточно иметь несколько форм матриц. Варьируя их, вы получите
самые
разнообразные
оттенки.
Краски
наносятся
на
лист
неравномерно,
благодаря чему достигается эффект объемности изображения.
Индивидуальное рисование
Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии
искусством.
Оно
стимулирует
творчество,
сознание
чувств
и
воображение,
помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
Необходимое время: 1 час
Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или пластилин
Процедура: Каждый
член
группы
имеет
в
своем
распоряжении
много
бумаги и цветные карандаши.
Используйте 1-2 минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые
возникают
в
этот
момент.
Забудьте
об
искусстве
и
не
старайтесь
быть
художником. Возьмите карандаш и начните, наносить какие-нибудь штрихи на
бумагу.
Рисуйте
цветные
линии
и
формы,
говорящие
о
том,
как
вы
себя
чувствуете.
Попытайтесь
символически
выразить
свое
состояние
в
данный
момент.
Не
заставляйте
себя
рисовать
что-то
определенное
и
высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову.
Когда
все
члены
группы
закончат
задание,
группа
может
поделиться
впечатлением о каждом рисунке, никак его не оценивая.
В качестве варианта можно использовать другие материалы, например,
краски, мел, пластилин. В любом случае следует доверять своим внутренним
ощущениям и стараться в своей работе обнаружить информацию для себя.
Рисование с партнером
Цель: Это
упражнение
превосходно
для
исследования
межличностных
взаимоотношений и конфликтов.
Необходимое время: 30 минут - 1 час
Материалы: бумага, цветные мелки и карандаши.
Процедура: Выберите
партнера.
Положите
между
собой
и
партнером
большой
лист
бумаги,
возьмите
каждый
по
нескольку
цветных
мелков.
Внимательно посмотрите, друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте
рисовать.
Старайтесь
выразить
свои
чувства.
Если
вы
хотите
общаться
с
партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.
Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том,
что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у
вас
вызывает
рисунок
партнера.
Посмотрите,
не
можете
ли
вы
провести
параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе.
Постарайтесь узнать что- то о своем партнере.
Групповое рисование.
Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно
помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов
группы на индивидуальный опыт.
Необходимое время: 1 час
Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.
Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед
каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши.
Начинайте
рисовать
что
-
нибудь
важное
для
себя.
По
сигналу
руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и
получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим
рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте
этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте гак до тех пор,
пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства,
возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе.
Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с
группой.
Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей
картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в
данный момент и сообщающее это настроение группе.
Сотворение глиняного мира
Цель: Это упражнение стимулирует творчество. Оно исследует ценностные
ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.
Необходимое время: 1 -2 часа.
Материалы: глина или пластилин.
Процедура: Каждый
член
группы
получает
большой
комок
глины
(пластилина).
Группы
делятся
на
подгруппы
по
5-8
человек
в
каждой.
Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой,
расслабленной атмосферы.
Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и
вообразите, что глина сырье, из которого можно сделать все, что вы захотите. С
закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и
чувства.
Когда
вылепите
скульптуру,
поместите
ее
на
столе
вместе
с
остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с
партнерами
подгруппы
с
открытыми
глазами
поработайте
н а д
структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе
упражнения
у
вас
возникли
чувства
относительно
других
членов
группы,
выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими
впечатлениями с другими подгруппами.