Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования, МХС
Учебное заведение: МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Работа над техникой в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Работа над техникой в классе фортепиано
Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на
фортепиано – движение души.
А. Рубинштейн
Мастерство музыканта – исполнителя в узком смысле этого слова, по
мнению
многих
учащихся,
это
скорость,
точность,
беглость,
ловкость
пальцев.
Бесспорно,
всё
это
входит
в
понятие техника музыканта
–
исполнителя, но лишь как часть целого. «Техника – это туше, аппликатура,
знание
правил
фразировки»,
-
писала
французская
пианистка
Маргарита
Лонг.
Конечно
же,
всем
знакомые
гаммы
и
упражнения
–
это
одно
из
первых,
с
чего
начинает
юный
пианист
осваивать
исполнительское
мастерство.
В настоящее время изучение гамм и арпеджио обычно подразделяется
на
два
больших
периода.
Первый
можно
назвать
ознакомительным.
Он
приходится
на
время
обучения
в
младших
классах
ДМШ.
Игра
гамм
и
арпеджио в это время преследует цели практического овладения системой
квинтового
круга,
приспособления
к
черно-белому
рельефу,
к
умению
слышать и играть в разных тональностях, с разным количеством диезов,
бемолей.
Знание
аппликатуры
и
ориентировка
в
особенностях
рельефа
различных гамм и арпеджио является необходимой ступенью технического
образования.
Особенно
способствует
овладению
навыками
слышания
подвижного
и
безостановочного
двухголосного
пассажа игра
минорных
гамм, а также гамм в расходящемся движении, в терцию, дециму и сексту.
Игра гамм способствует овладению навыками первичной беглости.
По
мере
продвижения
ученика
растут
требования
к
качеству
исполнения гамм и арпеджио. Второй период овладения гаммами начинается
тогда, когда гамма становится для учащегося материалом для художественной
работы.
Ученик
должен
ставить
перед
собой
звуковые,
тембровые,
динамические,
артикуляционные
задачи
и
стремиться
их
разрешать.
Немаловажное значение имеет темп исполнения. Цель работы над гаммами -
сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, исполнить ее быстро и
так,
чтобы
она
вызывала
эстетическое
удовольствие .
Изучение
гамм
способствует росту мастерства пианиста. Гаммы нужно учить по-разному:
forte, marcato; piano, leggiero; crescendo вверх, diminuendo вниз и наоборот; в
артикуляции применять приёмы legatissimo или poco legato.
Сборники упражнений создавали и крупные пианисты, и крупные
педагоги: Ф. Лист, И. Брамс, В. Сафонов, А. Корто, Р. Йозефи, Ф. Кулау, Ш.
Ганон. Сборники многократно переиздавались. В нашей стране только за два
десятилетия
были
изданы
«Пианист-виртуоз»
Ш.
Ганона
и
целая
серия
упражнений
под
редакцией
и
с
комментариями
Я. И. Мильштейна:
«51
упражнение»
И.
Брамса,
«Ежедневные
упражнения»
К.
Таузига,
«Рациональные принципы фортепианной техники» А. Корто, «Высшая школа
фортепианной игры» Р. Йозефи, «Путь к фортепианному мастерству» Ф.
Бузони.
Интересные
и
полезные
упражнения
для
детей
содержатся
у
Б.
Бартока в его сборниках «Микрокосмос».
Общей чертой сборников К. Черни, И. Шмидта, Ш. Ганона и других
является сведение упражнений в систему, которую надлежит штудировать от
начала до конца. Иные идеи положены в основу упражнений Ф. Листа, К.
Таузига, Р. Йозефи, Ф. Бузони, В. Сафонова. Их сборники это не школы и не
системы,
а
технический
материал
для
избирательного
использования.
Каждый может найти нужные для себя упражнения.
Непревзойдённой вершиной жанра фортепианных упражнений можно
считать сборник И. Брамса, впервые опубликованный в 1893 году. Состоящий
из
51
упражнения
труд
И.
Брамса
замечателен
сочетанием
почти
энциклопедического
многообразия
технических
заданий
с
приятной
мелодической и гармонической формой. [2. С. 80–86.]
Техника важна во всяком искусстве. Техника пианиста, многие её виды
настолько сложны, что без специальной и многолетней работы овладеть ею
невозможно.
Эта
работа
начинается
с
момента
первого
знакомства
с
клавиатурой и продолжается всю жизнь. Основная цель педагога в работе над
техникой – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет
способен выполнить необходимую музыкальную задачу.
Список литературы
1.
Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
2.
Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. – М., 2003
3.
Милич,
Б..
Воспитание
ученика
–
пианиста/Методическое
пособие.
Изд. Кифара, 2002
4.
Николаев,
Л.В.
Из
бесед
с
учениками
//Выдающиеся
пианисты-
педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М. Хентовой. – М.-Л.,
1966
5.
Фейнберг, С. Пианизм как искусство. – М., 2001