Напоминание

Работа над техникой в классе фортепиано


Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования, МХС
Учебное заведение: МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Работа над техникой в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над техникой в классе фортепиано

Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на

фортепиано – движение души.

А. Рубинштейн

Мастерство музыканта – исполнителя в узком смысле этого слова, по

мнению

многих

учащихся,

это

скорость,

точность,

беглость,

ловкость

пальцев.

Бесспорно,

всё

это

входит

в

понятие техника музыканта

исполнителя, но лишь как часть целого. «Техника – это туше, аппликатура,

знание

правил

фразировки»,

-

писала

французская

пианистка

Маргарита

Лонг.

Конечно

же,

всем

знакомые

гаммы

и

упражнения

это

одно

из

первых,

с

чего

начинает

юный

пианист

осваивать

исполнительское

мастерство.

В настоящее время изучение гамм и арпеджио обычно подразделяется

на

два

больших

периода.

Первый

можно

назвать

ознакомительным.

Он

приходится

на

время

обучения

в

младших

классах

ДМШ.

Игра

гамм

и

арпеджио в это время преследует цели практического овладения системой

квинтового

круга,

приспособления

к

черно-белому

рельефу,

к

умению

слышать и играть в разных тональностях, с разным количеством диезов,

бемолей.

Знание

аппликатуры

и

ориентировка

в

особенностях

рельефа

различных гамм и арпеджио является необходимой ступенью технического

образования.

Особенно

способствует

овладению

навыками

слышания

подвижного

и

безостановочного

двухголосного

пассажа игра

минорных

гамм, а также гамм в расходящемся движении, в терцию, дециму и сексту.

Игра гамм способствует овладению навыками первичной беглости.

По

мере

продвижения

ученика

растут

требования

к

качеству

исполнения гамм и арпеджио. Второй период овладения гаммами начинается

тогда, когда гамма становится для учащегося материалом для художественной

работы.

Ученик

должен

ставить

перед

собой

звуковые,

тембровые,

динамические,

артикуляционные

задачи

и

стремиться

их

разрешать.

Немаловажное значение имеет темп исполнения. Цель работы над гаммами -

сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, исполнить ее быстро и

так,

чтобы

она

вызывала

эстетическое

удовольствие .

Изучение

гамм

способствует росту мастерства пианиста. Гаммы нужно учить по-разному:

forte, marcato; piano, leggiero; crescendo вверх, diminuendo вниз и наоборот; в

артикуляции применять приёмы legatissimo или poco legato.

Сборники упражнений создавали и крупные пианисты, и крупные

педагоги: Ф. Лист, И. Брамс, В. Сафонов, А. Корто, Р. Йозефи, Ф. Кулау, Ш.

Ганон. Сборники многократно переиздавались. В нашей стране только за два

десятилетия

были

изданы

«Пианист-виртуоз»

Ш.

Ганона

и

целая

серия

упражнений

под

редакцией

и

с

комментариями

Я. И. Мильштейна:

«51

упражнение»

И.

Брамса,

«Ежедневные

упражнения»

К.

Таузига,

«Рациональные принципы фортепианной техники» А. Корто, «Высшая школа

фортепианной игры» Р. Йозефи, «Путь к фортепианному мастерству» Ф.

Бузони.

Интересные

и

полезные

упражнения

для

детей

содержатся

у

Б.

Бартока в его сборниках «Микрокосмос».

Общей чертой сборников К. Черни, И. Шмидта, Ш. Ганона и других

является сведение упражнений в систему, которую надлежит штудировать от

начала до конца. Иные идеи положены в основу упражнений Ф. Листа, К.

Таузига, Р. Йозефи, Ф. Бузони, В. Сафонова. Их сборники это не школы и не

системы,

а

технический

материал

для

избирательного

использования.

Каждый может найти нужные для себя упражнения.

Непревзойдённой вершиной жанра фортепианных упражнений можно

считать сборник И. Брамса, впервые опубликованный в 1893 году. Состоящий

из

51

упражнения

труд

И.

Брамса

замечателен

сочетанием

почти

энциклопедического

многообразия

технических

заданий

с

приятной

мелодической и гармонической формой. [2. С. 80–86.]

Техника важна во всяком искусстве. Техника пианиста, многие её виды

настолько сложны, что без специальной и многолетней работы овладеть ею

невозможно.

Эта

работа

начинается

с

момента

первого

знакомства

с

клавиатурой и продолжается всю жизнь. Основная цель педагога в работе над

техникой – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет

способен выполнить необходимую музыкальную задачу.

Список литературы

1.

Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004

2.

Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. – М., 2003

3.

Милич,

Б..

Воспитание

ученика

пианиста/Методическое

пособие.

Изд. Кифара, 2002

4.

Николаев,

Л.В.

Из

бесед

с

учениками

//Выдающиеся

пианисты-

педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М. Хентовой. – М.-Л.,

1966

5.

Фейнберг, С. Пианизм как искусство. – М., 2001



В раздел образования