Напоминание

Воспитание экологической культуры


Автор: Рудик Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Сургут
Наименование материала: опыт работы
Тема: Воспитание экологической культуры
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание экологической культуры у младших школьников

через урочную и внеурочную деятельность.

Неизвестный

китайский

поэт

две

с

половиной

тысячи

лет

назад

сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в

гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках

экологической

необходимости.

Формирование

экологической

культуры

есть осознание

человеком своей принадлежности к окружающему его

миру,

единства

с

ним,

осознание

необходимости

принять

на

себя

ответственность

за

ощущение

самоподдерживающего

развития

цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Начальная школа – является наиболее благоприятным периодом для

формирования

основ

экологической

культуры,

так

как

в

это

время

на

основе эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира

интенсивно

формируются

свойства

и

качества

личности,

которые

определят ее сущность в будущем.

В этом возрасте в сознании учащихся

происходит

формирование

наглядно-образной

картины

мира

и

нравственно-экологической

позиции

личности,

которая

определяет

отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому

себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и

устойчивость

впечатлений,

получаемых

ребенком.

Ребенок

младшего

школьного

возраста

начинает

также

проявлять

интерес

к

миру

человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений,

его

деятельность

приобретает

личностную

природу

и

начинает

оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в

воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение

этой

цели

возможно

при

условии

целенаправленной

систематической

работы

по

формированию

у

учащихся

системы

научных

знаний,

направленных

на

познание

процессов

и

результатов

взаимодействия

человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций,

норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой

и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по

изучению и охране природы.

Теоретической

базой

подготовки

учащихся

к

правильным

взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум

знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению

с

окружающим

миром

и

другими

учебными

предметами

в

начальных

классах. В содержании каждого учебного предмета заложены возможности

для формирования экологических знаний.

Дисциплины математического цикла создают условия для развития

умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений.

Например, задачи: Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько

листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время? Или

Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 «В» сорвали 45 цветов, а 2

«В» - 46 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в

среднем, чтобы стать сытой, должна попробовать нектар 7 цветов? Задания

экологического характера помогают осознать, почему в природе нужно

поступать именно так, а не по-другому.

На уроках русского языка при изучении различных орфограмм и

правил учитель может подбирать предложения и тексты природоведческого

характера.

Многие

словарные

слова

обозначают

название

растений

и

животных

(медведь,

ворона,

воробей,

желудь

и

т.д.).

Учащиеся

рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы,

устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими

словами.

При проведении работы по развитию речи, можно объяснить

значения пословиц: Лес и вода – брат и сестра. Много леса – береги, мало

леса – посади. Много снега – много хлеба. И т.д.

Большими

возможностями

для

осуществления

экологического

образования

обладают

уроки

литературного

чтения.

Они

способствуют

развитию

ценностных

ориентаций,

оценочных

суждений,

общению

с

природой

и

грамотному

поведению

в

ней,

способствуют

развитию

эстетических

и

нравственных

отношений,

творческой

активности

и

проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

Здесь важное значение приобретают и межпредметные связи (включение

музыки,

изо).

Так,

например,

уроки,

на

которых

дети

знакомятся

с

произведениями о весне, можно начинать с прослушивания музыки из

альбома П.И. Чайковского «Времена года», нарисовать картинки, какие

представляет ребенок.

Конечно же, основная работа в начальной школе по формированию

экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира.

В течение всего изучения курса «Окружающий мир» учитель формирует

целостный взгляд на окружающую нас социальную и природную среду,

места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

В продолжении

изучения предметов

проводятся классные часы,

посвященные вопросам экологии: «Энергосбережения в нашей жизни»,

«День Земли», «День птиц», «Береги свою планету»,

«Экологическая

б е з о п а с н о с т ь » ,

« С о х р а н и т ь

п р и р о д у - с о х р а н и т ь

ж и з н ь » .

Наш

класс

является

активным

участником

общероссийских

экоуроков

«Хранители воды» (2015, 2016, 2017, 2018гг.), «Лес и климат» (2018).

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой

личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с

внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны

между собой,

дополнять, совершенствовать друг друга. По своему

содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа

по формированию экологической культуры у младших школьников очень

разнообразна.

Я использую в своей работе беседы по охране природы, о пользе и

значении в жизни человека растений и животных; чтение детской научно-

популярной природоведческой литературы

и

литературы о природе;

наблюдения

за

доступными

объектами

неживой

и

живой

природы,

направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений,

установление

связей

между

различными

компонентами

природы.

Экологические игры и экскурсии в природу, в краеведческие музеи (в том

числе и с мастер-классами), различные конкурсы рисунков и поделок из

вторичных материалов и использованных предметов, викторины («Птицы

нашего леса», «Что в лесу растет, кто в лесу живёт»), устный журнал

(«Красная

книга-книга

тревоги»).

Участие

в

природоохранных

акциях

«Сохрани дерево», «Ёлочка», «Капелька», «Птицеград», «Экологические

листовки».

Среди форм внеклассной работы я выделяю эколого-краеведческую работу.

Знание

и

понимание

проблем

малой

Родины,

умение

пользоваться

знаниями

во

благо

себе

и

окружающей

среде

-

основа

экологической

культуры человека. И начальная школа является важнейшим периодом для

выработки

правильного

миропонимания

и

высоконравственного

отношения к истории родного края, своего народа.

В рамках взаимодействия с библиотекой дети моего класса занимались в

кружке «Друзья Черного лиса» по программе краеведения, где происходило

более

глубокое

знакомство

с

историей

города,

округа;

чтение

книг

коренных народов, конкурсы, выставки работ).

Бесспорным помощником мне стал интегрированный курс «Югра – моё

наследие», задачей которого является развитие сложившего у ребёнка под

влиянием

разных

фактов

экологической

культуры,

на

основе

научных

знаний

о

взаимодействии

общества

и

природы. Этнографические

и

экологические знания курса дают детям возможность почувствовать то

общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в

том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории

Югорского

края,

прежде

всего,

через

уважение

к

народам,

культуры

которых

сформировались

на

его

территории.

Курс

является

одним

из

средств

воспитания

гражданственности,

патриотизма,

формирования

у

учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края,

их приумножение.

Изучая курс

,

дети выполняли практические задания: «Прикоснись к

природе»; «Мое природное (культурное) наследие; «Обереги природы –

разработка

образа

Хозяина,

Духа

выбранного

объекта

природного

наследия»; «Модель взаимодействия природы и человека (конструирование

устойчивой / неустойчивой пирамиды из кубиков»; опыты «Мох и влага»;

«Мох

и

лед»;

и

др;

творческие:

рисунки

(«Наша

Родина

Югра»,

Природоохранительные

знаки),

сочинение

экологических

сказок,

составление ЗЕЛЁНОЙ рекламы; исследовательские

и проектные. Темы

выбирались по желанию: «Оленья упряжка», «Хозяин тайги», «Кедр- наш

кормилец», «Лес в жизни народов ханты и манси», «Праздники народов

Югры». Мы не просто узнали о праздниках, но принимали участие в них.

Это

«Вороний

день»

в

историко-культурном

центре

«Старый

Сургут»,

«День

оленевода»

при

посещении

этнографического

музея

природы

и

человека в деревне Русскинская.

Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть

целостным

и

всеобъемлющим

без

участия

семьи.

Курс

«Югра-

моё

наследие»

предусматривает

эту

совместную

деятельность.

Вместе

с

родителями

дети читают и обсуждают тексты, придумывают, выбирают

правила и полезные привычки, участвуют в экологических акциях по

очистке

двора,

посадки

цветов

и

деревьев,

подкормке

птиц.

Основным

критерием

эффективности

работы

по

формированию

экологической культуры школьников является единство их экологического

сознания и поведения. Результатом своей работы по данной теме считаю:

-

проявление повышенного интереса учащихся к объектам окружающего

мира,

условиям

жизни

людей,

растений,

животных

(дети

пытаются

оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо);

желание

учащихся

заниматься

экологически

ориентированной

деятельностью;

стремление выполнять правила поведения в природе, на улице, во время

экскурсий.

Ребята,

получая

знания,

осваивают

новые

полезные

привычки.

Вот

примеры из записей в Зеленом дневничке:

- Наша семья сейчас чистит зубы, наливая воду в стакан;

- чаще принимаю душ, а не ванну;

- моем посуду в тазике;

- слежу за собой, чтобы не забывать выключать свет; чтобы из крана не

капала вода;

- использованные тетради, газеты и журналы не выбрасываем, а сдаём в

макулатуру;

- пластмассовые предметы выбрасываем в отдельный контейнер;

- не бросаю мусор на улице;

- наша семья не пользуется одноразовой посудой; полиэтиленовые пакеты

используем много раз.

Мы должны помнить, что воспитание экологической культуры реализуется

не

через

эпизодические

мероприятия,

а

через

систему

занятий,

внеклассных

мероприятий,

коллективных

творче ских

дел

и

индивидуальной

работы

с

учащимися.

И

должно

быть

направлено

на

достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

Список литературы

1.Алексахина

Е.М.,

Долгачева

В.С.

Методические

рекомендации

к

работе

по

экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

2.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования

младших школьников // Начальная школа. – 1999. – №1.

3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического

воспитания/ Начальная школа. – М.,1994

4. Дзятковская Е.Н., Гнеушева Т.А. Методические рекомендации к учебному пособию

«Югра-мое наследие»: 3 класс / М.: Центр «Образование и экология».-2016

5. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. -

М.: Прометей, 1996.

6. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в

школу. / Начальная школа. – М.,1993,

7. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь № 4,

2000, / гл. ред. Б.М.Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.



В раздел образования