Автор: Рудик Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Сургут
Наименование материала: опыт работы
Тема: Воспитание экологической культуры
Раздел: начальное образование
Воспитание экологической культуры у младших школьников
через урочную и внеурочную деятельность.
Неизвестный
китайский
поэт
две
с
половиной
тысячи
лет
назад
сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в
гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках
экологической
необходимости.
Формирование
экологической
культуры
есть осознание
человеком своей принадлежности к окружающему его
миру,
единства
с
ним,
осознание
необходимости
принять
на
себя
ответственность
за
ощущение
самоподдерживающего
развития
цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Начальная школа – является наиболее благоприятным периодом для
формирования
основ
экологической
культуры,
так
как
в
это
время
на
основе эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира
интенсивно
формируются
свойства
и
качества
личности,
которые
определят ее сущность в будущем.
В этом возрасте в сознании учащихся
происходит
формирование
наглядно-образной
картины
мира
и
нравственно-экологической
позиции
личности,
которая
определяет
отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому
себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и
устойчивость
впечатлений,
получаемых
ребенком.
Ребенок
младшего
школьного
возраста
начинает
также
проявлять
интерес
к
миру
человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений,
его
деятельность
приобретает
личностную
природу
и
начинает
оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в
воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение
этой
цели
возможно
при
условии
целенаправленной
систематической
работы
по
формированию
у
учащихся
системы
научных
знаний,
направленных
на
познание
процессов
и
результатов
взаимодействия
человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций,
норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой
и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по
изучению и охране природы.
Теоретической
базой
подготовки
учащихся
к
правильным
взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум
знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению
с
окружающим
миром
и
другими
учебными
предметами
в
начальных
классах. В содержании каждого учебного предмета заложены возможности
для формирования экологических знаний.
Дисциплины математического цикла создают условия для развития
умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений.
Например, задачи: Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько
листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время? Или
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 «В» сорвали 45 цветов, а 2
«В» - 46 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в
среднем, чтобы стать сытой, должна попробовать нектар 7 цветов? Задания
экологического характера помогают осознать, почему в природе нужно
поступать именно так, а не по-другому.
На уроках русского языка при изучении различных орфограмм и
правил учитель может подбирать предложения и тексты природоведческого
характера.
Многие
словарные
слова
обозначают
название
растений
и
животных
(медведь,
ворона,
воробей,
желудь
и
т.д.).
Учащиеся
рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы,
устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими
словами.
При проведении работы по развитию речи, можно объяснить
значения пословиц: Лес и вода – брат и сестра. Много леса – береги, мало
леса – посади. Много снега – много хлеба. И т.д.
Большими
возможностями
для
осуществления
экологического
образования
обладают
уроки
литературного
чтения.
Они
способствуют
развитию
ценностных
ориентаций,
оценочных
суждений,
общению
с
природой
и
грамотному
поведению
в
ней,
способствуют
развитию
эстетических
и
нравственных
отношений,
творческой
активности
и
проявления определенного отношения к окружающей природной среде.
Здесь важное значение приобретают и межпредметные связи (включение
музыки,
изо).
Так,
например,
уроки,
на
которых
дети
знакомятся
с
произведениями о весне, можно начинать с прослушивания музыки из
альбома П.И. Чайковского «Времена года», нарисовать картинки, какие
представляет ребенок.
Конечно же, основная работа в начальной школе по формированию
экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира.
В течение всего изучения курса «Окружающий мир» учитель формирует
целостный взгляд на окружающую нас социальную и природную среду,
места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
В продолжении
изучения предметов
проводятся классные часы,
посвященные вопросам экологии: «Энергосбережения в нашей жизни»,
«День Земли», «День птиц», «Береги свою планету»,
«Экологическая
б е з о п а с н о с т ь » ,
« С о х р а н и т ь
п р и р о д у - с о х р а н и т ь
ж и з н ь » .
Наш
класс
является
активным
участником
общероссийских
экоуроков
«Хранители воды» (2015, 2016, 2017, 2018гг.), «Лес и климат» (2018).
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой
личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с
внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны
между собой,
дополнять, совершенствовать друг друга. По своему
содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа
по формированию экологической культуры у младших школьников очень
разнообразна.
Я использую в своей работе беседы по охране природы, о пользе и
значении в жизни человека растений и животных; чтение детской научно-
популярной природоведческой литературы
и
литературы о природе;
наблюдения
за
доступными
объектами
неживой
и
живой
природы,
направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений,
установление
связей
между
различными
компонентами
природы.
Экологические игры и экскурсии в природу, в краеведческие музеи (в том
числе и с мастер-классами), различные конкурсы рисунков и поделок из
вторичных материалов и использованных предметов, викторины («Птицы
нашего леса», «Что в лесу растет, кто в лесу живёт»), устный журнал
(«Красная
книга-книга
тревоги»).
Участие
в
природоохранных
акциях
«Сохрани дерево», «Ёлочка», «Капелька», «Птицеград», «Экологические
листовки».
Среди форм внеклассной работы я выделяю эколого-краеведческую работу.
Знание
и
понимание
проблем
малой
Родины,
умение
пользоваться
знаниями
во
благо
себе
и
окружающей
среде
-
основа
экологической
культуры человека. И начальная школа является важнейшим периодом для
выработки
правильного
миропонимания
и
высоконравственного
отношения к истории родного края, своего народа.
В рамках взаимодействия с библиотекой дети моего класса занимались в
кружке «Друзья Черного лиса» по программе краеведения, где происходило
более
глубокое
знакомство
с
историей
города,
округа;
чтение
книг
коренных народов, конкурсы, выставки работ).
Бесспорным помощником мне стал интегрированный курс «Югра – моё
наследие», задачей которого является развитие сложившего у ребёнка под
влиянием
разных
фактов
экологической
культуры,
на
основе
научных
знаний
о
взаимодействии
общества
и
природы. Этнографические
и
экологические знания курса дают детям возможность почувствовать то
общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в
том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории
Югорского
края,
прежде
всего,
через
уважение
к
народам,
культуры
которых
сформировались
на
его
территории.
Курс
является
одним
из
средств
воспитания
гражданственности,
патриотизма,
формирования
у
учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края,
их приумножение.
Изучая курс
,
дети выполняли практические задания: «Прикоснись к
природе»; «Мое природное (культурное) наследие; «Обереги природы –
разработка
образа
Хозяина,
Духа
выбранного
объекта
природного
наследия»; «Модель взаимодействия природы и человека (конструирование
устойчивой / неустойчивой пирамиды из кубиков»; опыты «Мох и влага»;
«Мох
и
лед»;
и
др;
творческие:
рисунки
(«Наша
Родина
–
Югра»,
Природоохранительные
знаки),
сочинение
экологических
сказок,
составление ЗЕЛЁНОЙ рекламы; исследовательские
и проектные. Темы
выбирались по желанию: «Оленья упряжка», «Хозяин тайги», «Кедр- наш
кормилец», «Лес в жизни народов ханты и манси», «Праздники народов
Югры». Мы не просто узнали о праздниках, но принимали участие в них.
Это
«Вороний
день»
в
историко-культурном
центре
«Старый
Сургут»,
«День
оленевода»
при
посещении
этнографического
музея
природы
и
человека в деревне Русскинская.
Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть
целостным
и
всеобъемлющим
без
участия
семьи.
Курс
«Югра-
моё
наследие»
предусматривает
эту
совместную
деятельность.
Вместе
с
родителями
дети читают и обсуждают тексты, придумывают, выбирают
правила и полезные привычки, участвуют в экологических акциях по
очистке
двора,
посадки
цветов
и
деревьев,
подкормке
птиц.
Основным
критерием
эффективности
работы
по
формированию
экологической культуры школьников является единство их экологического
сознания и поведения. Результатом своей работы по данной теме считаю:
-
проявление повышенного интереса учащихся к объектам окружающего
мира,
условиям
жизни
людей,
растений,
животных
(дети
пытаются
оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо);
желание
учащихся
заниматься
экологически
ориентированной
деятельностью;
стремление выполнять правила поведения в природе, на улице, во время
экскурсий.
Ребята,
получая
знания,
осваивают
новые
полезные
привычки.
Вот
примеры из записей в Зеленом дневничке:
- Наша семья сейчас чистит зубы, наливая воду в стакан;
- чаще принимаю душ, а не ванну;
- моем посуду в тазике;
- слежу за собой, чтобы не забывать выключать свет; чтобы из крана не
капала вода;
- использованные тетради, газеты и журналы не выбрасываем, а сдаём в
макулатуру;
- пластмассовые предметы выбрасываем в отдельный контейнер;
- не бросаю мусор на улице;
- наша семья не пользуется одноразовой посудой; полиэтиленовые пакеты
используем много раз.
Мы должны помнить, что воспитание экологической культуры реализуется
не
через
эпизодические
мероприятия,
а
через
систему
занятий,
внеклассных
мероприятий,
коллективных
творче ских
дел
и
индивидуальной
работы
с
учащимися.
И
должно
быть
направлено
на
достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
Список литературы
1.Алексахина
Е.М.,
Долгачева
В.С.
Методические
рекомендации
к
работе
по
экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.
2.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования
младших школьников // Начальная школа. – 1999. – №1.
3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического
воспитания/ Начальная школа. – М.,1994
4. Дзятковская Е.Н., Гнеушева Т.А. Методические рекомендации к учебному пособию
«Югра-мое наследие»: 3 класс / М.: Центр «Образование и экология».-2016
5. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. -
М.: Прометей, 1996.
6. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в
школу. / Начальная школа. – М.,1993,
7. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь № 4,
2000, / гл. ред. Б.М.Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.