Автор: Попова Марина Александровна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: Ростовская область, станица Егорлыкская
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: «Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению»
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры Ростовской области
Отдел культуры Администрации Егорлыкского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Егорлыкская детская школа искусств
Конспект открытого урока на тему:
«Развитие вокально-хоровых навыков на начальном
этапе обучения хоровому пению»
Выполнила: преподаватель
вокально-хоровых дисциплин
Попова М. А.
2020 год
Общие сведения
Преподаватель: Попова Марина Александровна
Помещение: МБОУДОД Егорлыкская ДШИ, класс № 3 (класс сольного и
хорового пения)
Отделение: музыкальное.
Предмет: Хоровой класс.
Обучающиеся, возраст: 1 – 3 классы (6 – 10 лет)
Форма организации: коллективная.
Время занятия: 40 минут.
Оборудование и материалы:
– просторное светлое помещение;
– фортепиано;
– стулья, стол, шкаф, зеркало, пюпитр;
– ноты и ксерокопии произведений;
– ноутбук для просмотра и прослушивания записей для примера;
Методическое обеспечение урока
Методическая литература:
1.
Алферова Л.Д. «Речевой тренинг и произношение»
2.
Бучель В. Н. «Вопросы звукоизвлечения»
3.
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики»
4.
Огороднов
Д.Е.
«Методика
комплексного
музыкально-певческого
воспитания»
5.
Пеккерская Е. М. «Вокальный словарь»
6.
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой»
7.
Яссон Р. «Певческий голос»
Нотная литература:
1.
Р.Н.П. «Веснянка»
2.
Й. Гайдн «Старый добрый клавесин».
3.
Ц. Кюи «Весенняя песенка».
Дидактический материал: аудио - и видио - материалы.
Конспект (план) проведения урока
№
п/
п
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Тема урока
Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе
обучения хоровому пению
2.
Цель урока
Показать формы и виды вокально-хоровой работы в младшем
хоре ДШИ.
3.
Задачи урока
Обучающие
- Продолжение работы над вокально-хоровыми навыками –
дыханием, интонацией, штрихами, динамикой и т.д.
- Закрепление музыкально-нотных текстов хоровых произведений
Развивающие
- Развитие интонации, унисона, музыкального слуха, вокальных
навыков.
- Развитие эмоционально-образного мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с
искусством
- Формирование художественно-эстетического вкуса детей на
примерах классических и современных авторов.
- Формирование эмоционально-образного исполнения хоровых
произведений.
- Воспитание сценической выдержки, внимания, умения
собраться, ответственности за творческий результат.
- Формирование коммуникативных качеств, настойчивости и
целеустремленности в преодолении вокально-хоровых
трудностей.
- Создание ситуации успеха на уроке.
4.
Ход урока
1.
Организационный
момент.
Знакомство
хорового
к о л л е к т и в а
с
п р и с у т с т ву ю щ и м и
н а
у р о к е
преподавателями,
основной
целью
и
задачами
на
уроке, в целом на этом этапе – 0.5 мин.
Цель: создание положительной установки на ход и результаты
урока.
Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на
совместную работу, подготовить голосовой аппарат к работе.
Методы:
- краткая беседа с учащимися об эмоциональном состоянии,
внутренних
ощущениях.
Создание
атмосферы
уверенности
в
своих силах посредством дружеской улыбки педагога, контакта,
ободряющей голосовой интонации;
2.
Артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова – 0.5
мин.
3.
Э л е м е н т ы
д ы х а т е л ь н о й
г и м н а с т и к и
А . Н .
Стрельниковой – 2 мин
Цель: Краткая беседа с учащимися о певческой установке.
Задача:
Дыхательные
упражнения,
как
способ
активизации
мышц
диафрагмы,
выработки
определенного
дыхательного
навыка и «подстройки»:
Методы:
-медленный вдох и выдох(3раза);
-быстрый вдох и выдох(3 раза);
-короткие выдохи на звуки «с», «ш», «ф».
4.
Распевание. Упражнения с комментариями – задачами
для каждого упражнения – 8 мин.
Одной из важнейших
задач
работы
над
упражнениями
является
не
только
подготовка
голосового
аппарата
к
работе,
но
и
формирование основных
вокально
-
хоровых
навыков
учащихся
1)
Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.
Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.
Задачи:
- разогреть связки на естественном певческом тоне;
- выстроить интонационный слух, унисон;
- закрепить положение «зевка» в звукообразовании;
- закрепить систему певческого дыхания;
- подключить необходимые резонаторы.
Методы: Пение
закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя
челюсть
тяжелая,
ощущаем
округлость
мягкого
неба,
распевание начинаем на примарных тонах
2)
Звукообразование.
Формирование
гласных
а,э,и,о,у.
Развитие певческого дыхания.
Цель:
Сформировать
правильное
певческое
дыхание,
выравнивание гласных.
Задачи:
- упражнение развивает певческое дыхание;
- дает ровность певческого тона при смене гласных звуков;
- формирует правильную артикуляцию гласных звуков.
Методы:
Пение
упражнения
на
одном
звуке,
на
нон
легато
(а,э,и,о,у).
Последний
звук
увеличивает
продолжительность
ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости
от его объема. Затем распевая на легато в пределах большой
секунды.
3)
Упражнение
на
развитие
звуковедения non
legato
,
а
также на выравнивание регистров
Цель: активизация мышц диафрагмы
Задачи:
- развитие звуковедения non legato;
- выровнять регистры.
Методы: Упражнение поется на «non legato;», по трезвучию
сверху с заполнением, на различные слоги, различная динамика f-
p.
4)
Упражнение на выработку экономного выдоха
Цель: активизация мышц диафрагмы, ровное звуковедение на
легато.
Задачи:
- развитие звуковедения legato;
- выровнять регистры
Методы: Пение гаммы в восходящем и нисходящем движении.
Пение по группам.
5)
Упражнение - интервальные попевки
Цель: Закрепление знаний по сольфеджио
Задачи:
- развитие музыкального слуха;
- выработка внимания, активности.
Методы:
Пропевание
вверх
по
полутонам
со
словами
(м.2,б.2,м.3,б.3,ч.4,ч.5) Пение группами, цепочкой. Определение
на слух.
6)
Упражнение на дикцию , артикуляцию.
Цель: Улучшение дикции и качества звука путем работы над
активностью артикуляционного аппарата
Задачи:
- избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и
«четкости» произношения
- избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску
для всех гласных;
- развитие музыкального слуха;
- выработка внимания, активности.
Методы: Скороговорки. Пение по тоническому трезвучию.
7)
Упражнение хорового сольфеджио
Цель: Развитие 2-голосного пения.
Задачи:
- развитие музыкального слуха;
- выработка внимания, активности.
Методы: Пропевание звукоряда вверх: до-соль - Iгруппой хора -
на выдержанном до-IIгруппой; пропевание звукоряда вниз: соль -
до - IIгруппой хора, на выдержанном соль - Iгруппой.
5.
Работа над программой – 25 мин.
Цель:
овладение
вокально-хоровыми
навыками
на
примере
высокохудожественных музыкальных произведений
-
Повторение
пройденного
материала.
Р.Н.П.
«Веснянка»-
работа
над
чистотой
интонации,
унисоном.
Пение
каноном
(элементы двухголосия).
-
Изучение
нового
материала.
Й.
Гайдн
«Старый
добрый
клавесин».
Работа
над
унисоном,
интонацией,
«верхушками»,
звуком – звук должен быть полетным, мягким, легато (нон-
легато в аккомпанементе).
-
Закрепление.
Ц.
Кюи
«Весенняя
песенка».
Работа
над
звуковедением
–
кантиленой,
окончаниями
слов
(согласные
замыкать), динамикой.
6. Выставление оценок. Рефлексия.3 мин.
7. Домашнее задание.1 мин
5.
Методы и приёмы реализации
поставленных задач
Методы:
- наглядный метод: наглядно-слуховой (показ педагогом
вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.);
наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций,
наглядно-образных пособий и т.д.), наглядно-двигательный
(использование движений рук, пластическое и мануальное
интонирование).
-словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения,
словесная оценка исполнения);
- практический метод (умения понимать, оценивать,
анализировать и применять на практике);
-эмоционально-образный;
-проблемно – поисковый;
-объяснительно – иллюстративный в сочетании с
репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и
воспроизведение услышанного детьми);
-метод ассоциативных сопоставлений;
- метод сравнения и сопоставления;
- метод сопереживания.
Технологии:
личностно-ориентированная,
развивающего
обучения,
межпредметных
связей;
элементы
проблемного
обучения,
имитационно
-
игрового
моделирования
профессиональной
деятельности, информационной арттехнологии; исполнительские
технологии:
формирования
певческой
культуры,
становления
ассоциативно-образного мышления, критического мышления.
6.
Анализ результатов урока
Заключительный
этап:
подведение
итогов,
формирование
выводов, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще
предстоит поработать, формирование положительной мотивации
к обучению. Выставление оценок. Рефлексия.
7.
Формы проверки
самостоятельной (домашней)
работы обучающегося
В
Интернете
найти
и
прослушать
с
родителями
записи
исполнения произведений.
Сделать
сравнительный
анализ.
Продумать
несколько
своих
исполнительных планов.