Напоминание

«Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению»


Автор: Попова Марина Александровна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: Ростовская область, станица Егорлыкская
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: «Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры Ростовской области

Отдел культуры Администрации Егорлыкского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Егорлыкская детская школа искусств

Конспект открытого урока на тему:

«Развитие вокально-хоровых навыков на начальном

этапе обучения хоровому пению»

Выполнила: преподаватель

вокально-хоровых дисциплин

Попова М. А.

2020 год

Общие сведения

Преподаватель: Попова Марина Александровна

Помещение: МБОУДОД Егорлыкская ДШИ, класс № 3 (класс сольного и

хорового пения)

Отделение: музыкальное.

Предмет: Хоровой класс.

Обучающиеся, возраст: 1 – 3 классы (6 – 10 лет)

Форма организации: коллективная.

Время занятия: 40 минут.

Оборудование и материалы:

– просторное светлое помещение;

– фортепиано;

– стулья, стол, шкаф, зеркало, пюпитр;

– ноты и ксерокопии произведений;

– ноутбук для просмотра и прослушивания записей для примера;

Методическое обеспечение урока

Методическая литература:

1.

Алферова Л.Д. «Речевой тренинг и произношение»

2.

Бучель В. Н. «Вопросы звукоизвлечения»

3.

Дмитриев Л. «Основы вокальной методики»

4.

Огороднов

Д.Е.

«Методика

комплексного

музыкально-певческого

воспитания»

5.

Пеккерская Е. М. «Вокальный словарь»

6.

Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой»

7.

Яссон Р. «Певческий голос»

Нотная литература:

1.

Р.Н.П. «Веснянка»

2.

Й. Гайдн «Старый добрый клавесин».

3.

Ц. Кюи «Весенняя песенка».

Дидактический материал: аудио - и видио - материалы.

Конспект (план) проведения урока

п/

п

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Тема урока

Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе

обучения хоровому пению

2.

Цель урока

Показать формы и виды вокально-хоровой работы в младшем

хоре ДШИ.

3.

Задачи урока

Обучающие

- Продолжение работы над вокально-хоровыми навыками –

дыханием, интонацией, штрихами, динамикой и т.д.

- Закрепление музыкально-нотных текстов хоровых произведений

Развивающие

- Развитие интонации, унисона, музыкального слуха, вокальных

навыков.

- Развитие эмоционально-образного мышления.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с

искусством

- Формирование художественно-эстетического вкуса детей на

примерах классических и современных авторов.

- Формирование эмоционально-образного исполнения хоровых

произведений.

- Воспитание сценической выдержки, внимания, умения

собраться, ответственности за творческий результат.

- Формирование коммуникативных качеств, настойчивости и

целеустремленности в преодолении вокально-хоровых

трудностей.

- Создание ситуации успеха на уроке.

4.

Ход урока

1.

Организационный

момент.

Знакомство

хорового

к о л л е к т и в а

с

п р и с у т с т ву ю щ и м и

н а

у р о к е

преподавателями,

основной

целью

и

задачами

на

уроке, в целом на этом этапе – 0.5 мин.

Цель: создание положительной установки на ход и результаты

урока.

Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на

совместную работу, подготовить голосовой аппарат к работе.

Методы:

- краткая беседа с учащимися об эмоциональном состоянии,

внутренних

ощущениях.

Создание

атмосферы

уверенности

в

своих силах посредством дружеской улыбки педагога, контакта,

ободряющей голосовой интонации;

2.

Артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова – 0.5

мин.

3.

Э л е м е н т ы

д ы х а т е л ь н о й

г и м н а с т и к и

А . Н .

Стрельниковой – 2 мин

Цель: Краткая беседа с учащимися о певческой установке.

Задача:

Дыхательные

упражнения,

как

способ

активизации

мышц

диафрагмы,

выработки

определенного

дыхательного

навыка и «подстройки»:

Методы:

-медленный вдох и выдох(3раза);

-быстрый вдох и выдох(3 раза);

-короткие выдохи на звуки «с», «ш», «ф».

4.

Распевание. Упражнения с комментариями – задачами

для каждого упражнения – 8 мин.

Одной из важнейших

задач

работы

над

упражнениями

является

не

только

подготовка

голосового

аппарата

к

работе,

но

и

формирование основных

вокально

-

хоровых

навыков

учащихся

1)

Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.

Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.

Задачи:

- разогреть связки на естественном певческом тоне;

- выстроить интонационный слух, унисон;

- закрепить положение «зевка» в звукообразовании;

- закрепить систему певческого дыхания;

- подключить необходимые резонаторы.

Методы: Пение

закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя

челюсть

тяжелая,

ощущаем

округлость

мягкого

неба,

распевание начинаем на примарных тонах

2)

Звукообразование.

Формирование

гласных

а,э,и,о,у.

Развитие певческого дыхания.

Цель:

Сформировать

правильное

певческое

дыхание,

выравнивание гласных.

Задачи:

- упражнение развивает певческое дыхание;

- дает ровность певческого тона при смене гласных звуков;

- формирует правильную артикуляцию гласных звуков.

Методы:

Пение

упражнения

на

одном

звуке,

на

нон

легато

(а,э,и,о,у).

Последний

звук

увеличивает

продолжительность

ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости

от его объема. Затем распевая на легато в пределах большой

секунды.

3)

Упражнение

на

развитие

звуковедения non

legato

,

а

также на выравнивание регистров

Цель: активизация мышц диафрагмы

Задачи:

- развитие звуковедения non legato;

- выровнять регистры.

Методы: Упражнение поется на «non legato;», по трезвучию

сверху с заполнением, на различные слоги, различная динамика f-

p.

4)

Упражнение на выработку экономного выдоха

Цель: активизация мышц диафрагмы, ровное звуковедение на

легато.

Задачи:

- развитие звуковедения legato;

- выровнять регистры

Методы: Пение гаммы в восходящем и нисходящем движении.

Пение по группам.

5)

Упражнение - интервальные попевки

Цель: Закрепление знаний по сольфеджио

Задачи:

- развитие музыкального слуха;

- выработка внимания, активности.

Методы:

Пропевание

вверх

по

полутонам

со

словами

(м.2,б.2,м.3,б.3,ч.4,ч.5) Пение группами, цепочкой. Определение

на слух.

6)

Упражнение на дикцию , артикуляцию.

Цель: Улучшение дикции и качества звука путем работы над

активностью артикуляционного аппарата

Задачи:

- избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и

«четкости» произношения

- избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску

для всех гласных;

- развитие музыкального слуха;

- выработка внимания, активности.

Методы: Скороговорки. Пение по тоническому трезвучию.

7)

Упражнение хорового сольфеджио

Цель: Развитие 2-голосного пения.

Задачи:

- развитие музыкального слуха;

- выработка внимания, активности.

Методы: Пропевание звукоряда вверх: до-соль - Iгруппой хора -

на выдержанном до-IIгруппой; пропевание звукоряда вниз: соль -

до - IIгруппой хора, на выдержанном соль - Iгруппой.

5.

Работа над программой – 25 мин.

Цель:

овладение

вокально-хоровыми

навыками

на

примере

высокохудожественных музыкальных произведений

-

Повторение

пройденного

материала.

Р.Н.П.

«Веснянка»-

работа

над

чистотой

интонации,

унисоном.

Пение

каноном

(элементы двухголосия).

-

Изучение

нового

материала.

Й.

Гайдн

«Старый

добрый

клавесин».

Работа

над

унисоном,

интонацией,

«верхушками»,

звуком – звук должен быть полетным, мягким, легато (нон-

легато в аккомпанементе).

-

Закрепление.

Ц.

Кюи

«Весенняя

песенка».

Работа

над

звуковедением

кантиленой,

окончаниями

слов

(согласные

замыкать), динамикой.

6. Выставление оценок. Рефлексия.3 мин.

7. Домашнее задание.1 мин

5.

Методы и приёмы реализации

поставленных задач

Методы:

- наглядный метод: наглядно-слуховой (показ педагогом

вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.);

наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций,

наглядно-образных пособий и т.д.), наглядно-двигательный

(использование движений рук, пластическое и мануальное

интонирование).

-словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения,

словесная оценка исполнения);

- практический метод (умения понимать, оценивать,

анализировать и применять на практике);

-эмоционально-образный;

-проблемно – поисковый;

-объяснительно – иллюстративный в сочетании с

репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и

воспроизведение услышанного детьми);

-метод ассоциативных сопоставлений;

- метод сравнения и сопоставления;

- метод сопереживания.

Технологии:

личностно-ориентированная,

развивающего

обучения,

межпредметных

связей;

элементы

проблемного

обучения,

имитационно

-

игрового

моделирования

профессиональной

деятельности, информационной арттехнологии; исполнительские

технологии:

формирования

певческой

культуры,

становления

ассоциативно-образного мышления, критического мышления.

6.

Анализ результатов урока

Заключительный

этап:

подведение

итогов,

формирование

выводов, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще

предстоит поработать, формирование положительной мотивации

к обучению. Выставление оценок. Рефлексия.

7.

Формы проверки

самостоятельной (домашней)

работы обучающегося

В

Интернете

найти

и

прослушать

с

родителями

записи

исполнения произведений.

Сделать

сравнительный

анализ.

Продумать

несколько

своих

исполнительных планов.



В раздел образования