Автор: Файрушина Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Современное вокальное искусство"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга
«Современное вокальное искусство»
Статья
педагога дополнительного образования
Файрушиной Юлии Викторовны
Санкт-Петербург
2020г.
В
последнее
время
занятия
эстрадным
вокалом
стали
особенно
популярными
среди
детей
разного
возраста.
Новейшие
компьютерные
технологии,
современная
музыкальная
аппаратура
дают
возможность
ребёнку, даже не знающему основ вокальной техники, попробовать свои силы
в искусстве пения, в одном из самых доступных видов творчества.
Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в эстрадном вокальном ансамбле пробуждают у ребят интерес к
вокальному
искусству,
что
дает
возможность,
основываясь
на
симпатиях
ребенка, развивать его музыкальную культуру и интеллект.
Само
слово
"вокал"
в
переводе
с
итальянского
языка
обозначает
«голос». Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то
время
как
искусство
пения
гораздо
сложный
и
интересный
процесс.
Искусство
пения
рисует
в
нашем
воображении
определенные
образы,
отражает
наши
эмоциональные
состояния.
В
процессе
пения
принимает
участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокал
в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс
художественного замысла.
Вокал
–
это
важнейший
инструмент
подачи
творчества,
донесения
основных идей, эмоций и смысловой нагрузки композиции, определяющий
индивидуальную
манеру
исполнения.
Занятие
вокалом
-
это
не
просто
постановка
голоса,
это
творческий
процесс,
который
раскрепощает
воображение
творческого
человека.
Музыкант
начинает
видеть
свое
творчество в ином ракурсе, открывает для себя новые горизонты.
Современное эстрадное вокальное искусство во всем многообразии
своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства,
вкусы
человека,
формирование
его
эстетического
отношения
к
действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому
сегодня актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных
способностей
детей,
формирования
их
певческих
навыков,
воспитания
духовности, самореализации и саморазвития личности. Развитие вокальных
2
способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным
развитием человека, его индивидуальными способностями и задатками.
Проблема развития постановки эстрадного голоса до конца не изучена,
фундаментальная
научно-теоретическая
база
до
конца
не
сформирована,
несмотря на десятилетия существования эстрадного исполнительства. Однако
в
нашей
стране
много
талантливых
педагогов-практиков,
о
чём
свидетельствуют результаты участия творческих коллективов и солистов в
конкурсах различного уровня.
Каждый педагог выбирает для себя приемлемую методику работы с
учащимися по развитию их вокальных способностей.
Существующие
конкурсы
эстрадной
песни
(городские,
областные,
межрегиональные),
дают
возможность
знакомиться
с
вокально-
исполнительской
манерой,
стилевыми
особенностями
эстрадного
жанра
различных коллективов. Однако стихийность перенимания исполнительского
опыта
творческих
детских
эстрадных
коллективов
должна
заменяться
целенаправленной
работой
по
формированию
и
воспитанию
детей-
музыкантов,
творчески
одарённых
личностей.
Для
решения
этих
задач
руководитель
должен
сам
обладать
всеми
необходимыми
знаниями
и
навыками исполнительской манеры эстрадной песни. Нельзя обойтись без
осмысления вокально-технической стороны исполнения эстрадной песни на
протяжении всего процесса обучения. Песенные навыки и работа над их
совершенствованием являются основными элементами овладения эстрадно-
песенным исполнительством.
Вокальная работа в детском коллективе имеет свою специфику. Тут
учитываются психофизиологические особенности детей различного возраста
и особенности звукообразования. Лучший результат даёт работа с ансамблем,
в котором дети занимаются с самого раннего школьного возраста. Регулярные
занятия
помогают
овладеть
вокальными
навыками
и
умениями
на
профессиональном уровне, а также прививают любовь к искусству на всю
жизнь.
3
Развитие и реализация вокальных способностей ребёнка происходит
постепенно.
Оптимальным
порядком
считается
прохождение
нескольких
этапов.
На
первом
этапе
осуществляется
постановка
голоса,
причем
это
актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других).
Далее
происходит
освоение
подходящих
вокально-технических
приемов
эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое
важное
и
в
то
же
время
самое
сложное
-
формируется
уникальный,
узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим
образом. Качественный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических
приемов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть - из
"народного",
часть
специфична
для
эстрады.
Иными
словами, эстрадный
вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и
народным. Эстрадный
вокал
отличается
от
академического
и
народного
вокала главным образом целями и задачами вокалиста. Академические и
народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания,
для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя -
поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко
узнаваемой манеры пения и сценического образа.
4