Напоминание

"Современное вокальное искусство"


Автор: Файрушина Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Современное вокальное искусство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга

«Современное вокальное искусство»

Статья

педагога дополнительного образования

Файрушиной Юлии Викторовны

Санкт-Петербург

2020г.

В

последнее

время

занятия

эстрадным

вокалом

стали

особенно

популярными

среди

детей

разного

возраста.

Новейшие

компьютерные

технологии,

современная

музыкальная

аппаратура

дают

возможность

ребёнку, даже не знающему основ вокальной техники, попробовать свои силы

в искусстве пения, в одном из самых доступных видов творчества.

Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в эстрадном вокальном ансамбле пробуждают у ребят интерес к

вокальному

искусству,

что

дает

возможность,

основываясь

на

симпатиях

ребенка, развивать его музыкальную культуру и интеллект.

Само

слово

"вокал"

в

переводе

с

итальянского

языка

обозначает

«голос». Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то

время

как

искусство

пения

гораздо

сложный

и

интересный

процесс.

Искусство

пения

рисует

в

нашем

воображении

определенные

образы,

отражает

наши

эмоциональные

состояния.

В

процессе

пения

принимает

участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокал

в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс

художественного замысла.

Вокал

это

важнейший

инструмент

подачи

творчества,

донесения

основных идей, эмоций и смысловой нагрузки композиции, определяющий

индивидуальную

манеру

исполнения.

Занятие

вокалом

-

это

не

просто

постановка

голоса,

это

творческий

процесс,

который

раскрепощает

воображение

творческого

человека.

Музыкант

начинает

видеть

свое

творчество в ином ракурсе, открывает для себя новые горизонты.

Современное эстрадное вокальное искусство во всем многообразии

своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства,

вкусы

человека,

формирование

его

эстетического

отношения

к

действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому

сегодня актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных

способностей

детей,

формирования

их

певческих

навыков,

воспитания

духовности, самореализации и саморазвития личности. Развитие вокальных

2

способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным

развитием человека, его индивидуальными способностями и задатками.

Проблема развития постановки эстрадного голоса до конца не изучена,

фундаментальная

научно-теоретическая

база

до

конца

не

сформирована,

несмотря на десятилетия существования эстрадного исполнительства. Однако

в

нашей

стране

много

талантливых

педагогов-практиков,

о

чём

свидетельствуют результаты участия творческих коллективов и солистов в

конкурсах различного уровня.

Каждый педагог выбирает для себя приемлемую методику работы с

учащимися по развитию их вокальных способностей.

Существующие

конкурсы

эстрадной

песни

(городские,

областные,

межрегиональные),

дают

возможность

знакомиться

с

вокально-

исполнительской

манерой,

стилевыми

особенностями

эстрадного

жанра

различных коллективов. Однако стихийность перенимания исполнительского

опыта

творческих

детских

эстрадных

коллективов

должна

заменяться

целенаправленной

работой

по

формированию

и

воспитанию

детей-

музыкантов,

творчески

одарённых

личностей.

Для

решения

этих

задач

руководитель

должен

сам

обладать

всеми

необходимыми

знаниями

и

навыками исполнительской манеры эстрадной песни. Нельзя обойтись без

осмысления вокально-технической стороны исполнения эстрадной песни на

протяжении всего процесса обучения. Песенные навыки и работа над их

совершенствованием являются основными элементами овладения эстрадно-

песенным исполнительством.

Вокальная работа в детском коллективе имеет свою специфику. Тут

учитываются психофизиологические особенности детей различного возраста

и особенности звукообразования. Лучший результат даёт работа с ансамблем,

в котором дети занимаются с самого раннего школьного возраста. Регулярные

занятия

помогают

овладеть

вокальными

навыками

и

умениями

на

профессиональном уровне, а также прививают любовь к искусству на всю

жизнь.

3

Развитие и реализация вокальных способностей ребёнка происходит

постепенно.

Оптимальным

порядком

считается

прохождение

нескольких

этапов.

На

первом

этапе

осуществляется

постановка

голоса,

причем

это

актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других).

Далее

происходит

освоение

подходящих

вокально-технических

приемов

эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое

важное

и

в

то

же

время

самое

сложное

-

формируется

уникальный,

узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим

образом. Качественный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических

приемов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть - из

"народного",

часть

специфична

для

эстрады.

Иными

словами, эстрадный

вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и

народным. Эстрадный

вокал

отличается

от

академического

и

народного

вокала главным образом целями и задачами вокалиста. Академические и

народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания,

для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя -

поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко

узнаваемой манеры пения и сценического образа.

4



В раздел образования