Напоминание

"хозяюшки"


Автор: Иванова Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: рабочая программа по дополнительному образованию
Тема: "хозяюшки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СПб ГБУ центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Центр содействия семейному воспитанию №15»

Программа по кулинарии « Хозяюшка»

Воспитатель: Иванова Марина Михайловна

Возраст детей 10-15 лет

Срок реализации 3 года

Содержание программы

1.

Пояснительная записка;

2.

Учебно - тематическое планирование;

3.

Содержание курса;

4.

Методическое обеспечение;

5.

Список литературы;

Паспорт программы

Наименование

программы

«Хозяюшки»

Основания для

разработки

программы

Социальная адаптация детей детских домов , оказание

дополнительной помощи воспитанникам в производственном

обучении и профессиональной подготовке. На формирование

общей культуры личности.

Разработчик

программы

Воспитатель группы № 14 Иванова М.М.

Цели и задачи

программы

ЦЕЛИ: - Социальная адаптация детей детских домов.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у

воспитанников детского дома навыков самостоятельного

приготовления разнообразной и здоровой пищи.

ЗАДАЧИ: формировать знания умения и навыки технологии

приготовления блюд.

ОСВОЕНИЕ: технологических знаний, основ культуры

представление о технологической культуре.

ОВЛАДЕНИЕ: специальными умениями, необходимыми для

поиска технологической информации, создание продуктов труда,

введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного

определения своих жизненных планов, безопасными приёмами

труда.

РАЗВИТИЕ: познавательных интересов пространственного

воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и

организаторских способностей.

ВОСПИТАНИЕ: трудолюбие, бережливости, аккуратности,

целеустремлённости, предприимчивости. Ответственности за

результаты своей деятельности, уважительное отношения к людям

различных профессий и результатам их труда.

Основные

направления

деятельности по

реализации

программы

-Личностное развитие, социальная адаптация воспитанников.

-Трудовое воспитание.

-Художественное – эстетическое воспитание.

Ожидаемые

результаты

РЕЗУЛЬТАТЫ: обучения предоставлены в требованиях к

уровню подготовки и содержит три компонента:

Знать- Понимать – перечень необходимых для усвоения

каждым ребенком знаний.

Уметь – владение конкретными навыками практической

деятельности, а так же компонент, включающий знания и

умения ориентированный на решение разнообразных задач.

Результаты обучения сформированы в требования в

обобщенном виде.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: по данной программе

сформированы трудовые и технологические знания и умения

по преобразованию материалов, необходимых для создания

продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми

функциональными и эстетическими свойствами умения

оценивать свои интересы и склонность к изучаемым видам

трудовой деятельности, навыки самостоятельного

планирования и ведения домашнего хозяйства. Формирование

культуры труда, уважительное отношение к труду и

результатам труда. Использование приобретенных знаний и

умений в повседневной жизни.

Пояснительная записка.

Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в

современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах,

которые остаются основными социальными институтами, обеспечивающими

воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый

образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как

беспомощность, потребительство , приспособленчество, возникла необходимость

подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них

определенных социальных знаний, умений, навыков.

Образовательная программа « Хозяюшки» направлена на оказание дополнительной

помощи воспитанникам детского дома в производственном обучении и

профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании детей-сирот, в

развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость

воспитанников. Занятия позволяют развивать творческие способности,

самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат

своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд и их

эстетического оформления.

Основными целями и задачами программы является получение детьми

дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для

дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.

Особенностью данной программы является то, что у воспитанников появляется

возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им

могут быть полезны после выпуска из детского дома.

В результате занятий дети должны получить на только знания и умения, отвечающих

стандарту общего образования, но и закрепить свои практические навыки в условиях дома.

План составлен с учетом разновозрастной группы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 12-18 лет. Практика показала, что

дети данного возраста успешно и с интересом занимаются кулинарией.

Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной

жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные

особенности.

Срок реализации дополнительной образовательной программы- 3 года.

1 год - блюда первого уровня сложности.

2 год - блюда второго уровня сложности.

3 год - блюда третьего уровня сложности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с

учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового

материала или при отработке определенного технологического приема); групповая

( разделение на мини группы для выполнение определенной работы);

Воспитанники изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах;

безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами;

познакомятся с историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают

различия кухонь; будут иметь представления об организации современных

предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных

национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить

блюда по рецептам.

Для контроля за усвоением изученного материала будут использоваться - тесты,

проверочные, практические работы.

Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года обучения, а

также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний,

умений, навыков. Программа предполагает использовать формы контроля:

собеседование, тестирование и творческие задания.

Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого

воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый

коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Критерием уровня эффективности программы является усвоение

образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и

готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

.

Краткое содержание курса

Сентябрь

Техника безопасности

Основные

теоретические

требования- правила техники

безопасности при пользовании электроприборами, ножом и

кухонными приспособлениями, правила техники

безопасности при работе с горячей жидкостью.

Октябрь

Блюда из овощей.

Основные

теоретические

требования- Виды овощей, содержание в них минеральных веществ

белков, жиров, углеводов, витаминов. Влияние экологии на качество овощей. Виды салатов.

Изменение содержания витаминов и минеральных веществ зависимости от условий кулинарной

обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Практические

работы.- Современные инструменты и приспособления для механической

обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления

салатов. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Жаренье овощей и определение их

готовности. Выполнение эскизов, оформление салатов для различной формы салатниц; круглой,

овальной, квадратной. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов

труда.- Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и варёных

овощей. Овощные гарниры.

НОЯБРЬ

Блюда

из рыбы.

Основные теоретические

требования. - Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности

кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия

первичной и тепловой рыбы.

Практические

работы - Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная

обработка чешуйчатой рыбы. Варка, и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными

кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.

Варианты

объектов

труда- блюда из варенной и жареной рыб

ДЕКАБРЬ

Блюда

из

мяса

Основные

теоретические

требования - Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в

питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов.

Особенности кулинарного использования субпродуктов.

Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения

полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.

Практические

работы

- Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов,

субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени

варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача

к столу.

Варианты

объектов

movoa

Блюда из мяса и субпродуктов.

ЯНВАРЬ

Бутерброды

и горячие напитки

Основные

теоретические сведения - Продукты, используемые для приготовления

бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и

сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая

и трав.

Практические

работы - Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка

продуктов. Подбор ножей и различных досок. Сервировка и подача

к столу

Варианты

объектов

труда

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

ФЕВРАЛЬ

Блюда

из птицы

Основные

теоретические

сведения

- Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды

тепловой обработки, применяемые

при приготовлении блюд из

домашней птицы. Время

приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд.

Оформление готовых блюд

при подаче к столу.

Практические

работы

-

Определения качества птицы. Первичная обработка птицы.

Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу.

Сервировка и подача к столу.

Варианты

объектов

труда

-

Блюда из птицы.

МАРТ

Изделия

из

дрожжевого,

песочного,

бисквитного

и

слоеного

теста.

Основные

теоретические

сведения

- Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с

различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество

готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий

из теста.

Практические

работы - Выполнения эскизов художественного оформления праздничных

пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформления из теста.

Сервировка и подача к

столу.

Варианты

объектов

труда -

Праздничный пирог,

торт,

пряник, пирожные

АПРЕЛЬ

Блюда

из

яиц

Основные

теоретические

сведения

- Строение яйца.

Приспособления и оборудование для

приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.

Практические

работы -

Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц. Выполнения

эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.

Варианты

объектов

труда - Омлет,

яичница, вареные яйца.

МАЙ

Блюда из круп и макаронных изделий.

Основные

теоретические

сведения

- Виды круп и макаронных изделий. Правило варки.

Крупных

рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из

бобовых, обеспечивающая сохранения в них витаминов группы «Б». Причины Увеличения веса

и объёма при варки.

Практические

работы-

Подготовка к варки круп,

бобовых и макаронных изделий.

Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной

консистенции и гарниров их крупы, бобовых и макаронных изделий. Сервировка

и подача к столу.

Варианты

объектов

труда - Каши,

гарниры из риса и макаронных изделий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

2

Гигиена приготовления пищи

3

2

1

3

Техника безопасности на

занятиях по кулинарии

3

1

2

4

Сервировка стола. Правила

поведения за столом

6

2

4

5

Первичная обработка овощей.

3

1

2

6

Заготовка продуктов

6

2

4

7

Блюда из рыбы

4

1

3

8

Мясные блюда

15

3

12

9

Бутерброды и горячие напитки

9

3

6

10

Блюда из птицы

12

3

9

11

Изделия из дрожжевого, песочного,

бисквитного и слоеного теста.

18

3

16

12

Блюда из яиц

9

3

6

13

Блюда из круп и макаронных

изделий.

12

3

9

Методическое обеспечение прилагается

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации, ст. 43

2.Конвенция о правах ребенка

3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания

4.Л.К. Сидорова. Программа социального воспитания детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, Москва, 2003

5.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные

стандарты социализации детей-сирот, Москва, 1991

6.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к

самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский

гуманитарный центр, 1998

7.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

8.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:

Обществ. питание.

9.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.

10.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В

11.Из истории русской кулинарной культуры. –М.: Центрполиграф, 1996.

Приложение 1. Загадки.

Сидит баба на грядках, вся в заплатках,

Кто заплатку оторвет, всяк заплачет и уйдет (лук).

Он никогда и никого не обижал на свете.

Зачем же плачут от него и взрослые, и дети? (лук).

Не книжка, а с листьями (капуста).

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи (капуста).

Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка (капуста).

Я красна - не девица, зелена - не дубрава,

С хвостом – не мышь (морковь).

Красна девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы срывали (морковь).

Черненький, полосатенький, кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

Кафтан на мне зеленый, а сердце – как кумач,

На вкус как сахар сладок, а сам похож на мяч (арбуз).

Среди бахчи – зеленые мячи .

Налетела детвора, от мячей одна кора (арбуз).

В желтеньком улье пчелки уснули,

Сбились в клубок, а в стенках – медок (дыня).

Что красно снаружи, бело внутри?

С зеленым хохолком на голове? (редис).

Снаружи красна, внутри бела,

На голове хохолок – зелененький лесок (редис).

Этот вкусный желтый плод к нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке пищу круглый год дает (банан).

Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой

Не с конфетной фабрики, а из далекой Африки (банан).

Летом сладкий и зеленый, зимой – желтый и соленый (огурец).

Ни окон, ни дверей, полна горница людей (огурец).

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла (картофель).

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель).

Носил мальчик зелененький кафтанчик,

Стал пацаном – обзавелся красным кафтаном (помидор).

В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят (помидор).

Растут на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки (помидор).

Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко (слива).

Приложение 2. Беседа о правильном питании.

Цель: расширять и обогащать знания воспитанников о значении продуктов питания

для здоровья человека, о необходимости правильного питания.

Задачи.

- Учить различать полезную и вредную пищу для организма человека.

- Воспитывать негативное отношение к продуктам быстрого приготовления.

- Обогащать словарный запас детей (названия продуктов питания, компонентов

некоторых блюд).

- Развивать умение отстаивать свое мнение.

Ход беседы.

Правильное

питание

это

одно

из

важнейших

условий

нормального

функционирования

человеческого

организма,

его

сил

и

здоровья.

От

того,

как

питается

человек,

зависит

его

работоспособность

и

долголетие.

На

выполнение

определенной работы постоянно происходит расход энергии Эти затраты мы должны

постоянно пополнять за счет употребления пищи. Для того, чтобы питание приносило

максимальную пользу, необходимо знать пользу продуктов, способы и средства их

кулинарной обработки.

- Скажите, пожалуйста, что вы считаете лучшей едой? Выслушать ответы детей.

Они могут быть: чипсы, пицца, газировка, сникерсы… Приглашаю участвовать в

беседе врача, который составляет меню в детском доме.

Расскажите детям о вреде такой пищи для здоровья организма. Рассматриваем с

детьми

в

упаковках

лапшу

быстрого

приготовления,

шоколадный

батончик

«Сникерс», чипсы и газировку. Врач предлагает вместе изучить состав. В состав этих

продуктов

входят

эмульгаторы,

ароматизаторы,

как

правило

идентичные

натуральным, усилители вкусов, красители. Все эти вещества в какой-то мере вредны

для нашего организма. Они могут вызвать аллергические реакции, при длительном

применении даже онкологические заболевания. При высокотемпературной обработке

пищи происходит образование большое количество вредных химических соединений,

которые и становятся причиной развития различных заболеваний (чипсы). Такую еду

называют мусорной. Почему? Ученые наши установили, что продукты быстрого

приготовления засоряют наш организм ненужными веществами, которые и вызывают

болезни. Кроме того, они вызывают привыкание и увеличение массы тела. Известно,

что

излишне

полный

человек

чаще

болеет,

раньше

старится

и

меньше

живет.

Появление

различных

болезней

это

следствие

неправильного

питания,

малоподвижного образа жизни, недостаточной физической нагрузки.

Как вы думаете, какие же продукты полезно употреблять в пищу? Выслушать

ответы детей, предлагаю врачу дополнить. Еще раз перечисляем вместе с детьми

полезные продукты: мясо, рыба, овощи и фрукты, кисло-молочные продукты, печень

и

многое

другое.

Благодарим

врача

за

интересные

сведения,

прощаемся

с

ним.

Подводим итог. Питание, особенно детское, должно быть правильным. Здоровый

человек должен включать в свое питание разнообразные продукты Во всем нужна

мера Необходимо считать калории для того, чтобы следить за весом, соблюдать

режим питания. Важно знать правила приготовления блюд, что позволит сделать

пищу не только вкусной, но и полезной. На следующих занятиях мы с вами об этом

еще

поговорим.

В

дальнейшей

самостоятельной

жизни

советую

заботиться

о

разнообразии

меню,

правильной

кулинарной

обработке

пищи,

об

эстетическом

оформлении блюд и обстановке, в которой вы будете принимать пищу. Этому мы тоже

еще поучимся.



В раздел образования