Напоминание

"Антонимы"


Автор: Канцарина Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Наченальское структурное подразделение МБОУ
Населённый пункт: село Наченалы
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: "Антонимы"
Раздел: начальное образование





Назад




Антонимы

Урок русского языка

3 класс

(Перспективная начальная школа)

Провела: учитель

начальных классов

Канцарина Е.Г.

Тема урока: «Антонимы»

Цель:

ознакомление с понятием «антонимы»;

развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте;

развитие речи, умения сравнивать и анализировать;

развитие орфографической зоркости;

обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок;

воспитание интереса к устному народному творчеству.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока «Антонимы»

-А пока давайте вспомним, что такое синонимы? (Синонимы - это слова одной и той же

части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.).

- Приведите примеры.

3. Изучение нового материала.

1) Откройте тетради на стр. 64,упр. 66.

- Прочитайте стихотворение Д. Родари.

_- Какие буквы, в словах пропущены? Что это за орфограмма? Подберите проверочное

слово, вставьте пропущенную букву.

Лю…ских – люди (парные согласные в корне слова.)

Г…ловах – головы (безударная гласная в корне слова.)

Тр..ва – травы (безударная гласная в корне слова.)

Цв…точный – цвет (безударная гласная в корне слова.)

Мом…нтально – момент (безударная гласная в корне слова.)

Гру…ный – грусть (непроизносимая согласная в корне слова.)

- Найдите в тексте синонимы. (Грустный - печальный.)

- А теперь найдите слова противоположные по значению. (Добрый – жадный.)

- Какие ещё можно подобрать слова противоположные по значению слову “добрый”,

“жадный”? (“Злой”, “щедрый”)

- В паре, слова одной и той же речи? (Да)

- Кто знает, как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)

2) Прочитайте определение в учебнике на стр. 95

- Для чего нужны антонимы в нашей речи? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

4. Закрепление нового материала.

1) Работа с пословицами.

Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчиво в речи, образное изречение.

Употребляется в “переносном” значение.

-В пословицах наиболее ярко видна роль антонимов. Страница 95 упр. 82.

- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?

Знай больше – говори меньше.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Не поев горького, не поймешь сладкого.

Ложь тяжела, да и правда не легче.

От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.

- Выпишите пары слов, которые являются антонимами (Работа выполняется коллективно)

Больше – меньше

Маленькое – большое

Горького – сладкого

Ложь – правда

От радости – от печали

Старые – молодые

Молодеют – стареют

Вывод: что же такое антонимы?

2) Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревце все выше, выше.

3) Упр. 83 стр. 96.

Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

Не вали с больной головы на здоровую.

Не узнав горя, не узнаешь радости.

Недруг поддерживает, а друг спорит.

Радость прямит, кручина крючит.

От доброго житья толстеют, от дурного худеют.

- Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?

- Самостоятельно выпиши пары слов, которые являются антонимами. Записывай слова в

начальной форме.

Найти-потерять

Больной – здоровый

Горе-радость

Недруг-друг

Поддерживать - спорить

Радость – кручина

Прямить – крючить

Добрый – дурной

Толстеть – худеть

4) Упр.84.стр.96.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А мышонок –

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыплёнок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

- Кислое – зачем оно?

- Что вы! –

Шепчет Червячок. –

Сладкий у него бочок.

(Г. Сапгир)

-Это стихотворение Генриха Сапгира тебе уже знакомо. Посмотри на него с другой точки

зрения.

-Найди в тексте все пары антонимов.

Низко - высоко

Близко – далеко

Мало – велико

Кислое – сладкое

-Как называется литературный приём, при котором используются антонимы?

(Противопоставление.)

5. Итог урока.

-Подведём итог нашего урока.

-Что же такое антонимы?

-Где и для чего они используются в нашей речи?

6. Домашнее задание: стр.98,упр.86.



В раздел образования