Автор: Васильева Марина Анатольевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Гимназия иностранных языков" г. Ухты
Населённый пункт: г.Ухта, республика Коми
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: "Музыкотерапия.Терапевтические возможности музыкального искусства как реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки".
Раздел: начальное образование
Музыкотерапия.
Терапевтические возможности музыкального
искусства как реализация
здоровьесберегающих технологий на уроках
музыки.
Учебно-методическая разработка.
Автор: Васильева Марина Анатольевна.
Учитель музыки.
МОУ «Гимназия иностранных языков» г. Ухты Республики Коми.
2020 г
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Терапевтические возможности музыкального искусства 4
2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки 6
2.1. Музыкотерапия 8
2.2. Вокалотерапия 9
2.3. Ритмотерапия 12
2.4. Терапия творчеством 13
2.5. Улыбкотерапия 14
2.6. Логоритмическая гимнастика 17
ВЫВОД 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует
уже
достаточно
давно.
Здоровье
ребенка,
его
физическое
и
психическое
развитие,
социально-психологическая
адаптация
в
значительной
степени
определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в
школе.
Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как
показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние
10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а
среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных
расстройств
переходят
теперь
в
стойкую
хроническую
патологию
к
окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3
раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации
и последовательных действий в ходе учебно – воспитательного процесса,
реализации
образовательных
программ
на
основе
всестороннего
учета
индивидуального
здоровья
обучающихся,
особенностей
их
возрастного,
психофизического,
духовно
–
нравственного
состояния
и
развития,
сохранение и укрепление здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения
в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни.
И
музыкальная
терапия
может
стать
эффективным
методом сохранения здоровья обучающихся.
Одна
из
основных
задач
уроков
музыки:
снимать
нервно-
психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально -
энергетический тонус обучающихся.
4
Наша задача – создать условия для сохранения здоровья детей, то есть
разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие
технологии в образовательный процесс.
1. Терапевтические возможности музыкального искусства
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и
физическое
состояние
человека,
хорошо
знали
в
Древней
Греции,
за
несколько тысячелетий до нашей эры:
На
священной
горе
Геликон
у
темно-синего
источника,
окруженного
тенистыми лесами, живут вечно юные музы-дочери Зевса-громовержца и
богини
памяти
Мнемозины.
Когда
наступает
ночь,
поднимаются
они,
окутанные густым туманом, к вершине горы и водят хороводы у жертвенника
всемогущему Зевсу. Неслышно касаясь земли, легко кружатся музы. Красота
их необыкновенна. Но особенно славятся они пением. Пение это доставляет
наслаждение, облегчает печаль; оно заставляет забыть всякое зло. В своих
песнях музы воспевают «почтенные обычаи», «всеобщие законы и славят
богов». Нередко впереди муз торжественно выступает Аполлон. Их пение он
сопровождает
игрой
на
золотой
кифаре.
Вся
природа,
как
зачарованная,
внимает тогда чудесному хору. А стоит Аполлону и музам появиться там, где
обитают боги, как все смолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не
сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и
тишина воцаряются на Олимпе. Так рассказывали древние греки.
Большое место в их жизни занимала музыка. Древние греки верили, что
человек,
которого
с
детства
обучали
понимать
и
любить
музыку,
«не
запятнает себя никаким неблаговидным поступком… он будет полезен и себе
и родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом,
но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок».
Начиная
с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о
воздействии
музыки
на
человека,
полученных
в
р е з ул ьт а т е
экспериментальных
исследований.
Научно
доказано,
что
музыка
может
укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости,
5
улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные
процессы.
В
начале XX
века
было
экспериментально
доказано,
что
музыкальные
звуки
заставляют
вибрировать
каждую
клетку
нашего
организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного
давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.
Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
влияние
отдельных
музыкальных
инструментов
на
живые
организмы;
влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное
воздействие отдельных произведений композиторов;
воздействие
на
организм
человека
традиционных
народных
музыкальных направлений.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения
в 2003 году.
Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При
Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной
реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов,
врачующих музыкой.
Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными
тенденциями в науке.
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
учет возрастно-половых особенностей;
учет
состояния
здоровья
ученика
и
его
индивидуальных
психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств
обучения;
структурирование
урока
на
три
части
в
зависимости
от
уровня
умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная
и заключительная);
использование
здоровьесберегающих
действий
для
сохранения
работоспособности и расширения функциональных возможностей
организма учащихся.
6
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий
сохранять и укреплять здоровье обучающихся?
Музыкальная терапия может стать одним из эффективных методов лечения
школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают обучающихся как
в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу
решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальные возможности
урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в
образовательных учреждений.
2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности
детей
школьного
возраста
(неустойчивость
внимания,
необходимость
в
частой
смене
эмоциональных
состояний,
быстрая
утомляемость,
эмоциональная
отзывчивость,
стремление
к
сопереживанию
в
процессе
восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.),
которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности,
частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения
заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм
работы на уроке.
Здоровьесберегающие
технологии
реализуются
на
основе
личностно-
ориентированного
подхода.
Осуществляемые
на
основе
личностно-
развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря
которым
учащиеся
учатся
жить
вместе
и
эффективно
взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в
освоении
культуры
человеческих
отношений,
в
формировании
опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от
внешнего
контроля
к
внутреннему
самоконтролю),
становление
самосознания
и
активной
жизненной
позиции
на
основе
воспитания
и
7
самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и
здоровье других людей.
Принципы здоровьесбережения.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на
современном
этапе.
Кризисные
явления
в
обществе
способствовали
изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их
творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,
в ы з в а л и
о т к л о н е н и я
в
и х
с о ц и а л ь н о м
п о в е д е н и и .
В
создавшейся
обстановке
естественным
стало
активное
использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По
словам профессора Н. К. Смирнова: «здоровьесберегающие образовательные
технологии — это
системный
подход
к
обучению
и
во спитанию,
построенный
на
стремлении
педагога
не
нанести
ущерб
здоровью
учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной
характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как
решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое
должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние
участников образовательного процесса.
Отличительные особенности здоровьесберегающих
образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности;
воспитание, а не изучение культуры здоровья;
элементы индивидуализации обучения;
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
8
интерес к учебе, желание идти в школу;
наличие физкультминуток.
Применение на уроках методов релаксации.
На уроках учитель может применять различные здоровьесберегающие
технологии:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ;
ВОКАЛОТЕРАПИЯ;
РИТМОТЕРАПИЯ;
ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ;
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ;
УЛЫБКОТЕРАПИЯ;
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
2.1. Музыкотерапия
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе
означает
«исцеление
музыкой».
Существует
много
определений
понятия
«музыкотерапия».
Значительная
часть
ученых
считают
музыкотерапию
вспомогательным средством терапии.
Среди
разнообразных
музыкотерапевтических
приемов
особый
интерес
вызывает метод импровизации, применяемый на уроках музыки в школе.
Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной
деятельности.
Импровизация
способствует
развитию
музыкально
–
творческихс
п
о
с
о
б
н
о
с
т
е
й
.
Под
музыкально
–
творческой
деятельностью
понимается
детское
импровизационное
творчество,
которое
возникает
в
индивидуальной
или
коллективной
деятельности
и
направлено
на
раскрытие
творческих
способностей
ребенка.
В
результате
этой
деятельности
усилиями
детей
создается
творческий
продукт
в
виде
мелодий, музыкально-ритмических
движений
и
л
и инструментального
сопровождения
музыкальных
произведений.
Творческое проявление может быть реализовано и в освоении
музыкальных, шумовых инструментов. Поиски детей могут быть направлены
9
на
«обследование»
звуковых
возможностей
разных
инструментов,
выбор
инструментов
детского
оркестра
при
инструментовке
какого-либо
произведения.
Традиции
позитивного
использования
и н с т рум е н т а л ь н о й
импровизации
мы
находим
в
педагогической
системе
«элементарного
музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа. Обучая
детей
навыкам
коллективного
музицирования,
Орф
использовал
импровизацию,
игру
на
простейших
ударных
инструментах.
Применение
элементов системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной деятельности
показывало
положительную
динамику
у
детей:
повышение
психической
активности,
уровня
саморегуляции,
развитие
эмоционально-личностной
сферы, расширение коммуникативных навыков.
Например:
1. Создание различных двигательных образов. («Галоп», М. Дунаевского –
скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица», П. Чайковского –
плавные движения рук, вальстрование на месте; русские народные плясовые
«Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка и т.п.).
2.
Дириживование
детским
шумовым
(либо
воображаемым)
оркестром.
Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты – дирижер,
управляющий
первоклассных
оркестром.
Практические
задание
на
дирижирование воспринимаемой музыкой увеличивают заинтересованность
и
вовлеченность
в
процесс
восприятия,
что
соответственно
приносит
и
нужный психотерапевтический эффект
2.2. Вокалотерапия
Со
времен
самых
древних
цивилизаций
человечества
людям
известна
целительная
сила
отдельных
звуков
и
звукосочетаний,
произносимых
собственным голосом. Особое значение имеют Мантры.
На
Руси
с
помощью
вокалотерапии
издревле
осуществлялось
лечение.
Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-
х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти
10
путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего,
настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.
Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
Пение
благотворно
действует
на
бронхо
-
лёгочную
систему,
почки,
на
железы
внутренней
секреции,
массирует
гортань,
щитовидную
железу,
сердце.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного
голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае,
даже
если
нет
ни
слуха,
ни
голоса.
Это
отличное
средство
для
снятия
внутреннего напряжения и для самовыражения.
В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат,
развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка)
способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на
общее состояние здоровья учащихся.
Забота
о
целенаправленном
развитии
детских
голосов
–
необходимая
составная часть работы с хором, ансамблем. В голосообразовании участвует
ряд
органов:
орган
слуха
с
его
тонким
устройством,
сложная
система
голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один
комплекс,
их
деятельность
строго
согласована
и
подчинена
центральной
нервной системе.
После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по
утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и
более
качественное
функционирование
сердечнососудистой
системы,
поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы,
мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних
органов.
О
лечебных
свойствах
отдельных
звуков,
произносимых
голосом,
знали
испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
11
Если
рассматривать
лечебные
звуки
и
звукосочетания
с
позиции
музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане
их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в
этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
Гласные звуки:
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с
сердцем;
У-
улучшает
дыхание,
стимулирует
работу
почек,
мочевого
пузыря,
предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетание:
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и
негативной энергии.
Научно
доказана
целебная
сила
произнесения
и
некоторых
отдельных
согласных звуков (лучше их пропевать):
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
12
2.3. Ритмотерапия
Ритмотерапия
–
танец,
мимика
и
жест
являются
одним
из
древнейших
способов
выражения
чувств
и
переживаний.
Музыкально
–
ритмические
упражнения
выполняют
релаксационную
функцию,
помогают
добиться
эмоциональной
разрядки,
снять
умственную
перегрузку
и
утомление.
Движение
и
танец,
помимо
того
что
снимают
нервно-психическое
напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими
детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Все начинается с того, что мы вместе садимся в круг. Лица некоторых еще
напряжены, Вы не знаете, чего ожидать. У Вас в руках барабан, это как пульт
управления своим состоянием, как лодка для путешествий в другие миры.
Еще
несколько
приготовлений,
покашливание,
голос
инструктора…
И
первый
ритм
сотрясает
пространство
вокруг
нас.
Все
ожило,
стало
подвижным,
окружающий
мир
сразу
стал
другим,
более
реальным,
насыщенным. Вы как будто проснулись, вышли из забытья, в наших лицах
засияла улыбка…
Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это ритм биения
сердца, ритм дыхания. Это приливы и отливы, смена дня и ночи, ритм
Вселенной. Звуковая волна и свет, все, что мы видим и слышим, состоит из
ритмов.
Играя на барабане, мы уже не просто пассивные слушатели, мы становимся
непосредственными участниками и творцами ритма, который преображает
окружающее пространство. Поэтому, с помощью практики барабанов, мы
действительно можем изменить ситуацию, создать свой собственный мир.
Например:
1. Игра «Ритмическое эхо» - учитель дает ритмический рисунок,
который все дети, хлопая в ладоши (играя на барабане) должны повторить.
2. Ритмизация собственных имен и фамилий.
3. Коллективная импрозизация ритма (исполнение доступных
ритмических рисунков).
13
4. «Ритмический диалог» (дети задают друг другу вопросы с помощью
ритма)
2.5. Терапия творчеством
Творчество – такая деятельность, в результате которой человек получает
нечто
новое
и
оригинальное.
Продукт
творческой
деятельности
является
отражением
внутреннего
мира
человека,
чувств,
о щ у щ е ний,
мыслеедставлений, внутренних конфликтов.
Терапия
творчеством
развивает
такие
функции,
как
восприятие,
воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для детей
и
подростков,
но
и
взрослые
отмечают
для
себя
некоторые
изменения.
Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям,
к чувствам и ощущениям. Творчество помогает раслабиться, отключиться от
проблем,
зарядиться
положительной
энергетикой
участников,
найти
единомышленников-друзей.
Детское
творчество
помогает
развить
чувства
меры,
красоты,
помогает
раскрыть
детский
потенциал,
благотворно
влияет
на
моторику,
помогает
быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок
быстрее развивается, общаясь со сверстниками и получая новые знания и
навыки.
Что
может
использовать
учитель
музыки
в
терапии
творчеством?
Это лепка и рисование в различных техниках, создание масок для постановок
музыкального спектакля. К терапии творчеством относятся также написание
стихов, сказок, рассказов, шитье, создание кукол, коллажей, композиций из
природных
материалов,
работа
с
песком,
создание
оберегов
и
оригами.
Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной культуре.
14
2.6. Улыбкотерапия
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если
ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым
и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в
результате
постоянной
тренировки
улыбки.
Вскоре
улыбка
внешняя
становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на
людей.
А
нам,
людям
XXI
века,
известно,
что
специально
подобранная
музыка
дозировано
тренирует
эмоциональный
мир
ребенка
и
повышает
уровень
иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости,
активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание
музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в
свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.
Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее,
если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия
становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в
ногу с актуальными тенденциями в науке. Многие произведения школьной
программы входят в список полезной классической музыки, составленный на
основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных
музыкальных характеристик на мозг ребенка.
Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования
здорового
образа
жизни,
а
оздоровительные
занятия
с
использованием
музыки дадут потрясающий эффект. Медленная музыка в стиле барокко
(И.С.Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности,
создаёт духовную, стимулирующую среду.
Музыка В.А.Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью.
Она
способна
повышать
концентрацию
памяти
и
пространственное
восприятие,
хорошо
воздействует
на
психику,
полезна
при
многих
соматических заболеваниях и язве желудка.
Музыка
романтизма
(Ф.
Шуберт,
П.И.Чайковский)
подчеркивает
15
выразительность
и
чувственность,
часто
пробуждает
индивидуализм,
мистицизм. Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбность, снимает
раздражительность и нервное напряжение.
Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно
использовать
«Полонез»
Огинского,
а
улучшит
работу
сердца
«Элегия»
Рахманинова.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья
детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы
поиска,
радости,
удовольствия,
развитие
детской
индивидуальности,
удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.
При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-
психических
перегрузок,
восстановлению
положительного
эмоционально-
энергетического
тонуса
учащихся.
На
уроке
необходимо
применять
и
чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание,
исполнение,
рассматривание
пособий,
просмотр
видеосюжетов,
слайдов.
Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания,
развитию познавательного интереса у учащихся к предмету "Музыка".
Восприятие
музыки,
её
исполнение
и
создание
являются
основными
формами
не
только
музыкального
восприятия,
но
и
музыкальной
психотерапии. По- существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или
нет,
является
стихийным
психотерапевтом,
изменяющим
при
помощи
музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Благодаря
исследователям,
изучавшим
психофизиологический
аспект
воздействия
музыки,
можно
считать
твердо
установленными
следующие
факты:
-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту
пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
-повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
16
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление.
Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений
на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на
всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.
2.7. Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее
благоприятная
для
снятия
напряжения
после
долгого
сидения.
Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение
других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные
условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого
активного
отдыха
внимание
детей
повышается,
а
восприятие
учебного
материала
улучшается. Логоритмические
упражнения
объединены
в
комплексы
общеразвивающих
упражнений,
которые
выполняются
в
положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц, как шейного
отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения
направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки
направлены
на
то,
чтобы
дети
не
только
радовались
движениям,
но
и
получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.
Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.
Наример:
1. Логоритмическое упражнение «Аист» - тренирует чувство равновесия,
развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет
мышцы нижних конечностей.
2. Песня - игра «Две подружки»
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)
17
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)
ВЫВОД
И
к а к
м ы
в и д и м
– уроки
музыки
неразрывно
связаны
со
здоровьесберегающими технологиями.
Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у
детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого
прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них
позитивную самооценку.
К а к
м ы
в и д и м , благодаря
исследователям,
изучавшим
психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо
установленными следующие факты:
- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту
пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление.
Эту
особенность
оздоравливающего
воздействия
музыкальных
произведений на организм человека можно использовать не только на уроках
музыки,
но
и
на
всех
других
уроках
во
время
физминуток
или
в
заключительной части урока.
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Балашова С.С., Шенталинская Т.С Музыкальный фольклор в школе / Сост.
Челышева Т.В. – М: Просвещеник, 1997.
Едунов С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке ведущих тенденций
развития
отечественного
музыкального
образования:
история
и
современность. – С – ПБ ГУМП, 2001.
Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ.
– М.: Перспектива,2007.
Тютюнникова Т.Э.Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. – М.: Аст –
рель, 2000.
Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок». – М. – Первое сентября; Чистые пруды, 2004