Напоминание

"Музыкотерапия.Терапевтические возможности музыкального искусства как реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки".


Автор: Васильева Марина Анатольевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Гимназия иностранных языков" г. Ухты
Населённый пункт: г.Ухта, республика Коми
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: "Музыкотерапия.Терапевтические возможности музыкального искусства как реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки".
Раздел: начальное образование





Назад




Музыкотерапия.

Терапевтические возможности музыкального

искусства как реализация

здоровьесберегающих технологий на уроках

музыки.

Учебно-методическая разработка.

Автор: Васильева Марина Анатольевна.

Учитель музыки.

МОУ «Гимназия иностранных языков» г. Ухты Республики Коми.

2020 г

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Терапевтические возможности музыкального искусства 4

2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки 6

2.1. Музыкотерапия 8

2.2. Вокалотерапия 9

2.3. Ритмотерапия 12

2.4. Терапия творчеством 13

2.5. Улыбкотерапия 14

2.6. Логоритмическая гимнастика 17

ВЫВОД 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует

уже

достаточно

давно.

Здоровье

ребенка,

его

физическое

и

психическое

развитие,

социально-психологическая

адаптация

в

значительной

степени

определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в

школе.

Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как

показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние

10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а

среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных

расстройств

переходят

теперь

в

стойкую

хроническую

патологию

к

окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3

раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации

и последовательных действий в ходе учебно – воспитательного процесса,

реализации

образовательных

программ

на

основе

всестороннего

учета

индивидуального

здоровья

обучающихся,

особенностей

их

возрастного,

психофизического,

духовно

нравственного

состояния

и

развития,

сохранение и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения

в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по

здоровому

образу

жизни,

научить

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни.

И

музыкальная

терапия

может

стать

эффективным

методом сохранения здоровья обучающихся.

Одна

из

основных

задач

уроков

музыки:

снимать

нервно-

психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально -

энергетический тонус обучающихся.

4

Наша задача – создать условия для сохранения здоровья детей, то есть

разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие

технологии в образовательный процесс.

1. Терапевтические возможности музыкального искусства

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и

физическое

состояние

человека,

хорошо

знали

в

Древней

Греции,

за

несколько тысячелетий до нашей эры:

На

священной

горе

Геликон

у

темно-синего

источника,

окруженного

тенистыми лесами, живут вечно юные музы-дочери Зевса-громовержца и

богини

памяти

Мнемозины.

Когда

наступает

ночь,

поднимаются

они,

окутанные густым туманом, к вершине горы и водят хороводы у жертвенника

всемогущему Зевсу. Неслышно касаясь земли, легко кружатся музы. Красота

их необыкновенна. Но особенно славятся они пением. Пение это доставляет

наслаждение, облегчает печаль; оно заставляет забыть всякое зло. В своих

песнях музы воспевают «почтенные обычаи», «всеобщие законы и славят

богов». Нередко впереди муз торжественно выступает Аполлон. Их пение он

сопровождает

игрой

на

золотой

кифаре.

Вся

природа,

как

зачарованная,

внимает тогда чудесному хору. А стоит Аполлону и музам появиться там, где

обитают боги, как все смолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не

сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и

тишина воцаряются на Олимпе. Так рассказывали древние греки.

Большое место в их жизни занимала музыка. Древние греки верили, что

человек,

которого

с

детства

обучали

понимать

и

любить

музыку,

«не

запятнает себя никаким неблаговидным поступком… он будет полезен и себе

и родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом,

но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок».

Начиная

с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о

воздействии

музыки

на

человека,

полученных

в

р е з ул ьт а т е

экспериментальных

исследований.

Научно

доказано,

что

музыка

может

укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости,

5

улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные

процессы.

В

начале XX

века

было

экспериментально

доказано,

что

музыкальные

звуки

заставляют

вибрировать

каждую

клетку

нашего

организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного

давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

влияние

отдельных

музыкальных

инструментов

на

живые

организмы;

влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное

воздействие отдельных произведений композиторов;

воздействие

на

организм

человека

традиционных

народных

музыкальных направлений.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения

в 2003 году.

Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При

Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной

реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов,

врачующих музыкой.

Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными

тенденциями в науке.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:

учет возрастно-половых особенностей;

учет

состояния

здоровья

ученика

и

его

индивидуальных

психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств

обучения;

структурирование

урока

на

три

части

в

зависимости

от

уровня

умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная

и заключительная);

использование

здоровьесберегающих

действий

для

сохранения

работоспособности и расширения функциональных возможностей

организма учащихся.

6

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий

сохранять и укреплять здоровье обучающихся?

Музыкальная терапия может стать одним из эффективных методов лечения

школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают обучающихся как

в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу

решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальные возможности

урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в

образовательных учреждений.

2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности

детей

школьного

возраста

(неустойчивость

внимания,

необходимость

в

частой

смене

эмоциональных

состояний,

быстрая

утомляемость,

эмоциональная

отзывчивость,

стремление

к

сопереживанию

в

процессе

восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.),

которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности,

частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения

заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм

работы на уроке.

Здоровьесберегающие

технологии

реализуются

на

основе

личностно-

ориентированного

подхода.

Осуществляемые

на

основе

личностно-

развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря

которым

учащиеся

учатся

жить

вместе

и

эффективно

взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в

освоении

культуры

человеческих

отношений,

в

формировании

опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение

сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от

внешнего

контроля

к

внутреннему

самоконтролю),

становление

самосознания

и

активной

жизненной

позиции

на

основе

воспитания

и

7

самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и

здоровье других людей.

Принципы здоровьесбережения.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на

современном

этапе.

Кризисные

явления

в

обществе

способствовали

изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их

творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,

в ы з в а л и

о т к л о н е н и я

в

и х

с о ц и а л ь н о м

п о в е д е н и и .

В

создавшейся

обстановке

естественным

стало

активное

использование

педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По

словам профессора Н. К. Смирнова: «здоровьесберегающие образовательные

технологии — это

системный

подход

к

обучению

и

во спитанию,

построенный

на

стремлении

педагога

не

нанести

ущерб

здоровью

учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной

характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как

решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,

которые сформулировал Н. К. Смирнов:

• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые

средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не

наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое

должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние

участников образовательного процесса.

Отличительные особенности здоровьесберегающих

образовательных технологий:

отсутствие назидательности и авторитарности;

воспитание, а не изучение культуры здоровья;

элементы индивидуализации обучения;

наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

8

интерес к учебе, желание идти в школу;

наличие физкультминуток.

Применение на уроках методов релаксации.

На уроках учитель может применять различные здоровьесберегающие

технологии:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ;

ВОКАЛОТЕРАПИЯ;

РИТМОТЕРАПИЯ;

ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ;

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ;

УЛЫБКОТЕРАПИЯ;

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

2.1. Музыкотерапия

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе

означает

«исцеление

музыкой».

Существует

много

определений

понятия

«музыкотерапия».

Значительная

часть

ученых

считают

музыкотерапию

вспомогательным средством терапии.

Среди

разнообразных

музыкотерапевтических

приемов

особый

интерес

вызывает метод импровизации, применяемый на уроках музыки в школе.

Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной

деятельности.

Импровизация

способствует

развитию

музыкально

творческихс

п

о

с

о

б

н

о

с

т

е

й

.

Под

музыкально

творческой

деятельностью

понимается

детское

импровизационное

творчество,

которое

возникает

в

индивидуальной

или

коллективной

деятельности

и

направлено

на

раскрытие

творческих

способностей

ребенка.

В

результате

этой

деятельности

усилиями

детей

создается

творческий

продукт

в

виде

мелодий, музыкально-ритмических

движений

и

л

и инструментального

сопровождения

музыкальных

произведений.

Творческое проявление может быть реализовано и в освоении

музыкальных, шумовых инструментов. Поиски детей могут быть направлены

9

на

«обследование»

звуковых

возможностей

разных

инструментов,

выбор

инструментов

детского

оркестра

при

инструментовке

какого-либо

произведения.

Традиции

позитивного

использования

и н с т рум е н т а л ь н о й

импровизации

мы

находим

в

педагогической

системе

«элементарного

музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа. Обучая

детей

навыкам

коллективного

музицирования,

Орф

использовал

импровизацию,

игру

на

простейших

ударных

инструментах.

Применение

элементов системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной деятельности

показывало

положительную

динамику

у

детей:

повышение

психической

активности,

уровня

саморегуляции,

развитие

эмоционально-личностной

сферы, расширение коммуникативных навыков.

Например:

1. Создание различных двигательных образов. («Галоп», М. Дунаевского –

скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица», П. Чайковского –

плавные движения рук, вальстрование на месте; русские народные плясовые

«Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка и т.п.).

2.

Дириживование

детским

шумовым

(либо

воображаемым)

оркестром.

Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты – дирижер,

управляющий

первоклассных

оркестром.

Практические

задание

на

дирижирование воспринимаемой музыкой увеличивают заинтересованность

и

вовлеченность

в

процесс

восприятия,

что

соответственно

приносит

и

нужный психотерапевтический эффект

2.2. Вокалотерапия

Со

времен

самых

древних

цивилизаций

человечества

людям

известна

целительная

сила

отдельных

звуков

и

звукосочетаний,

произносимых

собственным голосом. Особое значение имеют Мантры.

На

Руси

с

помощью

вокалотерапии

издревле

осуществлялось

лечение.

Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-

х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти

10

путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего,

настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

Пение

благотворно

действует

на

бронхо

-

лёгочную

систему,

почки,

на

железы

внутренней

секреции,

массирует

гортань,

щитовидную

железу,

сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного

голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае,

даже

если

нет

ни

слуха,

ни

голоса.

Это

отличное

средство

для

снятия

внутреннего напряжения и для самовыражения.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат,

развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка)

способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на

общее состояние здоровья учащихся.

Забота

о

целенаправленном

развитии

детских

голосов

необходимая

составная часть работы с хором, ансамблем. В голосообразовании участвует

ряд

органов:

орган

слуха

с

его

тонким

устройством,

сложная

система

голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один

комплекс,

их

деятельность

строго

согласована

и

подчинена

центральной

нервной системе.

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по

утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и

более

качественное

функционирование

сердечнососудистой

системы,

поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы,

мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних

органов.

О

лечебных

свойствах

отдельных

звуков,

произносимых

голосом,

знали

испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

11

Если

рассматривать

лечебные

звуки

и

звукосочетания

с

позиции

музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане

их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в

этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

Гласные звуки:

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с

сердцем;

У-

улучшает

дыхание,

стимулирует

работу

почек,

мочевого

пузыря,

предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетание:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и

негативной энергии.

Научно

доказана

целебная

сила

произнесения

и

некоторых

отдельных

согласных звуков (лучше их пропевать):

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

12

2.3. Ритмотерапия

Ритмотерапия

танец,

мимика

и

жест

являются

одним

из

древнейших

способов

выражения

чувств

и

переживаний.

Музыкально

ритмические

упражнения

выполняют

релаксационную

функцию,

помогают

добиться

эмоциональной

разрядки,

снять

умственную

перегрузку

и

утомление.

Движение

и

танец,

помимо

того

что

снимают

нервно-психическое

напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими

детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Все начинается с того, что мы вместе садимся в круг. Лица некоторых еще

напряжены, Вы не знаете, чего ожидать. У Вас в руках барабан, это как пульт

управления своим состоянием, как лодка для путешествий в другие миры.

Еще

несколько

приготовлений,

покашливание,

голос

инструктора…

И

первый

ритм

сотрясает

пространство

вокруг

нас.

Все

ожило,

стало

подвижным,

окружающий

мир

сразу

стал

другим,

более

реальным,

насыщенным. Вы как будто проснулись, вышли из забытья, в наших лицах

засияла улыбка…

Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это ритм биения

сердца, ритм дыхания. Это приливы и отливы, смена дня и ночи, ритм

Вселенной. Звуковая волна и свет, все, что мы видим и слышим, состоит из

ритмов.

Играя на барабане, мы уже не просто пассивные слушатели, мы становимся

непосредственными участниками и творцами ритма, который преображает

окружающее пространство. Поэтому, с помощью практики барабанов, мы

действительно можем изменить ситуацию, создать свой собственный мир.

Например:

1. Игра «Ритмическое эхо» - учитель дает ритмический рисунок,

который все дети, хлопая в ладоши (играя на барабане) должны повторить.

2. Ритмизация собственных имен и фамилий.

3. Коллективная импрозизация ритма (исполнение доступных

ритмических рисунков).

13

4. «Ритмический диалог» (дети задают друг другу вопросы с помощью

ритма)

2.5. Терапия творчеством

Творчество – такая деятельность, в результате которой человек получает

нечто

новое

и

оригинальное.

Продукт

творческой

деятельности

является

отражением

внутреннего

мира

человека,

чувств,

о щ у щ е ний,

мыслеедставлений, внутренних конфликтов.

Терапия

творчеством

развивает

такие

функции,

как

восприятие,

воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для детей

и

подростков,

но

и

взрослые

отмечают

для

себя

некоторые

изменения.

Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям,

к чувствам и ощущениям. Творчество помогает раслабиться, отключиться от

проблем,

зарядиться

положительной

энергетикой

участников,

найти

единомышленников-друзей.

Детское

творчество

помогает

развить

чувства

меры,

красоты,

помогает

раскрыть

детский

потенциал,

благотворно

влияет

на

моторику,

помогает

быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок

быстрее развивается, общаясь со сверстниками и получая новые знания и

навыки.

Что

может

использовать

учитель

музыки

в

терапии

творчеством?

Это лепка и рисование в различных техниках, создание масок для постановок

музыкального спектакля. К терапии творчеством относятся также написание

стихов, сказок, рассказов, шитье, создание кукол, коллажей, композиций из

природных

материалов,

работа

с

песком,

создание

оберегов

и

оригами.

Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной культуре.

14

2.6. Улыбкотерапия

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если

ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым

и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в

результате

постоянной

тренировки

улыбки.

Вскоре

улыбка

внешняя

становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на

людей.

А

нам,

людям

XXI

века,

известно,

что

специально

подобранная

музыка

дозировано

тренирует

эмоциональный

мир

ребенка

и

повышает

уровень

иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости,

активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание

музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в

свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.

Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее,

если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия

становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в

ногу с актуальными тенденциями в науке. Многие произведения школьной

программы входят в список полезной классической музыки, составленный на

основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных

музыкальных характеристик на мозг ребенка.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования

здорового

образа

жизни,

а

оздоровительные

занятия

с

использованием

музыки дадут потрясающий эффект. Медленная музыка в стиле барокко

(И.С.Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности,

создаёт духовную, стимулирующую среду.

Музыка В.А.Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью.

Она

способна

повышать

концентрацию

памяти

и

пространственное

восприятие,

хорошо

воздействует

на

психику,

полезна

при

многих

соматических заболеваниях и язве желудка.

Музыка

романтизма

(Ф.

Шуберт,

П.И.Чайковский)

подчеркивает

15

выразительность

и

чувственность,

часто

пробуждает

индивидуализм,

мистицизм. Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбность, снимает

раздражительность и нервное напряжение.

Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно

использовать

«Полонез»

Огинского,

а

улучшит

работу

сердца

«Элегия»

Рахманинова.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья

детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы

поиска,

радости,

удовольствия,

развитие

детской

индивидуальности,

удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.

При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-

психических

перегрузок,

восстановлению

положительного

эмоционально-

энергетического

тонуса

учащихся.

На

уроке

необходимо

применять

и

чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание,

исполнение,

рассматривание

пособий,

просмотр

видеосюжетов,

слайдов.

Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания,

развитию познавательного интереса у учащихся к предмету "Музыка".

Восприятие

музыки,

её

исполнение

и

создание

являются

основными

формами

не

только

музыкального

восприятия,

но

и

музыкальной

психотерапии. По- существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или

нет,

является

стихийным

психотерапевтом,

изменяющим

при

помощи

музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Благодаря

исследователям,

изучавшим

психофизиологический

аспект

воздействия

музыки,

можно

считать

твердо

установленными

следующие

факты:

-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту

пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

-повышает и понижает мышечный тонус;

- стимулирует появление эмоций;

- улучшает вербальные и арифметические способности;

16

- стимулирует процессы восприятия и памяти;

- активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений

на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на

всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

2.7. Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее

благоприятная

для

снятия

напряжения

после

долгого

сидения.

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение

других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные

условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого

активного

отдыха

внимание

детей

повышается,

а

восприятие

учебного

материала

улучшается. Логоритмические

упражнения

объединены

в

комплексы

общеразвивающих

упражнений,

которые

выполняются

в

положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц, как шейного

отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения

направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки

направлены

на

то,

чтобы

дети

не

только

радовались

движениям,

но

и

получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.

Наример:

1. Логоритмическое упражнение «Аист» - тренирует чувство равновесия,

развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет

мышцы нижних конечностей.

2. Песня - игра «Две подружки»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.

(имитировать растирание спины полотенцем)

17

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям - физкульт-привет!

(резко поднять руки вверх)

ВЫВОД

И

к а к

м ы

в и д и м

– уроки

музыки

неразрывно

связаны

со

здоровьесберегающими технологиями.

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у

детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого

прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них

позитивную самооценку.

К а к

м ы

в и д и м , благодаря

исследователям,

изучавшим

психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо

установленными следующие факты:

- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту

пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

- повышает и понижает мышечный тонус;

- стимулирует появление эмоций;

- улучшает вербальные и арифметические способности;

- стимулирует процессы восприятия и памяти;

- активизирует творческое мышление.

Эту

особенность

оздоравливающего

воздействия

музыкальных

произведений на организм человека можно использовать не только на уроках

музыки,

но

и

на

всех

других

уроках

во

время

физминуток

или

в

заключительной части урока.

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балашова С.С., Шенталинская Т.С Музыкальный фольклор в школе / Сост.

Челышева Т.В. – М: Просвещеник, 1997.

Едунов С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке ведущих тенденций

развития

отечественного

музыкального

образования:

история

и

современность. – С – ПБ ГУМП, 2001.

Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ.

– М.: Перспектива,2007.

Тютюнникова Т.Э.Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. – М.: Аст –

рель, 2000.

Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей

«Открытый урок». – М. – Первое сентября; Чистые пруды, 2004



В раздел образования