Автор: Гильмутдинова Галия Рафаиловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №6" Советского р-на г. Казани
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние дополнительного образования на духовно-нравственное развитие детей"
Раздел: дополнительное образование
Влияние дополнительного образования на духовно-нравственное
развитие детей
Г.Р.Гильмутдинова
Сегодня образованность человека определяется не столько знаниями,
полученными в процессе обучения в общеобразовательной школе, сколько
его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях
отечественной
и
мировой
культуры,
в
современной
системе
ценностей,
способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному
жизненному
выбору,
к
самообразованию,
самосовершенствованию
и
самоопределению.
Практика
показывает,
что
указанные
требования
к
образованности
человека
не
могут
быть
удовлетворены
только
базовым
образованием: оно все больше нуждается в дополнительном образовании,
которое
было
и
остается
одним
из
определяющих
факторов
развития
склонностей,
способностей
и
интересов
человека,
его
социального
и
профессионального
с
а
м
о
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
я
.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но
многогранное развитие и становление личности, раскрытие ее способностей,
развитие
эмоциональной
сферы,
сохранение
индивидуальности,
ранняя
профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если
школьное образование все дети получают в практически одинаковом объеме,
что
определяется
государственным
стандартом,
то
дополнительное
образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их
природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом –
смысл
дополнительного
образования:
оно
дает
возможность
ребенку
полноценно
прожить
детство,
реализуя
себя,
решая
социально
значимые
задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как
правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом
возрасте,
стать
полноправным
участником
коммуникативных
процессов
социума
в
п л а н е
ф о р м и р о в а н и я
к ул ьт у р н о г о
п о т е н ц и а л а .
Дополнительное образование нельзя рассматривать как некий ‘довесок’ к
базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая
дополняет,
т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности,
ставя перед собой цели удовлетворения не столько потребностей общества,
сколько
потребностей
личностно-ориентированного
характера.
И
потому
система
дополнительного
образования
является
зоной
наибольшего
благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.
Несмотря
на
загруженность
в
школе,
на
крайнюю
занятость
и
нехватку
времени,
множество
детей
исключительно на
добровольной
основе
по
нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки и клубы,
студии
и
спортивные
секции,
участвуют
в
разнообразных
игровых
и
праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с
интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то
для себя полезное, проявить и развить свои особые способности, зная при
этом,
что
каждый
из
них
будет
интересен
окружающим.
Общение
со
сверстниками
и
педагогами,
увлеченными
общим
интересным
делом,
содействует
развитию взаимопонимания,
сотрудничества, взаимодействия –
всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность».
Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная
мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему
ребенку это полезно»), это, в свою очередь, способствует формированию
индивидуальной
свободы
личности.
Современное
дополнительное
образование в настоящее время – это пространство, где создано достаточно
условий
для
как
можно
более
полной
самореализации
личности.
Оно
обладает достаточными возможностями для формирования высокой духовной
культуры учащихся, развития тонкого художественного вкуса и творческого
чутья,
а
также
формирования
потребности
в
творческой
деятельности.
Воспитание
сольного
исполнителя
на
инструменте
является
одним
из
факторов
самореализации
личности.
Положительный
опыт
концертной
деятельности учащихся, участие в фестивалях, конкурсах благотворно влияет
на развитие личности. Успешная самореализация в концертной деятельности
способствует
повышению
уверенности
в
себе,
повышению
собственной
самооценки учащихся.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России
сказано,
что
«ребенок
школьного
возраста
наиболее
восприимчив
к
эмоционально-ценностному,
духовно-нравственному
развитию; гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и
воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Поэтому
наша
главная
задача–раскрытие
и
реализация
способностей
и
талантов,
которые
важны
не
только
для
ребёнка,
как
для
отдельной
личности, но и для общества в целом. Современное общество испытывает
большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности,
с
ярко
выраженными
индивидуальными
качествами,
способной,
реализуя
свои
личностные
запросы,
решать
и
проблемы
общества.
Одаренные,
талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий
ей
эффективно
развиваться
и
конструктивно
решать
современные
экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ
усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,
которая
способствует
становлению
индивидуальности
человека,
его
самовыражению,
самореализации
и
успешной
социализации.
Объектом
пристального
внимания
сегодня
является развивающаяся
личность
с
её
внутренним
миром,
интересами,
потребностями,
творче ск и ми
возможностями.
В формировании духовной, эмоциональной сферы личности особая роль
принадлежит
гуманному
отношению
педагогов
к
учащимся.
Отношение
учителя к ребенку – источник важных для его развития эмоциональных
состояний.
От
них
зависит,
каким
сформируется
в
его
сознании
образ
взрослого
и
образ
собственного
«Я»,
а
также
содержание
ситуативного
взаимодействия с окружающими.
Задача, стоящая перед педагогом, непростая и глубокая и требует такого
же глубокого, комплексного решения. Какое же это решение? На наш взгляд,
во-первых, сам педагог должен знать, чего он хочет достичь от каждого
ученика
в
результате
своей
деятельности,
разработав
собственный
мотивационный
и
методический
план
действий,
беря
в
расчет
и
свои
личностные качества и интересы, и аналогические индивидуальные свойства
учеников. Во-вторых, нужно стать друзьями для своих учеников: они должны
понимать и чувствовать, что учитель не только хочет передать им какие-то
знания и умения, но и искренне заинтересован в том, чтобы они стали
нужными и полезными для окружающих людей. В-третьих, преподавателю
необходимо непрерывно и упорно работать над собой, над своими личными и
профессиональными качествами, чтобы ученики не только видели в нем
друга, но и уважали его за человеческие достоинства и мастерство, с которым
он
делает
свое
дело,
и
стремились
стать
такими
же,
как
их
учитель.
Выполнение этих вышеперечисленных составляющих поможет выстроить
гармоничные отношения и конструктивное взаимодействие между педагогом
и учеником.
Обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил,
высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к
добру, к красоте, к свободе – вот настоящая задача учителя.