Напоминание

"Влияние дополнительного образования на духовно-нравственное развитие детей"


Автор: Гильмутдинова Галия Рафаиловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №6" Советского р-на г. Казани
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние дополнительного образования на духовно-нравственное развитие детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние дополнительного образования на духовно-нравственное

развитие детей

Г.Р.Гильмутдинова

Сегодня образованность человека определяется не столько знаниями,

полученными в процессе обучения в общеобразовательной школе, сколько

его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях

отечественной

и

мировой

культуры,

в

современной

системе

ценностей,

способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному

жизненному

выбору,

к

самообразованию,

самосовершенствованию

и

самоопределению.

Практика

показывает,

что

указанные

требования

к

образованности

человека

не

могут

быть

удовлетворены

только

базовым

образованием: оно все больше нуждается в дополнительном образовании,

которое

было

и

остается

одним

из

определяющих

факторов

развития

склонностей,

способностей

и

интересов

человека,

его

социального

и

профессионального

с

а

м

о

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

я

.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но

многогранное развитие и становление личности, раскрытие ее способностей,

развитие

эмоциональной

сферы,

сохранение

индивидуальности,

ранняя

профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если

школьное образование все дети получают в практически одинаковом объеме,

что

определяется

государственным

стандартом,

то

дополнительное

образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их

природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом –

смысл

дополнительного

образования:

оно

дает

возможность

ребенку

полноценно

прожить

детство,

реализуя

себя,

решая

социально

значимые

задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как

правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом

возрасте,

стать

полноправным

участником

коммуникативных

процессов

социума

в

п л а н е

ф о р м и р о в а н и я

к ул ьт у р н о г о

п о т е н ц и а л а .

Дополнительное образование нельзя рассматривать как некий ‘довесок’ к

базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая

дополняет,

т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности,

ставя перед собой цели удовлетворения не столько потребностей общества,

сколько

потребностей

личностно-ориентированного

характера.

И

потому

система

дополнительного

образования

является

зоной

наибольшего

благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.

Несмотря

на

загруженность

в

школе,

на

крайнюю

занятость

и

нехватку

времени,

множество

детей

исключительно на

добровольной

основе

по

нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки и клубы,

студии

и

спортивные

секции,

участвуют

в

разнообразных

игровых

и

праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с

интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то

для себя полезное, проявить и развить свои особые способности, зная при

этом,

что

каждый

из

них

будет

интересен

окружающим.

Общение

со

сверстниками

и

педагогами,

увлеченными

общим

интересным

делом,

содействует

развитию взаимопонимания,

сотрудничества, взаимодействия –

всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность».

Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная

мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему

ребенку это полезно»), это, в свою очередь, способствует формированию

индивидуальной

свободы

личности.

Современное

дополнительное

образование в настоящее время – это пространство, где создано достаточно

условий

для

как

можно

более

полной

самореализации

личности.

Оно

обладает достаточными возможностями для формирования высокой духовной

культуры учащихся, развития тонкого художественного вкуса и творческого

чутья,

а

также

формирования

потребности

в

творческой

деятельности.

Воспитание

сольного

исполнителя

на

инструменте

является

одним

из

факторов

самореализации

личности.

Положительный

опыт

концертной

деятельности учащихся, участие в фестивалях, конкурсах благотворно влияет

на развитие личности. Успешная самореализация в концертной деятельности

способствует

повышению

уверенности

в

себе,

повышению

собственной

самооценки учащихся.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина

России

сказано,

что

«ребенок

школьного

возраста

наиболее

восприимчив

к

эмоционально-ценностному,

духовно-нравственному

развитию; гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и

воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

Поэтому

наша

главная

задача–раскрытие

и

реализация

способностей

и

талантов,

которые

важны

не

только

для

ребёнка,

как

для

отдельной

личности, но и для общества в целом. Современное общество испытывает

большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности,

с

ярко

выраженными

индивидуальными

качествами,

способной,

реализуя

свои

личностные

запросы,

решать

и

проблемы

общества.

Одаренные,

талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий

ей

эффективно

развиваться

и

конструктивно

решать

современные

экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ

усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,

которая

способствует

становлению

индивидуальности

человека,

его

самовыражению,

самореализации

и

успешной

социализации.

Объектом

пристального

внимания

сегодня

является развивающаяся

личность

с

её

внутренним

миром,

интересами,

потребностями,

творче ск и ми

возможностями.

В формировании духовной, эмоциональной сферы личности особая роль

принадлежит

гуманному

отношению

педагогов

к

учащимся.

Отношение

учителя к ребенку – источник важных для его развития эмоциональных

состояний.

От

них

зависит,

каким

сформируется

в

его

сознании

образ

взрослого

и

образ

собственного

«Я»,

а

также

содержание

ситуативного

взаимодействия с окружающими.

Задача, стоящая перед педагогом, непростая и глубокая и требует такого

же глубокого, комплексного решения. Какое же это решение? На наш взгляд,

во-первых, сам педагог должен знать, чего он хочет достичь от каждого

ученика

в

результате

своей

деятельности,

разработав

собственный

мотивационный

и

методический

план

действий,

беря

в

расчет

и

свои

личностные качества и интересы, и аналогические индивидуальные свойства

учеников. Во-вторых, нужно стать друзьями для своих учеников: они должны

понимать и чувствовать, что учитель не только хочет передать им какие-то

знания и умения, но и искренне заинтересован в том, чтобы они стали

нужными и полезными для окружающих людей. В-третьих, преподавателю

необходимо непрерывно и упорно работать над собой, над своими личными и

профессиональными качествами, чтобы ученики не только видели в нем

друга, но и уважали его за человеческие достоинства и мастерство, с которым

он

делает

свое

дело,

и

стремились

стать

такими

же,

как

их

учитель.

Выполнение этих вышеперечисленных составляющих поможет выстроить

гармоничные отношения и конструктивное взаимодействие между педагогом

и учеником.

Обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил,

высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к

добру, к красоте, к свободе – вот настоящая задача учителя.



В раздел образования