Автор: Панькив Ольга Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДОД"
Населённый пункт: город Усинск Республика Коми
Наименование материала: Игровая программа
Тема: «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Раздел: дополнительное образование
Игровая программа «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Цель:
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей.
Задачи:
1.Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли исследователей.
2.Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических
и химических явлений.
3.Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
4.Воспитывать эстетическое восприятие мира.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята!
Я приглашаю вас в удивительный мир опытов и экспериментов.
Мы с вами в течение года знакомились и проводили различные опыты и эксперименты по
физике. А сейчас я предлагаю проверить, что вы запомнили и чему научились, кто из вас
самый эрудированный.
Предлагаю разделиться на команды, которые будут соревноваться друг с другом. Победит
команда, которая наберёт большее количество баллов.
1 конкурс. Вопрос - ответ.
(За правильный ответ 1 балл)
1. Что такое эксперимент?
2. В чем отличие эксперимента от фокуса?
3. Почему бумажный цветок распускается на воде?
4. Почему вода и масло не смешиваются друг с другом?
5. Какая щёлочь является поглотителем запаха и меняет цвет индикатора?
6. Как называется сцепление молекул тела под действием сил притяжения??
7. Какой газ необходим человеку для дыхания?
8.С помощью какого явления воздушный шар прилипает к ткани, телу, стене??
9. Какое вещество становится фиолетовым, если в него добавить йод?
10. В чем измеряется температура?
11. Как называется прибор для измерения температуры?
12.В чём секрет «поющего» бокала?
13. Почему свет ломает предметы в воде?
14. С помощью какого явления воздушный шар прилипает к ткани, телу, стене?
15. Во что превращается вода при замерзании?
16. Какие предметы притягивает магнит?
2 конкурс. Занимательные опыты.
Перед вами на столе лежат названия опытов. Сейчас капитаны команд подойдут и выберут
по два опыта, которые вы должны показать и объяснить.(За правильный ответ 2 балла)
Опыт 1 «Перелей воду через нитку»
Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»
Опыт 3 «Волшебный стакан»
Опыт 4 «В какой воде легче плавать?»
Опыт 5 «Надуватель для шарика»
Опыт 6«Гитара из коробки»
Опыт 7«Почему прилип воздушный шар?»
Опыт 8«Свет «ломает предметы в воде»
3 конкурс. «Пантомима»
(За правильный показ 2 балла)
А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти и показать с
помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на
карточке. Карточку выберут капитаны команд.
1)Жидкое 2) Твердое 3)Газообразное
Сначала отгадайте, что это за вещество:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
4 конкурс. «Загадки и вопросы»
(За правильный ответ 1 балл)
1.Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?(Белый свет состоит из семи основных цветов –
красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового)
2.В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)
Вопрос: Когда лёд может быть нагревателем?(Когда другое тело, находящееся со льдом в
соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.
3.Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?(У
свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается
из-за меньшего контакта с холодным воздухом)
4.Не взять меня и не поднять, не распилить пилой, не вырубить и не прогнать, не вымести
метлой. Но только мне придёт пора – сама уйду я со двора (тень)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? (Нужно наклонять её под
разными углами к Солнцу)
5 конкурс. Пословицы и поговорки.
(За правильный ответ 2 балла)
Всем известно, что в пословицах и поговорках заключена народная мудрость, а в
некоторых из них речь идет о физических явлениях. Необходимо объяснить физический
смысл выражений.
1).От погасшего угля не добудешь огня(тепло передаётся от более нагретых тел к менее
нагретым)
2)Масло всегда наверху плавает(плотность масла меньше плотности жидкости, в
которой оно плавает)
4).Куй железо, пока горячо (при низкой температуре изменить форму тела мешает
кристаллическая решетка)
Рефлексия. Подведение итогов.
Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо поработали. У нас есть команда-победитель.
(Вручение медалей)На память об игре я приготовила смайлики-солнышки. Если вы сегодня
смогли себя проявить, показать чемувы научились - возьмите смайлики с улыбкой, если
вам было интересно, но вы не смогли себя достаточно проявить – грустные, а если всё чем
мы сегодня занимались, вам не понравилось - смайлики равнодушные.