Напоминание

Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме.


Автор: Лариса Раисовна Нуриева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 50"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 1 классе
Тема: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме.
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: интегрированный урок русского языка и

литературного чтения в 1 классе

Учитель: Нуриева Л.Р.

Тема: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши.

Упражнения в чтении и письме.

Цели урока (предметные):

познакомить со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает;

формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать;

формировать навык начертания письменной буквы ш, написания слов с

изученными буквами;

формировать навык чтения слогов, слов;

развитие фонематического слуха.

Метапредметные цели урока ( формирование УУД):

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: учебник «Азбука» (Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.), Пропись

«Чудо - пропись» ( Илюхина В.А.), наглядный материал.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

У: Прозвенел у нас звонок, начинается урок.

Звуки с буквами пришли, чтоб в мир знаний нас вести!

II. Актуализация знаний

У: Прочитайте пословицу на доске: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

Как вы понимаете эту пословицу? ( Ответы детей)

У: Эта пословица рассказывает о том, что, когда читаешь нужно понимать, что ты

читаешь. Ни одна книга не бывает бессмысленной. Все они написаны, для того

чтобы как-то повлиять на своего читателя. Любая книга - это не только приятное

времяпрепровождение, но ещё и пища для ума. Именно так говорят про книги.

У: Сейчас я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы

назовите гласные, которые изучили;

назовите гласные, обозначающие мягкость согласных звуков;

назовите гласные, обозначающие твердость согласных звуков;

назовите гласные, которые «хитрые»? В чем их «хитрость»;

назовите букву, не обозначающую звука? Какую роль она выполняет в словах;

какие согласные буквы вы уже изучили;

какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки? Глухие согласные

звуки;

какие всегда обозначают мягкие согласные звуки;

III. Побуждающий диалог - постановка проблемы.

- Ребята посмотрите на доску, что необычного заметили у схемы-человечка?

( дети – восклицательный знак)

У : -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он

представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных

вами звуков. А чтобы узнать, с каким звуком мы познакомимся, мы выполним

звуковую разминку.

-Как шумят листья деревьев в лесу?

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

- Какой звук издает чайник при кипении?

IV. Открытие нового знания

Так с каким звуком сегодня будем знакомиться?

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он

отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему.

Может кто-то знает, как решить эту проблему? (предположения)

- Откройте азбуку на стр. 16 ,она нам поможет и начнём знакомство.

V. Актуализация имеющихся знаний, первичное закрепление.

Характеристика изучаемого звука, работа со схемой.

Дети: - Нам нужно всё узнать про этот звук.

У: - Какой это звук гласный или согласный?

У: - Как мы с вами умеем отличать гласные и согласные звуки?

Дети : гласный звук можно пропеть, а при произнесении согласного звука

встречается преграда.

Произносим его – [Ш] и сразу чувствуется препятствие при произнесении.

Это согласный звук.

У. - Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

Дети : какой он, звонкий или глухой?

У. – Как мы это узнаем?

Дети: Прикладываем ладошку к горлышку и произносим звук «ш», вибрации не

чувствуем, значит, звук «ш» - глухой.

У. Раз наш звук Ш – глухой, что на него нужно надеть?

Дети : Чёрную шляпу ? ( рисуют на голове схемы-человечка чёрную шляпу.)

У. -Как узнать, бывает ли этот твёрдым или мягким?

Нужно произнести слова, где есть этот звук. И посмотреть, как он произносится,

твёрдо или мягко?

VI . Поиск решения проблемы - открытие нового знания

Чтение слогов на стр.16 азбуки ША ШО ШИ ШУ ШЕ

Дети закрашивают башмачок человечка синим цветом

- Может быть, в словах этот звук произносится мягко?

Давайте проверим: прочитаем слова со звуком [ш]. Давайте послушаем, как он

произносится.

Дети читают слова (ШЕЯ ШАПКА ШЕРШЕНЬ ТИШИНА ШЁПОТ)

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

У: В слове «

тишина

» после согласного звука [ш] идёт гласный звук [и],

смягчающий гласный, но мы слышим [ш] – звучание твёрдое.

В слове

«шапка»

за звуком [ш] следует гласный [а] звучит опять твёрдо [ш]

Произносим:

«шея»

– звук [ш] звучит опять твёрдо.

Теперь мы можем сделать вывод, что звук [ш] всегда твёрдый

Теперь научимся правильно читать слоги со звуком [ш].

ША, ШО, ШУ, ШЁ, ШИ, ШЕ ( на слайде)

Закрашивают второй башмачок синим цветом ( слайд)

VII. Первичное закрепление

1)

Теперь давайте прочитаем слова.

мыши

А теперь ВАЖНО запомнить, что слога ШЫ не бывает

Значит, если в словах слышится после согласного [ш] гласный [ы], то всегда нужно

писать с буквой И – ШИ.

Слайд с правилом.

2) Физкультминутка ( слайд)

VIII. Знакомство с буквой ш, анализ написания строчной буквы ша.

У: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш (ша. Буква Ш бывает заглавной и

маленькой, печатной и письменной.

У: -Наша задача – научиться сегодня писать строчную букву ш , слоги и слова с

буквой ша.

У: - Откройте, пожалуйста, прописи на стр.12.

1. Пальчиковая гимнастика.

У: - Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Семья»

(Согнуть пальчики правой руки в кулачок и по очереди разгибать, начиная с

большого):

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

2. Правила письма.

Я тетрадочку открою

и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

У: - Что предлагается нам сделать, прежде, чем мы начнём прописывать новую

букву?

Дети: - Обвести в слове

шашки

буквы ша

- Выполнить звуковой анализ слова .

( Выполнение детьми звукового анализа в прописях )

Самопроверка по эталону на экране

3. Знакомство с написанием строчной буквы ша.

Показать образец на слайде.

- Сколько элементов? Какие? Знакомы нам эти элементы?

4. Объяснение учителя:

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до

нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведем вниз, чуть не

доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова

вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и

останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.

5. Работа в «Прописи 3» (с. 12). Письмо буквы ша, слогов, слов

У: - Напишите строчную букву ша , слоги и слова с ней (1, 2, 3 и 4 строки)

У: - Подчеркните самую красивую букву зелёным карандашом.

IX. Закрепление знаний и способов деятельности.

Работа детей на карточках

1). Знай больше, а говори меньше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Добрая шутка дружбу не рушит.

У: -Найдите слова, в которых есть слоги слияния с буквой ша, подчеркнуть

карандашом.

Как назвать предложения на карточке? (пословицы)

Что такое пословица? (предложение, в котором заключена народная мудрость)

Как вы думаете, ребята, в какой пословице речь идет о доброте и дружбе? (Добрая

шутка дружбы не рушит.)

2). Выполнить звуковой анализ слова - шишки –

Дети выполняют на карточках.

Самопроверка по эталону на доске.

X. Итог урока Рефлексия.

Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось…

Меня удивило…

- Оцените свою работу, используя знаки светофора.

Хорошо работал – закрасьте зелёным цветом круг.

Не всё было понятно – жёлтым .

Ничего не понял, не старался, было неинтересно – красным



В раздел образования