Автор: Лариса Раисовна Нуриева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 50"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 1 классе
Тема: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме.
Раздел: начальное образование
Предмет: интегрированный урок русского языка и
литературного чтения в 1 классе
Учитель: Нуриева Л.Р.
Тема: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши.
Упражнения в чтении и письме.
Цели урока (предметные):
познакомить со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает;
формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать;
формировать навык начертания письменной буквы ш, написания слов с
изученными буквами;
формировать навык чтения слогов, слов;
развитие фонематического слуха.
Метапредметные цели урока ( формирование УУД):
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: учебник «Азбука» (Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.), Пропись
«Чудо - пропись» ( Илюхина В.А.), наглядный материал.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
У: Прозвенел у нас звонок, начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб в мир знаний нас вести!
II. Актуализация знаний
У: Прочитайте пословицу на доске: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Как вы понимаете эту пословицу? ( Ответы детей)
У: Эта пословица рассказывает о том, что, когда читаешь нужно понимать, что ты
читаешь. Ни одна книга не бывает бессмысленной. Все они написаны, для того
чтобы как-то повлиять на своего читателя. Любая книга - это не только приятное
времяпрепровождение, но ещё и пища для ума. Именно так говорят про книги.
У: Сейчас я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы
назовите гласные, которые изучили;
назовите гласные, обозначающие мягкость согласных звуков;
назовите гласные, обозначающие твердость согласных звуков;
назовите гласные, которые «хитрые»? В чем их «хитрость»;
назовите букву, не обозначающую звука? Какую роль она выполняет в словах;
какие согласные буквы вы уже изучили;
какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки? Глухие согласные
звуки;
какие всегда обозначают мягкие согласные звуки;
III. Побуждающий диалог - постановка проблемы.
- Ребята посмотрите на доску, что необычного заметили у схемы-человечка?
( дети – восклицательный знак)
У : -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он
представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных
вами звуков. А чтобы узнать, с каким звуком мы познакомимся, мы выполним
звуковую разминку.
-Как шумят листья деревьев в лесу?
-Вспомните, какой звук издаёт змея?
- Какой звук издает чайник при кипении?
IV. Открытие нового знания
Так с каким звуком сегодня будем знакомиться?
-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он
отличается от других звуков?
- Тогда давайте решать эту проблему.
Может кто-то знает, как решить эту проблему? (предположения)
- Откройте азбуку на стр. 16 ,она нам поможет и начнём знакомство.
V. Актуализация имеющихся знаний, первичное закрепление.
Характеристика изучаемого звука, работа со схемой.
Дети: - Нам нужно всё узнать про этот звук.
У: - Какой это звук гласный или согласный?
У: - Как мы с вами умеем отличать гласные и согласные звуки?
Дети : гласный звук можно пропеть, а при произнесении согласного звука
встречается преграда.
Произносим его – [Ш] и сразу чувствуется препятствие при произнесении.
Это согласный звук.
У. - Раз он согласный, что мы можем про него узнать?
Дети : какой он, звонкий или глухой?
У. – Как мы это узнаем?
Дети: Прикладываем ладошку к горлышку и произносим звук «ш», вибрации не
чувствуем, значит, звук «ш» - глухой.
У. Раз наш звук Ш – глухой, что на него нужно надеть?
Дети : Чёрную шляпу ? ( рисуют на голове схемы-человечка чёрную шляпу.)
У. -Как узнать, бывает ли этот твёрдым или мягким?
Нужно произнести слова, где есть этот звук. И посмотреть, как он произносится,
твёрдо или мягко?
VI . Поиск решения проблемы - открытие нового знания
Чтение слогов на стр.16 азбуки ША ШО ШИ ШУ ШЕ
Дети закрашивают башмачок человечка синим цветом
- Может быть, в словах этот звук произносится мягко?
Давайте проверим: прочитаем слова со звуком [ш]. Давайте послушаем, как он
произносится.
Дети читают слова (ШЕЯ ШАПКА ШЕРШЕНЬ ТИШИНА ШЁПОТ)
- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?
У: В слове «
тишина
» после согласного звука [ш] идёт гласный звук [и],
смягчающий гласный, но мы слышим [ш] – звучание твёрдое.
В слове
«шапка»
за звуком [ш] следует гласный [а] звучит опять твёрдо [ш]
Произносим:
«шея»
– звук [ш] звучит опять твёрдо.
Теперь мы можем сделать вывод, что звук [ш] всегда твёрдый
Теперь научимся правильно читать слоги со звуком [ш].
ША, ШО, ШУ, ШЁ, ШИ, ШЕ ( на слайде)
Закрашивают второй башмачок синим цветом ( слайд)
VII. Первичное закрепление
1)
Теперь давайте прочитаем слова.
мыши
А теперь ВАЖНО запомнить, что слога ШЫ не бывает
Значит, если в словах слышится после согласного [ш] гласный [ы], то всегда нужно
писать с буквой И – ШИ.
Слайд с правилом.
2) Физкультминутка ( слайд)
VIII. Знакомство с буквой ш, анализ написания строчной буквы ша.
У: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш (ша. Буква Ш бывает заглавной и
маленькой, печатной и письменной.
У: -Наша задача – научиться сегодня писать строчную букву ш , слоги и слова с
буквой ша.
У: - Откройте, пожалуйста, прописи на стр.12.
1. Пальчиковая гимнастика.
У: - Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Семья»
(Согнуть пальчики правой руки в кулачок и по очереди разгибать, начиная с
большого):
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
2. Правила письма.
Я тетрадочку открою
и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
У: - Что предлагается нам сделать, прежде, чем мы начнём прописывать новую
букву?
Дети: - Обвести в слове
шашки
буквы ша
- Выполнить звуковой анализ слова .
( Выполнение детьми звукового анализа в прописях )
Самопроверка по эталону на экране
3. Знакомство с написанием строчной буквы ша.
Показать образец на слайде.
- Сколько элементов? Какие? Знакомы нам эти элементы?
4. Объяснение учителя:
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до
нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведем вниз, чуть не
доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова
вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и
останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
5. Работа в «Прописи 3» (с. 12). Письмо буквы ша, слогов, слов
У: - Напишите строчную букву ша , слоги и слова с ней (1, 2, 3 и 4 строки)
У: - Подчеркните самую красивую букву зелёным карандашом.
IX. Закрепление знаний и способов деятельности.
Работа детей на карточках
1). Знай больше, а говори меньше.
Поспешишь – людей насмешишь.
Добрая шутка дружбу не рушит.
У: -Найдите слова, в которых есть слоги слияния с буквой ша, подчеркнуть
карандашом.
Как назвать предложения на карточке? (пословицы)
Что такое пословица? (предложение, в котором заключена народная мудрость)
Как вы думаете, ребята, в какой пословице речь идет о доброте и дружбе? (Добрая
шутка дружбы не рушит.)
2). Выполнить звуковой анализ слова - шишки –
Дети выполняют на карточках.
Самопроверка по эталону на доске.
X. Итог урока Рефлексия.
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня получилось…
Меня удивило…
- Оцените свою работу, используя знаки светофора.
Хорошо работал – закрасьте зелёным цветом круг.
Не всё было понятно – жёлтым .
Ничего не понял, не старался, было неинтересно – красным