Напоминание

Рабочая программа по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант


Автор: Ирэн Дмитриевна Алексеева
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант
Раздел: начальное образование





Назад




Департамент образования Администрации г. Перми

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа №20 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для обучающихся 2 «В»

Разработчик: И.Д. Алексеева

Пермь, 2018

Оглавление

1. Целевой раздел…………………………………………………………………...3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.1.2.Нормативно – правовая база…………………………………………………5

1.1.3. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР………………6

1.1.4.Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной,

тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР…………………………….9

1.1.5.Планируемые результаты освоения программы внеурочной

деятельности……………………………………………………………………….11

1.1.6.Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой,

глубокой умственной отсталостью, с ТМНР планируемых результатов

освоения внеурочной деятельности…………………………………………. …...12

2. Учебно - тематический план…………………………………………………...14

3. Содержание программы………………………………………………………....14

4. Материально – техническая база……………………………………………….19

5.Список литературы……………………………………………………………….20

1.

Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности

и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,

осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение

планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования. Сущность и основное назначение внеурочной деятельно-

сти заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонно-

стей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруше-

ниями), организации их свободного времени.

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для дости-

жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формиро -

вания принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализа -

ции каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных

интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,

личностного развития обучающихся умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) с их возрастных и индивидуальных

особенностей;

развитие творческих способностей обучающихся;

развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным

видам деятельности;

создание условий для развития индивидуальности ребенка;

формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

приобретение

опыта

общения,

взаимодействия

с

разными

людьми,

сотрудничества,

расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися

сверстниками.

Внеурочная деятельность в школе осуществляется по соответствующим направлениям:

спортивно-оздоровительное – это воспитание у детей потребности в здоровом образе

жизни, соблюдения гигиенических норм и культуры быта;

● нравственное – это создание условий для достижения обучающимися необходимого для

жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы

ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

● общекультурное - это формирование ценностных ориентаций, развитие обшей культуры,

знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями

отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа

России и народов других стран;

● социальное - это усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответству-

ющих возрасту; формировании у обучающихся собственного конструктивного стиля обще-

ственного поведения в ходе его взаимодействия с социальным окружением;

● общеинтеллектуальное направление

внеурочной деятельности предполагает формирова-

ние у обучающихся способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать законо -

мерности, формирование пространственных представлений, умений рассуждать.

Направления внеурочной деятельности реализуются по следующей циклограмме:

● понедельник – социальное воспитание (беседы, игры, конкурсы по правилам дорожного

движения и основам безопасности жизнедеятельности, правилам поведения в обществен -

ных местах);

● вторник – формирование здорового образа жизни (спортивные занятия и беседы о здоро-

вом образе жизни, питании);

● среда – общекультурное воспитание (беседы об этикете и культуре общения в школе, чте-

ние и обсуждение произведений, просмотр тематических фильмов);

● четверг – нравственное воспитание (воспитание патриотических чувств и любви к Роди-

не);

● пятница – общеинтеллектуальное воспитание (формирование представлений о природе и

животных, окружающих нас).

1.1.2. Нормативно – правовая база

Данная программа разработана в соответствии с нормативными актами, регламентиру-

ющими деятельность общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченны-

ми возможностями здоровья:

273-ФЗ от 29.12.2012 года «Закон об образовании в РФ»;

Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федераль-

ного государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограничен -

ными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федераль-

ного государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно

отсталых детей (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением Федерального

учебно-методического

объединения

по

общему

образованию

(протокол

№4/15

от

22.12.2015);

Учебный план МАОУ «Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностя-

ми здоровья», утвержденный приказом директора СЭД -059-01-07-188

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой,

глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого

обучающегося

оценивается

с

учетом

его

психофизического

развития

и

особых

образовательных потребностей.

В

связи

с

этим

требованиями

к

результатам

освоения

программы представляют собой описание возможных результатов.

В результате освоения курса внеурочной деятельности у обучающихся с умственной от-

сталостью формируются (возможные) следующие определенные

личностные результаты:

● ценностное отношение и любовь к близким, к школе, городу, народу, России;

● ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям

России и человечества, трудолюбие;

● осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителям кон-

кретного региона;

● элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечествен-

ной культуры;

● эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

● уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни

других народов;

● готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессио-

нальной деятельности;

● понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; понимание красоты в

искусстве, в окружающей действительности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее при-

влекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно физкультурной

деятельности;

развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и соци-

альных компонентов;

● расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни -

ками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение

различных

социальных ролей;

● принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с

людьми,

работать в коллективе;

● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия;

● способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом

образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального

взаимодействия;

● способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые уста-

новки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения.

2.

Содержание программы.

Социальное направление

28ч

.

Культура поведения в школе,

классе.

Здравствуй, школа! Правила поведения в школе, классе.

Внешний

вид

ученика;

«жили

были

второклашки»

культура общения в школе;

3ч.

Правила поведения в обще-

ственных местах.

работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду); чте-

ние стихов К. Чуковского «Федорино горе»; «Правила по-

ведения в столовой, за столом; дидактическая игра «В по-

судной лавке»;

4ч.

Правила дорожного движения.

Транспорт.

Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный

переход); назначение тротуара, проезжей части, пешеход-

ного перехода; «светофор». Как надо переходить улицу

(беседа); изготовление светофора из цветной бумаги; ди-

дактическая игра «Мы – пешеходы»; викторина по знанию

дорожных знаков; рисование дорожных знаков; отгадыва-

ние загадок об общественном транспорте; правила входа и

выхода из транспорта; стоящий транспорт - как его обхо-

дить; рисование дорожных знаков; «виды транспорта»,

раскрашивание картинок с разными видами транспорта;

ролевая игра «Правила поведения в общественном транс-

порте»; изготовление из цветной бумаги дорожных знаков;

конкурс рисунков: «Правила дорожного движения выпол-

няй

без

исключения»; ролевая игра «Правила поведения

пассажиров в транспорте».

16ч

.

Улица. Правила безопасного по-

ведения на улице.

Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила без-

опасного поведения на прогулке в парке, сквере; правила

безопасного поведения на водоеме в разное время года;

просмотр фильма «Правила поведения на улице»; «Улица

полна неожиданностей» (как вести себя на улице); экскур-

сия по улице, на которой расположена школа;

5ч.

Спортивное направление

29ч

.

Спорт и закаливание.

«Что такое здоровье?» беседа о здоровье; «мы за здоровый

17ч

образ жизни» конкурс стихов о спорте; «Солнце, воздух и

вода» беседа о закаливании; отгадывание загадок о спорте,

спортивном

инвентаре;

«Три

богатыря»

чтение

и

обсуждение

сказки;

«стань

сильным

и

здоровым»

просмотр

мультфильма

о

спорте; к а к и

чем

играли

в

старину; «угадай, вид спорта» дидактическая игра; «кто

точнее»? турнир на точность броска бумажного шарика в

ведро;

«юный

турист»

раскрашивание

картинок

о

туристах, походах; спортивное развлечение в классе; «о,

спорт,

ты

мир»

спортивное

состязание;

«спорт

и

здоровье»

интерактивная

игра

о

влиянии

спорта

на

здоровье; спортивные игры «шашки»; спортивные игры

«мишки и шишки»; «зимние виды спорта» раскрашивание

картинок

о

зимних

видах

спорта;

«держи

крепче

мяч»

спортивная игра; игра попади в цель;

.

Витамины и ЗОЖ.

беседа

о

здоровых

продуктах;

«мы

за

здоровый

образ

жизни»

конкурс

пословиц

о

спорте;

«мы

выбираем

здоровье» беседа о ЗОЖ; «в здоровом теле – здоровый

дух» чтение и обсуждение сказки; «правильная осанка»

беседа;

«витамины

наши

друзья»

беседа

о

пользе

витаминов; «режим дня» просмотр фильма «витаминная

тарелка

на

каждый

день»

раскрашивание

картинок;

«вредные и полезные растения раскрашивание картинок;

подвижная

игра

с

мячом

«моё

настроение»; Ю. Тувим

«овощи»

(кукольный

театр

умеем

ли

мы

правильно

питаться);

10ч

.

Глаза и здоровье

глаза

главные

помощники

человека

беседа;

снимаем

утомление глаз гимнастика для глаз;

2ч.

Общекультурное направление

37ч

.

Я и моя семья.

«Моя семья» (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка);

профессии

моих

родителей;

Конкурс

рисунков

семьи:

«Моя

семья»;

семейные

праздники

и

традиции.

Аппликация «семейный праздник»».

4ч.

Азбука вежливости, доброты и

уважения.

народные пословицы об уважении; «Что такое доброта»?

Беседа; чтение стихов А. Барто «Вовка – добрая душа»;

«Уважай старших»; чтение и обсуждение

рассказа В.

Осеевой

«Бабка»;

просмотр

мультфильма

«Алешкины

сказки»;

игра с мячом «кто больше знает вежливых слов»;

употребление вежливых слов в общении с людьми; «ежели

вы вежливы» стихи о вежливости; турнир вежливости;

10ч

.

Уроки этикета

«В

гостях

у

дедушки

этикета»,

чтение

стихов;

чтение

стихов С. Маршака «Уроки вежливости»; этикет народов

мира;

как

в

старину

пили

чай; «А

как

у

других»?

Национальные

особенности

этикета; культура

рабочего

места; игра – путешествие «Вокруг света»; ролевая игра

«быть хорошим хозяином совсем не просто»; подготовка к

поездке в гости: внешний вид, подарки (беседа);

«мы

едим в гости» дидактическая игра; обращение с просьбой

к

учителю

и

одноклассникам;

«почему

нужны

правила

общения», беседа; правила общения и хорошие манеры;

правила хорошего тона; учимся представляться; правила

начало

разговора,

умение

говорить

и

слушать

других;

Дидактическая игра «Правила приветствия и прощания;

правила приветствия с незнакомыми людьми; «разговор с

незнакомцем»

по

телефону;

обращение

к

взрослому

человеку; игра «с тобой приятно общаться»; разговор, как

нужно

вести

себя

во

время

разговора;

ролевая

игра

23ч

.

«разговор по телефону»;

Нравственное направление

38ч

.

Россия – Родина моя.

Знакомство с символикой государства: флаг, герб; «Россия

– Родина моя», чтение стихов; «Москва – столица нашей

Р о д и н ы » ;

ч т е н и е

с т и х о в

о

М о с к в е ;

достопримечательности

Москвы

«Красная

площадь»;

«Вот она какая – моя Родина большая»; игра «путешествие

по России»; знакомство с различными городами России;

знаменитые события и праздники в РФ; викторина «Что

мы знаем о гербах и флагах»; культура разных народов;

особенности национальной одежды. Аппликация «укрась

мамин

сарафан»;

«Россия

многонациональное

государство»;

народные

промыслы;

народные

игры;

обычаи русской старины; прослушивание песен «березка»,

«моя Россия», «как прекрасен этот мир»; раскрашивание

герба государства Российского; конкурс рисунков: «Я –

Россиянин»;

«белокурая

березка»

-

символ

России,

аппликация;

конкурс

рисунков:

«мы

соберем

большой

хоровод; аппликация «Флаг России»; беседа о характере

богатырей Руси и о защитниках отечества. Аппликация из

геометрических

форм

«боевая

техника»;

экскурсия

по

иллюстрациям и фотографиям «города России».

24ч

.

История родного края.

«путешествие по реке времени» история создания города

Перми; коренные жители Пермского края и их обычаи;

«особенности национальной кухни»; аппликация «самые

красивые

цветы

маме»;

рассматривание

фотографий

предметов

и

одежды

людей

разной

национальности;

«красота

Пермской

земли»

в

легендах

и

приданиях;

рассматривание

открыток

«наши

ко с м о н а вт ы » .

Аппликация

«ракета»;

объяснение

смысла

пословиц;

растения Пермского края», раскрашивание пластилином;

9ч.

Герои среди нас.

«герои среди нас» - беседа о подвигах танкистов, моряков,

летчиков и др.; чтение рассказов

«о войне»; просмотр

фильма

о

войне;

беседа

о

подвигах

солдат

во

время

Великой Отечественной войны; беседа о празднике «День

Победы».

5ч.

Общеинтеллектуальное

направление

34ч

.

Неживая природа.

« З а г а д к и

н а ш е й

п л а н е т ы

« в о л ш е б н а я

с о л ь »

(происхождение,

свойства);

«полезные

ископаемые

планеты Земля»; просмотр фильма: «что такое Земля? Из

чего она состоит; конкурс рисунков: «Моя земля»; вода.

Свойства

воды:

прозрачность,

текучесть.

Отсутствие

запаха;

вода

горячая

и

холодная.

Температура

воды

(прибор для определения температуры воды); «разумные

дельфины»;

просмотр

фильма:

«путешествие

в

дельфинарий»; «зачем человеку вода? (значение воды для

жизни

организмов);

«что

находится

на

морском

дне

и

морском

берегу»

-

аппликация;

«жители

подводного

мира» (осьминог, морская звезда), лепка;

10ч

.

Природные явления.

«почему дует ветер»; «что такое снег»; опасные природные

явления

(смерч,

торнадо);

опасные

природные

явления

(наводнения, цунами); «почему идет дождь»; «посмотри на

небо, облака и тучи» рисование;

6ч.

Живая природа

комнатные растения (раскрашивание пластилином); части

растения:

корень,

стебель,

лист,

цветок

(аппликация

из

цветной бумаги); уход за комнатными растениями (полив,

18ч

.

рыхление почвы, удаление пыли с листьев);

необычные

деревья:

«хлебное

дерево»,

«железное

дерево»;

изготовление поделки

«орехи» из скатанной салфетки;

«динозавры», лепка из пластилина; «черепахи» и их места

обитания; «как дышат черепахи под водой»; «как человек

приручил животных»; «нюх» собаки; кошки в прошлые

времена;

«все

ли

кошки

мурлыкают»;

«как

спят

животные»;

просмотр

и

обсуждение

фильма:

«как

появляется

бабочка»;

конкурс

рисунков:

«жили

были

динозавры…..

и

не

только»;

«динозавры»,

лепка

из

пластилина; аппликация из рваной бумаги «бабочка»; «чем

питаются бабочки».

Список литературы

1.Антропова М. В., Кузнецова Л.М. режим дня школьника. М.: Вентана – граф, 2002

2. Бгажникова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежде-

ний 8 вида: 0-4 классы. М.: Просвещение, 2011

3. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методи-

ческое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

5. Деекреева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. М.: ВАКО,

2007

6. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.// Воспитание школьников,

2004-2007. - № 1-9.

7. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. – М., 2009.

8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,

Средне - Уральское издательство, 1996.

9. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. 10. Правила

дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б.

Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.

11. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.

12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

13. Чуковский К. И. Федорино горе.

14. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.



В раздел образования