Автор: Ирэн Дмитриевна Алексеева
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант
Раздел: начальное образование
Департамент образования Администрации г. Перми
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №20 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для обучающихся 2 «В»
Разработчик: И.Д. Алексеева
Пермь, 2018
Оглавление
1. Целевой раздел…………………………………………………………………...3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.1.2.Нормативно – правовая база…………………………………………………5
1.1.3. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР………………6
1.1.4.Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР…………………………….9
1.1.5.Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности……………………………………………………………………….11
1.1.6.Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР планируемых результатов
освоения внеурочной деятельности…………………………………………. …...12
2. Учебно - тематический план…………………………………………………...14
3. Содержание программы………………………………………………………....14
4. Материально – техническая база……………………………………………….19
5.Список литературы……………………………………………………………….20
1.
Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности
и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение
планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования. Сущность и основное назначение внеурочной деятельно-
сти заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонно-
стей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруше-
ниями), организации их свободного времени.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для дости-
жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формиро -
вания принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализа -
ции каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных
интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
●
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,
личностного развития обучающихся умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с их возрастных и индивидуальных
особенностей;
●
развитие творческих способностей обучающихся;
●
развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным
видам деятельности;
●
создание условий для развития индивидуальности ребенка;
●
формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
●
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
●
приобретение
опыта
общения,
взаимодействия
с
разными
людьми,
сотрудничества,
расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися
сверстниками.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по соответствующим направлениям:
●
спортивно-оздоровительное – это воспитание у детей потребности в здоровом образе
жизни, соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
● нравственное – это создание условий для достижения обучающимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
● общекультурное - это формирование ценностных ориентаций, развитие обшей культуры,
знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями
отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа
России и народов других стран;
● социальное - это усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответству-
ющих возрасту; формировании у обучающихся собственного конструктивного стиля обще-
ственного поведения в ходе его взаимодействия с социальным окружением;
● общеинтеллектуальное направление
внеурочной деятельности предполагает формирова-
ние у обучающихся способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать законо -
мерности, формирование пространственных представлений, умений рассуждать.
Направления внеурочной деятельности реализуются по следующей циклограмме:
● понедельник – социальное воспитание (беседы, игры, конкурсы по правилам дорожного
движения и основам безопасности жизнедеятельности, правилам поведения в обществен -
ных местах);
● вторник – формирование здорового образа жизни (спортивные занятия и беседы о здоро-
вом образе жизни, питании);
● среда – общекультурное воспитание (беседы об этикете и культуре общения в школе, чте-
ние и обсуждение произведений, просмотр тематических фильмов);
● четверг – нравственное воспитание (воспитание патриотических чувств и любви к Роди-
не);
● пятница – общеинтеллектуальное воспитание (формирование представлений о природе и
животных, окружающих нас).
1.1.2. Нормативно – правовая база
Данная программа разработана в соответствии с нормативными актами, регламентиру-
ющими деятельность общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченны-
ми возможностями здоровья:
273-ФЗ от 29.12.2012 года «Закон об образовании в РФ»;
Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федераль-
ного государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограничен -
ными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федераль-
ного государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно
отсталых детей (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением Федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол
№4/15
от
22.12.2015);
Учебный план МАОУ «Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностя-
ми здоровья», утвержденный приказом директора СЭД -059-01-07-188
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося
оценивается
с
учетом
его
психофизического
развития
и
особых
образовательных потребностей.
В
связи
с
этим
требованиями
к
результатам
освоения
программы представляют собой описание возможных результатов.
В результате освоения курса внеурочной деятельности у обучающихся с умственной от-
сталостью формируются (возможные) следующие определенные
личностные результаты:
● ценностное отношение и любовь к близким, к школе, городу, народу, России;
● ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
● осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителям кон-
кретного региона;
● элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечествен-
ной культуры;
● эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
● уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов;
● готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессио-
нальной деятельности;
● понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; понимание красоты в
искусстве, в окружающей действительности;
●
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее при-
влекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно физкультурной
деятельности;
●
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и соци-
альных компонентов;
● расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни -
ками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение
различных
социальных ролей;
● принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с
людьми,
работать в коллективе;
● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
● способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального
взаимодействия;
● способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые уста-
новки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения.
2.
Содержание программы.
Социальное направление
28ч
.
Культура поведения в школе,
классе.
Здравствуй, школа! Правила поведения в школе, классе.
Внешний
вид
ученика;
«жили
–
были
второклашки»
культура общения в школе;
3ч.
Правила поведения в обще-
ственных местах.
работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду); чте-
ние стихов К. Чуковского «Федорино горе»; «Правила по-
ведения в столовой, за столом; дидактическая игра «В по-
судной лавке»;
4ч.
Правила дорожного движения.
Транспорт.
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный
переход); назначение тротуара, проезжей части, пешеход-
ного перехода; «светофор». Как надо переходить улицу
(беседа); изготовление светофора из цветной бумаги; ди-
дактическая игра «Мы – пешеходы»; викторина по знанию
дорожных знаков; рисование дорожных знаков; отгадыва-
ние загадок об общественном транспорте; правила входа и
выхода из транспорта; стоящий транспорт - как его обхо-
дить; рисование дорожных знаков; «виды транспорта»,
раскрашивание картинок с разными видами транспорта;
ролевая игра «Правила поведения в общественном транс-
порте»; изготовление из цветной бумаги дорожных знаков;
конкурс рисунков: «Правила дорожного движения выпол-
няй
без
исключения»; ролевая игра «Правила поведения
пассажиров в транспорте».
16ч
.
Улица. Правила безопасного по-
ведения на улице.
Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила без-
опасного поведения на прогулке в парке, сквере; правила
безопасного поведения на водоеме в разное время года;
просмотр фильма «Правила поведения на улице»; «Улица
полна неожиданностей» (как вести себя на улице); экскур-
сия по улице, на которой расположена школа;
5ч.
Спортивное направление
29ч
.
Спорт и закаливание.
«Что такое здоровье?» беседа о здоровье; «мы за здоровый
17ч
образ жизни» конкурс стихов о спорте; «Солнце, воздух и
вода» беседа о закаливании; отгадывание загадок о спорте,
спортивном
инвентаре;
«Три
богатыря»
чтение
и
обсуждение
сказки;
«стань
сильным
и
здоровым»
просмотр
мультфильма
о
спорте; к а к и
чем
играли
в
старину; «угадай, вид спорта» дидактическая игра; «кто
точнее»? турнир на точность броска бумажного шарика в
ведро;
«юный
турист»
раскрашивание
картинок
о
туристах, походах; спортивное развлечение в классе; «о,
спорт,
ты
–
мир»
спортивное
состязание;
«спорт
и
здоровье»
интерактивная
игра
о
влиянии
спорта
на
здоровье; спортивные игры «шашки»; спортивные игры
«мишки и шишки»; «зимние виды спорта» раскрашивание
картинок
о
зимних
видах
спорта;
«держи
крепче
мяч»
спортивная игра; игра попади в цель;
.
Витамины и ЗОЖ.
беседа
о
здоровых
продуктах;
«мы
за
здоровый
образ
жизни»
конкурс
пословиц
о
спорте;
«мы
выбираем
здоровье» беседа о ЗОЖ; «в здоровом теле – здоровый
дух» чтение и обсуждение сказки; «правильная осанка»
беседа;
«витамины
наши
друзья»
беседа
о
пользе
витаминов; «режим дня» просмотр фильма «витаминная
тарелка
на
каждый
день»
раскрашивание
картинок;
«вредные и полезные растения раскрашивание картинок;
подвижная
игра
с
мячом
«моё
настроение»; Ю. Тувим
«овощи»
(кукольный
театр
умеем
ли
мы
правильно
питаться);
10ч
.
Глаза и здоровье
глаза
–
главные
помощники
человека
беседа;
снимаем
утомление глаз гимнастика для глаз;
2ч.
Общекультурное направление
37ч
.
Я и моя семья.
«Моя семья» (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка);
профессии
моих
родителей;
Конкурс
рисунков
семьи:
«Моя
семья»;
семейные
праздники
и
традиции.
Аппликация «семейный праздник»».
4ч.
Азбука вежливости, доброты и
уважения.
народные пословицы об уважении; «Что такое доброта»?
Беседа; чтение стихов А. Барто «Вовка – добрая душа»;
«Уважай старших»; чтение и обсуждение
рассказа В.
Осеевой
«Бабка»;
просмотр
мультфильма
«Алешкины
сказки»;
игра с мячом «кто больше знает вежливых слов»;
употребление вежливых слов в общении с людьми; «ежели
вы вежливы» стихи о вежливости; турнир вежливости;
10ч
.
Уроки этикета
«В
гостях
у
дедушки
этикета»,
чтение
стихов;
чтение
стихов С. Маршака «Уроки вежливости»; этикет народов
мира;
как
в
старину
пили
чай; «А
как
у
других»?
Национальные
особенности
этикета; культура
рабочего
места; игра – путешествие «Вокруг света»; ролевая игра
«быть хорошим хозяином совсем не просто»; подготовка к
поездке в гости: внешний вид, подарки (беседа);
«мы
едим в гости» дидактическая игра; обращение с просьбой
к
учителю
и
одноклассникам;
«почему
нужны
правила
общения», беседа; правила общения и хорошие манеры;
правила хорошего тона; учимся представляться; правила
начало
разговора,
умение
говорить
и
слушать
других;
Дидактическая игра «Правила приветствия и прощания;
правила приветствия с незнакомыми людьми; «разговор с
незнакомцем»
по
телефону;
обращение
к
взрослому
человеку; игра «с тобой приятно общаться»; разговор, как
нужно
вести
себя
во
время
разговора;
ролевая
игра
23ч
.
«разговор по телефону»;
Нравственное направление
38ч
.
Россия – Родина моя.
Знакомство с символикой государства: флаг, герб; «Россия
– Родина моя», чтение стихов; «Москва – столица нашей
Р о д и н ы » ;
ч т е н и е
с т и х о в
о
М о с к в е ;
достопримечательности
Москвы
–
«Красная
площадь»;
«Вот она какая – моя Родина большая»; игра «путешествие
по России»; знакомство с различными городами России;
знаменитые события и праздники в РФ; викторина «Что
мы знаем о гербах и флагах»; культура разных народов;
особенности национальной одежды. Аппликация «укрась
мамин
сарафан»;
«Россия
–
многонациональное
государство»;
народные
промыслы;
народные
игры;
обычаи русской старины; прослушивание песен «березка»,
«моя Россия», «как прекрасен этот мир»; раскрашивание
герба государства Российского; конкурс рисунков: «Я –
Россиянин»;
«белокурая
березка»
-
символ
России,
аппликация;
конкурс
рисунков:
«мы
соберем
большой
хоровод; аппликация «Флаг России»; беседа о характере
богатырей Руси и о защитниках отечества. Аппликация из
геометрических
форм
«боевая
техника»;
экскурсия
по
иллюстрациям и фотографиям «города России».
24ч
.
История родного края.
«путешествие по реке времени» история создания города
Перми; коренные жители Пермского края и их обычаи;
«особенности национальной кухни»; аппликация «самые
красивые
цветы
–
маме»;
рассматривание
фотографий
предметов
и
одежды
людей
разной
национальности;
«красота
Пермской
земли»
в
легендах
и
приданиях;
рассматривание
открыток
«наши
ко с м о н а вт ы » .
Аппликация
«ракета»;
объяснение
смысла
пословиц;
растения Пермского края», раскрашивание пластилином;
9ч.
Герои среди нас.
«герои среди нас» - беседа о подвигах танкистов, моряков,
летчиков и др.; чтение рассказов
«о войне»; просмотр
фильма
о
войне;
беседа
о
подвигах
солдат
во
время
Великой Отечественной войны; беседа о празднике «День
Победы».
5ч.
Общеинтеллектуальное
направление
34ч
.
Неживая природа.
« З а г а д к и
н а ш е й
п л а н е т ы
« в о л ш е б н а я
с о л ь »
(происхождение,
свойства);
«полезные
ископаемые
планеты Земля»; просмотр фильма: «что такое Земля? Из
чего она состоит; конкурс рисунков: «Моя земля»; вода.
Свойства
воды:
прозрачность,
текучесть.
Отсутствие
запаха;
вода
горячая
и
холодная.
Температура
воды
(прибор для определения температуры воды); «разумные
дельфины»;
просмотр
фильма:
«путешествие
в
дельфинарий»; «зачем человеку вода? (значение воды для
жизни
организмов);
«что
находится
на
морском
дне
и
морском
берегу»
-
аппликация;
«жители
подводного
мира» (осьминог, морская звезда), лепка;
10ч
.
Природные явления.
«почему дует ветер»; «что такое снег»; опасные природные
явления
(смерч,
торнадо);
опасные
природные
явления
(наводнения, цунами); «почему идет дождь»; «посмотри на
небо, облака и тучи» рисование;
6ч.
Живая природа
комнатные растения (раскрашивание пластилином); части
растения:
корень,
стебель,
лист,
цветок
(аппликация
из
цветной бумаги); уход за комнатными растениями (полив,
18ч
.
рыхление почвы, удаление пыли с листьев);
необычные
деревья:
«хлебное
дерево»,
«железное
дерево»;
изготовление поделки
«орехи» из скатанной салфетки;
«динозавры», лепка из пластилина; «черепахи» и их места
обитания; «как дышат черепахи под водой»; «как человек
приручил животных»; «нюх» собаки; кошки в прошлые
времена;
«все
ли
кошки
мурлыкают»;
«как
спят
животные»;
просмотр
и
обсуждение
фильма:
«как
появляется
бабочка»;
конкурс
рисунков:
«жили
–
были
динозавры…..
и
не
только»;
«динозавры»,
лепка
из
пластилина; аппликация из рваной бумаги «бабочка»; «чем
питаются бабочки».
Список литературы
1.Антропова М. В., Кузнецова Л.М. режим дня школьника. М.: Вентана – граф, 2002
2. Бгажникова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежде-
ний 8 вида: 0-4 классы. М.: Просвещение, 2011
3. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методи-
ческое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
5. Деекреева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. М.: ВАКО,
2007
6. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.// Воспитание школьников,
2004-2007. - № 1-9.
7. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,
Средне - Уральское издательство, 1996.
9. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. 10. Правила
дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б.
Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
11. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.
12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
13. Чуковский К. И. Федорино горе.
14. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.