Напоминание

Из опыта работы с детьми-аутистами


Автор: Афанасьева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ
Населённый пункт: Шадринск, курганской области
Наименование материала: Бесцветный мир раскрасим красками добра
Тема: Из опыта работы с детьми-аутистами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Из работы с аутичными детьми

Ребенок-аутист ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень

зависимости от педагогов, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Такие дети

представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов

коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта

с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом

погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не

переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не

смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы взгляд

“сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки окружающих.

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача, и задача педагога —

помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде

и принять в жизни общества наиболее полноценное участие, и поэтому коррекционная работа с

таким ребенком имеет два основных направления:

- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.

- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности

аутичных детей.

В моей практике, таких детей трое, в возрасте 10-17 лет, имеющих общее недоразвитие речи,

нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы. В своей работе я использую

поведенческую терапию, и работу строю таким образом:

- На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать

помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы.

Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с

ребенком, т. к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для

ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком должно быть

негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.

Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к

ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в

случае отказа. Такие дети не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и

часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие

отрезки.

- На втором этапе ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и

ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой

задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и

использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо

вовлечь ребенка в совместную деятельность, например в игру с игрушкой, чему будет

способствовать использование с ребенком через обогащение его эмоционального и

интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка постепенно выявляются стимулы, на которые

необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и

мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.

Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и

музыкальную терапии, игры с водой, пластилином или глиной.Необходимо отметить важный

момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления

результата, доводить любое действие, движение до автоматизма. Здесь важно понимать, что

ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения.

Результатом моей работы является, то что дети со временем начинают произносить отдельные

слоги, слова, в не просто звуки, повторять за тобой движения, выполнять действия, слышать

обращенную к ним речь. Конечно, таких результатов я достигла не сразу, а постепенно, работая с

каждым ребенком на протяжении длительного времени (от года до двух лет). Так например,

Миша Ю. при первом обращении к психологу не проявлял интереса к общению со взрослым,

негативное отношение к речевому общению, непроизвольность поведения, несформированность

саморегуляции, неуверенность в действиях, дефицит внимания, работоспособность снижена:

часто отвлекался, быстро утомлялся, внимание рассеянное. Возникновение импульсивности на

фоне утомления. В настоящее время у ребенка идет положительная динамика развития (год

посещения занятий): произносит некоторые слоги при выполнении им отдельных видов

деятельности; реагирует на речь взрослого (оборачивается или подходит, когда его зовут);

действует по указанию и с помощью взрослого; устойчивость внимания сохраняется до 5 минут;

научился классифицировать предметы по общему признаку (овощи, фрукты, грибы, цветы);

повторяет действия за взрослым; усвоил способы работы с бумагой и клеем, счетными палочками;

любит работать с крупным и мелким бисером, конструктором, пластилином; проявляет интерес к

выполнению заданий с использованием арт-терапии, песочной терапии.

Конечно, для выработки определенных навыков нужно много времени и терпения, такта в

общении. Порой родители не замечают, что принуждают ребенка к выполнению тех или иных

действий, и забывают, а может и не знают, что прямой принудительный подход в воспитании

такого ребенка должен быть исключен. Только при ласковом побуждении и поощрении, в

благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее

проявится стремление к самостоятельности. Родители должны понять, как сложно жить их

ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух

каждое его слово, и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и

подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Поэтому,

задачи, которые стоят не только перед родителями, но и нами психологами, трудны, но видеть

продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно

появиться что-то новое – и родители, и мы должны чувствовать, что наши усилия не пропали

даром.



В раздел образования