Автор: Афанасьева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ
Населённый пункт: Шадринск, курганской области
Наименование материала: Бесцветный мир раскрасим красками добра
Тема: Из опыта работы с детьми-аутистами
Раздел: дополнительное образование
Из работы с аутичными детьми
Ребенок-аутист ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень
зависимости от педагогов, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Такие дети
представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов
коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта
с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом
погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не
переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не
смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы взгляд
“сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки окружающих.
Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача, и задача педагога —
помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде
и принять в жизни общества наиболее полноценное участие, и поэтому коррекционная работа с
таким ребенком имеет два основных направления:
- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности
аутичных детей.
В моей практике, таких детей трое, в возрасте 10-17 лет, имеющих общее недоразвитие речи,
нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы. В своей работе я использую
поведенческую терапию, и работу строю таким образом:
- На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать
помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы.
Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с
ребенком, т. к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для
ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком должно быть
негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.
Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к
ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в
случае отказа. Такие дети не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и
часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие
отрезки.
- На втором этапе ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и
ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой
задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и
использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо
вовлечь ребенка в совместную деятельность, например в игру с игрушкой, чему будет
способствовать использование с ребенком через обогащение его эмоционального и
интеллектуального опыта.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка постепенно выявляются стимулы, на которые
необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и
мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.
Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и
музыкальную терапии, игры с водой, пластилином или глиной.Необходимо отметить важный
момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления
результата, доводить любое действие, движение до автоматизма. Здесь важно понимать, что
ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения.
Результатом моей работы является, то что дети со временем начинают произносить отдельные
слоги, слова, в не просто звуки, повторять за тобой движения, выполнять действия, слышать
обращенную к ним речь. Конечно, таких результатов я достигла не сразу, а постепенно, работая с
каждым ребенком на протяжении длительного времени (от года до двух лет). Так например,
Миша Ю. при первом обращении к психологу не проявлял интереса к общению со взрослым,
негативное отношение к речевому общению, непроизвольность поведения, несформированность
саморегуляции, неуверенность в действиях, дефицит внимания, работоспособность снижена:
часто отвлекался, быстро утомлялся, внимание рассеянное. Возникновение импульсивности на
фоне утомления. В настоящее время у ребенка идет положительная динамика развития (год
посещения занятий): произносит некоторые слоги при выполнении им отдельных видов
деятельности; реагирует на речь взрослого (оборачивается или подходит, когда его зовут);
действует по указанию и с помощью взрослого; устойчивость внимания сохраняется до 5 минут;
научился классифицировать предметы по общему признаку (овощи, фрукты, грибы, цветы);
повторяет действия за взрослым; усвоил способы работы с бумагой и клеем, счетными палочками;
любит работать с крупным и мелким бисером, конструктором, пластилином; проявляет интерес к
выполнению заданий с использованием арт-терапии, песочной терапии.
Конечно, для выработки определенных навыков нужно много времени и терпения, такта в
общении. Порой родители не замечают, что принуждают ребенка к выполнению тех или иных
действий, и забывают, а может и не знают, что прямой принудительный подход в воспитании
такого ребенка должен быть исключен. Только при ласковом побуждении и поощрении, в
благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее
проявится стремление к самостоятельности. Родители должны понять, как сложно жить их
ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух
каждое его слово, и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и
подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Поэтому,
задачи, которые стоят не только перед родителями, но и нами психологами, трудны, но видеть
продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно
появиться что-то новое – и родители, и мы должны чувствовать, что наши усилия не пропали
даром.