Автор: Хмель Ольга Вячеславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Луховицы, Московская область
Наименование материала: РЕФЕРАТ
Тема: «Инновационные приемы развития профессиональных навыков учащихся при обучении музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская школа искусств»
(Белоомутское отделение)
РЕФЕРАТ
на тему:
«Инновационные приемы развития
профессиональных навыков
учащихся при обучении
музыкально-теоретических
дисциплин в ДШИ»
Выполнил:
Хмель О.В.
2011 г.
Главная задача курсов повышения квалификации, проходивших с 24 по 29
октября 2011 года в Москве в фонде поддержки культурно-образовательных
программ
«Содействие»
–
это
рассказать
о
современном
подходе
в
преподавании
музыкально-теоретических
дисциплин
в
учреждениях
дополнительного образования детей.
Все занятия проводились на базе детской школы искусств имени М.А.
Балакирева
и
были
подготовлены
преподавателями
этой
же
школы:
Гущенковым Павлом Михайловичем – руководителем творческой мастерской
«Компьютерная
музыка»,
музыковедом
Дробот
Ольгой
Евдокимовной
и
заведующей
теоретическим
отделом
школы
Лехиной
Ларисой
Никифоровной, творческими людьми, ищущими новые методы работы.
Павел Михайлович Гущенков рассказал о предмете музыкального
моделирования,
который
обучает
приёмам
свободного
художественно-
музыкального творчества. В основе этого предмета лежит импровизация.
Импровизация – творческая основа музыкального воспитания.
Во
времена
И.С.
Баха
основой
музыкального
творчества
была
импровизация - сочинение музыки во время исполнения без предварительной
подготовки. Замечательная устная традиция была постепенно вытеснена
письменной
–
игрой
по
нотам,
в
которой
ключевым
моментом
является
интерпретация музыкального произведения.
Способность к интерпретации прослеживается только у редких детей,
обладающих ярко выраженным талантом. Известный теоретик и практик
музыкального развивающего образования Л.В. Виноградов утверждает, что
при традиционном дидактическом подходе способность к интерпретации
формируется
у
учащихся
в
возрасте
восемнадцати
лет.
Получается,
что
предварительные годы
большинство детей занимаются не музыкой,
а
обучаются
игре
на
инструменте
по
штампу
и
образцу.
Это
блокирует
интерес,
деформирует
личность
ребёнка
и
приводит
к
многочисленному
уходу из детских музыкальных школ.
«…следует
отыскать
путь
к
пробуждению
«интуитивных»
возможностей
усвоения. Все музыкальное воспитание должно измениться
принципиально
в
смысле
десхематизации,
возврата
к
детскому
«бессознательному»
усвоению
новых
знаний
и
умений.
Проблема
это
немузыкальная,
а
всеобщая
–
сознание
должно
выйти
из
личинки
и
научиться летать. Но для того, чтобы научиться летать, методика «шаг за
шагом»
непригодна,
здесь
нужно
отважиться н а прыжок».
(Беседы с
Альфредом Шнитке. М., 2005. С. 204.).
Вот таким прыжком
и оказался
принципиально новый предмет
«Музыкально-компьютерное
моделирование»
(далее
– моделирование).
Автор
образовательной
программы
-
Эдуард
Рубенович
Дарчинянц.
Это
эффективный
способ
широкого
возврата импровизации
в
практику
музицирования,
музыкального
воспитания
и
образования.
Статистика
результатов применения моделирования в детской школе искусств им. М.А.
Балакирева
города
Москвы
показывает,
что
овладение
импровизацией
приводит к
развитию, обычно
редкостной, творческой способности
выражать себя через сочинение оригинальных музыкальных произведений и
создание
аранжировок
у
преобладающего
большинства
детей.
Идя
от
общего
к
частному,
от
образа
к
деталям
дети
системно
овладевают
музыкальным языком, у них складывается желание и умение учиться, они
становятся субъектами учебной деятельности.
Все дети с
младенческого возраста
движимы
внутренними
побуждениями исследовать окружающий мир, общаться и играть, а игра
невозможна без импровизации. Поэтому они в короткие сроки достигают
большого творческого саморазвития и в три года уже звучит знаменитое «Я
сам» , что говорит о первом проявлении личности у ребенка.
Возможность
заниматься творческой деятельностью, созданием новых образов, это значит
- жить не по указке и трафаретам взрослых. Тогда детей захватывает желание
спонтанно
самовыражаться
в
собственных
фантазиях
и
импровизациях:
наряжаться и представлять себя различными героями в играх, придумывать
сказки и небылицы, рисовать все, что волнует, проявлять свои эмоции в
причудливых
танцевальных
движениях. В
результате
воспитываются
здоровые
жизненные
потребности
и
мощно
развиваются
различные
способности и, прежде всего, воображение, крайне необходимое человеку во
всех жизненных сферах.
Если попросить любого ребенка нарисовать дождик, он свободно,
быстро
и
с
удовольствием
это
сделает.
А
можно
ли
нарисовать
дождик
звуками?
По
сценарию
урока
мы
говорим
детям,
в
том
числе,
не
занимавшимся ранее на инструменте: «Представьте себе мультфильм,
в
котором
зверята
приплясывают
под
дождиком.
Попробуйте
сочинить
подходящую музыку». Ребята с удовольствием, включаясь в такую игру,
обговаривают: как он постепенно
начинается, переходит в ливень
и
медленно
затихает.
Затем,
инициируемые
преподавателем,
переходят
к
действиям:
сами
приплясывают,
хлопают
ладошками,
с
ускорением
отстукивают пальчиками по столу, а затем
в полной свободе спонтанно
импровизируют на клавиатуре синтезатора (соединённым с компьютером).
Это настоящая «игра без правил»
метроритма и тембров,
динамики и
агогики,
ладотональности
и
гармонии.
Спонтанная
импровизация
записывается
и редактируется
учащимися в компьютерной
программе
звукового
редактора Cubase SX. Созданный ими музыкальный образ ведёт
детей к поиску характерного тембра, темпа, динамики и формы. Результат
всегда
получается
неожиданный
и
интересный.
Дети
с
удовольствием
слушают и анализируют, а затем, каждый ребёнок, с выражением на лице
неописуемой радости и гордости, получает ноты своего
произведения с
названием и фамилией автора. Домашняя работа не связана с упражнениями
и тренажом и носит творческий характер. Это создание рисунков в окне Key
Editor с озвучиванием и придумыванием названия получившегося образа. На
втором году обучения к этому прибавляется запись своих импровизаций на
замысленные образы. Главная работа происходит в головах и сердцах детей.
Моделируя,
т.е. обнаруживая
звуками
образы
различных
явлений
окружающего мира на основе импровизации, дети строят свой творческий
потенциал. Создать
модель – значит
найти
соответствующий способ
действий со звуками, нужную интонацию или интонационное зерно, из
которого затем можно вырастить всю модель или ее часть. Каждая модель
возникает как новая проблема и требует принципиально иного решения,
заставляет
вновь и вновь выходить за рамки привычного, уже известного
ранее и, раз за разом, совершать маленькие открытия.
Чтобы это произошло,
преподаватель должен умело организовать
дискуссию в группе учащихся. В такой ситуации у детей активизируется
моторно-двигательная
функция
и
совершается
напряженная
и
тонкая
внутренняя
работа, в которой
обостряются эмоции, слуховое восприятие,
воображение
и мышление. Сценарий урока предусматривает преодоление
затруднений, через использование системы тонких подсказок, вызывающих
ассоциации,
способных примерно очертить направление и дать импульс к
поиску. Так, например, чтобы вывести детей на
изображение звучания
пчелы надо вызвать дискуссию, в которой они выявят, что пчела жужжит
только
во
время
полёта,
крылышки
трутся
и
возникает
жужжание.
Определят, что лучше всего передаст эту звуковую краску инструмент, на
котором извлекают звук трением – скрипка. Попытки действий со звуками
записываются и, если им всё-таки не удаётся решить проблему, то после того,
как
педагог,
проимитирует
над
клавиатурой
двумя
пальцами
движение
крылышек пчелы, дети ассоциативно спроецируют это на клавиши и начнут
«тереть» звуки в интервале секунды. Далее, записав это
на компьютере,
обработав
динамически
и
агогически,
получают
искомое
жужжание
и
удовлетворение от маленькой победы.
Учебная деятельность реализуется через решение системы учебных
задач. Каждая учебная задача открывает один из важных разделов музыки,
создаёт
условия
для
открытия
детьми
определенных
закономерностей
музыкального языка
и охватывает большой временной период в объеме
учебного года. Так, первая учебная задача состоит из моделей, передающих
изобразительность в музыке через подражание звукам природы (дождик,
пчёлы, кукушки и др.) и рукотворных предметов (колокольный перезвон,
юла) с натуры или по памяти, а затем и по воображению (рассвет, туманно).
На занятиях моделированием детям присущи рост интереса к музыке,
активизация
самостоятельности,
появление
чувства
собственного
удовлетворения
достигнутыми
результатами
и
самоутверждения.
Эмоциональные проявления являются зримыми признаками формирования у
детей потребности в учебной деятельности. Известно, что при традиционном
репродуктивном подходе у подавляющего большинства учащихся школ эту
потребность не удается сформировать до самого выпуска.
Эта образовательная технология служит современному обновлению
музыкального
образования
в
детских
школах
искусству,
приданию
ему
системности. В результате такого обновления мы будем получать на выходе
молодых
людей
не
только
с
качественным
начальным
музыкальным
образованием
(или
даже
профессиональным),
но
и,
прежде
всего,
личностей, т.е.
людей с большим творческим потенциалом,
способных
реализовывать себя в любых сферах и обстоятельствах.
Преподаватели высшей квалификационной категории детской школы
искусств им. М.А. Балакирева Дробот Ольга Евдокимовна и Лёхина Лариса
Никифоровна
трудятся
в
одном
направлении,
используя
в
работе
ассоциативные методы.
Введение в учебный план предмета «Музицирование» заставляет
педагогов
по-новому
взглянуть
на
изучение
сольфеджио.
Все
элементы
музыкального языка, которые осваиваются на уроке сольфеджио, должны
иметь
практическое
применение.
И
чем
скорее
ребенок
сможет
создать,
используя изученный материал, что-то своё, тем быстрее пойдёт процесс его
музыкального воспитания.
Одной из серьёзных тем на уроках сольфеджио являются интервалы, при
изучении которых дети часто испытывают затруднения. Для того чтобы эти
проблемы
исчезли,
Лёхиной
Л.Н.
написано
учебно-игровое
пособие
«Путешествие в страну интервалов», которое является первым выпуском
«Занимательного
сольфеджио».
Его
цель
–
в
увлекательной
форме
познакомить детей 5-8 лет со всеми интервалами и дать основы для их
практического применения.
Язык, игровой принцип подачи материала, красочное оформление пособия
рассчитаны на детское восприятие. Все интервалы дети осваивают в игре или
рассказывая
сказки.
Знакомство
с
интервалами
основано
на
образно-
слуховых
ассоциациях.
За
каждым
интервалом
закрепляется
яркий
зрительный образ – ослик, ёжик, оса, колдун и пр. Однако образ и термин
должны
обязательно
существовать
вместе.
Если
постоянно
обращать
внимание на это двойное (образ-«заменитель» и сам термин) определение, то
впоследствии
переход
только
к
терминам
будет
вполне
естественным.
Ребёнок
привыкает
слышать
эти
«звуковые
портреты»,
давать
им
определения на «музыкально-теоретическом языке», а также получает навык
построения
интервалов
на
нотном
стане
и
клавиатуре.
Используя
такое
пособие, педагог может познакомить учеников со всеми диатоническими
интервалами (включая тритон) в течение одного года.
Эти образные ассоциативные подсказки можно использовать не только на
начальном этапе обучения, но и с более взрослыми детьми. Улыбки и даже
смех,
которые
нередко
возникают
в
этом
случае,
вскоре
исчезнут,
а
музыкальная память надолго зафиксирует точное слышание и понимание
интервалов.
Игра является одним из главных средств познания для ребёнка младшего
возраста,
а
потому
и
наиболее
действенным
в
процессе
обучения.
Пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на
уроке
не
разумно.
Игра
вводит
ребёнка
в
увлекательный
мир
музыки,
позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции,
внимание,
память,
интеллект.
Играя,
ребёнок
переживает
в
действии
воспринимаемое
и
изучаемое,
познаёт
всё
«изнутри»,
постигая
суть
и
терминологию. В игре ребёнок перевоплощается, раскрепощается, забывает
об «официальности» урока.
Как и музыкальные игры, музыкальные сказки органично вплетаются в
урок. Детей невольно тянет к учителю, если они слышат от него сказку. Сама
собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания, не говоря
уже об отношении к «скучному» уроку сольфеджио. Сказка – это то зерно, из
которого
произрастает
эмоциональное
отношение
ребёнка
к
предмету
обучения. Она интереснее слушается в коллективе – ведь малышу хочется
поделиться
с
другими
своими
переживаниями,
маленькими
открытиями,
удивлением и восхищением перед чем-то новым и необычным.
Сказочные истории могут быть длинными и короткими; их рассказывают
по нескольку раз, целиком и частями (с продолжением на следующем уроке).
Дети и сами легко досочиняют сказки – не только слова, но и музыку. Любую
инициативу маленького автора нужно приветствовать. Небольшую сказку в
состоянии сочинить и рассказать каждый ребёнок; одновременно он покажет
её
карточками,
на
которых
изображены
интервалы-персонажи,
споёт
и
сыграет
на
фортепиано.
Тем
самым
достигается
главная
цель
занятий
музыкой – развитие творческих способностей ребёнка.
Музыка привлекалась для воспитания подрастающего поколения с
древних
времен.
Каждая
эпоха
выдвигала
свои
задачи,
связанные
с
воспитанием
ребенка.
Никто
и
никогда
не
отказывался
от
музыкальных
занятий,
справедливо
считая,
что
без
музыки
невозможно
развитие
полноценной личности. Главное, на что обращали внимание во все времена, –
это
что
музыкальные
занятия
формируют
у
ребенка
те
положительные
чувства, ту этическую сторону, без которой человеку обойтись невозможно.