Напоминание

«Принципы подбора репертуара для ансамбля баянистов»


Автор: Нуриахметова Фания Абдулхаковна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Менделеевск, РТ
Наименование материала: статья
Тема: «Принципы подбора репертуара для ансамбля баянистов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Принципы подбора репертуара для ансамбля баянистов».

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и

анфас. Перед руководителем такого коллектива постоянно встаёт вопрос: «Из

каких произведений формировать репертуар?». Особенно внимательно надо

подходить к выбору репертуара в детском ансамбле.

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного

коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост

исполнительского

и

художественного

мастерства

участников

творческих

коллективов и одновременно способствует развитию художественных вкусов

публики.

Следует

тщательно

отбирать

произведения,

имеющие

художественную

ценность,

сочетающие

интересное

содержание

с

совершенством

формы,

с

оригинальными

и

раз нообраз ными

выразительными

средствами,

способными

по-настоящему

увлечь

слушателей

и

раскрыть

артистические

дарования

исполнителей.

Правильный подбор репертуара является одним из наиболее ответственных

моментов в творческой жизни детского коллектива. Репертуар воспитывает

художественный

вкус

учащихся,

расширяет

их

общеобразовательный

и

культурный

диапазон.

Только

правильно

подобранный

репертуар,

как

в

художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому

росту

коллектива,

повышению

его

исполнительского

мастерства.

При

подборе репертуара для детских коллективов следует учитывать, что каждый

коллектив индивидуален в своѐм развитии, разнообразен по возрастным

категориям его участников, располагает присущим только ему техническими

и

художественными

взаимоотношениями,

в

соответствии

с

которыми

руководителю приходится делать постановки. У каждого коллектива имеется

свой

профиль,

уровень

подготовленности

участников

к

восприятию

произведений и работе над ними. Репертуар детского коллектива должен

быть отличным от репертуара взрослого коллектива. Каждый руководитель

формирует репертуар по-своему, в основном исходя из уровня подготовки

исполнителей и материальных возможностей. Однако есть общие принципы

при

формировании

репертуара,

это:

идейно-художественная

значимость,

актуальность

темы,

интерес

учащихся

к

произведению,

личная

профессиональная

возможность,

разнообразие

видов

и

жанров.

При

формировании

репертуара

необходимо

учитывать

следующие

критерии:

соответствие

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

ребенка.

Произведение

должно

не

только

соответствовать

возрасту

исполнителей,

участников

коллектива,

но

важно,

чтобы

руководитель

учитывал

и

предвидел, что даст это произведение не только коллективу, но и каждому из

учащихся, как формирующемуся исполнителю - доступность для понимания и

исполнения.

Репертуар

определяется

поставленной

целью

и

задачами,

планом

воспитательной

работы

в

коллективе,

он

должен

быть

связан

с

ближними и дальними перспективами развития коллектива.

В репертуар, прежде всего, включается русская народная музыка. Народная

песня,

являющаяся

источником

классической

музыкальной

культуры

незаменимое

средство

развития

основных

музыкальных

способностей

учащихся.

Без

нее

невозможно

направленное

музыкальное

воспитание.

Такие

качества

народной

песни,

как

четкость

ритмического

рисунка,

повторность

небольших

по

размерам

мотивов,

куплетность

и

вариационность

форм

делают

ее

исключительно

ценным

материалом

в

музыкальном

воспитании

учащихся

различных

возрастов.

Музыкальные

произведения

с

ярко

выраженной

мелодией

способствуют

успешному

формированию

и

развитию

музыкальных

задатков

ансамблистов,

дают

большую

возможность

воспитывать

их

музыкально

грамотными.

Огромнейшие

фонды

классической

музыки

могут

стать

одним

из

значительных источников формирования репертуара. Произведения русской

и

зарубежной

классики

отличаются

глубоким

содержанием

и

могут

значительно обогатить художественный вкус обучающихся, а также повысить

интерес к занятиям. Классика – это проверенная временем, лучшая школа

воспитания

участников

коллектива

и

слушателей.

При

выборе

таких

произведений

нужно

внимательно

подходить

к

качеству

инструментовки.

Иногда,

после

неудачной

инструментовки

пьесы

теряют

свои

художественные достоинства, а известная музыка с трудом узнается на слух.

Поэтому выносить их на суд слушателей можно лишь тогда, когда они не

только

хорошо

технически

отработаны,

но

и

оригинально

и

грамотно

трактованы.

Обязательно нужно включать в работу с коллективом пьесы современных

авторов,

написанные

в

стиле

эстрадной

музыки

с

использованием

нестандартных гармоний, мелодических оборотов и т. п. Такие произведения

вызывают сильный эмоциональный отклик обучающихся, так как обладают

красивой

мелодикой

и

оригинальным

гармоническим

строем

и

самое

главное они популярны и на слуху.

Другое

и

тоже

весьма

существенное

требование,

предъявляемое

к

исполняемому

репертуару,

его доступность.

Степень

посильности

репертуара для коллектива и каждого из его участников – один из основных

факторов плодотворного функционирования детского ансамбля, его роста и

эффективности художественно-творческого развития учащихся. Отбираемые

произведения должны отвечать в первую очередь требованиям доступности

для восприятия. То есть, при выборе репертуара учитывается: возраст, общее

развитие

участников,

круг

знаний

и

представлений

об

окружающей

действительности,

уровень

навыков

восприятия

музыки,

степень

отзывчивости

на

нее,

понимание

средств

музыкальной

выразительности.

Репертуар

должен

быть

доступен

для

исполнения.

Музыкальные

произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся.

Каждый

исполнитель

обязан

в

совершенстве

овладеть

порученной

ему

партией

и

исполнять

ее

так,

чтобы

самому

получить

удовольствие.

Включаемые

в

исполнительские

программы

произведения

должны

быть

доступными по объему (количеству музыкального материала), а также по

фактурным

трудностям.

Однако

важно

подбирать,

прежде

всего,

такие

произведения,

которые

были

бы

доступны

не

только

с

точки

зрения

фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию.

То есть, художественная форма музыкального произведения (в широком ее

понимании) не должна быть сложной.

Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара – его

педагогическая целесообразность, т.е. он должен способствовать решению

конкретных

учебно-воспитательных

задач,

соответствовать

методическим

требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся.

Исполняемый репертуар должен вырабатывать исполнительские навыки и

навыки коллективной игры, которые тесно взаимосвязаны между собой. И

поскольку

приобрести

различные

навыки

на

однотипном

материале

невозможно,

в

учебную

(исполнительскую)

программу

включаются

разнохарактерные

произведения.

Таким

образом,

действует принцип

многоплановости.

Это

очень

важно

и

для

музыкально-эстетического

воспитания коллектива, так как художественные произведения, различные

по

жанрам,

содержанию,

стилевым

особенностям

делают

возможным

разностороннее

музыкальное

развитие

учащихся.

Также

в

основе

формирования

репертуара

не

последнее

место

занимает принцип

заинтересованности.

При

подборе

музыкальных

произведений

важно

учитывать

желания

учащихся:

решение

воспитательных

и

учебных

задач

значительно

облегчается,

когда

исполняемая

пьеса

вызывает

интерес

у

детей.

Очевидно,

содержание

музыкальных

произведений

должно

отличаться

яркостью

музыкальных

образов,

быть

увлекательным,

эмоционально

захватывающим.

Руководитель

должен

постоянно

поддерживать

интерес

к

исполняемым

произведениям,

ставя

перед

участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские

и

познавательные

задачи.

Не

менее

важное

значение

при

подборе

репертуара

имеет

постепенность

его

усложнения

в

соответствии

с

музыкальным и техническим развитием учащихся. Неумелый, бессистемный

подбор

музыкальных

произведений

отрицательно

сказывается

на

музыкальном

развитии

детей,

расхолаживает

их,

притупляет

интерес

к

занятиям. Путь от простого к сложному – главный принцип приобщения

учащихся к музыкальному искусству. Сложность разучиваемых произведений

наращивается постепенно, последовательно и непрерывно, что, в конечном

итоге, приводит к заметному росту исполнительского уровня коллектива.



В раздел образования