Автор: Нуриахметова Фания Абдулхаковна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Менделеевск, РТ
Наименование материала: статья
Тема: «Принципы подбора репертуара для ансамбля баянистов»
Раздел: дополнительное образование
«Принципы подбора репертуара для ансамбля баянистов».
Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и
анфас. Перед руководителем такого коллектива постоянно встаёт вопрос: «Из
каких произведений формировать репертуар?». Особенно внимательно надо
подходить к выбору репертуара в детском ансамбле.
Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного
коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост
исполнительского
и
художественного
мастерства
участников
творческих
коллективов и одновременно способствует развитию художественных вкусов
публики.
Следует
тщательно
отбирать
произведения,
имеющие
художественную
ценность,
сочетающие
интересное
содержание
с
совершенством
формы,
с
оригинальными
и
раз нообраз ными
выразительными
средствами,
способными
по-настоящему
увлечь
слушателей
и
раскрыть
артистические
дарования
исполнителей.
Правильный подбор репертуара является одним из наиболее ответственных
моментов в творческой жизни детского коллектива. Репертуар воспитывает
художественный
вкус
учащихся,
расширяет
их
общеобразовательный
и
культурный
диапазон.
Только
правильно
подобранный
репертуар,
как
в
художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому
росту
коллектива,
повышению
его
исполнительского
мастерства.
При
подборе репертуара для детских коллективов следует учитывать, что каждый
коллектив индивидуален в своѐм развитии, разнообразен по возрастным
категориям его участников, располагает присущим только ему техническими
и
художественными
взаимоотношениями,
в
соответствии
с
которыми
руководителю приходится делать постановки. У каждого коллектива имеется
свой
профиль,
уровень
подготовленности
участников
к
восприятию
произведений и работе над ними. Репертуар детского коллектива должен
быть отличным от репертуара взрослого коллектива. Каждый руководитель
формирует репертуар по-своему, в основном исходя из уровня подготовки
исполнителей и материальных возможностей. Однако есть общие принципы
при
формировании
репертуара,
это:
идейно-художественная
значимость,
актуальность
темы,
интерес
учащихся
к
произведению,
личная
профессиональная
возможность,
разнообразие
видов
и
жанров.
При
формировании
репертуара
необходимо
учитывать
следующие
критерии:
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
ребенка.
Произведение
должно
не
только
соответствовать
возрасту
исполнителей,
участников
коллектива,
но
важно,
чтобы
руководитель
учитывал
и
предвидел, что даст это произведение не только коллективу, но и каждому из
учащихся, как формирующемуся исполнителю - доступность для понимания и
исполнения.
Репертуар
определяется
поставленной
целью
и
задачами,
планом
воспитательной
работы
в
коллективе,
он
должен
быть
связан
с
ближними и дальними перспективами развития коллектива.
В репертуар, прежде всего, включается русская народная музыка. Народная
песня,
являющаяся
источником
классической
музыкальной
культуры
–
незаменимое
средство
развития
основных
музыкальных
способностей
учащихся.
Без
нее
невозможно
направленное
музыкальное
воспитание.
Такие
качества
народной
песни,
как
четкость
ритмического
рисунка,
повторность
небольших
по
размерам
мотивов,
куплетность
и
вариационность
форм
делают
ее
исключительно
ценным
материалом
в
музыкальном
воспитании
учащихся
различных
возрастов.
Музыкальные
произведения
с
ярко
выраженной
мелодией
способствуют
успешному
формированию
и
развитию
музыкальных
задатков
ансамблистов,
дают
большую
возможность
воспитывать
их
музыкально
грамотными.
Огромнейшие
фонды
классической
музыки
могут
стать
одним
из
значительных источников формирования репертуара. Произведения русской
и
зарубежной
классики
отличаются
глубоким
содержанием
и
могут
значительно обогатить художественный вкус обучающихся, а также повысить
интерес к занятиям. Классика – это проверенная временем, лучшая школа
воспитания
участников
коллектива
и
слушателей.
При
выборе
таких
произведений
нужно
внимательно
подходить
к
качеству
инструментовки.
Иногда,
после
неудачной
инструментовки
пьесы
теряют
свои
художественные достоинства, а известная музыка с трудом узнается на слух.
Поэтому выносить их на суд слушателей можно лишь тогда, когда они не
только
хорошо
технически
отработаны,
но
и
оригинально
и
грамотно
трактованы.
Обязательно нужно включать в работу с коллективом пьесы современных
авторов,
написанные
в
стиле
эстрадной
музыки
с
использованием
нестандартных гармоний, мелодических оборотов и т. п. Такие произведения
вызывают сильный эмоциональный отклик обучающихся, так как обладают
красивой
мелодикой
и
оригинальным
гармоническим
строем
и
самое
главное они популярны и на слуху.
Другое
и
тоже
весьма
существенное
требование,
предъявляемое
к
исполняемому
репертуару,
–
его доступность.
Степень
посильности
репертуара для коллектива и каждого из его участников – один из основных
факторов плодотворного функционирования детского ансамбля, его роста и
эффективности художественно-творческого развития учащихся. Отбираемые
произведения должны отвечать в первую очередь требованиям доступности
для восприятия. То есть, при выборе репертуара учитывается: возраст, общее
развитие
участников,
круг
знаний
и
представлений
об
окружающей
действительности,
уровень
навыков
восприятия
музыки,
степень
отзывчивости
на
нее,
понимание
средств
музыкальной
выразительности.
Репертуар
должен
быть
доступен
для
исполнения.
Музыкальные
произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся.
Каждый
исполнитель
обязан
в
совершенстве
овладеть
порученной
ему
партией
и
исполнять
ее
так,
чтобы
самому
получить
удовольствие.
Включаемые
в
исполнительские
программы
произведения
должны
быть
доступными по объему (количеству музыкального материала), а также по
фактурным
трудностям.
Однако
важно
подбирать,
прежде
всего,
такие
произведения,
которые
были
бы
доступны
не
только
с
точки
зрения
фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию.
То есть, художественная форма музыкального произведения (в широком ее
понимании) не должна быть сложной.
Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара – его
педагогическая целесообразность, т.е. он должен способствовать решению
конкретных
учебно-воспитательных
задач,
соответствовать
методическим
требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся.
Исполняемый репертуар должен вырабатывать исполнительские навыки и
навыки коллективной игры, которые тесно взаимосвязаны между собой. И
поскольку
приобрести
различные
навыки
на
однотипном
материале
невозможно,
в
учебную
(исполнительскую)
программу
включаются
разнохарактерные
произведения.
Таким
образом,
действует принцип
многоплановости.
Это
очень
важно
и
для
музыкально-эстетического
воспитания коллектива, так как художественные произведения, различные
по
жанрам,
содержанию,
стилевым
особенностям
делают
возможным
разностороннее
музыкальное
развитие
учащихся.
Также
в
основе
формирования
репертуара
не
последнее
место
занимает принцип
заинтересованности.
При
подборе
музыкальных
произведений
важно
учитывать
желания
учащихся:
решение
воспитательных
и
учебных
задач
значительно
облегчается,
когда
исполняемая
пьеса
вызывает
интерес
у
детей.
Очевидно,
содержание
музыкальных
произведений
должно
отличаться
яркостью
музыкальных
образов,
быть
увлекательным,
эмоционально
захватывающим.
Руководитель
должен
постоянно
поддерживать
интерес
к
исполняемым
произведениям,
ставя
перед
участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские
и
познавательные
задачи.
Не
менее
важное
значение
при
подборе
репертуара
имеет
постепенность
его
усложнения
в
соответствии
с
музыкальным и техническим развитием учащихся. Неумелый, бессистемный
подбор
музыкальных
произведений
отрицательно
сказывается
на
музыкальном
развитии
детей,
расхолаживает
их,
притупляет
интерес
к
занятиям. Путь от простого к сложному – главный принцип приобщения
учащихся к музыкальному искусству. Сложность разучиваемых произведений
наращивается постепенно, последовательно и непрерывно, что, в конечном
итоге, приводит к заметному росту исполнительского уровня коллектива.