Автор: Киндалова Лариса Валентиновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКУ ДО ДШИ Камышинского муниципального района
Населённый пункт: г. Петров Вал, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности педагогической работы с одаренными детьми
Раздел: дополнительное образование
Особенности педагогической работы с
одаренными детьми
Киндалова Л.В.,
Преподаватель фортепиано МКУ ДО Детская школа искусств Камышинского
муниципального района, г. Петров Вал, Волгоградской обл.
Талант и способности – тема,
достаточно интересная всем. Нет человека,
который был бы равнодушен к своим способностям и не интересовался своим
талантом. В конце концов, все мы созданы природой по единому плану, все
таланты в той или иной степени родственны по своему строению.
«Человек может все», «Талантливый человек талантлив во всем» - подобные
утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него
ничего невозможного нет. Стоит только захотеть, и он станет чемпионом
олимпиад, красноречивым адвокатом или вдохновенным музыкантом. Однако
даже весьма одаренные люди редко блистают талантами в любой области:
напротив, талант очень избирателен, а люди – титаны, похожие на Леонардо
да Винчи, почти никогда не встречаются. Обычно человеку дано блистать и
поражать
современников
лишь
в
чем-то
одном;
найти
свое
природное
призвание – нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая
наука.
Глядя на любимцев Фортуны, которые чрезвычайно в чем-нибудь преуспели,
нельзя не задаться вопросом: почему им это дано, а другим нет? А может
быть,
им
просто
повезло,
и
они
с
раннего
детства
начали
свой
путь
к
мастерству,
и
поэтому
получили
большую
фору,
в
то
время
как
другие
вынуждены
были
«встать
на
дистанцию»
гораздо
позже
и
потеряли
драгоценное время? Или у больших мастеров оказались лучшие учителя,
которые передали им бесценные секреты профессии? Каждый должен знать,
что он принципиально ничем не хуже других, и если в его жизни что – то не
так, то в своих неудачах следует винить отсутствие нужного усердия, не
слишком ретивых учителей, неблагоприятные обстоятельства, но только не
мать – природу, обделившую неудачника тем или иным талантом.
Способности
и
талант,
как
предполагает
традиционная
психология,
не
формируются, а даруются свыше. Врожденность таланта ничто не может
отменить, и рядом с этой истиной совсем уж тривиально выглядит «гигиена
труда», предписанная таланту – много работать и совершенствоваться, дабы
показать себя в полном блеске. Однако означает ли врожденность таланта его
наследственную природу? Можно ли сказать, что у талантливых родителей
обязательно
должны
быть
талантливые
дети
и
что
предки
таланта
непременно тоже талантливы?
Статистический анализ, проведенный Дином Симонтоном, свидетельствует
об
обратном:
понятие
«врожденный»
не
тождественно
понятию
«унаследованный от родителей». Талант – структура многокомпанентная и
многосоставная, и чем больше составляющих в нее входит, тем труднее все
их получить при рождении вместе с родительскими генами. Иными словами,
если
для
таланта
адвоката
требуется
аналитический
ум,
ораторское
дарование, да еще желательно и личное обаяние, то потомки адвоката скорее
унаследуют
лишь
что
–
то
одно:
как
при
разделе
«имущества»
между
наследниками,
сын
получит
только
аналитический
ум,
а
дочь
–
только
вербальные
способности.
Вот
почему
вполне
справедливо
народное
наблюдение
по
поводу
детей
гениальных
людей:
«На
детях
природа
отдыхает».
Но зато в случае, если род накопил некоторое количество способных людей в
том или ином направлении, появление выдающегося таланта возрастает: он
соберет «жатву» с большого наследственного «поля».
Исследователи музыкальных способностей Р. Шутер – Дайсон и К. Гэбриэл
свидетельствовали, что вероятность появления очень музыкального ребенка
составит 86%, если оба родителя одарены, 60% - если только один из них
наделен музыкальным дарованием и 25% в случае немузыкальности обоих
родителей. Вместе с тем, в живой природе ничего исключить нельзя: ведь
наследственные признаки могут проявиться через несколько поколений, и не
по
прямой
линии.
В
этом
случае,
глядя
на
своего
сына,
выдающегося
композитора, его мать – учитель словесности без всякого слуха и отец –
инженер без какого – либо интереса к музыке могут лишь пожать плечами:
они
же
не
помнят
своего
двоюродного
прадедушку,
который
игрой
на
балалайке смог пленить двоюродную прабабушку. Именно так обстояло дело
в семье пианиста А. Рубинштейна.
Одаренных детей рождается очень мало, всего от 1 до 3%. Создание условий,
обеспечивающих
выявление
и
развитие
этих
детей,
реализацию
их
потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных
задач.
Система
работы
с
одаренными
детьми
нацелена
на
поэтапную
реализацию
задач
формирования
творческого
и
интеллектуального
потенциала. Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми
являются: системный подход, который реализуется через:
- интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на
всех этапах становления;
-
интеграцию
различных
предметов
и
видов
искусств
на
всех
стадиях
развития одаренных детей, учитывая их способности;
- взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм;
-
обеспечение
тесного
взаимодействия
сотрудничества
всех
субъектов
учебно-воспитательного процесса.
В ажным
принципом
я вля ет ся
соч ет ание
инт еграт ивно ст и
и
дифференцированности
занятий
с
одаренными
детьми.
Интегративность
состоит
в
приобщении
одаренных
детей
к
целостному
восприятию
окружающего мира, различных дисциплин, видов искусств в их взаимосвязи.
Дифференцированность
занятий
заключается
в
том,
чтобы
выявить
склонности, поощрять и реализовывать творческую активность каждого в
какой-либо области познания.
Комплексный
подход
к
работе
с
одаренными
детьми
предполагает
реализацию и взаимодействие следующих принципов:
-
принцип
психологической
готовности
одаренного
ребенка
заняться
любимым делом. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то
даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
- принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать
на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных
инструментов, приборов;
- принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем
этапе развития детей необходимо, что во время процесса обучения у ребенка
были задействованы все органы чувств.
При организации обучения одаренных детей важным является разработка
таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали
качественной
специфике
конкретного
типа
одаренности
и
учитывали
внутренние психологические закономерности его типа.
Огромную роль в поддержке и развития одаренных детей играет учитель.
Учитель музыки – очень важная фигура в биографии музыканта. И чем
дальше музыкант от гения, тем всеохватнее и существеннее роль педагога.
Сколько людей с удовольствием музицируют и наслаждаются музыкой всю
жизнь лишь благодаря педагогическому таланту своего учителя. Вовремя
заметить, поддержать, направить, подсказать – большого стоит.
Результатом моей педагогической деятельности, по развитию и
поддержки
одаренности обучающихся является высокий уровень мотивации детей к
участию в различных
видах конкурсах, мероприятиях. За 2017 – 2019
учебные года более 30% обучающихся моего класса стабильно принимали
участие в международных, региональных, зональных, городских конкурсах,
фестивалях. Многие из этих детей стали лауреатами и дипломантами.
В
заключении
необходимо
напомнить,
что
работа
педагога
не
прекращающийся
процесс.
Он
требует
от
учителей
личностного
роста,
хороших, постоянно обновленных знаний в области психологии одаренных
детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими
учителями и обязательно родителями одаренных. Он требует постоянного
роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что
еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – М.: Таланты – ХХI век,
2004.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва, 1999.
3. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества-
М.: Сов. композитор, 1988.
4. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок. Особенности обучения. Пособие для
учителя.- М.: Просвещение, 2008.
5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок – М.: Просвещение, 1996.