Напоминание

Особенности педагогической работы с одаренными детьми


Автор: Киндалова Лариса Валентиновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКУ ДО ДШИ Камышинского муниципального района
Населённый пункт: г. Петров Вал, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности педагогической работы с одаренными детьми
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности педагогической работы с

одаренными детьми

Киндалова Л.В.,

Преподаватель фортепиано МКУ ДО Детская школа искусств Камышинского

муниципального района, г. Петров Вал, Волгоградской обл.

Талант и способности – тема,

достаточно интересная всем. Нет человека,

который был бы равнодушен к своим способностям и не интересовался своим

талантом. В конце концов, все мы созданы природой по единому плану, все

таланты в той или иной степени родственны по своему строению.

«Человек может все», «Талантливый человек талантлив во всем» - подобные

утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него

ничего невозможного нет. Стоит только захотеть, и он станет чемпионом

олимпиад, красноречивым адвокатом или вдохновенным музыкантом. Однако

даже весьма одаренные люди редко блистают талантами в любой области:

напротив, талант очень избирателен, а люди – титаны, похожие на Леонардо

да Винчи, почти никогда не встречаются. Обычно человеку дано блистать и

поражать

современников

лишь

в

чем-то

одном;

найти

свое

природное

призвание – нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая

наука.

Глядя на любимцев Фортуны, которые чрезвычайно в чем-нибудь преуспели,

нельзя не задаться вопросом: почему им это дано, а другим нет? А может

быть,

им

просто

повезло,

и

они

с

раннего

детства

начали

свой

путь

к

мастерству,

и

поэтому

получили

большую

фору,

в

то

время

как

другие

вынуждены

были

«встать

на

дистанцию»

гораздо

позже

и

потеряли

драгоценное время? Или у больших мастеров оказались лучшие учителя,

которые передали им бесценные секреты профессии? Каждый должен знать,

что он принципиально ничем не хуже других, и если в его жизни что – то не

так, то в своих неудачах следует винить отсутствие нужного усердия, не

слишком ретивых учителей, неблагоприятные обстоятельства, но только не

мать – природу, обделившую неудачника тем или иным талантом.

Способности

и

талант,

как

предполагает

традиционная

психология,

не

формируются, а даруются свыше. Врожденность таланта ничто не может

отменить, и рядом с этой истиной совсем уж тривиально выглядит «гигиена

труда», предписанная таланту – много работать и совершенствоваться, дабы

показать себя в полном блеске. Однако означает ли врожденность таланта его

наследственную природу? Можно ли сказать, что у талантливых родителей

обязательно

должны

быть

талантливые

дети

и

что

предки

таланта

непременно тоже талантливы?

Статистический анализ, проведенный Дином Симонтоном, свидетельствует

об

обратном:

понятие

«врожденный»

не

тождественно

понятию

«унаследованный от родителей». Талант – структура многокомпанентная и

многосоставная, и чем больше составляющих в нее входит, тем труднее все

их получить при рождении вместе с родительскими генами. Иными словами,

если

для

таланта

адвоката

требуется

аналитический

ум,

ораторское

дарование, да еще желательно и личное обаяние, то потомки адвоката скорее

унаследуют

лишь

что

то

одно:

как

при

разделе

«имущества»

между

наследниками,

сын

получит

только

аналитический

ум,

а

дочь

только

вербальные

способности.

Вот

почему

вполне

справедливо

народное

наблюдение

по

поводу

детей

гениальных

людей:

«На

детях

природа

отдыхает».

Но зато в случае, если род накопил некоторое количество способных людей в

том или ином направлении, появление выдающегося таланта возрастает: он

соберет «жатву» с большого наследственного «поля».

Исследователи музыкальных способностей Р. Шутер – Дайсон и К. Гэбриэл

свидетельствовали, что вероятность появления очень музыкального ребенка

составит 86%, если оба родителя одарены, 60% - если только один из них

наделен музыкальным дарованием и 25% в случае немузыкальности обоих

родителей. Вместе с тем, в живой природе ничего исключить нельзя: ведь

наследственные признаки могут проявиться через несколько поколений, и не

по

прямой

линии.

В

этом

случае,

глядя

на

своего

сына,

выдающегося

композитора, его мать – учитель словесности без всякого слуха и отец –

инженер без какого – либо интереса к музыке могут лишь пожать плечами:

они

же

не

помнят

своего

двоюродного

прадедушку,

который

игрой

на

балалайке смог пленить двоюродную прабабушку. Именно так обстояло дело

в семье пианиста А. Рубинштейна.

Одаренных детей рождается очень мало, всего от 1 до 3%. Создание условий,

обеспечивающих

выявление

и

развитие

этих

детей,

реализацию

их

потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных

задач.

Система

работы

с

одаренными

детьми

нацелена

на

поэтапную

реализацию

задач

формирования

творческого

и

интеллектуального

потенциала. Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми

являются: системный подход, который реализуется через:

- интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на

всех этапах становления;

-

интеграцию

различных

предметов

и

видов

искусств

на

всех

стадиях

развития одаренных детей, учитывая их способности;

- взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм;

-

обеспечение

тесного

взаимодействия

сотрудничества

всех

субъектов

учебно-воспитательного процесса.

В ажным

принципом

я вля ет ся

соч ет ание

инт еграт ивно ст и

и

дифференцированности

занятий

с

одаренными

детьми.

Интегративность

состоит

в

приобщении

одаренных

детей

к

целостному

восприятию

окружающего мира, различных дисциплин, видов искусств в их взаимосвязи.

Дифференцированность

занятий

заключается

в

том,

чтобы

выявить

склонности, поощрять и реализовывать творческую активность каждого в

какой-либо области познания.

Комплексный

подход

к

работе

с

одаренными

детьми

предполагает

реализацию и взаимодействие следующих принципов:

-

принцип

психологической

готовности

одаренного

ребенка

заняться

любимым делом. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то

даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;

- принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать

на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных

инструментов, приборов;

- принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем

этапе развития детей необходимо, что во время процесса обучения у ребенка

были задействованы все органы чувств.

При организации обучения одаренных детей важным является разработка

таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали

качественной

специфике

конкретного

типа

одаренности

и

учитывали

внутренние психологические закономерности его типа.

Огромную роль в поддержке и развития одаренных детей играет учитель.

Учитель музыки – очень важная фигура в биографии музыканта. И чем

дальше музыкант от гения, тем всеохватнее и существеннее роль педагога.

Сколько людей с удовольствием музицируют и наслаждаются музыкой всю

жизнь лишь благодаря педагогическому таланту своего учителя. Вовремя

заметить, поддержать, направить, подсказать – большого стоит.

Результатом моей педагогической деятельности, по развитию и

поддержки

одаренности обучающихся является высокий уровень мотивации детей к

участию в различных

видах конкурсах, мероприятиях. За 2017 – 2019

учебные года более 30% обучающихся моего класса стабильно принимали

участие в международных, региональных, зональных, городских конкурсах,

фестивалях. Многие из этих детей стали лауреатами и дипломантами.

В

заключении

необходимо

напомнить,

что

работа

педагога

не

прекращающийся

процесс.

Он

требует

от

учителей

личностного

роста,

хороших, постоянно обновленных знаний в области психологии одаренных

детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими

учителями и обязательно родителями одаренных. Он требует постоянного

роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что

еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – М.: Таланты – ХХI век,

2004.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва, 1999.

3. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества-

М.: Сов. композитор, 1988.

4. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок. Особенности обучения. Пособие для

учителя.- М.: Просвещение, 2008.

5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок – М.: Просвещение, 1996.



В раздел образования