Автор: Семёнова Юлия Сергеевна
Должность: Преподаватель по классу эстрадного пения
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Певческое дыхание
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Детская школа искусств «Вдохновение»
____________________________________________________________
446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск ул. Миронова, д. 11-а,
/ факс 35-200;35-202.
Доклад
Певческое дыхание
Преподаватель эстрадного вокала
Семенова Юлия Сергеевна
Новокубышевск,2020
Человеческий голос - самый совершенный из всех музыкальных инструментов,
и этим инструментом нужно научиться владеть. Только здоровый голосовой
аппарат, хорошая вокальная выучка, регулярные тренировки могут служить
основой , на которой выстраивается высокое творческое достижение певца.
Одно
из
важнейших
условий
в
пении
-
умение
владеть
дыханием.
Если
считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное
дыхание
–
фундамент
его
профессии.
Правильное
певческое
дыхание
способствует
естественному
развитию
голоса,
свободному
пению,
оздоровлению
всего
организма
и,
прежде
всего,
голосового
аппарата.
Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких. Великий
певец
Э.Карузо
говорил:
«Невозможно
художественно
петь,
не
владея
в
совершенстве контролем дыхания». Дыхание – это двигательная сила голоса, без
него голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мертв.
Очень
важно
с
самого
начала
занятий
обращать
внимание
на
правильное
распределение и постепенное развитие дыхания. Как голос делается сильнее и
звучнее
благодара
постоянным
занятиям,
так
же
вследствие
упражнений
усиливается и дыхание. Оно делается более послушным, позволяя ученику
управлять
им
вполне
осознанно
и
побеждать
трудности,
казавшиеся
непреодолимыми.
Понятие о голосовом аппарате.
Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так
называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости
с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея,
бронхи,
легкие,
грудная
клетка
с
дыхательными
мышцами
и
диафрагмой,
мышцы брюшной полости. Но это не все. В голосообразовании принимает
участие и нервная система: соответствующие нервные центры в головном мозге
с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со
всеми
указанными
органами.
Приказы,
исходящие
из
центральной
нервной
системы
в
результате
ее
сложной
деятельности
при
пении,
исполняются
органами,
участвующими
в
голосообразовании.
Таким
образом,
целостный
певческий процесс является сложнейшим психо-физиологическим актом.
Органом, где происходит зарождение голоса, является гортань. При дыхании
вход
в
гортань
открыт.
Во
время
пения
вход
в
гортань
суживается
и
прикрывается
надгортанником.
Это
явление
имеет
большое
значение
для
образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой
опоры.
Основание
грудной
клетки
составляет
диафрагма.
Это
мощная
мышца,
отделяющая грудную полость от брюшной. Диафрагма регулирует скорость
истечения
воздуха
и
подскладочное
давление
при
образовании
звуков
и
изменении их силы.
Полости,
находящиеся
над
голосовыми
складками:
верхний
отдел
гортани,
глоточная, ротовая, носовая – называют надставной трубой. Твердое и мягкое
нёбо вместе с передними зубами – резцами составляет нёбный свод.
Строение
его
частей
влияет
на
качество
певческого
голоса.
Сзади
ротовая
полость широким отверстием – зевом открывается в глотку. При пении зев
расширяется, как говорят вокалисты «широко открывается». Расширение зева
происходит при поднятии мягкого нёба и опускании языка, что наблюдается при
певческом зевке.
Певческое дыхание. Типы дыхания.
Дыхание
является
энергетическим
фактором,
от
которого
зависит
сила
и
длительность звука, его тембровые краски. В пении мы сталкиваемся с той же
системой
органов,
чтои
в
речи.
Однако
пение
нельзя
рассматривать
как
растянутую речь. Пение связано с образованием специфического, певческого
звука, где высота остается строго постоянной в соответствии с музыкальной
мелодией.
Естесственно,
что
и
дыхание
работает
различно
при
речевой
и
певческой фонации. Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы
вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. Фонация
происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох
укорачивается.
Изменяется
не
только
ритм,
но
и
темп
обычного
дыхания.
Дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше.
Дыхательный
процесс
из
автоматического,
не
контролируемого
нашим
сознанием переходит в волевой. Для воспроизведения звука требуется создание
значительного давления воздуха под голосовыми складками, и, следовательно, в
полости грудной клетки. В связи с этим изменяется работа дыхательных мышц.
Она
становится
более
интенсивной.
В
зависимости
от
того,
какие
органы
принимают наиболее активное участие в дыхании, мы говорим о типах дыхания.
Различают следующие типы дыхания:
1.Грудное
дыхание.
При
нем
наиболее
активно
работают
мышцы
грудной
клетки.
Внешние
дыхательные
движения
сводятся
к
активным
движениям
стенок
грудной
клетки,
особенно
ее
верхне-среднего
отдела.
Диафрагма
малоподвижна.
Разновидностью
грудного
дыхания
является
ключичное
дыхание,
при
котором
очень
энергично
работают
мышцы
верхнего
отдела
грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пения, т.к. в этом
случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения
гортани и потому затруднено голосообразование.
2.Грудо-брюшное (косто-абдоминальное дыхание). Активны мышцы грудной
и брюшной полостей, а также диафрагма.
3.Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно
сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности, видимые
нами
мышцы
брюшной
стенки,
при
относительном
покое
стенок
грудной
клетки.
В
вокально-педагогической
практике
наиболее
удобным
считается
нижнереберно-диафрагматическое
дыхание,
т.е.
смешанное
дыхание,
при
котором
высоко
поднимаются
и
расширяются
при
вдохе
нижние
ребра,
а
остальная
часть
грудной
клетки
почти
неподвижна,
активна
диафрагма
и
мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки
живота.
Певческое
дыхание
воспитывается
постепенно
и
систематично.
Элементы
певческого
дыхания,
особенно
вдоха,
на
начальном
этапе
усваиваются
учащимися сознательно. Учащийся должен прежде всего понять поставленные
перед
ним
задачи,
осознать
все
элементы
фонационного
дыхания
(взятие
дыхания,
задержку
вдоха
и
сохранение
состояния
вдоха
во
время
пения
музыкальной фразы).
Голосообразованию
предшествует
вдох.
Эту
фазу
дыхания
мы
можем
регулировать сознательно, что очень важно для обучения. Во время певческого
вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких
воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий
вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе
не
следует
стараться
набирать
большое
количество
воздуха,
так
как
тогда
затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.
Хорошо организованная дыхательная энергия определяет певческое состояние
организма,
влияет
на
силу
звука,
тесно
связанную
с
работой
гортани
и
артикуляционного
аппарата.
Если
у
ученика
недостаточно
организовано
дыхание
и
он
при
этом
не
может
себя
контролировать,
то
ученику
рекомендуется
поступить
следующим
образом:
наклониться,
вздохнуть
и
определить «пояс напряжения» дыхания. Далее, встав в нормальное положение,
вспомнить
зафиксированный
при
наклоне
«пояс
напряжения»
дыхания
и
сохранить это состояние при пении упражнений.
Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел
грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширять нижние ребра.
Такое
движение
значительно
увеличивает
объем
грудной
клетки
и
потому
обеспечивает нужный запас дыхания. Кроме того, поднятые и расширенные
нижние ребра растягивают прикрепленную к ним диафрагму и тем самым
создают
наилучшие
условия
для
ее
работы
-
длительного
сокращения
с
наименьшим напряжением.
Дыхание в фразе надо распределять так ,чтобы звук все время был хорошо
поддержан дыханием и в конце фразы его было бы достаточно.
Спокойный, умеренный, глубокий вдох, небольшая задержка перед началом
звука, плавная подача дыхания и умение его распределять – вот те необходимые
принципы дыхания, которыми следует пользоваться в работе с учеником. Если
позволять ученику дышать часто, он так привыкает к этому, что потом ему будет
чрезвычайно трудно исполнять длинные фразы на одном дыхании.
Тем, у кого от природы нет долгого дыхания, надо развивать его постепенно и
очень осторожно. Чтобы не утомлять голос, можно упражняться в глубоком
вдохе и в медленном выдохе без пения. Надо приучать учеников с самого начала
брать
глубокое
дыхание
перед
каждой
длинной
нотой,
перед
каждой
музыкальной фразой, чтобы они сами чувствовали наполненность своих легких.
Следует также добиваться как можно дольше удерживать дыхание во время
пения, не выпускать воздух сразу.
Певческая опора.
Мышцы
живота
и
диафрагма
помогают
регулировать
певческий
выдох,
а
грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса,
делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на
диафрагму.
Опора
при
пении
является
совершенно
исключительным
состоянием, не похожим нина какую иную двигательную функцию человека. В
явлении
опоры
принимают
участие
одновременно
и
вдыхательные
и
выдыхательные мышцы. Полнота звучания голоса зависит от явления опоры. В
состоянии
опоры
грудная
клетка
задерживается
в
позиции
вдоха
благодаря
сокращению вдыхательных мышц. Одновременно диафрагма расслабляется и
постепенно перемещается вверх (фаза выдоха)
Правильная подача дыхания способствует не только определенному звучанию
голоса,
но
и
хорошей
дикции.
В
свою
очередь,
легкая,
отчетливая,
координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более
крепкой. Благодаря опоре певец получает возможность спокойно и свободно
распоряжаться своим голосом, а слушатели легко воспринимают его пение.
Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое
изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющтхся звуков.
Необходимо
следить,
чтобы
сохранение
вдыхательной
позиции
не
было
сопряжено с перенапряжением, так как это может излишне затормрзить выдох и
привести к нарушению дыхания.
Певческое
дыхание
воспитывается
постепенно
и
системетично.
Элементы
певческого
дыхания,
особенно
вдоха,
на
начальном
этапе
усваиваются
учащимися сознательно. Учащийся должен прежде всего понять поставленные
перед
ним
задачи,
осознать
все
элементы
фонационного
дыхания
(взятие
дыхания,
задержку
вдоха
и
сохранение
состояния
вдоха
во
время
пения
музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем путем
постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.
Итак,
певческая
опора
–
это
результат
согласованной
работы
всех
частей
голосового аппарата. Основным критерием певческой опоры является качество
воспроизводимого
звука.
Звук
собранный,
богатый
тембровыми
красками,
округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность
ему неопёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый.
Дыхательные упражнения для развития и укрепления
дыхательного аппарата.
1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и
глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся
ребра под напором входящего в легкие воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните.
Руки должны ощутить, как опали ребра.
2. Сначала проведите языком около корней верхних зубов. От зубов назад идет
твердое нёбо. Ощутите эту зону. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра)
ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким
голосом: 1,2,3,4…), стараясь при этом почувствовать зону у корней резцов.
Представьте, что твердое нёбо очень высокое, как купол парашюта. Старайтесь,
чтобы воздух выходил плавно, без толчков.
3. Очень глубоко, резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра).
Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через
рот. Чем замечательно это упражнение? Оно сильно активизирует дыхательный
аппарат. Упражнение рекомендуется для установления правильного положения
гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей.
4. Удобно лечь на спину, положить одну руку на живот, другую на ребра. Взять
глубокое дыхание. Руки ощутят, как раздвигаются ребра, выпячивается живот.
На
выдохе
считать:
1.2,3,4…
Счет
свободный,
неторопливый,
гласные
протяжные.
5. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони на ребра. Вдохните и
начинайте « дуть на свечу». Воздух из легких должен выходить постепенно и
плавно. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый
воздух распределяется на всю фразу, а не сбрасываться на первых звуках. И еще
один важный момент. Когда вы начинаете упражнение, обратите внимание на то,
что между вдохом и выдохом происходит секундная задержка – перестройка с
вдоха на выдох. Главное, чтобы эта крохотная пауза оставалась такой же и во
время пения.
6. Вдохнуть через нос, задержать дыхание и выдыхать через рот, произнося звук
С.
Все
эти
простые
упражнения
развивают
реберное
дыхание,
дают
первые
представления о певческой позиции и резонаторах. Навыки, полученные при
этом, переносятся в вокальные упражнения.
Заключение
Пение
–
одно
из
проявлений
высшей
психической
деятельности,
и
если
учащийся будет работать вяло, несосредоточенно и без должного творческого
подъема, правильного звучания он не получит.
Овладение певческим дыханием является очень сложным процессом. Огромная
работа
должна
быть
проделана
певцом
для
того,
чтобы
добиться
полной
свободы в передаче музыкальных образов.
Личность
каждого
ученика
сугубо
индивидуальна:
у
каждого
свой
особый
психологический
склад,
характер,
волевые
качества,
в
той
или
иной
мере
выраженные музыкальные способности. В классе сольного пения на передний
план
выходит
необходимость
учета
особенностей
звучания
голоса
и
голосообразования
каждого
ученика,
которые
обусловлены
особенностями
строения и работы его голосового аппарата. Каждый новый ученик для педагога
–
вокалиста
оказывается
неповторимой
задачей,
которую
ему
приходится
решать,
гибко
преломляя
и
сочетая
методы
и
приемы
педагогического
воздействия.
Список используемой литературы:
А. Г. Менабени «Методика обучения сольному пению». Москва
«Просвещение», 1987г.
Л.Б. Дмитриева «Вопросы вокальной педагогики». Москва. «Музыка».
1982г.
И.К. Назаренко «Искусство пения». Москва. «Музыка». 1968г.
О. Павлищева «Методика постановки голоса». Москва. 1964г.
П.Голубев «Советы молодым педагогам- вокалистам». Москва. 1963г.