Напоминание

Коллективная победа, как фактор успешности учащегося


Авторы: Демченко Марина Николаевна, Кулагина Ирина Евгеньевна
Должность: старший методист, педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Коллективная победа, как фактор успешности учащегося
Раздел: дополнительное образование





Назад




Коллективная победа как фактор воспитания успешности учащегося

Российское общество вступило в такой период своего развития,

когда

произошло неосознаваемое многими, но

болезненное в

целом

переосмысление

приоритетов

в

общей

направленности

мотиваций

личности.

Направленность

«совершенствуй

себя,

чтобы

быть

полезным

членом

общества»

сменилась

на

ориентацию

под

девизом:

«совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось

само

содержание

понятия

успешности.

Необходимость

повышения

конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности

современного общества к адекватной социальной приспособленности

личности,

к

адаптации

ее

в

широком

смысле

слова,

к

ее

функциональным

возможностям

-

это

повседневная

реальность,

заданный параметр современной цивилизации.

В

словаре

русского

языка

Сергея

Ивановича

Ожегова

слово

«успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-

либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе,

учебе,

других

видах

общественно

полезной

деятельности.

Об

успешности

человека

говорят,

когда

признают

его

успех,

удачу

в

достижении желаемого.

Следовательно, об успешности можно говорить как о социальном

качестве,

поскольку

успешность

оценивают

люди

и

сам

человек,

опираясь на современные общественные нормы, ценности, обычаи.

Успешность

можно

назвать

одним

из

социальных

параметров

личности, своеобразным индикатором

социального

статуса

человека.

Успех

осознается

человеком

в

процессе

приобретения

социального

опыта и достигается им за счет приложенных стараний и усилий.

В педагогическом аспекте успешность понимается как качество,

присущее

личности,

достигнувшей успеха

в

процессе воспитания и

обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в

обучении воспитанников, и успех родителей в воспитании детей.

Факторы,

влияющие

на

успешность

обучения

и

воспитания,

наполнились современным содержанием, поэтому требуется изучение их

в новых социальных условиях.

Переступая

порог

детского

учебного

заведения,

ребенок

превращается

в

обучающегося,

а

это

значит,

что

меняется

его

социальный статус, впервые в своей жизни ребенок становится членом

общества со своими обязанностями. Педагог выступает представителем

общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как

себя вести, что и как, делать. Каждый ребенок хочет быть успешным,

получать поощрения, найти новых друзей, и это осознанное желание

успеха во внешкольной жизни является предпосылкой возможности для

педагога и семьи помочь ребенку достичь желанного успеха и получить

одобрение и поддержку со стороны значимых лиц.

Успешность обучения и воспитания ребенка не сводится только к

его успеваемости и поведению в детском учреждении, а является более

широким понятием и имеет социально-педагогический аспект.

Результаты обучения и воспитания младших школьников зависят

от

множества

факторов,

в

число

которых

входят

и

социально-

педагогические,

такие

как

семья,

педагогический

и

ученический

коллектив,

сверстники,

социальное

окружение

и

др.

Основными

показателями успешности обучения и воспитания являются следующие:

- положительный статус ребенка как обучающегося в семье;

- достижения в учебной деятельности;

- одобрение педагога;

- признание сверстников.

Педагогически целесообразное их использование или учет позволит

создать ситуацию успеха или максимально приблизить ее для каждого

участника педагогического процесса; повысить успешность обучения и

воспитания

младших

школьников,

которая

имеет

сложную

динамическую структуру и личностно-эмоциональные характеристики.

Личность успешного обучающегося характеризуют:

- высокая мотивация; интерес к обучению; сформированность знаний,

умений и навыков, творческий подход к их усвоению; прилежание;

-

проявление

любознательности

в

различных

областях

знаний,

заинтересованное отношение к мероприятиям коллектива;

- адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

- умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать

объективную оценку работам других детей;

-

умение

радоваться

своим

достижениям,

переживать

неудачи

и

сопереживать одноклассникам;

- способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков

окружающих.

Развитие успешности как социального качества личности ребенка

определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе:

ученик проявляет значительный интерес к своим школьным успехам, а

также прилагает усилия для новых достижений. Успешность младшего

школьника

в

учебной

и

внеурочной

деятельности

приводит

к

положительным

результатам

в

общении

со

взрослыми:

ребенок

принимает

и

выполняет

требования

педагогов,

родителей.

Это

проявляется в общем положительном отношении ребенка к процессу

обучения и воспитания, а также в соблюдении правил поведения, норм

общения,

распорядка

дня

в

школе

и

дома.

При

этом

необходимо

соблюдение

ряда

условий,

таких

как

реальность,

оптимальность,

доступность, осознанность достижений, мотивация ребенка на успех.

Установлено,

что

педагоги

по-разному

строят

свои

взаимоотношения с детьми, от которых они ожидают большего или

меньшего

успеха

в

обучении.

Это

приводит

к

тому,

что

у

детей,

получающих поддержку и одобрение со стороны педагога, формируется

стремление

к

более

высоким

достижениям,

что

предопределяет

и

обеспечивает

их

успешность

в

учебно-воспитательном

процессе.

У

детей,

лишенных

такой

поддержки

со

стороны

педагога,

процесс

формирования мотивации на успех происходит значительно сложнее.

Ориентация

на

успех

должна

стать

определяющим

мотивом

педагогической

деятельности педагога

дополнительного

образования,

поскольку

от

этого

зависит

успешность

учащихся

в

учебно-

воспитательном процессе.

Американский психотерапевт профессор Уильям Глассер в своей

книге «Школы без неудачников» замечает, что оптимальное решение

проблемы неудачников по всему социальному спектру - приобретение

опыта успеха в детском творческом коллективе. Более того, он убежден:

«Если ребенку удается добиться успеха в любом творческом деле, у него

есть все шансы на успех в жизни».

Эти

выводы

целиком

и

полностью

подтверждают

реалии,

существующие в оркестре русских народных инструментов. А именно

обучение

и

творческая

реализация в

коллективе

позволяет

многим

воспитанникам получать образование в лучших средне-специальных и

высших учебных заведениях города.

Успешность учебно-воспитательного процесса в оркестре зависит

от ряда факторов, в том числе социально-педагогических:

-

педагоги,

строящие

свои

отношения

с

воспитанниками

на

принципах творческого сотрудничества;

-

воспитанники,

проявляющие

интересы

к

деятельности

в

коллективе, прилагающие усилия для достижения успеха;

-

заинтересованные

родители,

всемерно

поддерживающие

профессиональные успехи и достижение детей.

Все

это

позволяет

успешно

реализовать

образовательную

программу

и

достигать

результатов,

участвуя

в

профессиональных

конкурсах.

В

заключении

можно

сказать,

что

Оркестр

русских

народных

инструментов, как коллектив, является полигоном успехов, источником

адаптации, дает чувство безопасности и удовлетворения, способствует

формированию

положительной

самооценки, что

в

итоге

приводит

к

успеху всего коллектива и каждого его участника в отдельности.

Годы обучения в коллективе - это целый мир; годы, проведенные в

нашем

учреждении,

должны

остаться

в

памяти

ребенка

как

годы

приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые - и победы, и

поражения. И важно, чтобы побед было как можно больше.



В раздел образования