Напоминание

"Взрослые проблемы первоклассника"


Автор: Шаломова Жанна Николаевна
Должность: Учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ Тунгалинская СОШ
Населённый пункт: Тунгала
Наименование материала: Статья
Тема: "Взрослые проблемы первоклассника"
Раздел: начальное образование





Назад




Взрослые проблемы первоклассников

1 сентября ваш ребенок - нарядный, серьезный и

взволнованный

-

торжественно

отправляется

в

первый

класс.

Пройдет

несколько

месяцев,

вы

понемногу привыкните к новым ролям: он к роли

ученика, вы - родителей школьника. И оказажется,

что вас поджидали не только трудности с учебным

процессом,

но

и

некоторые

психологические

проблемы.

Авторитет учителя

В детском саду у малыша было две воспитательницы, две

няни,

музработник

и

т.

д.

В

школе

все

по-другому

-

"учительница первая моя!". И самое главное для малыша-

первоклассника - установить контакт с преподавателем.

Ведь

личность

первой

учительницы

задает

тон

всей

дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе. Если

контакт налаживается, у ребенка может появиться даже

некоторая зависимость ребенка от личности учителя. В

ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: "А

вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так

пишется (произносится, наклеивается и т. п.)..." Имейте

мудрость не обижаться - это пройдет, как проходит любой

период "культа личности" в детской жизни. Вспомните:

сначала для него "всем и вся" была мама, затем папа,

потом

дедушка

или

любимый

дядя,

теперь

вот

первая

учительница.

Особенно

волнуются

по

поводу

"новой

любви"

нежно

любящие мамы первоклассников. Психологи в этом случае

советуют

не

мучиться

бессмысленной

ревностью,

а

попробовать сформировать у ребенка объективный взгляд.

Но не перегните палку - здоровый скепсис не должен

превратиться в нездоровый цинизм! И разумеется, ни в

коем

случае

нельзя

высмеивать

или

игнорировать

озвученные

ребенком

рекомендации

и

оценки

учителя.

Недопустимы

варианты:

"Да

что

она

понимает

в

аквариумных

рыбках,

твоя

Марина

Владимировна!"

или

"Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и

красит - это же будет просто уродство какое-то, а не

поделка".

Если

ваш

ребенок

достаточно

развит,

можно

предложить

ему

подумать

над

рекомендациями,

а

не

выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в

том или ином случае, какова была цель именно такого

распоряжения и задания.

Друзья-подружки

Поначалу атмосфера, в которую попадает первоклассник,

не

очень-то

отличается

от

детсадовской:

много

детей

рядом,

все

одного

возраста,

многие

знакомы

еще

с

"подготовки" или даже ходили вместе в соседский детский

сад.

Класс

в

смысле

общения

довольно

однороден

-

"группировки" закладываются попозже, к концу года, когда

дети уже присмотрятся друг к другу, выделятся лидеры и

их "группы поддержки". Сейчас же детишки потихоньку

начали

выделять

среди

одноклассников

тех,

с

кем

им

хотелось бы теснее дружить, и самое распространенное

завязывание дружеских отношений - по территориальному

признаку.

Еще

не

умея

найти

себе

друзей

по

духу

и

развлечениям (не волнуйтесь, в этом нет ничего страшного

- такое умение дружить приходит попозже), они сходятся с

теми, с кем вместе... ходят в школу (вот такой каламбур!).

А вот "противостояния полов" еще нет: девочка вполне

может дружить с соседским мальчиком, сидеть с ним за

одной

партой

и

возвращаться

вместе

домой,

никакого

подтекста "любови-моркови" в этаких отношениях еще нет.

Своё и чужое

Еще в школе появляется не совсем устойчивое для ребенка

понятие - личная собственность. В общем, это существует и

в детском саду, но не акцентируется: личные шкафчики,

конечно, есть, но они не запираются; игрушки все общие. А

у

школьника

есть

рюкзак,

в

котором

"под

замком"

находятся только его собственные вещи, и нет шкафчика

для вещей: одежда - в общем гардеробе. На этом фоне

иногда

проявляются

особенности

поведения,

которые

родителями

ошибочно

принимаются

за

д е т с к у ю

клептоманию. Да, ребенок может в раздевалке заглянуть в

карманы чужой куртки, залезть в рюкзак соседа, взять без

спроса

чужой

красивый

фломастер

или

необычную

резинку. Но прежде чем ругать и стыдить ребенка (даже

если

вы

узнали

о

"воровстве"

от

учительницы),

постарайтесь

выяснить,

что

его

спровоцировало

на

совершение

такого

поступка.

Может,

он

привык

к

вседозволенности дома, его толком не научили различать

свое и чужое - ведь уважение как к чужим, так и к своим

вещам закладывается в семье. Если сами справиться не

можете - обратитесь к школьному психологу или попросите

у семейного врача направление к детскому психологу.

Зайчика - с собой

Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. - очень

распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и

мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы

обычно

недоумевают:

как

реагировать?

Психологи

отвечают однозначно: спокойно. Игрушка, взятая в школу

из

дома,

-

"помощник"

в

адаптации

ребенка

к

новым

условиям.

Получается,

что

ребенок

как

бы

приносит

с

собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной

обстановки. С медведем в кармане он чувствует себя более

защищенным, сильным, смелым.

Самая неправильная родительская реакция - запрещать,

подсмеиваться, стыдить: "Ну вот, ты уже такой большой, а

все еще с зайчиками возишься!" Скорее всего ребенок все

равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки,

но только тайно от вас. А осадок в детской душе останется,

доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую

малость, но пошатнется.

Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама

собой пропадает к концу первого учебного года. Но если

ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно

продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков -

с т ои т

зад у м ат ь с я.

Эт о

с и м пт ом

д и с к о м ф о р т а ,

испытываемого им в коллективе, назревания проблем во

взаимоотношениях

с

одноклассниками.

Обязательно

поговорите

об

этом

с

учительницей

или

со

школьным

психологом.

Трудотерапия

Современные дети очень устают в школе - сейчас нагрузка

гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад. Поэтому

большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы

дома чадушко полноценно отдыхало, и сами отстраняют

детей

даже

от

элементарных

домашних

обязанностей:

помыть

за

собой

тарелку

с

чашкой,

вытереть

пыль

в

комнате, вынести мусор, почистить ботинки. Конечно, все

это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и

бабушка, и домработница. Но ведь домашние обязанности

необходимы

прежде

всего

для

самого

ребенка

-

для

развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за

собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе

как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят

девочку,

да

и

мальчика

к

будущей

самостоятельной

взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят

"дежурства

по

классу",

которые

несколько

лет

назад

отменяли

как

"советский

пережиток",

а

с е й ч а с

реабилитировали под названием "трудотерапия".

Школьные годы чудесные

Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду:

первый учебный год самый трудный для школьника. Для

ребенка началась новая жизнь - во всех смыслах этого

слова, - и возврата к старому, "детскому" периоду уже не

будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как

никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми

сферами жизни ребенка.

Не бойтесь перехвалить своего ученика! Каждый малейший

успех

дитяти

сопровождайте

бурной

радостью,

самое

малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие,

связанное

со

школой,

превращайте

в

общесемейный

праздник. Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими

родственниками

о

том,

чтобы

они

почаще

и

искренне

интересовались

успехами

ребенка

в

школе:

для

первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение

отца,

и

ласковое

слово

бабушки.

Разрешайте

ребенку

приводить

домой

одноклассников

и

играть

с

ними,

устраивайте

детские

праздники,

принимайте

участие

в

школьных мероприятиях и экскурсиях. И тогда для вашего

ребенка школьные годы действительно будут чудесными.

Успехов вам!

Об

организации

обучения

в

первом

классе

четырехлетней

начальной школы

Министерство образования Российской Федерации

П

и

с

ь

м

о

о т

2 5

с е н т я б р я

2 0 0 0

г .

N 2021/11-13

Об

организации

обучения

в

первом

классе

четырехлетней

начальной школы

Министерство образования Российской Федерации направляет для

использования

в

работе

письмо

"Об

организации

обучения

в

первом классе четырехлетней начальной школы", подготовленное

совместно

с

Научно-исследовательским

институтом

гигиены

и

охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья

детей

Российской

академии

медицинских

наук,

Институтом

возрастной

физиологии

и

Центром

начального

образования

Института

общего

среднего

образования

Российской

академии

образования.

П

е

р

в

ы

й

з а м е с т и т е л ь

м и н и с т р а

А.Киселев

П р и л о ж е н и е

к

п р и к а з у

М и н о б р а з о в а н и я

Р о с с и и

от 25.09.2000 N 2021/11-13

О б

о р г а н и з а ц и и

о б у ч е н и я

в

п е р в о м

к л а с с е

четырехлетней начальной школы

В

настоящее

время

во

многих

регионах

России

завершается

переход

начальной

школы

на

четырехлетнее

обучение.

Переход

к

четырехлетнему

начальному

обучению

обусловлен

прежде

всего

неудовлетворительным

состоянием

здоровья

школьников, 80 - 90% детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс,

имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20%

имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья.

У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность,

повышена

утомляемость,

в

результате

чего

они

испытывают

чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это

резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет

процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе.

Четырехлетняя

начальная

школа

обеспечивает

благоприятную

адаптацию

ребенка

в

школе,

позволяет

снять

перегрузку

обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть

возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого

школьника.

Состояние

здоровья

младших

школьников

требует

особенно

внимательного

отношения

к

организации

их

школьной

жизни:

режиму

учебных

занятий,

интенсивности

учебной

нагрузки,

методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному

к л и м а т у

в

к л а с с е

и

д р .

Первый год начального обучения может проходить в следующих

о б р а з о в а т е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и я х :

1.

Образовательное

учреждение

для

детей

дошкольного

и

младшего школьного возраста. Место организации - дошкольное

учреждение.

Режим

дня

с оответствует

д о ш к ол ь н о м у

образовательному учреждению. Время пребывания детей - полный

день. Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность

осуществляет

воспитатель

дошкольного

у ч р е ж д е н и я .

2.

Общеобразовательная

школа.

Режим

дня

соответствует

начальной

ступени

общеобразовательной

школы.

Время

пребывания детей - не более 4 часов. Уроки проводит учитель.

Если школа располагает условиями для организации полного дня

(спальня,

питание,

игровая

комната,

участок),

возможно

пребывание детей в течение 9-10 часов.

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни

Дети седьмого года жизни способны осознавать свое положение в

обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим

людям,

владеют

умением

общаться.

Они

умеют

сопереживать,

сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила

этического

поведения

и

взаимодействия

в

игре

и

быту.

Первоклассники

способны

управлять

своим

поведением,

знают

границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с

интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой,

трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и

в

н е з н а к о м о й

о б с т а н о в к е .

Дети

этого

возраста

достаточно

осведомлены

о

предметах

окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям,

положительно относятся к новой информации. Уровень развития

мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного

обучения.

Наиболее

характерно

для

детей

этого

возраста

наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются

предпосылки для формирования логической формы мышления.

Речевое

развитие

детей

седьмого

года

жизни

предполагает

наличие хорошего словарного запаса (3,5 - 7 тыс. слов), умение

правильно произносить все звуки родного языка и способность к

п р о с т е й ш е м у

з в у к о в о м у

а н а л и з у

с л о в .

На

достаточно

высоком

уровне

развития

у

большинства

детей

находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны

характеризовать

пространственные

взаимоотношения

предметов

(справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), различать

пространственное

расположение

фигур,

деталей

на

плоскости.

Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют

их в предметах окружающего мира; способны к классификации

фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и

цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить

часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из

деталей.

Развитие зрительно-моторных координаций позволяет детям 6 лет

координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые

геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы,

цифры

с

соблюдением

размеров,

пропорций,

соотношений

штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое

р а з в и т и е

м о т о р и к и

м е л к и х

м ы ш ц

р у к и .

Развитие

слухо-моторных

координаций

позволяет

различать

и

воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под

м у з ы к у

р и т м и ч е с к и е

д в и ж е н и я

и

т . п .

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако

его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий

организации обучения и индивидуальных способностей. Следует

отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например,

ребенок

может

активно

заниматься

только

чтением

(письмом,

беседой и т.п.) не более 10-12 минут. Учитывая это, учитель должен

разнообразить деятельность в течение одного урока. Кроме этого,

важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто

переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок

может переключаться на разные виды деятельности не более трех

раз).

Особенности

памяти

таковы:

ребенок

не

может

одновременно

воспринимать

более

двух

объектов.

У

него

преобладает

непроизвольное

запоминание,

в

то

же

время

он

способен

и

к

произвольным

действиям

памяти.

Использование

наглядных

средств

обучения

способствует

развитию

произвольного

запоминания.

Объем

памяти

резко

возрастает

при

активном

и

о с о з н а н н о м

в о с п р и я т и и

и

з а п о м и н а н и и .

Шестилетние

дети

способны

сосредоточенно,

без

отвлечений

заниматься

однотипной

деятельностью

10-12

минут,

что

определяет требования к организации и структуре урока в первом

классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность

произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и

др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки,

ограничения

двигательного

режима,

быстрое

переключение

с

о д н о г о

в и д а

д е я т е л ь н о с т и

н а

д р у г о й

и

т . п .

Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя,

если

она

дана

четко

и

кратко,

а

также

представлена

последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить

результат

и

качество

своей

работы,

сравнить

их

с

эталоном,

самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу

деятельности.

Однако

у

них

преобладает

пока

завышенная

самооценка,

поэтому

задача

учителя

постепенно

и

корректно

ф о р м и р о в ат ь

о бъ е к т и в н у ю

с а м о о ц е н к у

ш к о л ь н и к а .

Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют

на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно

относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально

(иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей

деятельности,

требуют

постоянно

положительной

поддержки

и

одобрения.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни

Для

успешного

обучения

школьников

необходимо

учитывать

особенности

их

адаптации

(привыкания,

приспособления)

к

ш к о л ь н о й

ж и з н и .

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется

привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным

условиям,

новой

деятельности,

незнакомым

взрослым

и

сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с

нарушениями

физического

и

психологического

здоровья.

Наблюдения

за

первоклассниками

показали,

что

социально-

психологическая

адаптация

может

проходить

по-разному.

Значительная

часть

детей

(их

обычно

50-60%)

адаптируется

в

течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в

том,

что

ребенок

привыкает

к

коллективу,

ближе

узнает

своих

одноклассников,

приобретает

друзей.

У

детей,

благополучно

прошедших

адаптацию,

преобладает

хорошее

настроение,

активное

отношение

к

учебе,

желание

посещать

школу,

добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования

учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для

привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого

полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу

выполняют

требование

учителя,

часто

выясняют

отношения

со

сверстниками

неадекватными

методами

(дерутся,

капризничают,

жалуются,

плачут).

У

этих

детей

встречаются

трудности

и

в

у с в о е н и и

у ч е б н ы х

п р о г р а м м .

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к

значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности

болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети

отличаются

негативными

формами

поведения,

устойчивыми

отрицательными

эмоциями,

нежеланием

учиться

и

посещать

школу.

Часто

именно

с

этими

детьми

не

хотят

дружить,

сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут

себя

вызывающе,

задираются,

мешают

проводить

урок

и

пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре

недели обучения. Это период так называемой острой адаптации. В

это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный

период

обучения

должен

начинаться

после

"острого"

периода

адаптации.

Учитель

строит

свою

деятельность

с

учетом

степени

и

длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен

быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи

детей,

стараться

наладить

их

отношения

со

сверстниками.

Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске

детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед

в с е м и

н е д о с т а т к и

и

о ш и б к и

о т д е л ь н ы х

д е т е й .

Специальной

дополнительной

работы

требует

устранение

трудностей

обучения,

возникающих

у

некоторых

школьников,

повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в

с о б с т в е н н ы х

с и л а х .

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то

это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его

психического здоровья.

Обучение первоклассников

В первый класс, с согласия родителей и заключения психолого-

медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению,

могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года

и с п о л н и л о с ь

ш е с т ь

л е т .

Анализ

массового

опыта

перехода

первой

ступени

школы

на

четырехлетний

период

обучения

показывает,

что

обучение

в

первом классе не всегда соответствует возрастным особенностям

детей.

Так,

учитель

часто

не

учитывает

существенное

отличие

ребенка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в

четырехлетней

начальной

школе

так

же,

как

и

в

трехлетней.

Достаточно распространены случаи, когда режим учебной нагрузки,

методы и формы организации обучения формально переносятся из

трехлетней

начальной

школы,

что

отрицательно

отражается

на

здоровье детей, развитии их интереса к учебной деятельности.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы,

должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность

определяются

целым

рядом

факторов,

которые

создаются

педагогически

грамотной

образовательной

средой,

адекватной

психологическим

и

физиологическим

особенностям

и

в о з м о ж н о с т я м

п е р в о к л а с с н и к о в .

Обучение

первоклассников

должно

строиться

с

учетом

особенностей

организации

деятельности

детей

седьмого

года

жизни.

Особого

внимания

со

стороны

учителя

требуют

первые

дни

пребывания

детей

в

школе.

Необходимо

помнить,

что

такие

качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость,

быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением

связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в

адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не

одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных

п р о я в л е н и я х

у ч е н и к а .

В

процессе

обучения

важно

учитывать

индивидуальные

особенности

ребенка.

В

начале

обучения

учитель

должен

предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем

ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа

"Быстрее!", "Задерживаешь всех!" и т.п. Объем работы школьников

д о л ж е н

у в е л и ч и в а т ь с я

п о с т е п е н н о .

Уровень развития функциональных систем и сформированности

психических

процессов

детей

(внимание,

память,

мышление,

уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения,

диктуют

необходимость

предоставления

детям

разных

по

сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю

участия

учителя

в

их

выполнении.

Учитель

должен

знать,

что

многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с

помощью

взрослого,

который

подсказывает

последовательность

действий.

Это

не

является

отрицательной

характеристикой

ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и

у р о в е н ь

" ш к о л ь н о й

з р е л о с т и " .

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать

особенности

поведения

ребенка,

связанные

с

его

умением

общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников

достаточно

высок

процент

детей,

испытывающих

разного

рода

трудности

общения

в

коллективе.

Сюда

относятся

к ак

гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и

боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и

производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не

слушающих

учителя.

И

те,

и

другие

требуют

различных

форм

д о б р о ж ел а т ел ь н о й

и

т е р п ел и в о й

р а б о т ы

у ч и т е л я .

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим

авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя

пренебрегать и различными формами невербального общения -

обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и

т.п.

Это

не

только

успокаивает

ребенка,

но

вселяет

в

него

уверенность,

ощущение

того,

что

взрослый

хорошо

к

нему

относится.

Необходимо

обратить

особое

внимание

на

это

положение,

так

как

для

первоклассника

существенно

важно

доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно

з а в и с е т ь

о т

р е а л ь н ы х

у с п е х о в

р е б е н к а .

Требования

к

выполнению

школьных

норм

поведения

должны

вводиться

постепенно

и

не

в

форме

указаний,

а

в

форме

пожеланий.

Со

стороны

учителя

недопустимы

проявления

раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и

е щ е

р а з

п о в т о р я т ь

н е о б х о д и м о е

п р а в и л о .

Для

развития

самостоятельности

и

активности

детей

важно

положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку

(даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень

полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-

то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом

дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят

п р а в и л ь н о е

р е ш е н и е .

Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности.

Главная

задача

учителя

-

поощрять

любое

проявление

инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать

у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к

ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить,

демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя

спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в

правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему "на ушко",

чтоб ы

не

демонстрировать

к лассу

ошиб ки

р е б е н к а .

В первом классе следует специально учить детей организовывать

свою деятельность: планировать свои действия, менять условия

работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу

букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная

работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно

объясняющая,

что

и

как

делать

("открыли

кассу

букв",

"нашли

кармашек для данной буквы", "убираем ее", "закрываем кассу ...").

При

организации

деятельности

по

решению

учебной

задачи

необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно

делать не только на уроках родного языка и математики, но и на

всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для

этого

уроки

художественного

труда,

когда

дети

анализируют

образец

будущего

изделия,

выделяют

последовательность

действий.

Очень

важно

побуждать

детей

проговаривать

вслух

последовательность

действий,

осуществлять

самостоятельно

контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки,

устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем

формулировку требования лучше высказывать не в категорической

форме, а в мягкой ("Мне кажется, ты здесь ошибся", "Проверь,

п ож а л у й с та ,

н ет

у

тебя

о ш и б к и

вот

зд е с ь "

и

т. п . ) .

Необходимо

обратить

внимание

на

структуру

урока

в

первом

классе.

Она

должна

быть

"дробной",

т.е.

включать

несколько

(желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было

подчеркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде

деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать

или

решать

арифметические

задачи.

Необходимо

чередовать

р а з н ы е

в и д ы

д е я т е л ь н о с т и

н а

у р о к е .

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности,

которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего

относится

к

игре.

Поэтому

следует

активно

включать

игру

в

учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни

первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для

формирования умения учиться - основной деятельности, которой

занимается

теперь

ребенок.

Принципиально

важно

обратить

внимание

на

два

вида

игр

-

ролевые

и

игры

с

правилами

( д и д а к т и ч е с к и е ,

п о д в и ж н ы е ,

н а с т о л ь н о - п е ч а т н ы е ) .

Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно

дает

результат,

развивает

самооценку,

самоконтроль

и

самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые

недели

учебы)

игры

с

правилами

должны

присутствовать

на

каждом

уроке

(дидактические),

заполнять

перемены

и

динамическую

паузу

(подвижные,

настольк о-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно

решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов -

этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры

как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная

задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не

должно

вытеснять

игровую;

необходимо

сохранять

игровую

ситуацию;

игра

обязательно

должна

включать

игровое

правило

( е с л и ,

т о . . . )

и

и г р о в о е

д е й с т в и е .

Ролевые

игры

очень

важны

для

формирования

произвольного

поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого

ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-

ролевых

игр

предоставляют

уроки

литературного

чтения,

математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых

дети

могут

разыгрывать

различные

роли

реальных

лиц

или

в о о б р а ж а е м ы х

г е р о е в .

Учитывая

наглядно-образный

характер

мышления

детей

этого

возраста,

необходимо

существенное

место

на

уроках

отводить

моделирующей

деятельности

со

схемами,

моделями

звуков,

геометрическими формами, объектами природы и т.п. При этом

раздаточный

материал,

который

находится

перед

каждым

ребенком,

должен

полностью

совпадать

с

демонстрационным.

Н е о б х о д и м о

п о м н и т ь ,

ч т о

и с п о л ь з о в а н и е

т о л ь к о

демонстрационного,

зачастую

иллюстративного

материала,

привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко

приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на

ярких, но не существенных для решения учебной задачи деталях и

свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не

способствует

развитию

мышления.

Опора

на

наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в

обучении способствует формированию логического мышления.

Организация обучения

Помещения,

в

которых

осуществляется

обучение

и

воспитание

школьников, целесообразно располагать не выше второго этажа.

Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м

на одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной

обуви, как правило, необходимо специальное помещение. Если

позволяет

площадь,

допускается

размещение

специальных

шкафчиков

для

хранения

одежды

в

рекреациях.

Туалетные

комнаты

оборудуются

отдельно

для

мальчиков

и

девочек.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за

партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и

зрения.

Для

школьников

с

нарушением

слуха

и

зрения

парты,

независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с

пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от

окна. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было

организовать

фронтальную,

групповую

и

парную

работу

обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для

п е р в о к л а с с н и к о в

р е к о м е н д у ет с я

х р а н и т ь

в

ш к о л е .

Предельно

допустимая

наполняемость

класса

25

человек,

о п т и м а л ь н а я

-

2 0

ч е л о в е к .

Продолжительность

учебного

года

для

первоклассников

четырехлетней

начальной

школы

-

не

более

30

недель,

каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37

дней. В связи с тем, что учебный год, как правило, делится на

четыре

неравные

по

продолжительности

четверти,

с

целью

профилактики

переутомления

организуются

дополнительные

каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти.

Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в

годовом

календарном

плане

-

5

-

6

недель

учебы

сменяются

н е д е л ь н ы м и

к а н и к у л а м и .

Занятия

первоклассников

проводятся

только

в

первую

смену.

Время их начала - 8.30 - 9.00. Запрещается проводить уроки во

в т о р о й

п о л о в и н е

д н я .

Рекомендуемая

продолжительность

учебной

недели

-

5

дней.

Объем

недельной

нагрузки

не

должен

превышать

20

часов,

дневная

учебная

нагрузка

-

не

более

четырех

уроков.

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением

двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется

проводить на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков

ф и з к у л ь т у р ы ,

р и т м и к и

и

т . п . ) .

Для

облегчения

процесса

адаптации

детей

к

требованиям

школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в

сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное

время

заполняется

целевыми

прогулками,

экскурсиями,

физкультурными

занятиями,

развивающими

играми.

Со

второй

ч е т в е р т и

е ж е д н е в н о

п р о в о д и т с я

4

у р о к а .

Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут,

большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это

время организуется завтрак в помещении школьной столовой или

буфета.

После

третьего

(или

второго)

урока

необходимо

проводить

динамическую

паузу

(прогулку

на

свежем

воздухе

или

игры

в

п о м е щ е н и и )

д л и т е л ь н о с т ь ю

н е

м е н е е

4 0

м и н у т.

При

составлении

расписания

уроков

необходимо

учитывать

следующее.

Уроки,

требующие

большого

умственного

напряжения

(русский

язык,

родной

язык,

математика),

рекомендуется

проводить

первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру,

труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий

урок),

а

уроки

с

преобладанием

двигательного

компонента

( ф и з к у л ь т у р а ,

р и т м и к а

и

д р . )

-

п о с л е д н и м и .

П я т и д н е в н а я

у ч еб н а я

н ед ел я

д л я

п е р в о к л а с с н и к о в

предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В

этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии

по

ознакомлению

с

окружающим

миром,

уроки

искусства

и

физкультуры.

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на

факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно,

так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье

или

специфические

особенности

нервной

системы,

что

категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается

система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также

использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую

отметку

(звездочки,

самолетики,

солнышки

и

пр.).

Допускается

лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при

неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался",

"неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это

т в о е

м н е н и е " ,

" д а в а й

п о с л у ш а е м

д р у г и х "

и

т . д .

Никакому

оцениванию

не

подлежат:

темп

работы

ученика;

личностные

качества

школьников,

своеобразие

их

психических

процессов

(особенности

памяти,

внимания,

восприятия,

темп

д е я т е л ь н о с т и

и

д р . ) .

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные

работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в

конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно

п р о в е с т и

н е

б о л е е

о д н о й

к о н т р о л ь н о й

р а б о т ы .

В

первом

классе

четырехлетней

начальной

школы

домашние

задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней

начальной школы на второй год не оставляются.

Организация групп продленного дня

Обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного

д н я

с

с о г л а с и я

( п о

з а я в л е н и ю )

р о д и т е л е й .

Внеучебная

деятельность

организуется

в

соответствии

с

интересами и желаниями детей. Продолжительность таких видов

деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка,

рукоделие, настольные игры и др., должна быть не более 30 минут.

Дети, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются 3-

разовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении

столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей

пищи должны составлять 3 - 4 часа. Рекомендуется для детей

седьмого года жизни и ослабленных детей проводить обед с 13.00

до

13.30,

полдник

-

с

16.20

до

16.30

после

дневного

сна

п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ю

1 , 5

-

2

ч а с а .

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в

течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5 - 3,0

часа.

Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще

одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра

диафильмов до 30 минут, телепередач - до 30 минут. Посещение

кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще

1

-

2

р а з

в

м е с я ц .

В каникулярное время продолжается работа группы продленного

дня для той части обучающихся, которая в этом нуждается.



В раздел образования