Автор: Едеханова Лиана Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №2 ЭДО" ЕМР РТ
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №2 эстрадно – духового оркестра»
Елабужского муниципального района
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ
ФОРТЕПИАНО В ДМШ»
Выполнила
преподаватель
по классу фортепиано
Едеханова Л.В.
Елабуга, 2020 г.
«Образование
–
право
каждого
человека,
имеющее
огромное
значение
и
потенциал… нет ничего более важного, никакой другой мисси, кроме образования для
всех…» (Аннан, Кофи, 1998).
Это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества,
где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. В
основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключат любую
дискриминацию учащихся, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но
создает особые условия для учащихся с ограниченными возможностями в здоровье.
На
сегодняшний
день
сложился
определенный
консенсус
относительно
важности инклюзивного обучения в образовательных учреждениях и в частности
учреждениях дополнительного образования. Инклюзивное образование на территории
РФ
регулируется
Конституцией
РФ,
федеральным
законом
«Об
образовании»,
федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о
правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в
полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в
социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Так, например,
инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДМШ.
В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Музыка
оказывает
большое
эмоциональное
воздействие,
способствует
развитию
эстетических
чувств,
эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам
увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть
свои
творческие
способности.
В
поисках
новых
подходов
к
образованию
лиц
с
ограниченными
возможностями
может
стать
развитие
инклюзивной
модели
образования в ДМШ.
Актуальность
внедрения
инклюзивного
образования
в
идеологическую
практику
не
вызывает
сомнений
т.к.
развивает
у
школьников
толерантность,
терпимость,
милосердие
и
взаимоуважение.
Стремление
к
тому
чтобы
дети
с
ограниченными
возможностями
воспитывались
и
обучались
вместе
со
своими
нормально
развивающими
сверстниками,
становится
сегодня
главной
областью
приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка – инвалида.
Инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека
определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством
– возможностью жить, верить, любить и быть любимым. Это накладывает особую
ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, профессионализма
зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-
смысловых основ нужна всем, а не только детям с ограниченными возможностями
здоровья.
Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к
нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых
задач.
Главная
проблема,
стоящая
перед
преподавателем,
обучающим
ребенка
–
инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов
обучения и воспитания.
Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен
в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и
даст нужный результат.
Работа с ребенком – инвалидом связана с обостренной наблюдательностью:
необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали
движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он
чувствует, чем занято его внимание.
Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать
волю
ученика,
сочетание
терпения
и
выдержки
является
основой
успешного
воспитательного воздействия.
В качестве примера рассмотрим некоторые аспекты инклюзивного обучения
«Из
опыта
работы
в
обучении
детей
с
ограниченными
возможностями
в
классе
фортепиано». Урок проводился с девочкой Региной (11 лет), ученицей 3-го класса.
Диагноз:
Детский
церебральный
паралич,
умеренно
выраженные
стойкие
двигательные нарушения.
По характеру девочка добрый, солнечный ребенок. Занимается музыкой с
большим
желанием.
Имеет
средние
музыкальные
данные.
На
уроках
активная,
любознательная. Чувство ритма не всегда устойчиво, не может быстро запоминать
произведение наизусть. Хорошо читает с листа, любит ансамблевое музицирование».
Поставленная
на
уроке
цель:
создание
условий
и
разработка
эффективных
методов индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в
здоровье на уроках фортепиано в ДМШ, решалась задачами:
Обучающие:
изучить
специально
подобранный
репертуар
и
упражнения,
с
учетом
индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся;
задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;
побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.
Развивающие:
развивать
пианистические
навыки
и
слуховой
контроль
за
характером
звукоизвлечения и ритмической организацией;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;
расширение музыкального кругозора учащейся.
Воспитательные:
воспитание уверенности в себе;
воспитание коммуникативных способностей;
воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном
выступлении.
Форма урока - урок практических работ.
На
уроке
применялись
следующие
методы:
словесные
(рассказ,
объяснение,
беседа),
наглядные
(наблюдение,
демонстрация),
практические
(упражнения,
продуктивная деятельность), игровые.
Из применяемых технологий на уроке: здоровье сберегающая, коммуникативная,
информационно-компьютерная,
интерактивная,
приоритетное
направление
имеет
забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии
является
радость
творчества»
(В.А.Сухомлинский).
Активная
музыкотерапия предполагается в участие в играх, выполнение определенного вида
упражнений.
Из поставленных этапов урока: организационный - организация начала урока,
сообщение темы урока, обоснование её значимости и постановка образовательных,
развивающих и воспитательных задач; основной - пальчиковые игры (упражнения для
рук), работа над гаммой D-dur, Е. Гнесина «Этюд» C-dur, Татарская народная песня
«Кукушка», р.н.п. «Светит месяц» (ансамбль), слушание фрагмента II концерта для
фортепиано
с
оркестром
для
левой
руки D-dur
Мориса
Равеля
и
итоговый
-
подведение итогов урока, формирование выводов, домашнее задание, остановимся на
аспектах основного этапа урока - это упражнения для рук (пальчиковые игры).
Упражнения для крупных мышц, в результате чего мышцы плече-лопаточного
отдела становятся активными, вырабатывается ощущение «целостности» движений
рук «из корпуса».
Пальчиковые игры помогают развить у детей мелкую моторику, координацию, а
главное, тактильные ощущения. Так в упражнении «Маляры» объединяют в себя речь
и
движение,
ритм,
интонацию.
Данный
вид
упражнений
развивает
образность
мышления, а главное – интеллект и речевую сферу.
Или, например, упражнение «Замок», в котором решаются следующие задачи:
освобождение плечевого пояса; развитие мелкой моторики и координации движений.
Одним
из
основных
видов
упражнений
можно
считать
упражнение
на
развитие
правильной
осанки.
Такие
упражнения
как
«Ежик»
и
«Балерина»
способствуют выпрямлению осанки, правильной синхронизации рук – синкинезии, а
также освобождению мышц рук от зажимов.
Важно
научить
ребенка
правильно
дышать.
Упражнения
на
правильность
дыхания дают возможность ребенку правильность фразировки, умение «пропевать»
рукой интервалы. Применяются такие упражнения как «Шалтай-балтай», «Струна»,
направленные на снятие психологических и мышечных зажимов, а именно: ощущение
свободы в руках и корпусе; освобождение кистей рук, гибкости запястья; развитие
моторики и координации движения пальцев.
Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой
первые
опыты
исполнительского
артистизма,
а
быстрота
смены
движений
способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их
основе
–
это
игры
словами,
«раскрашенные»
движением
пальцев,
рук,
или
движениями всего тела.
Репертуар для ребенка соразмерен его психофизиологическим особенностям с
учетом
не
только
пианистических
и
музыкальных
задач,
но
и
черты
характера
ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в
которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания.
Несмотря на нехватку некоторых навыков – ученик должен играть разную музыку.
Поскольку
музыка
оказывает
на
ребенка
большое
эмоциональное
воздействие,
целесообразно включать в репертуар учащегося программную музыку.
Так, например, Татарская народная песня «Кукушка». В процессе работы над
этой
пьесой
ученица
нарисовала
рисунок,
сочинила
стих;
определила
характер
мелодии;
раскрыла
художественный
образ
пьесы
через
выполнение
указанных
штрихов (legato, staccato); выстроила динамический план; определила интонационные
вершины в каждой фразе; исполнила пьесу выразительно, почувствовав опору на 3
пальце правой руки (оставляет атрофированную правую руку на клавише).
Немаловажную роль в инклюзивном обучении на уроке фортепиано занимает
этап прослушивания музыки. «Слушание фрагмента II концерта (D-dur) Мориса
Равеля для фортепиано с оркестром для левой руки».
Преподаватель
предлагает
ученице
послушать
фрагмент
данного
произведения
и
рассказ
о
жизни
композитора,
истории
создания
произведения:
«Морис Равель – французский композитор – импрессионист, родился в 1875г. Чуть
позже ты, Наташа, поймешь, почему именно эту музыку мы будем слушать. Второй
концерт – потрясающая по силе и технике вещь! И не менее интересна история
создания. У Равеля был друг – австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который на
войне потерял правую руку. Но великий пианист продолжал выступать на эстраде и
достиг
большого
мастерства,
играя
одной
левой
рукой.
Он
был
человеком
колоссального самообладания и силы воли! Он очень хотел играть с оркестром, но
репертуар для одной левой руки был скудным. Вот он и попросил Мориса написать
для него концерт. Задание для Равеля было сложным и необычным, но это только
воодушевило его фантазию. Это грандиозное великолепное произведение, ставшее
для
композитора
интересным,
своеобразным
опытом
в
использовании
ресурсов
фортепиано, когда пианист создает одной рукой звучание подобное двуручному.
Если
закрыть
глаза,
то
невозможно
поверить,
что
партия
фортепиано
исполняется одной рукой». Далее идет просмотр видеозаписи.
Работать с детьми инвалидами трудно, собирая по крупицам малые успехи
ребенка, преподаватель вместе с родителями радуется им, как большим невероятным
достижениям!
Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен
колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверены в том, что музыка
закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.
Таким
образом,
создание
условий
и
разработка
эффективных
методов
индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на
уроках фортепиано в ДМШ дают возможность ребенку – инвалиду развивать свои
способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать
свои умения и навыки в социуме. Инклюзивное обучение позволяет преподавателю
найти
подход
к
преподаванию,
более
гибким
для
удовлетворения
различных
потребностей
детей
с
ограниченными
возможностями.
Преподавание
и
обучение
станут более эффективными и от этого выигрывают все дети (не только дети с
ограниченными возможностями).
Список литературы:
1.
Алёхина, С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. –
М.: Центр «Школьная книга», 2010.
–
272 с.
2. Ахьямова, И.А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников:
теория и практика [Текст]: монография / И.А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. –
Екатеринбург: [б. и.], 2006. – 118 с.
3 . Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. [Текст]
/
Л.А.Баренбойм. – С.-П.:
Советский композитор, 1979. – 352 с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / В.В. Давыдов. – М.,
2006. – 133 с.
5. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано:
пер. с нем. / К. А. Мартинсен. — М.: Музыка, 1977. — 128 с.
6.
Миндель,
А.Я.
Разные
возможности
–
равные
права
–
общее
жизненное
пространство. [Текст] / А.Я. Миндель, О.А. Степанова. = М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
7. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый.
– 2012. - № 10. – С. 374-377.
8 .
С а ф а р о в а .
И .
Э .
И г р ы
д л я
о р г а н и з а ц и и
п и а н и с т и ч е с к и х
движений ( До и н ст рум ен т а л ь н ы й
п ер и од )
[ Текст ]
/
И .
Э .
С а ф а р о в а .
Екатеринбург, 1994. – 35 с.
9. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова – М.: Эксмо, 2004.
10. Фатеева. Е.А. Пальчиковые игры. [Текст] / Е.А. Фатеева. – Тольятти, 2008.