Напоминание

"Инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДМШ"


Автор: Едеханова Лиана Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №2 ЭДО" ЕМР РТ
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №2 эстрадно – духового оркестра»

Елабужского муниципального района

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ

ФОРТЕПИАНО В ДМШ»

Выполнила

преподаватель

по классу фортепиано

Едеханова Л.В.

Елабуга, 2020 г.

«Образование

право

каждого

человека,

имеющее

огромное

значение

и

потенциал… нет ничего более важного, никакой другой мисси, кроме образования для

всех…» (Аннан, Кофи, 1998).

Это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества,

где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. В

основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключат любую

дискриминацию учащихся, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но

создает особые условия для учащихся с ограниченными возможностями в здоровье.

На

сегодняшний

день

сложился

определенный

консенсус

относительно

важности инклюзивного обучения в образовательных учреждениях и в частности

учреждениях дополнительного образования. Инклюзивное образование на территории

РФ

регулируется

Конституцией

РФ,

федеральным

законом

«Об

образовании»,

федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о

правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в

полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в

социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Так, например,

инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДМШ.

В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Музыка

оказывает

большое

эмоциональное

воздействие,

способствует

развитию

эстетических

чувств,

эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам

увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть

свои

творческие

способности.

В

поисках

новых

подходов

к

образованию

лиц

с

ограниченными

возможностями

может

стать

развитие

инклюзивной

модели

образования в ДМШ.

Актуальность

внедрения

инклюзивного

образования

в

идеологическую

практику

не

вызывает

сомнений

т.к.

развивает

у

школьников

толерантность,

терпимость,

милосердие

и

взаимоуважение.

Стремление

к

тому

чтобы

дети

с

ограниченными

возможностями

воспитывались

и

обучались

вместе

со

своими

нормально

развивающими

сверстниками,

становится

сегодня

главной

областью

приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка – инвалида.

Инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека

определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством

– возможностью жить, верить, любить и быть любимым. Это накладывает особую

ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, профессионализма

зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-

смысловых основ нужна всем, а не только детям с ограниченными возможностями

здоровья.

Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к

нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых

задач.

Главная

проблема,

стоящая

перед

преподавателем,

обучающим

ребенка

инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов

обучения и воспитания.

Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен

в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и

даст нужный результат.

Работа с ребенком – инвалидом связана с обостренной наблюдательностью:

необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали

движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он

чувствует, чем занято его внимание.

Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать

волю

ученика,

сочетание

терпения

и

выдержки

является

основой

успешного

воспитательного воздействия.

В качестве примера рассмотрим некоторые аспекты инклюзивного обучения

«Из

опыта

работы

в

обучении

детей

с

ограниченными

возможностями

в

классе

фортепиано». Урок проводился с девочкой Региной (11 лет), ученицей 3-го класса.

Диагноз:

Детский

церебральный

паралич,

умеренно

выраженные

стойкие

двигательные нарушения.

По характеру девочка добрый, солнечный ребенок. Занимается музыкой с

большим

желанием.

Имеет

средние

музыкальные

данные.

На

уроках

активная,

любознательная. Чувство ритма не всегда устойчиво, не может быстро запоминать

произведение наизусть. Хорошо читает с листа, любит ансамблевое музицирование».

Поставленная

на

уроке

цель:

создание

условий

и

разработка

эффективных

методов индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в

здоровье на уроках фортепиано в ДМШ, решалась задачами:

Обучающие:

изучить

специально

подобранный

репертуар

и

упражнения,

с

учетом

индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся;

задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;

побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.

Развивающие:

развивать

пианистические

навыки

и

слуховой

контроль

за

характером

звукоизвлечения и ритмической организацией;

развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;

расширение музыкального кругозора учащейся.

Воспитательные:

воспитание уверенности в себе;

воспитание коммуникативных способностей;

воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном

выступлении.

Форма урока - урок практических работ.

На

уроке

применялись

следующие

методы:

словесные

(рассказ,

объяснение,

беседа),

наглядные

(наблюдение,

демонстрация),

практические

(упражнения,

продуктивная деятельность), игровые.

Из применяемых технологий на уроке: здоровье сберегающая, коммуникативная,

информационно-компьютерная,

интерактивная,

приоритетное

направление

имеет

забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего,

забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой

гармонии

является

радость

творчества»

(В.А.Сухомлинский).

Активная

музыкотерапия предполагается в участие в играх, выполнение определенного вида

упражнений.

Из поставленных этапов урока: организационный - организация начала урока,

сообщение темы урока, обоснование её значимости и постановка образовательных,

развивающих и воспитательных задач; основной - пальчиковые игры (упражнения для

рук), работа над гаммой D-dur, Е. Гнесина «Этюд» C-dur, Татарская народная песня

«Кукушка», р.н.п. «Светит месяц» (ансамбль), слушание фрагмента II концерта для

фортепиано

с

оркестром

для

левой

руки D-dur

Мориса

Равеля

и

итоговый

-

подведение итогов урока, формирование выводов, домашнее задание, остановимся на

аспектах основного этапа урока - это упражнения для рук (пальчиковые игры).

Упражнения для крупных мышц, в результате чего мышцы плече-лопаточного

отдела становятся активными, вырабатывается ощущение «целостности» движений

рук «из корпуса».

Пальчиковые игры помогают развить у детей мелкую моторику, координацию, а

главное, тактильные ощущения. Так в упражнении «Маляры» объединяют в себя речь

и

движение,

ритм,

интонацию.

Данный

вид

упражнений

развивает

образность

мышления, а главное – интеллект и речевую сферу.

Или, например, упражнение «Замок», в котором решаются следующие задачи:

освобождение плечевого пояса; развитие мелкой моторики и координации движений.

Одним

из

основных

видов

упражнений

можно

считать

упражнение

на

развитие

правильной

осанки.

Такие

упражнения

как

«Ежик»

и

«Балерина»

способствуют выпрямлению осанки, правильной синхронизации рук – синкинезии, а

также освобождению мышц рук от зажимов.

Важно

научить

ребенка

правильно

дышать.

Упражнения

на

правильность

дыхания дают возможность ребенку правильность фразировки, умение «пропевать»

рукой интервалы. Применяются такие упражнения как «Шалтай-балтай», «Струна»,

направленные на снятие психологических и мышечных зажимов, а именно: ощущение

свободы в руках и корпусе; освобождение кистей рук, гибкости запястья; развитие

моторики и координации движения пальцев.

Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой

первые

опыты

исполнительского

артистизма,

а

быстрота

смены

движений

способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их

основе

это

игры

словами,

«раскрашенные»

движением

пальцев,

рук,

или

движениями всего тела.

Репертуар для ребенка соразмерен его психофизиологическим особенностям с

учетом

не

только

пианистических

и

музыкальных

задач,

но

и

черты

характера

ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в

которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания.

Несмотря на нехватку некоторых навыков – ученик должен играть разную музыку.

Поскольку

музыка

оказывает

на

ребенка

большое

эмоциональное

воздействие,

целесообразно включать в репертуар учащегося программную музыку.

Так, например, Татарская народная песня «Кукушка». В процессе работы над

этой

пьесой

ученица

нарисовала

рисунок,

сочинила

стих;

определила

характер

мелодии;

раскрыла

художественный

образ

пьесы

через

выполнение

указанных

штрихов (legato, staccato); выстроила динамический план; определила интонационные

вершины в каждой фразе; исполнила пьесу выразительно, почувствовав опору на 3

пальце правой руки (оставляет атрофированную правую руку на клавише).

Немаловажную роль в инклюзивном обучении на уроке фортепиано занимает

этап прослушивания музыки. «Слушание фрагмента II концерта (D-dur) Мориса

Равеля для фортепиано с оркестром для левой руки».

Преподаватель

предлагает

ученице

послушать

фрагмент

данного

произведения

и

рассказ

о

жизни

композитора,

истории

создания

произведения:

«Морис Равель – французский композитор – импрессионист, родился в 1875г. Чуть

позже ты, Наташа, поймешь, почему именно эту музыку мы будем слушать. Второй

концерт – потрясающая по силе и технике вещь! И не менее интересна история

создания. У Равеля был друг – австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который на

войне потерял правую руку. Но великий пианист продолжал выступать на эстраде и

достиг

большого

мастерства,

играя

одной

левой

рукой.

Он

был

человеком

колоссального самообладания и силы воли! Он очень хотел играть с оркестром, но

репертуар для одной левой руки был скудным. Вот он и попросил Мориса написать

для него концерт. Задание для Равеля было сложным и необычным, но это только

воодушевило его фантазию. Это грандиозное великолепное произведение, ставшее

для

композитора

интересным,

своеобразным

опытом

в

использовании

ресурсов

фортепиано, когда пианист создает одной рукой звучание подобное двуручному.

Если

закрыть

глаза,

то

невозможно

поверить,

что

партия

фортепиано

исполняется одной рукой». Далее идет просмотр видеозаписи.

Работать с детьми инвалидами трудно, собирая по крупицам малые успехи

ребенка, преподаватель вместе с родителями радуется им, как большим невероятным

достижениям!

Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен

колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверены в том, что музыка

закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.

Таким

образом,

создание

условий

и

разработка

эффективных

методов

индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на

уроках фортепиано в ДМШ дают возможность ребенку – инвалиду развивать свои

способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать

свои умения и навыки в социуме. Инклюзивное обучение позволяет преподавателю

найти

подход

к

преподаванию,

более

гибким

для

удовлетворения

различных

потребностей

детей

с

ограниченными

возможностями.

Преподавание

и

обучение

станут более эффективными и от этого выигрывают все дети (не только дети с

ограниченными возможностями).

Список литературы:

1.

Алёхина, С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. –

М.: Центр «Школьная книга», 2010.

272 с.

2. Ахьямова, И.А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников:

теория и практика [Текст]: монография / И.А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. –

Екатеринбург: [б. и.], 2006. – 118 с.

3 . Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. [Текст]

/

Л.А.Баренбойм. – С.-П.:

Советский композитор, 1979. – 352 с.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / В.В. Давыдов. – М.,

2006. – 133 с.

5. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано:

пер. с нем. / К. А. Мартинсен. — М.: Музыка, 1977. — 128 с.

6.

Миндель,

А.Я.

Разные

возможности

равные

права

общее

жизненное

пространство. [Текст] / А.Я. Миндель, О.А. Степанова. = М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

7. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый.

– 2012. - № 10. – С. 374-377.

8 .

С а ф а р о в а .

И .

Э .

И г р ы

д л я

о р г а н и з а ц и и

п и а н и с т и ч е с к и х

движений ( До и н ст рум ен т а л ь н ы й

п ер и од )

[ Текст ]

/

И .

Э .

С а ф а р о в а .

Екатеринбург, 1994. – 35 с.

9. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова – М.: Эксмо, 2004.

10. Фатеева. Е.А. Пальчиковые игры. [Текст] / Е.А. Фатеева. – Тольятти, 2008.



В раздел образования