Напоминание

Организация индивидуальной работы с различными категориями обучающихся


Автор: Гульфия Хайдаровна Хусаинова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.г.т. Богатые Сабы, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Организация индивидуальной работы с различными категориями обучающихся
Раздел: начальное образование





Назад




Организация индивидуальной работы с различными категориями обучающихся

Как

нет

на

дереве

двух

одинаковых

листьев,

так

нет

двух

школьников,

обладающих

одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.

В начальной школе, а особенно в первом классе, индивидуальные различия особенно заметны.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным

лишь

для

определенной

части

учеников,

для

других

он

слишком

быстрый,

для

третьих

излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти

неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети

понимают

после

первого

чтения,

другим

требуется

повторение,

а

третьим

необходимы

разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им,

прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только

деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся,

обусловленных

многими

факторами,

в

том

числе

особенностями

восприятия,

памяти,

мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед

каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных

противоречий, усилить положительные, т. е. создать такие условия, при которых стало бы

возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при

классно-урочной

форме

обучения.

Решение

этой

практической

задачи

связано

с

последовательной реализацией индивидуального подхода к ученикам.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый

ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное

в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может

быть работа с учебником и научной литературой, разнообразными источниками (справочники,

словари, энциклопедии, христоматии

и т. д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов , докладов;

проведение наблюдений и т.д.

Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда

можно исправить ошибки и отметить успехи.

Как строить процесс индивидуального обучения?

Индивидуальную работу с учащимися я организую, исходя из следующих принципов:

- ребёнок учится только через действие;

-ребёнок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

- ребёнок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке;

- ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

- ребёнок успешен в учении, когда ему хорошо и интересно учиться.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта

результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1.

Изучение

индивидуальных

особенностей

учащихся

и

физических

(здоровья),

и

психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и

даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также

опираюсь на результаты обследований, проводимых нашим психологом.

2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.

Составление

или

подбор

индивидуальных

заданий,

включающие

различные

приёмы,

которые

помогают

учащимся

самостоятельно

справиться

с

заданием,

или

связанных

с

увеличением объёма и сложности задания.

4 . Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми

изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. С моей точки зрения, правильнее будет не деление

детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не

постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и

оказывать помощь другим.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.

Дети

1

группы

отличаются

низкой

и

неустойчивой

работоспособностью,

повышенной

утомляемостью,

трудностями

в

организации

собственной

деятельности,

низким

уровнем

развития

памяти,

внимания,

мышления.

Им

необходимы

постоянная

стимуляция,

яркая

мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий,

включение

заданий

на

развитии.

Этим

учащимся

педагоги

обычно

уделяют

максимум

внимания

в

ущерб

остальным.

Ученики

1-й

группы

нуждаются

в

постоянном

текущем

повторении

и

закреплении

полученных

знаний.

Контроль

работы

учащихся

этой

группы

проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях

и облегчающие усвоение нового.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и

внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность,

добросовестность,

высокая

учебная

мотивация.

Им

необходимо

постоянное

ненавязчивое

внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство

познавательной

потребности,

эмоциональной

включённости,

мотивации

и

способности

к

регуляции своих действий. Учащимся, входящим в 3-ю группу, предоставлена наибольшая

самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на

усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний,

предлагаемые им работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся.

При этом перед учителем встают такие задачи:

*Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

*Стимулирование

учащихся

к

высказываниям,

использованию

различных

способов

выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

*Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать

наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

*Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно),

но и по процессу его достижения.

*Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы

работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

*Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику

проявлять

инициативу,

самостоятельность,

избирательность

в

способах

работы;

создание

обстановки для естественного самовыражения ученика.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока.

Этап

закрепления

изученного дает

самые

широкие

возможности

для

организации

индивидуальной

работы.

Процесс

закрепления

осуществляется,

с

одной

стороны,

через

закрепление

(понимание,

запоминание)

элементов

теории,

с

другой

стороны,

через

выполнение заданий практического характера.

Один

из

наиболее

эффективных

путей

реализации

индивидуальной

формы

организации

учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные

задания,

особенно

задания

с

печатной

основой,

которые

освобождают

учащихся

от

механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить

объем эффективной самостоятельной работы

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке

математике

на

этапе

закрепления

изученного

материала.

Они

предполагают

подбор

содержания учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности.

Используя

различные

способы

организации

деятельности

детей

и

единые

задания,

я

дифференцирую по:

1 . С т е п е н и

с а м о с т о я т е л ь н о с т и

у ч а щ и х с я ;

2 .

Х а р а к т е р у

п о м о щ и

у ч а щ и х с я ;

3. Форме учебных заданий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться

ученикам на выбор.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

Такой

способ

дифференциации

предполагает

следующие

виды

усложнения

заданий

для

наиболее подготовленных учащихся:

усложнение

математического

материала

(например,

в

задании

для

2-й

и

3-й

группы

используются двузначные числа, а для 1-й группы – однозначные);

увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й

группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 2 действия);

3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й группы выполняются

кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также

задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы.

Дополнительными

могут

быть

задания

на

смекалку,

нестандартные

задачи,

упражнения

игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде

карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на

печатной основе.

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для

разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под

руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычную

работу

организую

следующим

образом.

На

ориентировочном

этапе

ученики

знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые

дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания.

Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец,

фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё

одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают

затруднения

в

работе

(обычно

это

дети

1-й

группы,

т.е.

школьники,

с

низким

уровнем

обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится

фронтально.

Таким

образом,

степень

самостоятельности

учащихся

различна.

Для

3-й

группы

предусмотрена

самостоятельная

работа,

для

2-й

полусамостоятельная.

Для

1-й

фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне

им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они

могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

Такой

способ,

в

отличие

от

дифференциации

по

степени

самостоятельности,

не

предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся

сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения

в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных

заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц,

карточек-консультаций, записей на доске).

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде

подробной записи решения примера) и оформления;

справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц

длины, массы и т. п.;

наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема,

таблица и др.)

дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче,

указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

вспомогательные

наводящие

вопросы,

прямые

или

косвенные

указания

по

выполнению

задания;

начало решения или частично выполненное решение.

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы

оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой

стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень

важно, чтобы оценка была "справедливой" в глазах ребенка.

В своей работе использую, как правило, единую шкалу оценок, дифференцируя при этом

карточки по уровню сложности, т.е. исходя из "индивидуальной нормы" или "относительной

успешности" каждого ученика. Если ученик 1-й группы без ошибок выполняет задания 1-го

уровня - он получит "5", а вот наиболее продвинутые ученики должны выполнить без ошибок

задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае их работа будет оценена на "5".

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому

ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по

обязательным

учебным

программам,

предполагает

разумное

сочетание

фронтальных,

групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого

ученика.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд,

наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в

сотрудничестве,

метод

проектов,

игровые

технологии,

дифференцированный

подход

к

обучению, информационные технологии. Технология индивидуализированного обучения – это

такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная

форма обучения являются приоритетными.

Особо остановлюсь на технологии индивидуализированного обучения, где основной формой

работы ученика является системная самостоятельная работа. Причём не самостоятельная

работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения

учителем

нового

материала,

а

именно

самостоятельная

работа

по

изучению нового

незнакомого материала учениками без объяснения учителя. Таково понимание современного

системно-деятельностного

подхода

в

образовании,

который

является

главной

идеей

стандартов. Этодеятельностный подход в отношении ученика, а не учителя. Разработчики

новых

стандартов

утверждают,

что

мы

-

педагоги,

своими

прекрасными

объяснениями,

наглядностью,

презентациями убиваем

в

детях

главное

-

стремление

к

деятельности.

Результат налицо. Резкое падение количества учеников, обучающихся на «4» и «5» по мере их

взросления . И это по всей стране.

Дидактическая система, основанная на самостоятельной работе учеников существует

давно под названием «Технология индивидуализированного обучения» (ТИО). Она основана

на

простых

принципах. Изучение

нового

учебного

материала

учениками

без

объяснения

учителя. Ученик получает новый материал и начинает его изучать. Как проверить, усвоили ли

ученики новый материал, который изложен в учебнике, презентации, пособии. Для этого

необходимо, чтобы ученик одновременно с учебным материалом получал набор заданий. Не

просто

читать

учебник,

а

искать

в

нём

ответы,

как

выполнить

то

или

иное

задание.

Правильность выполнения заданий контролирует учитель. И если задание выполнено верно,

выдаёт

следующее

задание.

Если

допущена

ошибка,

то

учитель

помогает

эту

ошибку

исправить. На каждом этапе урока педагог имеет возможность видеть картину усвоения

каждым учеником каждого вопроса изучаемой темы. Ученик постоянно работает в «Зоне

ближайшего развития». Объяснять учебный материал возможно, но только не целому классу, а

группе учеников, не по всей теме, а по тому вопросу, в котором он не может разобраться сам.

Неизбежно следует, что каждый ученик работает в своём темпе и на своём уровне

трудности. И этот уровень трудности каждый ученик выбирает себе сам! А задача учителя -

организовать урок так, чтобы каждый ученик работал в наивысшем для него темпе. Научить

всех учеников одному и тому же за одно и то же время урока в принципе невозможно, так как

все дети разные.

Cамостоятельная работа учеников занимает в 1 и во 2 классе -10-15 минут, а в 3-4 классе до

25-35 минут. Мы должны стремиться к тому, чтобы задания давать ученикам разноуровневые.

По письменным предметам:

1 уровень - стандарты - репродуктивный

2 уровень - уровень учебника - с элементами сравнения и анализа

3 уровень - задания повышенной сложности - творческий

На

уроках индивидуализированного

обучения роль

учителя

изменяется.

Он

не

является

носителем и толкователем новой информации. Он является создателем и организатором

среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя - сделать так, чтобы работа

каждого

ученика

была

успешной,

чтобы

каждый

ученик

получал

удовольствие

от

преодолённой им трудности. Каждый ученик на уроке должен знать, сколько заданий он

должен выполнить на «5», «4», «3»и рассчитать свои силы. В каждый момент ученик должен

знать, как он выглядит по сравнению с другими учениками. Никто не хочет выглядеть хуже

других.

Учитель

тоже

должен

видеть,

кому

нужна

помощь,

как

обстоят

дела.

Ученики

непрерывно двигаются, подходят к учителю во время проверки задания, подходят к доске,

чтобы поставить крестик. Это, несомненно, влияет на их здоровье.

А на доске располагается таблица учёта. Это список класса и несколько колонок. Этих колонок

может быть по количеству заданий или всего 3. После проверки задания учителем или

выполнения компетентностно - ориентированного задания в виде ключа ученик ставит возле

своего имени крестик. На устных предметах ученики ставят крестик после выполнения всех

заданий определённого уровня. Это могут быть машинки,

подъём в гору, букет для мамы или

учительницы, можно наряжать ёлку и многое другое доступно в начальной школе. С каждого

урока с применением ТИО ученик уходит с оценкой! Причём эта оценка не зависит от

учителя. Сколько ученик сделал, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики,

зная, сколько им предстоит заданий для получения той или иной оценки, ставят себе цель, а в

конце

урока

выясняют,

достигли

ли

они

цели.

Так

формируется

адекватная

самооценка

личности.

Индивидуализация и

дифференциация обучения

помогает

ребёнку

познавать

себя,

преодолевать трудности, способствует саморазвитию и формированию положительной “Я –

концепции».

Пожелания учителям:

Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка

Обучая ребенка грамотному письму, ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его

ошибки.

Помните: нормой для ребенка является — не знать что-либо, не уметь, ошибаться.

Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно

выбранная вами методика работы с данным ребенком.



В раздел образования