Автор: Трунова Лариса Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское" НР РО
Населённый пункт: с. Покровское, Ростовская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: Работа над сонатами Д. Скарлатти на уроках фортепиано в старших классах ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Работа над сонатами Д. Скарлатти на уроках фортепиано в старших
классах ДМШ и ДШИ.
Трунова Лариса Владимировна ( преподаватель МБУ ДО «ДШИ с
Покровское» НР РО)
В развитии музыкального искусства XVII—XVIII столетий роль Италии
очень
велика.
Появление
к
исходу
эпохи
Возрождения
оперы,
кристаллизация во второй половине XVII века в ансамблевой и скрипичной
литературе концерта и сонаты (в ее «старинном», «доклассическом» виде),
зарождение в первых десятилетиях XVIII столетия оперы- буфф — все эти
важнейшие завоевания музыкального искусства возникли на итальянской
почве.
Развитие итальянской клавесинной школы XVIII столетия связано с
именами Доменико Скарлатти, Франческо Дуранте и других
клавесинистов. Произведения этих композиторов имеют родственные
стилевые черты, но масштабы дарования их авторов весьма
различны.
В
исторической
перспективе
итальянские
современники
и
сподвижники Д. Скарлатти кажутся не более как «исторической оправой» его
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
а
.
Доменико Скарлатти (1685—1757), сын знаменитого оперного композитора
Алёссандро
Скарлатти,
родился
в
Неаполе.Учился
он
у
отца,
Бернардо
Пасквини и Франческо Гаспарини. Уже в юности Скарлатти пользовался
известностью
как
клавесинист.
Его
игра,
по
свидетельству
одного
английского органиста, производила ошеломляющее впечатление, казалось,
будто
за
инструментом
сидела
«тысяча
чертей».
Молодой
итальянский
виртуоз
успешно
состязался
с
Генделем;
по
утверждению
некоторых
современников, он превзошел последнего в
искусстве игры
на
клавесине, хотя на органе пальма первенства осталась за «знаменитым
саксонцем».
Вторую половину жизни Скарлатти прожил вне пределов Италии, работая
придворным клавесинистом вначале в Португалии, затем в Испании. У него
были талантливые ученики, среди которых особенно выделился испанский
композитор Антонио Солер (1729—1783), автор интересных сонат для
к л а в и ш н ы х
и н с т р у м е н т о в .
Важнейшая часть творческого наследия Скарлатти — клавирные сонаты.
Он
писал
эти
сочинения
на
протяжении
всей
жизни. Первый
сборник,
опубликованный
в
1738
году,
снабжен
предисловием.
«Читатель,
—
говорится в нем, — кто бы ты ни был—дилетант или профессионал, не жди в
этих
композициях
глубокого
замысла;
это
лишь
затейливая
музыкальная
шутка,
цель
которой
—
воспитать
в
тебе
уверенность
в
игре
на
клавичембало… подойди к этим произведениям как человек, а не как критик,
и
т ы
у в е л и ч и ш ь
с в о е
у д о в о л ь с т в и е .
Б у д ь
с ч а с т л и в ! »
В этих строках заметен «галантный» стиль — сведение серьезного
творческого труда к «затейливой шутке». Но не следует понимать их
в прямом смысле. Произведения Скарлатти отнюдь не только «шутки», и
сам автор, разумеется, хорошо это осознавал. Содержание же и форма
в сочинениях Скарлатти представляют значительную новизну по
с р а в н е н и ю
с
и с к у с с т в о м
р о к о к о .
Связанная с итальянскими и испанскими народными истоками, музыка
многих сочинений Скарлатти пронизана солнцем, радостным восприятием
жизни, полна юношеского задора. В ней много светлого юмора, лишенного
какой-либо
горечи,
иронии.
При
всей
своей
«задористости»
она
полна
б о л ь ш о й
д у ш е в н о й
т е п л о т ы .
Указанные черты роднят сонаты Скарлатти с такими передовыми явлениями
итальянской
культуры,
как
опера-буфф
и
комедии
Гольдони.
Богатые виртуозными находками, появляющимися словно экспромтом,
произведения Скарлатти были подготовлены сочинениями импровизационно-
прелюдийного типа композиторов итальянской органно-клавирной школы
предшествующего
периода.
На
их
родство
указывает
и
наличие
в
произведениях великого клавесиниста полифонических моментов: имитаций,
канонов и других. Среди сонат Скарлатти есть и полифонические сочинения
в подлинном смысле слова, например так называемая «Кошачья фуга». Темой
ее как будто послужили звуки, возникшие оттого, что кошка прошлась по
к
л
а
в
и
ш
а
м
.
Виртуозные черты сонат Скарлатти связаны с педагогическим назначением
этих
сочинений.
Сам
автор
объединил
изданные
им
сонаты
названием
«Упражнения»
(«Essercizi»)
и
видел
в
них
средство
для
приобретения
«уверенности
при
игре
на
клавичембало».
Органично
сочетающие
технические
заданиясвысокохудожественным
содержанием,
эти
пьесы
принадлежат к наиболее ранним образцам так называемого художественного
этюда. Скарлатти не был одинок в своих опытах: Ими занимались в те
времена и другие итальянские клавесинисты, например Дуранте, который
н а з ы в а л
с в о и
с о ч и н е н и я
S t u d i o .
Зрелые сонаты Скарлатти становятся все более и более контрастными, в
них возникает несколько тем, различающихся по характеру, фактуре и в
тональном отношении (иногда, как и в классической сонате, эти тональные
сопоставления
подчиняются
тонико-доминантовым
отношениям).
Для того чтобы оценить значение Скарлатти в формировании сонатного
allegro,
достаточно
познакомиться
с
такими
образцами
его
сонат,кaкC-
d u r ’ н а я .
.
В этой Сонате есть уже отчетливое членение на три раздела: экспозицию,
разработку и репризу. Экспозиция содержит главную и побочную
партии,
контрастирующие
в
тональном
отношении
(типичное
для
классической сонаты сопоставление: в экспозиции — тоника — доминанта, в
репризе — тоника — тоника). Разработка контрастирует с крайними частями
своим драматическим характером. В ней используется материал экспозиции.
В период творческой зрелости у Скарлатти выявилась тенденция к
объединению сонат в группы по два, изредка по три произведения. Как
правило, композитор не указывал в рукописи на то, что ставил перед собой
такую творческую задачу. Он записывал одно за другим сочинения, имеющие
черты сходства, но предоставлял возможность исполнителю играть их либо
п о с л е д о в а т е л ь н о ,
л и б о
п о
о т д е л ь н о с т и .
Скарлатти объединял сонаты по принципу тонального сходства (общности
тоник, например минорную с одноименной мажорной), по контрастности в
размере
и
темпе
(чаще
всего
двухдольные,
менее
подвижные,
с
трехдольными
в
более
оживленном
движении).
Единству
парных
сонат
способствуют также тонко разработанные между ними тематические связи.
Нередко такая связь дана лишь в виде намека, как это можно обнаружить при
сопоставлении
начальных
мотивов
упоминавшейся Сонаты C-dur
и
предшествующей
ей
Сонаты
c-moll
.
А
иногда
тематизм
второй
сонаты
подготавливается тематизмом предшествующего ей сочинения совершенно
я в н о
( с м .
д в е
h - m o l l '
н ы е
с о н а т ы , К . 3 7 6 и К . 3 7 7 ) .
Орнаментика. Сонаты Скарлатти выделяются свежестью, нередко остротой
мелодического
и
гармонического
языка.
Как
и
в
пьесах
французских
клавесинистов, в них используется много украшений. Но если у Куперена
орнамент придает мелодии изысканную прихотливость, то у Скарлатти он
обычно усиливает шутливо-задорный тон музыки, подчеркивает характерные
места
в
мелодии
и
гармонии
(сильные
доли,
опорные
точки),
придает
музыкальной линии конструктивную ясность. Ввиду этого и отбор мелизмов
специфичен. Скарлатти применяет не столько украшения типа группетто,
сколько
форшлаги
и
трели.
Указанные
художественные
задачи
требуют
соответствующего
исполнения
мелизмов:
их
надо
играть
«упруго»,
темпераментно,
с
типичным
для
итальянцев
brio
(«с
огоньком»).
Относительно расшифровки украшений в своих сонатах Скарлатти не
оставил
никаких
указаний.
Спорным
у
него
является
иногда
вопрос
об
исполнении трели: следует ли ее играть с верхней вспомогательной или с
главной ноты? Судя по различным источникам, в Италии XVII веке трель
расшифровывали с главной ноты, но уже в трактатах 20-х годов XVIII
столетия ее предписывают играть по французскому образцу—с
верхней
вспомогательной. Имеются сведения, однако, что вопреки теории в первой
половине
XVIII
столетия
в
Италии
играли
трель
с
главной
ноты
( с в и д е т е л ь с т в о
Т а р т и н и ) .
Таким образом, как и в других спорных вопросах орнаментики, при
исполнении сонат Скарлатти следует всегда исходить из характера самой
музыки. Иногда трель с верхней вспомогательной звучит больше в стиле
Скарлатти, усиливая свойственный его музыке юмор, например в начале
Сонаты C-dur, но во многих случаях естественнее начинать ее с главной
ноты.
Гармония. От украшений, носивших название аччаккатура, ведут свое
происхождение терпкие, смелые для своего времени гармонии Скарлатти.
Некоторые из них предвосхищают остродиссонирующие созвучия музыки
XX века и порой даже близки к кластерам . В такого рода
гармонических «дерзостях» чувствуется сочный и колоритный язык
художника-новатора,
смело
обновлявшего
существовавшие
традиции
и
признававшего, как сам он говорил, «смысл музыки» высшим
критерием.
Большой интерес вызывает фактура
скарлаттиевских
сонат.
На
фоне
современных
им
клавирных
произведений
она
выделяется
своей
виртуозностью и во многом пролагает путь развитию фортепианного письма
эпохи классицизма конца XVIII — начала XIX столетия. От нее тянутся нити
и к творчеству композиторов последующего времени — Мендельсона, Листа,
Бартока, Прокофьева. Скарлатти обращался к самым разнообразным видам
клавирно
-фортепианного
изложения
—
пятипальцевым
фигурам;
последованиям из разложенных секунд, терций и других интервалов; гаммам,
арпеджио,
«цепочкам»
терций,
секст,
октав,
репетициям.
При
этом
все
перечисленные виды фактуры характерны для партий обеих рук и нередко
даются
в
имитационном
изложении,
что
типично
для
композиторского
м ы ш л е н и я
э п о х и
б а р о к к о
Особенно сильно Скарлатти развил в своих сочинениях технику скачков —
«перекрестных»,
а
также
в
партиях
одной
руки
.Скачки
способствуют
выявлению
энергии,
блеска,
размаха,
свойственных
многим
сочинениям
Скарлатти, свидетельствуют о стремлении композитора вырваться за пределы
узких рамок традиционного диапазона клавесинных пьес того времени.
Среди некоторой части исполнителей еще бытует односторонний интерес к
музыке Скарлатти: его наследие привлекает их прежде всего с точки зрения
различных виртуозных эффектов, которыми оно так богато. Иногда и
педагоги обращаются к сочинениям итальянского мастера лишь с целью
воспитания определенных качеств, недостающих ученикам,
и,
по
существу,
рассматривают
его
творчество
с
чисто
инструктивной
точки
зрения.
Такое отношение к Скарлатти глубоко ошибочно. В действительности это
один из выдающихся классиков, сочинения которого являются не
только исключительно полезной школой пианизма, но и заключают в
с е б е
с а м о б ы т н ы й ,
б о г ат ы й
м и р
худ оже с т в е н н ы х
о б р а з о в .