Автор: Жуганова Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское" НР РО
Населённый пункт: с. Покровское, Ростовская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: Инновации в образовании
Раздел: дополнительное образование
Инновации в образовании
(Жуганова Светлана Александровна, преподаватель фортепиано
МБУ ДО «ДШИ с. Покровское» НР РО)
«Инновации» - в переводе с английского языка это слово звучит как
использование
новых
умений,
способов,
форм,
которые
предполагают
минимальные
временные,
материальные,
интеллектуальные
ресурсы
для
получения желаемого результата.
Понятие «педагогические инновации» имеет схожий смысл, но узкую
область применения. В последнее время преобразования касаются не только
экономической жизни страны, но и интеллектуальной области (вузов, школ,
дошкольных
учреждений).
Инновации
в
образовании
Особенности
педагогических
инноваций.
А
что
такое
педагогические
инновации?
В
первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые
способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие
характеристики
разных
частей,
а
также
отдельных
компонентов
всей
системы.
Инновационные
процессы
в
образовании
связаны
с
поиском
и
освоением
новых
методов,
технологий,
средств,
программ.
В
подобной
деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс
образования,
переосмысление
их
важности
и
значимости.
Особое
место
отводится
организации
взаимодействия
между
педагогами
и
учениками,
изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания. ярмарка
педагогических инноваций.
Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности,
е ё
о р г а н и з а ц и и
и
у п р а в л е н и и инновационными
процессами,
обеспечивающими
трансформацию
новых
знаний
в
востребованные
обществом
новшества
как
на коммерческой
основе
(коммерциализация
результатов научно-технической
и творческой
деятельности) ,
т а к
и
некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).
Инновационный потенциал педагога» - это совокупность социокультурных и
творческих
характеристик
личности
преподавателя,
определяющая
готовность совершенствовать собственную педагогическую деятельность.
Е.В. Колесникова представляет инновационный потенциал учителя как
«социально-психологическую
установку
на
нетрадиционное
разрешение
противоречий объективной педагогической реальности».
Нельзя
обойти
и
точку
зрения
Е.В.
Попова,
который
трактует
инновационный
потенциал
учителя
как
«интегральную
характеристику
профессионально-личностных качеств, включающих творческую мотивацию,
активность,
способность
к
самореализации
в
условиях
различных
нововведений,
профессиональную
и
методологическую
компетентность,
которые позволяют эффективно реализовывать новые представления, идеи,
подходы в различных видах педагогической, инновационной деятельности».
Определённый вклад в разработку данного понятия вносит Е.А. Пагнаева.
Она
определяет
инновационный
потенциал
учителя
как
«интегральную
профессионально-личностную
характеристику,
в
которой
отражается
совокупность
реализуемой
в
ходе
педагогической
деятельно сти
инновационных
знаний,
умений,
опыта
и
резервных
мотивационно-
ценностных аспектов интеллектуальных способностей и представляемых
организацией возможностей применения инноваций в педагогическом труде»
Взгляды
этих
исследователей
на
сущность
инновационного
потенциала
позволяют
сделать
заключение,
что
он
является
сложным
личностным
образованием, в нём отражено наличие комплекса знаний, умений и навыков,
мотивации, творческой активности учителя. Общим в представлении ученых
является
то,
что
многосторонний
характер
рассматриваемого
понятия
позволяет педагогам успешно осуществлять инновационную деятельность,
целенаправленные
преобразования
в
области
обучения
и
воспитания
учащихся. Принципиально важным в этих определениях является то, что в
них подчеркивается направленность потенций учителя на их реализацию в
практике образования.
Необходимым
условием
реализации
инновационной
деятельности
педагога является умение снимать инновационные барьеры.
Новое
педагогическое
мышление
не
является
психологиче ски
безболезненным
процессом.
В
нем
наблюдается
явление
действия
антиинновационных барьеров. Внешне эти барьеры проявляются в защитных
высказываниях, которые удерживают стереотипы педагогического
менталитета. И. Бех определяет такие: "Это у нас уже есть", «Это у нас не
выйдет».
Д е й с т в е н н ы м
с п о с о б ом
ко н с т р у к т и в н о го
п р е о д о л е н и я
антиинновационного
барьера
является
механизм
о бе с п еч е н и я
психологической
стойкости
личности.
Психологическая
стойкость
определяется как способность сохранить и использовать ценные моменты
педагогического опыта как необходимой основы предлагаемых инноваций,
так и стремления изменить существующую педагогическую ситуацию.
В качестве основного механизма обеспечения психологической стойкости
педагога выступает личностная синтезирующая рефлексия, видоизменяющая
всю шкалу ценностей личности и создающая систему новых жизненных
ориентиров
в
критической
для
нее
ситуации.
Рефлексия
стимулирует
осмысление
и
осознание
проблемной
ситуации,
определяет
личностный
смысл того или другого события.
Рефлексия в инновационной деятельности связана с процессом творчества.
Она
сочетает
в
себе
построение
умственных
заключений,
обобщений,
аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, напоминание и
решение проблем.
Таким
образом,
педагогическая
готовность
к
инновационной
деятельности
обеспечивается:
личностным
и
профессиональным
совершенствованием
педагога,
работой
со
своим
внутренним
"Я",
педагогической
верой
в
неповторимую
индивидуальность
обучающегося,
желанием помогать ему в развитии.
Еще
совсем
недавно
ученые
придавали
педагогической
инноватике
приоритетное
общественное
значение.
Например,
Н.Р.
Юсуфбекова
под
педагогической
инноватикой
предложила
понимать
учение
о
создании
педагогических
новшеств,
их
оценке
и
освоении
педагогическим
сообществом
и,
наконец,
использовании
и
применении
на
практике.
В
современной
педагогике
такое
понимание
противоречит
получившей
в
последние
годы
развитие
личностно
ориентированной
парадигме,
повышающей роль субъекта в проектировании своего образования. С данной
точки зрения нецелесообразно механически переносить в область педагогики
аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве
или
производстве.
Учитывая
человеко-ориентированную
сущность
современной педагогики, мы определили объект и предмет педагогической
инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых,
а
с
позиции
условий
обновления
их
образованиям,
происходящего
с
их
участием.
Это
главный
принцип
гуманистически
ориентированной
педагогической инноватики.
Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело
с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги.
Все
остальные
изменения
–
модернизация
образования,
изменение
продолжительности
среднего
или
высшего
образования,
доступ
школ
к
интернету
–
это
только
средства,
которые
могут
приводить
к
главной
педагогической миссии – прогрессивным личностным изменениям учащихся
и педагогов.
Педагогическая
инноватика
направлена
на
выполнение
обще-
человеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и
личности
на
изменение
системы
образовании,
но
и
необходимостью
педагогического
обеспечения
связи
прошлого
и
будущего.
Связь
времен,
прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в т.ч. и
образовательной.
Эта
связь
не
есть
простая
передача
прошлого
опыта
будущим
поколениям,
образовательный
процесс
всегда
сопровождается
внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая
инноватика, выполняя тем самым функцию педагогической связи времен.
Учитывая
изложенное,
сформулируем
следующее
определение.
Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности
возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов
образования,
а
такте
обеспечивающая
связь
педагогических
традиций
с
проектированием будущего образования.
Из
данного
определения
вытекает
главная
цель
педагогической
инноватики
–
научно
обосновать
и
обеспечить
непрерывное
изменение
образования
в
интересах
его
приближения
к
реализуемой
сущности
образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической
связи времен.
Можно считать, что педагогическая инноватика отвечает за характер
изменения образовании во времени. Именно изменения в образовании, а не
само
образование
являются
предметом
исследования
в
педагогической
инноватике. Причем изменение рассматривается во всей его полноте – от
выявления причин естественно происходящих в образовании изменений до
искусственного
проектирования
и
внедрения
педагогических
новшеств,
обнаружения закономерностей инновационных процессов.
Инновации принято классифицировать но ряду признаков в соответствии с
той ролью, которую они играют в развитии экономической системы. С учетом
основных признаков классификации определены типы инноваций. Поскольку
некоторые
признаки
частично
перекрывают
друг
друга,
отдельные
типы
инноваций, выделенные по тем или иным признакам, иногда дублируют друг
друга. Охарактеризуем наиболее существенные виды инноваций.
По значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить
па базисные (радикальные), улучшающие и псевдоинновации.
Базисные (радикальные) инновации — это продукты, процессы или услуги,
обладающие
либо
ранее
неизвестными
свойствами,
либо
известными,
но
значительно
улучшенными
характеристиками
по
производительности
или
цене.
Радикальные
инновации
создают
такие
значительные
изменения
в
процессах,
продуктах
и
услугах,
что
приводят
к
трансформации
существующих рынков и отраслей или создают новые рынки и отрасли.
Улучшающие
инновации представляют
собой
изменения,
во
многом
предопределенные существующими знаниями, продуктами и технологиями,
но
дающие
существенное
усовершенствование
базисных
продуктов
и
процессов.
К
ним
относятся
совершенствование,
интенсификация
существующих
технологических
процессов.
Осуществляется
за
счет
реконструкции
и
технического
перевооружения.
Большинство
новинок
—
модификация уже выпускаемых компаниями товаров.
К несущественным видоизменениям продуктов и технологических процессов
(так называемые псевдоинновации) можно, например, отнести:
1) незначительные технические или внешние изменения в продуктах,
оставляющие
неизменными
конструктивное
исполнение
и
не
оказывающие заметного влияния на параметры, свойства и стоимость
изделия, а также входящие в него материалы и компоненты;
2) расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства
не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на
рынке
продуктов
с
целью
удовлетворения
текущего
спроса
и
увеличения доходов предприятия.
П о причинам
возникновения инновации можно разделить па реактивные и
стратегические.
Реактивная
— это
инновация,
обеспечивающая
выживание
фирмы
как
реакция
на
нововведения,
осуществленные
конкурентом,
т.е.
реактивную
инновацию фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в
состоянии вести борьбу на рынке.
Стратегическая — это инновация, внедрение которой носит упреждающий
характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
П о времени выхода на рынок выделяют инновации-лидеры и инновации-
последователи.
По предмету и сфере приложения инновации делятся на:
— инновации-процессы
— новая
технология
производства,
более
высокий
уровень
автоматизации,
новые
методы
организации
производства и новые управленческие процессы;
— продуктовые
инновации
— получение
принципиально
новых
функций
при
применении
новых
материалов,
полуфабрикатов
и
комплектующих (принципиально новые продукты);
— рыночные
инновации
— инновации, открывающие новые сферы
применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт па
новых рынках.
По степени новизны используемых открытий имеют место:
— инновации, созданные на основе новых открытий;
— инновации,
созданные
в
результате
использования
известных
явлений для
повышения
эксплуатационных
характеристик
ранее
изобретенного.
По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются новые изделия
для:
отрасли в мире;
отрасли в стране;
данного инновационного предприятия (группы предприятий).
По степени новизны продукта или процесса. Понятие новизны инновации
может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в
случае абсолютной новизны продукта или процесса либо только к некоторым
элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта
или процесса. С этих позиций выделяют:
базисные
инновации, относящиеся
к
принципиально
новым
продуктам;
у л у ч ш а ю щ и е
и н н о в а ц и и , касающие ся
з н ач и т е л ь н о го
усовершенствования существующих продуктов, а также инновации,
связанные
с
внедрением
новых
или
в
значительной
степени
усовершенствованных методов производства.
Очевидно,
что
значимость
в
экономическом
развитии
инновационного
продукта или процесса определяется степенью их новизны.
П о характеру
удовлетворяемых
потребностей инновации
могут
быть
ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые
потребности.
По роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие
инновации. Основные
продуктовые инновации
создают
новые
рынки
и
о т р а с л и , д о п ол н я ю щ и е
п р оду кто в ы е
— расширяют
рынок
в
соответствующих
областях. Основные
технологические инновации
составляют
базис
крупных
технологических
систем, дополнительные
технологические — развивают имеющиеся базисные технологии.
По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие
фундаментом
для
новой
отрасли,
производящей
однородный
продукт,
и
инновации,
нашедшие
применение
во
всех
отраслях
и
сферах
народного
хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом:
например, производство ЭВМ и автоматизация различных процессов.
П о направленности
воздействия
на
процесс
производства инновации
подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие.
Расширяющие инновации
нацелены
на
более
глубокое
проникновение
в
различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций. Например, от
ограниченного
использования
больших
ЭВМ
к
массовому
применению
персональных компьютеров.
Рационализирующие инновации по сути близки к улучшающим.
Замещающие инновации служат для замены одних (старых) продуктов или
технологий другими (новыми), предназначенными выполнить те же функции
(переход от линейной телефонной связи к сотовой).
По способу создания разработки инновации подразделяют:
на собственные — разработанные силами данного предприятия;
совместные — разработанные совместно с другими организациями;
приобретенные разработаны внешними силами.
П о областям
применения выделяют
технические,
технологические,
управленческие,
организационные,
информационные,
социальные,
экологические инновации.
Рассмотрим
некоторые
виды
инноваций,
различающихся
по
областям
применения:
технические появляются,
как
правило,
при
совершенствовании
технической
базы
производства
продуктов
(реакторы,
смесители,
грануляторы);
технологические возникают
при
применении
более
совершенных
способов изготовления продукции;
организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами
оптимальной
организации
производства,
транспорта,
сбыта
и
снабжения;
информационные решают
задачи
организации
рациональных
информационных
потоков
в
сфере
научно-техниче ской
и
инновационной
деятельности,
повышения
достоверности
и
оперативности получения информации;
социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем
здравоохранения, образования, уровня культуры производства;
в области
защиты
окружающей
среды инновации направлены на
предотвращение
или
снижение
негативного
воздействия
на
окружающую среду.
Инновационные процессы многообразны и различны но своему характеру.
Классификация (типизация) инноваций по ряду основополагающих признаков
позволит:
определять
их
результативность
и
направления
инновационного
процесса;
конструировать
экономические
механизмы
разработки
и
внедрения
инноваций
и
организационные
формы
управления
инновационными
процессами в зависимости от преобладающего типа инноваций;
выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления,
адекватные
особенностям
каждого
инновационного
процесса,
который
определяется типом инноваций;
осуществлять
"привязку"
к
типу
инноваций
тот
или
иной
тип
инновационной стратегии (тип инновационной стратегии зависит от
преобладающего типа инноваций);
определить положение, формы реализации и продвижения инноваций
на
рынке,
которые
также
будут
неодинаковы
для
различных
типов
инноваций.
Нововведения
требуют
значительных
затрат
ресурсов.
Целесообразность
вложения
средств
в
инновационный
проект
определяется
оценкой
его
эффективности.
Инновации ДШИ
Инновации
в
ДШИ
относятся
к
организации
работы
школы,
обновлению материально-технической базы. Также инновации затрагивают
образовательный
процесс
—
создаются
новые
методы
в
преподавании,
формы и возможности для творческой деятельности.
Для занятий музыкой разработаны нотные редакторы, музыкальные
конструкторы. Созданы программы, позволяющие воспроизвести звучание
клавишных, струнных, духовых, ударных инструментов, записать партии для
разных голосов, отредактировать и распечатать партитуры. Особенностью
современного искусства также является комбинация искусства и технологий.
Например,
видеоарт
—
сочетание
возможностей
видеотехники
и
компьютерных технологий; саунд-арт — сочетание акустических, культурных
и
компьютерных
возможностей.
Знакомство
воспитанников
ДШИ
с
современными
видами
искусства
способствует
развитию
критического
мышления, восприятия, позволяет раскрыть творческий потенциал и выявить
одаренных детей. Современные инновации художественно-образовательного
процесса.
В
современном
художественно-образовательном
процессе
совмещаются теоретические и демонстрационные материалы: видеоролики,
фильмы, презентации и пр. Техники, жанры, в которых выполнены картины
изобразительного искусства обсуждаются
предметно
с
использованием
видеопроекторов
или
ПК.
Внедряется
использование 3D-моделирования по рисункам и эскизам детей. В старших
классах ДШИ возможна реализация коллективного творчества, где каждый
участник вносит свой вклад в создание общего художественного продукта.
Пример: создание модели комфортной среды для одного из районов города с
парком,
домами,
дорогами,
спортивными
и
детскими
учреждениями,
магазинами и пр.
Инновационные
педагогические
технологии
Инновационные
технологии
в
педагогике
меняют
содержание
воспитательного
и
образовательного
процессов,
делают
преподавание
более
эффективным.
Педагогические технологии Инновационные технологии в дополнительном
образовании
детей:
Дифференцированное
(разноуровневое)
и
индивидуальное обучение. Практикуется личностный подход к обучению с
учетом способностей и интересов каждого ребенка, это повышает мотивацию
к
творчеству,
удовлетворенность
результатом,
усиливает
доверие
между
учащимися
и
учителем.
Проектное
обучение.
Каждый
учащийся
разрабатывает проект, который защищает в конце учебного года. В этом
случае все занятия в течение года связаны одной темой, а промежуточные
результаты становятся частями проекта. Междисциплинарные, гибридные
занятия.
Например,
рисование
под
музыку;
музыкальные
занятия
с
элементами
театра,
перформанса
и
пр.
Использование
компьютерных
технологий для контроля знаний. Преподаватель создает текстовый или с
анимационными
вставками
интерактивный
опросник.
Примеры
тем
для
тестов,
к
которым
могут
быть
применены
новые
информационные
технологии: русская живопись; жанры и школы изобразительного искусства;
биографии художников, поэтов, писателей, музыкантов; шедевры мирового
искусства и пр.
Программа
инновационной
деятельности
разработана
с
учетом
стандартов
дополнительного
образования,
утверждена
и
обозначена
в
паспорте программы развития ДШИ для мониторинга и оценки результатов.
Профессиональная компетентность педагога-инноватора
Реализация моделей педагогической системы формирования готовности
к
инновационной
деятельности
в
основном
осуществлялась
через
«обогащение
содержания
дисциплин
педагогического
цикла
знаниями
из
области
педагогической
инноватики»
или
введение
«спецкурсов»
и
активизацией процесса формирования «активными методами обучения».
В настоящее время в педагогике рассматривается преимущественно
п о н я т и е
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
ком п е т е н т н о с т и
ка к
р е з ул ь т а т а
профессиональной
подготовки
и
образовательной
компетентности
как
качественно
нового
подхода
к
содержанию
образования,
который
характеризуется
тесной
связью
с
жизнью,
будущей
профессиональной
деятельностью и ориентируется на предоставление личности способности
выполнять
различные
виды
деятельности.
В.А.
Сластенин
рассматривает
понятие профессиональной компетентности педагога и раскрывает структуру
профессиональной компетентности учителя через педагогические умения.
«Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство
его
теоретической
и
практической
готовности
к
осуществлению
педагогической деятельности и характеризует его профессионализм». На наш
взгляд, данное понятие компетентности содержит очень важный компонент-
готовность
к
осуществлению
деятельности,
то
есть
данное
понятие
применимо и к любой другой деятельности специалиста. Таким образом,
понятие профессиональной компетентности специалиста можно определить
как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению
соответствующей деятельности.
В соответствии роду занятий и научным интересам исследователями
наряду
с
«профессиональной
компетентностью»
разрабатываются
такие
категории,
как
«социальная
компетентность»,
«коммуникативная
компетентность»,
«информационная
компетентность»
и
т.д.
Существуют
разные точки зрения о соотношении данных категорий. Согласно одним, эти
компетентности входят в структуру профессиональной, согласно другим -
профессиональная компетентность содержит социальную, коммуникативную,
информационную и т.д. Понятие «инновационная
компетентность»
(Л.О.
Кочешкова)
рассматривалась
с
точки
зрения
руководителя
средней
общеобразовательной
школы
в
структуре
его
профессиональной
компетентности.
В
докторском
исследовании
Л.В.
Шкериной.
рассматривается
понятие
«инновационная
педагогическая
компетентность»
студентов
педагогического
вуза.
Она
понимает
её
как
комплекс компетентностей:
-
ключевых
(информационная,
коммуникативная,
общеучебная,
диагно стиче ская,
прогно стиче ская,
а н а л и т и ко - р е ф л е кс и в н а я ,
исследовательская);
- инновационных базовых (в сфере воспитания, развития и просвещения
детей и родителей);
-
инновационных
специальных
(в
сфере
предметной
и
межпредметной
подготовки учащихся).
Авторы
«Стратегии
модернизации
содержания
общего
образования»
считают:
-
компетентность
объединяет
в
себе
интеллектуальную
и
навыковую
составляющие образования;
-
понятие
компетентности
включает
не
только
когнитивную
и
операциональнотехнологическую
составляющие,
но
и
мотивационную,
этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения
(знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;
- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания,
умения,
опыт
и
способы
поведения
в
условиях
конкретной
ситуации,
конкретной деятельности;
- в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания
образования, формируемого от результата («стандарт на выходе»);
-
компетентности
формируются
не
только
в
процессе
обучения
в
образовательном учреждении, но и под воздействием окружающей среды.
В
последние
годы
среди
теоретико-методологических
подходов
в
педагогике все чаще называют компетентностный подход. Так, Э.Ф. Зеер и
И.А.
Зимняя
считают,
что
«предтечами
компетентностного
подхода»
в
отечественной педагогике были В.В. Давыдов, В.В. Краевский,
Г.П.Щедровицкий
и
их
последователи.
Они
в
своих
трудах
стремились
реализовать
идею
построения
содержания
образования
на
основе
реконструирования
модели
деятельности.
Компетентностный
подход
находится
в
стадии
становления,
существуют
разные
его
определения.
Компетентностный подход определяется как:
-
вид
содержания
образования,
который
не
сводится
к
знаниево-
ориентировочному
компоненту,
а
предполагает
целостный
опыт
решения
жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть относящихся ко многим
социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций;
- подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в
качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а
способность человека действовать в различных проблемных ситуациях;
- постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с
преимущественной
трансляцией
знаний,
формированием
навыков
на
создание
условий
для
овладения
комплексом
компетенций,
означающих
потенциал,
способности
выпускника
к
выживанию
и
устойчивой
жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-
политиче ского,
рыночно-экономиче ского,
информационного
и
коммуникационно насыщенного пространства;
- приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость,
самоопределение,
самоактуализацию,
социализацию
и
развитие
индивидуальности.
Компетенция
в
понимании
Б.И.
Канаева:
«Идеализированное
и
нормированное
представление
о
требованиях
к
тому
или
иному
виду
человеческой деятельности, с которыми должны сопоставляться фактические
показатели образующейся личности, осваивающей данный опыт» . Разводя
два понятия, можно считать, что компетенция — это, условно говоря, то, к
чему
следует
стремиться
в
том
или
ином
виде
деятельности,
а
компетентность
—
то,
что
достигнуто
в
этом
направлении.
И
если
компетентность
является
качественной
характеристикой
формирующейся
личности
(некий
результат
образовательных
достижений
человека),
то
компетенция
—
круг
вопросов,
отражающих
сущностные
позиции
требуемого качества, нормативное содержание признаков какого-либо опыта
человеческой деятельности в его целостном представлении.
В нашем исследовании цель применения компетентностного подхода
состоит
в
обеспечении
качества
подготовки
будущего
педагога
к
его
профессиональной
функции
-инновационной
компетентности
в
сфере
образования.
Компетентностный
подход
даст
возможность
разработать
инновационную
компетентность
будущего
педагога,
которая
еще
больше
мобилизует
студентов
в
системе
образования
и
расширит
возможности
трудоустройства
молодых
специалистов.
Инновационная
компетентность
предполагает
владение
специалистом
исследовательской,
стратегической,
креативной,
системообразующей,
коммуникативной
компетенциями.
Все
представленные
компетенции
являются
структурными
компонентами
инновационной
компетентности,
но
с
различным
содержательным
наполнением.
Именно данный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты
процесса подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в
системе образования, так как:
-
проявляется
как
обоснование
содержания
образования
в
ответ
на
изменяющуюся социально-экономическую реальность;
-
является
обобщенным
условием
способности
человека
эффективно
действовать за пределами учебных ситуаций;
- характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные
от тех, в которых компетентность изначально возникла;
-
предполагает
готовность
к
совместной
деятельности
в
условиях
внутригрупповой и межгрупповой конкуренции;
- формирует способность принимать решения под внешним давлением в
условиях ограниченного времени;
- формирует способность принимать на себя ответственность за результаты
проведения своих решений в жизнь и др.
Структура
содержания
компетентностного
становления
личности
обусловливает
и
алгоритм
моделирования.
Б.И.
Канаев
предлагает
следующий алгоритм:
1. Определить границы опыта человеческой деятельности, познаваемого в
конкретном
образовательном
процессе
(систему).
Сформулировать
его
содержательную характеристику.
2. Определить круг компетенций, которые характеризуют качество данного
опыта
человеческой
деятельности
(подсистемы).
Сформулировать
их
содержательные характеристики как некие сферы познания опыта.
3. Рассмотреть каждую компетенцию с позиций ее элементного состава,
характеризующего основы содержания любого образовательного процесса:
- с позиций знаний, добытых обществом;
- с позиций известных способов деятельности;
- с позиций возможностей творчества в рамках данной компетенции;
- с позиций опыта отношений к миру в этих же рамках.
4. Наполнить каждый элемент компетенции признаками их качества.
Инновационная
компетентность
является
следствием
личностно-
ориентированного обучения, поскольку относится к личности обучающегося
и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса
действий.
Содержание образования при этом из модели, созданной объективно,
для
объекта
образования
превращается
в
«живое»
знание,
которое
принадлежит индивидуальности обучающегося.
В
настоящее
время
при
формировании
различных
компетентностей
ориентация
направлена
в
основном
на
поиск
активных
методов
и
форм
обучения. Анализ исследований позволяет сделать вывод, что в настоящее
время имеется большой выбор активных форм обучения в вузе, в том числе и
так называемое «обучение в сотрудничестве». Кроме того, исследователь
инноваций
в
мировой
педагогике
М.В.
Кларин
видит
будущее
«в
моделируемой
практике»,
позволяющей,
по
его
мнению,
«прорабатывать
смысловые ориентиры», тем самым задействовать в обучении то, что обычно
ускользает
от
внимания
и
что
при
выявлении
становится
«почвой»
для
обновления
(и
разработки
нового)
конкретного
образовательного
инструментария.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что компетентностный
подход
сочетает
естественным
образом
идеи
общепрофессионального
и
личностного
развития;
компетенции
рассматриваются
как
сквозные,
метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так
и
интеллектуальные,
коммуникативные,
креативные,
исследовательские,
методологические,
мировоззренческие
и
другие
умения,
что
полностью
соответствует важнейшим задачам подготовки будущих педагогов.
Инновационная
компетентность
входит
в
структуру
профессиональной
компетентности
педагога
и
состоит
их
таких
компонентов:
ценностно-
мотивационного,
содержательного,
операционно-деятельностного,
рефлексивного,
однако
содержательное
наполнение
каждого
компонента
понятия
«инновационная
компетентность»
для
педагогов
нуждается
в
уточнении и детализации.
Инновационный процесс базируется на ряде оснований, среди которых
свое место занимает человек и те возможности, которыми он располагает в
данных условиях, на данном этапе развития. Изучение этих потенциальных
возможностей актуально особенно в свете ориентации нашей страны на ее
модернизацию, невозможную без инноваций. Творческий потенциал человека
рассматривается
в
контексте
современного
социально-экономического
и
социально-культурного развития социума. Потенциал
человека - многоаспектная проблема.
При
учете
значимости
всех
аспектов
центральное
место
уделено
анализу угроз функционированию и развитию человеческого потенциала и
возможным путям их снятия.
Как можно в содержательном смысле определить понятие «творческий
потенциал
человека»?
В
современной
философской
антропологии
это
понятие
определяется
как
совокупность
качеств
человека,
которые
определяют возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
При этом по мнению ряда исследователей, занимающихся проблематикой
потенциала
человека,
его
функционирование
и
развитие
обладает
рядом
закономерностей.
Так,
как
полагают
О.Л.
Краева,
О.Н.
Шумакова,
можно
выделить
следующие закономерности.
Во-первых, функционирование и развитие потенциала осуществляется
как взаимодействие человека и объективных условий его жизни. Во-вторых,
функционирование
и
развитие
потенциала
осуществляется
как
взаимодействие человека и других людей. В-третьих, ведущими законами
самосозидания
человека
выступают
законы
возвышения
потребностей
и
соревнования способностей. В-четвертых, развитие потенциала и развитие
личности
происходит
в
творчестве.
В-пятых,
в
основе
самосозидания
человека
можно
видеть
тенденцию
к
высвобождению
потребности
и
способности как сущностных сил человека. В-шестых, доступность культуры
для
личности
определяется
социализацией
собственности
и
человека,
индивидуализацией присвоения культурных богатств.
Иными словами, если развитие потенциала и развитие самой личности
происходит в творчестве, то творческое бытие выступает как тождественное
действительной свободе. Соответственно развитие творческого потенциала
человека
является
путем
смягчения
наличных
отчужденных
состояний
и
развития
действительной
свободы.
Однако
ввиду
многофакторности,
известной конфликтности социального развития, нарастающей сложности
цивилизации
на
этом
пути
есть
ряд
препятствий,
угрожающих
функционированию
и
развитию
творческого
потенциала
человека.
Эти
препятствия,
на
наш
взгляд,
обусловлены
определенным
уровнем
и
состоянием
современной
человече ской
цивилизации,
а
т ак же
господствующей в мире сегодня формацией.
Как показано А.В. Бузгалиным, ключевая проблема в этом смысле
(проблема прогресса человеческого сообщества в XXI веке) - это проблема
освобождения
творческой
деятельности
от
форм,
навязанных
в
превращенных
секторах
(фиктивный
капитал,
бюрократизм,
массовая
культура) и освобождение ресурсов для прогресса креатосферы, то есть мира
культуры, общедоступной творческой деятельности. В свою очередь, как
полагает А.В. Бузгалин, превращение креатосферы в социальную основу
прогресса (курсив А.Б.) повлечет за собой еще ряд процессов. Первый -
качественные изменения в самом материальном производстве, сделав его
«слугой» мира сотворчества. Второй - превращение пространства и времени
формирования
творческого
потенциала
личности
и
создания
культурных
ценностей
в
основные
сферы
жизнедеятельности
всех
членов
общества
(курсив
А.Б.).
Третий
-
развертывание
социального
творчества
как
общедоступной
(всеобщей)
общественной
формы
развития
креатосферы.
Четвертый
-
выдавливание
«превратного»
сектора
и
выход
из
тупика
«общества услуг».
Общество
способно
сделать
человека
и
его
творческий
потенциал
основным источником собственного дальнейшего движения. Дело лишь в
смягчении/устранении противоречия между требованиями, предъявляемыми
к
субъекту
(креативность
и
нравственность)
и
сложившейся
системой
социальных отношений (прежде всего, производственных). А путь смягчения
этого противоречия в развитии креатосферы, сферы, в которой создаются
культурные ценности и идет процесс формирования и развития человека как
свободной и всесторонней личности.
Критерии
педагогических
инноваций
Эффективность
инноваций,
формирование
инновационной
направленности
развития
педагогических
систем
любого
уровня
предполагает оценку развития инновационного процесса с использованием
определенного инструментария, системы критериев. Отталкиваясь от опыта
некоторых
исследователей,
(М.
С.
Бургин…2009),
выделяют
следующие
критерии
педагогических
новшеств
и
их
последовательность:
новизна,
оптимальность,
высокая
результативность,
возможность
творческого
применения инновации в массовом опыте.
Основной критерий инновации - «новизна», позволяющий оценить, как
научные педагогические исследования, так и передовой педагогический опыт.
В этой связи для учителя, который желает включиться в инновационный
процесс, очень важно определить, в чем состоит суть предлагаемого нового,
каков уровень его новизны. Для одного это может быть реально новое, для
другого оно таковым может не оказаться. Поэтому необходимо подходить к
включению
педагогов
в
инновационную
деятельность
с
учетом
добровольности,
учетом
особенностей
личностных,
индивидуально-
психологических
характеристик.
Выделяют
несколько
уровней
новизны:
абсолютную,
локально-абсолютную,
условную,
субъе кти вн у ю,
отличающуюся степенью известности и областью применения
Следующий критерий - «оптимальность» определяет затрату сил и средств
педагогов и учащихся для достижения результатов. Разные педагоги могут
добиваться
одинаково
высоких
результатов
при
разной
интенсивности
собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс
педагогической
инновации
и
достижение
высоких
результатов
при
наименьших
физиче ских,
умственных
и
временных
з ат р ат а х
свидетельствуют об оптимальности инновации.
Критерий «результативность» означает определенную устойчивость и
достижимость
положительных
результатов
в
деятельности
педагогов.
Слагаемые
критерия:
технологичность
в
измерении,
наблюдаемость
и
фиксируемость
результатов,
однозначность
в
понимании
и
изложении
позволяют
данный
критерий
использовать
в
оценке
значимости
новых
приемов, способов обучения и воспитания
Критерий
«возможность
творческого
применения
инновации
в
массовом опыте» трактуется как критерий оценки педагогических инноваций.
В
действительности,
если
ценная
педагогическая
идея
или
технология
остается
в
рамках
узкого,
ограниченного
применения,
обусловленного
особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой
деятельности
учителя,
то
вряд
ли
в
данном
случае
можно
говорить
о
педагогическом новшестве.
На начальном этапе внедрения возможность применения инноваций в
массовом
педагогическом
опыте
сначала
подтверждается
в
деятельности
отдельных педагогов, а после апробации и объективной оценки они могут
быть рекомендованы к массовому внедрению.
Знание перечисленных выше критериев и умение их использовать при
оценке
педагогических
инноваций
создают
основу
для
педагогического
творчества.
Анализ
специальной
литературы
и
опыт а
д е я т е л ь н о с т и
образовательных
учреждений
говорит
о
недостаточной
интенсивности
внедрения
педагогических
новшеств
в
практику
педагогической
деятельности. Можно выделить как минимум две причины нереализованных
педагогических инноваций:
-
первая
причина
-
инновации,
как
правило,
не
проходят
необходимой
профессиональной экспертизы и апробации;
- вторая причина - внедрение педагогических инноваций предварительно не
было подготовлено ни в организационном, ни в техническом, а самое главное,
в личностном, психологическом отношении.
Четкое
представление
о
содержании
и
критериях
педагогических
инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным
учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и
прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз
приводила
к
тому,
что
рекомендованное,
чаще
сверху,
нововведение
по
прошествии
непродолжительного
времени
забывалось
или
отменялось
административным
приказом
и
распоряжением
(Сластенин
В.А…2013).
Одной из основных причин подобной ситуации является «…отсутствие в
школах
инновационной
среды
-
определенной
морально-психологической
обстановки,
подкрепленной
комплексом
мер
организационного,
методического,
психологического
характера,
обеспечивающих
введение
инноваций
в
образовательный
процесс
школы.
Отсутствие
такой
инновационной
среды
проявляется
в
методической
неподготовленности
учителей,
в
их
слабой
информированности
по
существу
педагогических
нововведений»
Наличие
благоприятной
инновационной
среды
в
педагогическом
коллективе
снижает
«коэффициент
сопротивления»
п ед а го го в
нововведениям,
помогает
преодолеть
стереотипы
профессиональной
деятельности.
Инновационная
среда
находит
реальное
отражение
в
отношении учителей к педагогическим инновациям
.
Современный мир - это быстро изменяющаяся динамичная система.
Каждый
элемент
этой
системы
представляет
собой
важное
звено,
от
состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких
важных
звеньев
является
современная
школа,
которая
сочетает
в
себе
множество
разных
основополагающих
аспектов.
В
данном
эссе
мы
рассмотрим два важных аспекта современной школы, а именно - "традиции"
и "инновации" в их взаимосвязи и самостоятельном состоянии.
"…следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций
на воспринятую от предыдущих поколений тему... Традиция не является чем-
то
саморепродуцирующимся
и
самовырабатывающимся.
Только
живущее,
познающее,
обладающее
желаниями
человеческое
существо
может
воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто
является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее".
(Эдвард Шилз).
В своей работе "Традиция", известный американский социолог Эдвард
Шилз
очень
верно
отметил
несколько
моментов
относительно
понятия
"традиция".
В
частности
о
развитии
традиции.
Именно
лучшее
и
более
подходящее! Эти два ключевых слова и раскрывают основную суть понятия,
которое мы называем инновацией.
Прежде всего, определим, что представляют собой понятия "традиция"
и
"инновация".
Традиция
-
это
опыт,
накопленный
поколениями,
неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику.
Вся
наша
жизнь
окутана
традициями:
к
примеру,
именины,
церковные
обряды,
праздники,
различные
семейные
традиции
и
т.д.
И
процесс
получения
образования,
по
сути,
является
традицией,
а
затем
уже
объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи,
очевидно, что традиция - неотъемлемый элемент любой структуры.
Однако
стоит
заметить,
что
сама
по
себе
традиция
э то
зарекомендовавшая
себя
и
оправдавшая
право
на
свое
существование
инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как
раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной
вопрос,
отличных
от
существовавших
ранее.
А
инновация
е сть
принципиально
новые
средства,
приемы,
способы
для
решения
уже
существующих
или
вновь
возникающих
проблем,
провоцирующие
позитивные качественные изменения.
Исходя
из
вышесказанного,
нельзя
однозначно
понимать
тезис:
"Современная
школа
-
от
традиции
к
инновациям",
как
только
процесс
перехода
от
традиционной
педагогической
парадигмы
к
принципиально
новой картине образовательного пространства. Здесь важно понимать, что
процесс "инновационизации" - это явление, которое сопровождает общество
с момента возникновения по настоящее время, переводя его на качественно
иные уровни развития.
В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни
общества
и
государства
присутствует
данная
конструкция:
традиция
-
инновация и инновация - традиция. И если посмотреть в прошлое, то все
известные
нам
педагогические
традиции,
концепции,
были
когда-то
инновациями. традиция инновация школа современный
В качестве примера вспомним великого педагога Яна Амоса Коменского.
Коменский
был
новатором
в
области
дидактики,
выдвинувшим
много
глубоких,
прогрессивных
дидактических
идей,
принципов
и
правил
организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года
на
учебные
четверти,
одновременный
прием
учащихся
осенью,
классно-
урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д.).
Коменский хотел "учить всех всему" и требовал всеобщего обучения, которое
должно
распространяться
совершенно
на
всех
детей,
независимо
от
материальных и половых различий.
Тогда,
в
далеком
XVII
веке,
все
эти
идеи
были
действительно
инновациями в области воспитания и образования. Прошло четыре века, и
что
мы
видим
сегодня?
Классно-урочная
система
-
это
традиционная
организация образовательного процесса. Всеобщее образование - традиция и
норма
в
современном
обществе,
и
высшие
законодательные
акты
давно
закрепили этот принцип. И эту цепочку можно продолжать и продолжать.
Мы
видим:
то,
что
когда-то
было
инновацией
в
образовании,
пройдя
длительный процесс, превратилось в традицию.
Современная школа все еще базируется на традиционных принципах
образования и требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент
является
важным,
поскольку
школа
один
из
главных
институтов
социализации
личности
в
процессе
жизни,
интеграции
ребенка
в
профессиональное
пространство.
Школа
является
и
основополагающим
звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности.
Поэтому
она
должна
своевременно
и
эффективно
реагировать
на
происходящие
в
современном
мире
процессы,
видеть
и
устранять
возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным
изменениям, т.е. быть адекватным современной действительности. Кроме
того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т.е.
быстро
реагировать
на
изменения
вне
его.
В
качестве
средства
такого
экстренного реагирования и может выступать педагогическая инновация.
Важно отметить, что сама по себе инновация не обязательно должна носить
глобальный
характер.
Как
педагогическую
инновацию,
например,
можно
рассмотреть
совершенствование
отдельных
элементов
образовательной
системы.
Здесь
задача
каждого
учреждения
образовательной
системы,
особенно
современной
школы,
самостоятельно
реагировать
на
внешние
изменения посредством создания и внедрения инноваций.
Таким образом, педагогические инновации - нововведения, которые
разрабатываются и проводятся не только органами государственной власти
(например, на уровне реформ), но и работниками и организациями системы
образования и науки.
Говоря непосредственно о педагогических инновациях, можно иметь ввиду
следующие изменения:
-
в
содержании
образования,
т.е.
в
учебных
планах
и
программах
по
отдельным предметам;
- во внутренней организации деятельности школы;
- в отношениях "учитель-ученик";
- в методах обучения.
К инновациям в отдельных учебных заведениях можно отнести не
только
создание
принципиально
новых
методов
и
форм
работы,
но
и
внедрение,
и
распространение
педагогических
систем,
разработанных
педагогической культурой мира: М. Монтессори, Л.В. Занков (развивающее
обучение) и др.
Таким
образом,
процесс
инновационизации
в
современной
школе
-
это
комплексный
процесс,
предполагающий
создание,
внедрение,
новых
педагогических технологий и постепенное их распространение на другие
звенья, и элементы образовательного пространства.
В
век
высокоразвитых
информационных
и
нано-технологий,
глобализационных процессов, новых экологических проблем, происходят
качественные
изменения
во
всех
общественных
и
государственных
институтах, которые ставят новые задачи перед образовательной сферой.
Одной
из
главных
задач
современной
школы
является
воспитание
способного к кардинальным и нестандартным решениям поколения, которое
и обеспечит переход на качественно иные уровни существования общества и
государства.
И
обеспечить
это
возможно
при
грамотном
посредничестве
педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и
воспитательном
пространстве.
А
современная
школа
должна
стать
той
территорией, где это посредничество должно осуществляться, способствуя
переходу общества на качественно новый уровень развития.
Структура творческой деятельности преподавателя
Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить учащихся
активно
мыслить,
сформировать
у
них
умение
самим
находить
знания.
Знания только тогда прочны, когда «приобретаются» усилиями своей мысли,
а
не
просто
памятью.
В
этом
специфика
познавательного
процесса.
Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти человека
запечатлевается лишь 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит,
90 % того, что он делает. Отсюда следует, что наиболее эффективной формой
обучения является форма, которая основывается на активном включении
студента
в
действие,
связанное
с
самостоятельным
поиском
знаний.
Актуальной проблемой в настоящее время в системе образования является
изучение
структуры
профессиональной
педагогической
деятельности
педагога в обучении . Данная педагогическая деятельность является моделью
подготовки
магистрантов
и
молодых
преподавателей
к
научно-
педагогической деятельности на высоких уровнях профессионализма. Это в
свою очередь является условием эффективного формирования студента как
будущего
специалиста.
Проблемы
общественного
развития,
рост
объема
информации,
повышение
требований
студенческой
аудитории
—
все
это
обязывает
и
самых
опытных
преподавателей
с и с т е мат и ч е с к и
совершенствовать
свое
педагогическое
мастерство.
При
всей
свободе
творчества
педагог
должен
придерживаться
важнейших
требований
методики,
выделенных
как
принципы
обучения.
Принципы
определяют
требования к содержанию, организации и методике процесса обучения.
Система принципов такова:
принцип научности преподавания — это
научное
изложение
материала
с
учетом
последних
достижений,
аргументированный
отказ
от
устаревших
экономических
концепций
и
взглядов;
принцип практической направленности учебного процесса
подразумевает раскрытие особенностей развития соответствующей области
знаний в современных условиях, использование практических наработок в
области
учебного
курса,
психологическую
подготовку
к
будущей
практической
работе;
принцип
систематичности
и
последовательности
изложения материала;
принцип доступности обучения по глубине, объему и
наглядности
с
учетом
экономической
грамотности
обучаемых;
принцип
наглядности;
принцип
коллективизма
и
индивидуального
подхода
к
обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых. Так же
основной составляющей педагогической деятельности в обучении является
личность преподавателя.
Преподаватель должен быть профессионалом своего дела. То есть, он
должен глубоко знать дисциплину, которую излагает и преподает, владеть
методикой
преподавания
этой
дисциплины,
применять
знания
по
таким
направлениям
как,
психология,
педагогика,
социология
и
физиология
человека. Педагог должен постоянно совершенствовать ораторское технику,
то есть обладать силой звука, тембром, дикцией, темпом речи, работать над
дикцией. Кроме этого, преподаватель должен уметь делать самопрезентацию.
Так
же
преподаватель
должен
соблюдать
определенные
требования
к
современной лекции.
С учетом этих требований каждая лекция:
должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно
излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную
связь с предыдущим материалом;
быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное
количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь
четко выраженную связь с практикой;
проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения,
ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;
обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся
необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной
работы;
находиться
на
современном
уровне
развития
науки
и
техники,
содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
отражать методическую обработку материала (выделение главных
мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных
формулировках);
быть
наглядной,
сочетаться
по
возможности
с
демонстрацией
аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь
вводимых терминов и понятий;
быть
доступной
для
восприятия
данной
аудиторией.
Реализация
данных
требований
обеспечивает
высокий
научно-методический
уровень
лекции преподавателя и практических занятий с обучающимися.
Помимо соблюдения перечисленных выше требований преподаватель
дисциплины должен постоянно проводить мониторинг о разнообразии видов
практических занятий и лекций. На современном этапе развития дидактики
имеются такие подходы к определению видов лекции. В учебных заведениях
наиболее распространенными являются вводная, тематическая, обзорная и
заключительная
лекции.
В
наше
время,
когда
часто
практикуется
дистанционное
образование,
преподаватели
используют
тиражирование
дисков для распространения необходимой студентам информации или даже
создают научные Интернет-порталы.
Если рассматривать инновационный подход к учебному процессу, то
наиболее распространенными считают такие виды нетрадиционной лекций,
как:
проблемная,
мотивационная,
подготовительная,
интегрирующая,
учредительная,
лекция-провокация,
лекция-вдвоем,
лекция-визуализация,
лекция-пресс-конференция
или
бинарная
лекция,
лекция-информация,
лекция-воспоминание,
лекция-показ,
лекция-репортаж,
лекция-инструктаж,
лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, кейс-
метод, метод дискуссии, разработка интеллект-карты и т. п.).
Так
же
преподаватель
должен
владеть
методикой
подготовки
и
проведения лекции. Если лекция проведена методически грамотно, то она
вызовет интерес не только к определенной теме предмета, но и к самому
процессу обучения, что является важным стимулом к самообразованию и
творческому саморазвитию учащихся.
Преподаватель
дисциплины
должен
обладать
следующими
профессионально важными качествами:
направленность на педагогическую деятельность, основные мотивы и цели
выбора
педагогической
профессии
(стремление
работать
со
студентами,
обучать и воспитывать их, интерес к предмету, психическая устойчивость;
гибкость, мобильность способность быстро реагировать и «переключаться»)
черты характера: активность, целеустремленность, воля, настойчивость,
решительность,
смелость;
самообладание
и
выдержка,
социальная
нормативность
(соответствие
нравственных
установок
общепринятым
нормам поведения и взаимоотношения с другими людьми),
способность к правильной самооценке;
нравственные
качества:
чувство
долга,
честность,
порядочность,
патриотизм, аккуратность, способность к работе в команде; чувство юмора
любознательность,
социальные качества: общительность, тактичность, терпимость;
требовательность к себе и к учащимся,
способность к предупреждению (превентивные мероприятия по решения
скрытого конфликта) и решения конфликтных ситуаций; коммуникабельность
и т.д.
Эффективность
работы
преподавателя
дисциплины
определяется
следующими критериями:
высоким
уровнем
психолого-педагогической
и
профильной
подготовки;
грамотностью и осведомленностью в соответствующих вопросах;
моделированием
педагогических
ситуаций
и
умением
творчески
организовывать
учебно-воспитательный
процесс
в
условиях
учебного
заведения;
прогнозированием последствий определенных событий, инцидентов,
ситуаций в целом;
количеством учащихся, поддающихся обучению;
количеством учащихся, положительно и с интересом относящихся к
изучению дисциплины.
Перспективами
дальнейшего
развития
исследования
педагогической
деятельности преподавателя в обучении должны быть:
-
ведущим
аспектом
педагогической
деятельности
преподавателя
в
обучении
любого
учебного
заведения
должно
стать
внедрение
инновационных
дидактических
технологии
на
лекционных,
практических
занятиях и во время подготовки учащихся к практике;
-
перспективы
дальнейшего
развития
лекционных
занятий
должно
состоять
в
обеспечении
преподавателем
рационального
соотношения
традиционных и нетрадиционных видов лекции и развития субъект-субъект
объектные взаимодействия преподавателя и обучающегося;
-
преподаватель
должен
на
практических
занятиях
обеспечивать
развитие профессиональных компетенций будущих специалистов благодаря
широкому
использованию
различных
современных
педагогических
технологий, которые постоянно дополняться новыми авторскими открытием
и находками преподавателей; сочетать индивидуальную и групповую работу
со студенческой молодежью, создавая условия для их творческого развития;
- применение современных технологий обучения в процессе подготовки
студентов к прохождению практики должно способствовать формированию
личностно
значимых
умений
и
навыков
основных
составляющих
преподавательской деятельности, воспитанию потребности систематически
самосовершенствоваться,
которые
являются
инвариативными
для
многих
сфер будущей практической деятельности специалиста.
Следовательно,
в
условиях
современных
учебных
заведений
преподаватель
дисциплин
отвечает
за
выполнение
поставленных
педагогических задач и несет полную ответственность за принятые решения.